<< Пред.           стр. 380 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Стюарт"), г-жа Уоррен ("Профессия госпожи Уоррен" Шоу), Раина ("Тревога"
 Василева), Ме-ланья ("Егор Булычев и другие"), Харитонова ("Русские
 люди"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Мария Александровна ("Семья"
 Попова), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её дети" Брехта) и др.
  Занималась также педагогии, деятельностью. Над" Т.
  КИРШОН, Владимир Михайлович [6(19). VI II. 1902-28.VII.1938] -
 русский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Участник
 гражданской войны. По окончании Коммунистич. ун-та мм. Свердлова в
 Москве (1923) - партийный работник. Выступал в печати с очерками,
 публицистич. статьями. С 1925 перешёл целиком на лит. работу, с 1926
 один из руководителей РАПП и ВОАПП.
  К.- один из основоположников сов. драматургии. Его пьесы посв. острым
 вопросам современности. В 1920-22 на клубных сценах были пост.: "Как они
 кончат" (совм. с И. Беспаловым, изд. 1922), "Единый фронт" (1922), "Наша
 Карманьола" (1924) и др. В 1926 (совм. с А. Успенским) К. написал пьесу
 "Константин Терёхин" ("Ржавчина", 1927, Т-р им. МГСПС), в к-рой
 выявились осн. особенности его драматургии - поли-тич. острота и
 жизненность конфликта, публицистичность, образный язык, а
 главноераскрытие идеи через коллизию драматич. характеров. Значит, место
 в репертуаре сов. т-ра заняла пьеса К. "Рельсы гудят" (1928, Т-р им.
 МГСПС, реж. Любимов-Ланской, в гл. ролях - Ковров, Розен-Санин,
 Да-видовский, Ванин и др.; Ленингр. академич. т-р драмы, реж. Петров, в
 гл. ролях - Горин-Горяинов, Корчагина-Александровская, Певцов, Вивьен);
 "Рельсы гудят"- первая пьеса в сов. драматургии, воплотившая образы
 героев рабочего класса - строителей пятилеток, показавшая формирование
 нового человека, его духовный рост. Подлинно оптимистич. трагедией
 является драма К. "Город ветров" - о подвиге
  26 бакинских комиссаров (1929, Т-р им. МГСПС, реж. Любимов-Ланской, в
 гл. ролях - Давидов-ский, Ванин, Розен-Санин, Лапковский, Мравина и
 др.). На основе этой пьесы К. написал либретто для оперы Книппера
 "Северный ветер" (1930, Муз. т-р им. Немировича-Данченко, реж.
 Немирович-Данчен-ко). В следующей пьесе "Хлеб", повествующей о классовой
 борьбе и социалистич. преобразованиях деревни (1930, Ленингр. академич.
 т-р драмы, реж. Люце; 1931, МХАТ, реж. Судаков, Кедров, в гл. ролях
 -Добронравов, Хмелёв, Кедров, Тарасова), К. показал столкновение
 противоположных социальных и политич. сил как столкновение разных
 человеческих характеров-типов. По материалам заграничной поездки
 писателя написана пьеса "Суд"- об ожесточённой классовой борьбе в
 Германии, соглашательской политике социал-демократов (1933, МХАТ 2-й).
 Наибольшей известностью пользуется комедия К. "Чудесный сплав", посв.
 сов. молодёжи, проникнутая оптимизмом, тёплым юмором. Пост. в 1934
 одновременно пятью т-рами (МХАТ, Моск. ТРАМ, Моск. т-р Сатиры, Ленингр.
 т-р Комедии, Ленингр. академич. т-р драмы), "Чудесный сплав" обошёл
 почти все проф. и самодеят. т-ры страны, сохраняется в репертуаре до
 наст. времени (1956, Ивановский т-р, Свердловский т-р; 1957, Ленингр.
 т-р им. Ленинского комсомола и др.). Последнее произв. К.- пьеса
 "Большой день", посв. теме надвигающейся войны (1937, ЦТКА; Т-р им.
 Вахтангова). Пьесы К. занимали большое место в репертуаре молодого сов.
 т-ра, сыграли значит. роль в перестройке академич. т-ров, обращении их к
 современности. Активно участвуя в обществ, и лит. жизни, К.
 последовательно боролся за утверждение принципов социалистич. реализма в
 сов. иск-ве. Автор ряда статей по драматургии и т-ру.
  Пьесы К. переведены на яз. народов СССР, ставились и издавались за
 рубежом.
  В 1937 по клеветническим заявлениям К. был арестован. Трагически
 погиб; в 1956 посмертно реабилитирован.
  Соч.: Драматические произведения, М.-Л., 1933;
  Драматические произведения, М., 1957 (вступ. ст. Н. Сталь-ского);
 Избранное, М., 1958 (предисл. Л. С. Шаумяна);
  За социалистический реализм в драматургии, М., 1934 (доклад на Первом
 съезде советских писателей); Трагедия театра, "Театр и драматургия",
 1935, ј 9 (докл. на Международном конгрессе писателей в защиту
 культуры);
  Статьи и речи о драматургии, театре и кино, в сб.: В. М. Кир-шон, М.,
 1962 (вступ. ст. Е. Горбуновой).
  Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избранные статьи, т.
 1, М., 1958, с. 706-814; Альтман И., Творчество Киршона, "Литературный
 критик", 1934, ;ј 2;,Г у р в и ч А., Три драматурга, М., 1936;
 Богуславский А. О., Д и е в В. А., Русская советская драматургия, М.,
 1963; Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное
 наследство, т. 70, М., 1963; Очерки истории русского советского
 драматического театра, т. 2-3, М., 1960-61. f0p. 3.
  КИРЮКбВ, Леонтий Петрович [р. 19.VI(1.VII).1895]- мордовский
 советский композитор. Нар. арт. Мордов. АССР (1947). Засл. деят. иск-в
 РСФСР (1960). Окончил Моск. консерваторию по композиторскому и
 дирижёрскому ф-там (1931) у проф. А. В. Александрова и заочное отделение
 Моск. муз. ин-та по теории музыки (1939). В 1932-33 руководил Мордов.
 муз.-драм. студией (Саранск), в 1941-48 - зав. муз. частью Мордов.
 оперного т-ра (Саранск). Творч. деятельность начал как собиратель
 мордов. нар. песен. Автор муз. драмы "Литова" (1942), опер "Несмеян и
 Лам-зурь" (1944), "Нормальня" (1962), муз. комедии "Норов ава" ("Богиня
 хлеба"), пост. Мордовским оперным т-ром, и соч. в др. жанрах. С 1933
 ведёт педагогич. деятельность в Саранском муз. уч-ще. Б. Б
  КИСЕЛ‚В, Василий Александрович [р.1(14).VI. 1902]- русский советский
 музыковед. В 1931 окончил муз. техникум им. Игумнова в Москве. В
 19241938-пианист-концертмейстер Т-ра им. Вахтангова. В
  1937-42 - концертмейстер муз. уч-ща при Моск. консерватории; в
 1945-51 - учёный секретарь н.-и. кабинета Моск. консерватории. В 1949-60
 К.- научный сотрудник Гос. центр, музея муз. культуры им. Глинки; с 1949
 - зав. редакцией академич. изданий Музгиза. Автор ряда работ об оперном
 творчестве рус. композиторов.
  Соч.: А. Н. Островский и В. Н. Кашперов, в кн.: А. Н. Островский и
 русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937;
  Переписка П. И. Чайковского. Вступ. ст. и комментарии, в кн.:
 Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Письма Н. А.
 Римского-Корсакова, в кн.: Н. А. Римский-Корсаков, Сб. документов, под
 ред. В. А. Киселева, М.-Л., 1951; Материалы к сценической истории
 "Орестеи" С. И. Танеева. Публикации, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и
 документы, т. 1, М., 1952; Римский-Корсаков Н. А., О первой постановке
 "Садко" в Большом театре, "Советская музыка", 1938, ј 6;
  Письма С. И. Танеева к Э. Ф. Направнику. К истории постановки
 "Орестеи" в Мариииском театре, там же, 1940, ј 7.
  КИСЕЛ‚В, Виктор Петрович (р. 19. II. 1896) - рус-ский советский
 художник-живописец и театральный художник. Окончил Высшие гос. свободные
 художеств. мастерские. В т-ре начал работать с 1920. Оформил спектакли
 "Мистерия-буфф" (1921) и "Ревизор" (1926) в Т-ре им. Мейерхольда,
 "Последняя жертва" в Студии им. Ермоловой (1932), "Васса Железнова"
 (1936, ЦТКА) и др. Представитель конструктивистского направления, К. в
 своих поздних работах обращается к живописности. Преподавал во
 ВХУТЕМАСе, в Моск. текстильном ин-те. АН. Ш.
  КИСЕЛ‚В,Михаил Григорьевич [р.22.Х(4.Х1).19И]- русский советский
 артист оперы (драматический баритон). Нар. арт. РСФСР (1962). В 1944
 окончил Свердловскую консерваторию. Будучи студентом, выступал на сцене
 Свердловского т-ра оперы и балета. В 1945-52 К.- солист Новосибирского
 т-ра оперы и балета, где исполнил партии Томского ("Пиковая дама"),
 Демона, Мазепы, Эскамильо. С 1952 - солист Большого т-ра. К. обладает
 сильным голосом красивого тембра, широкого диапазона; исполнение его
 отличается искренностью, драматич. выразительностью.
  Партии: Павел Власов ("Мать" Хренникова), Пеклеванов ("Никита
 Вершинин" Кабалевского), Роберт ("Иоланта"), Князь ("Чародейка"
 Чайковского), Дон Карлос ("Каменный гость" Даргомыжского), Риголетто и
 др. Д. Ив.
  КИСЕЛ‚В, Юрий Петрович (р.1.11.1914) - русский советский режиссёр,
 актёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1963). Один из активных деятелей сов.
 т-ра для детей и юношества. В 1931-35 учился в школе при моек. Камерном
 т-ре. Затем был актёром Ворошиловградского (1936-37) и Горьковского
 (1937-38) ТЮЗов. В 1938-41 - режиссёр ТЮЗа и преподаватель театр. уч-ща
 в Калинине. С 1943 - гл. режиссёр Саратовского ТЮЗа им. Ленинского
 комсомола. Ведёт педагогич. работу в студии при этом т-ре.
  Пост.: в Калинине - "Сказка" Светлова (1939), "Похождения храброго
 Кикилы" Гамрекели и Нахуцришвили (1940, исполнил роль Кикилы); в
 Саратове - "Осада Лейдена" Штока (1944), "Они жили в Ленинграде"
 Бергольц и Макого-ненко (1945), "Двенадцать месяцев" Маршака (1946),
 "Молодая гвардия" (1947), "Как закалялась сталь" (1948); "Два капитана"
 Каверина (1949). "Семья" Попова (1950, 1960), "Алёша Пешков" по Горькому
 (1951, Гос.пр. СССР, 1952), "Юность отцов" Горбатова (1957) и др. Е. Ж,
  КИСЕЛЕВСКИЙ, Иван Платонович [7(19).1.1839- 22.IV.1898]- русский
 актёр. Учился в Морском кадетском корпусе. В течение 2 лет служил во
 флоте в чине мичмана, затем был старшим нотариусом в Курске. Будучи
 актёром-любителем, с успехом исполнил на сцене проф. т-ра в Курске роли
 Подколёсина ("Женитьба") и Ж адова. В 1871 вступил в труппу Курского
 т-ра. Затем играл в Казани, Смоленске, Одессе, Киеве и др. городах. В
 1879-82,1888-91 был актёром Александрийского т-ра, в 1882-88, 1891-94 -
 моек. Т-ра Корша. С 1894 до конца жизни работал в Т-ре Соловцова в
 Киеве. Обладал блестящими внешними данными (выразительное лицо,
 прекрасная фигура, красивый голос, благородные манеры), обаянием,
 художеств. вкусом. Исполнял роли Кречинского;
  Агишина ("Женитьба Белугина"), Несчастливцева, Скалозуба; Вышневского
 ("Доходное место"), Телятева ("Бешеные деньги") и др. Однако, полагаясь
 на свой талант, К. мало работал над ролями, импровизируя зачастую текст
 пьесы. Е. Ген.
  КИСЙДА, Кунио (К о к у с и) (1890-5.III. 1954) - японский писатель,
 критик и драматург. В 1917 поступил в Токийский ун-т. По окончании ун-та
 жил во Франции (1919-23), где изучал театр. иск-во. Вернувшись в Японию,
 преподавал в ун-тах Хосэй и Тюо. Первые пьесы К.- "Фуруй гангу" (изд.
 1924), "Тирору-но аки" (1925) и "Камифусэн" (1925). Последующие пьесы К.
 отличались тонким психологизмом, отражали быт мелкобурж. интеллигенции.
 На творчестве К. сказалось влияние драматургии Чехова. В пьесах,
 написанных после войны, К. вскрывает социальные проблемы, выступает
 против войны:
  "Хаями дзёдзюку" (1948), "Синтака то Юбэн" (1950) и др. Пьесы К.
 способствовали развитию совр. япон. драматургии (сингэки). Был одним из
 организаторов (с 1937) и режиссёром т-ра "Бунгакудза". Последняя работа
 К. в этом т-ре - спектакль "На дне" (1954), к-рый он не успел закончить.
 К. - автор теоретической работы о совр. т-ре "Гэндай энгэ-кирон" (изд.
 1936). Был членом японской Академии иск-в (с. 1953).
  Лит.: "Гэйно дзитэп", Токио, 1961; Киносита Дзюндзи и ОкакураСиро,
 "Сингэки-э но мити", Токио, 1957. Д. Г.
  КИСЙМОВ, Владимир Владимирович (16.IV.1903- 16.IV.1948) - русский
 советский театральный художник. Образование получил во ВХУТЕИНе
 (1925-30). Впервые выступил в т-ре в 1924 ("Севильский цирюльник", Т-р
 оперы, Одесса). Оформлял спектакли в разл.т-рах.В 1941-47- гл. художник
 Саратовского т-ра оперы и балета. Тонкий колорист, К. утверждал
 живописно-объёмную систему декораций. Вёл преподавательскую работу в
 ГИТИСе (1936-38), Саратовском художеств. уч-ще (1945-47).
  Спектакли: "Последняя жертва" (1935, ЦТКА), "Бесприданница" 1936,
 Киевский т-р), "Анна Каренина" (1937. Саратовский т-р), "Трудовой хлеб"
 (1940, МХАТ); "Глубокая разведка" Крона (Лснингр. т-р драмы им.
 Пушкина), "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947, ленингр. Новый
 т-р); в Саратовском т-ре оперы и балета -Орлеанская дева" Чайковского
 (1942), "Дон Кихот" (1946), "Кармен" (1946) и др.
  Лит.: Русская классика на сцене в дни Отечественной войны, вып. 1,
 М., 1947; Сахновский В., Работа режиссёра, М.-Л., 1937, с. 166-75. АН Ш
 В Вер
  КИСЙМОВ, Константин (p.l6.IV.1897)- болгарский актёр. Нар. арт. НРБ
 (1949). Учился в т-ре-студии И. Даниэля в Софии.В 1925-27
 специализировался в Вене и Париже. С 1928 работает в Нар. т-ре им. И.
 Ва-зова. Творчество К. характеризуется стихийным комизмом,
 темпераментом, актёрской выдумкой. Лучшие роли К.: Арнольф ("Школа жён")
 и Оргон ("Тар-тюф"). Острой коме дий-ностью отмечено исполнение ролей
 Подко-лёсина ("Женитьба"), Мурзавецкого ("Волки и овцы"), сэра Эндрю
 Эгьючика ("Двенадцатая ночь") и др. Играл и драматические роли, в к-рых
 поднимался порой до подлинного трагизма. Димитр. премия (1950).
  Др. роли: Странджа("Изгнанники" Вазова), Манго ("Знахарь" Костова),
 Златил ("Боряна" Йовкова), Юрталан ("Сноха" Караславова), Актёр ("На
 дне"). Над. Т.
  КИСС - семья советских цирковых артистов. 1) Н и-колай Александрович
 К. (р. 1897). В 1908-29 работал жокеем, жонглёром на лошади. С 1929 -
 клоун-буфф. 2) Александр Николаевич К. (р. 1921). Засл. арт. РСФСР
 (1958). Сын Николая Александровича К. Начал выступать в цирке в 1932 как
 жонглёр на лошади. В 1939 совместно с сестрой Виолеттой К.создал номер,
 сочетающий жонглирование, акробатику, эквилибристику и антипод.
 Труднейшие упражнения артисты подают легко, уверенно, элегантно.
 3)Виолетта Николаевна К. (р. 1925). Начала работать в цирке с 7-летнего
 возраста. Исполняет трюки, соединяющие акробатику, эквилибристику и
 антипод. М. Зон.
  КЙСТОВ, Александр Фёдорович [25.VI 11(7. IX).1903-14.V.1960] -
 русский советский актёр. Нар. арт.БССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с
 1931. Окончил Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде (1928; класс Л. С.
 Вивьена). Сценич. деятельность начал в 1929 в Большом драм. т-ре, где
 играл до 1932. Затем работал в Куйбышевском т-ре, Моск. реалистич. т-ре,
 моек. Камерном т-ре, в 1938-44 - в Т-ре им. Моссовета. С 1944 - актёр
 Минского русского драматического театра.
  Роли: Васька Пепел ("На дне"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Никита
 ("Власть тьмы"), Отелло; кавалер Рипафратта ("Трактирщица"), Забелин
 ("Кремлёвские куранты"), Воропаев "(Счастье" Павленко), Редозубов
 ("Варвары"), Лир;
  Вожак ("Оптимистическая трагедия") и др. Снимался в кино.
  Лит.: Бурьян Б. и ЛисневскийИ., На высоком взлете. Творческий
 портрет, Минск, 1962; Гончаров А., Минские уроки, "Театр", 1957,.JSTe
 11, с. 116-122. В. Н.
  КИТАЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР. Драма тургия. Истоки китайской драмы
 прослеживаются с сер. 1-го тысячелетия до н. э. в ритуальных
 представлениях с пением и танцами. Примером ритуальных драматизированных
 песнопений мн. исследователи считают "Девять напевов" Цюй Юаня. С нач.
 1-го тысячелетия н. э. распространение получают выступления шутов,
 танцоров, фокусников, к-рые в эпоху Тан (7- 9 вв.) приводят к
 возникновению, наряду с песенно-танцевальными формами, жанра цаньцзюньси
 - комические, импровизированные сцены, разыгрывавшиеся двумя актёрами.
  В Сунскую эпоху (10-13 вв.), ознаменовавшуюся значит, ростом городов,
 среди горожан приобретают популярность разнообразные виды театр.
 представлений, включая т-р марионеток и теневой т-р. Развившийся из
 цаньцзюньси жанр хуацзиси (комич. сценки) содержал элементы политич.
 сатиры, оставаясь в осн. импровизационным. Песенно-танцевальные сцены
 (гэ-уси) разыгрывались на основе муз.-поэтич. произведений крупных форм
 (дацюй, чжуаньта, цюйпо), написанных преим. на историч. сюжеты. Широко
 бытовали в народе песенно-сказовые жанры гуцзыцы и чжугундяо. Из
 немногих сохранившихся образцов чжугундяо особенно известен "Западный
 флигель" Дун Цзеюаня. Чжугундяо, так же как дацюй и гуцзыцы, оказал
 прямое влияние на формирование как литературных, так и
 музыкально-мелодич. основ китайского т-ра, а также большое воздействие
 на формирование драмы как литературного жанра.
  В 12 в. на Ю.-В. Китая на фольклорной основе зарождается драм. жанр
 наньси, или сивэнь, в к-ром впервые отчетливо выявляются особенности
 китайской муз. драмы. Одновременно на Севере страны, находившемся под
 властью династии Цзинь, возникает драма юаньбэнь, отличающаяся от наньси
 гл. обр. своей муз.-поэтич. основой. Для сивэнь и юаньбэнь характерны
 сочетание прозаич. диалога со стихотворными ариями, наличие
 установившихся образов-масок, определённые схемы чередования мелодии.
 Эти особенности свойственны и всем позднейшим разновидностям китайской
 тра-диц. драмы. Сивэнь и юаньбэнь положили начало двум линиям развития
 кит. драмы - южной ("наньси") и северной ("бэйцюй"). Они различаются
 преим. в мелодическом и отчасти языковом отношениях; северная драма
 обычно придерживается более строгих формальных требований. Судя по
 заглавиям и единичным сохранившимся образцам, дошедшим до нас, сивэнь
 12-13 вв. писались преим. на бытовые темы. Имена их авторов неизвестны.
  В Юаньскую эпоху (13-14 вв.) кит. драма достигает расцвета. Это
 связано с популярностью т-ра среди быстро возраставшего населения
 городов, а также с гонениями монг. властей, направленными против
 китайской интеллигенции, приведшими к упадку традиционных лит. жанров
 (классич. поэзия, ритмич. проза и др.). Наибольшее распространение
 получает развившийся из юаньбэнь жанр цзацзюй, хотя на юге страны
 продолжал существовать сивэнь.
  В цзацзюй драм. форма приобретает классич. стройность и
 завершённость. Пьеса цзацзюй состояла из 4, реже из 5 актов (чжэ), часто
 сопровождаемых прологом или интермедией (сёцзы). Такая пьеса могла быть
 самостоят, произв. или входила в состав большой пьесы (так, "Западный
 флигель" Ван Ши-фу состоит из пяти частей по четыре акта). В большей
 части пьес был лишь один поющий персонаж. Стихотв. тексты арий в каждом
 акте писались на одну сквозную рифму, а музыка к ним - в одной
 тональности.
  Крупнейшими представителями юаньской драмы были Гуань Хань-цин, Ван
 Ши-фу, Бо Пу, Ма Чжи-юань и др. Разносторонностью таланта отличается
 Гуань Хань-цин (13 в.). Среди его пьес- социальные трагедии ("Обида Доу
 Э"), бытовые комедии ("Спасение обманутой", "Се Тянь-сян"), героич.
 драмы на историч. сюжеты ("Один на пиру", "Плач по Цунь-сяо"). Для Гуань
 Хань-цина характерна широта охвата действительности, страстный протест
 против деспотизма и произвола, смелое сочетание комического и
 трагического. Особенной силы достигает драматург в изображении
 страдающих и борющихся женщин. Влияние его на всю последующую кит.
 драматургию огромно.
  Критич. отношение к феод. конфуцианской морали явственно звучит в
 "Западном флигеле" Ван Ши-фу, к-рый выделяется среди юаньских пьес
 тщательностью разработки характеров персонажей. Высокими поэтич.
 достоинствами отличаются историч. трагедии "Осень в Ханьском дворце" Ма
 Чжи-юаня и "Дождь в платанах" Бо Пу, а также его комедия "Всадник у
 стены". Ряд пьес юаньских драматургов посвящен нар. восстанию 11 в. под
 водительством Сун Цзяна ("Ли Куй просит прощения" Кан Цзинь-чжи и др.).
  Во 2-й пол. 14 в. пьесы цзацзюй постепенно уступили место наньси,
 первым выдающимся образцом к-рых была "Лютня" ГаоМина(ок. 1305-70) -
 драма, сочетающая проповедь феод. морали с глубоко сочувственным
 изображением героини, женщины из народа. Наньси (получивший в это время
 назв. чуаньци) стал господствующим театр. жанром Минской эпохи (14- 17
 вв.). Драматич. форма в нём была более свободной, чем в цзацзюй:
 количество актов не ограничивалось и могло доходить до нескольких
 десятков,не регламентировалось и число поющих персонажей, менее строгими
 были правила подбора мелодий для арий и их рифмовки. С 16 в. в проф.
 т-ре наньси наибольшую популярность приобрела куныпаньская школа. Её
 основатель, актёр и музыкант Вэй Лян-фу, на основе нар. музыки создал
 систему куныпаньских мелодий, отличавшихся изяществом и богатством. В

<< Пред.           стр. 380 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу