<< Пред.           стр. 381 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 отличие от др. школ, в куныпаньском т-ре практиковалось написание новых
 мелодий для отдельных спектаклей, что приводило к изменениям
 стихотворной формы. Впоследствии эта школа все дальше отходила от нар.
 первоосновы и к 19 в. утратила своё влияние. Крупнейшими среди
 многочисл. драматургов чуаньци были Ли Кай-сянь (автор героич. пьесы
 "Драгоценный меч"- о полководце нар. восстания Линь Чуне), Лян Чэнь-юй,
 Шэнь Ц зин и самый знаменитый среди них Тан Сянь-цзу (все 16-17 вв.).
  Шэнь Цзин в своих пьесах и теоретич. работах явился основателем
 формального направления, выдвигавшего на первый план мелодику стиха (в
 его "Благородном рыцаре" искажён образ героя нар. сказаний У Су-на). В
 противоположность ему, Тан Сянь-цзу гл. внимание уделял разработке
 сюжета и речевых характеристик персонажей. Самая прославленная его пьеса
 "Пионов ая беседка" в романтической форме повествует о необычной судьбе
 двух влюблённых, добивающихся счастья,невзирая на требования
 конфуцианского домостроя. Последним из видных драматургов Минского
 периода был Ли Юй (1-я пол. 17 в.), реалистическое творчество к-рого
 отражало политич. историю и быт эпохи (писал о крестьянских восстаниях
 прошлых веков).
  На 2-ю пол. 17 в. приходится творчество двух крупных драматургов
 чуаньци: Хун Шэна и Кун Шан-жэня. Хун Шэн в трагедии "Дворец бессмертия"
 (на многократно использовавшийся в лит-ре сюжет о любви танского
 императора Сюань-цзуна к наложнице Ян Гуй-фэй) как бы подвёл итог
 развития исторической драмы. Кун Шан-жэнь в блестящей по мастерству
 пьесе "Веер с персиковыми цветами" прославлял патриотов, сражавшихся с
 маньчжурскими захватчиками, клеймил бездарных правителей и их продажных
 слуг.
  Наряду с куныпаньской школой в Минскую эпоху существовал иянский т-р,
 стоявший значительно ближе к нар. иск-ву,в нём бЬлее широко
 использовались разговорный язык и бытовавшие в народе мелодии.Сюжеты
 пьес (в большинстве своём не сохранившихся) часто отражали совр.
 действительность. Вслед за иян-ским т-ром, появившимся в пров. Цзянси,
 стали возникать и др. местные театральные школы, к-рые в 18 в. почти
 полностью вытеснили куньшаньский театр.
  Репертуар местных т-ров состоял отчасти из пьес драматургов
 предшествовавших эпох, изменявшихся в соответствии с особенностями
 отдельных театр. школ. Кроме того, заново создавалось множество пьес
 преим. по мотивам популярных классич. романов ("Троецар-ствие","Речные
 заводи","Путешествие на Запад" и др.). Большое место в репертуаре
 занимали также обработки нар. легенд и преданий ("Лян Шань-бо и Чжу
 Ин-тай", "Белая змейка"). В ряде местных т-ров ставились также пьесы,
 отражавшие жизнь и труд нар. масс. Все эти произв. не имели единого
 стабильного текста; нередко каждш труппа исполняла свой вариант пьесы.
  В конце 18 - нач. 19 вв. сложился т. н. столичный театр (цзинси),
 занявший господств, положение в проф. т-ре. Исполнительское мастерство в
 столичном т-ре достигло высокого совершенства. Однако репертуар цзинси
 был целиком обращён в прошлое, т. к. большая, чем в других местных
 т-рах, условность театр. приёмов препятствовала реалистич. отображению
 совр. действительности.
  С развитием революц. движения в Китае в нач. 20 в. внимание передовой
 интеллигенции привлекает реалистич. драма европ. типа (получившая низв,
 "разговорной" - хуацзюй). Первые драмы "разговорного" т-ра представляли
 собой чаще всего переделки япон. и европ. произведений. После "движения
 4-го мая" 1919 появляются оригинальные пьесы: историч. драмы Го Мо-жо,
 романтически окрашенные миниатюры Тянь Ханя, направленные против феод.
 морали, социально-бытовые пьесы Е Шэн-тао и Ван Тун-чжао Широкую
 известность приобрела антимилитаристская трагедия Хун Шэня
 "Чжао-дьявол".
  Общий подъём революц. иск-ва в нач. 30-х гг. захватывает и драму.
 Более глубокое социальное и пат-риотич. звучание приобретают многочисл.
 пьесы Тянь Ханя; трилогию о борьбе крестьянства создаёт Хун Шэн.
 Появляются зрелые по мастерству, вскрывающие существеннейшие
 противоречия действительности пьесы Цао Юя ("Ураган", "Восход солнца") и
 Ся Яня ("Под крышами Шанхая"). Большое распространение получают малые
 формы драматургии - одноактные пьесы, скетчи, "живые газеты".
  С началом антияпон. войны (1937) патриотич. тематика становится
 преобладающей. Помимо множества небольших произведений агитац.
 характера, ставятся новые многоактные пьесы Ся Яня, Цао Юя, Лао Шэ, Сун
 Чжи-ди и др. После 1940 усиление реакции в гоминьдановских районах
 вынудило многих драматургов либо обратиться к истории, либо заняться
 малозначительными бытовыми сюжетами. После победы над Японией с драмами,
 обличавшими антинар. политику чанкайшистов, выступили Мао Дунь
 ("Весеннее равноденствие"), Тянь Хань ("Красавицы"), Чэнь Бай-чэнь
 ("Карьера"). В Освобождённых районах наибольшее внимание уделялось
 созданию нового репертуара для местных видов музыкального театра.
 Большим успехом пользовались ньесы Ма
  Цзянь-лина, Чжао Шу-ли, созданная группой авторов "Седая девушка" и
 др. остро злободневные, доступные по форме произведения. Из
 "разговорных" драм известность приобрели: "Так делаются снаряды" Чэнь
 Ци-туна, "Песнь о красном знамени" Лу Мэя, "Борьба против возврата к
 старому" Ли Чжи-хуа и др.
  После создания КНР была проведена работа по изучению, переработке и
 публикации традиц. пьес различных местных т-ров. Одновременно
 продолжалось создание нового репертуара сначала для местных т-ров, а в
 последние годы и для цзинси. Развитие кит. драматургии в КНР проходит в
 непосредственной связи с общей культурной жизнью страны и с китайским
 театром. В л. С.
  Театр. Становление театр. иск-ва Китая принято относить к нач. 12 в.
 (период Сев. сунской династии), но задолго до этого в Китае существовали
 песенно-танцевальные представления. В историч. источниках имеются записи
 о существовании в период "Весны и Осени" (Чуньцю) (722-481 до н. э.)
 артистов ю, умевших петь, тавцевать, копировать внешность и повадки
 конкретных людей. Особой популярностью пользовались артисты по имени Ши
 и Мэн. В письменных памятниках последующих эпох (до нашей эры) часто
 встречаются термины чан-ю (певец, поющий актёр) и пайю (комик, шут,
 лицедей), а также описания разл. песенных и танцевальных представлений.
  Ко времени Ханьской династии [206 до н. э.-220 н. э. ] на основе
 развития песенно-танцевального иск-ва и представлений нар. актёров
 рождается новая форма представлений байси (сто представлений) или цзя
 одиси (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в
 большие праздники' или в честь приезда высоких гостей. В них входили
 разнообразные цирковые номера: акробатика, фехтование, хождение по
 канату, состязание в силе, а также танцы с гигантскими макетами фигур
 животных. В период Ханьской и Суйской династий в представления байси
 стали включать инсценировки рассказов. Здесь впервые появляется сценич.
 образ, созданный актёром в рамках законченного, хотя и несложного
 сюжета.
  Дальнейшее развитие песенно-танцевальных форм и искусства
 представлений происходит в Танскую эпоху (7-9 вв. н. э.)-время
 усиленного роста городов, ремёсел, торговли, экономич. и культурных
 контактов с соседними странами, время значит, расцвета культуры и иск-ва
 Китая. В этот период большое развитие получают театрализованные
 танцевальные представления на историч. сюжеты, различ. танцы (в т. ч.
 "Танец с мечами", исполняющийся в совр. т-ре сицюй). Дальнейшее развитие
 получают инсценировки рассказов. Большой популярностью пользовались
 небольшие пьески-диалоги сатирически-комедийного характера ("Игра о
 цаньцзюне"), в к-рых высмеивались действия властей, продажные чиновники.
 И хотя актёр не имел права называть конкретные имена своих
 современников, зрители прекрасно понимали, о ком идёт речь. В этих
 представлениях впервые появляются амплуа - находчивого остряка
 цань-пзюня и цаньгу. Вначале эти пьески строились исключительно на
 речевых диалогах, позднее в них включаются пение и муз. сопровождение.
 Получили развитие инсценировки бытовых рассказов. Танские представления
 носили импровизационный характер. Актёры, участвовавшие в
 представлениях, пользовались специальными костюмами, яркими масками,
 реквизитом.
  В недрах разл. театрализованных представлений постепенно развивались
 и совершенствовались составные компоненты будущего т-ра: танцы, пластич.
 акробатика, пение, иск-во декламации. При дворе имп. Сюань-цзуна были
 созданы спец. учебные заведения "Грушевый сад", "Двор весны", где из
 детей опальных сановников и чиновников готовили музыкантов, танцовщиц и
 певиц для дворцовых представлений. Вне двора большую часть актёров и
 музыкантов составляли нар. мастера, приехавшие из сёл и деревень.
  Дальнейшее формирование т-ра происходит в 12- 14 вв. В это время
 появляется новый вид представлений цзацзюй (смешанные представления). В
 комич. импровизированных сценках цзацзюй складывались амплуа фумо и
 фуцзин - муж. персонажи, мони - старшина, чжуангу - исполнитель ролей
 чиновников, иней - ведущий пьесу, чжуандань - переодетый в женщину.
 Одновременно и на юге ставились большие нар. драмы. Этот жанр назывался
 юж. драма (нань-си) - "Ван Куй", "О женщине по имени Чжао". Из ранних
 произв. жанра юж. драмы сохранилось лишь "Чжан Се, сдавший столичные
 экзамены первым".
  Т-р Сунской эпохи, и особенно т-р юж. драмы, был носителем нар.
 демократич. традиций, здесь ставились пьесы, направленные против
 социального неравенства, бичующие мораль представителей господствующих
 классов, показывающие невзгоды простых людей. Представления носили
 массовый характер, они давались в балаганах, зрителями их были
 ремесленники, торговцы, солдаты. В этих балаганах, представлявших собой
 огороженные, крытые навесом площадки, зрители сидели на скамьях, сцена,
 находившаяся на одном уровне со зрительным залом, отделялась от него
 перилами (балаган назывался ланцзы - "перила").
  Подлинной зрелости кит. т-р достиг в 13-14 вв., хотя страна
 находилась под гнётом Юаньской (монгольской) династии. К этому времени
 относится расцвет драмы цзацзюй.
  Художеств, особенности т-ра цзацзюй во многом определили своеобразие
 театр. иск-ва Китая последующих эпох. Его синтетич. представления
 строились на сочетании речевых и вокальных партий, музыки, танца,
 акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных
 мелодий, к-рые переходили из одного спектакля в другой. Драматург также
 давал советы по трактовке пьес, принимая на себя функцию режиссёра.
 Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном темпе, с
 многочисленными мелкими подробностями, а второстепенные эпизоды давались
 как яркие штрихи. Спектакли разыгрывались на пустой сцене, что давало
 возможность свободного перемещения действия в пространстве и во времени.
 Это определило многие художественные приёмы: устная характеристика
 актёром предполагаемой на сцене обстановки, устное извещение зрителя о
 переменах во времени или месте действия пьесы, самохарактеристика
 действующих лиц.
  Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы, в
 к-рых сцена находилась в центре здания на уровне земли и напоминала
 цирковую арену, и прихра-мовые сцены, приподнятые над землёй (зрители
 располагались на прилегающей к сцене площадке). Эти сцены часто
 украшались вышитыми плакатами - афишами, на к-рых сообщались название
 труппы, имена главных актёров. (В балаганах афиши вывешивались перед
 входом). Спектакли были платными, существовал также обычай одаривать
 актёров во время представления. В труппу входили обычно члены семей,
 иногда принимались 1 -2 актёра со стороны. Ведущее место в них занимали
 женщины, к-рые исполняли и мужские роли; надолго установилась практика
 исполнения женских ролей мужчинами.
  Другой крупной формой юаньского т-ра была драма чуаньци, к-рая на
 раннем этапе своего развития следовала традициям юж. драмы, заимствуя её
 композицию, темы, образы. В ней отсутствовала строгая композиц.
 регламентация (количество актов могло быть любым). Как правило,
 спектакли были очень большими, шли по неск. дней подряд. В них не было
 строгого разделения на актёров, декламирующих и поющих, в музыке не было
 тональных ограничений. Исполнители наряду с традиц. мелодиями,
 входившими в своды лучших муз. произв., могли вводить в спектакли
 популярные нар. мелодии и арии, создаваемые ими самими. От юж. драмы
 чуаньци отличалась большей художественной зрелостью, углублённым
 раскрытием образов, образностью языка.
  С конца 14 в. начинается сближение т-ра цзацзюй с юж. драмой чуаньци
 (в конце господства Юаньской династии на юг страны съезжаются многие
 драматурги, музыканты, актёры сев. т-ра). Преобладание получает юж. т-р
 с его свободной формой, но он заимствует у сев. т-ра более высокую
 технику, лит. и художеств. мастерство.
  Дальнейшее развитие кит. т-ра относится к периоду Минской эпохи
 (14-17 вв.) и происходит в условиях, когда правящие круги пытаются
 подавить демократич. тенденции, канонизируют старые, отжившие формы
 (запрет изображения в спектаклях императоров и чиновников, критики
 существующего порядка). В Минский период возникли два крупнейших
 направления кит. т-ра - иянское и куныпань-ское. Иянский т-р зародился в
 провинции Цзянси на базе ранней юж. драмы. Для него характерно обращение
 к нар. тематике, нар. мелодиям (в отличие от придворных спектаклей,
 строящихся исключительно на классич. мелодиях); иянские актёры разделяли
 арии на части и между частями поясняли содержание арий. Исполнительские
 приёмы близки площадным нар. представлениям.
  Вначале представления иянского т-ра состояли из коротеньких пьес на
 сюжеты из жизни ремесленников и кустарей, рассказывающие о любовных
 похождениях. Пьесы эти строились на импровизации, сольное исполнение
 сочеталось с хором. В дальнейшем актёры иянского т-ра стали ставить
 пьесы на сюжеты популярных романов (Трое-царствие" Ло Гуань-чжуна,
 "Речные заводи" Ши Най-яня, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня) и хроник
 ("Генералы из семьи Ян", "Биография Юе Фэя" и др.).
  Для иянского т-ра характерно создание спектаклей-циклов. Они шли по
 неск. дней подряд и каждый спектакль обрывался на острой ситуации. Это
 делалось для того, чтобы обеспечить сбор на следующий день. Изображение
 больших историч. событий (войны, крестьянские восстания) обусловило
 введение в спектакли массовых батальных сцен, использование акробатики,
 фехтования, танца. В спектакли вводились побочные эпизоды, не имеющие
 прямого отношения к осн. сюжету. Распространение иянского т-ра за
 пределами своей провинции объясняется тем, что, не будучи скован
 строгими нормами классич. поэтич. языка и мелодич. ограничениями, он
 легко воспринимал местные диалекты, популярные мелодии и песни. На
 основе сочетания характерных особенностей иянского т-ра с местными
 диалектами и вокально-исполнительскими формами появились мно-гочисл.
 местные разновидности этого т-ра, получившие самостоят, названия
 (цинянский, сыпинский и др.). Из этого же т-ра возник т-р хойцзяо
 (провинция Аньхой), способствовавший появлению столичного т-ра цзинси.
  Другое крупное театр. направление этого периода - куныпаньский т-р -
 возник в уезде Кунь-шань (провинция Цзянси) - излюбленном месте отдыха и
 развлечения кит. аристократии. Сюда в поисках заработка съезжались
 музыканты, актёры, поэты, драматурги. Постепенно на базе местных
 куныпань-ских представлений создаётся т-р, к-рый вошёл в историю как т-р
 аристократич. слоев общества и учёного сословия. В отличие от иянского
 т-ра, дававшего свои представления на открытых площадях, куныпаньский
 т-р был домашним, придворным т-ром. Спектакли разыгрывались обычно в
 гостиных или дворцовом зале (поэтому куныпаньский т-р назывался ещё
 "театром на ковре"). На иск-во куньшань-ского т-ра оказали большое
 влияние аристократич. лит-ра и изобразительное иск-во 15-17 вв. Это
 проявилось в утончённой технике актёрской игры, высоких требованиях к
 вокальному мастерству. В отличие от иянского т-ра, музыка к-рого
 строилась на разнообразных ритмич. рисунках (в оркестре преобладали
 ударные инструменты), для куныпаньского т-ра характерно большое мелодич.
 богатство (в оркестре важное место занимали духовые инструменты), музыка
 к спектаклям специально создавалась и фиксировалась композиторами. В
 этом т-ре возродились лучшие традиции нац. танцевального иск-ва 7-9 вв.
 Высокого развития достигла в куныпаньском т-ре исполнительская культура;
 здесь выдвинулись замочат, музыканты и актёры-певцы Вэй Лян-фу, Лян
 Бо-лун, драматурги Тан Сянь-цзу, Хун Шэн, Кун Шан-жэнь. Пережив громкую
 славу, оказав влияние на ряд местных т-ров, куныпаньский т-р к концу 18
 - сер. 19 вв. постепенно теряет популярность и почти совсем исчезает.
 Причиной этого были: замкнутость, отрыв от нар. иск-ва, стремление уйти
 от острых проблем современности, каноничность правил построения текста и
 музыки, ограниченность тематики спектаклей жизнью аристократии.
  17 - нач. 19 вв. характеризуются дальнейшим совершенствованием
 исполнительского мастерства традиционного т-ра. К сер. 18 в. театр.
 центрами становятся крупные города Китая (в т. ч. город Янчжоу, через
 к-рый проходил путь императора, совершающего поездки по стране), а
 позднее - Бэйпин (Пекин). Сюда съезжались разл. труппы местных т-ров.
 Наибольший успех имели т-ры, получившие назв. "популярных" (хуабу). На
 основе иск-ва разл. местных видов т-ра сицюй (в частности, хубэйского
 т-ра ханьцзяо и куныпаньского т-ра) в столице Китая Пекине постепенно
 формируется т-р, известный как столичный театр (цзинси), или пекинский
 театр. В его иск-ве сочетаются отточенность формы, высокое
 исполни-тельское мастерство куныпаньского т-ра и сочная колоритность,
 простота нар. мелодий местных т-ров. Первыми труппами, где наиболее
 активно шёл процесс формирования нового т-ра, были ань-хойские труппы -
 "Саньцин", "Сыси", "Чуньтай", "Хэчунь". Они стали самыми популярными
 т-рами в Пекине в нач. 19 в., в них работали выдающиеся мастера,
 определившие в дальнейшем целые художеств. направления: Чэн Чан-гэн
 (труппа "Саньцин"), Чжан Эр-куй (труппа "Сыси"), Юй Сань-шэн (труппа
 "Чуньтай"). Эти актёры были выдающимися исполнителями ролей лаошэн
 (почтенных старцев), к-рые в 19 в. считались наиболее важными.
 Пекинскому т-ру принадлежала инициатива создания нового типа спектакля,
 построенного на наиболее ярких отрывках из разл. пьес. Большую
 популярность приобрели пьесы жанра уси, изобилующие батальными сценами,
 построенными на акробатике и манипуляциях с бутафорским оружием.
  В искусстве театра цзинси нашли выражение основные черты китайского
 национального театра сицюй. Характерная особенность искусства актёра
 китайского театра- игра с воображаемыми предметами, аллегорическое
 использование предметов театр. реквизита (напр., стол в зависимости от
 заданной сценич. обстановки может изображать алтарь, стол, гору,
 наблюдательную площадку; шапка, завёрнутая в красное
 полотнище,отрубленную голову; чёрные флажки - ветер, красные - огонь).
 Игра актёров кит. т-ра далека от бытового правдоподобия; она строится на
 канонизированных условных приёмах выразительности, стилизованных
 движениях и жестах. В гримах и костюмах широко используется символика
 цвета (красный цвет -признак смелости, белый - подлости, жёлтый - цвет
 императора и т. д.). Элементы символики заключены и в орнаментах гримов,
 костюмов.
  Все пьесы традиционного репертуара делятся на две большие группы -
 вэньси (пьесы на гражданские сюжеты) и уси (пьесы на военные, историч.
 темы, в к-рых гл. место занимают батальные сцены, построенные на
 акробатике, фехтовании). В традиционном театре и поныне сохраняется
 система амплуа. Все персонажи делятся на четыре группы: шэн
 (положительные мужские роли), подразделяется на вэнь - штатских и
 у-военных, по возрасту делится на лао-шэн-стариков и сяошэн - молодых.
 Дань (женские роли) подразделяется на цинъи-положительная замужняя
 женщина, чжэндань-положительная героиня, чаще всего молодая,
 хуадань-служанка, куртизанка, даомадань- женщина-воин, гуймэндань -
 незамужняя юная девушка из знатного дома, по возрасту делятся на лаодань

<< Пред.           стр. 381 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу