<< Пред.           стр. 374 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 как оперный дирижёр. Осуществил пост. мн. опер и балетов венг.
 композиторов-Г.Гольд-марка ("Домашний сверчок", 1896), Ф. Эркеля
 ("Банк-бан", 1897), Э. Пол ьдини (балет "Железный человек", 1896) и др.
 В 1919-20 К.- директор, в 1927-29- муз. директор Будапештского оперного
 т-ра. Манера исполнения К. отличалась сдержанностью, внутр.
 эмоциональностью. В исполнении К. по-новому прозвучали знакомые венг.
 слушателю оперы "Похищение из сераля" Моцарта, "Фиделио" Бетховена,
 "Травиата", "Севильский цирюльник" и др. Пост. оперы Вагнера "Парсифаль"
 (1925) - последняя работа дирижёра. Я. Дубр.
  КЕРНЕР (Korner), Теодор (23. IX.1791- 26.VIII. 1813) - немецкий поэт
 и драматург. Сын судебного чиновника, друга Гёте и Шиллера. В 1810-12 К.
 изучал историю, философию и право в Лейпциг-ском, Берлинском и Венском
 ун-тах. В 1812 стал драматургом венского "Бургтеатра". В 1813 К. принял
 участие в войне против Наполеона и погиб в бою под Гадебушем.
  К. представитель нем. романтизма нач. 19 в., выражающего идеи
 дворянского патриотизма эпохи нац.-освободит, войн против Наполеона. В
 ряде произведений К. ярко проявились националистич. тенденции; он
 ратовал за независимость немцев под эгидой монархии и церкви. Но его
 творчество (особенно трагедии, написанные под влиянием Шиллера) было
 проникнуто патриотич. пафосом борьбы с иноземными поработителями. Этим
 объясняется огромный успех пьес К. у современников.
  Первые пьесы К. - одноактные комедии "Невеста" и "Зелёное домино"
 написаны в 1811, пост. в "Бург-театре". В 1812 он написал трагедии
 "Искупление", "Розамунда", драмы "Тони", "Гедвига", комедию "Ночной
 сторож", к-рые ставились в "Бургтеатре" и в Веймарском т-ре. В лучшей
 трагедии К. "Црини", прославляющей героизм защитников родины, драматург
 использовал историч. сюжет (оборона венгерской крепости Сигед от
 нашествия турок) для отражения совр. событий. Пьеса была высоко оценена
 современниками и впоследствии В. Г. Белинским за патриотическую
 направленность. Однако в художеств. отношении драмы К. не представляли
 особой ценности. Драмы и комедии К. (последние носяг развлекательный
 характер, отмечены влиянием Коце-бу) написаны тяжеловесным
 александрийским стихом, статичны. Трагедии К. ставились в России
 ("Црини" в 1832 и др.).
  Соч.: Werke, hrsg. von H. Zimmer, Bd 1-2, Lpz., [1917J; в рус. пер.-
 Тони, в кн.: Избранный немецкий театр. т. 4, М., 1831: Розамунда, М.,
 1833; Зрини, М., 1903.
  Лит.: Белинский, Собр. соч., т. 10, М-, 1956. с. 381-85; Z eine г E.,
 Korner als Dramatiker, Stockerau, 1900; Topf l e J., Th. Korner. Diss..
 W., 1943.
  Г. Гур., Harn. В.
  "К‚РНТНЕРТОРТЕАТР" ("Karntnertortheater") - один из старейших т-ров
 Вены. Построен в 1709, арх. А. Бедуцци. Первонач. в "К." ставились драм.
 спектакли (в 1712 И. Страницкий создал первый постоянный драм.
 австрийский т-р, к-рый работал в "К."). Наибольшую известность
 "К."приобрёл в нач. 19 в., когда на его сцене были пост. соч. крупнейших
 композиторов того времени, в т. ч. "Фанирка" Керубини (1806), "Эврианта"
 (1823) и "Оберон" (1829) Вебера, "Фра-Дьяволо" Обера (1830), "Норма"
 Беллини (1833), "Дон Паскуале" (1843) и "Фаворитка" (1864) Доницетти,
 "Эрнани" (1844), "Риголетто" (1852), "Трубадур" (1854), "Травиата"
 (1855) Верди, "Лоэнгрин" Вагнера (1858), "Фауст" Гуно (1862) и др. С
 1869 ведущим оперным т-ром Вены становится Венская опера, и "К."
 утрачивает своё значение. Вс. Г.
  "К‚Р-ОГЛЫ" ("К ё p-О Г Л у") - опера У. Гаджи-бедова, либр.
 композиторов, М. Ордубады и Г. Исмаилова по мотивам нар. сказаний. Пост.
 30 апр. 1937, Т-р оперы и балета им. Ахундова (дирижёр У. Гаджибеков,
 реж. Идаят-заде, худ. Мустафаев; Кёр-огльт - Бюлль-Бюль, Нигяр -
 Искендерова, Ибрагим-хан - Мустафаев, Гасан-хан-Баги-ров, Хамза-бек -
 Гусейнов), в 1943 пост. в Баку на рус. яз. В 1938, 1959 показана на
 декадах азерб. иск-ва в Москве. 30 апр. 1962 в Баку - юбилейный
 спектакль с участием артистов из союзных республик. Пост. в др. городах:
  Ашхабад (1939, 1958), Ереван (1942), Ташкент (1950).
  Издания: "К.-о.", рус. пер. Л. Г. Зорина, М." Муз-гиз., 1952. Я. Г р.
  КЕРР (Кегг), Альфред (наст. фам.- К е м п н е р, Kempner; 25. XII.
 1867 - 12. X. 1948) - немецкий театральный критик. Учился в ун-тах
 Бреславля и Берлина. Литературно-критич. деятельность начал в 1898. К.
 считал, что театр. критика является самостоят. художеств. жанром, он
 создал особый вид рецензии, к-рая состояла из импрессионистич.
 зарисовок. В Берлине К. сблизился с О. Брамом и стал одним из первых
 театр. критиков, пропагандирующих драматургию Ибсена и Гауптмана на нем.
 сцене, одновременно он резко критиковал пьесы Зудермана. К. выступал
 против свойственной декадентским драмам абстрактности образов, требовал
 от драматурга логически стройного развития действия и
 "многоступенчатости" в построении характера. Революц. события в России в
 нач. 20 в. вызвали пристальное внимание критика к рус. театр. иск-ву. Он
 писал о гастрольных спектаклях Савиной в Берлине, высоко оценивал пьесу
 Горького "Враги", в к-рой, по утверждению критика, писатель показывает
 рус. народ в героич. период его истории. К. сотрудничал в ряде газет и
 журналов ("Таг", "Магацин фюр литератур", "Нёйе рундшау", "Франкфурте?
 цейтунг", "Берлинер тагеблатт"). В 1933 К. был вынужден эмигрировать из
 Германии из-за преследований со стороны нацистов и лишь незадолго до
 своей смерти вернулся из Лондона на родину.
  Соч.: Die Welt im Drama, Bd 1-5, В., 1917;Neue Aufl.. В., 1954; Die
 Welt im Licht, Bd 1-2, В., 1920-27.
  Лит.: S е i d l W., Die geistige Haltung der neueren deutschen
 Theaterkritik... Diss., Monaco, 1951. Я. Я.
  К‚РСТЕЙН (Kirstein), Линкольн (р. 1907) - американский балетный
 критик и деятель балетного т-ра. К. объединил деятелей балетного т-ра
 США, пожертвовал средства для организации балетных трупп. Был директором
 трупп "Балле тиэтр", "Балле Караван" и "Балле сосайети", "Нью-Йорк сити
 балле". В своих теоретич. трудах и практич. деятельности К. отстаивает
 принцип абстрагированного танца, не связанного содержанием ("Что такое
 балет?", изд. 1959). Был основателем периодич. издания "Данс индекс"
 (1942-48), написал книги: "Танец" (1935), "Взрыв балета" (1938),
 "Балетная азбука" (1940); автор статей по вопросам балетного т-ра.
  Соч.: Dance, N.Y., [1935]; Blast at the ballet, N. Y., 1938; Ballet
 Alphabet, N. Y., 1939; The classic ballet. Historical development, в
 кн.: The classic ballet. Basic technique and terminology, N. Y., 1952;
 What ballet is about, "Dance Perspectives", 1959, ј 1. Дат. Р.
  "К‚РТЕН" - см. "Куртина".
  КЕРУБИНИ (Cherubini), Луиджи (14. IX. 1760, Флоренция,- 15. III.
 1842, Париж) - композитор. По происхождению итальянец, сыграл значит,
 роль в истории франц. музыки. Член Ин-та Франции (с 1815). Муз.
 образование получил в Болонье у Дж. Сарти. Первоначально выдвинулся как
 автор итал. опер-сериа и опер-буффа. С 1784 был придворным композитором
 в Лондоне, в 1786 переселился в Париж. Был одним из виднейших
 представителей муз. иск-ва эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. В
 Париже К. написал 14 опер на франц. тексты, в т. ч. "Лодоиска" (1791),
 "Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России и Германии известна под
 названием "Водовоз"). Эти произв. знаменовали возникновение нового,
 героич. жанра, т. н. "оперы спасения" в к-рой нашли отражение идеи
 борьбы с тиранией. Высокой патетикой насыщены оперы К. на античные
 сюжеты "Медея" (1797) и "Анакреон" (1803) - образцы оперного классицизма
 революц. эпохи. В своём творчестве К. развивал принципы оперного иск-ва
 X. В. Глюка. Драматич. пафос сочетался в его операх с клас-сич.
 простотой и законченностью стиля, с широтой симфонически обогащённых
 оперных форм. К. один из первых ввёл в муз. язык героич. опер
 народно-песенные мелодии. В 1789-92 К. дирижировал спектаклями итал.
 оперной труппы т. н. "буффонов". С 1795- один из инспекторов, с 1816 -
 профессор, с 1822- директор Парижской консерватории. Творчество К.
 отличается мелодич. ясностью, мастерством полифонии и оркестровки,
 выразительностью муз. декламации. Музыку К. высоко ценили Бетховен и
 Глинка.
  К. принадлежат также оперы: "Квинт Фабий" (1780, Александрия),
 "Адриан в Сирии" (1782, Ливорно), "Деметрий" (1785, Лондон,) "Демофон"
 (1788, Париж), "Фаниска" (1806, Вена), "Пигмалион" (1809, Париж),
 "Абенсераги" (1813, там же), "Али Баба, или Сорок разбойников" (1833,
 там же) и др., мн. вок. и инструмент, соч.
  Лит.: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950
 (гл.Добавление); Т ь е р с о Ж., Песни и празднества французской
 революции, пер. с франц., М., 1933; Р а-диге А., Французские музыканты
 эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Н о h е n
 е m-s er R., Luigi Cherubini, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1813;
 Quatrelles L'Epin eM..Cherubini (1760-1842). Notes et documents inedits,
 Lille, 1913; S с h 1 i t z е r F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954.
  "КЕТО И КОТЭ" - комическая опера В. Долид' зе (либр. композитора по
 пьесе А. Цагарели "Ханума", переработано И. Гришашвилн).'Пост. 11 дек.
 1919, Тифлис (дирижёр Столерман, реж. Цуцунава, худ. Зальцман). В 1924
 пост. в Москве Оперным т-ром Зимина (дирижёр Штей-ман, реж. Цуцунава,
 худ Маторин, балетм. Симонов; Ле-ван - Головин, Маро - Маркитан, Котэ -
 Великанов, Макар - Суходольский, К его - Лисичкина, Сако - Светлов, Сико
 - Палачев, Барбале - Шелудковская, Бабуси - Мензбир). В 1937 пост. Т-ром
 оперы и балета им. Палиашвили на декаде груз. иск-ва в Москве (дирижёр
 Азмайпара-швили, реж. Патаридэе, худ. Гудиашвили, балетм. Сухи-швили,
 хормейстер П. Палиашвили; Леван- Гамрекели, Маро - Давиташвили, Котэ -
 Кварелашвили, Макар - Исец-кий, Кето - Накашидзе, Сако - Кавсадзе,
 Сико-Сванидзе, Барбале - Сухиашвили, Бабуси - Степанян). В 1950 пост.
 Моск. муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (нов. рус.
 текст С. Болотина и Т. Сикорской, новые муз. номера В. Мурадели, дирижёр
 Шавердов, пост. Канделаки. реж. Кемарская, худ. Айвазян, хормейстер
 Степанов, балетм. Сухишвили; Леван - Ильинский, Маро - Борисова, Макар -
 Степанов, Котэ - Матвеев, Кето - Юдина, Барбале - Янко, Кабато -
 Росницкая, Сако - Федосов, Сн-ко - Донец, Дареджан - Кузнецова). Пост. в
 др. городах Сов. Союза: Киев (1938), Свердловск (1940), Воронеж (1940),
 Ташкент (1941), Ереван (1948), Ленинград (1950), Куйбышев (1950), Одесса
 (1955) и др. ff, Г р.
  КЕТУРАКИС (наст. фам.- Вилкутайтис), Юозас (1. III. 1864-1913) -
 литовский драматург. Автор пьесы "Америка в бане" (1895), показывающей
 тяжёлую жизнь лит. крестьян в конце 19 в. Яркие образы, острая
 сатиричность обеспечили этой пьесе широкую популярность. В. М.
  К‚ТЧЕР, Николай Христофорович (1809-86) - русский
 писатель-переводчик. Окончил Моск. меди-ко-хирургич. академию (1829).
 Занимал различные врачебно-административные посты. К. был близок с
 литераторами и актёрами (в частности, со Щепкиным), входил в кружок
 Белинского и Станкевича, дружил с Герценом, Огарёвым, хотя не разделял
 их политич. взглядов. В 1840-79 переводит пьесы Шекспира, известные до
 этого гл. обр. в переделках, поставив своей целью ознакомить рус.
 публику со всеми произв. великого драматурга. Однако переводы К.,
 стремившегося к скрупулёзной точности, были лишены поэтичности и в т-ре
 ставились редко. К. принадлежат также переводы пьес Шиллера "Разбойники"
 (1828) и "Заговор Фиеско" (1830). Принимал участие в редактировании
 собр. соч. В. Г. Белинского (для изд-ва Солдатёнкова).
  Лит.; Шекспир. Пер. с англ. Н. Кетчера, ч. 1, ?., 1841;
  Драматические сочинения Шекспира, пер. с англ. Н. Кетчера, ч. ?-??,
 М., 1862-1879; Панаев И. И., Литературные воспоминания, М.-Л., 1950;
 Станкевич А. В., Николай Христофорович Кетчер, М., 1887. Ю, Д,
  "КЕЧ‚К" - шут, скоморох, комик, участник народного зрелища абхазцев
 ("кечекьра" - шутовство). "Кечекьра" (или "самакуа" у бзыбцев)
 устраивалась б. ч. ночью, накануне годовщины по покойному. Комические
 представления "К." должны были веселить родных и гостей, съехавшихся
 издалека.
  "Кечекьра" устраивалась во дворе. Выступления "К." обычно начинались
 с шествия быков, пожертвованных родственниками покойного для пиршества.
 "К." были одеты в разноцветные смешные платья, среди них были женщины и
 мужчины. В качестве текста для представления использовались популярные
 комич. повести (напр., "Куач-ипа Мстаф" народного сатирика-певца Жана
 Ачба о сватовстве разорившегося дворянина к хромой, глухой и глупой
 вдове). В импровизированных представлениях, являвшихся, в сущности,
 инсценировкой в лицах, "К." обычно высмеивали отрицательные черты
 близкого зрителям быта, нек-рые из них содержали сатирические элементы
 (напр., представление о дворянине, к-рый служит переводчиком у
 начальника полиции и обирает крестьян, обращающихся к нему за
 покровительством). "К." обычно имитировали известных зрителям, подчас
 присутствующих тут же людей, высмеивали скупость, жадность, самодурство,
 невежество и т. д. "К." выступали с куклами ("акенджи"), прикрепленными
 к пальцам на шёлковых ниточках и танцующими под аккомпанемент чонгу-ри,
 на к-ром играли "К.". В годы перед установлением Сов. власти в Абхазии
 популярностью пользовались "К.":
  Адгягу Гунджиа, Шьяабан Сангулиа, Чагуа Кинтуш, Адлей Астана, Накопи
 Смил, негр Арап Гагу, женщины-"К.":
  Плиапха Сааида, Шлар-пха Жамжважу.
  Лит.: Лакербай М., Очерки истории абх. театр. искусства, Сухуми,
 1957; его ж е. Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1958 (на груз.
 яз.). М. Л.
  КИВАРДИНА, Валентина Тихоновна [р. 17(30).V. 1907]-русская советская
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1929 окончила студию Ю. М. Юрьева при
 Ленингр. академии, т-ре драмы. В том же году начала сценическую
 деятельность в ленингр. т-ре Нар. дома (в 1930 был слит с Красным
 т-ром). Играла комедийно-характерные роли. С 1936 - актриса Большого
 драм. т-ра в Ленинграде. Создание образа молодой коммунистки Наташи в
 кинотрилогии о Максиме ("Юность Максима", "Возвращение Максима",
 "Выборгская сторона") способствовало расширению диапазона актрисы.
 Убедительно показала К. духовное перерождение Варвары Михайловны
 ("Дачники" Горького), Татьяны ("Разлом" Лавренёва), мужество Энн ("Джо
 Келлер и его сыновья" Миллера), душевную силу и стойкость Лидочки
 ("Свадьба Кречин-ского"), К. создала остро характерный образ Фурначё-вой
 ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина).
  Другие роли: Поля ("Мещане"), Елизавета (Достигаев и другие"),
 Купавина ("Волки и овцы"), Королева ("Дон Кар-лос"), Панова ("Любовь
 Яровая").
  Лит.: Аренштейн А., Образ Наташи. "Искусство кино", 1939, NQ 5: 3 о л
 о т н и ц к и и Д., Горький на ленинградской сцене, в кн.: Театральный
 альманах, Л.-М., 1948. С. Др.
  КИБКАЛО, Евгений Гаврилович (р. 12.11. 1932) - русский советский
 артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1959). В 1956 окончил Моск.
 консерваторию по классу пения В. М. Политковского. С 1955 - стажёр, с
 1956 - солист Большого т-ра. К. обладает красивым, звучным голосом,
 ярким драматич. дарованием. Особенно проявился талант К. в операх С.
 Прокофьева "Война и мир" (Андрей Болконский) и "Повесть о настоящем
 человеке" (Алексей).
  Партии: Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Соколов ("Судьба
 человека" Дзержинского); Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"),
 Грязной; Шакловитый ("Хованщина"), Фигаро; Марсель ("Богема").
  Лит.: Кузнецова И., Евгений Кибкало, "Советская музыка", 1961, .ј 5,
 с. 24-28. А. Ив.
  КИВ‚ЛИ (??????) [наст. фам. -Адриану (???????); р. 1887] - греческая
 актриса. Училась декламации в Афинах у педагога М. Сигаласа. Большое
 влияние на формирование К. как актрисы оказал режиссёр т-ра "Неа скини"
 К. Христоманос. В 1901- 1906 выступала в т-ре "Неа скини", где исполнила
 роли Едвиги ("Дикая утка" Ибсена), Катарины ("Укрощение строптивой"),
 Анютки ("Власть тьмы" Толстого) и др. В 1908 организовала труппу, состав
 к-рой, как правило, заново формировался перед каждым сезоном. В 1908-11
 К. успешно выступала в пьесах греч. драматургов; роли: Фотини Сандрии
 Рахиль (о. п. Ксенопулоса Каллиопи ("Искушение" Ксенопулоса), в пьесах
 Д. Хорна, С. Меласа и др. Привлекательная внешность и сценич. обаяние
 К., гибкий и приятного тембра голос способствовали созданию женских
 образов, исполненных душевной чистоты и одухотворённости. В пьесах бурж.
 драматургов К. иногда допускала излишнюю сентиментальность и прибегала к
 штампам. Особое место в творчестве К. занимает исполнение ролей: Катюши
 Масловой (по роману "Воскресение" Толстого), Мирандолины ("Хозяйка
 гостиницы"), Норы, Гедды Габлер (о. п. Ибсена), Маргариты Готье ("Дама с
 камелиями" Дюма), Анфисы (о. п. Андреева), Ольги ("Три сестры"), Фрекен
 Юлии (о. п. Стриндберга) и др. В 1932-34 К. выступала в труппе,
 организованной совм. с М. Котопули, в ролях: Марии Стюарт (о. п.
 Шиллера), Лавинии ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. В конце 30-х гг.
 К. покинула сцену и вернулась лишь в нач. 50-х гг., участвуя в отдельных
 постановках: графиня Вале-рена ("Тайна графини Валерены" Ксенопулоса),
 Арка-дина ("Чайка"), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её дети" Брехта).
  Лит.: Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.
  КИВИ (Kivi), Алексис (наст. фам.- Стенвалл, Stenvall; 10.X.1834,
 Нурмиярви,- 31.XII. 1872, Тусу-ла) - финский писатель и драматург.
 Основоположник финской нац. драматургии. Род. в семье сельского
 портного. Посещал лекции ун-та в Хельсинки, к-рый не окончил из-за
 материальных трудностей. Материальные заботы, травля офиц. лит. кругов
 постоянно преследовали К. и в 1870 привели к психич. расстройству. В
 дальнейшем почти всё время жил в деревне. Умер в нищете.
  Впервые выступил как проф. драматург с ро-мантич. трагедией
 "Куллерво" (первый вариант в 1860, второй - 1864), написанной по мотивам
 нар. эпоса "Калевала". В этой трагедии, положившей начало формированию
 нац. фин. драматургии, К. создал образ раба-мстителя Куллерво,
 восстающего против социального угнетения и несправедливости. Премьера
 трагедии состоялась 17 апр. 1882 в Фин. нац. т-ре. В 60-е гг. К.
 сблизился с движением за освобождение Финляндии от швед. влияния в
 области культуры, за полноправное развитие фин. языка. Произв. К. тех
 лет отражали идеи этого движения. Комедия "Сельские сапожники"
 ("Сапожники Нумми", 1875, Фин. нац. т-р, Хельсинки) - одно из самых
 популярных произведений нац. драматургии. Построенная на острых сюжетных
 положениях, комедия показывает жизнь фин. деревни, её быт и нравы, для
 характеристики героев драматург пользуется сочным нар. языком,
 добродушной шуткой. Герои пьесы - сапожник Топиас, его упрямый, но
 добрый сын Эско, проворная хозяюшка Марта - подлинно нар. образы.
 Одноактная комедия "Помолвка" (1872, Финский т-р) перекликается по теме
 с "Сельскими сапожниками". В комедии показано столкновение сельских
 жителей с городом, с его разлагающей бурж. цивилизацией. Сочувственно
 относясь к сельским труженикам, автор понимает, что гнев его героев
 бессилен. Комедия отмечена большим мастерством и юмором, многие её
 выражения стали в Финляндии нарицательными. Пьеса "Леа" (1869) на
 библейский сюжет отличается реалистичностью в обрисовке характеров и
 поэтичностью.
  К. принадлежат также стихотворная драма "Беглецы" (1867), одноактная
 пьеса "Ночь и день" (1866). Не законченные и не шедшие при жизни К.
 пьесы "Пивной поход в Шлеузлингене" (1866), "Лео и Лийна" (1867),
 "Канцио", "Проделки Селмы" (1869) и "Мар-гарета" (1871) в наст. вр.
 ставятся на фин. сцене.
  В своих пьесах К. стремится найти решение обществ. проблем в
 просвещении или религии. Пьесы
  К. сохраняются в репертуаре совр. т-ров Финляндии, переведены на
 иностр. языки.
  Соч.: Valitut teokset, 1-2, [Hels.], 1877-78; Kootut teokset, osa
 1-4, [Hels.], 1915-19, 3 pain., 1926-1928; в pvc. пер,- Сговор, в кн.:

<< Пред.           стр. 374 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу