<< Пред.           стр. 37 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  АПАЧ (от нем. Patsch - пощёчина) - в цирке приём клоунады, звонкая
 фальшивая пощёчина, к-рой награждают дсуг друга клоуны.
  АПЛОДИСМЕНТЫ (франц. applaudissement - рукоплескание, от лат.
 applaudo - рукоплещу) - выражение одобрения, приветствия. В театре -
 рукоплескания публики в знак одобрения исполняемого на сцене, а также
 для вызова актёров по окончании акта. Еще в Др. Риме существовала
 разработанная система А., имевших разные значения. А. сохранились в
 т-рах всех последующих времён и стран. В России А. вошли в обиход с
 конца 18 в.
  АПОЛЛИНЕР (Apollinaire), Гийом наст. фам. и имя - Костровицкий
 (Kostrowicky), Гийом Альбер Владимир Александр Аполлинарий] (26. VIII.
 1880-9. XI. 1918) - французский писатель, поэт, драматург. Род. в Риме.
 Происходил из старинного рода польских дворян. Получил образование в
 коллежах Монако и Канн. Лит. деятельность начал в 1897 в Ницце, где
 выпускал рукописную газету "Мститель" и помещал в ней стихи и фарсы. В
 1900 написал одноактную комедию "Бегство постояльца". В 1903 А.
 приступил к созданию драмы в стихах "Сосцы Тирезия", завершённой им в
 1917 (студия Р. Мобеля, Париж). Эта пьеса, направленная против
 мальтузианства, носила формалистич. характер. А. определил "Сосцы
 Тн-резия" как "сюрреалистическую" драму. В предисловии к пьесе А.
 сформулировал осн. черты нового направления в театр. иск-ве,
 формировавшегося в полемике с творческой практикой А. Антуана. Выступая
 против натуралистич. изображения действительности, А. требовал полного
 произвола художника в трактовке явлений жизни, настаивал на том, чтобы
 на сцене показывали не "кусок жизни", а "драму человечества" вообще. В
 пьесе "Цвет времени" (1918, т-р "Искусство и свобода" Л. Л ара, Париж),
 рисуя картину гибели старого мира, раздираемого непримиримыми
 противоречиями, А. создал сатирич. образ-макаку человека-индивидуалиста.
 В 1918 А. написал текст оперы-буфф "Казано-ва". Сатирико-буффонная
 направленность драматургии А. оказала значительное влияние на творчество
 Ж. Кокто, Ж. Жироду, А. Адамова.
  Соч.: Oeuvres poetiques, Р., 1956. См. библ., г. 1221-35. Лит.:
 Aragon L., Le 24 juin 1917, "Lettres francaises", P., 1957, 27,VI-3VII.
 В. Вал.
  "АПОЛЛО" (Apollo Theatre)-английский театр. Открыт в 1901 в Лондоне.
 В "А." выступали муз. и драм. труппы. В течение ряда сезонов в "А."
 устраивались муз. клоунские представления "Пелисье фоли" (организатором
 этих представлений был композитор Г. Пелисье). С 20-х гг. 20 в. в "А."
 ставятся пьесы англ. и зарубежных авторов. Среди спектаклей т-ра: "То,
 что знает каждая женщина" Барри (1923), "Восторг идиота" Шервуда (1938),
 "О мышах и людях" Стейн-бека (1939), "Ярко освещённый путь" Реттигена
 (1942), "Каково им дома?" Пристли (1944), "Личные жизни" Коуарда (1944),
 "Тигр у ворот" Жироду (по его пьесе "Троянской войны не будет",
 1955). ?. ?.
  "АПОЛЛО" - латышский театр. Основан в 1905 в Риге актёрами Нового
 Латышского т-ра после его закрытия царскими властями. В годы реакции
 "А.", работая в трудных условиях (отсутствие материальной базы,
 текучесть состава), пользовался большой популярностью среди рабочих
 зрителей и трудовой интеллигенции. Среди лучших спектаклей "А.": "На
 дне" (1906); "Евреи" Чирикова (1906), "Гибель Надежды" Хейерманса
 (1905); т-р впервые осуществил пост. на латышской сцене пьес Чехова
 ("Иванов", 1906, "Дядя Ваня", 1907). Но репертуар "А." был противоречив;
 наряду с произведениями Горького и Чехова здесь шли и декадентские
 пьесы. Из труппы "А." вышли ведущие латышские актёры: Р. Берзинь, Г.
 ЖибалТу А. Амтман-Бриедит и др. После основания Лиепайского (1907) и
 Нового Рижского (1908) т-ров лучшие актёры перешли туда, т-р "А."
 потерял своё значение и был закрыт. Я. К.
  АПОЛЛОДОР из Г e л ы ('??????????? ???????) (342-290 до н. э.) -
 представитель новой аттической комедии. Современник драматурга Менандра.
 Сохранились отрывки комедий А. Д. С.
  АЦОЛЛОДОР изКариста ('??????????? 6 ????-?????)(??,300-260 до н. э.)
 - один из видных представителей новой аттической комедии. Написал около
 50 произведений. Сохранились отрывки 12 из них. А. пять раз оказывался
 победителем на драматических состязаниях. У А. заимствовал сюжеты для
 двух своих пьес римский комедиограф Те-ренций.
  Соч.: Frammenta, comicorum graecorum, t. IV, lirsi?. von A. Meineke,
 В., 1841. Д. С.
  "АПОЛЛОН" - русский художественно-литературный иллюстрированный
 журнал декадентского направления. Издавался в Петербурге с октября 1909
 (вышло три номера) по дек. 1917 (ежегодно по десяти номеров, в
 1910-девять). Редакторы-С. К. Маковский и Н. Н. Врангель (в разные годы
 - совместно и порознь). В "А." печатались статьи и хроника по вопросам
 изобразит, иск-ва, лит-ры, музыки, т-ра. Помещались регулярные рецензии
 - обзоры постановок моек., петерб. и крупных провинциальных т-ров,
 краткие корреспонденции о зарубежных театр. событиях и др. В журнале
 сотрудничали Л. Н. Андреев, В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Н. Н. Евреинов и
 др. Большинство статей в "А." основывалось на идеалистической теории
 "искусства для искусства". В 1909-10 журнал имел приложение -
 "Литературный альманах" (вышло 3 книжки). А. Шн.
  АПОЛЛОНИО (Apollonio), Марио (р. 28. IX. 1901)- итальянский критик,
 историк литературы и театра. Профессор католического ун-та в Милане.
 Активная деятельность А. как историка литературы и критика развернулась
 гл. обр. в области изучения творчества драматургов. А. написал книги:
 "Метастазио" (1930), "Альфьери" (1930), "Творчество Карло Гольдони"
 (1932), "Шекспир" (1941), "Мольер" (1942), "Ибсен" (1944). В этих
 работах драматургия изучается :е только с литературной, но и с чисто
 театр. стороны. Но в своей оценке творчества Гольдони и др. драматургов
 А. придерживается консервативной, клерикальной точки зрения, присущей
 итал. учёным, связанным с Ватиканом. Большим вкладом в театроведение
 является труд А. "История комедии дель арте" (1930), в к-ром впервые
 прослежено развитие этого вида т-ра. В капитальном труде А. "История
 итальянского театра" (4 тома, 1938-50) даётся ан лиз всех видов итал.
 т-ра от мистерии до совр. драмы. А. написал ряд драм: "Дузе" (1947, т-р
 "Базилика", Милан), "Алкивиад", "Апокалипсис Иоанна Богослова".
  С о ч.: Storia della commedia dell'arte, Roma, 1930;
  Storia del teatro italiano, v. 1-4, Firenze, 1938-50. С Мок
  АПОЛЛОНОВЫ ИГРЫ (лат. ludi Apollinares) - благодарственные
 празднества в честь бога Аполлона в Древнем Риме. Были учреждены во
 время 2-й Пунической войны (218-201), устраивались как в республиканскую
 эпоху, так и в эпоху империи, ежегодно 5 июля. Сопровождались
 театральными представлениями в Большом цирке (Circus maximus). C. M,
  АПОЛЛОНСКИИ, Роман Борисович (1865-1928)- русский актёр. В 1881
 окончил балетное отделение Театр. уч-ща в Петербурге; в том же году был
 определён в труппу Александрийского т-ра; играл здесь до конца жизни. В
 летние сезоны выступал в Одессе, Киеве, Харькове и др. городах. Обладая
 блестящей внешностью, красивым голосом, изысканными манерами, А. в
 молодости исполнял роли "первых любовников": Гамлет, Фердинанд, Чацкий и
 др. Однако свои лучшие образы он создал, когда перешёл на характерные
 роли. А. играл также Протасова ("Живой труп"), Тарелкина ("Дело"),
 профессора Сторицына (о. п. Андреева). Последняя роль вызвала
 восхищённые отзывы Станиславского. После Октябрьской революции А. был
 заведующим художественной частью бывшего Александрийского т-ра, затем
 членом директории и управляющим этого т-ра (до 1920).
  Лит.: Актеры и режиссеры. "Театральная Россия", М., 1928, с. 271; Ю р
 ь e в Ю., Записки, ч. 1-3,Л.-М., 1948; M a-лютпн Я., Актеры моего
 поколения, Л.-М., 1959, с. 237-256. А. Кл.
  АПОРТИРОВКА (от франц. apporter - приносить) - один из элементов
 цирковой дрессировки. Заключается в том, что животное (обычно лошадь) по
 приказу артиста-дрессировщика находит и приносит ему спрятанные на
 манеже (в опилках, в специальных шкатулках и т. п.) предметы. Ал. Ш.
  АПОСТОЛОВ, Мефодий Максимович [р. 11 (24). V. 1915] - молдавский
 советский актёр. Нар. арт. Молд. ССР (1952). Член КПСС с 1948. Депутат
 Верховного Совета Молд. ССР 4-го созыва. Сценич. деятельность начал в
 1937 в Молдавском муз.-драм. т-ре (Кишинёв). Роли: Лебедев ("Гайдуки"
 Костаке);
  Жадов, Митя ("Доходное место", "Бедность не порок"); Яровой ("Любовь
 Яровая"); Лазо ("Сергей Лазо" Бондаревой); Годун ("Разлом") и др.
 Творчество А. отмечено мастерством перевоплощения, стремлением раскрыть
 внутр. сущность характера героя. Д. П.
  АПОСТОЛОВА, Екатерина (р. 17. XI. 1917)-болгарская артистка оперы
 (колоратурное сопрано). Впервые выступила на оперной сцене в Софии в
 1940; с этого же года А. - солистка Софийской народной оперы. Выступала
 в различных по характеру партиях:
  Джильда; Розина; Констанца, Сусанна ("Похищение из Сераля", "Свадьба
 Фигаро" Моцарта), Лючпя ди Ламмермур (о. п. Доницетти) Каролина ("Тайный
 брак" Чимарозы) и др. Гаст} тировала в ГДР, Чехословакии, Румынии и др.
 г пах. Выступает в концертах. Л. М.
  АПОФЕОЗ (от греч. ???????? - обожествление) - заключительная,
 торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной
 программы, циркового представления. А. прославляет народ, героя, к.-л.
 событие и т. п. В нём участвует большое количество действующих лиц. А.
 носит обычно монументальный характер, исполнен подъёма, мощи, величия
 (заключит, сцены оперы "Иван Сусанин", балета "Медный всадник" и т. п.).
 Может являться также самостоят, частью к.-н. зрелища (представления,
 празднества, шествия). Самостоят. А. (обычно без текста) строятся на
 выразительных группировках и позах действующих лиц ("живая картина",
 "немая сцена"), в них используется яркое декорационное оформление,
 костюмы, бутафория и т. п. Мастером эффектных самостоят. А. был в России
 художник-декоратор и машинист Большого т-ра К. Ф. Вальц.
  АППАКОВА, Даржия Сейфулловна [18. II (2. III). 1898-28. V. 1948] -
 татарская советская писательница, драматург. В 1922-23 училась в драм.
 студии при Казанском Большом драм т-ре, в 1923-25 работала как актриса в
 труппе Казанского политотдела. Лит. деятельность начала в 1932 (писала
 преимущественно для детей). Автор пьес: "Находчивый юноша" (1945, Т-р
 им. Камала, Казань), "Колыбельная песня" (1949), "Ильдус" (1950),
 поставленных татарской труппой ТЮЗа (Казань). X. К.
  АППАРАО, Гурузада (30. XI. 1861-30. XI. 1915)- индийский писатель.
 Один из основоположников совр. лит-ры на яз. телугу. В 1896 написал свою
 первую пьесу "Каньясулкам" ("Выкуп за невесту"), посв. бесправному
 положению женщин Андхры. Пьеса, отмеченная реалистич. характеристикой
 героев, написанная разговорным языком, успешно ставилась любительскими
 коллективами. А. принадлежат также пьесы "Кондубхаттийяму",
 "Биль-ханнийяму", направленные против религиозных и кастовых
 предрассудков. Св. 77.
  АППИА (Appia), Адольф (1. IX. 1862-29. II. 1928) - музыкант, художник
 и теоретик театра. Род. в Женеве (Швейцария). Творч. взгляды А.
 формировались в 90-х гг. в кругах, близких вагнеров-скому т-ру в
 Байрёйте и пропагандировавших идеи музыкальной драмы. Наблюдая
 ремесленническую, рутинную постановку произв. оперного иск-ва на сцене,
 А. выступил с книгой "Сценическое воплощение вагнеровской драмы" (1895),
 а затем с работой более общего характера - "Музыка и её сценическое
 воплощение" (1899). А. требовал, чтобы оформление спектакля было
 подчинено интересам актёра, к-рого должны окружать не иллюзорные
 живописные холсты, а подлинно трёхмерное пространство, с планшетом
 сцены, разбитым на планы различной высоты, по к-рым мог бы двигаться
 актёр. Мощным выразит. средством А. считал свет, но не рамповый и
 софитный, уничтожающий тени, а концентрированный, создающий тени и
 выявляющий объём. Подчиняя сценич. оформление спектакля раскрытию
 душевного состояния персонажа, А. требовал отказа от бытовой и историч.
 детализации, призывал к предельной обобщённости, абстрактности и
 условности декорации, считал, что цветовой или световой штрих способен в
 большей мере раскрыть эмоциональное содержание образа, чем бытовые
 детали. Ок. 1910 А. стал работать совм. с Э. Жаком-Далькрозом в
 руководимом последним Ин-те ритмической гимнастики (Хеллерау), где
 участвовал в создании пластич. композиций. С этих пор понятие ритма
 занимало всё большее место в его теоретич. трудах и проектах оформления
 спектаклей. Замыслы сценич. (пространственного и светового) воплощения
 муз. драм Вагнера, а позднее и др. муз. и драм. произведений (пьесы
 Ибсена, "Фауст" Гёте) А. фиксировал в эскизах. В 1903 в Париже по его
 замыслу была осуществлена пост. отрывков из симфонич. музыки Шумана к
 поэме "Манфред" Байрона и из оперы "Кармен". В 1912 в Хеллерау совм. с
 Жаком-Далькрозом А. пост. пластич. композицию на муз. оперы "Орфей и
 Эвридика" Глюка. В 1923 в миланском т-ре "Ла Скала" по его проектам и
 эскизам была пост. опера "Тристан и Изольда" Вагнера.
  На теоретич. взгляды А. оказали влияние символистские тенденции,
 характерные для бурж. иск-ва его времени. Но искания А. во многом
 определили новаторские устремления передовых режиссёров и театр.
 художников нач. 20 в. (М. Рейнхардт. Ж. Копо, Ж. Питоев, В. Э.
 Мейерхольд, А. Я. Таиров и др.).
  С о ч.: La mise en scene du drame wagnerien, P., 1895; Die Musik und
 die Inszenierung, Monaco, 189JB; Comment reformer notre mise en scene,
 "Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne,
 1908, 1,15 Apr.; Die Musik und das Buhnenbild, в кн.: Katalog der
 Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914; L'oeuvre d'art vivant,
 Gen., 1921; L'art vivant ou nature morte?. P., 1923; Album de
 productions, Z., 1929;
  Goethes "Faust", Bonn, 1929.
  Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа, в кн.: Художественные отклики,
 СПБ, 1912; Бабенчиков ?.,?? Анпиа и Крэга к будущему театру, "Новая
 студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на
 пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o n s ? n L., Adolphe
 Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y., 1946; "Theatre Arts Monthly",
 1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig, в кн.: La
 regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.
  АППЛИКАЦИЯ в т е а т p e (от лат. applicatio -накладывание) -приём
 изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. А. в
 декорациях создаётся путём наложения на основу(непрозрачную- холст,
 просвечивающую - бязь, или прозрачную - сетка) деталей, вырезанных из
 материала различной плотности, фактуры и окраски. Для А. на плоских
 завесах применяются мягкие, лёгкие материалы (бязь, марля, тюль и др.);
 при апплицировании на объёмных предметах также и более тяжёлые материалы
 (холст, байка, плюш и др.). Художник-исполнитель наносит на осн.
 материала рисунок А. Затем окрашенные куски А. нашивают или наклеивают
 пластическим клеем на основу (предварительно А. пропитываются
 огнезащитным составом и подкрахмаливаются). При подсвечивай ии сбоку и
 освещении сзади декорации с А. могут создавать разнообразные
 выразительные эффекты.
  Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.
  "АПТЕКАРЬ" ("Der
  Apotheker")-опера И. Гайдна, либр. по пьесе К. Гсль-дони"Lо
 Speziale". Пост. осенью 1768, замок князя Эстергази в Зйзентптадте.
 Последующие пост.: Вена (1770, 1895,' 1899, 1909, 1932); Дрезден (1895);
  Гамбург (1895); Амстердам (1911); Лондон (1925); Нью-Йорк (1926);
 Будапешт (1932). Изда ния.-"A.", W.-Lpz., A. J. Gutmann, 1895. Д\ Гр.
  АПУШКИН, Яков Владимирович [р. 2(14). X. 1899] - русский советский
 драматург. Окончил Военно-педагогич. институт (1921). Лит. деятельность
 начал в 1917. Автор одноактных пьес в стихах
  ("Невольник чести", "Солдатская клятва", "Горная сказка" и др.),
 ставящихся коллективами художественной самодеятельности, а также
 многоакт-ных пьес - "Богатырский сказ" (1945, Мичуринский тезтр) и др.
 А. принадлежат переводы на рус. яз. пьес народов СССР: "Батыр Курманбек"
 Джантошева (1944), "Чермен" Плиева (1957) и др.
  Соч.: Пьесы, М., 1957; Камерный театр. 1914-1927, M.-Л., 1927;
 Живогазетный театр. М., 1930; К. Ф. Юон, М.. 1936.
  АПХАЙДЗЕ, Эммануил Элисеевич [р. 17(29). VIII. 1899] - грузинский
 советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Род. в Кутаиси, в семье
 ремесленника. По окончании кутаисского реального уч-ща (1917) работал
 суфлёром в Кутаисском т-ре. В 1921-23 - актёр Батумского, в 1923-24 -
 Кутаисского т-ров, с 1924-в Т-ре им. Руставели (Тбилиси). В 1926 окончил
 театр. ин-т в Тбилиси. А. играет преимущественно комедийные и
 характерные роли. Созданные им сценич. образы отмечены ярким юмором,
 нац. своеобразием. Среди ролей А.:
  Босо ("Измена" Сумбатова), Гонджа ("Арсен" Шан-шиашвили), Мирза
 ("Потопленные камни" Мосаш-вили, Ст. пр. 1951), Нестор ("Из искры..."
 Дадиани), Соломон Морбеладзе ("Осенние дворяне" Клдиаш-вили), Бублик
 ("Платон Кречет"), Городулин, Дуд-кин ("На всякого мудреца довольно
 простоты", "Еез вины виноватые"), Пандольфо ("Невеста из афиши"
 Гольдони), Диего ("Испанский священник" Флет-чера). Снимался в кино
 (фильмы "Клятва", "Арсен" и др.). , Г. Б.
  АРАБДАН (1904-43) - монгольский актёр. Засл. арт. МНР (1942).
 ЧленМНРП. С 1931 до конца жизни работал в драм. т-ре в Улан-Баторе.
 Исполнял характерные, гл. обр. отрицат. роли. Среди ролей: лама-учитель
 ("Тёмная власть"), слуга ("Маньчжурский закон"), тушмил, лама ("Новый
 путь", "Три Шарайгольских хана" Намдака), Жеронт ("Проделки Скапена").
 Г. У.
  АРАБЕСК (франц. arabesque, букв.- арабский) - одна из основных поз
 классич. танца. Во время выполнения А. тело опирается на выпрямленную
 ногу, другая, также прямая, 'поднимается и вытягивается назад вверх,
 одна рука вытягивается вперёд, другая отведена в сторону или назад
 корпус наклонён вперёд, спина вогнута, вытянутая нога и рука
 уравновешивают корпус. Существуют и др. варианты этой основной схемы,
 напр. в романтич. балете часто применялся А., при к-ром руки
 скрещивались и сгибались над грудью. В совр. балете встречается много
 разнообразных форм А. (см. Поза).
  Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., Л.--М.,
 1948.
  АРАБЛЙНСКИЙ (наст. фам.- Х а л а ф о в), Гусей н Мамед оглы [1881,
 Баку,- март 1919, там же] - азербайджанский актёр, режиссёр. Род.. в
 семье моряка. Учился в русско-татарской школе, где участвовал в
 спектаклях ученич. театр. кружка под рук. педагога и театр. деятеля Г.
 Махмудбекова. Изучал рус. и зап.-европ. драматургию, посещал спектакли
 рус.т-ро. Впервые выступил в ученич. спектакле в 1897 в Баку; играл
 эпизодич. роль конюха в комедии "Везир ленкоранского ханства" Ахундова.
 С 1905 выступал как проф. актёр (первая значительная роль - Рустамбек в
 "Горе Фахред-дина"Везирова). Играл в первых проф. азербайджанских
 труппах об-в "Ниджат", "Сафа" и др. Был режиссёром и организатором
 спектаклей; гастролировал в городах Закавказья, Поволжья, Сев. Кавказа,
 Закаспия, в Иране.
  А. был основоположником азерб. театр. иск-ва, боролся за демократич.
 передовое направление нац. т-ра против бурж. руководителей трупп,
 насаждавших реакц. тенденции, пропагандировал азерб., рус. и мировую
 классич. драматургию. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и
 гумани-стич. идеи, он создал пламенные эмоциональные образы передовых
 людей, выступающих против феодального гнёта, косности и бесправия,Фахрад
 ("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина" Везирова),
 Бахадыр ("Бахадыр и Сона" Нариманова, 1916). Величие и мощь народа А.
 воплотил в образе ку: еца Гяве (о. п. Ш. Сами, в обработке С. Ахундова
 (1908). Острые обличительные характеристики тиранов и деспотов были даны
 А. в ролях - Ага Мухаммед-шах Каджар (о. п. Ахвердова, 1907) и Надир шах
 (о. п. Нариманова, 1906). Обличение деспотии было продолжено А. и в

<< Пред.           стр. 37 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу