<< Пред.           стр. 409 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лит.: Драматический альбом. Изд. П. Н. Арапова и А. Роппольта, М.,
 1850, с. 211; Д а р а г а н М. И., Гроза (Драма г-на Островского),
 "Русская газета", 1859, 23 дек., ј 8, с. 48-49; К а р н e e в М. В., М.
 И. Писарев, СПБ, 1893 (Приложение); Артистические очерки, "Пантеон и
 Репертуар русской сцены", 1848, т. 3, июнь, с. 29-54; Воспоминания М. Г.
 Васильевой (Соболевой 2-й) о Л. П. Нику-линой-Косицкой. Публикация Е. С.
 Мясниковой, в кн.:
  Театральное наследство, М., 1956, с. 330. E. M.
  КОСКИНЕН (Koskinen), Ирья Эльвира (р. 28. VII. 1912) - финская
 артистка балета и балетмейстер. В 1931-58 работала в балетной труппе
 Финской Нац. оперы, в 1935-58 - прима-балерина этого т-ра.
  Партии: Жизель, Одетта-Одиллия, Раймонда и др. Пост. балеты "Песси и
 Иллюзия", "Скарамуш" Сибелиуса и др.
  Руководит балетной школой в Хельсинки совм. с балетмейстером и
 танцовщиком К. Салином.
  Лит.: Красовская В., Балетный театр финских друзей, "Советская
 музыка", 1957, ј 11, с. 110-12. С. Л.
  KOCOP (Kosor), Йосип (27.1.1879-23.1.1961) - югославский писатель,
 драматург. Лит. деятельность начал в 1905. Написал драмы: "Пожар
 страсти" (изд. 1912), "Примирение" (1913), "Женщина" (изд. 1920),
 "Непобедимый корабль" (изд. 1921). Осн. тема драматургия. произв.
 К.анализ человеческих инстинктов (в т. ч. собственнического). Пьесы К.
 ставились в т-рах Вены, Лондона, Львова и др. М. Ник.
  KOCOPOTOB, Александр Иванович (1869-1912) - русский драматург и
 критик. Учился в Петерб. ун-те. Начал лит. деятельность в качестве
 репортёра, фельетониста и критика в газете "Новое время", затем перешёл
 в газ. "Русь". В период 1908-11 часто выступал с критич. статьями по
 драматургии и т-ру, печатая их в газетах и журн. "Театр и иск-во". Был
 противником "режиссёрского" т-ра, много писал о драмах Л. Н. Андреева и
 символич. драме вообще, считая её наиболее интересной для совр. т-ра.
  Драматургич. деятельность начал в 1900. Написал пьесы "Княжна
 Зоренька" (1903, т-р Нар. дома, Петербург), "Коринфское чудо" (1906, т-р
 Литературно-художественного общества, Петербург).
  Наибольшим успехом пользовались пьесы К. "Весенний поток" (1904, Т-р
 В. Ф. Комиссаржевской, Петербург, Т-р Корша, Москва), "Мечта любви"
 (1911), получившие широкое распространение на столичной и провинциальной
 сценах.
  Произведения К., отмеченные выспренностью стиля, мнимой
 значительностью темы, типичны для буржуазного театра периода его
 деградации. Особую популярность приобрели у буржуазно-мещанской публики
 (гл. обр. в провинции).
  Соч.: "Весенний поток", "Княжна Зоренька" ("Зеркало"), СПБ, 1905;
 Мечта любви, СПБ, 1911; Кризис театра, "Театр и искусство", 1908, ј 17,
 18, 20.
  Лит.: Первые литературные шаги, составитель Ф. Ф Фидлер, М., 1911 ;
 Амфитеатров А. В., Склонённые ивы, Собр. соч., т. 21, СПБ, 1913. Ю. Д.
  KOCCA (Cossa), Пьетро (20.1.1830-30.VIII.1881)- итальянский
 драматург. Вначале выступал как эпигон романтизма ("Марийикимвры", 1854,
 "Бетховен", 1872, и др.). К этому периоду относится романтич. драма
 "Пушкин" (изд. 1870), рассказывающая о дуэли и смерти великого рус.
 поэта (рус. пер. 1899). В 1872 написал историч. драму "Нерон" (труппа
 Тессеро, Милан, рус. пер. 1878), имевшую шумный успех. В этой драме,
 следуя принципам веризма, К. уделяет особое внимание изображению
 историч. обстановки, показывает Нерона жестоким и в то же время слабым
 безвольным человеком. В роли Нерона выступали Э. Росси, Э. Новелли и др.
 Среди пьес К.: "Плавт и его век" (1873, труппа Беллоти-Бона),
 "Мессалина" (1876, труппа Марини - Чотти, Рим, рус. пер. 1880),
 "Клеопатра" (1877, труппа Тессеро - Биаджи, Рим), "Семейство Борджа"
 (1878, труппа Беллоти-Бона) и др.
  Лит.: De В 1 a s i J., Pietro Cossa e la trasedia italiana, Firenze,
 1911; Croce В., La letteratura della nuova Italia, v. 2, 3 ed.. Bari,
 192. р
  KOCTA (Costa), Орацио (р. 6.Vili. 1911) - италь.' янский режиссёр.
 Театр, образование получил в Академии драм. иск-ва (Рим). Учился и был
 ассистентом у реж. Ж. Копо (Франция), Р. Симони, Дж. Сальвини, Т.
 Павловой. Один из видных деятелей итал. театр. иск-ва. В 1939 начал
 режиссёрскую деятельность. Выступал как актёр [роли: Директор ("Шесть
 персонажей в поисках автора" Пиранделло), Гаев ("Виш нёвый сад") и др.].
 Возглавлял мн. театр. труппы. В 1948-54 руководил основанным им "Пикколо
 те-атро" (Рим). Осуществил цикл пост. пьес Г. Ибсена:
  "Маленький Эйольф", "Гедда Габлер" (оба в 1940), "Столпы общества"
 (1951); В. Альфьери: "Филипп" (1946), "Орест", "Мирра" (оба в 1949),
 "Агамемнон? (1952). Ставил мн. пьесы Л. Пиранделло, У. Бетти, Д. Фаббри
 и др.
  КОСТАНДИ, братья Юрий (ум. 1937) и Владимир (ум. 1914) - русские
 цирковые артисты; музыкальные клоуны. Ученики клоуна С. Кристова.
 Выступали как партерные акробаты и воздушные гимнасты. В 1900 создали
 комико-акробатич. номер "Трубочист и повар". С 1903 выступали как муз.
 клоуны. Исполняя клоунские сценки (антре), Юрий играл роль маленького
 человека, к-рого тяжёлая жизнь довела до полного безразличия, отступая
 от традиц. буффонады, он углублял психологич. разработку образа.
 Владимир играл роль резонёра. После смерти брата Юрий выступал с
 Петроли.
  Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953. 70. Д.
  "КОСТАНЦИ" (Costanzi) - итальянский оперный театр. Назван по имени
 импресарио Д. Костанци. Построен в Риме по проекту арх. Сфондрини. Был
 открыт 27 нояб. 1880 и вскоре стал одним из лучших итал. т-ров. В 1881
 при т-ре открыт концертный зал.
  Т-р ставил оперы: "Семирамида" Россини (1880), "Орфей и Эвридика"
 Глюка (1888), "Джамиле" Визе (1890), "Сельская честь" (1890) и "Ирис"
 (1898) Мас-каньи, "Медичи" Леонкавалло (1893), "Отелло" (1887) и
 "Фальстаф" (1893) Верди, "Манон" Массне (1894), "Валли" Каталани (1894)
 и др.; балеты: "Любовь" Манцотти (1886), "Мессалина" Данези (1893) и др.
 В 19 в. на сцене "К." выступали: певицы М. Брамбилла, Дж. Беллинчони, Э.
 Кальве, X. Даркле и др.; певцы Р. Станьо, Ф. Таманьо, Ф. Де Лючиа, Дж.
 Боргатти, А. Котоньи, М. Баттистини, Дж. Кашман и др. Спектаклями и
 концертами дирижировали Л. Муньоне, Ф. Фаччо, Л. Манчинелли, Э. Витале и
 др.
  В 20 в. в "К." состоялись первые представления опер "Тоска" Пуччини
 (1900), "Маски" Масканьи (1901), "Каносса" Малипьеро (1914), оперетт
 "Маха" и "Королева роз" Леонкавалло (1912). В 10-х гг. здесь выступали
 певицы А. Галли-Курчи, Э. Карелли, Л. Тетраццини и др., певцы Э. Карузо,
 А. Бончи, Дж. Де Лука, Б. Джильи, А. Пертиле, Т. Скипа и др.;
 дирижировали Ф. Вейнгартнер, О. Клемперер, А. Тосканини и др. На сцене
 "К." проходили гастроли балетных трупп (в т. ч. рус. балетной труппы С.
 П. Дягилева в 1911 и 1917), выступали драм. труппы с участием Т.
 Сальвини, Э. Дузе, Э. Цаккони, И. Граматики, Т. Ди Лоренцо и др. С 1928
 т-р стал называться "Королевский оперный т-р". Здесь впервые были пост.
 оперы: "Чужестранец" Пиццетти (1930), "Хитрая вдова" Вольф-Феррари
 (1930), "Женщина-змея" Казеллы (1932), "Любовный фарс" Дзандонаи (1933),
 "Сказка о блудном сыне" Малипьеро (1934), "Пламя" Респиги (1934) и др.
 Были пост. оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии",
 "Садко", "Золотой петушок", "Снегурочка" Римского-Корсакова(1931, 1940,
 1954, 1960) и др. В 30-50-х гг. в т-ре выступали певицы М. Канилья, Т.
 Даль Монте, Р. Тебальди, М. Каллас, Дж. Симионато; певцы Ф. И. Шаляпин,
 Дж. Беки, М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, Т. Гобби, Ф. Корелли; дирижёры
 В. де Сабата, Т. Серафин, Дж. Гавадзени, Э. Клейбер и др. С 1946 т-р
 носит назв. "Римская опера".
  Лит.: Incagliati M.,II Teatro Costanzi (1880-1907), Roma, 1907. Св.
 Г.
  КОСТАНЯН, Мурад Костанович [р. 25.VIII (7. IX). 1902] - армянский
 советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1956). В 1925 окончил Арм. драм.
 студию в Москве. С 1925 - актёр Арм. т-ра драмы в Тбилиси, с 1928 -
 Ленинаканского т-ра, с 1930 -Т-ра им. Сундукяна. Комедийно-характерный
 актёр. Творчество К. отмечено мягким, заразительным юмором и склонностью
 к острым сатирич. характеристикам.
  Роли: Сероп ("Монастырское ущелье" Вагаршяна), Хач.о ("На заре"
 Гулакяна), Харитон-ов ("Русские люди"), Пропотей ("Егор Булычев и
 другие"), Епиходов ("Вишнёвый сад"), Исайя ("Хатабала" Сундукяна),
 Благой ("Доктор философии" Нушича), Фортунато ("Рыбаки" Гольдони) и др.
 С 1934 ведёт педагогич. работу (с 1944 в Ереванском художеств.-театр.
 ин-те). С 1925 снимается в кино. Б. А.
  КОСТЕР (Coster), Самюэл (16.IX.1579-1665) - голландский драматург и
 театральный деятель. В 1617 основал в Амстердаме "Нидерландскую
 академию", к-рая положила начало голл. проф. т-ру (здание на 1450 мест
 выстроено арх. Я. Кампеном). Здесь были пост. пьесы Г. Бредеро, И.
 Вондела, П. Хофта и др. драматургов-членов "Академии". Злободневные,
 демократические по направленности спектакли вызывали у зрителей
 вольнолюбивые настроения, гражданские чувства. Разоблачит, силой,
 ненавистью к кальвинистской ортодоксии и политич. эгоизму
 дворянско-купе-ческой олигархии отличались пьесы самого К. - трагедии
 "Ифигения" (1617), "Изабелла" (1618), "Поликсена" (1630) и др. В нек-рых
 пьесах ("Итис", 1615, и др.) К. заимствует приёмы драматургии Сенеки.
 Крепким нар. юмором, сочным бытовым колоритом, острыми речевыми
 характеристиками насыщены клухты (фарсы) К.: "Игра о богаче" (1621),
 "Тевис-крестьянин" (1627), высмеивающие попов и судейское сословие. В
 "Тейскен ван дер Схилден" (1613) - трагикомич. истории Капитана - вояки
 и мародёра- К. (вторым после Бредеро) подошёл к созданию в голландской
 лит-ре 17 в. драмы шекспировского типа. К. был первым голл. режиссёром.
 Он сам ставил спектакли "Академии" и участвовал в них как актёр. Из-за
 материальных трудностей и усилившихся нападок кальвинистской церкви К.
 был вынужден в 1622 оставить сценич. деятельность. Продолжал писать
 пьесы. В 1638 на основе "Академии" возник первый в Нидерландах
 "Амстердамский городской т-р" (см. Схаубург"}.
  С о ч.: Werken uitgeg. door R. A. Kollewijn, Haarlem,1883. Лит.: H o
 b m a J., Levensgeschiedenis van Dr. S. Coster, "Oud-Holland", Amst.,
 1898, Jaarg. XVI; Buitenrust Hettema F., Coster's eerste Nederduitsche
 Academie, "De Gids", Amst., 1911, [t. 11 ], c. 452; H e l l w a l d F.
 v., Coster's Niederdeutsche Akademie. 1617-1637, в его кн.:
  Geschichte des hollandischen Theaters, Rotterdam, 1874, c. 16-21. Вл.
 О.
  КОСТИЧ (Кости?), Лаза (30.1.1841-27.XI.1910) - сербский писатель,
 драматург, общественный деятель. Представитель сербского романтизма.
  В 1864 окончил юридич. ф-т Будапештского ун-та. С 1859 боролся за
 создание постоянного нац. т-ра. Написал трагедии, проникнутые
 романтическими тенденциями,- "Максим Црноевич" (1866) и "Пера Сегединец"
 (1882) о восстании серб. народа в 18 в. против австро-венгров, "Гордана"
 (1890) на сюжеты народных песен. К. впервые в Сербии перевёл Шекспира
 ("Ромео и Джульетта", "Ричард III", "Гамлет").
  Соч.: Драме, Београд, 1922; Песме и драме, Београд, 1951.
  Лит.: Prohaska D., Pregled hrvatske i srpske knji-zevnosti, Zagreb,
 1923, c. 155-56; С а в и ? M., Лаза Кости?, Нови Сад, 1929, с. 70-81 и
 118-23; С к e p л и ? ?., Исто-ри?а нове српске к?ижевности, 3 изд.,
 Београд, 1953 (см. именной указатель), jf Ник
  KOCTOB, Георги Янакиев (1895-1961) - болгарский режиссёр и
 театральный деятель. Нар. арт. НРБ. Театральное образование получил в
 Италии (1919). Творч. деятельность начал как руководитель любительских
 трупп в городах Плевен, Бургас и:
  Варна. Участвовал в создании проф. т-ров -"Народная студия" (1929),
 "Театр для народа" (1930-33), "Народная сцена" (1934). Получил
 известность как переводчик рус. и сов. лит-ры, публицист и педагог. В
 годы фашизма К. пропагандировал со сцены идеи Горького, ставил сов.
 драматургию. За спектакль "Красный галстук" Михалкова, пост. в Софийском
 Нар. т-ре, К. удостоен Димитр. пр. в 1946. Cm. К.
  KOCTOB, Стефан Лазарев (30.III.1879 - 27.IX. 1939) - болгарский
 этнограф, писатель, драматург. Изучал слав. филологию в Софии. Занимался
 журналистикой, позднее стал учителем. В 1923-39 - директор этнографич.
 музея в Софии. Автор драм на исто рич. сюжеты "Сименон" (1929) и "Она и
 двое" (1929), комедий "Мужененавистница" (1914), "Перед восходом солнца"
 (1920), "Золотая копь" (1925), "Голема нов" (1928), "Морская болезнь"
 (1929), "Параграф 223) (1931), "Новая пристань" (1931), "Саранча"
 (1931), "Женское царство" (1931), "Государственные липы" (1931), "Утята"
 (1931), "От большого ума" (1931), "Знахарь" (1933), "Комедия без
 названия" (1938), пьесы для кукольного т-ра "Главчо и царская дочь"
 (1929). Его пьесы на совр. тему обличали нравы и пороки бурж. общества,
 содержали элемент политич. сатиры. Над. Т.
  КОСТРОМСКОЙ (наст. фам. - Ч а л e e в), Николай Феодосиевич [23.VI
 (5. VII).1874 - 3.XI. 1938] - русский советский актёр. Hap. арт. РСФСР
 (1937). Выступал на любительской сцене. Проф. сценич. деятельность начал
 в 1902; работал в Херсоне в труппе Мейерхольда и Ка-шеверова, затем в
 Тифлисе, Севастополе, Николаеве, Костроме, Баку, Астрахани, Нижнем
 Новгороде. С 1917 К. - в труппе Моск. т-ра Корша. С 1918 - актёр Малого
 т-ра.
  К. создавал острые сценические образы, отмеченные мастерством,
 богатым запасом жизненных наблюдений исполнителя. С 1919 вёл
 педагогическую работу. Руководил драматическими мастерскими при Малом
 т-ре (1919-25). Преподавал в студии им. Комиссаржев-ской, в студии им.
 Ермоловой. С 1932 - в Театральном училище им. Щепкина. Выступал также
 как режиссёр.
  Роли: Митрофанушка, Стародум ("Недоросль" Фонвизина), Земляника,
 Городничий ("Ревизор"), Молчалин, Скалозуб, Фамусов ("Горе от ума").
 Гаев, Фирс, Лопахин ("Вишнёвый сад"), Шабельский ("Иванов") и др.; в
 Малом т-ре - Осип ("Ревизор"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно
 простоты"), Кучумов ("Бешеные деньги"). Горностаев ("Любовь Яровая"),
 Лыняев ("Волки и овцы"), Восми-братов ("Лес"). В. Мае.
  КОСТРОМСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. Н. ОСТРОВСКОГОодин из
 старейших русских театров. Современное здание т-ра построено в 1863 на
 пожертвование горожан. На сцене т-ра играли М. С. Щепкин, П. Н. Орленев,
 К. А. Варламов, В. Ф. Комиссаржев-ская, М. Г. Савина, П. М. Садовский и
 др.
  После Октябрьской революции в 1918 в Костроме была создана театр.
 студия при Губернском отделе просвещения, впоследствии-Т-р студийных
 постановок под рук. А. Д. Попова. С 1923 Костромскому т-ру присвоено имя
 А.Н. Островского. В репертуаре т-ра большое место занимала сов.
 драматургия - "Разлом"; "Человек с портфелем" Фай ко (оба в 1929);
  "Гибель эскадры"; "После бала", "Аристократы" Погодина (все в 1935);
 "Платон Кречет" (1936, 1941), "Оптимистическая трагедия" (1938); "Таня"
 Арбузова (1939); "Человек с ружьём" (1940) и др. В 1944 сов.
 общественность отметила 100-летие К. д. т. юбилейным спектаклем "Козьма
 Минин Сухорук" Островского (реж. Михайлов).
  Т-р поставил все пьесы А. Н. Островского, а также "Зыковы" (1923,
 1941), "Последние", "Варвары" (обе в 1938), "Враги" (1956), "Дети
 солнца" (1957);
  "Вишнёвый сад" (1935), "Иванов" (1947), "Дядя Ваня" (1950), "Чайка"
 (1960) Чехова, "Ромео и Джульетта" Шекспира (1937) и др.
  В 1951 в содружестве с В. Лебедевым т-р создал спектакль "Островский"
 - о жизни и деятельности выдающегося драматурга, в 1962 пост. пьесу
 местного драматурга П. Стогова "Финал" (В. И. Ленин - Астафьев; была
 показана в 1962 в Кремлёвском т-ре). В К. д. т. работали актёры: Б. А.
 Бабочкин, Ф. Г. Корчагин, В. С. Нельский, И. Н. Певцов и др.
  В труппе т-ра (1963) - нар. арт. РСФСР С. В. Астафьев, засл. арт.
 РСФСР В. С. Макасеев, Ж. В. Виль-бушевич, К. И. Гулин, В. М. Ярчевский,
 засл. арт. УССР П. А. Литвиненко, артисты И. В. Абрамов, Н. И.
 Богданова, Н. А. Стремова, Е. М. Рокотова и др. Гл. реж. т-ра (с 1962)
 А. С. Разинкин.
  Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:
  Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М.,
 1954. Л. Ним.
  КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ (от итал. costume, собственно-обычай) - одежда,
 обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, используемые актером
 для характеристики создаваемого им сценич. образа. Необходимое
 дополнение к К. т.- грим и причёска. К. т. помогает актёру найти внешний
 облик персонажа, раскрыть внутр. мир сценич. героя, определяет историч.,
 социально-экономич. и нац. характеристику среды, в к-рой происходит
 действие, создаёт (вместе с остальными компонентами оформления)
 зрительный образ спектакля. Цвет К. т. должен быть тесно связан с общим
 колористич. решением представления. К. т. составляет целую область
 творчества театр. художника, воплощающего в костюмах огромный мир
 образов - остро социальных, сати-рич., гротесковых, трагич. и т. п.
  Процесс создания К. т. от эскиза до сценич. воплощения состоит из
 нескольких этапов: 1)выбор материалов, из к-рых будет изготовлен К. т.;
 2) подбор образчиков для окраски материалов; 3) поиски линии:
 изготовление патронок из др. мате риалов у наколка материала на манекен
 (или на актёра);
  4) проверка К. т. на сцене в разл. освещении; 5) т. н. "обживание"
 костюма актёром.
  История возникновения К. т. восходит к первобытному обществу. В играх
 и обрядах, к-рыми древний человек откликался на различные события своей
 жизни, большое значение имели причёска, грим-раскраска, ритуальные
 костюмы; в них первобытные люди вкладывали много выдумки и своеобразного
 вкуса. Иногда эти костюмы были фантастическими, в иных случаях
 напоминали животных, птиц или зверей. С древних времён существуют К. т.
 в классич. т-ре Востока. В Китае, Индии, Японии и др. странах костюмы
 носят условный, символич. характер. Так, напр., в кит. т-ре жёлтый цвет
 костюма означает принадлежность к императорской фамилии, в К. т. чёрных
 и зелёных цветов одеты исполнители ролей чиновников и феодалов; в кит.
 клаесич. опере флажки за спиной воина указывают на количество его
 полков, чёрный платок на лице символизирует смерть сценич. персонажа, и
 т. п. Яркость, богатство красок, великолепие материалов делают К. т. в
 вост. т-ре одним из осн. украшений представления. Как правило, К. т.
 создаются для определённого спектакля, того или иного актёра; существуют
 также закреплённые традицией наборы К. т., которыми пользуются все
 труппы независимо от репертуара. К. т. в европейском театре впервые
 появился в Древней Греции; он повторял в основном бытовой костюм древних
 греков, но в него были внесены различные условные детали, помогавшие
 зрителю не только понять, но и лучше увидеть, что происходит на сцене
 (театр. сооружения были огромных размеров). Каждый костюм имел особый
 цвет (напр., костюм царя - пурпурный или шафранно-жёлтый), актёры носили
 маски, хорошо видные издали, и обувь на высоких подставках - котурнах. В
 эпоху феодализма иск-во т-ра продолжало жить в жизнерадостных,
 злободневных, остроумных представлениях бродячих актёров-гистрионов.
 Костюм гистрионов (так же как и у рус. скоморохов) был близок к совр. им
 костюму городской бедноты, но украшен яркими лоскутами, шуточными
 деталями. Из представлений возникшего в этот период религиозного т-ра
 наибольшим успехом пользовалась мистерия, постановки к-рой обставлялись
 особенно пышно. Яркой красочностью отличалось предшествующее показу
 мистерии шествие ряженых в различных костюмах и гримах (фантастич.
 персонажи сказок и мифов, всевозможные животные и др.). Гл. требование,
 предъявляемое к костюму в мистерии,- богатство и нарядность (независимо
 от исполняемой роли). Костюм отличался условностью: святые были в белом,

<< Пред.           стр. 409 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу