<< Пред. стр. 40 (из 913) След. >>
Игорь;Вольфрам ("Тангейзер"), Скарпиа ("Тоска") и др. Исполнит. манера
артиста отличается экспрессией и непосредственностью. С 1928 ведёт
педагогич. работу в Таллинской консерватории (с 1951 - профессор).
Ученики А.: Т. Куузик, Э. Маазик, А. Пюви и др. А. выступает также в
концертах. X. Кыр.
"АРДЖЕНТЙНА" (Argentina) - итальянский театр в Риме (около церкви
Сант-Андреа делла Балле). Открыт в 1732. Здание построено Дж. Теодальди,
расписано Д. Веллани. Считалось в 18 в. одним из красивейших в Италии.
Имело форму усечённого яйца и состояло из 6 ярусов, по 33 ложи в каждом.
Первое время в "А." шли оперные и драматич. спектакли. С 1739 ставились
только "серьёзные" оперы. Для т-ра писали композиторы А. Скарлатти, Н.
Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюк, Н. Пиччини, Д. Чимароза. В 18 в. в
"А." пели знаменитый певец-кастрат Каффа-релли, Дж. Джизиелло. В 1-й
четверти 19 в. в т-ре работал балетмейстер С. Вигано. Здесь были впервые
пост. оперы "Севильский цирюльник" (под назв. "Альмавива, или Тщетная
предосторожность", 1816) и "Аделаида Бургундская" (1817) Россини, "Двое
Фоска-ри" Верди (1844) и мн. др. Расцвет т-ра относится к 1863-69. В
1878 в "А." дебютировал певец М. Баттис-тини. В 1888 "А." становится
коммунальным (городским) т-ром. В 90-х гг. 19 в. в "А." был поставлен
цикл опер Р. Вагнера. После сооружения здания оперного т-ра "Костанци"
"А." пришёл в упадок. С. Мок.
АРДЙ (Hardy), Александр (ок. 1570 - ок. 1632)- французский драматург.
С юных лет состоял на службе в труппе бродячих комедиантов, разъезжавшей
по провинции, а с 1599 выступавшей в Париже, в помещении т-ра
"Бургундский отель". Эта труппа в течение 30 лет ставила пьесы А. Лит.
деятельность начал ок. 1592. Написал ок. 700 пьес (до нас дошла 41
пьеса), среди к-рых огромная пьеса в восьми "днях" - "Чистая и верная
любовь Феагена и Хариклии" (1623) на сюзкет романа "Эфиопика" Гелиодора.
В 1624-28 А. издал пять томов драматич. произведений, в к-рые вошли 11
трагедий, 12 трагикомедий, 5 пасторалей, 5 "мифологических" пьес. К 12
утерянным пьесам А. сохранились монтировочные записи Л. Маэло -
декоратора "Бургундского отеля". Две из этих пьес ("Пандоста" и
"Партения") ставились в течение двух дней. Наличие многодневных пьес А.
показывает его зависимость от ср.-век. традиции. В то же время А.
стремился уравнять размеры отд. актов, вёл борьбу с длинными монологами
и пространными песнями хора, развёртывал действие трагедии (в т. ч.
сцены убийств и казней) на глазах у зрителей. Трагедии А. были написаны
на античные сюжеты, взятые из истории ("Лукреция", "Кориолан", "Смерть
Александра" и др.) или из мифологии ("Дидона", "Смерть Ахилла" и др.).
Лучшая из них - "Мариамна" (1610) - посвящена трагич. смерти Мариамны,
жены Ирода Великого. Трагедии А. не пользовались успехом; публика
предпочитала его трагикомедии, в к-рых А. разрабатывал романтич.
истории, заимствованные у Лукиана, X. Монтемайора, М. Сервантеса и др.
Наиболее удачны - "Корнелия" (ок. 1613), "Фелис-мена" (1615), "Сила
крови" (1615), "Прекрасная цыганка" (1626), "Эльмира" (1627). Главное
отличие трагикомедий А. от его трагедий - преобладание сложной,
запутанной интриги над обрисовкой характеров; они всегда имеют
благополучную развязку. В своих пасторалях - "Альцея" (1610), "Триумф
любви" (1626) и др. А. опирался на итал. и исп. образцы, изображал
всевозможные столкновения на почве любви и ревности. Пасторали А. лишены
светской манерности, к-рая присуща др. произведениям этого жанра в 17 в.
А. подготовил переход от книжной бездейственной трагедии франц.
Возрождения к франц. классицистской трагедии 17 в. Трагедии и
трагикомедии А. ставились до 30-х гг. 17 в. На рус. яз. не переведены.
Лит.: R i а 1 Е., Alexandre Hardy et le theatre francais a la fin du
XVI et au commencement du XVII siecle, P., 1889; Lancaster H. C.,A
history of French dramatic literature in the 17 century, v. 1-2,
Balt.-L., 1929; A d a m A., Histoire de la litterature francaise au XVII
siecle, v. 1, P., 1948. С Мок.
АРДЙ (наст. фам. - Нечаев), Николай Иванович [1834 - 10(22). IV.
1890] - русский драматич. актёр и певец (тенор). Учился в Моск. театр.
уч-ще. Сце-нич. деятельность начал в 1855. В течение 16 лет играл в
провинции (Харьков, Одесса, Казань и др.). Исполнял гл. обр. роли в
опереттах и водевилях с пением. С 1871 до конца жизни - актёр
Александрийского т-ра. Сначала играл роли в опереттах и водевилях:
Парис, Пикило ("Прекрасная Елена" и "Птички певчие" Оффенбаха), Борзиков
("Лев Гурыч Синичкин" Ленского). Затем перешёл на характерные и бытовые
роли в драматич. спектаклях. Большим успехом пользовался в пьесах А. Н.
Островского:
Разлюляев ("Бедность не порок"), Бородкин ("Не в свои сани не
садись"), Робинзон ("Бесприданница"), Счастливцев ("Лес") и др. Комич.
талант А. высоко ценил Островский, отмечавший, однако, что актёр
испорчен провинцией, небрежен с авторским текстом. А. выступал также
(вместе с куплетистом И. И. Монаховым) в концертах с исполнением рус.
песен.
Лит.: Островский А., Полное собр. соч , т. 12, M." 1952, с. 217;
"Артист", M., 1890, ј 7, с. 188. А. Кл.
АРДЙ-СВЕТЛОВА, Ольга Васильевна (1868 - 1947) - русская актриса.
Участвовала в любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начала
в
1886 в укр. труппе Деркача (Таганрог, Орёл, Астрахань). С 1892
работала в рус. г-рах (Казань, Харьков, Новочеркасск, Вильно, Старая
Русса, Астрахань, Баку, Саратов, Н. Новгород, Самара и др.). Выступала
преим. в ролях классич. репертуара: Катерина ("Гроза"), Жанна д'Арк
("Орлеанская дева") и др. Среди лучших ролей А.-С. также герцог
Рейхштадтский ("Орлёнок" Ростана). В 1918 А.-С. была режиссёром
Саратовского т-ра; преподавала в студии этого т-ра. Написала театр.
мемуары, опубликованные в сб. "Русский провинциальный театр" (Л.-М.,
1937). Лит.: "Рампа и жизнь", 1918, ј 5. 4. Кл. АРДОВ, Виктор Ефимович
[р. 8(21). X. 1900]- русский советский драматург. Лит. деятельность
начал в 1921 как театр. критик. С 1924 выступает как драматург
("Именинница", 1924, Моск. т-р сатиры). А. принял участие в основании
Моск. т-ра сатиры, где были поставлены его комедии и обозрения: "Ст. 114
уг. код." (1926), "Склока" (1926), "Таракановщина" (1928) (написаны
совм. с Л. В, Никулиным), "Всесвалка" (1929), "Мелкие козыри" (1937), "А
не хулиган ли Вы, гражданин?" (1927, в соавторстве с А. Г. Алексеевым) и
др. А. является преим. драматургом "малых форм". Его одноактные комедии,
водевили, скетчи, сценки, рассказы исполняются в т-рах, на эстраде, в
цирке, на радио, телевидении и в самодеятельности. А. принадлежит также
либретто оперетты Стрельникова "Луна-парк" (1929, Моск. т-р оперетты),
Шебалина "Жених из посольства" (1942), новое либретто к оперетте
Миллёкера "Вице-адмирал" (1959, Свердловский т-р оперетты). Автор
киносценариев ("Светлый путь" и др.).
Соч.: Сливки общества, М., 1930; Туземцы, М., 1931; И смех и грех,
М., 1935; Букет, М., 1939; Ваши знакомые, М., 1956; Как вести концерт
(Советы начинающему конферансье), М., 1955; С подлинным верно, М., 1960;
Разговорные жанры эстрады и цирка, М., 1960. Н. Ф.
"АРЕВЕЛЯН ТАТРОН" ("Восточный театр") - армянский драматический
театр. Основан в Константинополе (Стамбуле) в 1861 драматургом и театр.
деятелем С. Экимяном. На сцене "А. т." ставились пьесы Мольера,
Вольтера, Гюго, историч. трагедии С. Экимяна, М. Пешикташляна и др.
Здесь работали выдающиеся арм. актёры: П. Адамян, Е. Гара-гашян, А.
Вардовян, М. Мнакян, П. Магакян, М. Нвард, А. Папазян. Коллектив
испытывал в своем творчестве воздействие французского романтического и
итальянского театрального искусства. В 1867 "А. т." был закрыт турецким
правительством за пропаганду нац.-освободительных идей. Монополия
театрального дела в Турции была передана на 10 лет А. Вардовяну. Г. С.
АРЕНА (от лат. агепа,букв.-песок)-1)Др.-рим. А.- круглая, иногда
овальная, усыпанная песком площадь в центре амфитеатра в зрелищных
зданиях Др. Рима. Служила для представления боёв гладиаторов и диких
зверей. От зрителей отделялась широким рвом, наполненным водой, или
специальной оградой. 2) В совр. цирке А.- место представления, игровая
площадка, на к-рой демонстрируются цирковые номера. А. совр. цирка
называется манежем и, как правило (с нач. 19 в.), представляет собой
стандартный круг диаметром 13,5 ж, что даёт возможность исполнять в
различных цирковых зданиях номера, рассчитанные на определённый размер
площадки (раньше не имела стандартного размера, диаметр был 11-16 м).
Нижний грунт А. формируется из глины и чернозёма и засыпается сверху
густым слоем песка и древесно-пробковых опилок. Во время исполнения
нек-рых номеров на А. кладут спец. ковёр.
Цирковая А. неоднократно использовалась как площадка для различных
экспериментальных театр. представлений -"Царь Эдип" в пост. М.
Рейнхардта в Берлине в цирке Шумана (1910), "Царь Эдип" в Петрограде в
цирке Чинизелли (1918, пост. А. М. Грановского, худ. М. В. Добужинский,
исполнитель заглавной роли Ю. М. Юрьев) и др.
"АРЕНА ПРОЛЕТКУЛЬТА" - советский театр. существовавший в 1918-20.
Организован петроградским Пролеткультом. Руководители т-ра - актёр А.А.
Мгебров и писатель П. К. Бессалько. 1-й спектакль состоялся 1-го мая
1918; в него были включены хоровая декламация стихотворений Гастева и
пост. пьесы "Красный угол" Игнатова. В том же году т-ром были пост.
инсценировки стихов У. Уитмена, Э. Верхарна, поэтов В. Кириллова, А.
Маширова, И. Садофьева, пьесы - "Взятие Бастилии" Роллана, "Каменщик"
Бессалько; в 1919 - "Легенда о коммунаре" Козлова. Для спектаклей "А.
П." было характерно использование коллективной декламации,
ритмо-пластич. движений, аллегорий и символов, подчинённых агитац.
задачам. В 1920, выйдя из Пролеткульта, группа актёров "А. П."
организовала "Первый рабочий революционный героический театр".
Лит.: История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 238-44;
Мгебров А., Жизнь в театре, т. 2, M.-Л., 1932, с. 301- 500, д D "
АРЕНДЕЙЛ - см. Рукмини Деви. АРЕНДС, Андрей (Генрих) Фёдорович
(2(14). III. 1855 - 27. IV. 1924] - русский дирижёр, скрипач и
композитор. В 1877 окончил Моск. консерваторию (по классу скрипки - Ф.
Лауба, композиции - П. И. Чайковского). В 1883-92 работал скрипачом в
оркестре Большого т-ра (Москва). В 1892-1900 - дирижёр моек. Малого
т-ра; в 1900-21 - гл. дирижёр балета Большого т-ра. Будучи
высокообразованным музыкантом и одарённым дирижёром, А. укрепил муз.
сторону исполнения балетной труппы т-ра. Дирижировал первыми пост. в
Москве "Спящей красавицы" Чайковского (1899), "Раймонды" Глазунова
(1900); возобн. "Лебединого озера" Чайковского (1901). А. принадлежит
балет "Саламбо" по роману Флобера (1910), музыка к драматич. спектаклям,
в т. ч. к "Цим-белину" Шекспира, "Северным богатырям" Ибсена, а также
симф., камерно-инструмент. и др. соч.
АРЕНСКИЙ, Антон Степанович [30. VI (12. VII). 1861, Новгород, -
12(25). II. 1906, близ ст. Перки-ярви, Финляндия] - русский композитор,
дирижёр, пианист. В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу Н. А.
Римского-Кор-сакова. В этом же году начал преподавать в Моск.
консерватории' 1889-профессор). В 1895-1901 был управляющим Придворной
певческой капеллы в Петербурге. С 1901 целиком посвятил себя
исполнительской и композиторской деятельности. Исполняя свои произв., А.
с большим успехом выступал в качестве дирижёра и пианиста. Автор опер
"Сон на Волге" (по А. Н. Островскому, 1890, Москва, Большой т-р),
"Рафаэль"
(1894, Москва), "Наль и Дамаянти" (1904, Москва, Большой т-р) (за
Вступление - Гос. пр., 1905), балета "Ночь в Египте" ("Египетские ночи",
1908, Париж), отличающегося эффектными сценами, широким развитием
симф.-изобразит, средств. А. принадлежит музыка к пьесе Шекспира "Буря"
для пост. моек. Малого т-ра (1905), мелодекламация с оркестром на тексты
И. С. Тургенева, музыка к инсценировке поэмы Пушкина "Бахчисарайский
фонтан", симф., вокальные и др. соч. Музыка А. носит в основном
созерцательно-элегический характер; она построена на ясной мелодич.
основе, проста по форме, выразительна и изящна.
Лит.: В - в а О. [ОССОВСКИЙА. В.], Антон Степанович Аренский,
"Русская музыкальная газета", 1906, ј 9.
АРЕНСКИЙ, Михаил Васильевич [p. 27. V (8. Vi). 1895) - русский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР
(1957). Член КПСС с 1953. Сценич. деятельность начал в 1922 в
Киевском т-ре (б. т-р "Соловцов"). В 1928-35 работал в т-ре "Красный
фскел" (с 1932 - новосибирский т-р "Красный факел"). С 1936 - актёр
Куйбышевского драм. т-ра. А. создал образы людей глубокой мысли, сильной
воли, обладающих мужественным характером: Макаров ("Порт-Артур"
Степанова и Попова), Черногубов ("Персональное дело" Штейна). Играл ряд
ролей в пьесах Горького: Чепурной ("Дети солнца"), Тетерев ("Мещане"),
Иван Коломийцев ("Последние"). Среди лучших ролей А. также: Городничий;
Дремлюга ("Крылья" Корнейчука), Гвоздилин ("Третья патетическая"
Погодина), король Филипп ("Дон Карлос" Шиллера). Э. К.
АРЕТЙНО (Aretino; наст. фам.- Баччи), Пьетро (19 или 20.IV. 1492,
Ареццо,- 21. X. 1556, Венеция)- итальянский писатель-сатирик, драматург.
В молодости жил в Риме, при дворе папы Льва X. В 1527 переселился в
Венецию. В огромном лит. наследии А. важное место занимают его пять
комедий, написанных на совр. А. материале и продолжающих линию сатирич.
комедии Н. Макиавелли. А. порицал следование канонам античной комедии,
требовал оригинальности замысла, насыщал свои комедии намёками на
подлинные события и реальных лиц. Первая комедия А.-"Кузнец" (1533),
носит развлекательный характер; сатирич. направленностью отмечена
комедия "Придворная жизнь" (1534), дающая яркую картину распущенности
папского
Рима. Главному герою комедии "Лицемер" (1542) приданы черты иезуита,
что сообщало комедии, созданной в годы католической реакции, острую
злободневность. В комедии "Таланта" (1542) А. разработал сюжет,
заимствованный из "Евнуха" Теренция. В последнем произведении А. -
"Философ" (1546), создан сатирический образ философа-педанта. Комедии А.
лишены единства действия, распадаются на эпизоды, переполнены
непристойностями, что препятствовало их пост. на сцене. И всё же,
творчество А. как комедиографа имело положит. значение; оно развивало
черты реализма и сатиры, присущие его великому предшественнику
Макиавелли. Помимо комедий, А. написал также трагедию "Горации" (1546),
разработав в ней тему, положенную в основу одноим. трагедии П. Корнеля.
Историч. значение этой пьесы в том, что в период кризиса гуманизма А.
следовал демократич. традициям раннего Возрождения. Эта пьеса -
единственная итал. трагедия 16 в., пронизанная подлинно античными
гражданскими идеалами. Пьесы А. полностью на рус. яз. переведены не
были.
Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения: Кастильоне.
Аретино, Челлини, М., 1929;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т. 1, M., 1956; (Grasso D., L'Aretino e le sue commedie, Palermo, 1900;
Freso U., Le commedie di P. Aretino, Camerino, 1901; P a rodi Т., Poesia
e letteratura, Bari, 1916. с. Мок.
АРЖАНОВ, Петр Михайлович (р. 1. VI. 1901) - русский советский актёр.
Засл. арт. РСФСР (1954). Сценич. деятельность начал в 1920 в Самаре
(Профсоюзный т-р). С 1925 играл в Москве в т-ре "Синяя блуза",
одновременно занимался в ГИТИСе (педагогиА. П. Петровский, Б. M.
Сушкевич, ?. ?. Каверин, С. Г. Бирман). В 1928 по окончании ГИТИСа был
при-нят в M ХАТ. В 1929 перешёл в Реалистический т-р, созданный на
основе 4-й Студии МХАТ. На сцене этого т-ра А. сыграл одну из своих
лучших ролей - Костю-капитана ("Аристократы" Погодина). Создав образ,
отмеченный яркой внешней характерностью, А. вместе с тем с большим
драматизмом и глубиной показал процесс внутр. перерождения своего героя.
В 1937-41 и 1946-48 А. был актёром Камерного т-ра; исполнил роли:
Кочубея (о. п. Первенцева), Ларцева ("Очная ставка" бр. Тур и Шейнина),
Степана ("Золото" Филимонова и Дистлера), Джеральда ("Он пришел"
Пристли). В 1941-43 А. работал в Моск. т-ре драмы под руководством H. M.
Горчакова; сыграл роли капитана Сафонова ("Русские люди"), Луконина
("Парень из нашего города" Симонова), Ржевского ("Давным-давно"
Гладкова). В 1943-46 был в труппе Моск. т-ра драмы. С 1949 - в Моск.
т-ре им. Вл. Маяковского. Роли: Оскар ("Леди и джентльмены" Хелман),
Троян ("Гостиница "Асто-рия"" Штейна), Синтаро ("Украденная жизнь" Каору
Моримото), Повар ("Мамаша Кураж и её дети" Брехта). А. снимается в кино
(Штюбинг- "Подвиг разведчика", Теодореску - "Третий удар" и др.).
АРЗУМАНОВ, Вагаршак Аршакович (р. 12. III. 1900) - советский цирковой
артист; эквилибрист. Засл. арт. Арм. ССР (1956). Работать в цирке начал
с 1919 (с 1929- в системе Госцирка). А. изобрёл и с успехом исполняет
номер, требующий высокого мастерства и смелости: съезжает (при помощи
специальных роликов) с большой скоростью на голове по круто наклонному
тросу из-под купола цирка на манеж. С 1957- ХУД. рук. арм. цирк.
коллектива. А/. 3.
АРЗУМАНЯН, Арташес Николаевич fp. 5(17). V. 1898]-армянский советский
актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Член КПСС с 1941. Сценическую
деятельность начал в 1921 в арм. т-ре в Баку. Работал в т-рах Баку
(1929-49), Тбилиси, Степанакерта. С 1956- актёр Ленинаканского т-ра.
Создатель колоритных характерных образов. Играл роли: Мелик-ага ("В
кольнем Вагаршяна), Саламов ("1905 год" Джабарлы)идр. Один из лучших
исполнителей роли В. И. Ленина на арм. сцене ("Ленин в 1918 году"
Каплера и Злато-горовой). Б. А.
"АРИАДНА НА HAKCOCE" ("Ariadne auf Naxos")- опера Р. Штрауса, либр.
Г. Гофмансталя. В 1-й ред. пост. 25 окт. 1912, Штутгарт (Ариадна -
Ерица, Вакх - Ядлов-кер, Цербинетта - Зиме, Композитор - Леман, Арлекин
- Свобода. Дирижёр Р. Штраус, пост. Рейнхардта, художник Штерн). Во 2-й
ред. пост. 4 дек. 1916, Вена. Дирижёр Ф. Шальк. В 1-й редакции
последующие постановки: Цюрих (1912); Прага (1912); Лондон (1913);
Берлин (1913); Амстердам (1914). Во 2-й ред.: Берлин (1916); Будапешт
П919); Лондон (1924); Турин (1925); Стокгольм (1926); Филадельфия
(1928);
Брюссель (1930); Хельсинки (1931); Нью-Йорк (1934); Рим (1935);
Антверпен (1935); Париж (1937).
Издания.-"А. на Н.", Р., A. Furrstner, 1912; в том же изд., 1916.
? ? ?
АРИАС ДЕ ПЕНЬЯФЬЕЛЬ (Arias de Penafiel), Дамиан (ум. в 1643)испанский
актёр. В 20-30-е гг. 17 в. работал в Мадриде в труппе Роке де Фигероа.
По отзывам современников (П. Кальдерона и др.), А. выступал в
интермедиях Б. Киньонеса, был замечательным декламатором. Б. Т.
АРИЕТТА (от итал. arietta, уменьшит, от aria - ария) - небольшая
ария, отличающаяся обычно простотой изложения и песенным характером
мелодии (типична для франц. комич. оперы).
АРИОЗО (итал. arioso, от aria, см. ария) - 1) Небольшая ария
свободного построения с мелодией на-певно-декламац. характера (напр., А.
Кумы в опере "Чародейка" Чайковского). Нередко А. является частью сцены
речитативного характера (посредине или, что более типично, в конце
сцены). 2) Певуче, наподобие .арии ,(о характере исполнения).
АРИОН ('?????, 7-6 вв. до н. э.) - древнегреческий поэт. А.- уроженец
о. Лесбоса. Жил в Коринфе при дворе тирана Периандра.А. придал лит.
форму дифирамбу, существовавшему до него лишь в устной хоровой поэзии.
Разработанная А. форма дифирамба сыграла важную роль в возникновении
античной трагедии. Произв. А. не сохранились. Д. С.
АРИОГТО (Ariosto), Лудовико (8.IX.1474, Реджо-нель-Эмилия,- 6. VII.
1533, Феррара)- итальянский поэт и драматург. Кру пнейший представитель
поэтич. культуры эпохи Возрождения. CIO лет жил в Ферраре, где наблюдал
празднества, во время к-рых впервые в Италии ставились комедии Плавта и
Теренция. Изучал право в Феррарском ун-те. С 1503 состоял на службе при