<< Пред.           стр. 382 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 - старуха, сяодань - юная девушка. Цзинь (или хуалянь; объединяет
 характерные роли, как положительные, так и отрицательные. Исполнители
 этих амплуа пользуются яркими гримами, масками, манера игры подчёркнуто
 гиперболична). Чоу - комические роли (мужские и женские). Для каждого
 амплуа разработаны комплексы изобразительных приёмов. Но видные кит.
 актёры, используя эти приёмы, наполняют их новым содержанием,
 разрабатывают их.
  На протяжении 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. т-р цзин-си (т. н. столичный
 т-р) продолжает занимать ведущее место в театр. иск-ве Китая. Внутри его
 формируются новые исполнительские школы, основателями к-рых были Ван
 Яо-цин, Ян Сяо-лоу, Тань Синь-цэй, Мэй Лань-фан, Чэн Янь-цю, Чжоу
 Синь-фан, Сюн Хой-шэн и др. Широкую известность завоевали исполнители
 женских ролей актёры Ван Яо-цин, Мэй Лань-фан, Чэн Янь-цю, Шан Сяо-юнь,
 Сюн Хой-шэн и др. Многие актёры т-ра цзинси сами создавали пьесы на
 сюжеты историч. хроник и романов и перерабатывали старые пьесы. В числе
 наиболее видных актёров-драматургов были Ю Дин-чэнь и Цзя Хун-лин,
 писавшие пьесы на сюжеты из истории Троецарствия, Ван Яо-цин, Хуан
 Юэ-шань, Тянь Цзи-юнь. Но, несмотря на наличие выдающихся мастеров,
 совершенствование исполнительского искусства, т-р цзинси в конце 19 -
 нач. 20 вв. переживал тяжёлый кризис. Этот т-р, отражавший далёкое
 прошлое, не доступный (в силу сложности языка) для широкого зрителя, не
 мог выразить новые социально-политич. тенденции; внимание к зрелищным
 формам порождало эстетскую, формалистич. усложнённость. Стремление
 нек-рой части интеллигенции реформировать т-р (актёр Оуян"Юй-цянь и др.)
 не было осуществлено. Большие трудности переживали в нач. 20 в. местные
 т-ры. Они, как правило, не могли выступать в крупных городах, актёры
 бедствовали и многие труппы распадались. Но традиции нар. иск-ва давали
 жизнь новым видам местных т-ров. Так, нар. т-р пинцзюй, развившийся из
 сельских са-модеят. представлений Сев. Китая (два актёра разыгрывали в
 лицах несложные нар. повествования под простой муз. аккомпанемент),
 вырастает в новый вид театр. иск-ва, давший Китаю таких актёров, как Ю
 Мин-чжу, Ли Цзинь-шунь.БайЮ-шуанидр.Этот т-р, в противовес столичному
 т-ру, ставившему историч. пьесы, гл. внимание уделял бытовым драмам,
 героями к-рых были простые люди, и совр. пьесам.
  В конце 20 -нач. 30-х гг. т-р пинцзюй обосновался в Шанхае,
 деятельность его вызвала разноречивые мнения. Сторонники старого
 классич. театр. иск-ва критиковали т-р пинцзюй за изображение грубых
 нравов и манер, но передовая интеллигенция приветствовала этот т-р, видя
 в нём образец живого нар. иск-ва, понятного широким кругам зрителей
 (спектакли шли на разговорном яз.). В это же время в Шанхае формируются
 новые местные разновидности т-ра сицюй- юецзюй, хуцзюй,- получившие в
 дальнейшем признание во мн. р-нах страны.
  В условиях нарастания демократич. и революц. настроений всё острее
 становилась потребность в иск-ве, которое бы могло отразить новую эпоху,
 её идеи, её людей. В нач. 20 в. возникает т-р, усвоивший опыт европ.
 театр. иск-ва. Первые постановки т-ра "разговорной" драмы относятся к
 1898- 1905, а датой рождения этого театра считают весну 1907, когда
 китайские студенты, обучавшиеся в Токио, организовали группу "Чуньлюшэ"
 ("Весенняя ива"). В том же году в Китае создан первый проф. драм. т-р
 нового типа - труппа "Чуньяншэ" ("Весеннее солнце"), возглавлявшаяся Ван
 Чжун-шэном. В 1910 Ван Чжун-шэн и Жэнь Тянь-чжи организовали в Шанхае
 театр. школу "Гунцзян", готовящую актёров драм. т-ров. В ранних пост.
 "разговорной драмы" новые принципы решения спектакля (наличие декораций,
 спец. освещения, более свободная от традиционной условности манера
 актёрской игры, вращающаяся сцена) сочетались с исполнительскими
 традициями т-ра сицюй (исполнение женских ролей мужчинами, свободная
 импровизация по ходу спектакля, исполнение между актами муз. номеров, не
 имеющих отношения к самой пьесе). Политич. гнёт, недостаток в
 квалифицированных актёрах и режиссёрах, отсутствие серьёзной драматургии
 затрудняли работу нового т-ра, и коллективы, созданные в 1911- 1913 в
 Шанхае и др. городах, оказались недолговечными. В последующие годы
 возник т. н. "цивилизованный театр" (вэньминси), где спектакли,
 выражавшие прогрессивные тенденции, чередовались с пост., рассчитанными
 на вкусы обывателей. Положит, значение имела деятельность об-ва "Нар.
 т-р" (создано в Шанхае в 1921), куда вошли актёры и драматурги Оуян
 Юй-цянь, Сюй Бань-мэй, Сунь Чунь-фан, Мао Дунь, Чжэн Чжэнь-до. Об-во
 стремилось пропагандировать новую драму, помогало созданию любительских
 трупп из студентов и рабочих. В 20-е гг. любительские драм. коллективы
 возникают не только в Шанхае, но и в др. городах. В Пекине в нач. 20-х
 гг. создаётся театр. об-во "Синь Чжунхуа" ("Новый Китай"), организуется
 театр. уч-ще. В это время впервые появляются смешанные мужские и женские
 труппы, но в большинстве коллективов женские роли продолжали исполнять
 мужчины.
  С 20-х гг. 20 в. предпринимаются первые попытки создания оперных
 спектаклей. В нек-рых городах появляются муз. учебные заведения, где
 преподаются совр. европ. муз. теория, инструментовка, композиция, а
 также основы европ. вокального иск-ва. В 20-30-е гг. композитор Ли
 Цзинь-хуэй создал неск. небольших опер-балетов для пост. на школьных
 сценах. Их отличит, чертой являлось сочетание кит. мелодий с мотивами,
 заимствованными из произв. зарубежной музыки. В годы 1-й гражд. войны
 (1924-27) центром театр. жизни оставался Шанхай. В 1927 в Шанхае создано
 об-во "Наньгошэ" ("Юж. об-во"), поддерживавшее новаторские тенденции в
 иск-ве. К этому же времени относится расцвет творческой деятельности
 крупного режиссёра и драматурга Хун Шэня, работавшего. в труппе при
 Шанхайском ун-те Фудань. Зимой 1929 под рук. Коммунистич. партии в
 Шанхае была осн. труппа "Ишуцзюйшэ" ("Художеств, труппа"), впервые
 выдвинувшая лозунг пролетарского театра. Её возглавляли Ся Янь, Чэнь
 Бо-ци. Труппа "Ишуцзюйшэ" ставила произв. кит. и зап. драматургов. За
 свои смелые выступления труппа подверглась гонениям и ряд её деятелей
 был зверски убит.
  Большим событием в истории кит. прогрессивного т-ра явилось создание
 в 1930 Лиги левых театр. коллективов (с 1931 - Лига левых театр.
 деятелей страны). На ряде предприятий Шанхая были созданы группы "синей
 блузы", создавались театр. кружки в учебных заведениях. В 1931 филиалы
 Лиги возникли в городах Бэйпин (Пекин), Гуанчжоу, Ханькоу. Репрессии
 гоминьдановских властей вынудили многие труппы, входившие в Лигу,
 прекратить к сер. 30-х гг. свою деятельность. Однако нек-рые члены Лиги
 продолжали и в годы революц. боёв руководить прогрессивным т-ром.
  Во 2-й пол. 30-40-х гг. возникают новые формы т-ров, деятельность
 к-рых протекает гл. обр. в деревнях, ставших базами революц. сил, и в
 рядах кит. Красной армии. В 1938 в Ханькоу создана Всекит. ассоциация
 деятелей лит-ры и иск-ва для борьбы с врагом. Для организации работы в
 Освобождённых р-нах в городе Яньане создаётся филиал ассоциации.
  Т-ры Освобождённых районов обращаются к злободневной тематике, к
 малым формам, используют простой и доходчивый язык, местные нар.
 художеств. формы. В эти годы впервые традиционный т-р становится
 средством революц. пропаганды. Т-ры ставили преим. небольшие
 импровизированные сценки на темы борьбы с япон. агрессией, с классовыми
 врагами.
  В 40-х гг. в Освобождённых р-нах возникает новая форма муз.
 спектакля, получившая позднее назв. Новая опера (Синь гэцзю). Этот вид
 т-ра возник на основе муз. представлений, носивших назв. янгэ (песня
 молодых всходов). В представления, носившие характер шествий, включались
 песни, танцы, пантомимы, сцены из репертуара традиционного т-ра.
 Участниками их были местные жители. Представления янгэ устраивались в
 дни празднования урожая и в другие большие праздники. Ещё до того, как к
 янгэ обратились деятели проф. т-ра, их по-новому разыгрывали сами
 крестьяне. Вместо старых тра-диц. мелодий, отрывков из пьес традиц.
 репертуара в янгэ включались песни, посвящённые революции, армии,
 сценки, изображающие совр. .события (расправу народа над
 помещиком-кровопийцей, эпизоды борьбы с иноземными агрессорами).
 Органичное соединение популярной в народе традиционной формы с новым
 злободневным содержанием определило большой успех этих представлений.
 Всё это подготовило рождение большого спектакля янгэ, представляющего
 собой муз.-драм. спектакль с единым композиторским замыслом, законченным
 сюжетом. К числу наиболее значительных спектаклей этого жанра относятся
 "Чжоу Цзы-шань" (музыка Ма Кэ, Чжан Лу и Лю Чжи), "Седая девушка"
 (либретто Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, музыка Ма Кэ и др.). Для новых форм муз.
 спектакля характерны художеств. средства, присущие массовым площадным
 зрелищам: яркие, броские приёмы выразительности, своеобразное
 традиционное муз. сопровождение на ударных инструментах. Развитие театр.
 иск-ва Китая с 40-х гг. определялось решениями Яньанского совещания
 работников лит-ры и иск-ва (1942).
  Победа китайского народа над силами реакции и создание Китайской
 Народной Республики положили начало новому этапу развития кит. т-ра.
 Первый всекитайский съезд работников лит-ры и иск-ва, созванный в Пекине
 в 1949, подчеркнул необходимость мобилизации всех сил художеств.
 интеллигенции на служение народу, освоения художеств. наследия,
 повышения идейного уровня художеств. творчества. Была признана
 необходимость реформы традиционного т-ра, создан К-т по проведению
 театр. реформы, куда вошли виднейшие драматурги, композиторы, актёры. В
 1951 изданы "Указания Административного совета Центрального народного
 правительства о проведении реформы классической драмы", в к-рых
 выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы
 подготовки актёров и драматургов, организационной перестройки театр.
 трупп. Значит, внимание уделялось развитию местных т-ров. Осн. видом
 театр. иск-ва в КНР продолжает оставаться традиционный т-р, но с каждым
 годом всё большую популярность приобретает совр. драматич. т-р (т. н.
 т-р "разговорной" драмы).
  В первые годы существования КНР эти т-ры ставили преим. пьесы о
 событиях революции. Спектакли были исполнены революц. пафоса, но в то же
 время им были присущи нек-рый схематизм, искусственность в решении
 конфликтов. Определяя новые пути развития театр. иск-ва, деятели т-ров
 создавали спектакли, сочетающие элементы совр. европ. драмы с
 художественными принципами традиционного кит. т-ра.
  Но постепенно театр. иск-во, так же как и вся культура КНР,
 превращалось в средство пропаганды особого политич. курса руководства К
 ПК. Во 2-й пол. 50-х гг. был провозглашён лозунг "пусть расцветают все
 цветы, пусть соперничают сто учёных", к-рый, по сути дела, открывал
 возможность для усиления пропаганды мелкобурж. идеологии. Активизация
 бурж. элементов в лит-ре и иск-ве вынудила Мао Цзэ-дуна дополнить этот
 лозунг призывом к борьбе с "ядовитыми травами", означавшим на практике
 расправу с художественной интеллигенцией. В процессе борьбы с "ядовитыми
 травами" кит. руководители пришли к отрицанию культурного наследия
 прошлого, принципов критич. реализма.
  Вскоре после провозглашения лозунга "пусть расцветают все цветы" в
 Китае было объявлено движение за т. н. "Большой скачок". Прожектёрство в
 области экономики оказало влияние и на театр. иск-во. Погоня за
 постановкой большого количества спектаклей в короткие сроки привела к
 резкому снижению их художественного качества. В кит. т-ре получил
 распространение нарочитый отказ от мастерства, утвердились схематизм,
 примитивность образов и конфликтов, прямолинейная иллюстративность,
 вульгарный социологизм.
  В 60-е гг., когда руководство КПК предприняло яростные атаки на
 единство мирового коммунистич. движения, иск-во было полностью
 поставлено на службу этой пропаганде. Утверждение культа личности Мао
 Цзэ-дуна стало одной из важнейших тем драматич. произведений. Следуя за
 директивами руководства КПК, т-ры Китая проповедуют необходимость и
 закономерность войн. Они ставят пьесы, изображающие войну как цепь
 победоносных подвигов, отказываются от раскрытия в сценич. произведениях
 тем интернационализма, борьбы за мир. Всё большее распространение
 получают националистич. тенденции. Если в нач. 50-х гг. на сценах кит.
 т-ров шли произведения Горького, Чехова, Шекспира, Гольдони, пьесы сов.
 драматургов, классические оперы, то в последующие годы переводные и
 особенно советские произведения из репертуара снимаются. С целью
 дискредитации сов. иск-ва, сов. драматургии распространяются измышления
 о ревизионизме, перерождении советской культуры. Одновременно открыто
 выражается тенденция игнорирования всего мирового иск-ва. Следуя лозунгу
 "китаизации иск-ва", деятели кит. т-ра обращаются гл. обр. к историч.
 пьесам, подчёркивающим величие кит. нации, как из прошлого репертуара,
 выражавшего феодальную идеологию, так и к пьесам совр. драматургов,
 идеализирующим это прошлое ("Цай Вэнь-цзи" Го Мо-жо). Эти историч.
 спектакли пропагандируют нац. исключительность, культивируют нац.
 особенности.
  В спектаклях на совр. темы реальные жизненные конфликты, полноценные
 художеств. образы подменяются декларативностью и догматизмом. Темы
 гуманизма, стремления к счастью объявлены недостойными и порочными, а
 изображение индивидуальной судьбы человека - ревизионизмом. Всё это
 усиливает схематизм, плакатность в сценич. иск-ве, нивелирует художеств.
 образность. Т-ры призывают к подавлению личности, к аскетизму,
 отказываются от раскрытия внутр. мира человека, от стремления к личному
 счастью (пьеса о Лэй Фане в Китайском молодёжном художественном т-ре). В
 то же время спектакли 60-х гг. стремятся приукрасить действительность,
 лакируют, сглаживают реальные жизненные конфликты. В кит. т-ре
 игнорируются индивидуальные особе нности творчества, теория
 "коллективного героя" приводит к плакатности, ложному пафосу, к
 деградации т-ра и драматургии, оказавшихся, несмотря на многовековую
 историю и древние художеств. традиции, в плену у догматизма и
 сектантства. Илл. см. на отд. листе к стр. 65-66.
  Лит.: (на кит. яз.) -Ван Г о-в э и, Сун-Юань сицюй ши, Шанхай, 1915 и
 ряд изданий; Ааоки Масару, Чжунго цзиньши сицюй ши, т. 1-2, Пекин, 1958
 (пер. с япон.); Ч ж о у И-б о, Чжунго сицюй ши цзянцзо, Пекин, 1958;
 Чжунго вэньсюэ ши, тт. 3-4, Пекин, 1959; Ч ж о у И - б о, Чжунго сицзюй
 ши чанбянь, Пекин, 1960; на рус. яз.- Федоренко Н. Т.,Гунь
 Хань-цин-великий драматург Китая, М., 1958; Меньшиков Л. Н., Реформа
 китайской классической драмы, М., 1959; Вопросы культурной революции в
 Китайской Народной Республике, М., 1960 (статья Сорокина); Arlington L.
 C., The Chinese drama from the earliest times until to-day, Shanghai,
 1930;
  Scott A. C., An introduction to the Chinese theatre, N. Y., [1959];
 Bowers F., Theatre in the East, [2 ed. ], N. Y.- L., 1960; D e l z a S.,
 The classic Chinese theatre, "The Journal of Aesthetics and Art
 Criticism", 1956, v. 15, .ј 2; Kalvodova - Sis - Vanis, Chinese theatre,
 [Transi. from czech, L., 1957]; Z b i k o w s k i T., On early Chinese
 theatrical performances, "Rocznik orientalistyczny", 1962, t. XXVI, zs.
 l. ff. Tap.
  КЙТЦБЕРГ, К и ц б e p г, Аугуст [17(29). XII. 1855, Лаатре,10.X.1927,
 Тарту]- эст" писатель, драматург. Один из основоположников эст. нац.
 драматургии. Лит. деят. начал в 1874. Творчество К. связано с т-ром
 "Ванемуйне". В первый период (до 1903) он писал дидактич. комедии,
 предназначенные для деревенской сцены ("Пунга-Мярт и Уба-Каарель", 1894;
 1909 т-р "Ванемуйне"). Расцвет творчества К. относится к 1906-15. Драма
 "Оборотень" (1911, т-р "Ванемуйне"), посв. трагич. судьбе вольнолюбивой
 крепостной девушки, исполнена страстного протеста против угнетения
 народа. В драме "Бог мошны" (1912, т-р "Ванемуйне") в образе
 деревенского богача К. показывает страшную власть денег, уничтожающую
 всё человеческое. К этому же периоду относятся пьесы: "В вихре ветров"
 (1906), о личной драме батрака, комедия из деревенской жизни, "На хуторе
 Пюве" (1910, т-р "Ванемуйне", 1916). Из произв. последнего периода
 (1919-23) наиболее известны социально-обличит. драмы "Красный петух"
 ("Лау-риц") (1920, т-р "Драмы") и комедия "Проклятый хутор" (1923, т-р
 "Эстония"). В нек-рых произв. К. сказалось идеалистич. мировоззрение
 автора, но лучшие его пьесы выражают принципы критич. реализма.
 Выдающийся гуманист, К. выступал против социального гнёта утверждал
 права людей труда.
  Соч.: Valitud teosea, t. l-2, Tallinn, 1955; в рус. пер.- Пьесы, M.,
 19B2.
  Лит.: Об эстонской литературе. Сб., Таллин, 1956, с. 79-110; Eesti
 kirjanduse ajalugu, t. IH, Tallinn, 1953, c. 115-23; Alttoa B., August
 Kitzberg, Tallinn, 1960 (библиогр. с. 593-620). Леа Т.
  КИЧЕЕВ, Пётр Иванович (1845-23.1.1902) - русский литератор,
 театральный критик. Окончил юри-дич. ф-т Моск. ун-та. Многочисл. статьи
 К. печатались в газ. и журн. "Московский листок", "Русское слово",
 "Развлечение", "Театр и иск-во" и др. Обращая мало внимания на идейную
 сторону спектакля, К. считал т-р местом отдыха, развлечения. Издавал
 газеты "Новости сезона" (1896), "Дневник театрала" (1889-91). Переводил
 и переделывал пьесы, к-рые ставились на частных сценах ("Воровата лиса,
 а капкан и на нее коса", 1896, "Перед казнью", 1899).
  Соч.: Дневник театрала. Сб. ст., вып. 1-3,М., 1888.
  КИЧУБАЕВ, Мухит [р. 3(16).VIII.19101 - татарский советский актёр.
 Нар. арт. Тат. АССР (1957).
  9л. Коммунистич. партии с 1956. Был одним из основателей (1935)
 Мензелинского колх.-совх. т-ра Тат. АССР. Писал музыку к спектаклям
 этого театра.
  Роли: Гаяз ("Искры" Гиззата), Бадри ("Галпябану" Файзи), Прохор
 ("Васса Железнова"), Паратов; Мурат ("Рай-хан" Исанбета), Яичница
 ("Женитьба"), Шайхинур ("Неписанные законы" Аминева). J. /
  КИШИН‚В-столица Молдавской ССР (254 т. ж. на 1963К До Сов. власти
 постоянных проф. т-ров в К. не было. В частных театр. зданиях изредка
 выступали приезжие рус." укр., рум. труппы. В 1963 в К. работали:
 Молдавский муз.-драм. т-р им. А. С. Пушкина (организован в 1933); Театр
 оперы и балета (1957); респ. Русский драм. т-р им. Чехова (1934); Респ.
 молодёжный т-р "Лучафэрул" (1960) и т-р кукол "Ликурич" (1945).
 Филармония имеет в своём составе симфонич. оркестр (1929), хоровую
 капеллу "Дойна" (1935), ансамбль нар. танца "Жок" (1945), оркестр нар.
 инструментов (1949), эстрадный оркестр (1956), концертные бригады.
 Имеются нар. т-р (1960), 28 драм. кружков. См. Молдавский театр и
 драматургия. Д fJ
  КИШИН‚ВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА. Создан в
 1936 в бывшей столице Молд. ССР Тирасполе. В 1940 переведён в Кишинёв.
 Среди лучших спектаклей т-ра:
  "Любовь Яровая" (1936), "Платон Кречет" (1937), "Разлом" (1940); "За
 тех, кто в море!" Лавренёва (1946), "Русский вопрос" (1947); "В одном
 городе" Соф-ронова (1948), "Семья" Попова (1950), "Кандидат партии"
 Крона (1951), "В добрый час!" Розова (1955), "Грач - птица весенняя"
 Мстиславского (1955), "Кремлёвские куранты" (1958); "Иркутская история"
 Арбузова (1960), "Коллеги" Аксёнова (1962), "Океан" Штейна (1963),
 "Осторожно - Мякишевы!" Мовзона (1963). Спектакли на местную тему:
 "Пушкин в Молдавии" Сумарокова и Комаровского (1959), "Когда зреет
 виноград" Дариенко (1960). В т-ре ставятся пьесы классич. драматургии.
 Т-р систематически показывает спектакли в районах и колхозах республики.
  В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР Н. Н. Масальская, нар. арт.
 Молд. ССР В. И. Белов, Ю. А. Соколов, В. А. Стрельбицкий, засл. арт.
 Молд. ССР В. Я. Круг-лов, И. И. Сологубенко, И. Т. Датский, Н. П.
 Донская, Е. А. Цуркан, С. М. Некрасов. Д. Я.
  КЙШФАЛУДИ (Kisfaludy), Карой (5.II.1788-21.XI. 1830)-венгерский
 драматург. Один из основоположников венг. романтизма 1-й четв. 19 в.
 Окончил академию живописи в Вене. В 1819 выступил как драматург, написав
 историко-романтич. драму "Татары в Венгрии" (пост. в г. Фехервар),
 имевшую большой успех у патриотически настроенных кругов венг.

<< Пред.           стр. 382 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу