<< Пред. стр. 417 (из 913) След. >>
Прочида ("Сицилийская вечерня" Верди), Водяной ("Русалка" Дворжака),Ткаченко, Мендоза ("Семён Котко", "Дуэнья" Прокофьева), Прохор
("Угрюм-река" Френкеля) и др. ТУв.
КРИВЧ‚НЯ, Алексей Филиппович [р. ЗО.УП (12.VIII).1910] - русский
советский артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1956). В 1938 окончил
Одесскую консерваторию по кл. проф. В. Селявина. В том же году впервые
выступил на оперной сцене в Луганске. В 1934-41 работал в
Днепропетровске, в 1941-44 - в Красноярске, в 1944-49 - в Новосибирске.
С 1949 К.- солист Большого театра.
Красивого тембра и большого наполнения голос, богатство мимики и вок.
выразительность, яркое иск-во перевоплощения принесли К. заслуженную
популярность.
Партии: князь Иван Хованский ("Хованщина", Гос. пр. СССР, 1950),
Сусанин; Фарлаф, Борис Годунов, Мельник;
Томский ("Пиковая дама"), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио;
Пестель, Бестужев ("Декабристы" Шапорина), Никита Вершинин (о. п.
Кабалевского), Старый матрос ("Се-вастопольцы" Коваля) и др.
Лит.: Полякова Л., Алексей Кривченя, "Советская музыка", 1956, .ј 5,
с. 135-138.
КРЙГЕР, Владимир Александрович (1872-15.VIII. 1932) - русский
советский актёр, режиссёр. Засл. арт. Республики (1925). Учился на драм.
курсах П. М. Невежина в Москве. На сцене с 1890. Работал в антрепризах
Бородая, Соловцова. Играл в Петербурге (Василеостровский т-р), в Москве
(т-р "Эрмитаж"), в Старой Руссе, Самаре, Новгороде, Саратове, Казани.
Выступал в оперетте. В 1902-32 - актёр Т-ра Корша. К. исполнял гл. обр.
комедийные роли, был ярким, обаятельным актёром, иск-во его отличалось
искромётным заразительным юмором, острой характерностью,
жизнеутверждающим оптимизмом.
Роли: генерал Беренгейм ("Канцлер и слесарь" Луначарского), Миронов
("Дни нашей жизни" Андреева), Митрофанушка ("Недоросль"), Мурзавецкий
("Волки и овцы"), Ре-петилов ("Горе от ума"), Кудряш ("Гроза"), Ноздрёв
("Мёртвые души"), Скапен; Живуля ("Каширская старина" Аверкие-ва),
Кочкарёв (".Женитьба") и мн. др.
В 1909-11 - гл. реж. Т-ра Корша, пост. спектакли "Мирра Эфрос", "За
океаном" Гордина. Э. Я.
КРЙГЕР, Викторина Владимировна [р.28.111(9.IV). 1896] - русская
советская артистка балета. Засл. арт. Республики (1927), засл. деятель
иск-в РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1939. В 1910 окончила
Моск. театр. уч-ще (класс В. Д. Тихомирова) и была принята в труппу
Большого т-ра. Первая сольная партия - Фея канареек ("Спящая
красавица"). Исполняла партии: Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни),
Китри ("Дон Кихот"), Сванильда ("Коппелия"), Одетта-Одиллия; Балерина
("Петрушка" Стравинского), Тао Хоа ("Красный цветок"), Мачеха
("Золушка", Гос. пр. СССР, 1946) и др. Исполнит, иск-во К. отличалось
технич. мастерством (широкий и высокий прыжок, виртуозное исполнение
двойных туров на пальцах и др.), её волевой и темпераментный танец
характеризовался резкими, чеканными движениями. В 1929 совм. с И. М.
Шлуглейтом организовала труппу Моск. художеств. балета, до 1939 была её
художеств. руководителем. В 1939 труппа слилась с Муз. т-ром им.
Немировича-Данченко.
Соч.: Мои записки, М.-Л., 1930.
Лит.: И в цнг В. П., Викторина Кригер, [М. ], 1928. С. Бвн.
КРЙЖАЙ (Krizaj), Йосип (р. 5.III.1887) - югославский артист оперы
(бас). Пению обучался в Люб-ляне и Мюнхене. Первоначально выступал как
драм. актёр. С 1907 - солист оперы в Любляне и Загребе. Один из
выдающихся представителей югосл. оперного иск-ва. К. выступал в
драматич. и комич. партиях: Борис Годунов; Кецад ("Проданная невеста"),
Мефистофель ("Фауст"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Дон Базилио и др.
Гастролировал в Дрездене, Риме, Флоренции'и др. городах. Над. П.
КРИНЙЦКАЯ, Лидия Антоновна (р. 5.IV. 1898)- украинская советская
артистка. Нар. арт. УССР (1954). Училась в Киевском муз.-драм. ин-те им.
Лысенко. В1923 вступила в труппу т-ра "Березьль". В 1929-31 работала в
Одесском т-ре им. Октябрьской революции, в 1931 вернулась в "Березшь"
(ныне харьковский Т-р им. Шевченко). Задушевные, искренние образы К.
отмечены неповторимым своеобразием, реалистич. глубиной. Илл. см. на
стр. 275.
Роли: Лымериха ("Лымеривна" Мирного), Фена Степановна
("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко), Ксения ("Егор Булычев"),
Параска, Наталья Ковшик ("В степях Украины", "Калиновая роща"
Корнейчука), Стеха ("Назар Стодоля" Шевченко), Мария Тюдор (о. п. Гюго),
Анна Андреевна ("Ревизор"). С. 3.
КРИПС (Krips), Йозеф (р. 8.IV.1902) - австрийский дирижёр. Учился в
Веяской муз. академии у Э. Мандышевского и Ф. Вейнгартнера.. С 1921 -
дирижёр оперных т-ров в Вене, Карлсруэ, Белграде и др. Во время
нем.-фашистской оккупации Австрии (1938- 1945) К. было запрещено
выступать. После 1945 руководил пост. опер Моцарта на Зальцбургских
фестивалях и в Лондоне, преодолевая установившиеся штампы исполнения
этих опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все", "Волшебная
флейта"). Гастролировал в СССР (1947) и др. странах. К. по-новому,
оригинально интерпретирует часто исполнявшиеся оперы "Тоска", 1949,
Вена).
Лит.: Blaukopf К., Gro?e Dirigenten, [W.- Teuf-fen (St. Gallen)],
[1954], c. 119-25, 191-92. Ал. M.
КРЙСТЕНСЕН (Christensen), Хальфдан (l 2. X 11.* 1873-17.IX.1930) -
нервежский актёр, режиссёр, театральный деятель и драматург. В 1896
дебютировал в бергенском т-ре "Национальная сцена". В 1899 вошёл в
труппу Нац. т-ра (Осло), где в 1911-23 и 1930-33 был худ. руководителем.
В период гитлеровской оккупации Норвегии эмигрировал в Швецию; здесь
возглавлял в 1942-45 "Свободную норвежскую сцену" (Гётеборг).
Лучшие роли: Освальд, Стенсгор, Сольнес, Эйлерт Лев-борг
("Привидения", "Союз молодёжи", "Строитель Сольнес", "Гедда Габлер"
Ибсена), Саннес, пастор Санг ("Банкротство", -"Свыше наших сил"
Бьёрнсона), Стабель, Эрлинг Крусе ("Тётя Ульрика", "Трагедия любви" Г.
Хейберга), Макс ("Голубая бумага" Крога), профессор Мамлок (о. п.
Вольфа).
В своих пост. К. бережно сохранял идейно-худо-жеств. замысел драм.
произв., стремился к созданию слаженного актёрского ансамбля: "Кукольный
дом" (1919), "Пер Гюнт" (1936), "Строитель Сольнес" (1940) Ибсена;
"Редактор" (1917), "Банкротство" (1937) Бьёрнсона, "Юность" Бротена
(1913), "Мы великие" (1919), "Разрыв" (1937) Крога, "Но завтра..." Грига
(1936).
К. написал комедии "Лицо в окне" (1925), "Жасми-лы" (1929), "Король
Сабы" (1936; все три пост. в Нац. т-ре), высмеивающие продажных
политиканов и мещан.
Лит.: E l s t e r K., Halfdan Christensen. 40 ars jubileum, в кн.:
Teater. 1929-39, Oslo, 1941,с. 229-35; R o n n e-Ь e r g A.,
Nationaltheatret gjennom femti ar., Oslo, 1949. Вл. M.
КРИСТИ, Григорий Владимирович [р. 10(23).IX. 1908] - русский
советский режиссёр, педагог, театровед. С 1933 - режиссёр Оперного т-ра
им. Станиславского; пост. "Дон Паскуале" Доницетти (1936, совм. с Ю.
Лораном). С 1935 - педагог Оперно-драм. студии им. Станиславского,
преобразованной в 1943 в Оперно-драм. театр. где работал режиссёром
(1943- 1949), пост. ряд оперных и драм. спектаклей. В 19581961 - гл.
режиссёр Центр, студии телевидения (муз. вещания). Принимал участие в
издании трудов Станиславского.
Соч.: Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952;
Воспитание актера школы Художественного театра, М.,
1962 (на правах рукописи); К. С. Станиславский и опера, в сб.: О
Станиславском, М., 1948, с. 460-89; Некоторые вопросы оперной режиссуры,
в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956, с. 5-38; К. С.
Станиславский на репетициях спектакля "Таланты и поклонники", в кн.:
Ежегодник МХАТ, 1953-1958, М., 1961, с. 139-78; О воспитании актера, там
же, М., 1949, с. 291-338; По страницам протоколов спектаклей, там же,
М., 1956, с. 165-220; Станиславский и Мейерхольд, "Октябрь", 1963, ј 3,
с. 1*78-87.
КРЙСТИАНСЕН (Christiansen), Сигурд (17.XI. 1891 - 23. X. 1947) -
норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1915. В
психологич. драме "Путешествие в ночь" (1930, Нац. т-р) К. критикует
моральную беспринципность, характерную для мелкобурж. среды. Комедия
"Океан добродетели" (1932, Нац. т-р) отображает лицемерие и
бесчеловечность, царящие в зажиточных кварталах провинциального городка.
К. написал также псевдоисторич. драму "Александр Павлович" (1946, Нац.
т-р) о предсмертном раскаянии рус. императора под влиянием религиозного
экстаза.
Лит.: Kielland E., Sigurd Christiansen i liv og diktning, Oslo, 1952.
Вл. M.
КРЙСТИАНСЕН (Christiansen), Эйнар (20. V I. 1861-25.IX.1939) -
датский драматург и театральный деятель. В 1899-1909 - директор, в
1931-33- режиссёр Королевского т-ра, в 1912-24 - директор Hap. т-ра в
Копенгагене. В 1880 начал драматургич. деятельность, написав психологич.
драму "Дети Линдоу". Затем в Королевском т-ре были пост. драмы К.,
изображающие мелкобурж. быт,- "Эгоист" (1882), "Фрекен Бодиль и её брат"
(1888), "Поколения" (1889), "Анетта" (1893), "Среди братьев" (1896),
"Зрелые люди" (1897) и др. В этих пьесах К. стремился следовать
принципам проблемно-психологич. драматургии Г. Ибсена. Однако критику
действительности К. подменял обращением к абстрактно-этич. проблемам.
К.- автор мемуаров "Некоторые эпизоды из моей жизни и истории датского
театра" (1930).
Лит.: R u b о w P. Y., Dansk litteraturhistorie i omrids indtil idet
aar 1900, Kbh., 1931; S c h y b e r g Fr., Dansk teaterkritik, Kbh.,
1937. Вл. M.
КРЙСТОВ (Christov), Сульвей (p. 29.VIII.1918) - норвежская
писательница, драматург. Лит. деятельность начала в 1949. В психологич.
драме "Тайный отчёт" (1956, Нац. т-р в Осло) К., продолжая реа-листич.
традиции Б. Бьёрнсона и X. Крога, показывает несостоятельность этич.
норм мелкобурж. среды. В драме "С красным паспортом" (1958, там же),
отмеченной символич. абстрактностью, звучит призыв к борьбе за мир и
гневная отповедь человеконе-навистнич. идеям "холодной войны".
Соч.: "Pa rodt pass", Oslo, 1958. Вл. М. КРИСТОВАЛЬ ПУЛЬЧИНЕЛА - см.
Петрушка.
КРИСТОФОРЯНУ (Cristoforeanu), Флорика (р. 180) - румынская артистка
оперы (драматич. сопрано, затем меццо-сопрано). Пению обучалась в
Бухаресте, совершенствовалась в Миланской консерватории. Как оперная
певица начала выступать в 1921, с успехом исполнила в миланском т-ре
"Даль Верме" партию Чио-Чио-сан. До конца 1930-х годов выступала в
ведущих оперных т-рах Италии, гастролировала в Европе и Лат. Америке. К.
была большой трагедийной актрисой, она наделяла своих героинь высокими
человеч. страстями, особенно удавались К. остро драматич. эпизоды,
полные ярких контрастов и экспрессии.
Партии: Кармен, Тоска; Сантуцца ("Сельская честь"), Адриенна Лекуврер
(о. п. Чилеа), Федора (о. п. Джордано), Катюша ("Воскресение" Альфано) и
др. Вс. Т.
КРИТИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ - см. Театральная критика.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ-см. Реализм.
КРЙШНАН КУТТИ (р. 1920) - индийский танцовщик и педагог. Выступал как
танцовщик с десятилетнего возраста. В 1936 с ансамблем Санкаран
Намбу-дири гастролировал по стране; в 1937 - танцовщик труппы
Траванкурского дворца (штат Керала); в 1939-44 преподавал танцы
катакхали; в 1944 организовал об-во "Нритья Дарпана", где пост.
танцевальные драмы: "Рождение Урвази", "Триумф жизни", "Перемещённые
головы". В 1952 гастролировал с этим ансамблем в Европе.
Лит.: "Marg", Bombay, 1957, v. XI, ј l, dec., разд. X.
Contemporaries, с. 53. Д. Гр.
КРЛЕЖА (Krleza), Мирослав (р. 7.VII.1893) - югославский (хорватский)
писатель, драматург. С 1947- действительный член Академии наук СФРЮ. В
1914 начал лит. деятельность. В 1915-22 написал драматич. цикл
"Легенды", затем драму "Галиция" (в 1920 была запрещена, позднее
переработана под назв. "В лагере"), ставившуюся во многих т-рах страны.
Среди др. пьес: "Голгофа" (1922), "Вучьяк" (1923), "Микеланд-жело
Буанаротти" (1925), "Адам и Ева" (1925), "В агонии" (1928, доработана в
1958), "Господа Глембаевы" 1929) и "Леда" (1930). В трёх последних
пьесах К. показывает пороки капиталистич. общества, усугубленные
сохранившимися феод. пережитками в первые десятилетия 20 в. После войны
К. написал фантастич. пьесу "Аретей" (1959). Драматургия К.
характеризуется психологич. глубиной, философским разду-мием. В пьесах
К. выступали крупнейшие югослав. актёры: В. Подгорская, Д. Дуйшин, Б.
Крлежа, Р. Плаович, Л. Йованович и др. Драмы К. ставились не только в
т-рах Югославии, но и за рубежом (в Чехословакии, Польше, Болгарии,
Венгрии, Франции). Остро сатирические, осуждавшие общественный и
политический строй, пьесы его часто запрещались.
Соч.: Legende, Zagreb, 1933 (Sabrana djela, knj. 8); Tri drame. U
logoru - Vucjak - Golgota, Zagreb, 1955 (Sabrana djela, sv. 7); в рус.
пер.- Избранное. Послесл. М. Богданова, М., 1958.
Лит.: R i s t i с М., Krleza, Zagreb, 1954; B o g d a-n o v i с М., О
Krlezi, [Beograd, 1956]; Финци Ели, Више и манье од живота, Београд,
1961. J Ник.
"КРОВАВАЯ ДРАМА" - жанр английской драматургии эпохи Возрождения
(термин утвердился в позднейшей критике). "К. д." - разновидность
трагедии, в к-рой эффект достигается изображением многочисленных ужасов
и кровавых злодейств. "К. д." были по преимуществу трагедиями мести.
Наиболее типичные "К. д." - "Испанская трагедия" Кида, "Мальтийский
еврей Марло, "Тит Андроник" Шекспира {в подавляющем большинстве трагедий
и историч. хроник Шекспира гл. внимание сосредоточено на раскрытии
трагич. переживаний героев, а потому их нельзя относить к "К. д."). "К.
д." была особенно распространена в начальный период англ. Возреждения, а
также в последние годы англ. ренессансного т-ра (отчасти у Ф. Бомонта и
Дж. Флетчера, С. Тёрнера, Ф. Мессинджера и др.).
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Стороже н-к о Н. И., Предшественники
Шекспира, т. 1, СПБ, 1872, 4 изд., М., 1916. А. А.
КРОГ (Krog), Хельге (р. 9.II.1889) - норвежский драматург. Ведущий
представитель критич. реализма в норв. драматургии 20-30-х гг. 20 в.
Лит. деятельность начал трагикомедией "Мы великие" (1919), в к-рой
сатирически изображается продажность бурж. прессы. Социальные
противоречия в Норвегии, антагонизм между предпринимателями и людьми
труда раскрывают драмы "Дом Ярла" (1923) и комедия "На солнечной
стороне" (1927). В 30-е гг. К. написал ряд психологич. драм, в к-рых,
продолжая традиции Г. Ибсена и Г. Хейберга, показал деградацию бурж.
семьи, убожество мещанской морали. Свои идейно-этич. идеалы автор
выразил в образах героев, порывающих с окружающей средой и стремящихся
участвовать в обществ, борьбе. Таковы пьесы "Трезвучие" (1933), "На
пути" (1931), "Раковина" (1929), "Разрыв" (1936).
Драма "Живые и мёртвые" (1945) посв. борцам норв. Сопротивления.
Пьесы К. ставят Нац. и др. норв. т-ры.
Соч.: Skuespill, bd l-3, Oslo, 1948; в рус. пер.-"Мы великие", М.,
1958.
Лит.: Havrevold F. S.,' Helge Krog, Oslo, 1959;
Матусевич В., Прогрессивный норвежский драматург, "Советская
культура", 19. II. 1959, ј 24. Вл. M.
KPO3EPC (Crothers), Рейчел (p. 12.XII.1878) - американский драматург.
В 1892-96 занималась и затем преподавала в театр. школе
Стейнхоуп-Уит-крофта. Выступала как актриса. Первая пьеса К., пост. на
проф. сцене,-одноактная комедия "Приходский священник" (1902,
"Мэдисон-сквер-тиэтр", Нью-Йорк). За ней последовали: "Нас трое" (1906),
"Я, Беттина" (1908), "Мир мужчины" (1909), "Мысами" (1913), "Славные
люди" (1920), "Когда встречаются женщины" (1932) и др. пьесы, пост.
автором в разл. т-рах Нью-Йорка ("Савой", "Манхаттан", "Литл-тиэтр" и
др.).
Большинство пьес К. посв. проблемам нравственности, семьи, отношениям
между мужчиной и женщиной. В ранних произв. К. выступала за эмансипацию
женщины. Лучшие пьесы К. сценичны и пользовались успехом.
Семейно-бытовые комедии и драмы К. занимали видное место в репертуаре
т-ра США в 1-й трети 20 в.
Лит.: Q u i n n A., A history of the American drama from the Civil
war to the present day, v. l, N. Y., 1945. Я. Б.
КРОММЕЛИНК (Crommelynck), Фернан (p. 19. X 1.1887) - бельгийский
драматург. Писал на франц. яз. Отец и дядя К. были актёрами. В 14 лет К.
стал выступать на сцене и до нач. 20-х гг. продолжал актёрскую
деятельность.
Первые пьесы К.- "Мы не пойдем больше в лес" (1905-06, т-р "Дю Парк",
Брюссель), "Ваятель масок" (1908; 1911, т-р "Жимназ", Париж) - написаны
под влиянием символизма. Самая значит, пьеса К.- трагич. фарс о ревнивом
муже "Великодушный рогоносец" (1920, т-р "Эвр",Париж, реж. О. М.
Люнье-По)- получила широкую известность (переведена на мн. яз.). Эта
пьеса в гротескной форме осмеивает ревность как отвратительный нравств.
недуг. Большой интерес представляет также пьеса "Златопуз" ("Tripes
(Tor", 1925, т-р "Комедия Елисейских полей"; в роли Мюскара - Л. Жуве),
обличающая бурж. общество, основанное на частной собственности, власти
денег. Эта пьеса также написана в форме сатирич. гротеска (человек
съедает своё золото, чтобы не расставаться с ним, и умирает). В др.
пьесах К. персонажи олицет-; воряют: иллюзию любви - "Мнимые любовники"
(1921, т-р "Комеди Монтень", реж. Г. Бати, в роли Казу -'сам К.),
оскорблённое самолюбие ("Жар и холод", 1934, "Т-р Елисейских полей");
добродетель ("Женщина с маленьким сердцем", 1934, т-р "Пале де Боз-Ар",
Брюссель). Герои К. оторваны от жизни, их представления о
действительности ложны и преувеличены, они обречены на разочарование.
Отправляясь от идеалистич. посылок, К. утверждает непознаваемость,
фатальность сил, управляющих жизнью, духовным миром человека.
Сюжет пьес К. прост, действие в них развивается стремительно и
напряжённо, характеры очерчены чётко. Парадоксальные повороты в
поведении действ, лиц, живой и остроумный диалог определили популярность
этих пьес в европ. т-рах.
В Сов. Союзе были пост. "Великодушный рогоносец" (1922, "Т-р актёра",
под рук. Вс. Мейерхольда, в гл. ролях И. В. Ильинский, М. И. Бабанова) и
"Златопуз" (1926, т-р "Берез?ль", Харьков).
С о ч. в рус. пер.: Великодушный рогоносец, М.-Л., 1926; Златопуз,
[б. м.], 1930.
Лит.: Ильинский И., Сам о себе, М., 1961; Berger A., A la rencontre
de Fernand Croinmelynck, [Liege, 1946]. я. Л.
КРОН (наст. фам. - К p e и н), Александр Александрович [р.
30.VI(13.VII). 1909] - русский советский писатель, драматург. Лит.
деятельность начал в 1929 пьесой "Винтовка 49211 б", рассказывающей о
беспризорниках, попавших в одну из частей Красной Армии. В этой пьесе К.
впервые затронул тему, ставшую впоследствии основной в его
творчестве,становление характера нового человека в условиях социалистич.
об-ва. Событиям первой рус. революции 1905-07 посв. трагедия К. "Трус"
(1935). Герой пьесы проходит сложный путь превращения из
бунтаря-индивидуалиста в революционера. Во время гражданской войны в
Испании "Трус" исполнялся в Валенсии и Барселоне. Пьеса К. "Наше оружие"
(1937) является продолжением пьесы "Винтовка ј 49211 б". Большую