<< Пред.           стр. 410 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Христос - с позолоченными волосами, черти - в живописных фантастич.
 костюмах. Значительно скромнее были костюмы исполнителей
 на-зидательно-аллегорич. драм-моралите. В самом живом и прогрессивном
 жанре ср.-век. т-ра-фарсе, содержавшем резкую критику феодального
 общества, появился совр. карикатурный характерный костюм и грим. В эпоху
 Возрождения актёры комедии дель арте средствами костюмировки давали
 остроумную, подчас меткую, злую характеристику своим героям: в К. т.
 обобщались типич. черты учёных-схоластов, озорных слуг и т. д. Во 2-й
 пол. 16 в. в исп. и англ. т-рах актёры выступали в К. т., близких к
 модным аристократич. костюмам или (если этого требовала роль) в
 шутовских нар. костюмах. Во франц. т-ре К. т. повторял традиции ср.-век.
 фарса (напр., знаменитое франц. фарсовое трио - Гро-Гильом,
 Готье-Гаргиль, Тюрлюпен).
  Ведущим жанром во франц. классипистском т-ре нач.17 в. стала
 трагедия, оформление к-рой подчинялось вкусам и идеалам аристократии.
 Актёры трагедии играли в К. т., повторявших придворную бытовую одежду.
 После выступления Людовика XIV в 1662 на версальском празднестве в
 условно-стилизованном, т. н. "римском" костюме (созданном также на
 основе придворного костюма, но снабжённого парчёвой кирасой и короткой
 юбочкой - тоннеле), этот вид К. т. получил большое распространение в
 европ. т-ре, ок. 100 лет являлся одеянием всех трагич. актёров. Женщины
 играли в модных платьях, но более украшенных и расшитых, чем это было
 принято в быту.
  Реалистич. тенденции в области К. т. проявились у Мольера, к-рый при
 постановке своих пьес, пос-вящ. совр. жизни, использовал совр. костюмы
 людей разных сословий. В эпоху Просвещения в Англии актёр Д. Гаррик
 стремился освободить К. т. от вычурности и бессмысленной стилизации. Он
 ввёл костюм, соответствующий исполняемой роли, помогающий раскрытию
 характера героя. В Италии в 18 в. комедиограф К. Гольдони, постепенно
 заменяя в своих пьесах типич. маски комедии дель арте образами реальных
 людей, в то же время сохранил соответствующие костюмы и гримы. Во
 Франции к историч. и этнографической точности костюма на сцене стремился
 Вольтер, к-рого поддержала актриса Клерон. Она повела борьбу против
 условности К. т. трагич. героинь, против фижм, пудреных париков,
 драгоценных украшений и т. п. Ещё дальше дело реформы К. т. в трагедии
 продвинул франц. актёр А. Лекен, к-рый видоизменил стилизованный
 "римский" К. т., отказался от традиционной тоннеле, утвердил на сцене т.
 н. восточный костюм. К. т. для Лекена был средством психологич.
 характеристики образа. Реформатором К. т. в балете была франц. балерина
 М. Салле, заменившая пышный, стесняющий движения балетный костюм более
 простым и лёгким, приблизившая его к античному. Но не встретив понимания
 и поддержки у франц. публики, Салле вынуждена была частично отказаться
 от своих смелых замыслов. Искания Клерон, Салле, Лекена, опередившие
 своё время, сыграли большую роль в развитии К. т. Окончательно порвал со
 старыми традициями величайший актёр эпохи франц. бурж. революции конца
 18 в. Ф. Ж. Тальма. Он ввёл исторически достоверный К. т., портретный
 грим. Костюмы Тальма выполнялись-по эскизам знаменитого франц. художника
 Ж. Л. Давида. В эпоху Просвещения, однако, попытки актёров сделать К. т.
 исторически достоверным не выходили за пределы отдельных исканий.
 Подлинно историч., этнографически точный К. т. появился в 19 в. Уже в
 нач. 19 в. в связи с развитием режиссёрского иск-ва намечается
 стремление связать К. т. с пьесой, с общим режиссёрским замыслом
 постановки. В. Гюго и др. представители романтизма требовали соблюдения
 колорита эпохи в оформлении спектакля (в т. ч. и К. т.).
 Драматурги-романтики принимали непосредственное участие в пост. своих
 пьес, снабжая их собственными эскизами декораций и костюмов, привлекали
 к оформлению спектаклей известных художников. Авторами эскизов костюмов
 в этот период были художники Э. Делакруа, П. Гаварни, П. Деларош, Л. и
 К. Буланже, А. Деве-риа и др. К подлинно историческим К. т. были близки
 Костюмы франц. актрисы Э. Рашель. В английском т-ре исторически точный
 К. т. вводили актёр У. Ч. Макреди, актриса Э. Вестрис. Режиссёры Ф.
 Дингелыптедт в Германии, Ч. Кин, С. Фелпс в Англии и др. стремились в
 спектаклях на историч. сюжеты соблюдать в К. т. точность колорита места
 и действия.
  Значит, влияние на развитие К. т. во 2-й пол. 19 в. оказала
 деятельность нем. Мейнингенского т-ра, спектакли к-рого отличались
 высокой постановочной культурой, историч. точностью костюмов. Однако
 подлинность К. т. приобретала у мейнингенцев самодовлеющее значение.
 Точного воспроизведения социальной среды на сцене требовал Э. Золя. К
 этому же стремились крупнейшие театр. деятели нач. 20 в.- А. Антуан
 (Франция), О. Брам (Германия), принимавшие активное участие в оформлении
 спектаклей, привлекавшие для работы в своих т-рах крупнейших художников.
 Символистский т-р, возникший в 90-х гг. во Франции под лозунгами
 протеста против театр. рутины и натурализма, осуществлял борьбу с
 реалистич. иск-вом. Художники-модернисты создавали упрощённые
 стилизованные декорации и костюмы, уводили т-р от реалистич. изображения
 жизни. Совр. зарубежные театр. художники, работающие над декорациями и
 костюмами к спектаклю, не столько стремятся отразить в них идею пьесы,
 её исторически конкретные черты, сколько создать самостоят. произв.
 театр.-декорац. иск-ва, дать "свободу" своей фантазии. Отсюда
 произвольность, абстрактность оформления мн. совр. спектаклей Запада, их
 разрыв с реальной действительностью. В то же время прогрессивные
 художники совр. зарубежного т-ра создают в оформляемых ими спектаклях
 подлинно реалистич., исторически точные К. т. (спектакли Национального
 Народного т-ра и т-ра "Вьё коломбье" во Франции, шекспировского
 Мемориального т-ра в Англии и др.). Среди крупнейших совр. мастеров К.
 т. за рубежом - Ж. Вертон, К. Берар, Л. Гишиа (Франция), М. Харрис, С.
 Дивайн и Э. Монтгомери (Англия) и др.
  Первый рус. К. т. создали скоморохи. Их костюм повторял одежду
 городских низов и крестьян (кафтаны, рубахи, обыкновенные штаны, лапти)
 и украшался разноцветными кушаками, лоскутами, яркими расшитыми
 колпаками. В возникшем в нач. 16 в. церковном т-ре исполнители ролей
 отроков были одеты в белые одежды (на голове венцы с крестами), актёры,
 изображавшие халдеев,- в короткие кафтаны и колпаки. Условные К. т.
 применялись и в спектаклях школьного театра; аллегорические персонажи
 имели свои эмблемы: Вера появлялась с крестом, Надежда-с якорем, Марс- с
 мечом и т. д. Костюмы царей дополнялись необходимыми атрибутами царского
 достоинства. Этот же принцип отличал спектакли первого проф. т-ра в
 России 17 в., основанного при дворе царя Алексея Михайловича,
 представления придворных театров царевны Наталии Алексеевны и царицы
 Прасковьи Фёдоровны. Развитие классицизма в России в 18 в.
 сопровождалось сохранением всех условностей этого направления и в К. т.
 Актёры выступали в костюмах, представлявших собой смесь модного совр.
 костюма с элементами античного К. т. (подобно "римскому" костюму на
 Западе), исполнители ролей знатных вельмож или царей носили роскошные
 условные костюмы. В нач. 19 в. в спектаклях из совр. жизни применялись
 модные совр. костюмы;
  К. т. в историч. пьесах по-прежнему были далеки от историч. точности.
 В сер. 19 в. в спектаклях Александрийского т-ра (костюмы В. А.
 Каратыгина) и Малого т-ра намечается стремление к исторической точности
 в К. т. Огромных успехов достигает в этой области в конце века Моск.
 Художеств, т-р. Великие реформаторы т-ра Станиславский и
 Немирович-Дан-ченко совм. с художниками, работавшими в Моск. Художеств,
 т-ре, добились точного соответствия К. т. эпохе и среде, изображённым в
 пьесе, характеру сценич. героя; в Художеств, т-ре К. т. имел большое
 значение для создания сценич. образа. В ряде рус. т-ров нач. 20 в. К. т.
 превратился в подлинно художеств. произв., выражающее замыслы автора,
 режиссёра, актёра. Этому способствовало также обращение к
 театр.-декорац. иск-ву ряда крупнейших художников (В. М. Васнецов, А. Н.
 Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Коровин, М. А. Врубель, А. Я. Головин, М. В.
 Добужинский, И. Л. Билибин, Б. М. Кустодиев). В сов. т-ре художники
 развивают лучшие прогрессивные традиции прошлого, обогащая их
 достижениями совр. изобразит, иск-ва. Следуя методу социалистич.
 реализма, сов. художники создали замечат. образцы театр.-декорац.
 иск-ва, в т. ч. и К. т. Среди выдающихся мастеров К. т. в сов. т-ре
 такие художники, как В. В. Дмитриев, П. В. Вильяме, Ф. Ф. Федоровский,
 В. Ф. Рындин, Н. А. Шифрин, И. М. Рабинович, Ю. И. Пименов, Б. Г.
 Кноблок, Н. П. Акимов, Н. И. Альтман, М. 3. Левин, Б. И. Волков, С. Б.
 Вир-саладзе, С. М. Юнович, В. И. Дорер и др.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57 и т. 3, М., 1963;
  Дживелегов А. и Бояджиев Г., История западноевропейского театра от
 возникновения до 1789 г., М.-Л., 1941;
  Данилов С. С." Очерки по истории русского драматического театра,
 М.-Л., 1948; Миклашевский К., La Commedia dell'arte, или Театр
 итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий, ч. 1, П.,
 1914(1917); Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч" т. 1,
 М., 1954; Гиляровская Н. (сост.), Русский исторический костюм для сцены,
 М.-Л., 1945; Бабичева H.H., Лекция по курсу "Истории материальной
 культуры". (Одежда. Костюм. Мода), М., 1960; Кноблок Г., Артист выходит
 на эстраду, "Искусство эстрады", 1961, .ј 2; 3 а x а р-жевская Р.,
 Сценический костюм, в кн.: Как поставить спектакль, М., 1962; Русский
 костюм. 1750-1917..., под ред. В.Рындина, вып. 1 (1750-1830), M., 1960,
 вып. 2 (1830-1850), M.,1962; Kostumenwurfe fur die Buhne, [Praha],
 [1962]; Thiel E., Geschichte des Kostumes..., B., 1960; Sichart E. von,
 Kohler K., Praktische Kostumkunde..., Munch., 1926;
  F e r n a l d M. and Shenton E., Costume design and making. L., 1937;
 E w a n s R. K., Dress. The evolution of cut and its effect on modern
 design. L., [s. a. ]; L a w s o n J. and R e v i t t P., Dressing for
 the ballet, L., 1958. К. Гр.
  КОСТЮМЕР - работник т-ра, готовящий к спектаклю костюмы (см. Костюм
 театральный) и помогающий актёру одеваться. К. должен обладать знанием
 всех деталей костюма, реквизита (оружие, знаки различия и отличия,
 трости, очки, часы, письма и т. д.), умением быстро исправить возможные
 неполадки в костюме. В историю т-ра вошли костюмеры И. К. Тщедушнов, С.
 Е. Валдаев, одевавшие К. С. Станиславского и В. И. Качалова, А. Д.
 Харкевич, работавшая с М. Г. Савиной, и др. В. Ш.
  КОСТЮМЕРНАЯ МАСТЕРСКАЯ - мастерская, где изготовляются театральные
 костюмы и все детали к ним (обувь, головные уборы, а также цветы и др.
 украшения). К. м. обычно возглавляет художник, к-рый руководит
 изготовлением костюмов по своим эскизам или по эскизам другого
 художника, оформляющего спектакль. В. Ш.
  КОТАРБЙНЬСКИЙ (Kotarbinski), Юзеф (1849- 1928) - польский актёр,
 режиссёр, театральный критик. Лит. деятельность начал в 1867,
 сотрудничал в варшавских газетах и журналах. Актёрскому иск-ву учился у
 Я. Круликовского и в драматич. школе Э. Деринга. Дебютировала 1877 в
 варшавском Летнем т-ре в роли Збигнева ("Мазепа" Словацкого). К.
 выступал преим. в шекспировском репертуаре: Гамлет, Отелло, Ромео,
 Шейлок. С наибольшим успехом исполнял роль Уриэля Акосты (о. п.
 Гуцкова), в к-рой проявилось стремление К. к возвышенной декламации.
 Среди др. ролей: Карл Моор; Воевода ("Мазепа" Словацкого), Вилькош ("У
 летела от меня перепёлочка" Жеромского), Сенатор ("Дзяды" Мицкевича) и
 др. В 1880-96- актёр, а с 1891-режиссёр варшавских т-ров ("Розмаи-тости"
 и др.); в 1896-99 - актёр, режиссёр и лит. сотрудник Краковского театра
 имени Ю. Словацкого; в 1900-1905, будучи директором этого т-ра, боролся
 за высокохудожеств. репертуар, ставил пьесы польск. классиков, не шедшие
 ранее в польск. т-рах, осуществил первые пост. пьес Выспянского -
 "Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903) и др. С 1906 К. снова в т-ре
 "Розмаитости". С 1915, будучи в составе дирекции т-ра, способствовал
 постановке пьес, ранее запрещённых цензурой ("Ноябрьская ночь"
 Выспянского, "Тот" Запольской и др").
  К.- автор ряда трудов о т-ре. Соч.: Estetyczne i spoleczne znaczenie
 teatru, в журн.:
  "Niwa", 1873; Aktorzy i aktorki, Warsz., 1929; Ze swiata uludy
 Warsz.- Kr., [1926 J; W sluzbie sztuki i poezji, Warsz., 1929.
  Лит.: Kotarbinska L., Wokolo teatru, Warsz., 1930; Grzymala-Siedlecki
 A., Swiat aktorski moich czasow Warsz., 1957. p, ?
  КОТАРЕЛО-И-МОРИ (Cotarelo y Mori), Эмилио (1857-27.1.1936) -
 испанский учёный, литературовед и историк театра. Ученик исследователя
 исп. лит-ры и т-ра М. Менендеса-и-Пелайо, одного из представителей
 культурно-историч. школы, К.-и-М. внёс значит, вклад в исследование
 классич. исп. лит-ры, драматургии и т-ра 17 и 18 вв. К.-и-М. принадлежат
 работы о творчестве X. дель Энсины, Л. де Руэды, Тирсо де Молины, Ф.
 Рохаса Соррильи, П. Каль-дерона, Р. де ла К руса и др. Писал об исп.
 актёрах:
  М. дель Росарио, И. Майкесе, об исп. нар. муз. комедии-сарсуэле.
  Соч.: Tirso de Molina, Madrid, 1893; Estudios sobre la historia del
 arte escenico en Espana, v. I-III, Madrid, 1896- 1902 fl. Maria
 Ladvenant y Quirante, 1896, II. Maria del Rosario Fernandez (La Tirana),
 1897, III. Isidoro Maiquez, 1902]; Don Ramon de La Cruz y sus obras,
 Madrid, 1899;
  Juan del Encina y los origenes del teatro espanol, Madrid, 1901
 (Estudios de historia literaria de Espana, I); Lope de Rueda, Madrid,
 1901 (там же); Bibliografia de las controversias sobre la licitud del
 teatro en Espana, Madrid, 1904;
  Don Francisco de Rojas Zorrilla, Madrid, 1911; Historia de la
 zarzuela, Madrid, 1934.
  Лит.: R o m e г a-N а v а г г о М., Historia de la literatura
 espanola, 2 ed., Boston, 1949. g f]
  КОТЛУБАЙ, Ксения Ивановна (1890-29. V. 1931) - русская советская
 актриса, режиссёр, педагог. Засл. арт. Республики. Была одним из
 инициаторов и основателей Студенческой драм. студии (1913, рук. Е. Б.
 Вахтангов). Играла Ксению ("Усадьба Паниных" Зайцева), м-ль Ортанс,
 Вирджинию ("Чудо св. Антония" Метерлинка). К. была ближайшей помощницей
 Вахтангова в его режиссёрской и педаго-гич. деятельности. Энтузиаст и
 пропагандист "системы Станиславского". С 1922 К.-режиссёр МХАТаиМуз.
 т-ра им. Немировича-Данченко; принимала участие в пост. опер:
 "Карменсита и солдат" Визе (1924, совм. с Баратовым; рук. пост.
 Немирович-Данченко), "Алеко" Рахманинова (1926), "Северный ветер"
 Книппера (1930, гл. реж. Баратов). В 1929 участвовала в пост. спектакля
 МХАТа "Дядюшкин сон" по Достоевскому (худ. рук. постановки В. И.
 Немирович-Данченко). С. Г.
  КОТЛЯРЕВСЕИЙ, Иван Петрович [29.VIII (9. IX). 1769,
 Полтава,-29.X(IO.XI). 1838, там жс]-украинский писатель, драматург.
 Учился в Полтавской семинарии (1780-89), бывал на спектаклях укр.
 школьного т-ра. Служил чиновником, был на военной службе. С 90-х гг.
 начал лит. деятельность. В 1813 принимал участие в любительских
 спектаклях, особенным успехом пользовался в комич. ролях в пьесах Я. Б.
 Княжнина, И. В. Крылова, А. А. Шаховского. В 1817 К. возглавил
 постоянный русско-укр. т-р в Полтаве, был назначен директором б. труппы
 И. Ф. Штейна, ранее выступавшей в Харькове. Здесь К. пост. спектакли:
 "Ябеда" Капниста, "Несчастье от кареты" Княжнина и др. Для этой труппы,
 где тогда работал М. С. Щепкин (1817-21), К. написал свои пьесы "Наталка
 Полтавка" и "Солдат-чародей" ("Москаль-чаровник"), к-рые были пост. в
 Полтаве, Чернигове (1819), Харькове, Киеве (1821) и вошли в репертуар
 многих театр. трупп. В день премьеры "Наталки Полтавки" роль Выборного
 исполнял Щепкин, в водевиле "Москаль-чаровник" Щепкин играл Чупруна.
 Пьесы К. положили начало новой укр. драматургии, правдиво отражавшей
 жизнь укр. крестьянства в эпоху крепостничества, патриотизм,
 свободолюбивые чаяния народа. В этих реалистич. по языку пьесах,
 нарушавших каноны классицизма, созданы подлинно нар. характеры. По
 мотивам "Наталки Полтавки" написал одноим. оперу Н. В. Лысенко.
  Лит.: История украинской литературы, т. 1, Киев, 1954; Волинський П.
 К." ?. П. Котляревський. Життя ? творч?сть, Кив, 1951. Ц, Д,
  КОТЛЯРЕВСКИЙ, Нестор Александрович (21.1. 1863-12. V.I 925) - русский
 историк литературы, критик, театральный деятель. Академик (1909).
 Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1885). Сотрудничал в
 "Ежегоднике императорских т-ров". Будучи зав. репертуаром
 Александрийского т-ра (1908- 1917), проводил политику, угодную правящим
 кругам. Один из организаторов (1910) и первый директор петерб.
 Пушкинского дома (ныне Ин-т рус. лит-ры в Ленинграде). Вёл педагогич.
 работу (с 1892).
  Соч.: Н. В. Гоголь, 1829-1842. Очерк из истории русской повести и
 драмы, СПБ, 1903; Гергард Гауптман. Этюд, в кн.: Гауптман Г., Полное
 собр. соч., т. 1, СПБ, 1908, с. 3-26; Трилогия Толстого как национальная
 трагедия, в сб.: А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения, сост. В. И.
 Покровский, М., 1908; Комедии Крылова, в кн.: Прилук о-П ? и л у ц к и й
 Н. Г., Корифеи русского слова, вып. 9 - И. А. Крылов, СПБ - Варшава,
 1911; "Севильский пырюль-ник" Бомарше, "ЕИТ". Сезон 1899-1900, СПБ,
 Прил. 3, с. 10-19; Ученические спектакли в имп. Михайловском т-ре,
 "ЕИТ", СПБ, 1909, вып. 4, с. 103-107.
  Лит.: Памяти Нестора Александровича Котляревского, Л., 1926. С. Г.
  КОТОНЬИ (Cotogni), Антонио (1.VIII.1831, Рим,- 15. X. 1918, там же) -
 итальянский артист оперы (баритон). Пел в церквах. На оперной сцене
 выступил впервые в 1852 в Риме, затем в т-рах разл. городов Италии. К.
 принадлежал к числу выдающихся певцов 19 в. Обладал голосом редкого по
 красоте тембра, боль'шого диапазона. Продолжая традиции итал. школы бель
 канто К. внёс в исполнение баритональных партий черты героики,
 дра-матич. страстность, был одним из лучших исполнителей опер Верди. С
 большим успехом исполнял партии в первых итал. пост. опер "Африканка"
 Мейербера(Не-луско, 1865) и "Дон Кар-лос" Верди (Родриго, 1867).
 Завоевав мировую известность, выступал в Лондоне (с 1867) и в Париже
 (1881- 1889), в 1872-94 ежегодно- на сцене Итал. оперы в Петербурге.
 Оставив сцену в 1894, преподавал пение в Петерб. консерватории (до
 1898), затем в Музыкальном лицее "Санта-Чечилия" в Риме. Среди учеников
 К.-Дж. Лаури-Вольпи, М. Баттистини, Я. Решке и др.
  Партии: Поллион, Ричард Форт ("Норма", "Пуритане" Беллини), Генри
 Эштон, Малатеста ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти).
 Барнаба ("Джоконда" Понкьелли), Дон Карлос, Ренато ("Эрнани",
 "Бал-маскарад" Верди), граф де Невер* ("Гугеноты" Мейербера), Вильгельм
 Телль (о. п. Россини), Валентин ("Фауст"), Тельрамунд ("Лоэн-грин"),
 Эскамильо, Фигаро и др.
  Лит.: М о ? а 1 d i G., Cantanti celebri del secolo XIX, Roma,
 [1929]. Св. Г.
  КОТОПУЛИ (?????????), Марика (1887-11. Х. 1954) - греческая актриса.
 Род. в актёрской семье. В возрасте 7 лет начала выступать в труппе отца.
 Дебютировала в Королевском т-ре в 1902 в роли Пука ("Сон в летнюю
 ночь"). В этом т-ре в ролях Маргариты и Ифигении ("Фауст" и "Ифигения в
 Тавриде" Гёте) раскрылось трагедийное дарование К. В 1906-08 К., уйдя из
 Королевского т-ра, выступала в т-ре Варьете. Большое влияние на
 формирование сценич. иск-ва К. оказал реж. П. Иконому. В 1929-30
 выступала в т-ре "Свободная сцена"; в 1932-34 играла в труппе, созданной
 ею в содружестве с актрисой Кивели. С 1937 играла со своей труппой в
 т-ре "Рекс" (ныне "Т-р Котопули"). Труппы, возглавляемые К., испытывали
 финансовые затруднения и были вынуждены обращаться к коммерч. бульварным
 пьесам, постоянно обновлять репертуар, играть на неприспособленных
 сценах и т. д. Но и в этих условиях К. стремилась утвердить эстетич. и
 обществ. значение т-ра.
  Лучшие роли: Электра (о. п. Софокла), Гекуба (о. п. Еврипида), Стелла
 Виоланди (о. п. Ксенопулоса), Катарина ("Укрощение строптивой"), леди

<< Пред.           стр. 410 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу