<< Пред. стр. 382 (из 913) След. >>
- старуха, сяодань - юная девушка. Цзинь (или хуалянь; объединяетхарактерные роли, как положительные, так и отрицательные. Исполнители
этих амплуа пользуются яркими гримами, масками, манера игры подчёркнуто
гиперболична). Чоу - комические роли (мужские и женские). Для каждого
амплуа разработаны комплексы изобразительных приёмов. Но видные кит.
актёры, используя эти приёмы, наполняют их новым содержанием,
разрабатывают их.
На протяжении 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. т-р цзин-си (т. н. столичный
т-р) продолжает занимать ведущее место в театр. иск-ве Китая. Внутри его
формируются новые исполнительские школы, основателями к-рых были Ван
Яо-цин, Ян Сяо-лоу, Тань Синь-цэй, Мэй Лань-фан, Чэн Янь-цю, Чжоу
Синь-фан, Сюн Хой-шэн и др. Широкую известность завоевали исполнители
женских ролей актёры Ван Яо-цин, Мэй Лань-фан, Чэн Янь-цю, Шан Сяо-юнь,
Сюн Хой-шэн и др. Многие актёры т-ра цзинси сами создавали пьесы на
сюжеты историч. хроник и романов и перерабатывали старые пьесы. В числе
наиболее видных актёров-драматургов были Ю Дин-чэнь и Цзя Хун-лин,
писавшие пьесы на сюжеты из истории Троецарствия, Ван Яо-цин, Хуан
Юэ-шань, Тянь Цзи-юнь. Но, несмотря на наличие выдающихся мастеров,
совершенствование исполнительского искусства, т-р цзинси в конце 19 -
нач. 20 вв. переживал тяжёлый кризис. Этот т-р, отражавший далёкое
прошлое, не доступный (в силу сложности языка) для широкого зрителя, не
мог выразить новые социально-политич. тенденции; внимание к зрелищным
формам порождало эстетскую, формалистич. усложнённость. Стремление
нек-рой части интеллигенции реформировать т-р (актёр Оуян"Юй-цянь и др.)
не было осуществлено. Большие трудности переживали в нач. 20 в. местные
т-ры. Они, как правило, не могли выступать в крупных городах, актёры
бедствовали и многие труппы распадались. Но традиции нар. иск-ва давали
жизнь новым видам местных т-ров. Так, нар. т-р пинцзюй, развившийся из
сельских са-модеят. представлений Сев. Китая (два актёра разыгрывали в
лицах несложные нар. повествования под простой муз. аккомпанемент),
вырастает в новый вид театр. иск-ва, давший Китаю таких актёров, как Ю
Мин-чжу, Ли Цзинь-шунь.БайЮ-шуанидр.Этот т-р, в противовес столичному
т-ру, ставившему историч. пьесы, гл. внимание уделял бытовым драмам,
героями к-рых были простые люди, и совр. пьесам.
В конце 20 -нач. 30-х гг. т-р пинцзюй обосновался в Шанхае,
деятельность его вызвала разноречивые мнения. Сторонники старого
классич. театр. иск-ва критиковали т-р пинцзюй за изображение грубых
нравов и манер, но передовая интеллигенция приветствовала этот т-р, видя
в нём образец живого нар. иск-ва, понятного широким кругам зрителей
(спектакли шли на разговорном яз.). В это же время в Шанхае формируются
новые местные разновидности т-ра сицюй- юецзюй, хуцзюй,- получившие в
дальнейшем признание во мн. р-нах страны.
В условиях нарастания демократич. и революц. настроений всё острее
становилась потребность в иск-ве, которое бы могло отразить новую эпоху,
её идеи, её людей. В нач. 20 в. возникает т-р, усвоивший опыт европ.
театр. иск-ва. Первые постановки т-ра "разговорной" драмы относятся к
1898- 1905, а датой рождения этого театра считают весну 1907, когда
китайские студенты, обучавшиеся в Токио, организовали группу "Чуньлюшэ"
("Весенняя ива"). В том же году в Китае создан первый проф. драм. т-р
нового типа - труппа "Чуньяншэ" ("Весеннее солнце"), возглавлявшаяся Ван
Чжун-шэном. В 1910 Ван Чжун-шэн и Жэнь Тянь-чжи организовали в Шанхае
театр. школу "Гунцзян", готовящую актёров драм. т-ров. В ранних пост.
"разговорной драмы" новые принципы решения спектакля (наличие декораций,
спец. освещения, более свободная от традиционной условности манера
актёрской игры, вращающаяся сцена) сочетались с исполнительскими
традициями т-ра сицюй (исполнение женских ролей мужчинами, свободная
импровизация по ходу спектакля, исполнение между актами муз. номеров, не
имеющих отношения к самой пьесе). Политич. гнёт, недостаток в
квалифицированных актёрах и режиссёрах, отсутствие серьёзной драматургии
затрудняли работу нового т-ра, и коллективы, созданные в 1911- 1913 в
Шанхае и др. городах, оказались недолговечными. В последующие годы
возник т. н. "цивилизованный театр" (вэньминси), где спектакли,
выражавшие прогрессивные тенденции, чередовались с пост., рассчитанными
на вкусы обывателей. Положит, значение имела деятельность об-ва "Нар.
т-р" (создано в Шанхае в 1921), куда вошли актёры и драматурги Оуян
Юй-цянь, Сюй Бань-мэй, Сунь Чунь-фан, Мао Дунь, Чжэн Чжэнь-до. Об-во
стремилось пропагандировать новую драму, помогало созданию любительских
трупп из студентов и рабочих. В 20-е гг. любительские драм. коллективы
возникают не только в Шанхае, но и в др. городах. В Пекине в нач. 20-х
гг. создаётся театр. об-во "Синь Чжунхуа" ("Новый Китай"), организуется
театр. уч-ще. В это время впервые появляются смешанные мужские и женские
труппы, но в большинстве коллективов женские роли продолжали исполнять
мужчины.
С 20-х гг. 20 в. предпринимаются первые попытки создания оперных
спектаклей. В нек-рых городах появляются муз. учебные заведения, где
преподаются совр. европ. муз. теория, инструментовка, композиция, а
также основы европ. вокального иск-ва. В 20-30-е гг. композитор Ли
Цзинь-хуэй создал неск. небольших опер-балетов для пост. на школьных
сценах. Их отличит, чертой являлось сочетание кит. мелодий с мотивами,
заимствованными из произв. зарубежной музыки. В годы 1-й гражд. войны
(1924-27) центром театр. жизни оставался Шанхай. В 1927 в Шанхае создано
об-во "Наньгошэ" ("Юж. об-во"), поддерживавшее новаторские тенденции в
иск-ве. К этому же времени относится расцвет творческой деятельности
крупного режиссёра и драматурга Хун Шэня, работавшего. в труппе при
Шанхайском ун-те Фудань. Зимой 1929 под рук. Коммунистич. партии в
Шанхае была осн. труппа "Ишуцзюйшэ" ("Художеств, труппа"), впервые
выдвинувшая лозунг пролетарского театра. Её возглавляли Ся Янь, Чэнь
Бо-ци. Труппа "Ишуцзюйшэ" ставила произв. кит. и зап. драматургов. За
свои смелые выступления труппа подверглась гонениям и ряд её деятелей
был зверски убит.
Большим событием в истории кит. прогрессивного т-ра явилось создание
в 1930 Лиги левых театр. коллективов (с 1931 - Лига левых театр.
деятелей страны). На ряде предприятий Шанхая были созданы группы "синей
блузы", создавались театр. кружки в учебных заведениях. В 1931 филиалы
Лиги возникли в городах Бэйпин (Пекин), Гуанчжоу, Ханькоу. Репрессии
гоминьдановских властей вынудили многие труппы, входившие в Лигу,
прекратить к сер. 30-х гг. свою деятельность. Однако нек-рые члены Лиги
продолжали и в годы революц. боёв руководить прогрессивным т-ром.
Во 2-й пол. 30-40-х гг. возникают новые формы т-ров, деятельность
к-рых протекает гл. обр. в деревнях, ставших базами революц. сил, и в
рядах кит. Красной армии. В 1938 в Ханькоу создана Всекит. ассоциация
деятелей лит-ры и иск-ва для борьбы с врагом. Для организации работы в
Освобождённых р-нах в городе Яньане создаётся филиал ассоциации.
Т-ры Освобождённых районов обращаются к злободневной тематике, к
малым формам, используют простой и доходчивый язык, местные нар.
художеств. формы. В эти годы впервые традиционный т-р становится
средством революц. пропаганды. Т-ры ставили преим. небольшие
импровизированные сценки на темы борьбы с япон. агрессией, с классовыми
врагами.
В 40-х гг. в Освобождённых р-нах возникает новая форма муз.
спектакля, получившая позднее назв. Новая опера (Синь гэцзю). Этот вид
т-ра возник на основе муз. представлений, носивших назв. янгэ (песня
молодых всходов). В представления, носившие характер шествий, включались
песни, танцы, пантомимы, сцены из репертуара традиционного т-ра.
Участниками их были местные жители. Представления янгэ устраивались в
дни празднования урожая и в другие большие праздники. Ещё до того, как к
янгэ обратились деятели проф. т-ра, их по-новому разыгрывали сами
крестьяне. Вместо старых тра-диц. мелодий, отрывков из пьес традиц.
репертуара в янгэ включались песни, посвящённые революции, армии,
сценки, изображающие совр. .события (расправу народа над
помещиком-кровопийцей, эпизоды борьбы с иноземными агрессорами).
Органичное соединение популярной в народе традиционной формы с новым
злободневным содержанием определило большой успех этих представлений.
Всё это подготовило рождение большого спектакля янгэ, представляющего
собой муз.-драм. спектакль с единым композиторским замыслом, законченным
сюжетом. К числу наиболее значительных спектаклей этого жанра относятся
"Чжоу Цзы-шань" (музыка Ма Кэ, Чжан Лу и Лю Чжи), "Седая девушка"
(либретто Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, музыка Ма Кэ и др.). Для новых форм муз.
спектакля характерны художеств. средства, присущие массовым площадным
зрелищам: яркие, броские приёмы выразительности, своеобразное
традиционное муз. сопровождение на ударных инструментах. Развитие театр.
иск-ва Китая с 40-х гг. определялось решениями Яньанского совещания
работников лит-ры и иск-ва (1942).
Победа китайского народа над силами реакции и создание Китайской
Народной Республики положили начало новому этапу развития кит. т-ра.
Первый всекитайский съезд работников лит-ры и иск-ва, созванный в Пекине
в 1949, подчеркнул необходимость мобилизации всех сил художеств.
интеллигенции на служение народу, освоения художеств. наследия,
повышения идейного уровня художеств. творчества. Была признана
необходимость реформы традиционного т-ра, создан К-т по проведению
театр. реформы, куда вошли виднейшие драматурги, композиторы, актёры. В
1951 изданы "Указания Административного совета Центрального народного
правительства о проведении реформы классической драмы", в к-рых
выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы
подготовки актёров и драматургов, организационной перестройки театр.
трупп. Значит, внимание уделялось развитию местных т-ров. Осн. видом
театр. иск-ва в КНР продолжает оставаться традиционный т-р, но с каждым
годом всё большую популярность приобретает совр. драматич. т-р (т. н.
т-р "разговорной" драмы).
В первые годы существования КНР эти т-ры ставили преим. пьесы о
событиях революции. Спектакли были исполнены революц. пафоса, но в то же
время им были присущи нек-рый схематизм, искусственность в решении
конфликтов. Определяя новые пути развития театр. иск-ва, деятели т-ров
создавали спектакли, сочетающие элементы совр. европ. драмы с
художественными принципами традиционного кит. т-ра.
Но постепенно театр. иск-во, так же как и вся культура КНР,
превращалось в средство пропаганды особого политич. курса руководства К
ПК. Во 2-й пол. 50-х гг. был провозглашён лозунг "пусть расцветают все
цветы, пусть соперничают сто учёных", к-рый, по сути дела, открывал
возможность для усиления пропаганды мелкобурж. идеологии. Активизация
бурж. элементов в лит-ре и иск-ве вынудила Мао Цзэ-дуна дополнить этот
лозунг призывом к борьбе с "ядовитыми травами", означавшим на практике
расправу с художественной интеллигенцией. В процессе борьбы с "ядовитыми
травами" кит. руководители пришли к отрицанию культурного наследия
прошлого, принципов критич. реализма.
Вскоре после провозглашения лозунга "пусть расцветают все цветы" в
Китае было объявлено движение за т. н. "Большой скачок". Прожектёрство в
области экономики оказало влияние и на театр. иск-во. Погоня за
постановкой большого количества спектаклей в короткие сроки привела к
резкому снижению их художественного качества. В кит. т-ре получил
распространение нарочитый отказ от мастерства, утвердились схематизм,
примитивность образов и конфликтов, прямолинейная иллюстративность,
вульгарный социологизм.
В 60-е гг., когда руководство КПК предприняло яростные атаки на
единство мирового коммунистич. движения, иск-во было полностью
поставлено на службу этой пропаганде. Утверждение культа личности Мао
Цзэ-дуна стало одной из важнейших тем драматич. произведений. Следуя за
директивами руководства КПК, т-ры Китая проповедуют необходимость и
закономерность войн. Они ставят пьесы, изображающие войну как цепь
победоносных подвигов, отказываются от раскрытия в сценич. произведениях
тем интернационализма, борьбы за мир. Всё большее распространение
получают националистич. тенденции. Если в нач. 50-х гг. на сценах кит.
т-ров шли произведения Горького, Чехова, Шекспира, Гольдони, пьесы сов.
драматургов, классические оперы, то в последующие годы переводные и
особенно советские произведения из репертуара снимаются. С целью
дискредитации сов. иск-ва, сов. драматургии распространяются измышления
о ревизионизме, перерождении советской культуры. Одновременно открыто
выражается тенденция игнорирования всего мирового иск-ва. Следуя лозунгу
"китаизации иск-ва", деятели кит. т-ра обращаются гл. обр. к историч.
пьесам, подчёркивающим величие кит. нации, как из прошлого репертуара,
выражавшего феодальную идеологию, так и к пьесам совр. драматургов,
идеализирующим это прошлое ("Цай Вэнь-цзи" Го Мо-жо). Эти историч.
спектакли пропагандируют нац. исключительность, культивируют нац.
особенности.
В спектаклях на совр. темы реальные жизненные конфликты, полноценные
художеств. образы подменяются декларативностью и догматизмом. Темы
гуманизма, стремления к счастью объявлены недостойными и порочными, а
изображение индивидуальной судьбы человека - ревизионизмом. Всё это
усиливает схематизм, плакатность в сценич. иск-ве, нивелирует художеств.
образность. Т-ры призывают к подавлению личности, к аскетизму,
отказываются от раскрытия внутр. мира человека, от стремления к личному
счастью (пьеса о Лэй Фане в Китайском молодёжном художественном т-ре). В
то же время спектакли 60-х гг. стремятся приукрасить действительность,
лакируют, сглаживают реальные жизненные конфликты. В кит. т-ре
игнорируются индивидуальные особе нности творчества, теория
"коллективного героя" приводит к плакатности, ложному пафосу, к
деградации т-ра и драматургии, оказавшихся, несмотря на многовековую
историю и древние художеств. традиции, в плену у догматизма и
сектантства. Илл. см. на отд. листе к стр. 65-66.
Лит.: (на кит. яз.) -Ван Г о-в э и, Сун-Юань сицюй ши, Шанхай, 1915 и
ряд изданий; Ааоки Масару, Чжунго цзиньши сицюй ши, т. 1-2, Пекин, 1958
(пер. с япон.); Ч ж о у И-б о, Чжунго сицюй ши цзянцзо, Пекин, 1958;
Чжунго вэньсюэ ши, тт. 3-4, Пекин, 1959; Ч ж о у И - б о, Чжунго сицзюй
ши чанбянь, Пекин, 1960; на рус. яз.- Федоренко Н. Т.,Гунь
Хань-цин-великий драматург Китая, М., 1958; Меньшиков Л. Н., Реформа
китайской классической драмы, М., 1959; Вопросы культурной революции в
Китайской Народной Республике, М., 1960 (статья Сорокина); Arlington L.
C., The Chinese drama from the earliest times until to-day, Shanghai,
1930;
Scott A. C., An introduction to the Chinese theatre, N. Y., [1959];
Bowers F., Theatre in the East, [2 ed. ], N. Y.- L., 1960; D e l z a S.,
The classic Chinese theatre, "The Journal of Aesthetics and Art
Criticism", 1956, v. 15, .ј 2; Kalvodova - Sis - Vanis, Chinese theatre,
[Transi. from czech, L., 1957]; Z b i k o w s k i T., On early Chinese
theatrical performances, "Rocznik orientalistyczny", 1962, t. XXVI, zs.
l. ff. Tap.
КЙТЦБЕРГ, К и ц б e p г, Аугуст [17(29). XII. 1855, Лаатре,10.X.1927,
Тарту]- эст" писатель, драматург. Один из основоположников эст. нац.
драматургии. Лит. деят. начал в 1874. Творчество К. связано с т-ром
"Ванемуйне". В первый период (до 1903) он писал дидактич. комедии,
предназначенные для деревенской сцены ("Пунга-Мярт и Уба-Каарель", 1894;
1909 т-р "Ванемуйне"). Расцвет творчества К. относится к 1906-15. Драма
"Оборотень" (1911, т-р "Ванемуйне"), посв. трагич. судьбе вольнолюбивой
крепостной девушки, исполнена страстного протеста против угнетения
народа. В драме "Бог мошны" (1912, т-р "Ванемуйне") в образе
деревенского богача К. показывает страшную власть денег, уничтожающую
всё человеческое. К этому же периоду относятся пьесы: "В вихре ветров"
(1906), о личной драме батрака, комедия из деревенской жизни, "На хуторе
Пюве" (1910, т-р "Ванемуйне", 1916). Из произв. последнего периода
(1919-23) наиболее известны социально-обличит. драмы "Красный петух"
("Лау-риц") (1920, т-р "Драмы") и комедия "Проклятый хутор" (1923, т-р
"Эстония"). В нек-рых произв. К. сказалось идеалистич. мировоззрение
автора, но лучшие его пьесы выражают принципы критич. реализма.
Выдающийся гуманист, К. выступал против социального гнёта утверждал
права людей труда.
Соч.: Valitud teosea, t. l-2, Tallinn, 1955; в рус. пер.- Пьесы, M.,
19B2.
Лит.: Об эстонской литературе. Сб., Таллин, 1956, с. 79-110; Eesti
kirjanduse ajalugu, t. IH, Tallinn, 1953, c. 115-23; Alttoa B., August
Kitzberg, Tallinn, 1960 (библиогр. с. 593-620). Леа Т.
КИЧЕЕВ, Пётр Иванович (1845-23.1.1902) - русский литератор,
театральный критик. Окончил юри-дич. ф-т Моск. ун-та. Многочисл. статьи
К. печатались в газ. и журн. "Московский листок", "Русское слово",
"Развлечение", "Театр и иск-во" и др. Обращая мало внимания на идейную
сторону спектакля, К. считал т-р местом отдыха, развлечения. Издавал
газеты "Новости сезона" (1896), "Дневник театрала" (1889-91). Переводил
и переделывал пьесы, к-рые ставились на частных сценах ("Воровата лиса,
а капкан и на нее коса", 1896, "Перед казнью", 1899).
Соч.: Дневник театрала. Сб. ст., вып. 1-3,М., 1888.
КИЧУБАЕВ, Мухит [р. 3(16).VIII.19101 - татарский советский актёр.
Нар. арт. Тат. АССР (1957).
9л. Коммунистич. партии с 1956. Был одним из основателей (1935)
Мензелинского колх.-совх. т-ра Тат. АССР. Писал музыку к спектаклям
этого театра.
Роли: Гаяз ("Искры" Гиззата), Бадри ("Галпябану" Файзи), Прохор
("Васса Железнова"), Паратов; Мурат ("Рай-хан" Исанбета), Яичница
("Женитьба"), Шайхинур ("Неписанные законы" Аминева). J. /
КИШИН‚В-столица Молдавской ССР (254 т. ж. на 1963К До Сов. власти
постоянных проф. т-ров в К. не было. В частных театр. зданиях изредка
выступали приезжие рус." укр., рум. труппы. В 1963 в К. работали:
Молдавский муз.-драм. т-р им. А. С. Пушкина (организован в 1933); Театр
оперы и балета (1957); респ. Русский драм. т-р им. Чехова (1934); Респ.
молодёжный т-р "Лучафэрул" (1960) и т-р кукол "Ликурич" (1945).
Филармония имеет в своём составе симфонич. оркестр (1929), хоровую
капеллу "Дойна" (1935), ансамбль нар. танца "Жок" (1945), оркестр нар.
инструментов (1949), эстрадный оркестр (1956), концертные бригады.
Имеются нар. т-р (1960), 28 драм. кружков. См. Молдавский театр и
драматургия. Д fJ
КИШИН‚ВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА. Создан в
1936 в бывшей столице Молд. ССР Тирасполе. В 1940 переведён в Кишинёв.
Среди лучших спектаклей т-ра:
"Любовь Яровая" (1936), "Платон Кречет" (1937), "Разлом" (1940); "За
тех, кто в море!" Лавренёва (1946), "Русский вопрос" (1947); "В одном
городе" Соф-ронова (1948), "Семья" Попова (1950), "Кандидат партии"
Крона (1951), "В добрый час!" Розова (1955), "Грач - птица весенняя"
Мстиславского (1955), "Кремлёвские куранты" (1958); "Иркутская история"
Арбузова (1960), "Коллеги" Аксёнова (1962), "Океан" Штейна (1963),
"Осторожно - Мякишевы!" Мовзона (1963). Спектакли на местную тему:
"Пушкин в Молдавии" Сумарокова и Комаровского (1959), "Когда зреет
виноград" Дариенко (1960). В т-ре ставятся пьесы классич. драматургии.
Т-р систематически показывает спектакли в районах и колхозах республики.
В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР Н. Н. Масальская, нар. арт.
Молд. ССР В. И. Белов, Ю. А. Соколов, В. А. Стрельбицкий, засл. арт.
Молд. ССР В. Я. Круг-лов, И. И. Сологубенко, И. Т. Датский, Н. П.
Донская, Е. А. Цуркан, С. М. Некрасов. Д. Я.
КЙШФАЛУДИ (Kisfaludy), Карой (5.II.1788-21.XI. 1830)-венгерский
драматург. Один из основоположников венг. романтизма 1-й четв. 19 в.
Окончил академию живописи в Вене. В 1819 выступил как драматург, написав
историко-романтич. драму "Татары в Венгрии" (пост. в г. Фехервар),
имевшую большой успех у патриотически настроенных кругов венг.