<< Пред. стр. 374 (из 913) След. >>
как оперный дирижёр. Осуществил пост. мн. опер и балетов венг.композиторов-Г.Гольд-марка ("Домашний сверчок", 1896), Ф. Эркеля
("Банк-бан", 1897), Э. Пол ьдини (балет "Железный человек", 1896) и др.
В 1919-20 К.- директор, в 1927-29- муз. директор Будапештского оперного
т-ра. Манера исполнения К. отличалась сдержанностью, внутр.
эмоциональностью. В исполнении К. по-новому прозвучали знакомые венг.
слушателю оперы "Похищение из сераля" Моцарта, "Фиделио" Бетховена,
"Травиата", "Севильский цирюльник" и др. Пост. оперы Вагнера "Парсифаль"
(1925) - последняя работа дирижёра. Я. Дубр.
КЕРНЕР (Korner), Теодор (23. IX.1791- 26.VIII. 1813) - немецкий поэт
и драматург. Сын судебного чиновника, друга Гёте и Шиллера. В 1810-12 К.
изучал историю, философию и право в Лейпциг-ском, Берлинском и Венском
ун-тах. В 1812 стал драматургом венского "Бургтеатра". В 1813 К. принял
участие в войне против Наполеона и погиб в бою под Гадебушем.
К. представитель нем. романтизма нач. 19 в., выражающего идеи
дворянского патриотизма эпохи нац.-освободит, войн против Наполеона. В
ряде произведений К. ярко проявились националистич. тенденции; он
ратовал за независимость немцев под эгидой монархии и церкви. Но его
творчество (особенно трагедии, написанные под влиянием Шиллера) было
проникнуто патриотич. пафосом борьбы с иноземными поработителями. Этим
объясняется огромный успех пьес К. у современников.
Первые пьесы К. - одноактные комедии "Невеста" и "Зелёное домино"
написаны в 1811, пост. в "Бург-театре". В 1812 он написал трагедии
"Искупление", "Розамунда", драмы "Тони", "Гедвига", комедию "Ночной
сторож", к-рые ставились в "Бургтеатре" и в Веймарском т-ре. В лучшей
трагедии К. "Црини", прославляющей героизм защитников родины, драматург
использовал историч. сюжет (оборона венгерской крепости Сигед от
нашествия турок) для отражения совр. событий. Пьеса была высоко оценена
современниками и впоследствии В. Г. Белинским за патриотическую
направленность. Однако в художеств. отношении драмы К. не представляли
особой ценности. Драмы и комедии К. (последние носяг развлекательный
характер, отмечены влиянием Коце-бу) написаны тяжеловесным
александрийским стихом, статичны. Трагедии К. ставились в России
("Црини" в 1832 и др.).
Соч.: Werke, hrsg. von H. Zimmer, Bd 1-2, Lpz., [1917J; в рус. пер.-
Тони, в кн.: Избранный немецкий театр. т. 4, М., 1831: Розамунда, М.,
1833; Зрини, М., 1903.
Лит.: Белинский, Собр. соч., т. 10, М-, 1956. с. 381-85; Z eine г E.,
Korner als Dramatiker, Stockerau, 1900; Topf l e J., Th. Korner. Diss..
W., 1943.
Г. Гур., Harn. В.
"К‚РНТНЕРТОРТЕАТР" ("Karntnertortheater") - один из старейших т-ров
Вены. Построен в 1709, арх. А. Бедуцци. Первонач. в "К." ставились драм.
спектакли (в 1712 И. Страницкий создал первый постоянный драм.
австрийский т-р, к-рый работал в "К."). Наибольшую известность
"К."приобрёл в нач. 19 в., когда на его сцене были пост. соч. крупнейших
композиторов того времени, в т. ч. "Фанирка" Керубини (1806), "Эврианта"
(1823) и "Оберон" (1829) Вебера, "Фра-Дьяволо" Обера (1830), "Норма"
Беллини (1833), "Дон Паскуале" (1843) и "Фаворитка" (1864) Доницетти,
"Эрнани" (1844), "Риголетто" (1852), "Трубадур" (1854), "Травиата"
(1855) Верди, "Лоэнгрин" Вагнера (1858), "Фауст" Гуно (1862) и др. С
1869 ведущим оперным т-ром Вены становится Венская опера, и "К."
утрачивает своё значение. Вс. Г.
"К‚Р-ОГЛЫ" ("К ё p-О Г Л у") - опера У. Гаджи-бедова, либр.
композиторов, М. Ордубады и Г. Исмаилова по мотивам нар. сказаний. Пост.
30 апр. 1937, Т-р оперы и балета им. Ахундова (дирижёр У. Гаджибеков,
реж. Идаят-заде, худ. Мустафаев; Кёр-огльт - Бюлль-Бюль, Нигяр -
Искендерова, Ибрагим-хан - Мустафаев, Гасан-хан-Баги-ров, Хамза-бек -
Гусейнов), в 1943 пост. в Баку на рус. яз. В 1938, 1959 показана на
декадах азерб. иск-ва в Москве. 30 апр. 1962 в Баку - юбилейный
спектакль с участием артистов из союзных республик. Пост. в др. городах:
Ашхабад (1939, 1958), Ереван (1942), Ташкент (1950).
Издания: "К.-о.", рус. пер. Л. Г. Зорина, М." Муз-гиз., 1952. Я. Г р.
КЕРР (Кегг), Альфред (наст. фам.- К е м п н е р, Kempner; 25. XII.
1867 - 12. X. 1948) - немецкий театральный критик. Учился в ун-тах
Бреславля и Берлина. Литературно-критич. деятельность начал в 1898. К.
считал, что театр. критика является самостоят. художеств. жанром, он
создал особый вид рецензии, к-рая состояла из импрессионистич.
зарисовок. В Берлине К. сблизился с О. Брамом и стал одним из первых
театр. критиков, пропагандирующих драматургию Ибсена и Гауптмана на нем.
сцене, одновременно он резко критиковал пьесы Зудермана. К. выступал
против свойственной декадентским драмам абстрактности образов, требовал
от драматурга логически стройного развития действия и
"многоступенчатости" в построении характера. Революц. события в России в
нач. 20 в. вызвали пристальное внимание критика к рус. театр. иск-ву. Он
писал о гастрольных спектаклях Савиной в Берлине, высоко оценивал пьесу
Горького "Враги", в к-рой, по утверждению критика, писатель показывает
рус. народ в героич. период его истории. К. сотрудничал в ряде газет и
журналов ("Таг", "Магацин фюр литератур", "Нёйе рундшау", "Франкфурте?
цейтунг", "Берлинер тагеблатт"). В 1933 К. был вынужден эмигрировать из
Германии из-за преследований со стороны нацистов и лишь незадолго до
своей смерти вернулся из Лондона на родину.
Соч.: Die Welt im Drama, Bd 1-5, В., 1917;Neue Aufl.. В., 1954; Die
Welt im Licht, Bd 1-2, В., 1920-27.
Лит.: S е i d l W., Die geistige Haltung der neueren deutschen
Theaterkritik... Diss., Monaco, 1951. Я. Я.
К‚РСТЕЙН (Kirstein), Линкольн (р. 1907) - американский балетный
критик и деятель балетного т-ра. К. объединил деятелей балетного т-ра
США, пожертвовал средства для организации балетных трупп. Был директором
трупп "Балле тиэтр", "Балле Караван" и "Балле сосайети", "Нью-Йорк сити
балле". В своих теоретич. трудах и практич. деятельности К. отстаивает
принцип абстрагированного танца, не связанного содержанием ("Что такое
балет?", изд. 1959). Был основателем периодич. издания "Данс индекс"
(1942-48), написал книги: "Танец" (1935), "Взрыв балета" (1938),
"Балетная азбука" (1940); автор статей по вопросам балетного т-ра.
Соч.: Dance, N.Y., [1935]; Blast at the ballet, N. Y., 1938; Ballet
Alphabet, N. Y., 1939; The classic ballet. Historical development, в
кн.: The classic ballet. Basic technique and terminology, N. Y., 1952;
What ballet is about, "Dance Perspectives", 1959, ј 1. Дат. Р.
"К‚РТЕН" - см. "Куртина".
КЕРУБИНИ (Cherubini), Луиджи (14. IX. 1760, Флоренция,- 15. III.
1842, Париж) - композитор. По происхождению итальянец, сыграл значит,
роль в истории франц. музыки. Член Ин-та Франции (с 1815). Муз.
образование получил в Болонье у Дж. Сарти. Первоначально выдвинулся как
автор итал. опер-сериа и опер-буффа. С 1784 был придворным композитором
в Лондоне, в 1786 переселился в Париж. Был одним из виднейших
представителей муз. иск-ва эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. В
Париже К. написал 14 опер на франц. тексты, в т. ч. "Лодоиска" (1791),
"Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России и Германии известна под
названием "Водовоз"). Эти произв. знаменовали возникновение нового,
героич. жанра, т. н. "оперы спасения" в к-рой нашли отражение идеи
борьбы с тиранией. Высокой патетикой насыщены оперы К. на античные
сюжеты "Медея" (1797) и "Анакреон" (1803) - образцы оперного классицизма
революц. эпохи. В своём творчестве К. развивал принципы оперного иск-ва
X. В. Глюка. Драматич. пафос сочетался в его операх с клас-сич.
простотой и законченностью стиля, с широтой симфонически обогащённых
оперных форм. К. один из первых ввёл в муз. язык героич. опер
народно-песенные мелодии. В 1789-92 К. дирижировал спектаклями итал.
оперной труппы т. н. "буффонов". С 1795- один из инспекторов, с 1816 -
профессор, с 1822- директор Парижской консерватории. Творчество К.
отличается мелодич. ясностью, мастерством полифонии и оркестровки,
выразительностью муз. декламации. Музыку К. высоко ценили Бетховен и
Глинка.
К. принадлежат также оперы: "Квинт Фабий" (1780, Александрия),
"Адриан в Сирии" (1782, Ливорно), "Деметрий" (1785, Лондон,) "Демофон"
(1788, Париж), "Фаниска" (1806, Вена), "Пигмалион" (1809, Париж),
"Абенсераги" (1813, там же), "Али Баба, или Сорок разбойников" (1833,
там же) и др., мн. вок. и инструмент, соч.
Лит.: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950
(гл.Добавление); Т ь е р с о Ж., Песни и празднества французской
революции, пер. с франц., М., 1933; Р а-диге А., Французские музыканты
эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Н о h е n
е m-s er R., Luigi Cherubini, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1813;
Quatrelles L'Epin eM..Cherubini (1760-1842). Notes et documents inedits,
Lille, 1913; S с h 1 i t z е r F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954.
"КЕТО И КОТЭ" - комическая опера В. Долид' зе (либр. композитора по
пьесе А. Цагарели "Ханума", переработано И. Гришашвилн).'Пост. 11 дек.
1919, Тифлис (дирижёр Столерман, реж. Цуцунава, худ. Зальцман). В 1924
пост. в Москве Оперным т-ром Зимина (дирижёр Штей-ман, реж. Цуцунава,
худ Маторин, балетм. Симонов; Ле-ван - Головин, Маро - Маркитан, Котэ -
Великанов, Макар - Суходольский, К его - Лисичкина, Сако - Светлов, Сико
- Палачев, Барбале - Шелудковская, Бабуси - Мензбир). В 1937 пост. Т-ром
оперы и балета им. Палиашвили на декаде груз. иск-ва в Москве (дирижёр
Азмайпара-швили, реж. Патаридэе, худ. Гудиашвили, балетм. Сухи-швили,
хормейстер П. Палиашвили; Леван- Гамрекели, Маро - Давиташвили, Котэ -
Кварелашвили, Макар - Исец-кий, Кето - Накашидзе, Сако - Кавсадзе,
Сико-Сванидзе, Барбале - Сухиашвили, Бабуси - Степанян). В 1950 пост.
Моск. муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (нов. рус.
текст С. Болотина и Т. Сикорской, новые муз. номера В. Мурадели, дирижёр
Шавердов, пост. Канделаки. реж. Кемарская, худ. Айвазян, хормейстер
Степанов, балетм. Сухишвили; Леван - Ильинский, Маро - Борисова, Макар -
Степанов, Котэ - Матвеев, Кето - Юдина, Барбале - Янко, Кабато -
Росницкая, Сако - Федосов, Сн-ко - Донец, Дареджан - Кузнецова). Пост. в
др. городах Сов. Союза: Киев (1938), Свердловск (1940), Воронеж (1940),
Ташкент (1941), Ереван (1948), Ленинград (1950), Куйбышев (1950), Одесса
(1955) и др. ff, Г р.
КЕТУРАКИС (наст. фам.- Вилкутайтис), Юозас (1. III. 1864-1913) -
литовский драматург. Автор пьесы "Америка в бане" (1895), показывающей
тяжёлую жизнь лит. крестьян в конце 19 в. Яркие образы, острая
сатиричность обеспечили этой пьесе широкую популярность. В. М.
К‚ТЧЕР, Николай Христофорович (1809-86) - русский
писатель-переводчик. Окончил Моск. меди-ко-хирургич. академию (1829).
Занимал различные врачебно-административные посты. К. был близок с
литераторами и актёрами (в частности, со Щепкиным), входил в кружок
Белинского и Станкевича, дружил с Герценом, Огарёвым, хотя не разделял
их политич. взглядов. В 1840-79 переводит пьесы Шекспира, известные до
этого гл. обр. в переделках, поставив своей целью ознакомить рус.
публику со всеми произв. великого драматурга. Однако переводы К.,
стремившегося к скрупулёзной точности, были лишены поэтичности и в т-ре
ставились редко. К. принадлежат также переводы пьес Шиллера "Разбойники"
(1828) и "Заговор Фиеско" (1830). Принимал участие в редактировании
собр. соч. В. Г. Белинского (для изд-ва Солдатёнкова).
Лит.; Шекспир. Пер. с англ. Н. Кетчера, ч. 1, ?., 1841;
Драматические сочинения Шекспира, пер. с англ. Н. Кетчера, ч. ?-??,
М., 1862-1879; Панаев И. И., Литературные воспоминания, М.-Л., 1950;
Станкевич А. В., Николай Христофорович Кетчер, М., 1887. Ю, Д,
"КЕЧ‚К" - шут, скоморох, комик, участник народного зрелища абхазцев
("кечекьра" - шутовство). "Кечекьра" (или "самакуа" у бзыбцев)
устраивалась б. ч. ночью, накануне годовщины по покойному. Комические
представления "К." должны были веселить родных и гостей, съехавшихся
издалека.
"Кечекьра" устраивалась во дворе. Выступления "К." обычно начинались
с шествия быков, пожертвованных родственниками покойного для пиршества.
"К." были одеты в разноцветные смешные платья, среди них были женщины и
мужчины. В качестве текста для представления использовались популярные
комич. повести (напр., "Куач-ипа Мстаф" народного сатирика-певца Жана
Ачба о сватовстве разорившегося дворянина к хромой, глухой и глупой
вдове). В импровизированных представлениях, являвшихся, в сущности,
инсценировкой в лицах, "К." обычно высмеивали отрицательные черты
близкого зрителям быта, нек-рые из них содержали сатирические элементы
(напр., представление о дворянине, к-рый служит переводчиком у
начальника полиции и обирает крестьян, обращающихся к нему за
покровительством). "К." обычно имитировали известных зрителям, подчас
присутствующих тут же людей, высмеивали скупость, жадность, самодурство,
невежество и т. д. "К." выступали с куклами ("акенджи"), прикрепленными
к пальцам на шёлковых ниточках и танцующими под аккомпанемент чонгу-ри,
на к-ром играли "К.". В годы перед установлением Сов. власти в Абхазии
популярностью пользовались "К.":
Адгягу Гунджиа, Шьяабан Сангулиа, Чагуа Кинтуш, Адлей Астана, Накопи
Смил, негр Арап Гагу, женщины-"К.":
Плиапха Сааида, Шлар-пха Жамжважу.
Лит.: Лакербай М., Очерки истории абх. театр. искусства, Сухуми,
1957; его ж е. Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1958 (на груз.
яз.). М. Л.
КИВАРДИНА, Валентина Тихоновна [р. 17(30).V. 1907]-русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1929 окончила студию Ю. М. Юрьева при
Ленингр. академии, т-ре драмы. В том же году начала сценическую
деятельность в ленингр. т-ре Нар. дома (в 1930 был слит с Красным
т-ром). Играла комедийно-характерные роли. С 1936 - актриса Большого
драм. т-ра в Ленинграде. Создание образа молодой коммунистки Наташи в
кинотрилогии о Максиме ("Юность Максима", "Возвращение Максима",
"Выборгская сторона") способствовало расширению диапазона актрисы.
Убедительно показала К. духовное перерождение Варвары Михайловны
("Дачники" Горького), Татьяны ("Разлом" Лавренёва), мужество Энн ("Джо
Келлер и его сыновья" Миллера), душевную силу и стойкость Лидочки
("Свадьба Кречин-ского"), К. создала остро характерный образ Фурначё-вой
("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина).
Другие роли: Поля ("Мещане"), Елизавета (Достигаев и другие"),
Купавина ("Волки и овцы"), Королева ("Дон Кар-лос"), Панова ("Любовь
Яровая").
Лит.: Аренштейн А., Образ Наташи. "Искусство кино", 1939, NQ 5: 3 о л
о т н и ц к и и Д., Горький на ленинградской сцене, в кн.: Театральный
альманах, Л.-М., 1948. С. Др.
КИБКАЛО, Евгений Гаврилович (р. 12.11. 1932) - русский советский
артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1959). В 1956 окончил Моск.
консерваторию по классу пения В. М. Политковского. С 1955 - стажёр, с
1956 - солист Большого т-ра. К. обладает красивым, звучным голосом,
ярким драматич. дарованием. Особенно проявился талант К. в операх С.
Прокофьева "Война и мир" (Андрей Болконский) и "Повесть о настоящем
человеке" (Алексей).
Партии: Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Соколов ("Судьба
человека" Дзержинского); Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"),
Грязной; Шакловитый ("Хованщина"), Фигаро; Марсель ("Богема").
Лит.: Кузнецова И., Евгений Кибкало, "Советская музыка", 1961, .ј 5,
с. 24-28. А. Ив.
КИВ‚ЛИ (??????) [наст. фам. -Адриану (???????); р. 1887] - греческая
актриса. Училась декламации в Афинах у педагога М. Сигаласа. Большое
влияние на формирование К. как актрисы оказал режиссёр т-ра "Неа скини"
К. Христоманос. В 1901- 1906 выступала в т-ре "Неа скини", где исполнила
роли Едвиги ("Дикая утка" Ибсена), Катарины ("Укрощение строптивой"),
Анютки ("Власть тьмы" Толстого) и др. В 1908 организовала труппу, состав
к-рой, как правило, заново формировался перед каждым сезоном. В 1908-11
К. успешно выступала в пьесах греч. драматургов; роли: Фотини Сандрии
Рахиль (о. п. Ксенопулоса Каллиопи ("Искушение" Ксенопулоса), в пьесах
Д. Хорна, С. Меласа и др. Привлекательная внешность и сценич. обаяние
К., гибкий и приятного тембра голос способствовали созданию женских
образов, исполненных душевной чистоты и одухотворённости. В пьесах бурж.
драматургов К. иногда допускала излишнюю сентиментальность и прибегала к
штампам. Особое место в творчестве К. занимает исполнение ролей: Катюши
Масловой (по роману "Воскресение" Толстого), Мирандолины ("Хозяйка
гостиницы"), Норы, Гедды Габлер (о. п. Ибсена), Маргариты Готье ("Дама с
камелиями" Дюма), Анфисы (о. п. Андреева), Ольги ("Три сестры"), Фрекен
Юлии (о. п. Стриндберга) и др. В 1932-34 К. выступала в труппе,
организованной совм. с М. Котопули, в ролях: Марии Стюарт (о. п.
Шиллера), Лавинии ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. В конце 30-х гг.
К. покинула сцену и вернулась лишь в нач. 50-х гг., участвуя в отдельных
постановках: графиня Вале-рена ("Тайна графини Валерены" Ксенопулоса),
Арка-дина ("Чайка"), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её дети" Брехта).
Лит.: Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.
КИВИ (Kivi), Алексис (наст. фам.- Стенвалл, Stenvall; 10.X.1834,
Нурмиярви,- 31.XII. 1872, Тусу-ла) - финский писатель и драматург.
Основоположник финской нац. драматургии. Род. в семье сельского
портного. Посещал лекции ун-та в Хельсинки, к-рый не окончил из-за
материальных трудностей. Материальные заботы, травля офиц. лит. кругов
постоянно преследовали К. и в 1870 привели к психич. расстройству. В
дальнейшем почти всё время жил в деревне. Умер в нищете.
Впервые выступил как проф. драматург с ро-мантич. трагедией
"Куллерво" (первый вариант в 1860, второй - 1864), написанной по мотивам
нар. эпоса "Калевала". В этой трагедии, положившей начало формированию
нац. фин. драматургии, К. создал образ раба-мстителя Куллерво,
восстающего против социального угнетения и несправедливости. Премьера
трагедии состоялась 17 апр. 1882 в Фин. нац. т-ре. В 60-е гг. К.
сблизился с движением за освобождение Финляндии от швед. влияния в
области культуры, за полноправное развитие фин. языка. Произв. К. тех
лет отражали идеи этого движения. Комедия "Сельские сапожники"
("Сапожники Нумми", 1875, Фин. нац. т-р, Хельсинки) - одно из самых
популярных произведений нац. драматургии. Построенная на острых сюжетных
положениях, комедия показывает жизнь фин. деревни, её быт и нравы, для
характеристики героев драматург пользуется сочным нар. языком,
добродушной шуткой. Герои пьесы - сапожник Топиас, его упрямый, но
добрый сын Эско, проворная хозяюшка Марта - подлинно нар. образы.
Одноактная комедия "Помолвка" (1872, Финский т-р) перекликается по теме
с "Сельскими сапожниками". В комедии показано столкновение сельских
жителей с городом, с его разлагающей бурж. цивилизацией. Сочувственно
относясь к сельским труженикам, автор понимает, что гнев его героев
бессилен. Комедия отмечена большим мастерством и юмором, многие её
выражения стали в Финляндии нарицательными. Пьеса "Леа" (1869) на
библейский сюжет отличается реалистичностью в обрисовке характеров и
поэтичностью.
К. принадлежат также стихотворная драма "Беглецы" (1867), одноактная
пьеса "Ночь и день" (1866). Не законченные и не шедшие при жизни К.
пьесы "Пивной поход в Шлеузлингене" (1866), "Лео и Лийна" (1867),
"Канцио", "Проделки Селмы" (1869) и "Мар-гарета" (1871) в наст. вр.
ставятся на фин. сцене.
В своих пьесах К. стремится найти решение обществ. проблем в
просвещении или религии. Пьесы
К. сохраняются в репертуаре совр. т-ров Финляндии, переведены на
иностр. языки.
Соч.: Valitut teokset, 1-2, [Hels.], 1877-78; Kootut teokset, osa
1-4, [Hels.], 1915-19, 3 pain., 1926-1928; в pvc. пер,- Сговор, в кн.: