<< Пред. стр. 422 (из 913) След. >>
Катурлы и А. Рольдана. В Гаване работают муз. т-ры "Лирико" и"Мусикаль".
Балет. Танцевальное иск-во на Кубе развивалось под влиянием исп. и
негритянской культур. Танцы входили составной частью во все празднества
кубинского народа. В 1776, когда был открыт в Гаване первый т-р, в его
репертуаре преобладали муз.-танц. спектакли. Постепенно на основе
тонадилий, а также сайнете рождается нац. кубинская форма театра-буфф,
где большую роль играют кубинские танц.-муз. формы. В годы первой
мировой войны на Кубу приезжала с гастролями А. П. Павлова. Это было
первое знакомство кубинцев с классич. балетом. В 1931 кубинское Об-во
муз. культуры основало первую на Кубе балетную школу. В 1931-38 школой
руководил Н. Яворский, а в 1938- 1941-Миленов. Первыми учениками этой
школы были будущие основатели кубинского нац. балета А. и Ф. Алонсо, а
также А. Мартинес (по мужу Алонсо). В 1941 школой руководил Альберто
Алонсо. В 1948 Алисия Алонсо создаёт первую проф. балетную труппу "Балет
Алисии Алонсо". Вначале труппа ставила классич. балеты, затем началась
работа над нац. балетами - "Куба 1930", "Формы" Ардеволя,
"Латиноамериканская симфония" и др.
Кубинские композиторы создали балеты: "Формы" X. Ардеволя,
"Ребамбарамба" А. Рольдана - балет А. Грамоша для ударных инструментов
на сюжет мифа об Икаре, "Ромео и Джульетта" И. Гонсалеса. Среди
действующих лиц этого балета традиционные кубинские персонажи: Добрый
негр, Панч, Король мира и др. В 1954 труппа становится гос. т-ром и
получает наименование "Национальный балет Кубы". В репертуаре:
"Сильфиды" на муз. Шопена, "Жиаель", "Петрушка", "Коппелия", "Лебединое
озеро"; "Аппо-лон Мусагет" Стравинского, "Концерт в белом и чёрном" на
муз. Гайдна, а также нац. балеты. В труппе ставили балеты балетмейстеры:
Дж. Баланчин, X. Парес и др.; выступали танцовщицы: А. Алонсо, М. Пла,
М. де Саа. X. Мендес, Л. Райнери и др.; танцовщики: Р. Родригес, X.
Банегас, X. Перес и др. С 1960 существует труппа Камерный балет.
Значительной является деятельность Нац. ансамбля Р. Гуэрры. В стране
имеются две балетные школы.
Лит.: Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, пер.
с исп., М., 1961; А г г о m J. J., Historia de la literatura dramatica
cubana, New Haven- L., 1944; PortuondoJ. A., Bosquejo historico de las
letras cubanas. La Habana, 1960; Tolon E. Т., у Gonzalez J. A., Historia
del teatro en La Habana, t. 1, Santa Clara (Cuba), 1961; Freire N. G.,
Teatro dramatico cubano contemporeneo (1927-1961), La Habana, 1961.
Tolon E. Т., y Gonzalez J. A., Operas cubanas y sus autores, La
Habana, 1943; О г t i z F., Los bailes y el teatro de los negros en el
folklore de Cuba, Habana, 1951;
Carpentier A.,La musica en Cuba, Mexico, [1946]; в рус. пер.- Карп e
н т ь e p А., Музыка Кубы, М., 1962;
"Театр", 1961, .N" 3, с. 167-170; "Советская музыка", 1961, Js6 2c.
104-107. M. Лиц., E. C.
КИТЕЛЬ, Александр Рафаилович [псевдоним - Homo novus; 14(26). VIII.
1864-5. X. 1928] - русский литературный и театральный критик, публицист,
драматург, режиссёр. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1886). Лит.
деятельность начал в 1882 как журналист. В 1897-1918 редактировал
театральный журнал Театр и искусством. Многочисл. театр. рецензии,
статьи о драматургах, театр. портреты и фельетоны К., блестящие по
стилю, отмечены большой эрудицией, глубоким знанием т-ра, богатством
наблюдений. Сторонник реализма, К. горячо ратовал за правду в иск-ве,
боролся с декадентством и модернизмом. Однако, придерживаясь старых
взглядов на формы организации т-ра, построение спектакля,
взаимоотношения режиссёра и актёра, К. зачастую недооценивал
прогрессивные явления в иск-ве (напр., творчество В. Ф. Комисса
ржевской). Убеждённый сторонник "актёрского театра", непримиримый враг
"режиссёрского засилья", К. долгое время отрицательно относился к Моск.
Художеств, т-ру и лишь позже оценил положительные стороны его
деятельности (статья к 10-летию и речь в день 25-летия МХТ). В 1926 в
МХТ была пост. пьеса К. "Николай I и декабристы". В 1908 совм. с
артисткой 3. В. Холмской К. основал т-р сатиры и лит.-театр. пародий -
Кривое зеркалом, к-рым руководил до 1928. В сов. время сотрудничал в
периодич. изданиях, возглавлял т-р Госнардома в Петрограде, опубликовал
ряд книг по вопросам литературы и драматургии. Автор мемуаров.
Соч.: Утверждение театра, (М-, 1923]; Литературные воспоминания,
П.М., 1923; Театральные портреты, П.- М., 1923; Тени театра. Театральные
рассказы, М., 1926;
Листья с деревьев, Л., 1926; В. Качалов, М.- Л., 1927;
Ю. М. Юрьев, М.- Л., 1927; Н. Монахов, М.- Л., 1927;
П. Орленев, М.- Л., 1928; Профили театра, [М.], 1929;
Русские драматурги, М., 1933.
Лит.: А. Р. Кугель. Отклики на смерть. Сб. статей, [Л.], 1928. Г. К.
КУГИРЧАК УЮН (узб. дословно-игра с куклой)- общее название узбекского
народного кукольного театра. Имеет две разновидности - кол, кугирчак
(ручные куклы) и чодир хаёл (куклы-марионетки). К. у. возник в далёком
прошлом в гуще народа. Представления чодир хаёл к началу 20 в. были мало
распространены и в наст. время встречаются очень редко. Представления
кол кугирчак существуют и в совр. Узбекистане. Каждая разновидность К.
у. строила своё представление по определённым схемам, но содержание
варьировалось, видоизменялось, т. к. исполнители. импровизируя текст,
включали в канонический сюжет новые эпизоды на злобу дня. остроты, шутки
и т. д. Представления К. у. отличаются яркой комедийностыо, в дореволюц.
годы они содержали элементы острой социальной сатиры, осмеивали
представителей эксплуататорских классов. В Узб. ССР нар. кукольный т-р
вытесняется современным проф. т-ром кукол и сохранился гл. обр. в
отдалённых районах.
Лит.: Гаврилов М., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928;
Перепелицы на Л. А., Узбекский народный кукольный театр. Ташкент, 1959.
А. Р.
КУГУШЕВ, Георгий Иванович [р. 2(14). III. 1896]- русский советский
режиссёр и актёр оперетты, педагог. Нар. арт. РСФСР (1960). Учился в
театр. студии С. А. Найдёнова в Ялте (1917-19). С 1923 работал как актёр
и режиссёр в т-рах оперетты Харькова, Одессы и др. городов. С 1934
К.худ. рук. (с 1943-гл. реж.) Свердловского т-ра муз. комедии.
Деятельность К. во мн. определила осн. творч. направление т-ра, борьбу
за создание сов. оперетты. К. стремится к содержательности опереточного
спектакля, преодолению опереточных штампов, созданию исполнителями
индивидуальных характеров, к тщательной разработке массовых сцен.
Пост.: "Табачный капитан" Щербачёва (1944; Гос. пр. СССР, 1946),
"Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1935, 1949), "Сорочинская
ярмарка" Рябова (1937), "Девичий переполох", "Беспокойное счастье"
Милютина (1945, 1947), "Огоньки" Свиридова (1953), "Марк Береговик"
Кап-мана по сказам Бажова (1955), "Простор широкий" Родыгина (1961) и
др. Среди актёрских работ: Кутузов ("Голубой гусар" Рахманова).
Снимался в кино. Ведёт педагогич. работу в Свердловске. Профессор
Уральской консерватории.
Лит.: Янковский М. О., Советский т-р оперетты, М.- Л., 1962; Риф И.,
Свердловский т-р муз. комедии, Свердловск, 1959. М, Лифш.
КУДАШЕВ-АШКАЗАРСКИЙ, Ильяс [20.11 (3. III). 1884 - янв. 1942] -
татарский театральный деятель. Один из основоположников татарского проф.
т-ра. В 1902-04 организовывал в Казани регулярные лит.-муз. вечера на
тат. яз., выступал как чтец, певец и музыкант. В 1905 создал в Оренбурге
Тат. драм. коллектив - первый тат. проф. т-р (впоследствии на основе
этого коллектива была создана труппа "Сайяр"). В 1906 этот коллектив дал
первый публичный спектакль "Свет и тьма" по пьесе Островского "В чужом
пиру похмелье". Вместе с труппой К.-А. гастролировал по городам России.
Играл Чацкого, Хлестакова в отрывках, пост. его труппой. В 1908
руководителем труппы стал К. Кариев. К.-А. продолжал создавать тат.
труппы в разных городах России. После Октябрьской революции вёл
концертную деятельность. X. К.
КУДЛИЧ (Kudlicz), Бонавентура (1780-1848) - польский актёр, режиссёр
и педагог. С 1801 работал в т-ре В. Богуславского, с 1809-в т-ре
"Народовы" в Варшаве. Выступал в классич. трагедиях и драмах, исполнял
характерные роли в комедиях. В 1816-48 преподавал и руководил Варшавской
драм. школой. из к-рой вышли многие лучшие актёры польского т-ра. Из
воспитанников этой школы в 1829 К. организовал в Варшаве т-р
"Розмаитости", ставший затем одним из ведущих т-ров Польши.
Лит.: R a p а с k i W., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz..
1925. p.
КУДРЯВЦЕВ, Иван Михайлович [р. 4(16). I. 1898] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1918
учился в драм. студии М. А. Чехова, затем в школе 3-й Студии МХТ (1921).
С 1924 актёр МХАТа. Первые роли: доктор Лесток ("Елизавета Петровна"
Смолина), Николка ("Дни Турбиных" Булгакова), мягкостью и обаянием
отличался образ молодого рабочего Дениски ("Блокада" Вс. Иванова). Игра
К. отмечена благородной простотой, его творчеству особенно близки
характеры чистых, самоотверженных людей. преданных передовой идее. Роли:
Матвеев ("Наша молодость" Кина), лейтенант Фёдоров ("Победители"
Чирскова, Гос. пр. СССР, 1947), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Тятин
("Егор Булычев и другие" я "Достигаев и другие"). К. играет и
характерные роли: Рюмин ("Дачники"), Зосима ("Братья Карамазовы" по
Достоевскому). С 1920 занимается педагогич. работой (с 1946-доцент).
Др. роли: Миша ("Бронепоезд 14-69"), Козловский ("Русские люди"),
Козлов ("Иван Грозный" А. Н. Толстого), Берёзкин ("Золотая карета"
Леонова), Серебряков ("Дядя Ваня"), Башкин ("Егор Булычев и другие") и
т. д. Л. В.
КУДРЯВЦЕВА, Валентина Васильевна [5(18). II. 1904-10. II.
1951]-советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919
окончила Моск. хореогра-фич. уч-ще и дебютировала в Большом т-ре в
партии Клары ("Щелкунчик"). Исполнила партию Одетты в пост. А.А.
Горского и В. И. Немировича-Данченко. Среди др. партий К.: Уличная
танцовщица ("Дон Кихот"), Раймонда; Никия ("Баядерка" Минкуса), Лиза
("Тщетная предосторожность"). Голубая птица ("Спящая красавица").
Метельщица ("Футболист" Оранского), Саламбо ("Саламбо" Аренд са) и др.
Образы, созданные К., были проникнуты мягкостью, задушевностью,
искренностью.
С 1939 К. работала как балетмейстер. Среди пост.:
Жизель" (Моск. хореографич. т-р "Остров танца", ЦПКиО им. Горького).
Ставила концертные номера. В 1941-43 - балетмейстер-репетитор Большого
т-pa. Лит.: "Новая рампа", М., 1924, ј 15, с. 8, 9, .ј 19. 9. Л Ш.
КУДРЯШОВА, Клавдия Кузьминична (р. 13. XII. 1925)-белорусская
советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. БССР (1955). Пению училась в
1946-52 в Моск. консерватории по классу Р. Я. Альперт. С 1952 К. -
артистка Белорусского т-ра оперы и балета.
Партии: Алеся ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Ак- синья ("Тихий
Дон"), Княгиня ("Чародейка" Чайковского), Любава ("Садко"), Кончаковна
("Князь Игорь"), Амнерис, Азучена ("Аида", "Трубадур" Верди), Кармен и
др.
Лит.: Смольск? Б., Таленав?тая спявачка. [К. К. Кудрашова], в сб.:
Майстры бсларускай сцэны, М?нск, 1960. Б. С.
КУЖАМЬЯРОВ, Куддус Ходжамьярович (р. 21. V. 1918) - уйгурский
советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Каз. ССР (1954). Чл.
Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета Каз. ССР 5-го созыва. В
1951 окончил консерваторию в Алма-Ате (кл. Е. Г. Брусилове кого), в
1951-52 учился в Московской консерватории (кл. проф. В. Я. Шебалина). К.
- автор первой уйгурской оперы "Назугум" (1956, Т-р оперы и балета им.
Абая, Алма-Ата), оперы Золотые горы" (совм. с Н. Тлендеевым, 1960, там
же), музыки к спектаклю Уйгур, муз.-драм. т-ра "Са-дыр-Палуан" Махпирова
и др. соч. В своих сценических произведениях К. использует уйгурский
мелос. С 1953 преподаёт в консерватории в Алма-Ате. Гос. пр. СССР
(1951). Б.Е.
КУЗА, Валентина (наст. имя-Евфросинья) Ивановна [1868-15(28). V.
1910] - русская артистка оперы (сопрано). Училась в Петерб.
консерватории у С. И. Га-беля и Н. А. Ирецкой; совершенствовалась в
Париже у М. Ласси. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в
1894. С этого года - одна из ведущих певиц Мариинского т-ра. К. обладала
голосом большой силы, густого, бархатного тембра, ярким сценич.
темпераментом. Исполняла драматич. и лирич. партии:
Ярославна, Лиза; Валентина ("Гугеноты"), Недда ("Паяцы"), Елизавета
("Тангейзер"), Была первой исполнительницей партии Сервилии в о. п.
Римского-Корсакова.
Лит.: Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, [Л.], 1949.
КУЗА, Василий Васильевич [16(29). V. 1902 - 23. VII. 1941] - русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1937). Учился в театр. студии
Смирнова и студии при Т-ре Соловцова в Киеве. В 1921 поступил в Студию
Вахтангова (3-я Студия МХТ) в Москве. Обладая прекрасными внешними и
сценич. данными, темпераментом, К. сыграл роли Фердинанда; Калафа
("Принцесса Турандот" Гоцци). Был одним из первых создателей героич.
образов в сов. пьесах: Годун ("Разлом" Лавренёва), Бродский
("Интервенция" Славина), Семён Котко ("Шёл солдат с фронта" Катаева),
коммунист Вейссель ("Флоридсдорф" Вольфа). Способность К. к яркой
характерности проявилась в роли глухого дирижёра ("Лев Гурыч Синичкин"
Ленского), сыгранной им в гротескно-водевильной манере. Тонко раскрывал
К. опустошённость Растиньяка ("Человеческая комедия" по Бальзаку), князя
Звездича ("Маскарад"). К. выступал также как режиссёр. Пост. "Большой
день" Киршона (1937), участвовал в пост. спектаклей "Трус" Крона (1936).
"Человек с ружьём" (1937);
"Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (1940). Был зам. директора Т-ра им.
Вахтангова по художественной части. Ставил спектакли в 4-м
Колхозно-совхозном т-ре Горьковской обл., руководил Рабочим т-ром завода
"Каучук". Погиб от бомбы, попавшей в здание Театра им. Вахтангова во
время налёта нем.-фаш. авиации. В. Af.-M;
КУЗЕН-ЖАК (Cousin Jacques; наст. имя и фам.- Луи Абель Бефруа де
Реньи; Beffroy de Reigny) (6. XI. 1757-17. XII. 1811) - французский
драматург, либреттист, композитор. Автор мн. комедий с музыкой (сочинял
сам), пением и танцами. Во время франц. бурж. революции конца 18 в.
пьеса "Никодем на луне, или Мирная революция" (1790, "Т-р франсе комик э
лирик") выдержала ок. 400 представлений. В ней обличались дореволюц.
порядки, однако вмешательство "доброго" монарха приводило действие к
благополучной развязке. В водевиле "Клуб честных людей, или Французский
кюре" (1791, "Т-р де месье") К.-Ж. проповедовал классовое
сотрудничество. Революц. настроенность К.-Ж. проявилась в пьесах
якобинского периода: в апофеозе "Дело идёт, или Квакер во Франции"
(1793, т-р "Фейдо") автор предостерегает французов от подражания
Америке, где развращающая сила золота уничтожила равенство, в патриотич.
пьесе "Вся Греция, или На что способна свобода" (1794, т-р "Опера")
прославляется борьба республиканцев против вторжения поработителей.
После термидорианского контрреволюц. переворота 1794 К.-Ж. отошёл от
актуальных тем, писал чувствит. аполитичные комедии - "Жан-Батист"
(1798, т-р "Фейдо") и др.
Соч.: Nicodeme dans la lune, ou la Revolution pacifique, P., 1791.
Лит.: Державин К. Н., Театр Французской революции. 1789-1799, M.-Л.,
1937; История французской литературы, т. 2, M., 1956; L е с о с q G.,
Notes et documents sur Beffroy de Reigny, dit le Cousin Jacques, Laon,
1874;
D'E s t г e e P., Le theatre sous la terreur, P., 1913; W e s-t е г с
a m p Ch., Beffroy de Reigny, dit le Cousin Jacques (1757-1811), Laon,
1930. Я. Шр.
"КУЗНЕЦ ВАКУЛА" - см. "Черевички".
КУЗНЕЦОВ, Виктор Иванович (р. 1911)- русский советский актёр. Нар.
арт. РСФСР (1955). На сцене- с 1930, работал в т-рах Архангельска,
Калинина, Брянска, в 1939-59-актёр Куйбышевского драм. т-ра, с 1959 -
Горьковского т-ра драмы. Роли: Годун ("Разлом"), Сергей Луконин ("Парень
из нашего города"), Огнев ("Фронт"), Горбунов ("Офицер флота" Крона),
Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Дронов, Новиков ("Всё остаётся
людям", "Палата" Алёшина). Исполнил роль С. М. Кирова в спектакле
"Крепость на Волге" Кремлёва (Гос. пр. СССР, 1949). В рус. классике -
Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А. Толстого), Тригорин, Вершинин ("Чайка",
"Три сестры");
Черкун, Муратов ("Варвары", "Зыковы"), Каренин ("Анна Каренина").
КУЗНЕЦОВ, Дмитрий Иванович [1827-12(25). V. 1901] -русский артист
балета. В 1842 окончил Моск. театр. школу по кл. флейты. Одновременно
занимался у балетмейстера Т. Герино. В 1843 поступил фигурантом в
балетную труппу Большого т-ра. В 1847-48 совершенствовался в Петерб.
театр. уч-ще, затем вернулся в Москву и был принят в труппу Большого
т-ра корифеем. С 1851 К.- солист труппы. Был партнёром крупнейших
танцовщиц - Е. Санковской, Е. И. Андреяновой, Ф. Эльслер, А. И.
Собещанской, А. Гранцовой, П. П. Лебедевой и др. К. был сильным
классическим танцовщиком. Среди его лучших партий: Феб ("Эсмеральда"),
Конрад ("Корсар"), Рудольф ("Дева Дуная" Адана), Антонио ("Наяда и
рыбак" Пуни), Валентин ("Фауст" Паница и Пуни) и др.
В 1850-54 преподавал в Московской театральной школе. В 1862 перешёл
на мимические роли, а в 1883 покинул сцену.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1900-1901, СПБ, с. 304-305.
Г. Ш.
КУЗНЕЦОВ, Евгений Михайлович (3.1. 1900-27. III. 1958) - русский
советский театровед и критик. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Крупный
знаток эстрады, цирка, массовых нар. зрелищ.Театрально-критич. работу
начал в 1919 в Петрогр. отделе т-ров и зрелищ в "Красной газете". С 1928
руководил Ленингр. музеем цирка. В 1938-57 К. был художеств.
руководителем Ленингр. и Моск. цирков и художеств. руководителем
управления цирками СССР. По сценариям К. в Ленингр. цирке пост.
пантомимы "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936), "Тайга в огне"
(совм. с Б. Бродянским, 1938, в Моск. цирке, 1939). К.- организатор и
первый редактор журн. "Советский цирк" (1957-58), автор первых книг по
истории сов. и европейского цирка.
Соч.: Чему смеетесь? Отрывки из книги "Театр России семнадцатого
года", в кн.: Арена. Театральный альманах, Пг., 1924; Цирк, M. - Л.,
1931; Советский цирк, Л.-М., 1938 [под ред. К.];Арена и люди советского
циркау Л.- М., 1947; И. Ф. Горбунов, М., 1947; Из прошлого русской
эстрады, М., 1958; Последний послужной список Ф. И. Шаляпина, в кн.: Ф.
И. Шаляпин, т. 2, М., 1958у с. 345-73; Комиссар театров, в кн.: М. Ф.
Андреева, М. 1961, с. 409-22.
Лит.: Кузнецов Е. М., "Советский цирк", М., 1958 ј 4; Смирно в-С
окольский Н., Книга, которую ждут артисты эстрады, [предисл. ], в кн.:
Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дрейден С., Ставьте,
пробуйте, начинайте!, "Советский цирк", М., 1959, .Na 4; К р ы ж и ц к и
и Г., Тернистый путь веселого жанра, "Театральная жизнь", 1959, JsTs 19;
Яр он Г., Из прошлого нашей эстрады, "Театр", 1959, ј 6; Д м и т р и е в
Ю., Советский цирк, М., 1963. С. Др
КУЗНЕЦОВ, Константин Алексеевич [9(21). IX.* 1883 - 25. V. 1953] -
русский советский музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1943),
профессор (1943). Получил юридич. образование в Моск. ун-те и
философское в Гейдельбергском ун-те. Доктор философии и магистр
свободных иск-в (1906, Гейдельберг), магистр Моск. ун-та (1913) и доктор
Харьковского ун-та (1915). Вёл педагогич. работу в Моск. консерватории.
Соч.: Этюды о музыке, Одесса, 1919 (Глинка и Даргомыжский,
Римский-Корсаков, Чайковский и др.); Музыкально-исторические портреты,