<< Пред. стр. 380 (из 913) След. >>
Стюарт"), г-жа Уоррен ("Профессия госпожи Уоррен" Шоу), Раина ("Тревога"Василева), Ме-ланья ("Егор Булычев и другие"), Харитонова ("Русские
люди"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Мария Александровна ("Семья"
Попова), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её дети" Брехта) и др.
Занималась также педагогии, деятельностью. Над" Т.
КИРШОН, Владимир Михайлович [6(19). VI II. 1902-28.VII.1938] -
русский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Участник
гражданской войны. По окончании Коммунистич. ун-та мм. Свердлова в
Москве (1923) - партийный работник. Выступал в печати с очерками,
публицистич. статьями. С 1925 перешёл целиком на лит. работу, с 1926
один из руководителей РАПП и ВОАПП.
К.- один из основоположников сов. драматургии. Его пьесы посв. острым
вопросам современности. В 1920-22 на клубных сценах были пост.: "Как они
кончат" (совм. с И. Беспаловым, изд. 1922), "Единый фронт" (1922), "Наша
Карманьола" (1924) и др. В 1926 (совм. с А. Успенским) К. написал пьесу
"Константин Терёхин" ("Ржавчина", 1927, Т-р им. МГСПС), в к-рой
выявились осн. особенности его драматургии - поли-тич. острота и
жизненность конфликта, публицистичность, образный язык, а
главноераскрытие идеи через коллизию драматич. характеров. Значит, место
в репертуаре сов. т-ра заняла пьеса К. "Рельсы гудят" (1928, Т-р им.
МГСПС, реж. Любимов-Ланской, в гл. ролях - Ковров, Розен-Санин,
Да-видовский, Ванин и др.; Ленингр. академич. т-р драмы, реж. Петров, в
гл. ролях - Горин-Горяинов, Корчагина-Александровская, Певцов, Вивьен);
"Рельсы гудят"- первая пьеса в сов. драматургии, воплотившая образы
героев рабочего класса - строителей пятилеток, показавшая формирование
нового человека, его духовный рост. Подлинно оптимистич. трагедией
является драма К. "Город ветров" - о подвиге
26 бакинских комиссаров (1929, Т-р им. МГСПС, реж. Любимов-Ланской, в
гл. ролях - Давидов-ский, Ванин, Розен-Санин, Лапковский, Мравина и
др.). На основе этой пьесы К. написал либретто для оперы Книппера
"Северный ветер" (1930, Муз. т-р им. Немировича-Данченко, реж.
Немирович-Данчен-ко). В следующей пьесе "Хлеб", повествующей о классовой
борьбе и социалистич. преобразованиях деревни (1930, Ленингр. академич.
т-р драмы, реж. Люце; 1931, МХАТ, реж. Судаков, Кедров, в гл. ролях
-Добронравов, Хмелёв, Кедров, Тарасова), К. показал столкновение
противоположных социальных и политич. сил как столкновение разных
человеческих характеров-типов. По материалам заграничной поездки
писателя написана пьеса "Суд"- об ожесточённой классовой борьбе в
Германии, соглашательской политике социал-демократов (1933, МХАТ 2-й).
Наибольшей известностью пользуется комедия К. "Чудесный сплав", посв.
сов. молодёжи, проникнутая оптимизмом, тёплым юмором. Пост. в 1934
одновременно пятью т-рами (МХАТ, Моск. ТРАМ, Моск. т-р Сатиры, Ленингр.
т-р Комедии, Ленингр. академич. т-р драмы), "Чудесный сплав" обошёл
почти все проф. и самодеят. т-ры страны, сохраняется в репертуаре до
наст. времени (1956, Ивановский т-р, Свердловский т-р; 1957, Ленингр.
т-р им. Ленинского комсомола и др.). Последнее произв. К.- пьеса
"Большой день", посв. теме надвигающейся войны (1937, ЦТКА; Т-р им.
Вахтангова). Пьесы К. занимали большое место в репертуаре молодого сов.
т-ра, сыграли значит. роль в перестройке академич. т-ров, обращении их к
современности. Активно участвуя в обществ, и лит. жизни, К.
последовательно боролся за утверждение принципов социалистич. реализма в
сов. иск-ве. Автор ряда статей по драматургии и т-ру.
Пьесы К. переведены на яз. народов СССР, ставились и издавались за
рубежом.
В 1937 по клеветническим заявлениям К. был арестован. Трагически
погиб; в 1956 посмертно реабилитирован.
Соч.: Драматические произведения, М.-Л., 1933;
Драматические произведения, М., 1957 (вступ. ст. Н. Сталь-ского);
Избранное, М., 1958 (предисл. Л. С. Шаумяна);
За социалистический реализм в драматургии, М., 1934 (доклад на Первом
съезде советских писателей); Трагедия театра, "Театр и драматургия",
1935, ј 9 (докл. на Международном конгрессе писателей в защиту
культуры);
Статьи и речи о драматургии, театре и кино, в сб.: В. М. Кир-шон, М.,
1962 (вступ. ст. Е. Горбуновой).
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избранные статьи, т.
1, М., 1958, с. 706-814; Альтман И., Творчество Киршона, "Литературный
критик", 1934, ;ј 2;,Г у р в и ч А., Три драматурга, М., 1936;
Богуславский А. О., Д и е в В. А., Русская советская драматургия, М.,
1963; Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное
наследство, т. 70, М., 1963; Очерки истории русского советского
драматического театра, т. 2-3, М., 1960-61. f0p. 3.
КИРЮКбВ, Леонтий Петрович [р. 19.VI(1.VII).1895]- мордовский
советский композитор. Нар. арт. Мордов. АССР (1947). Засл. деят. иск-в
РСФСР (1960). Окончил Моск. консерваторию по композиторскому и
дирижёрскому ф-там (1931) у проф. А. В. Александрова и заочное отделение
Моск. муз. ин-та по теории музыки (1939). В 1932-33 руководил Мордов.
муз.-драм. студией (Саранск), в 1941-48 - зав. муз. частью Мордов.
оперного т-ра (Саранск). Творч. деятельность начал как собиратель
мордов. нар. песен. Автор муз. драмы "Литова" (1942), опер "Несмеян и
Лам-зурь" (1944), "Нормальня" (1962), муз. комедии "Норов ава" ("Богиня
хлеба"), пост. Мордовским оперным т-ром, и соч. в др. жанрах. С 1933
ведёт педагогич. деятельность в Саранском муз. уч-ще. Б. Б
КИСЕЛ‚В, Василий Александрович [р.1(14).VI. 1902]- русский советский
музыковед. В 1931 окончил муз. техникум им. Игумнова в Москве. В
19241938-пианист-концертмейстер Т-ра им. Вахтангова. В
1937-42 - концертмейстер муз. уч-ща при Моск. консерватории; в
1945-51 - учёный секретарь н.-и. кабинета Моск. консерватории. В 1949-60
К.- научный сотрудник Гос. центр, музея муз. культуры им. Глинки; с 1949
- зав. редакцией академич. изданий Музгиза. Автор ряда работ об оперном
творчестве рус. композиторов.
Соч.: А. Н. Островский и В. Н. Кашперов, в кн.: А. Н. Островский и
русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937;
Переписка П. И. Чайковского. Вступ. ст. и комментарии, в кн.:
Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Письма Н. А.
Римского-Корсакова, в кн.: Н. А. Римский-Корсаков, Сб. документов, под
ред. В. А. Киселева, М.-Л., 1951; Материалы к сценической истории
"Орестеи" С. И. Танеева. Публикации, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и
документы, т. 1, М., 1952; Римский-Корсаков Н. А., О первой постановке
"Садко" в Большом театре, "Советская музыка", 1938, ј 6;
Письма С. И. Танеева к Э. Ф. Направнику. К истории постановки
"Орестеи" в Мариииском театре, там же, 1940, ј 7.
КИСЕЛ‚В, Виктор Петрович (р. 19. II. 1896) - рус-ский советский
художник-живописец и театральный художник. Окончил Высшие гос. свободные
художеств. мастерские. В т-ре начал работать с 1920. Оформил спектакли
"Мистерия-буфф" (1921) и "Ревизор" (1926) в Т-ре им. Мейерхольда,
"Последняя жертва" в Студии им. Ермоловой (1932), "Васса Железнова"
(1936, ЦТКА) и др. Представитель конструктивистского направления, К. в
своих поздних работах обращается к живописности. Преподавал во
ВХУТЕМАСе, в Моск. текстильном ин-те. АН. Ш.
КИСЕЛ‚В,Михаил Григорьевич [р.22.Х(4.Х1).19И]- русский советский
артист оперы (драматический баритон). Нар. арт. РСФСР (1962). В 1944
окончил Свердловскую консерваторию. Будучи студентом, выступал на сцене
Свердловского т-ра оперы и балета. В 1945-52 К.- солист Новосибирского
т-ра оперы и балета, где исполнил партии Томского ("Пиковая дама"),
Демона, Мазепы, Эскамильо. С 1952 - солист Большого т-ра. К. обладает
сильным голосом красивого тембра, широкого диапазона; исполнение его
отличается искренностью, драматич. выразительностью.
Партии: Павел Власов ("Мать" Хренникова), Пеклеванов ("Никита
Вершинин" Кабалевского), Роберт ("Иоланта"), Князь ("Чародейка"
Чайковского), Дон Карлос ("Каменный гость" Даргомыжского), Риголетто и
др. Д. Ив.
КИСЕЛ‚В, Юрий Петрович (р.1.11.1914) - русский советский режиссёр,
актёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1963). Один из активных деятелей сов.
т-ра для детей и юношества. В 1931-35 учился в школе при моек. Камерном
т-ре. Затем был актёром Ворошиловградского (1936-37) и Горьковского
(1937-38) ТЮЗов. В 1938-41 - режиссёр ТЮЗа и преподаватель театр. уч-ща
в Калинине. С 1943 - гл. режиссёр Саратовского ТЮЗа им. Ленинского
комсомола. Ведёт педагогич. работу в студии при этом т-ре.
Пост.: в Калинине - "Сказка" Светлова (1939), "Похождения храброго
Кикилы" Гамрекели и Нахуцришвили (1940, исполнил роль Кикилы); в
Саратове - "Осада Лейдена" Штока (1944), "Они жили в Ленинграде"
Бергольц и Макого-ненко (1945), "Двенадцать месяцев" Маршака (1946),
"Молодая гвардия" (1947), "Как закалялась сталь" (1948); "Два капитана"
Каверина (1949). "Семья" Попова (1950, 1960), "Алёша Пешков" по Горькому
(1951, Гос.пр. СССР, 1952), "Юность отцов" Горбатова (1957) и др. Е. Ж,
КИСЕЛЕВСКИЙ, Иван Платонович [7(19).1.1839- 22.IV.1898]- русский
актёр. Учился в Морском кадетском корпусе. В течение 2 лет служил во
флоте в чине мичмана, затем был старшим нотариусом в Курске. Будучи
актёром-любителем, с успехом исполнил на сцене проф. т-ра в Курске роли
Подколёсина ("Женитьба") и Ж адова. В 1871 вступил в труппу Курского
т-ра. Затем играл в Казани, Смоленске, Одессе, Киеве и др. городах. В
1879-82,1888-91 был актёром Александрийского т-ра, в 1882-88, 1891-94 -
моек. Т-ра Корша. С 1894 до конца жизни работал в Т-ре Соловцова в
Киеве. Обладал блестящими внешними данными (выразительное лицо,
прекрасная фигура, красивый голос, благородные манеры), обаянием,
художеств. вкусом. Исполнял роли Кречинского;
Агишина ("Женитьба Белугина"), Несчастливцева, Скалозуба; Вышневского
("Доходное место"), Телятева ("Бешеные деньги") и др. Однако, полагаясь
на свой талант, К. мало работал над ролями, импровизируя зачастую текст
пьесы. Е. Ген.
КИСЙДА, Кунио (К о к у с и) (1890-5.III. 1954) - японский писатель,
критик и драматург. В 1917 поступил в Токийский ун-т. По окончании ун-та
жил во Франции (1919-23), где изучал театр. иск-во. Вернувшись в Японию,
преподавал в ун-тах Хосэй и Тюо. Первые пьесы К.- "Фуруй гангу" (изд.
1924), "Тирору-но аки" (1925) и "Камифусэн" (1925). Последующие пьесы К.
отличались тонким психологизмом, отражали быт мелкобурж. интеллигенции.
На творчестве К. сказалось влияние драматургии Чехова. В пьесах,
написанных после войны, К. вскрывает социальные проблемы, выступает
против войны:
"Хаями дзёдзюку" (1948), "Синтака то Юбэн" (1950) и др. Пьесы К.
способствовали развитию совр. япон. драматургии (сингэки). Был одним из
организаторов (с 1937) и режиссёром т-ра "Бунгакудза". Последняя работа
К. в этом т-ре - спектакль "На дне" (1954), к-рый он не успел закончить.
К. - автор теоретической работы о совр. т-ре "Гэндай энгэ-кирон" (изд.
1936). Был членом японской Академии иск-в (с. 1953).
Лит.: "Гэйно дзитэп", Токио, 1961; Киносита Дзюндзи и ОкакураСиро,
"Сингэки-э но мити", Токио, 1957. Д. Г.
КИСЙМОВ, Владимир Владимирович (16.IV.1903- 16.IV.1948) - русский
советский театральный художник. Образование получил во ВХУТЕИНе
(1925-30). Впервые выступил в т-ре в 1924 ("Севильский цирюльник", Т-р
оперы, Одесса). Оформлял спектакли в разл.т-рах.В 1941-47- гл. художник
Саратовского т-ра оперы и балета. Тонкий колорист, К. утверждал
живописно-объёмную систему декораций. Вёл преподавательскую работу в
ГИТИСе (1936-38), Саратовском художеств. уч-ще (1945-47).
Спектакли: "Последняя жертва" (1935, ЦТКА), "Бесприданница" 1936,
Киевский т-р), "Анна Каренина" (1937. Саратовский т-р), "Трудовой хлеб"
(1940, МХАТ); "Глубокая разведка" Крона (Лснингр. т-р драмы им.
Пушкина), "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947, ленингр. Новый
т-р); в Саратовском т-ре оперы и балета -Орлеанская дева" Чайковского
(1942), "Дон Кихот" (1946), "Кармен" (1946) и др.
Лит.: Русская классика на сцене в дни Отечественной войны, вып. 1,
М., 1947; Сахновский В., Работа режиссёра, М.-Л., 1937, с. 166-75. АН Ш
В Вер
КИСЙМОВ, Константин (p.l6.IV.1897)- болгарский актёр. Нар. арт. НРБ
(1949). Учился в т-ре-студии И. Даниэля в Софии.В 1925-27
специализировался в Вене и Париже. С 1928 работает в Нар. т-ре им. И.
Ва-зова. Творчество К. характеризуется стихийным комизмом,
темпераментом, актёрской выдумкой. Лучшие роли К.: Арнольф ("Школа жён")
и Оргон ("Тар-тюф"). Острой коме дий-ностью отмечено исполнение ролей
Подко-лёсина ("Женитьба"), Мурзавецкого ("Волки и овцы"), сэра Эндрю
Эгьючика ("Двенадцатая ночь") и др. Играл и драматические роли, в к-рых
поднимался порой до подлинного трагизма. Димитр. премия (1950).
Др. роли: Странджа("Изгнанники" Вазова), Манго ("Знахарь" Костова),
Златил ("Боряна" Йовкова), Юрталан ("Сноха" Караславова), Актёр ("На
дне"). Над. Т.
КИСС - семья советских цирковых артистов. 1) Н и-колай Александрович
К. (р. 1897). В 1908-29 работал жокеем, жонглёром на лошади. С 1929 -
клоун-буфф. 2) Александр Николаевич К. (р. 1921). Засл. арт. РСФСР
(1958). Сын Николая Александровича К. Начал выступать в цирке в 1932 как
жонглёр на лошади. В 1939 совместно с сестрой Виолеттой К.создал номер,
сочетающий жонглирование, акробатику, эквилибристику и антипод.
Труднейшие упражнения артисты подают легко, уверенно, элегантно.
3)Виолетта Николаевна К. (р. 1925). Начала работать в цирке с 7-летнего
возраста. Исполняет трюки, соединяющие акробатику, эквилибристику и
антипод. М. Зон.
КЙСТОВ, Александр Фёдорович [25.VI 11(7. IX).1903-14.V.1960] -
русский советский актёр. Нар. арт.БССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с
1931. Окончил Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде (1928; класс Л. С.
Вивьена). Сценич. деятельность начал в 1929 в Большом драм. т-ре, где
играл до 1932. Затем работал в Куйбышевском т-ре, Моск. реалистич. т-ре,
моек. Камерном т-ре, в 1938-44 - в Т-ре им. Моссовета. С 1944 - актёр
Минского русского драматического театра.
Роли: Васька Пепел ("На дне"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Никита
("Власть тьмы"), Отелло; кавалер Рипафратта ("Трактирщица"), Забелин
("Кремлёвские куранты"), Воропаев "(Счастье" Павленко), Редозубов
("Варвары"), Лир;
Вожак ("Оптимистическая трагедия") и др. Снимался в кино.
Лит.: Бурьян Б. и ЛисневскийИ., На высоком взлете. Творческий
портрет, Минск, 1962; Гончаров А., Минские уроки, "Театр", 1957,.JSTe
11, с. 116-122. В. Н.
КИТАЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР. Драма тургия. Истоки китайской драмы
прослеживаются с сер. 1-го тысячелетия до н. э. в ритуальных
представлениях с пением и танцами. Примером ритуальных драматизированных
песнопений мн. исследователи считают "Девять напевов" Цюй Юаня. С нач.
1-го тысячелетия н. э. распространение получают выступления шутов,
танцоров, фокусников, к-рые в эпоху Тан (7- 9 вв.) приводят к
возникновению, наряду с песенно-танцевальными формами, жанра цаньцзюньси
- комические, импровизированные сцены, разыгрывавшиеся двумя актёрами.
В Сунскую эпоху (10-13 вв.), ознаменовавшуюся значит, ростом городов,
среди горожан приобретают популярность разнообразные виды театр.
представлений, включая т-р марионеток и теневой т-р. Развившийся из
цаньцзюньси жанр хуацзиси (комич. сценки) содержал элементы политич.
сатиры, оставаясь в осн. импровизационным. Песенно-танцевальные сцены
(гэ-уси) разыгрывались на основе муз.-поэтич. произведений крупных форм
(дацюй, чжуаньта, цюйпо), написанных преим. на историч. сюжеты. Широко
бытовали в народе песенно-сказовые жанры гуцзыцы и чжугундяо. Из
немногих сохранившихся образцов чжугундяо особенно известен "Западный
флигель" Дун Цзеюаня. Чжугундяо, так же как дацюй и гуцзыцы, оказал
прямое влияние на формирование как литературных, так и
музыкально-мелодич. основ китайского т-ра, а также большое воздействие
на формирование драмы как литературного жанра.
В 12 в. на Ю.-В. Китая на фольклорной основе зарождается драм. жанр
наньси, или сивэнь, в к-ром впервые отчетливо выявляются особенности
китайской муз. драмы. Одновременно на Севере страны, находившемся под
властью династии Цзинь, возникает драма юаньбэнь, отличающаяся от наньси
гл. обр. своей муз.-поэтич. основой. Для сивэнь и юаньбэнь характерны
сочетание прозаич. диалога со стихотворными ариями, наличие
установившихся образов-масок, определённые схемы чередования мелодии.
Эти особенности свойственны и всем позднейшим разновидностям китайской
тра-диц. драмы. Сивэнь и юаньбэнь положили начало двум линиям развития
кит. драмы - южной ("наньси") и северной ("бэйцюй"). Они различаются
преим. в мелодическом и отчасти языковом отношениях; северная драма
обычно придерживается более строгих формальных требований. Судя по
заглавиям и единичным сохранившимся образцам, дошедшим до нас, сивэнь
12-13 вв. писались преим. на бытовые темы. Имена их авторов неизвестны.
В Юаньскую эпоху (13-14 вв.) кит. драма достигает расцвета. Это
связано с популярностью т-ра среди быстро возраставшего населения
городов, а также с гонениями монг. властей, направленными против
китайской интеллигенции, приведшими к упадку традиционных лит. жанров
(классич. поэзия, ритмич. проза и др.). Наибольшее распространение
получает развившийся из юаньбэнь жанр цзацзюй, хотя на юге страны
продолжал существовать сивэнь.
В цзацзюй драм. форма приобретает классич. стройность и
завершённость. Пьеса цзацзюй состояла из 4, реже из 5 актов (чжэ), часто
сопровождаемых прологом или интермедией (сёцзы). Такая пьеса могла быть
самостоят, произв. или входила в состав большой пьесы (так, "Западный
флигель" Ван Ши-фу состоит из пяти частей по четыре акта). В большей
части пьес был лишь один поющий персонаж. Стихотв. тексты арий в каждом
акте писались на одну сквозную рифму, а музыка к ним - в одной
тональности.
Крупнейшими представителями юаньской драмы были Гуань Хань-цин, Ван
Ши-фу, Бо Пу, Ма Чжи-юань и др. Разносторонностью таланта отличается
Гуань Хань-цин (13 в.). Среди его пьес- социальные трагедии ("Обида Доу
Э"), бытовые комедии ("Спасение обманутой", "Се Тянь-сян"), героич.
драмы на историч. сюжеты ("Один на пиру", "Плач по Цунь-сяо"). Для Гуань
Хань-цина характерна широта охвата действительности, страстный протест
против деспотизма и произвола, смелое сочетание комического и
трагического. Особенной силы достигает драматург в изображении
страдающих и борющихся женщин. Влияние его на всю последующую кит.
драматургию огромно.
Критич. отношение к феод. конфуцианской морали явственно звучит в
"Западном флигеле" Ван Ши-фу, к-рый выделяется среди юаньских пьес
тщательностью разработки характеров персонажей. Высокими поэтич.
достоинствами отличаются историч. трагедии "Осень в Ханьском дворце" Ма
Чжи-юаня и "Дождь в платанах" Бо Пу, а также его комедия "Всадник у
стены". Ряд пьес юаньских драматургов посвящен нар. восстанию 11 в. под
водительством Сун Цзяна ("Ли Куй просит прощения" Кан Цзинь-чжи и др.).
Во 2-й пол. 14 в. пьесы цзацзюй постепенно уступили место наньси,
первым выдающимся образцом к-рых была "Лютня" ГаоМина(ок. 1305-70) -
драма, сочетающая проповедь феод. морали с глубоко сочувственным
изображением героини, женщины из народа. Наньси (получивший в это время
назв. чуаньци) стал господствующим театр. жанром Минской эпохи (14- 17
вв.). Драматич. форма в нём была более свободной, чем в цзацзюй:
количество актов не ограничивалось и могло доходить до нескольких
десятков,не регламентировалось и число поющих персонажей, менее строгими
были правила подбора мелодий для арий и их рифмовки. С 16 в. в проф.
т-ре наньси наибольшую популярность приобрела куныпаньская школа. Её
основатель, актёр и музыкант Вэй Лян-фу, на основе нар. музыки создал
систему куныпаньских мелодий, отличавшихся изяществом и богатством. В