<< Пред.           стр. 372 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 невеста"), Альмавива и' др.
  Лит.: X у ч у а П., Тбилисский гос. ордена Ленина театр оперы и
 балета им. Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Л. Ив.
  КВАРЕНГИ, Г в а р e н г и, Джакомо [20 или 21.IX.1744, близ Бергамо,
 - 11(23).III.1817, Петербург] -архитектор. Крупный представитель рус.
 классицизма последней четв. 18-нач. 19 вв. По нац. итальянец. С 1780 жил
 и работал в России (преим. в Петербурге). Построил много разнообразных
 зданий (городские и загородные дворцы, жилые дома, общественные и
 садово-парковые сооружения). В 1783-87 К. создал в Петербурге Эрмитажный
 театр - выдающееся произведение рус. и мировой театр. архитектуры.
 Значит, интерес представляет его неосуществлённый проект петерб.
 Большого т-ра. Четыре фасада этого значит, по объему здания,
 рассчитанного на обозрение со всех сторон, украшали монумент,
 восьмиколонные портики. С большим мастерством были решены вестибюль,
 двухсветное фойе с хорами, зрительный зал. В проекте грандиозного дворца
 Н. П. Шереметева в Москве (90-е гг.) К. предусмотрел театр. корпус со
 зрительным залом и сценой. К. принадлежат также проекты т-ра для г.
 Бассано в Италии, павильона "Концертный зал" в Царском селе (1782) и
 концертного зала в Зимнем дворце (нач. 1790-х гг.). И.Ф.
  КВАРТАЛОВА, Антонина Ивановна [р. 17.11 (1.1 II). 1883] - русская
 советская актриса. Отец К. (И. Г. Кварталов) и её сестра
 (Кварталова-Пальмина) были провинц. актёрами. К. окончила Моск. театр.
 уч-ще. 13 лет дебютировала в моек. т-ре "Скоморох", с успехом сыграла
 роль Анютки ("Власть тьмы", сезон 1896-97); исполнила эту роль более 100
 раз. С 1896 в течение двух сезонов выступала в Моск. т-ре Корша (гл.
 роль в водевиле "Я большая" Трофимова и др.). Затем (до 1936) работала в
 провинции - Ярославле, Вильне, Казани, Киеве, Н.-Новгороде, Харькове,
 Баку, Ульяновске и др. городах. С большой задушевностью и теплотой
 играла К. роли порывистых. добрых, чутких женщин. Актриса настроения,
 тонких нюансов, К. создала овеянные лиризмом образы страдающих женщин с
 изломанной душой.
  Роли: Купава ("Снегурочка"), Лариса ("Бесприданница"), Лидочка
 ("Свадьба Кречинского"), Лиза ("Дети солнца"), Анна Демби ("Кин"
 Дюма-отца), Кэте и Раутендслсйн ("Одинокие" и "Потонувший колокол"
 Гауптмана), Гедда, Агнес, Нора ("Гедда Габлер", "Брандт", "Кукольный
 дом" Ибсена), Роксана ("Сирано де Бержерак"), Кити и Мари ("Гибель
 Содома" и "Родина" Зудермана), Вера Мирцева (о.п. Ур-ванцова), Мария
 ("Крик жизни" Шницлера), Бронка ("Снег" Пшибышевского), Паула ("Вторая
 жена" Пинеро), Елена Николаевна ("Ревность" Арцыбашева), Мария Антоновна
 ("Злая яма" Фоломеева).
  Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого" М., 1952, с. 145-90. E. M.
  КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus - четвёртый) - ансамбль из
 4 музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). BOK. K.
 бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт или меццо-сопрано,
 тенор, бас); они исполняются как самостоят. произв. камерной BOK. музыки
 и как отдельные номера (части) более крупных форм, напр. оперы,
 оратории. Особенно часто К. используются в операх, где служат дл
 одновременного выражения чувств и мыслей нескольких героев (т. н.
 "квартеты согласия"- из "Ивана Сусанина" Глинки, "Царской невесты"
 Рим-ского-Корсакова, "квартеты разногласия" - из "Риголетто" Верди).
 BOK. партии оперных К. тонко индивидуализированы, иногда они делятся на
 две группы, контрастные друг другу по настроению (К. 1-го акта "Евгения
 Онегина" - партии Ольги и Татьяны как бы противопоставлены партиям
 Лариной и Няни).
  Лит.: Чёрная Е., Ансамбли, в её кн.: Опера, М. 1961, с. 107; Друскин
 М., Ансамбль, в его кн.: Вопросы музыкальной драматургии оперы, М.,
 1952. Р. Л.
  КВИНТЕТ (итал. quintetto, от лат. quintus - пятый) - ансамбль из 5
 музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). BOK. K.
 встречается гл. обр. в операх как законченный номер. Часто используется
 как форма осмысления и обобщения событий (К. в операх "Пиковая дама",
 "Руслан и Людмила", "Свадьба Фигаро") и экспозиции, для характеристики
 действ, лиц (К. во 2-м действии "Кармен"). Пример комич. К.- в опере
 "Черевички" Чайковского (К. поклонников Солохи).
  Лит.: Чёрная E., Ансамбли, в ее кн.: Опера, М., 1961, с. 107; Д p у с
 к и н М-, Ансамбль, в его кн.: Вопросы музыкальной драматургии оперы,
 М., 1952. Р. Л.
  КВЙСТГОР (Qvistgard), Берта (р.11.VIII.1910)- датская актриса. По
 окончании школы при Королевском т-ре (Копенгаген) в 1933 дебютировала в
 этом т-ре. Работала в разл. копенгагенских труппах ("Дагмар-театр",
 Народный т-р, "Риддерсален", "Аллесенен", "Фредериксбергтеатр"). С
 1957-актриса Нового т-ра. Для К. характерно стремление к глубокой и
 подлинно современной трактовке роли, к созданию сложных и остро
 драматич. образов, воплощающих нравственные и социальные конфликты
 эпохи. Роли: Эва ("Всадник" Браннера), Карин ("Человек без души"
 Лагер-квиста), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга), Кандида (о. п. Шоу),
 Элизабет ("Охота на ведьм" Миллера), Катюша ("Воскресение" по Л.
 Толстому), Аркадина ("Чайка"). В 1956 К. выступила как режиссёр, пост.
 "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккетта и др. Впервые в Дании пост. (в
 1961) спектакль "На всякого мудреца довольно простоты", в к-ром сыграла
 роль Турусиной. К.- прогрессивный обществ, деятель, принимает активное
 участие в движении сторонников мира. Вл. М.
  КВИТКА, Григорий Фёдорович (псевдоним -Ос-новьяненко Грицко)
 [18(29).XI.1778- 8(20). VI 11.18431 - украинский писатель и драматург.
 К. род. в селе Основе под Харьковом (отсюда его псевдоним) в семье
 помещика. В 1804-06 участвовал в спектаклях домашнего крепостного т-ра,
 брал себе роли "самые весёлые и трудные". Был нек-рое время послушником
 монастыря. Лит. деятельность начал в 1816. Принимал активное участие в
 культурной и лит. жизни Харькова; в 1812 способствовал организации в
 Харькове т-ра, входил в состав редакции "Украинского вестника" (1816), в
 к-ром печатал свои стихи и заметки о т-ре. В 1821 К. помог полтавской
 труппе, в к-рой был Щепкин, впервые поставить в Харькове
 "Наталку-Полтавку" Котляревского. К. развивал реалистич. демократич.
 традиции рус. и укр. театр. иск-ва. Драматургич. деятельность начал в
 1827 (писал на рус. и укр. яз.), написав комедию "Приезжий из столицы,
 или Суматоха в уездном городе". Комедия "Дворянские выборы" (соч.
 1ч.-1829,2ч.- 1830), разоблачающая разложение поместного дворянства,
 была запрещена к постановке. Широкую известность получили и до наст.
 времени сохраняются в репертуаре комедии "Сватанье на Гончаровке" (1836,
 труппа Л. Ю. Млотковского) и "Шельменко-денщик" (соч. 1837, пост. 1840,
 там же), в к-рой К. развил типич. образ волостного писаря-проходимца,
 впервые созданный им в комедии "Шельменко, волостной писарь" (1834,
 труппа И. Ф. Штейна в Харькове), содержащей элементы социальной сатиры.
 Роль Шельменко играли Д. Д. Жураховский (труппа Штейна, 1834), К. М.
 Зелинский (1835), К. Т. Соленик(1840), П. И. Григорьев (Петербург,
 1841), М. С.Щепкин (Москва, 1842). К. написал также пьесы "Ясновидящая"
 ("Странница, или Сомнамбула", 1828), "Искренняя любовь" (1842) (пост. в
 Малом т-ре в Москве).
  По своим политич. взглядам К. принадлежал к консервативной дворянской
 интеллигенции; резко осуждая отрицательные явления крепостного строя, он
 в то же время считал этот строй незыблемым.
  Соч.: Твори. В 6 тт., т. 1. Драматичн? твори, Кив, 1956. Лит.:
 Г?сторияукраинской литературы, т. 1, Киев, 1954,с. 172-84; В e p б и ц ь
 к а Е. Г.. Григор?й Фёдорович Кв?тка-Основ'яненко. Нарис життя ?
 творчост?, Харк?в, 1957. //. Д,
  К‚ГЭН - японский средневековый фарс. Сложился одновременно с
 аристократии, т-ром Но в 14-16 вв. Расцвет иск-ва К. относится к 18 в.
 Представления К. исполнялись на языке, близком к разговорному, и были
 широко популярны среди народа. Состояли из бытовых сценок, имеющих
 социально-сатирич. направленность. Позднее представления К., изменённые
 и приспособленные к вкусам правящей знати, вошли в качестве интермедий в
 спектакли т-ра Но. Первоначально К. был импровизационным; тексты пьес
 менялись при каждом представлении в зависимости от состава публики и
 исполнителей. Лучшие варианты сюжетов и актёрского исполнения по мере
 развития т-ра передавались по наследству в устной традиции.
 Канонизированные традиционные тексты были записаны (в основу известного
 сборника "Кёгэн-ки", содержащего 200 пьес, положены ксилографии 17 в.).
 Представление К. обычно продолжается 10- 15 минут, в нём действуют 2-3
 персонажа, сюжет занимателен и динамичен. К. часто используют и для
 создания коротких комедий и танцевальных пьес в т-ре Кабуки. После 2-й
 мировой войны интерес к К., как к одному из наиболее демократич. видов
 япон. традиционного театр. иск-ва, значительно возрос. Устраиваются
 регулярные самостоят, представления К., не связанные с т-ром Но. Большое
 значение для возрождения этого жанра имела деятельность молодых кёгэнси
 - проф. актёров-исполнителей К. Л. Г.
  КЕДРОВ, Михаил Николаевич (р.21.XII.1893)- русский советский
 режиссёр, актёр, педагог. Нар.арт. СССР (1948). Один из творческих
 руководителей МХАТа. Со школьных лет участвовал в любительских драм.
 кружках как актёр и режиссёр; увлекался живописью и скульптурой. После
 Октябрьской революции учился в Свободных художеств. мастерских (с
 1921ВХУТЕМАС). Интерес к изобразит. иск-вам обогатил впо-* следствии
 актёрское и режиссёрское творчество К., отли чающееся пластич.
 выразительностью формы. В 1920 поступил в театр. студию им. Грибоедова
 (рук. В. В. Луж-ский), в к-рой преподавал К. С. Станиславский. В 1922
 был принят во 2-ю студию МХАТа; с 1924 - в труппе МХАТа. Начал выступать
 как актёр на сцене студии, одновременно исполняя эпизодич. роли в
 спектаклях МХАТа (Христиан Иванович-"Ревизор" Гоголя, Меньшиков, Миних и
 Грюнштейн - "Елизавета Петровна" Смолина, сторож Максим - "Дни Турбиных"
 Булгакова, секретарь суда и судья Бридуазон - "Женитьба Фигаро" Бомарше,
 и др.). В 1927 в спектакле "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова создал
 обаятельный образ героя-партизана, китайца Синь-Бин-У. В том же сезоне
 он в остро сатирич. манере сыграл роль попа Ионы в пьесе Леонова
 "Унти-ловск", а в 1931 кулака Квасова в спектакле "Хлеб" Киршона. К
 числу лучших актёрских работ К. относятся также Манилов ("Мёртвые души",
 1932), Захар Бардин ("Враги", 1935), Каренин ("Анна Каренина", 1938),
 Мирон Горлов ("Фронт", 1942), Тартюф и др. В сценнч. образах К. тонкое
 чувство художеств. правды сочетается с глубоким постижением социальной
 сущности роли, мягкость артистич. средств - с яркостью сценич.
 перевоплощения.
  В 30-х гг. К. начал работать как театр. педагог и режиссёр, став
 впоследствии одним из ведущих деятелей МХАТа (в 1946-55 - гл. режиссёр,
 с 1960- председатель худ. коллегии), одним из крупнейших режиссёров сов.
 т-ра. Его первая постановка "В людях" (1933, инсценировка горьковских
 произведений) прочно вошла в репертуар т-ра, получила высокую оценку
 самого автора. В. И. Немирович-Данченко привлёк К. к совместной работе
 над постановкой пьесы "Враги" (1936), сыгравшей значит, роль в
 становлении метода социалистич. реализма на сов. сцене. В те же годы К.
 ведёт педагогич. работу во ВГИКе (на режиссёрском отделении,
 возглавляемом С. М. Эйзенштейном). В 1936 Станиславский пригласил К.
 вести ре-жиссёрско-педагогич. работу в Оперно-драматич. студии, где под
 его руководством был создан ряд драм. ,и оперных спектаклей: "Три
 сестры", "Чио-Чио-сан" и др. После смерти Станиславского К. стал
 творческим руководителем Оперно-драматич. студии-театра им. К. С.
 Станиславского (1938-48), а затем Школы-студии им. В. И.
 Немировича-Данченко при МХАТе. В 1936 К. возглавил группу актёров МХАТа,
 работающих над изучением нового творческого метода К. С. Станиславского.
 На основе этой экспериментальной работы К. был пост. спектакль "Тартюф"
 (1939), где он играл заглавную роль. Станиславский называл К. своим
 ближайшим помощником по созданию "системы". В своей дальнейшей
 режиссёрской и педагогич. работе К. развивал творческие идеи своих
 учителей, конкретизировал нек-рые положения учения Станиславского,
 разрабатывал новые методы режиссёрского творчества. Большое
 принципиальное значение имел новаторский с точки зрения режиссёрских
 приёмов и утверждения новых методов актёрского творчества спектакль К.
 "Глубокая разведка" Крона (1943, Гос. пр. СССР, 1946). Под руководством
 К. на сцене МХАТа были поставлены "Дни и ночи" и "Русский вопрос"
 Симонова (1947), "Дядя Ваня" (1947), "Лес" (1948) и др. К числу лучших
 режиссёрских работ К. принадлежат
  "Плоды просвещения" (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Третья
 патетическая" Погодина(1958). В 1958 К. пост. "Зимнюю сказку" Шекспира;
 в 1961 - пьесу Корнейчука "Над Днепром", посвящённую вопросам колхозного
 строительства. В режиссёрских работах К. преобладает тема формирования
 личности совр. героя, страстного, непримиримого борца за новые идеалы.
 Умение глубоко вскрыть драматургич. конфликт и организовать активную
 сценич. борьбу - отличительная особенность иск-ва К. Последовательный
 продолжатель лучших режиссёрских традиций МХАТа, К. раскрывает идейное
 содержание спектакля прежде всего через иск-во самих актёров. В течение
 ряда лет К. возглавляет творческую лабораторию, в к-рую входят мн.
 крупнейшие сов. актёры и режиссёры, опирающиеся в своём творчестве на
 лучшие достижения иск-ва МХАТа. Др. пост.: "Зелёная улица" Сурова (1948,
 Гос. пр. СССР, 1949), "Чужая тень" Симонова (Гос. пр. СССР, 1950), "Залп
 "Авроры"" Болынин-цова и Чиаурели (1952).
  Лит.- Михаил Николаевич Кедров, М., 1949; Ежегодник Моск. Художеств.
 театра. 1951-'1952 гг., М., 1956, с. 7-72;
  "Театр", 1939, ј 6, там же, 1960, ј 11, с. 91-94; "Театральная
 Москва", 1959, М 139, с. 2-4. Г р. К.
  "КЕЕНОБА" - грузинское народное массовое зрелище. Ведёт своё начало
 от празднеств пробуждающейся природы, земледельч. культа оплодотворения.
 Впоследствии "К." освобождалось от религ. содержания и превращалось в
 нар. зрелище, изображавшее борьбу груз. народа против византийских (6
 в.), арабских (7 в.), монгольских (13-14 вв.), иранских и турецких
 (16-18 вв.) завоевателей. "К." устраивалась ежегодно весной в городах и
 сёлах Грузии. Состояла из сцен: нашествие вражеских орд, насилия врага
 над мирными жителями, восстание и освободительная борьба народа, победа
 над врагом, казнь вражеского кеена (по-монгольски каан - глава
 государства, царь), празднество победы. Участники "К." делились на 2
 партии, к-рые возглавляли кребули. В городах основную массу участников
 "К." составляли горожане, торговцы, ремесленники и население пригородов.
 Расходы на "К." часто несли представители знати, к-рые руководили
 кребули. В "К." часто содержались мотивы социальной борьбы. В 19 в. в
 "К." звучал протест против помещичьего произвола л царского самодержавия
 и хотя царские чиновники запрещали устройство "К.", народ упорно
 отстаивал своё любимое зрелище. В период роста рабочего революц.
 движения в "К." нашла отражение борьба против царской власти:
 изображались покушение на убийство царя, арест революционера, суд над
 ним и его казнь (напр., "К." в Казбеги в 1897). В 1905 "К." иногда
 переходила в революц. выступления трудящихся ("К." в Телави, Хидари,
 Вардзии).
  Традиц. персонажи - маски "К.": кеен (царь) и царица, везир, судья,
 шут, воины вражеского стана, полководец и участники освободительной
 борьбы. Кроме традиц. масок, в "К." включались сатирич. персонажи,
 изображавшие представителей высшей знати. "К." сопровождались уличными
 шествиями, игрой на муз. инструментах, пением и танцами. Традиции "К."
 были использованы при устройстве массово-революц. зрелищ в первые годы
 после установления Сов. власти в Грузии (1921-22). Маски "К." ожили на
 празднестве 1500-летия Тбилиси (1958). Во мн. произведениях грузинской
 литературы, живописи, т-ра, музыки и кино воспроизводятся зрелища "К.".
  Лит.: X a x а н о в [Хаханашвили] А. С., Очерки по истории грузинской
 словесности, вып. l, M., 1895; А м а г-л о б e л и С., Грузинский театр.
 предисл. А. В. Луначарского, М., 1930; Д. ж а н e л и д з e Д.,
 Грузинский театр с древнейших времён до второй половины XIX века,
 Тбилиси, 1959. Д. Д.
  КЕЙЗЕР (Keiser), Рейнхард (9.1.1674-12. IX. 1739) - немецкий
 композитор. Музыке обучался у своего отца, органиста Г. Кейзера, затем в
 школе св. Фомы в Лейпциге, совершенствовался у И. Куссера в Брауншвейге.
 В возрасте 18 лет написал первые сценич. произведения - пастораль "Вновь
 обретённые влюблённые" (пост. во 2-й ред. под назв. "Йемена", 1699,
 Гамбург) и оперу "Базилиус" (1693, Брауншвейг). В 1695-1706 и 1709-17 -
 муз. руководитель первого постоянного нем. оперного т-ра в Гамбурге. Для
 этого т-ра К. написал более 100 опер, гл. обр. на историч. и мифологич.
 сюжеты: "Адонис" (1697), "Помона" (1702), "Октавия" (1705), "Альмира"
 (1706), "Крез" (1710), "Верный обманщик" (1714) и др. Иногда он
 обращался к совр. ему темам (оперы "Лейпцигская битва", 1710, "Иоделет",
 1726, и др.). Оперы К. отличаются мелодич. богатством, лучшие из них
 отмечены интонационным своеобразием и нац. характерностью. В 1719-22 жил
 в Людвигсбурге, в 1722-в Копенгагене, где пост. свою оперу "Улисс", за
 что был удостоен звания "датского королевского капельмейстера". Конец
 жизни провёл в Гамбурге (с 1728 - кантор местного собора). Известен
 также как автор симф. и хоровых произв. К. посвящён зингшпиль Б. Бардиса
 "Неистовый капельмейстер" (1929, Берлин), в к-ром использованы мелодии
 из опер К.
  Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии,
 пер. с франц., М., 1931; Lindner E. 0., Die erste stehende deutsche
 Oper, B., 18'55; Leichtentritt H, R. Keiser in seinen Opern., B., 1901
 (Diss.);
  Wolf f H. Chr.. Die Barockoper in Hamburg, Bd 1-2, Wolfenbuttel,
 1957. Л. М.
  КЕЛБАКИАНИ, Геннадий Леонтьевич [р.15(28).II. 1910] - грузинский
 советский драматург. Лит. деятельность начал в 1926. Автор пьес о
 современности:
  "Достойная награда", "Наше личное дело" (1946,1950, Т-р им.
 Марджанишвили), "Молодая учительница" (1953, Т-р им. Руставели, 1955,
 Моск. т-р им. Пушкина под назв. "Она меняет адрес"), "Зов сердца" о
 жизни молодых шахтёров. М. Гог.
  КЕЛБАУСКАС, Бронюс Юлианович [р. 25. X II (7.1). 1904]-литовский
 советский артист балета, балетмейстер. Нар. арт. Лит. ССР (1955). Чл.
 Коммунистич. партии с 1955. Деп. Верх. Совета Лит. ССР 2-го созыва.
 Ученик Тальони Г. Кякшт, совершенствовался у Н. Легат в Лондоне. С 1922
 участвовал в спектаклях Т-ра оперы и балета в Каунасе (в труппу принят в
 1925). Был первым литов. классич. танцовщиком. Партии: Зигфрид, Дезире
 ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Базилио ("Дон Кихот" Минкуса),
 Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), пан Веблевский ("Невеста" Пакальниса),
 Крезас ("На берегу моря", Юзелюнаса). С 1937 работает как балетмейстер.
 В бурж. Литве К. первый пост. балеты сов; композиторов - "Бахчисарайский
 фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939). В сов. т-ре пост. "Красный
 цветок" (1940). "Мнимый жених" Чулаки (1962) и др. Был постановщиком
 первого нац. балета "Невеста" Пакальниса (1952) о борьбе лит. крестьян
 против угнетателей; использовал нар. танцы и обряды. Пост. К. отличаются
 яркой фантазией, тонким чувством стиля. С 1937 вёл педагогич. работу.
 Гастролировал в Париже, Лондоне и др. городах. А. Руз.
  КЕЛДЫШ, Юрий (Георгий) Всеволодович [р. 16 (29). VI II. 1907]русский
 советский музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1947). Чл.
 Коммунистич. партии с 1947. В 1930 окончил Моск. консерваторию по кл.
 проф. М. В. Иванова-Борецкого. В 1928 начал муз.-лит. деятельность, в
 1930 - педагогическую (с 1948 -проф. Моск. консерватории). В 1950-57 К.
 возглавлял Гос. научно-исследоват. ин-т т-ра, музыки и кинематографии в
 Ленинграде. В 1957-60 -гл. ред. журн. "Советская музыка". С 1960 - зав.
 сектором музыки народов СССР Ин-та истории иск-в. Осн. работы К.
 посвящены деятельности "Могучей кучки", В. В. Стасову и др.
  Соч.: [Статьи о Мусоргском], "Муз. образование", 1928, ј 6; в сб.: М.

<< Пред.           стр. 372 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу