<< Пред. стр. 41 (из 913) След. >>
дворе д'Эсте. В течение мн. лет был организатором придворных спектаклейи празднеств, с 1528-директор дворцового т-ра. Рыцарская поэма А.
"Неистовый Роланд" (1516-32) многократно разрабатывалась в драматич. и
оперно-балетном т-ре различных стран. Комедия "Шкатулка" (1508),
представлявшая подражание Плавту и Теренцию, положила начало жанру
"учёной комедии". В
1509 А. написал пьесу "Подменённые" на сюжет из итальянской жизни.
Эта пьеса отличалась яркой антиаскетической направленностью,
жизнерадостностью, дерзкой непочтительностью к религии (пост. при дворе
папы Льва X, отличавшегося либерализмом, в 1519). Комедия "Чернокнижник"
(1520, пост. 1528) высмеивает веру в магию, распространённую в
аристократическом обществе эпохи Возрождения. Комедия "Студенты", над
к-рой А. работал в 1518-19, осталась незаконченной и была дописана и
опубл. его братом Габриеле под назв. "Школьная жизнь". Последняя комедия
А. -"Сводня" (1528), изображает распущенность совр. поэту нравов. В
комедиях "Чернокнижник", "Студенты" и "Сводня" имеются реалистич. сцены,
обличающие продажных судей, злоупотребления чиновников и т. д. Они
написаны стихами (для большего приближения к древнерим. комедии). С той
же целью А. переложил (в 1528-31) на стихи и свои ранние комедии.
Творчество А. способствовало развитию итал. нац. комедии в двух
направлениях: сатирическом, представленном Н. Макиавелли, II. Ape-тино и
Дж. Бруно, и развлекательном, представленном Биббиеной и большинством
комедиографов 2-й пол. 16 в. На рус. яз. комедии А. не были переведены.
Лит.: ГаспариА., История итальянской литературы, пер. К. Бальмонта,
т. 2, M., 1897; Bertoni G-., Lodovico Ariosto, profilo, Roma, 1925;
Scolari A., Lodovico Ariosto, Firenze, 1930; D'Ancona A., Origini del
teatro italiano, v. 2, Torino, 1891; S a n e s i I., La Corn dia (Storia
dei generi letterari, serie del Vallardi), v. 1, Mil., l ll:Apollonio
M., Storia del teatro italiano, v. 2, Firenze 19 6. С. Мок.
АРЙПОВА, Латофат (р. 1917) -таджикская советская танцовщица. Нар.
арт. Тадж. ССР (1947). Выступала в самодеятельности, с 1934 -актриса
Тадж. т-ра в Канибадаме. С 1940 работает в Тадж. филармонии; в
программах тадж. Ансамбля песни и пляски исполняет нац. танцы
("Шелкопряд", "Сборщица хлопка"), воссоздающие образ трудолюбивой
таджикской девушки. Я. Н.
АРЙСТИЯ (Aristia), Константин (1800, Константинополь,- 18. IV. 1880,
Бухарест) - румынский и греческий писатель (переводчик Гомера и Плутарха
на рум. язык), драматург и критик, один из основоположников румынского
т-ра. А. обучался в Греч. академии в Бухаресте. В 1817 вместе с др.
учениками академии принимал участие в любительских спектаклях,
организованных при княжеском дворе. В 20-х гг. 19 в. А. уехал в Париж
обучаться драматич. искусству у Ф. Ж. Тальма. По возвращении на родину
А. вскоре сблизился с рум. и греч. борцами за нац. независимость, вошёл
в тайное общество, боровшееся против турецкого ига (вместе с др.
участниками этого об-ва ставил спектакли на румынском и греч. яз.). В
Колледже св. Саввы, где А. читал курс драматич. литературы, он поставил
с учащимися сцены из "Амфитриона" Мольера, "Альзиры" Вольтера, "Брута" и
"Ореста" Альфьери и др. В 1835-36 А.- преподаватель декламации и
режиссёр театр. школы при "Филармоническом обществе" в Бухаресте. Здесь
он пост. в собств. переводе ва рум. яз. "Брак поневоле" Мольера,
"Альзира" Вольтера, "Саула" Альфьери (А. исполнял роль Саула). В 1837
для открытия румынского т-ра в Бухаресте А. пост. водевиль Э.
Радуле-ску-"Румынский праздник". В 1840 А. уехал в Афины, где создал
"Филодраматиче-ское общество". В Греции А. написал тираноборческую
трагедию "Гармодий и Аристогитон", пост. с любителями спектакль
"Аристо-дема" Монти. Здесь же он опубликовал "манифест", в котором
требовал создания национального т-ра - общественной трибуны нации.
Вернувшись в Бухарест, А. принимал участие в революции 1848 в Валахии.
После её поражения был арестован турками и выслан во Францию. А. вновь
вернулся в Бухарест в 1856. Здесь он был избран членом "Руководящего
комитета Национального т-ра" и директором этого т-ра. Занимался
педагогич. и лит. деятельностью (перев. "Илиаду" Гомера на рум. яз.).
Лит.: Alterscuy. si Tornea F., Teatrul National "J. L. Garagiale",
Buc., 1955; "Аджерпресс", Информац. бюллетень, 1955, 25. IV, .?? 540;
"Informatia Bucurestiului". Anul II, 1955, 5. V, ј 12. Я. Р.
АРИСТОВ, Василий Михайлович [р. 17(29). I. 1898] - русский советский
актёр и режиссёр. Нар. артист УССР (1946). Член КПСС с 1940. Сценическую
деятельность начал в 1913 в моек. Сергиевском нар. доме. В 1923 - 33 -
актёр (один из основоположников) т-ра МОСПС. С 1936 - в Харьковском рус.
т-ре, где начал выступать и как режиссёр. Роли в этом т-ре: Шадрин
("Человек с ружьём"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Бессеменов
("Мещане"), Мурзавецкий ("Волки и овцы") и др. Образы, созданные А.,
отличаются глубиной анализа, чёткостью сценич. характеристики. В
режиссёрских работах А. стремится к ансамблю, острым мизансценам. Пост.
спектакли: "Беспокойная старость" (1937); "Бронепоезд 14-69" (1951);
"Горячее сердце" Островского (1951); "Ученик дьявола" Шоу (1958).
Снимался в кино. С 1930 ведёт педагогич. работу.
АРИСТОД‚М (???????????)'(1 в. до н. э.) - древнегреческий
актёр-трагик. Род. в г. Метапонте. Жил в Афинах, где получил право
гражданства и пользовался большим уважением и влиянием. Во время войны
Афин с Македонией был выбран в посольскую коллегию для переговоров и
заключения мира с Филиппом II. Этот факт свидетельствует о высоком
общественном положении актёра в Др. Греции. С. А.
"АРИСТОКРАТЫ" - коме дия Н. Погодина (о перевоспитании преступников в
процессе труда на строительстве Беломорского канала). Соч. 1934. Пост.
17 янв. 1935 в Реалистическом т-ре им. Красной Пресни в Москве (реж.
Охлопков,худ. Кноблок, Гицевич и Корецкий, композитор Голу-бенцев;
Начальник - Новиков, Громов - Абрикосов, Костя-капитан -Аржанов, Сонька
- Беленькая). В 1957 спектакль был возобновлён в Моск. т-ре им.
Маяковского (режиссёр, художники, композитор, исполнитель роли
Кости-капитана - те же;
Начальник - Ханов, Громов - Самойлов, Сонька - Карпова). 6 мая 1935
"А." пост. в Т-ре им. Вахтангова (во время гастролей в Ленинграде) (реж.
Захава, худ. Рындин, композитор Шапорин; Начальник - Глазунов, Громов -
Миронов, Костя-капитан - Р. Симонов, Сонька - Алексеева).
"А." ставили многие т-ры СССР: в 1935 - Куйбышевский ????,
Новосибирский "Красный факел", Ленингр. Большой драм. т-р,
Сталинградский т-р, Казанский Большой драм. т-р, Белорусский ????
(Минск) и др.; в 1936 - Т-р им. Камала (Казань), т-р арм. драмы
(Тбилиси), Бакинский русский т-р, Воронежский т-р и др.; в 1938 -
Ереванский т-р рус. драмы и др. "А." шли также за рубежом: в т-ре "Д-34"
(Прага), т-ре "Юнити" (Лондон), в Нац. т-ре в Осло, в ряде т-ров
Болгарии, Китая и др. Пьеса переведена на англ., нем., норв., чешек.,
болг., кит. и др. яз.
Издания. - Первая публикация "А."-"на правах руко-писих
(стеклографич.), М., Цедрам, 1934. Первое типографское издание - М.,
Гослитиздат, 1935. Из последующих изд.:
"Пьесы советских писателей", т. 4, М., 1954. А.Шн.
АРИСТОТЕЛЬ (???????????) (384-322 до н. э.) - древнегреческий
философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое
значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии" ("Поэтика").
Это сочинение (дошло до нас не полностью и в плохой сохранности)
является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера
до совр. А. драматургов. Основой художеств. творчества А. считал
подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению
знаний, т. о. признавая познавательное значение иск-ва. Объектом
изображения в поэзии служат, по А., действия людей; при этом художник
воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы
случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах "Поэтики"
уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А. характеризует как "подражание
действию важному и законченному, имеющему определенный объем,
[подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно
украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем
сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).
Развивая эти положения, А. основой трагедии считал фабулу - состав
происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение
характеров является, по А., производным от фабулы; благодаря участию
различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее
лицо будет обладать определённым характером, если в речи или действии
обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из к-рых не
ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не
способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса А.
отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера
человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже
сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию к-рых и
способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства
действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося
соразмерностью и строго продуманным порядком отд. частей произведения.
Однако А. не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по
объёму он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения
[фабулы]". А. рассматривал в "Поэтике" различные возможности построения
трагедии и используемые для этого приёмы (перипетия, узнавание), а также
стилистич. средства, присущие поэтич. речи вообще. Большую ценность
представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных
театр. жанров - трагедии и комедии. "Поэтика" А. оказала большое влияние
на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под её воздействием были
написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля (1663)
и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значит, степени догматизировавшая отд.
положения А. в духе франц. классицизма. Горячим поклонником "Поэтики",
толковавшим её с позиций просветительства, был Г. Э. Лес-синг
("Гамбургская драматургия", 1767). В России эстетич. идеи А.
пропагандировали В. К. Тредиаков-ский ("Мнение о начале поэзии", 1752),
С. П. Шевырёв ("Теория поэзии в историческом развитии...", 1836).
Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил Н. Г. Чернышевский ("О
поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).
Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад" ского, Л., 1927; Об
искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии
Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: ГоловняВ. В., "Поэтика" Аристотеля о
сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник института истории
искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.
АРИСТОФАН (???????????) (ок. 446-385 до н. э.) - древнегреческий
драматург. Выдающийся представитель афинской комедии 5 в. до н. э.
Творчество А. отличалось острой общественно-политич. направленностью.
Написал ок. 40 комедий, из к-рых сохранилось 11. Деятельность А., начало
к-рой относится к 427 до н. э., проходила в годы Пелопоннесской войны
(431-404 до н. э.) и последовавшего за ней ослабления Афин. Выражая
интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде
коме-цнй ("Ахарняне", 425 до н. э.; "Мир", 421 до н. э.;
"Лисистрата", 411 до н. э.) подвергал резкой критике зачинщиков
войны, ввергающих в неё ради собственной наживы государства Греции.
Одновременно А. затрагивал вопрос о судьбах афинской демократии.
Наиболее значительна комедия "Всадники" (424 до н. э.), где в образе
раба-кожевника, сумевшего мелкой лестью завоевать расположение
поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщённый тип хитрого
и алчного демагога, использующего в низменных целях доверие народа.
Лицемерных "вождей" из богатой рабовладельческой верхушки А. обличал в
комедии "Осы" (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих
комедиях А. подвергал критике также новые идейные и эстетич. течения,
подрывавшие традиц. моральные устои афинской демократии. В комедии
"Облака" (423 до н. э.) новую модную философию олицетворяет Сократ; в
комедии "Женщины на празднике фесмофо-рий" (411 до н. э.) высмеивались
основные принципы и художеств. приёмы драматургии Еврипида. Комедия
"Лягушки" (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. лит-ры произв.,
затрагивающим вопросы эстетич. критики. В этой комедии А. изобразил
происходящий в подземном царстве спор о первенстве между Эсхилом и
Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу как поэту эпохи укрепления
афинского демокра-тич. гос-ва. Ориентация А. на минувшие времена
расцвета "крестьянской демократии" свидетельствует о близости его
воззрений к патриархальным представлениям аттич. земледельцев и
определяет утопизм его идеалов, отчётливо выявленный в комедии
"Богатством ("Плутос", 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны
комедии "Птицы" (414 до н. э.) и "Женщины в народном собрании" (392 до
н. э.).
Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых
сценок с песнями хора, к-рый одновременно является и активным участником
действия и исполнителем партий, не связанных с содержанием комедии,
обращённых непосредственно к зрителю (т. н. парабаза). Комич. эффект
часто достигается свободным переходом сюжета от действительности к
фантастике или смешением реальных жизненных отношений. А. широко
использует методы гиперболы, материализации отвлечённых понятий, комич.
переосмысления словесного образа.
Мотивы комедий А. использованы в ряде произведений лит-ры нового
времени. Среди них: "Сутяги" Расина (1668), обработка "Птиц",
осуществлённая И. В. Гёте для Веймарского т-ра (1780), пьеса Л.
Фейхтвангера "Крестьянин и полководец" (1917, Потсдамский т-р - 1955).
Начиная с 18 в. большое внимание в лит-ре уделялось развитию традиций
творчества А., понимаемых как образец служения иск-ва задачам обществ,
борьбы. В оценках Филдинга, Гейне, Рол-лана, Гоголя, Белинского,
Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения
Из произв. А. чаще других ставились в различных странах комедии
"Богатство"; "Лисистрата" (М. Рейн-хардт-в Берлине, 1908, В. И.
Немирович-Данченко- в Муз. студии МХАТ, 1923, С. Э. Радлов - в
Петрограде, 1924).
С о ч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А.
Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, M., 1954.
Лит.: Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Ярхо В., Аристофан, М.,
1954; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957. В. Я.
АРИЯ (итал. aria, осн. значение - воздух) - законченный по построению
эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом с
сопровождением оркестра. В драматургич. развитии оперы А. занимает
место, соответствующее монологу в драме, но применяется гораздо чаще;
обычно каждое из осн. действующих лиц оперы (частично и из
второстепенных) имеет одну или несколько А. Как правило, А. отличается
широкой распевностью; часто ей предшествует речитатив. Разновидности
А.ариетта, ариозо, каватина и др. Трёхчастная А., в к-рой 3-я часть
является повторением 1-й, наз. А. да капо. Существуют А. и как
самостоят, концертные пьесы (написанные обычно в характере оперной А.).
А. наз. также нек-рые инструмент, пьесы певучего характера.
АРКА ПОРТАЛЬНАЯ (от лат. arcus, букв. - лук) (портальное зеркало) -
основная часть конструктивного оформления современной сцены. Состоит из:
а) архитектурной арки - проёма в капитальной стене, отделяющего сцену от
зрительного зала и имеющего обычно постоянное художеств. оформление и
постоянную величину раскрытия; б) игровой портальной арки, раскрытие и
оформление к-рой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места
действия. По своим размерам игровая портальная арка обычно меньше
архитектурной и составляется либо из комплекта портальных кулис и
падуги, либо из подвижных портальных башен (см. Башни портальные) и
мостика. Все осн. размеры сцены и зрительного зала рассчитываются в
соответствии с размерами А. п. Вл. Б.
АРКАДИИ, Иван Иванович (1878-1942) - русский советский актёр. Засл.
деят. иск. РСФСР (1935). Сценич. деятельность начал в 1908 в Передвижном
драм. т-ре П. П. Гайдебурова. 1-я роль - Павлин ("Волки и овцы"). В
1914-38 работал в моек. Камерном т-ре. Актёр преим. комедийный, порой
буфонный, А. обладал большим обаянием, юмором. Его игра отличалась
искренностью, простотой, задушевной мягкостью, достигая подчас и трагич.
звучания. Среди ролей А.: премьер-министр Кала-Базас ("День и ночь"
Лекока), Росетти ("Сирокко" по Соболю), Терамен ("Федра" Расина), Ирод
("Саломея" Уайльда), Силен ("Фамира Кифаред" Анненского), Принц
Бульонский ("Адриенна Лекуврёр" Скриба и Легуве) и др. С 1938 А. был
актёром Гос. центр. ТЮЗа; исполнял роли:
Фамусова ("Горе от ума"), Дьяка ("Михайло Ломоносов" Сизовой),
профессора Шатрова ("У лукоморья" Дэля) и др. 77. М.
АРКАДЬЕВ (наст. фам.- К у д e p к о), Аркадий Иванович (р. 7. II.
1907) - русский советский актёр. Нар. арт. УССР (1951). Сценич.
деятельность начал в 1925 в Одесском районном т-ре. В 1927-32 - актёр
Одесского рус. т-ра, в 1932-35 - Днепропетровского рус. т-рэ, с
1935киевского т-ра Красной Армии (ныне Т-р Прикарпатского воен. округа,
Львов). Образы, созданные А., отмечены искренностью, обаянием и
жизненной правдой. Он глубоко раскрывает психологию героев, определяет
общественную и социальную тему образа, придавая ему чёткую
характерность.
Среди ролей А.: Луконин ("Парень из нашего города"), Пеклеванов
("Бронепоезд 14-69"), Фучик ("Прага остаётся моей" Бураковского, Ст. пр.
1952), Кудряш ("Гроза") и др. А. выступает и как режиссёр.
Пост. пьесы: "Песня о черноморцах" Лавренёва (1954), "Порт-Артур"
Степанова и Попова (195), "Кряжевы" Лаврентьева (1955) и др. Снимался в
кино. С. 3.
АРКАДЬЕВ (наст. фам.- Григорьев), Аркадий Никанорович [р. 4(16). III.
1888] - русский советский актёр. Сценич. деятельность начал в 1907 в
Хабаровске. Играл в т-рах Екатеринбурга (антреприза П. М. Медведева,
1912, 1913, 1914), Самары (1919, 1920, 1935, 1936), Баку, Новосибирска
(т-р "Красный факел", 1937-38, 1942-43, 1944), Горького, Владивостока и
др. городов. В 1933-35 и в 1955-57- в Смоленском т-ре. Обладая большим
сценич. темпераментом, блестящей техникой, А. исполнял преим.
герои-ко-романтич. роли. Создал образы Отелло, короля Лира, Арбенина,
Сатина, Несчастливцева, Городничего; Тетерева ("Мещане"), Кутузова ("По
старой Смоленской дороге" по Рыленкову) и др. Выступал также как
режиссёр.
АРКАДЬЕВ, Иван Петрович [7(19).1.1872-30.XII. 1946] - русский
советский дирижёр, скрипач, педагог, муз.-обществ, деятель. В 1893
окончил Петерб. консерваторию. Дирижёрскую деятельность начал в 1896 в
Петербурге в оперном т-ре Кононова. С открытием Народного дома (1910) А.
в течение 15 лет был бессменным дирижёром оперных спектаклей. В
спектаклях под управлением А. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А.
В. Нежданова и др. В 1917-19 был муз. руководителем и дирижёром
оперно-драма-тич. Союза артистов в Пятигорске; в 1920-23 дирижировал
оперными спектаклями в т-ре Сибирякова в Одессе. С 1923 работал в
Петрограде, где вёл работу в области рабочей муз. самодеятельности.
Пост. в опер-но-хоровом коллективе ленингр. з-да "Красный треугольник"
оперы "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Кармен", "Тихий Дон" и др. Был
профессором Одесской консерватории.
АРКАНОВ (наст. фам.- Л и з у н о в), Вениамин Павлович [р. 24. II (9.
III). 1905] - русский советский артист оперы (бас) и педагог. Нар. арт.
РСФСР (1955). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию. Артистич.
деятельность начал в 1927 в Ленингр. т-ре оперы и балета. Работал в
оперных т-рах различных городов. С 1944 А.- солист Новосибирского т-ра
оперы и балета. Партии: Руслан, Мельник, Борис Годунов, Галицкий;
Мефистофель ("Фауст"), Виборах ("Банк Бан" Эркеля) и др. Преподаёт в
консерватория (Новосибирск). Е. X.
АРКАС, Николай Николаевич (7. I. 1853-23. III. 1909) - украинский