<< Пред. стр. 362 (из 913) След. >>
ч.II, 1953; А. П. Чехов на бъя*-гарска сцена. 1961; Очерци за нашиартисти, 1961. P.P.
КАРАЛАМБОВ, Стефан (р.26. IV. 1902) - болгарский актёр. Засл. арт.
НРБ (1949). Учился в Драматич. школе им. К. Сагаева (1922) в Софии. В
1925-28 руководил Читалищными театрами и работал как проф. актёр в
провинц. т-рах. Был директором ряда провинц. передвижных трупп,
"Современного кооперативного т-ра" (1938-39) и др./где ставились
прогрессивные совр. пьесы, в т. ч. сов.- "Платон Кречет" (играл гл.
роль). В 1947-51 К.- директор Нар. т-ра им. Будевской в Бургасе, в
дальнейшем актёр и режиссёр софийского Нар. т-ра им. И. Вазова'. Димитр.
пр. (1950).
Роли: Гамлет, Фердинанд, Незнамов, Хлестаков; Протасов ("Дети
солнца"). Пост. спектакли: "Изгнанники" Вазова, "Разведка" Стрелкова,
"Констаятин Заслонов" Мовзона, "Вампиры" Страшимирова и др. Ст. К.
КАРАЛЛИ, В. - см. Коралли, В. КАРАМАЗОВ, Дмитрий Михайлович (наст.
фам.- Афанасьев; 1861 - 1912) - русский актёр. В 1892 дебютировал в
Василеостровском т-ре (Петербург). Играл в Харькове, Киеве, Одессе,
Вильнюсе, Саратове, в 1895 - 96, 1903 - 04, 1911 - 12- в Иркутске. К.
обладал хорошими сценич. данными, красивым голосом, замечат. дикцией,
выразительным жестом, тщательно работал над ролями, стремился к историч.
точности костюма. Иск-во К. было отмечено благородной простотой, большой
общей культурой. Он пропагандировал классич. драматургию, лучшие пьесы
совр. авторов (Чехова, Горького). Знаток Шекспира, К. был одним из
лучших исполнителей роли Гамлета на провинциальной сцене. Роли: Уриэль
Акоста (о. п. Гуцкова), Освальд ("Йривидения"); Людовик XI (о. п.
Делавиня), Иванов (оп. Чехова), Пётр ("Мещане") и др. Выступая как
режиссёр, К. стремился к ансамблю.
Лит.: Велизарий М., 'Путь провинциальной актрисы, М.-Л., 1938;
Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1956; Маляревский П. Очерк из
истории театральной культуры Сибири, (Иркутск], 1957. С. К.
КАРАМЗИН, Николай Михайлович [1(12).ХП.1766- 22.V(3.VI).1826]русский
писатель, историк, литературный и театральный критик. Крупнейший
представитель рус. сентиментализма. Образование получил в Москве,в
пансионе проф. Шадена. Лит. деятельность начал в первом рус. детском
журнале масонского направления, издававшемся Н. И. Новиковым,- "Детское
чтение для сердца и разума" (1785-89). В 1791-92 ,К. издавал "Московский
журнал", в к-ром помещал рецензии на моек. спектакли, а также на нек-рые
пьесы, идущие на парижской сцене. Восприняв от Руссо и англ.
сентименталистов культ естественности, природы, интерес к раскрытию в
иск-ве индивидуальной душевной жизни человека и отстаивая в своих театр.
рецензиях эти принципы, К. объективно способствовал борьбе за
демократиза-цию рус. т-ра. Однако общественно-политич. взгляды К. не
отличались прогрессивностью. Его гуманизм имел чисто нравственные цели.
К. не только не требовал реальной борьбы с социальным насилием, но,
напротив, надеялся примирить людей разных сословий на почве
сентименталистского взаимопонимания и эмоционального равноправия.
Театральные высказывания К. направлены против классицизма, переживавшего
в этот период кризис, и влияния франц. класси-цистич. иск-ва.
Схематичному представлению классицистов о характере как о совокупности
простейших, одинаковых у всех людей психич. элементов, организуемых
посредством воспитания, К. противопоставлял свой взгляд на характер как
на сложную и притом совершенно индивидуальную душевную организацию. К.
выступает в своих статьях против риторичности и нравоучительности,
привитых т-ру классицизмом. Классицистам Расину и Корнелю К.
противопоставлял Шекспира. В предисловии к своему переводу трагедии
Шекспира "Юлий Цезарь" (1787) К. говорит о Шекспире как о всеобъемлющем
гении и важнейшее достоинство Шекспира видит в том, что "каждая степень
людей, каждый возраст, каждая страсть, каждый характер говорят у него
собственным своим языком". К. с восхищением отзывался о драмах Шиллера и
Лессинга, "мещанскую трагедию" к-рого "Эмилию Галотти" он перевёл в
1788. Эти драматурги привлекают К. силой изображаемых страстей, глубоким
нравственным чувством, трогательностью положений, умением показать
человека без прикрас, таким, каков он есть. Однако обличит. пафос их
произв. оставался чужд К. Именно поэтому он ставил в один ряд с
Шиллером, Гёте и Лессингом реакционного, "чувствительного" драматурга А.
Ко-цебу. Под влиянием пьес Коцебу К. написал свою единственную пьесу
"Софья" (опубликована в "Московском журнале" за 1791).
Интерес к миру душевных переживаний заставляет К. с особым вниманием
относиться к актёрскому иск-ву, расцвет к-рого он связывает с новым
типом драмы, развивающейся вне канонов классицизма. У К. впервые в рус.
критике актёр предстаёт как осн. художник т-ра, самостоят, творец
сценич.образа, вкладывающий в него собств. переживания и чувства. К.
живо описывает и анализирует актёрскую игру. Особенно интересна его
рецензия на спектакль "Эмилия Галотти" Лессинга в Моск. т-ре
("Московский журнал", 1791, ч. 1, кн. 1). К. требовал от актёра
жизненной простоты, силы и искренности чувств. Понимание К. т-ра как
иск-ва, в к-ром драма и актёрское творчество сливают свои средства и
предстают в нерасторжимом единстве, характеризует новый этап в развитии
рус. театр. мысли и практики сценич. иск-ва. После ликвидации
"Московского журнала" К. отходит от непосредственной театр.-критич.
деятельности, хотя основанный им журн. "Вестник Европы" (редактировался
К. в 1802-03) продолжал уделять большое внимание вопросам т-ра. Ок. 1804
К. начал углублённые занятия рус. историей. Впоследствии издал свой
многотомный капитальный труд - "История государства Российского".
Драматурги 1800-х гг. неоднократно черпали сюжеты своих произв. из
повестей К. Популярная повесть К. "Бедная Лиза" легла в основу пьесы В.
М. Фёдорова - "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" (1803), в
к-рой, однако, гуманистич. идея К. оказалась принесённой в жертву
консервативной морали и мелодраматич. интриге. В 1802 Н. И. Ильин
написал пьесу "Лиза, или Торжество благодарности" (1802), сюжетно не
связанную с повестью "Бедная Лиза", но отталкивающуюся от неё и даже
вступавшую с ней в нек-рую полемику. Повесть К. "Наталья, боярская дочь"
(1792) легла в основу одноимённой ис-торич. драмы С. Н. Глинки (пост. на
петерб. сцене в 1805). С повестью К. "Марфа Посадница" перекликается
драма Ф. Ф. Иванова "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода" (1809).
Гуманизм К.-писателя, его внимание к внутренней жизни человека, его
борьба с канонами классицизма и проповедуемая им как критиком творч.
свобода художника оказали влияние на рус. т-р и драму. Пушкин, резко
выступивший против политич. позиций К., становившихся с течением времени
всё более консервативными, высоко ценил его вклад в рус. культуру.
Выдающееся значение К. как писателя и критика неоднократно подчёркивал
Белинский.
Соч.: Сочинения, т. 1-3,СПБ, 1848.
Лит.: [Г у к о в с к и и Г. А.], Карамзин, в кн.: История русской
литературы, т. 5, М.-Л., 1941; [Б е р к о в П. Н.]. Развитие
литературной критики в XVITI веке, в кн.:
История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958. Т. Р.
КАРА-МУРЗА, Сергей Георгиевич [псевд. -Сергей Кармин, Саддукей;
29.1.1878-10.Х.1956]- русский советский театровед, театральный критик. В
1903 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1898.
Печатался в "Театральной газете", "Театральном курьере", журн. "Рампа и
жизнь" и др. Осн. работы К.-М. посвящены Малому т-ру.
Соч.: Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924;
Пров Михайлович Садовский. Нар. арт. СССР, в сб.: Семья Садовских,
М.-Л., 1939, с. 213-66; Мария Фёдоровна (М. Ф. Андреева), "Огонёк",
1946, .Ne 5; Пров Михайлович Садовский. 1874-1947, М.-Л., 1948. С. Г.
КАРАНДАШ [наст. имя и фам. - Михаил Николаевич Румянцев; р. 9(22).
XI. 1906]-советский цирковой артист, комик. Нар. арт. РСФСР (1958). Род.
в Петербурге в семье слесаря. Учился в школе рисования и черчения, с
1922 работал плакатистом. В 1927 поступил в Техникум цирк. иск-ва. В
1930 дебютировал в Московском цирке-шапито как клоун-ковёрный. Вначале
повторял черты образа, созданного Ч. Чаплиным. Впервые в образе
Карандаша выступил в Ле-нингр. цирке (сезон 1934-35, взяв псевдоним
известного французского художника-карикатуриста). Его герой -
жизнерадостный человек, полный детской непосредственности, обаяния. Он с
увлечением принимает участие в различных забавах и проделках, отличается
весёлым озорством, ярким юмором. Артист играет нашего современника,
наделённого добродушием, находчивостью, живостью воображения. Он одет в
обычный, но мешковатый- костюм, в чёрные большие, не по мерке, ботинки,
чёрную остроконечную шляпу. К. внимательно наблюдает за происходящим на
арене, стараясь по-своему повторять то, что увидел. Его неловкость
порождает ряд забавных ситуаций. К. часто принимает участие как комич.
актёр в акробатич., гимнастич. и др. номерах. Он постоянно вовлекает в
свои номера служащих арены и зрителей. Артист исполняет интермедии,
имеющие самостоят, значение в программе. В этих сценах образ К.
по-прежнему отличается наивностью, верой в происходящее; искренность,
правдивость исполнения сочетаются в этих выступлениях с яркой
буффонадой. В 1936-46 Румянцев выступал преим. в Моск. цирке. В годы
Великой Отечеств. войны он создал ряд сатирич. номеров; обличал
руководителей фашистской Германии, высмеивал бюрократов, лентяев и т. д.
Среди интермедий этих лет - "Речь министра пропаганды Геббельса", "Как
фашисты шли на Москву и бежали от Москвы", "Статуя" и др. С 1946
Румянцев- худ. рук. группы клоунов, выступает в разл. цирках. В
репертуар его входят злободневные сатирич. номера; снимается в
кинофильмах ("Карандаш на льду" и др.). Артист внёс значит, вклад в
развитие сов. иск-ва клоунады.
Выступал за рубежом: Финляндия (1946), Франция (1958), ГДР (1959),
Италия (1959), Бразилия и Уругвай (1960), Англия (1961).
Лит.: Румянцев М., На арене советского цирка, М., 1954; Финк И.,
Карандаш, "Советский цирк", 1958, ј 4; Никулин Л., Карандаш, М., 1956.
Ю. Д.
КАРАПЕТЯН, Оганес Левонович [р. 1(14). IV. 1914]- армянский советский
режиссёр. Засл. арт. Арм. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с 1947.
В 1932-36 учился на режиссёрском ф-те ЦЕТЕТИСа. Сценич. деятельность
начал в 1936 в Ленинака некем т-ре как режиссёр. Работал гл. режиссёром
в т-рах Дилижана (1938-41), Степанавана (1941-48), Гориса (1950-52),
Кировакана (1952-57). Деятельность К. способствовала поднятию сценич.
культуры районных т-ров Арм. ССР. С 1957 - режиссёр арм. т-ра
музко-медии. Пост. спектакли: "Хатабала" Сундукяна (1953), "Зимняя
сказка" Шекспира (1954) - в Кировакане, "Укрощение строптивой" Шекспира
(1959) - в т-ре муз-комедии и др. Б. А.
КАРАТОВ (наст. фам. - Карапетян), Александр Данилович
(14.XI.1882-16.VII.1956) -армянский советский артист оперы
(лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1954). В 1911 по окончании
Моск. консерватории (класс проф. У. Мазетти) начал сценич. деятельность.
Выступал в оперных т-рах
Москвы, Тбилиси, Баку, Риги, Харькова, Киева и др. городов. В 1933-47
К. был артистом Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). Партии:
Ленский, Альмавива, Герцог, Альфред, Хозе;.Пинкертон ("Чио-Чио-сан"),
Ашуг ("Алмаст" Спендиарова), Назар ("Храбрый Назар" А. Степаняна) и др.
Голос К. отличался звучностью, гибкостью и красотой тембра, игра -
естественностью и правдивостью. В 1942-54 К. был директором Ереванского
хореографич. уч-ща. Б. А.
КАРАТЫГИН, Пётр Андреевич [29.VI(11.VII). 1805- 24. IX(6.X). 1879] -
русский драматург, актёр, педагог. Род. в Петербурге. Сын Андрея
Васильевича и Александры Дмитриевны, брат Василия Андреевича
Каратыгиных. Окончив Петерб. театр. училище (1821), К. в течение всей
жизни играл на сцене Александрийского т-ра. Исполнял преим. комедийные и
водевильные роли: Загорец-кий ("Горе от ума"), Заму-хрышкин ("Игроки"
Гоголя), Фон Фонк ("Холостяк" Тургенева). Играл в собств. водевилях -
Сен-Феликс ("Чудак-покойник, или Таинственный ящик"), Клейстер
("Булочная") и мн. др. Как актёр, по отзыву Белинского, К. имел "талант
односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма
замечательный" (Собр. соч., т. VIII, стр. 534).
В истории рус. т-ра К. известен гл. обр. как автор водевилей (написал
73 пьесы, в т. ч. 46 водевилей;. первый - "Знакомые незнакомцы", 1830).
Наибольший успех имели: "Заёмные жёны, или Не знаешь,. где найдёшь, где
потеряешь" (1834), "Дом на Петербургской стороне, или Искусство не
платить за квартиру" (1838), "Ложа 1-го яруса на последний дебют
Тальони" (1838), "Чудак-покойник, или Таинственный ящик" (1841),
"Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845) и др.
Большинство водевилей К.- переводы и переделки иностр. пьес и рус.
повестей. Пьесы К. отличаются занимательностью,. живым, остроумным
диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петерб. нравы. Их героями
являются преим. мелкие чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты,
крепостные крестьяне. В водевиле "Дом на Петерб. стороне..." К.
изображает благородного бедняка-чиновника, к-рый мстит домовладельцу за
издёвки над такими же бедняками, как он. Чиновничий быт метко изображён
в очень популярном водевиле К. "Вицмундир". Сатиру на разоряющееся
дворянство представляет водевиль "Дон Ранудо ди Калибрадос,-или Что за
честь, коли нечего есть" (1833). Беспринципных критиков К. вывел в
"Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) К. говорит
о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы
К. не поднимаются до обличений политики самодержавия. Ограниченность
взглядов К. особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа"
(1847), к-рый в сущности был направлен против реализма в рус. лит-ре.
Драматургич. деятельность К. продолжал до конца жизни (последнюю
комедию "Козёл отпущения" написал в 1878). К.- автор "Записок", в к-рых
нашли отражение события театр. жизни. К. вёл педагогич. работу в Петерб.
театр. уч-ще (1832-38).
Соч.: Сочинения, СПБ, 1854; Сборник театральных пьес... Оригинальные
и переводные водевили и комедии, т. 1-3, СПБ, 1880; Водевили, М., 1937
(вступ. статья М. Па-ушкина "Старый русский водевиль и П. А.
Каратыгин");
Записки, т. 1-2, Л., 1929-30 (в прилож. дан перечень дра-матич.
произв. К.).
Лит.: Беляев М., Из истории старого водевиля (А. Ф. Кони и П. А.
Каратыгин...), в кн.: А. Ф. Кони. Юбил. сборник, Л., 1925; Брудный Д.,
Демократические тенденции в русском водевиле, в кн.: Учёные записки
(Киргизского женского педагогич. ин-та им. В. В. Маяковского), вып. 2,
Фрунзе, 1 957; Успенский В. С., Русский классический водевиль, в кн.:
Русский водевиль, Л.-М., 1959. Д. Бр.
КАРАТЫГИНЫ - семья русских актёров.
1) Андрей Васильевич [4 (15). VII. 1774- 26. XII. 1831 (7. I. 1832)].
Окончил Петерб. театр. уч-ще (1794); ученик И. А. Дмитревского.
Дебютировал на сцене Большого т-ра в Петербурге в 1791, еще будучи
учеником, в роли Гекто-ра ("Игрок" Реньяра). Играл роли молодых повес и
щеголей. В 1810 перешёл на роли благородных отцов. С 1819 был режиссёром
рус. драм. труппы. Покинул сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вёл
своеобразный дневник рус. драм. труппы - "Журнал Театральный", куда
ежедневно заносил все события петерб. сцены. "Журнал" К., хранящийся в
Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР в Ленинграде, содержит
большой фактич. материал и представляет значит, ценность для истории
т-ра. Данные "Журнала" использовал П. Арапов в "Летописи русского т-ра"
(1861).
2) Василий Андреевич [26 II (10 III). 1802, Петербург,-13 (25). III.
1853, там же]. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны К.
(Перловой). Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте
внешней торговли. Драм. иск-вом занимался с А. А. Шаховским, затем с П.
А. Катениным - видным теоретиком и пропагандистом классицистскои
трагедии. В 1820 дебютировал в петерб. Большом т-ре в роли Фингала
("Фингал" Озерова). Через своего учителя Катенина вошёл в круг
крупнейших деятелей рус. культуры. Был знаком с Пушкиным, Грибоедовым,
Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, мн. представителями
передовой дворянской молодёжи. Однако после подавления восстания
декабристов К., как и многие дворяне того времени, у к-рых не было
органической связи с освободит, движением, отошёл от передовых сил и
примкнул к консервативному "верноподданническому" лагерю. На раннем
этапе творчества К. был тесно связан с традициями классицизма. Уже в
20-е годы определились характерные черты актёрского стиля К.приподнятая
героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность
поз. К. исполнял заглавные роли в трагедиях В. А. Озерова ("Димитрий
Донской"), Корнеля ("Сид", 1822), играл Ипполита в трагедии Расина
"Федра" (1823).
Со времени открытия Александрийского т-ра в Петербурге (1832) К. -
ведущий актёр-трагик этого т-ра. Исполнял главные роли в реакционных,
псевдопатриотических пьесах Н. В. Кукольйика и Н. А. Полевого на
столичной сцене: Пожарский, Ляпунов, Басенок ("Рука всевышнего отечество
спасла", 1834, "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский", 1835, "Боярин
Фёдор Васильевич Басенок", 1844, Кукольника), Иголкин, Неизвестный
("Иголкин, купец Новгородский", 1838, "Параша-сибирячка", 1840,
Полевого) и др. Играя в трагедиях Шекспира, К. подходил к ним с позиций
классицистскои эстетики. Пренебрегая психологич. сложностью
шекспировских героев, К-"выделял в них одну главную, как ему казалось,
черту. В роли Отелло (1836) подчёркивал ревность, в Гамлете (1837) -
борьбу датского принца за престол. Необычайно сильных внешних эффектов
К. достигал в пьесах Шиллера подменяя, однако, социальное содержание его
произв. личными конфликтами: тема мести лежала в основе его трактовки
роли Карла Моора (1828); оскорблённым сыном в исполнении К. был
Фердинанд ("Коварство и любовь" Шиллера, 1827). К. много играл в
мелодрамах: Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа,
1828), Кин ("Кин, или Гений и бес-путство" Дюма-отца, 1837), Нино
("Уголино" Полевого, 1838). К. обладал высокой актёрской техникой. Он
много работал, добиваясь блестящей отделки роли, продумывал и
отрабатывал каждый жест, интонацию. Но интонационные и пластич. эффекты
К. нередко противоречили художеств. логике сценич. образа.
Гастроли К. в Москве (1833 и 1835) вызвали оживлённую полемику, к-рая
вышла за рамки эстетич, спора об актёрском иск-ве и приобрела острый
общественный характер. Критик "П. Щ." (Н. И. На-деждин), отрицательно
отозвавшийся о парадно-декоративном иск-ве К., противопоставлял ему
любимое демократии, зрителем бунтарское творчество П. С. Мо-чалова. В
отзыве на спектакль "Мария Стюарт"" в к-ром участвовали одновременно К.
и Мочалов, "П. Щ." писал: "Высшая часть публики, впрочем ко всему
довольно равнодушная, была за Каратыгина, средняя - наполовину, низшая -
за Мочалова". В защиту "светского" иск-ва К. выступил С. П. Шевырёв. В
1835 в полемику вокруг имён К. и Мочалова вступил В. Г. Белинский со
статьёй "И мое мнение об игре г. Каратыгина", в к-рой поставил ряд
кардинальных вопросов актёрского творчества. "Смотря на его игру,- писал
о Каратыгине Белинский,- вы беспрестанно удивлены, но никогда не
тронуты, не взволнованы... В его игре всё так удивительно, но вместе с
тем так поддельно, придуманно, изысканно" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953,
с. 187). Иск-ву К. Белинский противопоставлял демократич. творчество
Мочалова. Отмечая выдающийся талант и блестящее мастерство К., В. Г.
Белинский, А. И. Герцен и др. говорили о вредном влиянии, к-рое
оказывала на него официальная пресса, подчёркивали зависимость К. от
вкусов придворно-аристократич. зрителей. С конца 30-х гг. иск-во К. под
влиянием статей Белинского, поездок в Москву, совм. выступлений со мн.
мастерами реалистич. школы Малого т-ра, а главное в связи с общим
процессом развития реализма постепенно обретало черты естественности и
простоты. Так, напр., играя роль Людовика XI ("Заколдованный дом"