<< Пред.           стр. 388 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Соч.: Оформление спектакля, в кн.: "Васса Железнова" М. Горького, сб.
 статей, М., 1960, с. 235-50; Артист выходит на эстраду, "Искусство
 эстрады", 1961, JSo 2. Q Бер
  КНОРРЕ, Фёдор Фёдорович [р. 2(15). IV. 1903]- русский советский
 писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1926. В 1931 в моек.
 Центральном ТРАМе была пост. его первая пьеса "Тревога", посв.
 между-нар. движению молодёжи, в 1932 там же - пьеса "Московский 10-10" о
 заводской молодёжи, её быте, о рабочих-комсомольцах. Эти темы решались
 драматургом в присущих ТРАМу плакатно-агитационных формах. В последующих
 своих пьесах драматург углубляет психологич. характеристики героев. В
 1944 Т-р им. Моссовета пост. "Встречу в темноте" (Варя - Марецкая), а в
 1957 Т-р им. Вахтангова - "Две сестры". Эти лиричные, эмоционально
 насыщенные пьесы посв. жизни молодёжи военного и мирного времени. Они
 утверждают цельность, бескомпромиссность характеров, стойкость в
 опасности и верность в дружбе.
  Соч.: Сестры, "Театр", 1957, Na 8. С.Г
  КНУДСЕН (Knudsen), Давид (р.8.VIII.1875)-' норвежский актёр.
 Дебютировал в 1902 в т-ре "Национальная сцена" (Берген). В 1907 перешёл
 в т-р Фальстрёма (Христианин), где сыграл роли Бранда и Пер Гюнта (о. п.
 Ибсена). С 1911 - в труппе Нац. т-ра (Осло).
  Один из видных представителей сценического реализма, К. известен как
 создатель острохарактерных и сатнрич. образов в произв. классич. и совр.
 норв. драматургии. Лучшие роли: Берник, Ховстад, Экдаль ("Столпы
 общества", "Враг народа", "Дикая утка" Пбсела), Тьельде, Флик, Фольк
 ("Банкротство", "Король", "Свыше наших сил" Бьёрнсона), Целиус
 ("Счастливый выбор" Кьера), Хильфер ("Король Сабы" X. Кристенсена),
 Андерсен ("Андерсены" Боргена), де Плек ("Поражение" Грига). Творч.
 манера К. характеризуется аналитич. раскрытием идейной сущности
 персонажа, высокой культурой слова.
  Лит.: RonnebergA., Nationaltheatret gjennom femti эг, Oslo, 1949. Вл.
 М.
  КНЯЖНИН, Яков Борисович [23.Х(З.Х1).1740, Псков,- 14(25). 1.1791,
 Петербург] - русский драматург. Один из крупнейших представителей рус.
 просветительского классицизма 18 в. В печати впервые выступил в 1769.
 Уже в первой трагедии - "Дидона" (1769, Москва; 1778, Петербург,
 домашний т-р Дьяковых, в роли Ярба - Дмитревский)- проявилась
 свойственная драматургии К. гумани-стич., свободолюбивая направленность.
 Не отказываясь от классицистской коллизии борьбы долга и чувства, К.,
 однако, придаёт чувству большее значение, чем его предшественник
 Сумароков, что приводит к усилению эмоциональной стороны его трагедий,
 определяет новые черты их художеств. формы (психологич. углубление
 характеров, обострение дра-матич. противоречий, создание эффектных
 кульминаций и т. п.).
  Следующая трагедия К. "Владимир и Ярополк" (1772) отражает
 характерное для последнего этапа рус. просветит. классицизма крушение
 веры в "просвещённого монарха". К. рассматривает деспотизм как
 неизбежное порождение самодержавной власти. Ко-мич. оперы и комедии,
 написанные К. в конце 70-х и в 80-х гг., ещё более сближают его
 творчество с передовым сатирич. направлением в рус. лит-ре и
 публицистике; крепостнич. нравы и галломанию дворянства К. рисует в
 комич. опере "Несчастье от кареты" (1779, муз. В. А. Пашкевича). Гл.
 действующим лицом комич. оперы "Сбитенщик" (1784, муз. Бюланта) является
 умный, энергичный человек из народа. Алчность и невежество
 провинциальных помещиков К. обличает в своей лучшей комедии "Хвастун"
 (1786), предваряющей образ гоголевского Хлестакова (гл. герой -
 дворянский сынок, враль и мот). Теми же тенденциями отмечены и др. его
 комич. оперы ("Скупой", "Притворная сумасшедшая") и комедии ("Чудаки",
 "Неудачный примиритель, или Без обеда домой поеду", "Траур, или Утешная
 вдова"). В комедиях К. имеются сюжетные заимствования, но в то же время
 они исполнены точных, реальных наблюдений, правдивых зарисовок быта и
 нравов эпохи, написаны лёгким, метким разговорным языком. В 1783 в
 трагедии "Рослав" К. вновь обращается к острейшей политич. теме своего
 времени, стремится создать идеальный образ совр. героя - свободолюбца и
 патриота, утверждает необходимость жертвенного служения отечеству.
 Одновременно с трагедией о "добром монархе", осуществлённой в формах
 пышного оперно-балетного представления,- "Титове милосердие" (соч. в
 1785 по заказу императрицы), К. продолжает развивать основные для его
 творчества политич., тираноборч. мотивы в трагедиях "Ольга", "Владисан"
 и "Софонизба".
  К концу 80-х гг., ознаменованных резкой правительственной реакцией,
 относятся наиболее политически смелые выступления К.: статья "Горе моему
 отечеству" (дошла лишь в пересказах) и трагедия "Вадим Новгородский"
 (1789). Полемизируя с Екатериной II, изображавшей в своих т. н. историч.
 пьесах Вадима человеком, признавшим законность монархич. власти, К.
 создал образ убеждённого воль-нолюбца, отвергающего любые формы
 примирения с самодержавием. Революция во Франции заставила К. задержать
 представление уже репетировавшейся трагедии; однако существуют данные,
 что К. был вызван в тайную канцелярию, допрошен и подвергнут пыткам.
 Вскоре, после тяжёлой болезни, К. скончался. В 1793 трагедия "Вадим
 Новгородский" была напечатана отдельным изданием и в 39-й части
 "Российского феатра", однако тут же последовал приказ Екатерины об
 изъятии и сожжении трагедии (вновь была опубликована в 1871 с купюрами;
 полностью лишь в 1914). Уцелевшие экземпляры и списки трагедии ходили по
 рукам, ею зачитывалась передовая молодёжь. Влияние "Вадима
 Новгородского" сказалось в ранних произв. декабристской драматургии.
 Трагедии К. имели значит, влияние на развитие актёрского иск-ва,
 способствовали проявлению в нём высокой идейности, эмоциональности,
 правды переживаний.
  К. читал лекции по рус. словесности в Кадетском петерб. корпусе
 (среди учеников К. был будущий известный драматург В. А. Озеров).
 Выступал как переводчик (произв. Корнеля и Др.).
  Со ч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1787; Сочинения, т. 1- 2, изд. А.
 Смирдина. СПБ, 1847-48; Вадим Новгородский. Трагедия в 5 д.. с предисл.
 В. Саводника, М., 1914; Вадим Новгородский. Трагедия, в кн.: Русская
 литература XVIII века. Л., 1937.
  Лит": Г у к с в с к vf и Г. А., Русская литература XVIII века, М.,
 1939, Благой Д. Д., История русской литературы XVIII века, 3 изд., М.,
 1955; Кулакова Л. И., Я. Б. Княжнин, в кн.: Русские драматурги. XVIII
 век, т. 1, Л.-М., 1959; А с е е в Б. Н., Русский драматический театр
 XVII-XVII Г веков, М., 1958. Т. Р.
  КНЯЗЕВА, Лидия Николаевна (р.9.II.1925)- русская советская актриса.
 Засл. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Училась на
 театроведческом ф-те ГИТИСа (1943-45). В 1945 поступила в Студию при
 Моск. ТЮЗе (МТЮЗ). В 1947 с успехом исполнила в этом т-ре роль Королевы
 в спектакле "Двенадцать месяцев" Маршака. По окончании Студии (1948) К.
 была принята в труппу МТЮЗа. Иск-во К. отмечено острой
 наблюдательностью, добрым юмором.
  Роли: Красная Шапочка (о. п. Шварца), Козетта и Тео-дюль
 ("Отверженные" по Гюго), Оля ("Королевство кривых зеркал" Губарева и
 Успенского), Федя ("Павлик Морозов" Губарева), обезьяна Чичи, Пузырёк
 ("О чём рассказали волшебники" и "Кукла Надя и другие" Коростылёва),
 Петя ("Именем революции" Шатрова) и др.
  Лит.: Аренская М., Становление характера, "Театр", 1953, ;ј 7, с.
 108-116; Р ы ж о в а В., Конкретные, неповторимые, "эти"...,
 "Театральная жизнь", 1961, JSft 4 с; 19-20. С. Г.
  "КНЯЗЬ ИГОРЬ" - опера А. П. Бородина, его же либр. на материале рус.
 эпич. поэмы 12 в. "Слово о полку Игореве". Соч. оперы начато в конце
 60-х гг., завершено после смерти Бородина Н. А. Римским-Корсаковым и А.
 К. Глазуновым, 1888. Пост. 23 окт. 1890, Мариинский т-р (дирижёр Кучера,
 художники Янов, Андреев, Бочаров, балетм. Иванов; Игорь - Мельников,
 Ярославна - Ольгина, Кончак - Корякин, Кончаковна - Славина, Половецкая
 девушка - Долина, Скула - Стравинский, Ерош-ка - Угринович). В 1892
 пост. Рус. оперным товариществом под упр. И. П. Прянишникова, Москва
 (дирижёр Прибик; Игорь - Гончаров, Ярославна - Цветкова, Владимир -
 Михайлов, Кончак - Антоновский), в 1898 - в Большом т-ре (дирижёр
 Авранек; Игорь - Хохлов, Ярославна - Дейша-Сионицкая, Владимир -
 Собинов, Га-лицкий - Власов, Кончак - Трезвинский, Кончаковна -
 Азерская, Овлур - Успенский, Скула - Тютюнник, Ерош-ка -
 Михайлов-Стоян), в 1904 - там же (дирижёр Рахманинов), в 1914-там же
 (худ. Коровин), в 1915 - в Мари-инском т-ре (дирижёр Малько, балетм.
 Фокин; Игорь - Андреев, Галицкий - Шаляпин, Ярославна -
 Ермоленко-Южина).
  За рубежом пост. впервые в Праге, 1899, Нац. т-р. В 1909 пост. в т-ре
 "Шатле", Париж (Галицкий - Шаляпин). Опера пост. во мн. городах мира, в
 т. ч. в Лондоне (1914, на рус. яз.; 1919), Милане (1915, 1940),
 Нью-Йорке (1915, на итал. яз.), Буэнос-Айресе (1919, на итал. яз.),
 Софии (1922), Загребе (1922), Барселоне (1922, на итал. яз.), Брюсселе
 (1924, на франц. яз.), Лионе (1926), Женеве (1928, на рус. яз.),
 Хельсинки (1929), Бухаресте (1929), Любляне (1930), Берлине (1930),
 Таллине (1932), Стокгольме (1933), Каунасе (1935), Антверпене (1936),
 Риге (1936), Будапеште (1938).
  На сов. сцене пост. 23 апр. 1920, Большой т-р (дирижёр Голованов,
 реж. Санин, худ. Коровин, балетм. Горский);
  13 дек. 1923 - Петрогр. т-р оперы и балета (дирижёр Дранишников, худ.
 Коровин; Игорь - Андреев, Владимир - Большаков, Кончак - Боссе,
 Кончаковна - Мшан-ская), 1944 - Большой т-р (дирижёр Мелик-Пашаев, пост.
 Лосского, худ. Федоровский, балетм. Голейзовский;
  Игорь - Батурин, Ярославна - Панова, Владимир - Козловский, Галицкий
 - Пирогов, Кончак - Михайлов, Кончаковна - Давыдова); 1953 - там же
 (дирижёр Жуков, пост. Баратова; Игорь - Ал. Иванов, Ярославна -
 Покровская, Галицкий - Пирогов, Кончак - Михайлов, Кончаковна -
 Гагарина, Владимир - Кильчевский); 1954 - Т-р оперы и балета им. Кирова
 (дирижёр Ельцин, пост. Соков-нина, балетм. Фокин и Лопухов);
 1962Кремлёвский Дворец съездов (спектакль Большого т-ра, дирижёр
 Светла-нов, реж. Баратов).
  Пост. в др. городах Сов. Союза: Алма-Ата (1939, 1947, 1960), Саратов
 (1940, 1952), Баку (1941), Ташкент (1942, 1945), Одесса (1946, 1959),
 Казань (1948), Минск (1949), Ереван (1949), Харьков (1950, 1954), Таллин
 (1951),. горький (1951. 1958), Рига (1952, 1961), Львов (1952), Киев
 (1953),
  Вильнюс (1952), Фрунзе (1954), Улан-Удэ (1959), Ашхабад (1959),
 Новосибирск (1960), Куйбышев (1962) и др.
  Издания: "К. И." - партитура, Лейпциг, Белпсв, [1888]; М., Музгиз,
 1954; Клавир, Лейпциг, Беляев, 1У88; последнее издание, М., Музгиз,
 1953. [J /n
  КОБАХЙДЗЕ, Давид Степанович (4. III. 1885- 5. VII. 1947) - грузинский
 советский режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР (1929). Впервые выступил на
 провинциальной сцене в 1902. В 1903 основал передвижной театр. коллектив
 "Демос", к-рый ставил пьесы, насыщенные революционным пафосом
 (просуществовал до 1920). После установления в Грузии Сов. власти (1921)
 К.организовал театр-студию, в 1929-37 рук. колх. т-ром, работал как
 режиссёр и руководитель т-ров в Зестафони, Кварели и др. В 1933 основал
 первый самодеятельный драм. коллектив в Местпн (Сванетия). Т. И.
  КОБАХЙДЗЕ, Пьер Калистратович (29.VI.1907- 20.VIII.1963)-грузинский
 советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с
 1946. Окончил в 1924 театр. студию в Тбилиси под рук.
  А. Н. Пагава. В 1924-30 - актёр Т-ра имени Руставели, с 1930 - Т-ра
 имени К. Марджанишвили. Ученик Марджанишвили, К. развивал в своём иск-ве
 его творч. принципы. Игра К. была отмечена благородством, внутр.
 собранностью, обаянием, внешней импозантностью.
  Роли: Уриэль Акоста (о*.п. Гуцкова, 1932), Фердинанд ("Коварство и
 любовь", 1935),Арман ("Маргарита Готье" Дюма, 1940), Петруччио
 ("Укрощение строптивой", 1944), Паратов ("Бесприданница", 1944), Чонта
 ("Изгнанник" Пшавела, 1945), 'Онисэ ("Пастырь" Казбеги, 1948), Антоний
 ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1951), Вашадзе ("Его звездам Мосашвили,
 Гос. пр. СССР, 1952). К.-один из первых актёров" создавших на груз.
 сцене образ В. И. Ленина ("Кремлёвские куранты", 1941; "1917 год"
 Асатиани и Чиаурели, 1947).
  Лит.: Гугушвили Э. Н., Джанелидзе Д. С., Грузинский Государственный
 драматический театр имени К. Марджанишвили. (Краткий очерк), Тбилиси.
 1958. Эт. Г.
  КОБЕЦ, Григорий Яковлевич [р. 12(24).VII. 1898] - белорусский
 советский драматург. Засл. деят. иск-в БССР (1935). Пьеса К. "Гута"
 (1930, Т-р им. Я. Купалы), посвященная рождению нового отношения к
 труду, борьбе за социалистич. индустриализацию, преодолению пережитков
 прошлого, стала значит, этапом в развитии белорус. т-ра и драматургии.
 Пьеса ставилась также в т-рах Ленинграда, Украины, Армении, Узбекистана,
 Польши" Чехословакии, Австрии, Венгрии. К. написал сценарии для кино,
 муз. комедию "Счастливый берег" (1940, совм. с С. Бытовым, Хабаровский
 т-р муз. комедии).
  Лит.: Н я ф ё д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы? М?нск, 1959. О.
 С.
  КОБРЙНСКИЙ, Илья Григорьевич (р. 23. XIL 1904) - украинский советский
 режиссёр. Нар. арт.
  УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1935 окончил ГИТИС и
 начал работать как режиссёр в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко
 (1935- 1944, 1950-55 и 1961). В 1944-50, 1955-60 и с 1962-гл. режиссёр
 Днепропетровского рус.т-ра. Пост.:
  "Анна Каренина" (1936); "Правда" Корнейчука (1937), "Последние"
 (1938), "Гроза" (1940); "Навеки вместе" Дмитерко(Гос.пр.СССР, 195 !);"
 Ревизор" (1952),"Враги" 1955), "Кремлёвские куранты" (1956); "Грозовой
 год" Каплера (1957), "В поисках радости" Розова (1958), "Коллеги"
 Аксёнова (1962). В 1935-41 и 1944-56 вёл педагогическую работу в
 Днепропетр. театр. уч-ще. В. Ник.
  КОВУЛАДЗЕ, Сергей Соломонович (р. 7.II.1909)- грузинский советский
 художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1946). Нар. художник Груз. ССР
 (1958).
  Чл. Коммунистич. партии с 1947. Член-корр. Академии художеств СССР
 (1958). В 1930 окончил Тбилисскую академию художеств (учился у Г.
 Габашвили, Е. Е. Лансере, И. А. Шарлеманя). Работу в т-ре начал в 1932 в
 Т-ре им. К. Марджанишвили. С 1933 оформлял спектакли: в Т-ре им.
 Руставели создал эскизы костюмов к спектаклю "Разбойники" (1933),
 оформил спектакли "Платон Кречет" (1935), "Хозяйка гостиницы" (1936),
 "Король Лир" (1948); в Т-ре оперы и балета им. 3. П. Палиашвили -
 "Дареджан Коварная" Баланчивадзе (1936), "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе
 (Гос. пр. СССР, 1947), "Абесалом и Этери" Палиашвили (1946), "Синатле"
 Киладзе (Гос. пр. СССР, 1948), "Невеста севера" Торадзе (1958); в
 Большом т-ре-"Раймонда" (1945). Декорации К. отличаются
 монументальностью, историч. конкретностью, богатством колорита. К. -
 автор замечат. книжных иллюстраций, в т. ч. к произв. Шекспира,
 Руставели, Пушкина. С 1938 ведёт педагогич. работу в Тбилисской академии
 художеств (с 1957 - профессор).
  Лит.: Урушадзе И. А., С. Кобуладзе, М., 1956;
  Арманд Т., Кобуладзе, М., 1962. Я. Ш.
  "КОБЫЛКА" - один из элементов приспособления, при помощи к-рого перед
 началом спектакля или в антрактах соединяются между собой высокие стенки
 сценич. павильона. "К."'изготовляется из металла или дерева и крепится
 шурупами к одному из вертикальных брусьев стенки (с тыльной стороны) на
 расстоянии 500 мм от её верха. Ген. Ш.
  КОБЫЛЯНСКАЯ, Ольга Юлиановна (27. XI. 1863-21.III.1942)-украинская
 советская писательница. Написала ряд повестей и новелл из крестьянской
 жизни, посв. людям труда, обличению социальной несправедливости,
 калечащей душу человека. Повесть К. "Земля" (1902) была инсценирована и
 пост. режиссёром В. Василько в Черновицком укр. т-ре им. О. Кобылянской
 (1947) и др. В 1950 Василько инсценировал повесть К. "В воскресенье рано
 зелье собирала" ("Девушка счастье искала", 1952, моек. т-р "Ромэн").
  Соч.: Твори. В 3 тт., [Л?т.-критич. нарис О. Бабиш-к?н], т. 1-3, Кив,
 1956.
  Лит.: Ольга Кобилянська. Б?бл?огр. покажчик, Кив, бО. в. Ник.
  КОВАЛ‚ВА, Ольга Васильевна [23. VII (4. VIII). 1881-2. I.
 1962]-русская советская артистка оперы (контральто). Нар.арт.РСФСР
 (1947). В 1903-06 училась музыке в Самаре, в 1907-09 - на оперных курсах
 И. П. Прянишникова в Петербурге. В 1909-11 в составе частной оперной
 труппы гастролировала в разл. городах России; пела партии Вани ("Иван
 Сусанин"), Ольги ("Евгений Онегин") и др. К. известна как замечат.
 исполнительница рус. нар. песен (в 1920-х гг. выступала в Швеции,
 Норвегии, Финляндии, Франции, Германии).
  Лит.: Глазкова Л., Народная русская певица О. В. Ковалёва, "Советская
 музыка", 1948, ј 3.
  КОВАЛЕНКО, Евгений Кондратьевич [р.29.Х (11. XI). 1910] - русский
 советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В
 19281934 учился в Худ. ин-те в Харькове у А. В. Хвастова. В т-ре
 работает с 1936. С 1940 К.- гл. художник моек. Камерного т-ра, с
 1949-Т-ра им. Пушкина.
  Оформил спектакли: "Дума о Британке" Ю. Яновского (1937), "Мадам
 Бовари" по Флоберу (1940, оба совм. с Кривошеиной), "Старик" Горького
 (1946), "Жизнь в цитадели" Якобсона (1947) - в Камерном театре; "Поезд
 можно остановить" Маккола (1954), "Белый лотос" Вин-никова и Осноса по
 поэме Шудраки (1956) - в Театре им. Пушкина.
  В 1950-52 пост. ряд спектаклей в т-рах Бухареста. Стремление
 художника к театральности, архитектур-но-пространственному решению
 сценич. площадки (с помощью света и неск. деталей оформления) особенно
 ярко выражено в декорациях, созданных К. (совм. с В. Ф. Кривошеиной) к
 спектаклям моек. Т-ра им. Маяковского: "Садовник и тень" Леонова (1957),
 "Фауст и Смерть" Левады (1961), "Проводы белых ночей" Пановой (1961),
 "Современные ребята" Шатрова (1962). Декорации К., графичные,
 жестковатые по цвету, современны по форме и выразительным средствам
 (использование новых материалов, задники-фотографии и др.). В. Б e р.
  КОВАЛЬ (наст. фам. - Ковалёв), Мариан Викторович [р.4(17).VIII.1907]
 - русский советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947) и засл.
 деят. иск-в Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1925-30
 учился в Моск. консерватории по кл. проф. М. Ф. Гнесина, позднее брал
 уроки у Н. Я. Мясковского. В 1957-61 был художеств. руководителем (совм.
 с П. М. Казьминым) Гос. рус. нар. хора им. Пятницкого. Автор оратории
 "Емельян Пугачёв" (1939) и созданной позднее одноимённой оперы (1942,
 Пермь, Ленинградский т-р оперы и балета им. Кирова, Гос. пр. СССР,
 1943), оперы "Се-вастопольцы" (1946, Пермский т-р оперы и балета) о
 защитниках города-героя, участниках Великой Отечеств, войны, детской
 оперы "Волк и семеро козлят" (1939, Центр. Дом художеств. воспитания
 детей, Москва), оперы "Земля встаёт" (1932), комич. оперы "Граф Нулин"
 по поэме Пушкина (1949), а также музыки к спектаклям "Чапаев" по
 Фурманову (1930, Т-р МОСПС), "Снег" Погодина (1933, там же), "Слава"
 Гусева (1936, Т-р им. Леси Украинки), "Бранденбургские ворота" Светлова
 (1946, Т-р киноактёра, Москва) и произв. в др. жанрах. В сценич. произв.
 К., так же как и во всём его творчестве, ярко выражена связь с
 реалистич. традициями Даргомыжского и Мусоргского. В BOK. партиях
 речитативно-декламац. начало, своеобразный напряжённый говор сочетаются
 с широкой распевностью.
  Лит.: Брук М., Мариан Коваль, M.-Л., 1950. КОВАРЖОВИЦ (Kovarovic),
 Карел (9. XII. 1862, Прага,-6.XII.1920, там же) - чешский дирижёр п

<< Пред.           стр. 388 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу