<< Пред.           стр. 422 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Катурлы и А. Рольдана. В Гаване работают муз. т-ры "Лирико" и
 "Мусикаль".
  Балет. Танцевальное иск-во на Кубе развивалось под влиянием исп. и
 негритянской культур. Танцы входили составной частью во все празднества
 кубинского народа. В 1776, когда был открыт в Гаване первый т-р, в его
 репертуаре преобладали муз.-танц. спектакли. Постепенно на основе
 тонадилий, а также сайнете рождается нац. кубинская форма театра-буфф,
 где большую роль играют кубинские танц.-муз. формы. В годы первой
 мировой войны на Кубу приезжала с гастролями А. П. Павлова. Это было
 первое знакомство кубинцев с классич. балетом. В 1931 кубинское Об-во
 муз. культуры основало первую на Кубе балетную школу. В 1931-38 школой
 руководил Н. Яворский, а в 1938- 1941-Миленов. Первыми учениками этой
 школы были будущие основатели кубинского нац. балета А. и Ф. Алонсо, а
 также А. Мартинес (по мужу Алонсо). В 1941 школой руководил Альберто
 Алонсо. В 1948 Алисия Алонсо создаёт первую проф. балетную труппу "Балет
 Алисии Алонсо". Вначале труппа ставила классич. балеты, затем началась
 работа над нац. балетами - "Куба 1930", "Формы" Ардеволя,
 "Латиноамериканская симфония" и др.
  Кубинские композиторы создали балеты: "Формы" X. Ардеволя,
 "Ребамбарамба" А. Рольдана - балет А. Грамоша для ударных инструментов
 на сюжет мифа об Икаре, "Ромео и Джульетта" И. Гонсалеса. Среди
 действующих лиц этого балета традиционные кубинские персонажи: Добрый
 негр, Панч, Король мира и др. В 1954 труппа становится гос. т-ром и
 получает наименование "Национальный балет Кубы". В репертуаре:
 "Сильфиды" на муз. Шопена, "Жиаель", "Петрушка", "Коппелия", "Лебединое
 озеро"; "Аппо-лон Мусагет" Стравинского, "Концерт в белом и чёрном" на
 муз. Гайдна, а также нац. балеты. В труппе ставили балеты балетмейстеры:
 Дж. Баланчин, X. Парес и др.; выступали танцовщицы: А. Алонсо, М. Пла,
 М. де Саа. X. Мендес, Л. Райнери и др.; танцовщики: Р. Родригес, X.
 Банегас, X. Перес и др. С 1960 существует труппа Камерный балет.
 Значительной является деятельность Нац. ансамбля Р. Гуэрры. В стране
 имеются две балетные школы.
  Лит.: Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, пер.
 с исп., М., 1961; А г г о m J. J., Historia de la literatura dramatica
 cubana, New Haven- L., 1944; PortuondoJ. A., Bosquejo historico de las
 letras cubanas. La Habana, 1960; Tolon E. Т., у Gonzalez J. A., Historia
 del teatro en La Habana, t. 1, Santa Clara (Cuba), 1961; Freire N. G.,
 Teatro dramatico cubano contemporeneo (1927-1961), La Habana, 1961.
  Tolon E. Т., y Gonzalez J. A., Operas cubanas y sus autores, La
 Habana, 1943; О г t i z F., Los bailes y el teatro de los negros en el
 folklore de Cuba, Habana, 1951;
  Carpentier A.,La musica en Cuba, Mexico, [1946]; в рус. пер.- Карп e
 н т ь e p А., Музыка Кубы, М., 1962;
  "Театр", 1961, .N" 3, с. 167-170; "Советская музыка", 1961, Js6 2c.
 104-107. M. Лиц., E. C.
  КИТЕЛЬ, Александр Рафаилович [псевдоним - Homo novus; 14(26). VIII.
 1864-5. X. 1928] - русский литературный и театральный критик, публицист,
 драматург, режиссёр. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1886). Лит.
 деятельность начал в 1882 как журналист. В 1897-1918 редактировал
 театральный журнал Театр и искусством. Многочисл. театр. рецензии,
 статьи о драматургах, театр. портреты и фельетоны К., блестящие по
 стилю, отмечены большой эрудицией, глубоким знанием т-ра, богатством
 наблюдений. Сторонник реализма, К. горячо ратовал за правду в иск-ве,
 боролся с декадентством и модернизмом. Однако, придерживаясь старых
 взглядов на формы организации т-ра, построение спектакля,
 взаимоотношения режиссёра и актёра, К. зачастую недооценивал
 прогрессивные явления в иск-ве (напр., творчество В. Ф. Комисса
 ржевской). Убеждённый сторонник "актёрского театра", непримиримый враг
 "режиссёрского засилья", К. долгое время отрицательно относился к Моск.
 Художеств, т-ру и лишь позже оценил положительные стороны его
 деятельности (статья к 10-летию и речь в день 25-летия МХТ). В 1926 в
 МХТ была пост. пьеса К. "Николай I и декабристы". В 1908 совм. с
 артисткой 3. В. Холмской К. основал т-р сатиры и лит.-театр. пародий -
 Кривое зеркалом, к-рым руководил до 1928. В сов. время сотрудничал в
 периодич. изданиях, возглавлял т-р Госнардома в Петрограде, опубликовал
 ряд книг по вопросам литературы и драматургии. Автор мемуаров.
  Соч.: Утверждение театра, (М-, 1923]; Литературные воспоминания,
 П.М., 1923; Театральные портреты, П.- М., 1923; Тени театра. Театральные
 рассказы, М., 1926;
  Листья с деревьев, Л., 1926; В. Качалов, М.- Л., 1927;
  Ю. М. Юрьев, М.- Л., 1927; Н. Монахов, М.- Л., 1927;
  П. Орленев, М.- Л., 1928; Профили театра, [М.], 1929;
  Русские драматурги, М., 1933.
  Лит.: А. Р. Кугель. Отклики на смерть. Сб. статей, [Л.], 1928. Г. К.
  КУГИРЧАК УЮН (узб. дословно-игра с куклой)- общее название узбекского
 народного кукольного театра. Имеет две разновидности - кол, кугирчак
 (ручные куклы) и чодир хаёл (куклы-марионетки). К. у. возник в далёком
 прошлом в гуще народа. Представления чодир хаёл к началу 20 в. были мало
 распространены и в наст. время встречаются очень редко. Представления
 кол кугирчак существуют и в совр. Узбекистане. Каждая разновидность К.
 у. строила своё представление по определённым схемам, но содержание
 варьировалось, видоизменялось, т. к. исполнители. импровизируя текст,
 включали в канонический сюжет новые эпизоды на злобу дня. остроты, шутки
 и т. д. Представления К. у. отличаются яркой комедийностыо, в дореволюц.
 годы они содержали элементы острой социальной сатиры, осмеивали
 представителей эксплуататорских классов. В Узб. ССР нар. кукольный т-р
 вытесняется современным проф. т-ром кукол и сохранился гл. обр. в
 отдалённых районах.
  Лит.: Гаврилов М., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928;
 Перепелицы на Л. А., Узбекский народный кукольный театр. Ташкент, 1959.
 А. Р.
  КУГУШЕВ, Георгий Иванович [р. 2(14). III. 1896]- русский советский
 режиссёр и актёр оперетты, педагог. Нар. арт. РСФСР (1960). Учился в
 театр. студии С. А. Найдёнова в Ялте (1917-19). С 1923 работал как актёр
 и режиссёр в т-рах оперетты Харькова, Одессы и др. городов. С 1934
 К.худ. рук. (с 1943-гл. реж.) Свердловского т-ра муз. комедии.
 Деятельность К. во мн. определила осн. творч. направление т-ра, борьбу
 за создание сов. оперетты. К. стремится к содержательности опереточного
 спектакля, преодолению опереточных штампов, созданию исполнителями
 индивидуальных характеров, к тщательной разработке массовых сцен.
  Пост.: "Табачный капитан" Щербачёва (1944; Гос. пр. СССР, 1946),
 "Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1935, 1949), "Сорочинская
 ярмарка" Рябова (1937), "Девичий переполох", "Беспокойное счастье"
 Милютина (1945, 1947), "Огоньки" Свиридова (1953), "Марк Береговик"
 Кап-мана по сказам Бажова (1955), "Простор широкий" Родыгина (1961) и
 др. Среди актёрских работ: Кутузов ("Голубой гусар" Рахманова).
  Снимался в кино. Ведёт педагогич. работу в Свердловске. Профессор
 Уральской консерватории.
  Лит.: Янковский М. О., Советский т-р оперетты, М.- Л., 1962; Риф И.,
 Свердловский т-р муз. комедии, Свердловск, 1959. М, Лифш.
  КУДАШЕВ-АШКАЗАРСКИЙ, Ильяс [20.11 (3. III). 1884 - янв. 1942] -
 татарский театральный деятель. Один из основоположников татарского проф.
 т-ра. В 1902-04 организовывал в Казани регулярные лит.-муз. вечера на
 тат. яз., выступал как чтец, певец и музыкант. В 1905 создал в Оренбурге
 Тат. драм. коллектив - первый тат. проф. т-р (впоследствии на основе
 этого коллектива была создана труппа "Сайяр"). В 1906 этот коллектив дал
 первый публичный спектакль "Свет и тьма" по пьесе Островского "В чужом
 пиру похмелье". Вместе с труппой К.-А. гастролировал по городам России.
 Играл Чацкого, Хлестакова в отрывках, пост. его труппой. В 1908
 руководителем труппы стал К. Кариев. К.-А. продолжал создавать тат.
 труппы в разных городах России. После Октябрьской революции вёл
 концертную деятельность. X. К.
  КУДЛИЧ (Kudlicz), Бонавентура (1780-1848) - польский актёр, режиссёр
 и педагог. С 1801 работал в т-ре В. Богуславского, с 1809-в т-ре
 "Народовы" в Варшаве. Выступал в классич. трагедиях и драмах, исполнял
 характерные роли в комедиях. В 1816-48 преподавал и руководил Варшавской
 драм. школой. из к-рой вышли многие лучшие актёры польского т-ра. Из
 воспитанников этой школы в 1829 К. организовал в Варшаве т-р
 "Розмаитости", ставший затем одним из ведущих т-ров Польши.
  Лит.: R a p а с k i W., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz..
 1925. p.
  КУДРЯВЦЕВ, Иван Михайлович [р. 4(16). I. 1898] - русский советский
 актёр. Нар. арт. РСФСР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1918
 учился в драм. студии М. А. Чехова, затем в школе 3-й Студии МХТ (1921).
 С 1924 актёр МХАТа. Первые роли: доктор Лесток ("Елизавета Петровна"
 Смолина), Николка ("Дни Турбиных" Булгакова), мягкостью и обаянием
 отличался образ молодого рабочего Дениски ("Блокада" Вс. Иванова). Игра
 К. отмечена благородной простотой, его творчеству особенно близки
 характеры чистых, самоотверженных людей. преданных передовой идее. Роли:
 Матвеев ("Наша молодость" Кина), лейтенант Фёдоров ("Победители"
 Чирскова, Гос. пр. СССР, 1947), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Тятин
 ("Егор Булычев и другие" я "Достигаев и другие"). К. играет и
 характерные роли: Рюмин ("Дачники"), Зосима ("Братья Карамазовы" по
 Достоевскому). С 1920 занимается педагогич. работой (с 1946-доцент).
  Др. роли: Миша ("Бронепоезд 14-69"), Козловский ("Русские люди"),
 Козлов ("Иван Грозный" А. Н. Толстого), Берёзкин ("Золотая карета"
 Леонова), Серебряков ("Дядя Ваня"), Башкин ("Егор Булычев и другие") и
 т. д. Л. В.
  КУДРЯВЦЕВА, Валентина Васильевна [5(18). II. 1904-10. II.
 1951]-советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919
 окончила Моск. хореогра-фич. уч-ще и дебютировала в Большом т-ре в
 партии Клары ("Щелкунчик"). Исполнила партию Одетты в пост. А.А.
 Горского и В. И. Немировича-Данченко. Среди др. партий К.: Уличная
 танцовщица ("Дон Кихот"), Раймонда; Никия ("Баядерка" Минкуса), Лиза
 ("Тщетная предосторожность"). Голубая птица ("Спящая красавица").
 Метельщица ("Футболист" Оранского), Саламбо ("Саламбо" Аренд са) и др.
 Образы, созданные К., были проникнуты мягкостью, задушевностью,
 искренностью.
  С 1939 К. работала как балетмейстер. Среди пост.:
  Жизель" (Моск. хореографич. т-р "Остров танца", ЦПКиО им. Горького).
 Ставила концертные номера. В 1941-43 - балетмейстер-репетитор Большого
 т-pa. Лит.: "Новая рампа", М., 1924, ј 15, с. 8, 9, .ј 19. 9. Л Ш.
  КУДРЯШОВА, Клавдия Кузьминична (р. 13. XII. 1925)-белорусская
 советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. БССР (1955). Пению училась в
 1946-52 в Моск. консерватории по классу Р. Я. Альперт. С 1952 К. -
 артистка Белорусского т-ра оперы и балета.
  Партии: Алеся ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Ак- синья ("Тихий
 Дон"), Княгиня ("Чародейка" Чайковского), Любава ("Садко"), Кончаковна
 ("Князь Игорь"), Амнерис, Азучена ("Аида", "Трубадур" Верди), Кармен и
 др.
  Лит.: Смольск? Б., Таленав?тая спявачка. [К. К. Кудрашова], в сб.:
 Майстры бсларускай сцэны, М?нск, 1960. Б. С.
  КУЖАМЬЯРОВ, Куддус Ходжамьярович (р. 21. V. 1918) - уйгурский
 советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Каз. ССР (1954). Чл.
 Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета Каз. ССР 5-го созыва. В
 1951 окончил консерваторию в Алма-Ате (кл. Е. Г. Брусилове кого), в
 1951-52 учился в Московской консерватории (кл. проф. В. Я. Шебалина). К.
 - автор первой уйгурской оперы "Назугум" (1956, Т-р оперы и балета им.
 Абая, Алма-Ата), оперы Золотые горы" (совм. с Н. Тлендеевым, 1960, там
 же), музыки к спектаклю Уйгур, муз.-драм. т-ра "Са-дыр-Палуан" Махпирова
 и др. соч. В своих сценических произведениях К. использует уйгурский
 мелос. С 1953 преподаёт в консерватории в Алма-Ате. Гос. пр. СССР
 (1951). Б.Е.
  КУЗА, Валентина (наст. имя-Евфросинья) Ивановна [1868-15(28). V.
 1910] - русская артистка оперы (сопрано). Училась в Петерб.
 консерватории у С. И. Га-беля и Н. А. Ирецкой; совершенствовалась в
 Париже у М. Ласси. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в
 1894. С этого года - одна из ведущих певиц Мариинского т-ра. К. обладала
 голосом большой силы, густого, бархатного тембра, ярким сценич.
 темпераментом. Исполняла драматич. и лирич. партии:
  Ярославна, Лиза; Валентина ("Гугеноты"), Недда ("Паяцы"), Елизавета
 ("Тангейзер"), Была первой исполнительницей партии Сервилии в о. п.
 Римского-Корсакова.
  Лит.: Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, [Л.], 1949.
  КУЗА, Василий Васильевич [16(29). V. 1902 - 23. VII. 1941] - русский
 советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1937). Учился в театр. студии
 Смирнова и студии при Т-ре Соловцова в Киеве. В 1921 поступил в Студию
 Вахтангова (3-я Студия МХТ) в Москве. Обладая прекрасными внешними и
 сценич. данными, темпераментом, К. сыграл роли Фердинанда; Калафа
 ("Принцесса Турандот" Гоцци). Был одним из первых создателей героич.
 образов в сов. пьесах: Годун ("Разлом" Лавренёва), Бродский
 ("Интервенция" Славина), Семён Котко ("Шёл солдат с фронта" Катаева),
 коммунист Вейссель ("Флоридсдорф" Вольфа). Способность К. к яркой
 характерности проявилась в роли глухого дирижёра ("Лев Гурыч Синичкин"
 Ленского), сыгранной им в гротескно-водевильной манере. Тонко раскрывал
 К. опустошённость Растиньяка ("Человеческая комедия" по Бальзаку), князя
 Звездича ("Маскарад"). К. выступал также как режиссёр. Пост. "Большой
 день" Киршона (1937), участвовал в пост. спектаклей "Трус" Крона (1936).
 "Человек с ружьём" (1937);
  "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (1940). Был зам. директора Т-ра им.
 Вахтангова по художественной части. Ставил спектакли в 4-м
 Колхозно-совхозном т-ре Горьковской обл., руководил Рабочим т-ром завода
 "Каучук". Погиб от бомбы, попавшей в здание Театра им. Вахтангова во
 время налёта нем.-фаш. авиации. В. Af.-M;
  КУЗЕН-ЖАК (Cousin Jacques; наст. имя и фам.- Луи Абель Бефруа де
 Реньи; Beffroy de Reigny) (6. XI. 1757-17. XII. 1811) - французский
 драматург, либреттист, композитор. Автор мн. комедий с музыкой (сочинял
 сам), пением и танцами. Во время франц. бурж. революции конца 18 в.
 пьеса "Никодем на луне, или Мирная революция" (1790, "Т-р франсе комик э
 лирик") выдержала ок. 400 представлений. В ней обличались дореволюц.
 порядки, однако вмешательство "доброго" монарха приводило действие к
 благополучной развязке. В водевиле "Клуб честных людей, или Французский
 кюре" (1791, "Т-р де месье") К.-Ж. проповедовал классовое
 сотрудничество. Революц. настроенность К.-Ж. проявилась в пьесах
 якобинского периода: в апофеозе "Дело идёт, или Квакер во Франции"
 (1793, т-р "Фейдо") автор предостерегает французов от подражания
 Америке, где развращающая сила золота уничтожила равенство, в патриотич.
 пьесе "Вся Греция, или На что способна свобода" (1794, т-р "Опера")
 прославляется борьба республиканцев против вторжения поработителей.
 После термидорианского контрреволюц. переворота 1794 К.-Ж. отошёл от
 актуальных тем, писал чувствит. аполитичные комедии - "Жан-Батист"
 (1798, т-р "Фейдо") и др.
  Соч.: Nicodeme dans la lune, ou la Revolution pacifique, P., 1791.
  Лит.: Державин К. Н., Театр Французской революции. 1789-1799, M.-Л.,
 1937; История французской литературы, т. 2, M., 1956; L е с о с q G.,
 Notes et documents sur Beffroy de Reigny, dit le Cousin Jacques, Laon,
 1874;
  D'E s t г e e P., Le theatre sous la terreur, P., 1913; W e s-t е г с
 a m p Ch., Beffroy de Reigny, dit le Cousin Jacques (1757-1811), Laon,
 1930. Я. Шр.
  "КУЗНЕЦ ВАКУЛА" - см. "Черевички".
  КУЗНЕЦОВ, Виктор Иванович (р. 1911)- русский советский актёр. Нар.
 арт. РСФСР (1955). На сцене- с 1930, работал в т-рах Архангельска,
 Калинина, Брянска, в 1939-59-актёр Куйбышевского драм. т-ра, с 1959 -
 Горьковского т-ра драмы. Роли: Годун ("Разлом"), Сергей Луконин ("Парень
 из нашего города"), Огнев ("Фронт"), Горбунов ("Офицер флота" Крона),
 Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Дронов, Новиков ("Всё остаётся
 людям", "Палата" Алёшина). Исполнил роль С. М. Кирова в спектакле
 "Крепость на Волге" Кремлёва (Гос. пр. СССР, 1949). В рус. классике -
 Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А. Толстого), Тригорин, Вершинин ("Чайка",
 "Три сестры");
  Черкун, Муратов ("Варвары", "Зыковы"), Каренин ("Анна Каренина").
  КУЗНЕЦОВ, Дмитрий Иванович [1827-12(25). V. 1901] -русский артист
 балета. В 1842 окончил Моск. театр. школу по кл. флейты. Одновременно
 занимался у балетмейстера Т. Герино. В 1843 поступил фигурантом в
 балетную труппу Большого т-ра. В 1847-48 совершенствовался в Петерб.
 театр. уч-ще, затем вернулся в Москву и был принят в труппу Большого
 т-ра корифеем. С 1851 К.- солист труппы. Был партнёром крупнейших
 танцовщиц - Е. Санковской, Е. И. Андреяновой, Ф. Эльслер, А. И.
 Собещанской, А. Гранцовой, П. П. Лебедевой и др. К. был сильным
 классическим танцовщиком. Среди его лучших партий: Феб ("Эсмеральда"),
 Конрад ("Корсар"), Рудольф ("Дева Дуная" Адана), Антонио ("Наяда и
 рыбак" Пуни), Валентин ("Фауст" Паница и Пуни) и др.
  В 1850-54 преподавал в Московской театральной школе. В 1862 перешёл
 на мимические роли, а в 1883 покинул сцену.
  Лит.: "ЕИТ". Сезон 1900-1901, СПБ, с. 304-305.
  Г. Ш.
  КУЗНЕЦОВ, Евгений Михайлович (3.1. 1900-27. III. 1958) - русский
 советский театровед и критик. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Крупный
 знаток эстрады, цирка, массовых нар. зрелищ.Театрально-критич. работу
 начал в 1919 в Петрогр. отделе т-ров и зрелищ в "Красной газете". С 1928
 руководил Ленингр. музеем цирка. В 1938-57 К. был художеств.
 руководителем Ленингр. и Моск. цирков и художеств. руководителем
 управления цирками СССР. По сценариям К. в Ленингр. цирке пост.
 пантомимы "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936), "Тайга в огне"
 (совм. с Б. Бродянским, 1938, в Моск. цирке, 1939). К.- организатор и
 первый редактор журн. "Советский цирк" (1957-58), автор первых книг по
 истории сов. и европейского цирка.
  Соч.: Чему смеетесь? Отрывки из книги "Театр России семнадцатого
 года", в кн.: Арена. Театральный альманах, Пг., 1924; Цирк, M. - Л.,
 1931; Советский цирк, Л.-М., 1938 [под ред. К.];Арена и люди советского
 циркау Л.- М., 1947; И. Ф. Горбунов, М., 1947; Из прошлого русской
 эстрады, М., 1958; Последний послужной список Ф. И. Шаляпина, в кн.: Ф.
 И. Шаляпин, т. 2, М., 1958у с. 345-73; Комиссар театров, в кн.: М. Ф.
 Андреева, М. 1961, с. 409-22.
  Лит.: Кузнецов Е. М., "Советский цирк", М., 1958 ј 4; Смирно в-С
 окольский Н., Книга, которую ждут артисты эстрады, [предисл. ], в кн.:
 Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дрейден С., Ставьте,
 пробуйте, начинайте!, "Советский цирк", М., 1959, .Na 4; К р ы ж и ц к и
 и Г., Тернистый путь веселого жанра, "Театральная жизнь", 1959, JsTs 19;
 Яр он Г., Из прошлого нашей эстрады, "Театр", 1959, ј 6; Д м и т р и е в
 Ю., Советский цирк, М., 1963. С. Др
  КУЗНЕЦОВ, Константин Алексеевич [9(21). IX.* 1883 - 25. V. 1953] -
 русский советский музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1943),
 профессор (1943). Получил юридич. образование в Моск. ун-те и
 философское в Гейдельбергском ун-те. Доктор философии и магистр
 свободных иск-в (1906, Гейдельберг), магистр Моск. ун-та (1913) и доктор
 Харьковского ун-та (1915). Вёл педагогич. работу в Моск. консерватории.
  Соч.: Этюды о музыке, Одесса, 1919 (Глинка и Даргомыжский,
 Римский-Корсаков, Чайковский и др.); Музыкально-исторические портреты,

<< Пред.           стр. 422 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу