<< Пред.           стр. 41 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 дворе д'Эсте. В течение мн. лет был организатором придворных спектаклей
 и празднеств, с 1528-директор дворцового т-ра. Рыцарская поэма А.
 "Неистовый Роланд" (1516-32) многократно разрабатывалась в драматич. и
 оперно-балетном т-ре различных стран. Комедия "Шкатулка" (1508),
 представлявшая подражание Плавту и Теренцию, положила начало жанру
 "учёной комедии". В
  1509 А. написал пьесу "Подменённые" на сюжет из итальянской жизни.
 Эта пьеса отличалась яркой антиаскетической направленностью,
 жизнерадостностью, дерзкой непочтительностью к религии (пост. при дворе
 папы Льва X, отличавшегося либерализмом, в 1519). Комедия "Чернокнижник"
 (1520, пост. 1528) высмеивает веру в магию, распространённую в
 аристократическом обществе эпохи Возрождения. Комедия "Студенты", над
 к-рой А. работал в 1518-19, осталась незаконченной и была дописана и
 опубл. его братом Габриеле под назв. "Школьная жизнь". Последняя комедия
 А. -"Сводня" (1528), изображает распущенность совр. поэту нравов. В
 комедиях "Чернокнижник", "Студенты" и "Сводня" имеются реалистич. сцены,
 обличающие продажных судей, злоупотребления чиновников и т. д. Они
 написаны стихами (для большего приближения к древнерим. комедии). С той
 же целью А. переложил (в 1528-31) на стихи и свои ранние комедии.
 Творчество А. способствовало развитию итал. нац. комедии в двух
 направлениях: сатирическом, представленном Н. Макиавелли, II. Ape-тино и
 Дж. Бруно, и развлекательном, представленном Биббиеной и большинством
 комедиографов 2-й пол. 16 в. На рус. яз. комедии А. не были переведены.
  Лит.: ГаспариА., История итальянской литературы, пер. К. Бальмонта,
 т. 2, M., 1897; Bertoni G-., Lodovico Ariosto, profilo, Roma, 1925;
 Scolari A., Lodovico Ariosto, Firenze, 1930; D'Ancona A., Origini del
 teatro italiano, v. 2, Torino, 1891; S a n e s i I., La Corn dia (Storia
 dei generi letterari, serie del Vallardi), v. 1, Mil., l ll:Apollonio
 M., Storia del teatro italiano, v. 2, Firenze 19 6. С. Мок.
  АРЙПОВА, Латофат (р. 1917) -таджикская советская танцовщица. Нар.
 арт. Тадж. ССР (1947). Выступала в самодеятельности, с 1934 -актриса
 Тадж. т-ра в Канибадаме. С 1940 работает в Тадж. филармонии; в
 программах тадж. Ансамбля песни и пляски исполняет нац. танцы
 ("Шелкопряд", "Сборщица хлопка"), воссоздающие образ трудолюбивой
 таджикской девушки. Я. Н.
  АРЙСТИЯ (Aristia), Константин (1800, Константинополь,- 18. IV. 1880,
 Бухарест) - румынский и греческий писатель (переводчик Гомера и Плутарха
 на рум. язык), драматург и критик, один из основоположников румынского
 т-ра. А. обучался в Греч. академии в Бухаресте. В 1817 вместе с др.
 учениками академии принимал участие в любительских спектаклях,
 организованных при княжеском дворе. В 20-х гг. 19 в. А. уехал в Париж
 обучаться драматич. искусству у Ф. Ж. Тальма. По возвращении на родину
 А. вскоре сблизился с рум. и греч. борцами за нац. независимость, вошёл
 в тайное общество, боровшееся против турецкого ига (вместе с др.
 участниками этого об-ва ставил спектакли на румынском и греч. яз.). В
 Колледже св. Саввы, где А. читал курс драматич. литературы, он поставил
 с учащимися сцены из "Амфитриона" Мольера, "Альзиры" Вольтера, "Брута" и
 "Ореста" Альфьери и др. В 1835-36 А.- преподаватель декламации и
 режиссёр театр. школы при "Филармоническом обществе" в Бухаресте. Здесь
 он пост. в собств. переводе ва рум. яз. "Брак поневоле" Мольера,
 "Альзира" Вольтера, "Саула" Альфьери (А. исполнял роль Саула). В 1837
 для открытия румынского т-ра в Бухаресте А. пост. водевиль Э.
 Радуле-ску-"Румынский праздник". В 1840 А. уехал в Афины, где создал
 "Филодраматиче-ское общество". В Греции А. написал тираноборческую
 трагедию "Гармодий и Аристогитон", пост. с любителями спектакль
 "Аристо-дема" Монти. Здесь же он опубликовал "манифест", в котором
 требовал создания национального т-ра - общественной трибуны нации.
 Вернувшись в Бухарест, А. принимал участие в революции 1848 в Валахии.
 После её поражения был арестован турками и выслан во Францию. А. вновь
 вернулся в Бухарест в 1856. Здесь он был избран членом "Руководящего
 комитета Национального т-ра" и директором этого т-ра. Занимался
 педагогич. и лит. деятельностью (перев. "Илиаду" Гомера на рум. яз.).
  Лит.: Alterscuy. si Tornea F., Teatrul National "J. L. Garagiale",
 Buc., 1955; "Аджерпресс", Информац. бюллетень, 1955, 25. IV, .?? 540;
 "Informatia Bucurestiului". Anul II, 1955, 5. V, ј 12. Я. Р.
  АРИСТОВ, Василий Михайлович [р. 17(29). I. 1898] - русский советский
 актёр и режиссёр. Нар. артист УССР (1946). Член КПСС с 1940. Сценическую
 деятельность начал в 1913 в моек. Сергиевском нар. доме. В 1923 - 33 -
 актёр (один из основоположников) т-ра МОСПС. С 1936 - в Харьковском рус.
 т-ре, где начал выступать и как режиссёр. Роли в этом т-ре: Шадрин
 ("Человек с ружьём"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Бессеменов
 ("Мещане"), Мурзавецкий ("Волки и овцы") и др. Образы, созданные А.,
 отличаются глубиной анализа, чёткостью сценич. характеристики. В
 режиссёрских работах А. стремится к ансамблю, острым мизансценам. Пост.
 спектакли: "Беспокойная старость" (1937); "Бронепоезд 14-69" (1951);
 "Горячее сердце" Островского (1951); "Ученик дьявола" Шоу (1958).
 Снимался в кино. С 1930 ведёт педагогич. работу.
  АРИСТОД‚М (???????????)'(1 в. до н. э.) - древнегреческий
 актёр-трагик. Род. в г. Метапонте. Жил в Афинах, где получил право
 гражданства и пользовался большим уважением и влиянием. Во время войны
 Афин с Македонией был выбран в посольскую коллегию для переговоров и
 заключения мира с Филиппом II. Этот факт свидетельствует о высоком
 общественном положении актёра в Др. Греции. С. А.
  "АРИСТОКРАТЫ" - коме дия Н. Погодина (о перевоспитании преступников в
 процессе труда на строительстве Беломорского канала). Соч. 1934. Пост.
 17 янв. 1935 в Реалистическом т-ре им. Красной Пресни в Москве (реж.
 Охлопков,худ. Кноблок, Гицевич и Корецкий, композитор Голу-бенцев;
 Начальник - Новиков, Громов - Абрикосов, Костя-капитан -Аржанов, Сонька
 - Беленькая). В 1957 спектакль был возобновлён в Моск. т-ре им.
 Маяковского (режиссёр, художники, композитор, исполнитель роли
 Кости-капитана - те же;
  Начальник - Ханов, Громов - Самойлов, Сонька - Карпова). 6 мая 1935
 "А." пост. в Т-ре им. Вахтангова (во время гастролей в Ленинграде) (реж.
 Захава, худ. Рындин, композитор Шапорин; Начальник - Глазунов, Громов -
 Миронов, Костя-капитан - Р. Симонов, Сонька - Алексеева).
  "А." ставили многие т-ры СССР: в 1935 - Куйбышевский ????,
 Новосибирский "Красный факел", Ленингр. Большой драм. т-р,
 Сталинградский т-р, Казанский Большой драм. т-р, Белорусский ????
 (Минск) и др.; в 1936 - Т-р им. Камала (Казань), т-р арм. драмы
 (Тбилиси), Бакинский русский т-р, Воронежский т-р и др.; в 1938 -
 Ереванский т-р рус. драмы и др. "А." шли также за рубежом: в т-ре "Д-34"
 (Прага), т-ре "Юнити" (Лондон), в Нац. т-ре в Осло, в ряде т-ров
 Болгарии, Китая и др. Пьеса переведена на англ., нем., норв., чешек.,
 болг., кит. и др. яз.
  Издания. - Первая публикация "А."-"на правах руко-писих
 (стеклографич.), М., Цедрам, 1934. Первое типографское издание - М.,
 Гослитиздат, 1935. Из последующих изд.:
  "Пьесы советских писателей", т. 4, М., 1954. А.Шн.
  АРИСТОТЕЛЬ (???????????) (384-322 до н. э.) - древнегреческий
 философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое
 значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии" ("Поэтика").
 Это сочинение (дошло до нас не полностью и в плохой сохранности)
 является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера
 до совр. А. драматургов. Основой художеств. творчества А. считал
 подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению
 знаний, т. о. признавая познавательное значение иск-ва. Объектом
 изображения в поэзии служат, по А., действия людей; при этом художник
 воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы
 случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах "Поэтики"
 уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А. характеризует как "подражание
 действию важному и законченному, имеющему определенный объем,
 [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно
 украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем
 сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).
 Развивая эти положения, А. основой трагедии считал фабулу - состав
 происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение
 характеров является, по А., производным от фабулы; благодаря участию
 различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее
 лицо будет обладать определённым характером, если в речи или действии
 обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из к-рых не
 ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не
 способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса А.
 отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера
 человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже
 сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию к-рых и
 способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства
 действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося
 соразмерностью и строго продуманным порядком отд. частей произведения.
 Однако А. не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по
 объёму он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения
 [фабулы]". А. рассматривал в "Поэтике" различные возможности построения
 трагедии и используемые для этого приёмы (перипетия, узнавание), а также
 стилистич. средства, присущие поэтич. речи вообще. Большую ценность
 представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных
 театр. жанров - трагедии и комедии. "Поэтика" А. оказала большое влияние
 на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под её воздействием были
 написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля (1663)
 и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значит, степени догматизировавшая отд.
 положения А. в духе франц. классицизма. Горячим поклонником "Поэтики",
 толковавшим её с позиций просветительства, был Г. Э. Лес-синг
 ("Гамбургская драматургия", 1767). В России эстетич. идеи А.
 пропагандировали В. К. Тредиаков-ский ("Мнение о начале поэзии", 1752),
 С. П. Шевырёв ("Теория поэзии в историческом развитии...", 1836).
 Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил Н. Г. Чернышевский ("О
 поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).
  Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад" ского, Л., 1927; Об
 искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии
 Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: ГоловняВ. В., "Поэтика" Аристотеля о
 сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник института истории
 искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.
  АРИСТОФАН (???????????) (ок. 446-385 до н. э.) - древнегреческий
 драматург. Выдающийся представитель афинской комедии 5 в. до н. э.
 Творчество А. отличалось острой общественно-политич. направленностью.
 Написал ок. 40 комедий, из к-рых сохранилось 11. Деятельность А., начало
 к-рой относится к 427 до н. э., проходила в годы Пелопоннесской войны
 (431-404 до н. э.) и последовавшего за ней ослабления Афин. Выражая
 интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде
 коме-цнй ("Ахарняне", 425 до н. э.; "Мир", 421 до н. э.;
  "Лисистрата", 411 до н. э.) подвергал резкой критике зачинщиков
 войны, ввергающих в неё ради собственной наживы государства Греции.
 Одновременно А. затрагивал вопрос о судьбах афинской демократии.
 Наиболее значительна комедия "Всадники" (424 до н. э.), где в образе
 раба-кожевника, сумевшего мелкой лестью завоевать расположение
 поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщённый тип хитрого
 и алчного демагога, использующего в низменных целях доверие народа.
 Лицемерных "вождей" из богатой рабовладельческой верхушки А. обличал в
 комедии "Осы" (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих
 комедиях А. подвергал критике также новые идейные и эстетич. течения,
 подрывавшие традиц. моральные устои афинской демократии. В комедии
 "Облака" (423 до н. э.) новую модную философию олицетворяет Сократ; в
 комедии "Женщины на празднике фесмофо-рий" (411 до н. э.) высмеивались
 основные принципы и художеств. приёмы драматургии Еврипида. Комедия
 "Лягушки" (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. лит-ры произв.,
 затрагивающим вопросы эстетич. критики. В этой комедии А. изобразил
 происходящий в подземном царстве спор о первенстве между Эсхилом и
 Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу как поэту эпохи укрепления
 афинского демокра-тич. гос-ва. Ориентация А. на минувшие времена
 расцвета "крестьянской демократии" свидетельствует о близости его
 воззрений к патриархальным представлениям аттич. земледельцев и
 определяет утопизм его идеалов, отчётливо выявленный в комедии
 "Богатством ("Плутос", 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны
 комедии "Птицы" (414 до н. э.) и "Женщины в народном собрании" (392 до
 н. э.).
  Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых
 сценок с песнями хора, к-рый одновременно является и активным участником
 действия и исполнителем партий, не связанных с содержанием комедии,
 обращённых непосредственно к зрителю (т. н. парабаза). Комич. эффект
 часто достигается свободным переходом сюжета от действительности к
 фантастике или смешением реальных жизненных отношений. А. широко
 использует методы гиперболы, материализации отвлечённых понятий, комич.
 переосмысления словесного образа.
  Мотивы комедий А. использованы в ряде произведений лит-ры нового
 времени. Среди них: "Сутяги" Расина (1668), обработка "Птиц",
 осуществлённая И. В. Гёте для Веймарского т-ра (1780), пьеса Л.
 Фейхтвангера "Крестьянин и полководец" (1917, Потсдамский т-р - 1955).
 Начиная с 18 в. большое внимание в лит-ре уделялось развитию традиций
 творчества А., понимаемых как образец служения иск-ва задачам обществ,
 борьбы. В оценках Филдинга, Гейне, Рол-лана, Гоголя, Белинского,
 Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения
  Из произв. А. чаще других ставились в различных странах комедии
 "Богатство"; "Лисистрата" (М. Рейн-хардт-в Берлине, 1908, В. И.
 Немирович-Данченко- в Муз. студии МХАТ, 1923, С. Э. Радлов - в
 Петрограде, 1924).
  С о ч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А.
 Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, M., 1954.
  Лит.: Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Ярхо В., Аристофан, М.,
 1954; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957. В. Я.
  АРИЯ (итал. aria, осн. значение - воздух) - законченный по построению
 эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом с
 сопровождением оркестра. В драматургич. развитии оперы А. занимает
 место, соответствующее монологу в драме, но применяется гораздо чаще;
 обычно каждое из осн. действующих лиц оперы (частично и из
 второстепенных) имеет одну или несколько А. Как правило, А. отличается
 широкой распевностью; часто ей предшествует речитатив. Разновидности
 А.ариетта, ариозо, каватина и др. Трёхчастная А., в к-рой 3-я часть
 является повторением 1-й, наз. А. да капо. Существуют А. и как
 самостоят, концертные пьесы (написанные обычно в характере оперной А.).
 А. наз. также нек-рые инструмент, пьесы певучего характера.
  АРКА ПОРТАЛЬНАЯ (от лат. arcus, букв. - лук) (портальное зеркало) -
 основная часть конструктивного оформления современной сцены. Состоит из:
 а) архитектурной арки - проёма в капитальной стене, отделяющего сцену от
 зрительного зала и имеющего обычно постоянное художеств. оформление и
 постоянную величину раскрытия; б) игровой портальной арки, раскрытие и
 оформление к-рой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места
 действия. По своим размерам игровая портальная арка обычно меньше
 архитектурной и составляется либо из комплекта портальных кулис и
 падуги, либо из подвижных портальных башен (см. Башни портальные) и
 мостика. Все осн. размеры сцены и зрительного зала рассчитываются в
 соответствии с размерами А. п. Вл. Б.
  АРКАДИИ, Иван Иванович (1878-1942) - русский советский актёр. Засл.
 деят. иск. РСФСР (1935). Сценич. деятельность начал в 1908 в Передвижном
 драм. т-ре П. П. Гайдебурова. 1-я роль - Павлин ("Волки и овцы"). В
 1914-38 работал в моек. Камерном т-ре. Актёр преим. комедийный, порой
 буфонный, А. обладал большим обаянием, юмором. Его игра отличалась
 искренностью, простотой, задушевной мягкостью, достигая подчас и трагич.
 звучания. Среди ролей А.: премьер-министр Кала-Базас ("День и ночь"
 Лекока), Росетти ("Сирокко" по Соболю), Терамен ("Федра" Расина), Ирод
 ("Саломея" Уайльда), Силен ("Фамира Кифаред" Анненского), Принц
 Бульонский ("Адриенна Лекуврёр" Скриба и Легуве) и др. С 1938 А. был
 актёром Гос. центр. ТЮЗа; исполнял роли:
  Фамусова ("Горе от ума"), Дьяка ("Михайло Ломоносов" Сизовой),
 профессора Шатрова ("У лукоморья" Дэля) и др. 77. М.
  АРКАДЬЕВ (наст. фам.- К у д e p к о), Аркадий Иванович (р. 7. II.
 1907) - русский советский актёр. Нар. арт. УССР (1951). Сценич.
 деятельность начал в 1925 в Одесском районном т-ре. В 1927-32 - актёр
 Одесского рус. т-ра, в 1932-35 - Днепропетровского рус. т-рэ, с
 1935киевского т-ра Красной Армии (ныне Т-р Прикарпатского воен. округа,
 Львов). Образы, созданные А., отмечены искренностью, обаянием и
 жизненной правдой. Он глубоко раскрывает психологию героев, определяет
 общественную и социальную тему образа, придавая ему чёткую
 характерность.
  Среди ролей А.: Луконин ("Парень из нашего города"), Пеклеванов
 ("Бронепоезд 14-69"), Фучик ("Прага остаётся моей" Бураковского, Ст. пр.
 1952), Кудряш ("Гроза") и др. А. выступает и как режиссёр.
  Пост. пьесы: "Песня о черноморцах" Лавренёва (1954), "Порт-Артур"
 Степанова и Попова (195), "Кряжевы" Лаврентьева (1955) и др. Снимался в
 кино. С. 3.
  АРКАДЬЕВ (наст. фам.- Григорьев), Аркадий Никанорович [р. 4(16). III.
 1888] - русский советский актёр. Сценич. деятельность начал в 1907 в
 Хабаровске. Играл в т-рах Екатеринбурга (антреприза П. М. Медведева,
 1912, 1913, 1914), Самары (1919, 1920, 1935, 1936), Баку, Новосибирска
 (т-р "Красный факел", 1937-38, 1942-43, 1944), Горького, Владивостока и
 др. городов. В 1933-35 и в 1955-57- в Смоленском т-ре. Обладая большим
 сценич. темпераментом, блестящей техникой, А. исполнял преим.
 герои-ко-романтич. роли. Создал образы Отелло, короля Лира, Арбенина,
 Сатина, Несчастливцева, Городничего; Тетерева ("Мещане"), Кутузова ("По
 старой Смоленской дороге" по Рыленкову) и др. Выступал также как
 режиссёр.
  АРКАДЬЕВ, Иван Петрович [7(19).1.1872-30.XII. 1946] - русский
 советский дирижёр, скрипач, педагог, муз.-обществ, деятель. В 1893
 окончил Петерб. консерваторию. Дирижёрскую деятельность начал в 1896 в
 Петербурге в оперном т-ре Кононова. С открытием Народного дома (1910) А.
 в течение 15 лет был бессменным дирижёром оперных спектаклей. В
 спектаклях под управлением А. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А.
 В. Нежданова и др. В 1917-19 был муз. руководителем и дирижёром
 оперно-драма-тич. Союза артистов в Пятигорске; в 1920-23 дирижировал
 оперными спектаклями в т-ре Сибирякова в Одессе. С 1923 работал в
 Петрограде, где вёл работу в области рабочей муз. самодеятельности.
 Пост. в опер-но-хоровом коллективе ленингр. з-да "Красный треугольник"
 оперы "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Кармен", "Тихий Дон" и др. Был
 профессором Одесской консерватории.
  АРКАНОВ (наст. фам.- Л и з у н о в), Вениамин Павлович [р. 24. II (9.
 III). 1905] - русский советский артист оперы (бас) и педагог. Нар. арт.
 РСФСР (1955). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию. Артистич.
 деятельность начал в 1927 в Ленингр. т-ре оперы и балета. Работал в
 оперных т-рах различных городов. С 1944 А.- солист Новосибирского т-ра
 оперы и балета. Партии: Руслан, Мельник, Борис Годунов, Галицкий;
 Мефистофель ("Фауст"), Виборах ("Банк Бан" Эркеля) и др. Преподаёт в
 консерватория (Новосибирск). Е. X.
  АРКАС, Николай Николаевич (7. I. 1853-23. III. 1909) - украинский

<< Пред.           стр. 41 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу