<< Пред.           стр. 418 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 известность получила пьеса "Глубокая разведка" (1941, Куйбышевский т-р),
 в к-рой К. поэтически осмысливает труд сов. человека, показывает
 формирование его личности в процессе созидательного труда. "Глубокая
 разведка" была пост. в МХАТе (1943, реж. Кедров; Морис - Топорков,
 Майоров - Болдуман, Гулам Везиров - Эзов, Марго - Попова, Мехти-Ага -
 Прудкин, Андрей Гетманов - Белокуров) и во мн. т-рах страны, ставилась и
 издавалась за рубежом. В годы Великой Отечеств, войны К. написал в
 соавторстве с Вс. Вишневским и Вс. Азаровым муз. комедию "Раскинулось
 море широко" (1942, Ленингр. т-р муз. комедии). В пьесе "Офицер флота"
 К. раскрывает новые жизненные конфликты, создаёт образ человека,
 увлечённого своей профессией, умеющего самостоятельно мыслить, прямо и
 резко отстаивающего своё мнение (1945, M ХАТ, реж. Горчаков и Раевский;
 Горбунов - Болдуман). Комедия. К. "Второе дыхание" (1946) рассказывает о
 высоком нравственном облике сов. офицеров, направлена против душевной
 распущенности и цинизма (1956, Т-р им. Моссовета, реж. Шапс). В пьесе
 "Кандидат партии" К. прославляет разумную человечность, тонкий интеллект
 и добрую волю людей (1950; нов. вариант, 1953, Т-р им. Вахтангова, реж.
 Захава).
  Пьесы К. построены на острых конфликтах, вызывающих борьбу
 действующих лиц, отмечены мастерством раскрытия внутр. мира человека,
 умением показать характеры в развитии.
  К. - автор многих статей о т-ре.
  Соч.: Драматические произведения, М., 1958; Пьесы, М., 1955. [Вступ.
 статья Б. Захавы].
  Лит.: Малюгин Л., Путь к зрелости. Заметки о драматургии А. Крона, в
 сб.: Театр, сб. ст. и материалов, М., 1945. Вл. П.
  КРОНЕ (Krone) - семья немецких, цирковых артистов и предпринимателей.
 1) Франц К. (ум. 1900) - владелец (с 1870) небольшого передвижного
 зооцирка, укротитель. 2) Карл К. (1870-1943) - сын Франца К.,
 укротитель; после смерти отца стал владельцем цирка. Создал первый в
 Европе трёхманежный передвижной цирк. Выступал с группой дрессированных
 слонов. После смерти Карла К. хозяевами цирка стали его дочь-Фрида (р.
 1918), дрессировщица лошадей и слонов и её муж К. Зембах, укротитель
 хищных зверей и дрессировщик лошадей. Цирк К. является одним из лучших
 передвижных цирков Европы. М. Зон.
  КРОНЕБЕРГ, Андрей Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 10.IV.1855) -
 русский переводчик и критик. Напечатал в 1840 в "Лит. газете" (јј 49 и
 50) статью "Гамлет, исправленный г-ном Полевым", резко критикующую
 переделку "Гамлета" Н. А. Полевым. Вскоре К. опубликовал (в журналах
 "Отечественные записки", "Современник" и др.) ряд своих переводов
 Шекспира, отличающихся точностью, сохраняющих колорит подлинника:
 "Гамлет" (1844, пост. 1867, Малый т-р), "Двенадцатая ночь" (1841, пост.
 1867, там же), "Много шума из ничего" (1847, пост. 1865, там же),
 "Макбет" (1847, пост. 1862, там же). Переводы К. высоко ценил Белинский.
 К.-автор критич. статей - "Обзор главных мнений о Шекспире, высказанный
 европейскими писателями в XVIII и XIX столетиях" (опубл. в "Отеч.
 записках", 1840, ј 9) и др. ' Ел. С.
  KPOHEK, Кроне г (Chronegk), Людвиг (3.XI. 1837 - 8.VII.1891) -
 немецкий актёр и режиссёр. Сценическую деятельность начал как актёр в
 Берлине, затем работал в т-рах Цюриха, Лейпцига и др. Превосходно
 исполнял комедийные роли простаков. В 1866 К. поступил в Мейнингенски и
 театр. где раскрылись его режиссёрские и организаторские способности.
 Герцог Георг II назначил К. гл. режиссёром, затем директором,. а
 впоследствии управляющим Мейнингенского т-ра. Под руководством К. в
 1874-90 проводились гастроли Мейнингенского т-ра в Европе (в России в
 1885, 1890). К. был великолепным постановщиком массовых сцен, высоко
 поднял постановочную культуру Мейнингенского т-ра.
  Лит.: Я p о н С. Г., Воспоминания о театре. [1867 г 1897 г.], Киев,
 1898, с. 350-51; Барнай Л., Отрывки воспоминаний, пер., "Библиотека
 театра и искусства", СПБ, 1904, кн. 19, 22, 23; О с т p о в с к и и А.
 Н., Полное собр соч., т. XII, М., 1952, с. 279-284; Станиславский К. С.,
 Моя жизнь в искусстве. Соч., т. 1, М., 1954;
  Grube M., Geschichte der Meininger, Stutt., 1926.
  KPOHEP (Kroner), Йосеф (р. 23.III.1924) -чехословацкий актёр. После
 освобождения Чехословакии (1945) работал в т-ре г. Жилина, созданном на
 основе самодеят. коллектива. В 1948 был приглашён в т-р г. Мартина, где
 с успехом сыграл роль профессора Полежаева ("Беспокойная старость", Гос.
 пр., 1950). В 1955 на сцене того же т-ра создал образ Ленина в пьесе
 "Человек с ружьём", в 1956 сыграл роль Алексея в "Оптимистической
 трагедии". С 1957 - актёр Словацкого Нац. т-ра в Братиславе. В ролях
 доктора Галена ("Белая болезнь" Чапека), Кубеша ("Полуночная месса"
 Карваша), короля Карла ("Святая Иоаннам Шоу) проявились многоплановость
 дарования К.,. гуманистич. направленность его иск-ва. Тонкая
 пси-хологич. разработка внутр. сущности героев сочетается в сценич.
 образах К. с характерностью.
  Лит.: Асаркан А., Пять вечеров с театром из Бра-тиславы, "Театр",
 1961, ј 9. Д Сол.
  КРОПИВНЙЦКИЙ, Марк Лукич [25.IV(7.V).1840, с. Бежбайраки
 Елисаветградского уезда, - 8(21). IV.1910] - украинский драматург,
 театральный деятель, режиссёр, актёр, композитор, художник. Один из
 основоположников укр. проф. т-ра. Род. в семье управляющего помещичьим
 имением. В 1856 окончил Бобринецкое уездное уч-ще. Работал канцеляристом
 в Бобринецком уездном суде, был вольнослушателем юридич. ф-та Киевского
 ун-та. Вместе с И. Карпенко-Карым организовал Бобринецкий любительский
 драматич. кружок и руководил им. Здесь К. исполнил первые роли: Пётр
 ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Лопуцковский ("Шельменко-денщик"
 Квитки-Основьяненко), Бород-кин, Митя ("Не в свои сани не садись",
 "Бедность не порок" Островского). 12 ноября 1871 дебютировал в роли
 Стецька ("Сватание на Гончаровке" Квитки-Основья-ненко) в Одесском Нар.
 т-ре Морковых и Чернышева. До 1881 играл в рус. провинциальных труппах
 Выходцева, Яковлева, Колюпанова, Ашкаренко.
  Роли: Хлопов ("Ревизор"), Яичница ("Женитьба"), Горич "Горе от ума"),
 Юсов, Тихон, Крутицкий ("Доходное место", "Гроза", "На всякого мудреца
 довольно простоты"), Отел-ло и др.
  В 1875 работал как режиссёр и актёр в Галиции в укр. труппе Т.
 Романович. В октябре 1882 организовал в Елисаветграде первую укр. проф.
 труппу, в к-рую вошли выдающиеся актёры: М. Заньковецкая, Н. Садовский,
 с 1883 - П. Саксаганский, М. Садовская-Барилотти, И. Карпенко-Карый и
 др. Репертуар труппы составляли пьесы И. Котляревского, Г.
 Квит-ки-Основьяненко, Т. Шевченко, М. Кропивницкого, М.Старицкого, И.
 Карпенко-Карого. Труппа выступала на Украине и во многих рус. городах
 (Москва -1887, 1898, Петербург - 1886, 1897, в Белоруссии - 1892,
 Закавказье - 1890), пропагандируя укр. т-р. Творч. деятельность труппы
 определила новый этап развития реализма в укр. театр. иск-ве. К. написал
 свыше 40 пьес. Лучшие из них вошли в сокровищницу укр. классич.
 драматургии. Среди них драмы: "Дай сердцу волю, заведёт в неволю"
 (1863), "Пока солнце взойдёт - рос-а очи выест" (1882), "Мироед, или
 Паук" (1882), "Две семьи" (1888), "Олеся" (1891); комедии:
  "Помирились" (1869), "Пошились у дурни" (1875); водевили: "По
 ревизии" (1882); сказки для детей "Ивасик-Телесик", "По щучьему велению"
 (1S07); инсценировки поэмы "Невольник" Шевченко (1872), повести Гоголя
 "Вий" (1894). Пьесы К. отражают период возникновения и развития
 капитализма, его социальные противоречия, правдиво и ярко рисуют жизнь
 укр. народа, крестьянства в пореформенную эпоху 80-90-х гг. К.
 сатирически разоблачал представителей нарождавшейся сел. буржуазии -
 кулачества, местной администрации (старшины, писари), выражал протест
 народа против угнетателей, раскрывал тяжёлую долю женщины-крестьянки.
  Театрально-эстетич. взгляды К. формировались под влиянием передового
 рус. т-ра, творчества Гоголя, Островского.
  К.-режиссёр близок по своим принципам традициям рус. реалистич. т-ра,
 он боролся за развитие режиссуры как самостоят, иск-ва, за жизненную и
 художеств. правду на сцене, требовал единства и целостности творч.
 ансамбля, историч. точности в оформлении и постановке. "У Кропивницкого
 с идеей пьесы неразрывно сливалось все: исполнитель центральной роли,
 хорист, статист, оформление детали, всё- гармония",- писал Н. Н.
 Синельников. К. уделял большое внимание подготовительному периоду работы
 над пьесой, требовал от актёров психологич. раскрытия образа, простоты,
 выразительности исполнения. Все постановки, шедшие в труппе,
 осуществлялись К.
  Как актёр К. продолжал реалистич. традиции Щепкина и Соленика. Он
 играл просто, правдиво, естественно (современники сравнивали его талант
 с рус. актёром П. Садовским). Обладая широким диапазоном, мастерством
 перевоплощения, большим сценич. темпераментом, К. создал галерею
 комедийных и дра-матич. образов: Выборный ("Наталка-Полтавка"), Хома
 Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"),
 Шельменко ("Шель-менко-денщик" Квитки-Основьяпенко), Мартын Бору-ля,
 Иван (о. п., "Бесталанная" Карпенко-Карого), Шпонька ("Как колбаса да
 чарка" Старицкого), Москаль, Чупрун ("Солдат-чародей" Котляревского),
 Тарас Бульба (о. п. по Гоголю).
  В своих пьесах К. играл роли: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю...").
 Бычок ("Мироед, или Паук"), Балтыз ("Олеся"), Самрось ("Две семьи"),
 Старшина ("По ревизии"), Коваль ("Невольник").
  К. сам оформлял спектакли своей труппы и писал к ним музыку.
  Будучи выдающимся театр. педагогом, К. воспитал в своей труппе
 крупных укр. актёров: Заньковецкую, Садовского, Садовскую-Барилотти,
 Зарницкую и др. Поборник демократич. иск-ва, рассматривавший т-р как
 трибуну, школу для воспитания широких нар. масс, К. отстаивал в условиях
 царского гнёта, цензурных ограничений право укр. народа на нац.
 демократич. культуру.
  Соч.: П'си, Кив, 1950; Твори в 6 томах, т. 1-6, Кив. 1958-60; в рус.
 пер.- Пьесы, Л,- М., 1960.
  Лит.: ЙосипенкоМ., М.Л. Кропивницький, Кив, 1958 (Библиографич.
 указатель, с. 298-320); КиричокП., Марко Кропивницький, С?мферополь,
 1961. С. Б.
  КРОТ‚ВИЧ, Евгений Максимович [р. 11 (23). I. 1884] - украинский
 советский писатель, драматург. В 1911 окончил филологич. ф-т Киевского
 ун-та. Лит. деятельность начал в 1906 (либретто к опере "Полонянка"
 Стеценко). В 1922-23 работал зав. лит. частью Т-ра им. Заньковецкой, в
 1928-29 - Т-ра им. И. Франко. Ранним пьесам К. присуще
 абстрактно-символич. восприятие революц. действительности. В дальнейшем
 К. преодолевает эти тенденции, обращается к изображению событий
 современности. К. принадлежат пьесы: "Сентиментальный чёрт" (1923, Т-р
 им. Заньковецкой, Полтава), "Былое" (1923, там же), "Сын совы" (1924,
 т-р в Донецке), "Секретарь премьер-министра" (1924, там же), "Королева
 роз" (1925, киевский т-р) и ряд одноактных пьес. Писал статьи по
 вопросам лит-ры и иск-ва. С. Б.
  КРОШНЕР, Михаил Ефимович (1600-42) - белорусский советский
 композитор, пианист. Засл. арт. БССР (1940). В 1937 окончил
 консерваторию в Минске по кл. В. А. Золотарёва. Автор первого белорус.
 балета "Соловей" по повести 3. Бядули (Белорус. т-р оперы и балета,
 1939) и ряда произв. в др. жанрах.
  КРСТИЧ (Krstic), Петар (18.II.1877-21.1.1957)- югославский
 композитор, дирижёр. Окончил Венскую консерваторию по кл. проф. Р. Фукса
 и филос. ф-т Венского ун-та (группа музыкознания). В 1903-13 К.- дирижёр
 Нар. т-ра в Белграде. Автор опер "Зу-лумчар" ("Тиран", 1927), "Женитьба
 Стояна Янкови-ча" (1948), музыки к спектаклям, симф. и др. соч. В своих
 произв. К. широко использовал серб. муз. фольклор. С 1914 вёл педагогич.
 работу. И. Я.
  КРУГ ПОВОРОТНЫЙ - см. Поворотный круг.
  КРУГЛИКОВ, Семён Николаевич [25.V(6.VI). 1851-9(22).II.1910]-русский
 музыкальный критик. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та, затем
 в Ин-те путей сообщения в Петербурге. Нек-рое время изучал теорию
 композиции под рук. Н. А. Рим-ского-Корсакова. Муз. критич. деятельность
 начал в 1881, сотрудничал в разл. газетах, журналах, заведовал муз.
 отделом журнала "Артист". С 1890 был связан в качестве консультанта с
 Моск. частной оперой Мамонтова и в значит, мере определил её художеств.
 направление, репертуар. К. способствовал продвижению на сцену ряда
 выдающихся произв. рус. оперной классики. Осн. критерием в оценке
 явлений муз. иск-ва для К. была степень правдивости, глубины отображения
 нар. жизни. Он настойчиво пропагандировал творчество композиторов
 "Могучей кучки", заслужил прозвище "московского Стасова". С 1881 К.
 преподавал в Муз. драм. уч-ще Моск. филар-монич. об-ва (в 1898-1901 -
 директор). Стиль выступлений К. отличался публицистич. остротой,
 живостью и горячностью. Его суждения и оценки иногда отличались
 известной односторонностью и предвзятостью. Так, К. не сумел правильно
 оценить творчество П. И. Чайковского. Однако со временем он частично
 пересмотрел своё мнение. Стоя на позициях реализма и народности, К.
 резко отрицательно относился к проявлениям модернизма в музыке.
  С оч: Статьи в журн. "Артист": "Евгений Онегин", опера П. И.
 Чайковского, 1889, кн. 2; Мусоргский и его "Бо рис Годунов", 1890, кн.
 5; "Князь Игорь", опера А. П. Бородина, 1890, ;ј 11; Сложные формы в
 искусстве. (К вопросу о задачах оперы), 1893, ј 28, 29; "Вражья сила"
 Серова, 1893, ј 31; "Вильям Ратклиф", опера Ц. А. Кюи, 1894, ј 34, и ДР.
  Лит.: С. Н. Кругликов, "Русская муз. газета", 1901, .ј 8,
 Римский-Корсаков Н.А., Летопись моей музыкальной жизни, 7 изд., М.,
 1955.
  КРУГЛИКОВА,ЕленаДмитриевна[р.З(1б).У1.1907]- русская советская
 артистка оперы (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1933 окончила Моск.
 консерваторию по кл. проф. К. Н. Дор-лиак. С 1932 - солистка Большого
 т-ра. К. с особым успехом исполняла партии в рус. классич. и совр.
 репертуаре.
  Партии: Татьяна; Феврония, Вера Шелога ("Сказание о невидимом граде
 Китеже и деве Февронии", "Боярыня Вера Шелога" Римского-Кор-сакова),
 Оксана ("Черевич-ки" Чайковского), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини,
 Гос. пр. СССР, 1942), Наталья ("Тихий Дон"), Луш-ка ("Поднятая целина")
 и др.
  КРУГЛОЕ, Венир Иванович (р. 18.IX.1936)-русский советский артист
 балета. Засл. арт. РСФСР (1962). В 1956 окончил Пермское хореографич.
 уч-ще. С 1956 - ведущий танцовщик Свердловского т-ра оперы и балета им.
 Луначарского. К. часто выступает в партиях классич. репертуара: Дезире,
 Голубая птица ("Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Конрад
 ("Корсар" Адана), Солор ("Баядерка" Минкуса) и др. Поэтичностью,
 жизненной правдой отличаются партии в сов. балетах: Фрондосо
 ("Лау-ренсия"), Олег ("Сердце Марики" Мошкова), Янко ("Перед рассветом"
 Юровского). Ст. М.
  КРУГЛЫХИНА, Антонина Изидоровна [р. 20. IX (3.X).1912] - русская
 советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1954). Училась
 в Муз. уч-ще в Алма-Ате. С 1942 - солистка русской труппы Т-ра оперы и
 балета им. Абая.
  Партии: Татьяна, Ярославна; Маша ("Дубровский" Направника), Горислава
 ("Руслан и Людмила"); Антонина ("Семья Тараса" Кабалевского), Мюзетта
 ("Богема"), Недда ("Паяцы"), Леонора ("Трубадур"), Аида (о. п. Верди) и
 др. Б E
  E.
  КРУКС (Crooks), Ричард (р. 26.VI.1900) - американский артист оперы
 (лирико-драматический тенор). Впервые выступил в 1922 как концертный
 певец. В 1927 дебютировал на оперной сцене в Гамбурге. Гастролировал в
 Австралии, Австрии, Германии и др. странах. Завоевал славу оДного из
 выдающихся певцов своего времени. С 1933 К. - ведущий певец т-ра
 "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Большой успех имел в роли Де Грие
 ("Манон" Массне). Среди др. партий К. - Туридду ("Сельская честь"
 Масканьи), Каварадосси, Альфред. Образы, созданные К., отличались
 проникновенным лиризмом, красотой, мастерством вокализации. Оставил
 сцену в 1946. Вс. Г.
  КРУЛИКОВСКИЙ (Krolikowski), Ян Валерий (14.IV.1820-11.IX.1886) -
 польский актёр. В 1835 пытался поступить в драм. школу Б. Кудлича, но
 из-за небольшого роста, маловыразительной внешности, слабого голоса не
 был принят. Упорным трудом К. добился яркого звучания голоса, лёгкости
 движений. Дебютировал в 1836 в Люблине в роли Карла в пьесе К, Коцебу
 "Всезнайка". В 1837-40 играл в труппе Т. Хелховского, гастролировавшей в
 небольших городах Польши; в 1840-45 - в Краковском т-ре; с 1846 - в
 Варшаве в т-ре "Розмаитости". К. обладал мастерством перевоплощения,
 играл трагедийные и комедийные роли: Фигаро; Гельдхаб ("Пан Гельдхаб"
 Фредро), Гамлет, Франц Моор, Шейлок и др. Способствуя прогрессивному
 развитию нац. т-ра, К. отказался от распространённой в те годы
 гипербэ-лизации страстей, создавал глубокие психологич. характеристики
 сценич. персонажей, добивался жизненной правды, использовал в своём
 иск-ве новые средства сценич. выразительности (напр., паузы), владел
 мастерством грима. В 1848-52 преподавал в Варшавской драматич. школе.
  Лит.; F i l l e r W-, Jan Krolikowski, Warsz., 1959. p. B.
  ЕРУПЕНИНА (Г p e в ц о в а), Лидия Ивановна (р. 1. XI. 1928) -
 русская советская артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1948). Чл.
 Коммунистич. партии с 1956. В 1947, по окончании Моск. хореографич.
 уч-ща (класс М.М. Леонтьевой), была принята в Новосибирский т-р оперы и
 балета.
  Партии: Одетта-Одиллия, Жизель, Эсмеральда; Кпт-ри ("Дон Кихот"),
 Аврора, Тао Хоа; Ширин ("Легенда о любви" Меликова) и др. К. впервые на
 сов. сцене исполнила партии Нины ("Маскарад" Лапутина), Будур ("Алладин
 и волшебная лампа" Савельева). Выезжала на гастроли в Румынию (1960).
 Ст. М.
  КРУС (Cruz) (полная фам.-К p у с К а н о-и-0 л ь-м e д и л ь я; Cruz
 Cano y Olmedilla), Рамон Фран-сиско де ла (28.III.1731-5.III.1794) -
 испанский драматург. Писал трагедии и комедии в стиле франц.
 классицизма. Завоевал широкую известность в жанрах сарсуэлы и в
 особенности сайнете, в к-рых следовал демократич. традициям нац. т-ра
 эпохи Возрождения. Многие сайнете К. рисуют будничную жизнь исп.
 столицы: "Рождество на Пласа Майор" (1765), "Прадо ночью" (1765),
 "Мадридские салоны" (1770). В сайнете "Неудачный брак" (1767),
 "Осмеянное чванство" (1768), "Старик в погоне за модой" (1772) К.
 высмеивает бытовые семейные неурядицы. В сайнете - "Мстительные махи"
 (1768), "Шайка с улицы Лавапьес" (1776) и др. сочувственно изображает
 городские низы. В лит.-пародийных и полемич. сайнете - "Посещение
 госпиталя мира" (1763), "Театр изнутри" (1768) и др. К. высмеивал
 писателей-классицистов, отвергавших нац. традиции. Написанные
 разговорным нар. языком в размере нар. романса, реалистич. сайнете К.
 стали излюбленным драматич. жанром конца 18 в. и пользуются
 популярностью до наст. времени. Те же демократич. и реалистич. принципы
 положены К. в основу возрождённого им жанра нар.-бытовой муз. комедии -
 сарсуэлы: "Жницы из Вальекас" (1768),
  "Крестьянки из Мурсии" (1769), "Лиценциат Фарфу-лья" (1776) и др., и
 близкой к сарсуэле тона-дильи.
  Соч.: Teatro... obras dramaticos, lOtt., Madrtd. 1786-91;
  Sainetes..., ed. E. Cotarelo y Mori, Madrid, 1915. 1928 (Nueva
 Biblioteca de autores espanoles, t. XXIII, XXVI).
  Лит.: Cotarelo y Mori E., Don Ramon de la Cruz y sus obras, Madrid,
 1899; Vega J., Don Ramon de la Cruz y su epoca, Madrid, 1944. ? /7.
  КРУС (Cruz), Хуана Инее де ла (12.Х?.1651 - 17.IV.1695) -
 мексиканская поэтесса, драматург. Автор многочисл. лоа, ауто
 ("Божественный Нарцисс", "Мученик таинства св. Эрменхильдо" и др.),
 комедий ("Любовь - самый запутанный лабиринт" и др.). Жила при дворе

<< Пред.           стр. 418 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу