<< Пред.           стр. 424 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тат. АССР С. С. Бергольц, гл. реж.-засл. деят. иск-в Молд. ССР Г. М.
 Геловани, гл. балетм.- засл. деят. иск-в РСФСР Н. В. Данилова, гл.
 хормейстер - М. В. Мертенс, гл. худ. - М. А. Мурзин. А. Ив.
  КУККИ (Cucchi), Клаудина (6. III. 1834-8. III. 1913) - итальянская
 артистка балета. В 1848 обучалась в Академии танца при "Ла Скала".
 Ученица К. Блазиса и А. Хусса. В 1853 К.-солистка балетной труппы "Ла
 Скала". В 1855 дебютировала в Парижской Опере. В 1857-68 -
 прима-балерина Венского придворного оперного т-ра. Одновременно
 выступала во мн. т-рах Европы (Берлин, Лондон, Прага, Будапешт и др.). В
 1865-66 гастролировала в Петербурге и Москве, где исполняла гл. партии в
 балетах "Эсме-ральда", "Катарина, дочь разбойника" Пуни и др. Позднее
 выступала в Венеции, Женеве (1869-70), затем в Каире, Флоренции, Падуе,
 Неаполе, Вене и др. После 1873 оставила сцену.
  К. - автор воспоминаний "Двадцать лет на подмостках сцены" (изд.
 1904).
  Соч.: Venti anni di palcoscenico: ricordi artistici, Roma, 1904. Г.
 Ш.
  КУКЛИН, Николай Никанорович [27. IV (9.V). 1886-7. VII. 1950] -
 русский советский артист оперы (драматич. тенор). Засл. арт. РСФСР
 (1933). Пению обучался в Петербурге: в Придворной певческой капелле
 (окончил в 1906) и консерватории (окончил в 1914). В 1909-15 преподавал
 пение в разл. учебных заведениях Петербурга. Участвовал в спектаклях
 Муз.-историч. об-ва им. А. Шереметева (исполнял партию Парсифаля в
 первой пост. о. п. Вагнера в России в 1914). С 1917 пел в Т-ре муз.
 драмы, в 1918-34 в Ленингр. академич. т-ре оперы и балета. Партии:
 Герман, Хозе; Зигфрид ("Гибель богов" Вагнера), Ирод ("Саломея" Р.
 Штрауса) и др. Выступал в концертах, участвовал в ораториях, мессах,
 кантатах.
  КУКЛИНА-ВРАНА, Нина Константиновна (р. 7(20).!. 1915] - русская
 советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Нар.
 арт. Казах. ССР (1947). В 1949 окончила Муз.-педагогич. ин-т им.
 Гнесиных. Впервые выступила на оперной сцене в Иркутске в 1935. В
 1938-39 К.-В. - солистка Пермской оперы, в 1939-41-Оперного т-ра им.
 Станиславского, в 1941-58-русской труппы Казахского т-ра оперы и балета.
 Партии: Марфа; Антонида, Людмила ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"),
 Виолетта, Розина и др. Вела педагогич. работу в консерватории в
 Алма-Ате, с 1962 преподаёт в Киевской консерватории. Занимается
 концертной деятельностью. Б. Е.
  КУКЛОВОД - актёр театра кукол. Создаёт художественный образ при
 помощи куклы, приводимой им в действие. По способу устройства кукол и
 управления ими различаются: 1) невропасты (выступают с марионетками -
 куклами на нитях); 2) актёры, работающие с т. н. верховыми куклами
 (Петрушкщ "перчаточные" куклы, надеваемые на руку, куклы на тростях,
 механические куклы; эти куклы показываются чаще всего из-за ширмы, за
 к-рой спрятан актёр); 3) ак1ёры т-ра теней, управляющие (с помощью
 особых тростей-палочек) плоскостными фигурами, проектируемыми на экран
 как тени или силуэты (см. Театр кукол). Н. См.
  КУКОЛЬНИК, Нестор Васильевич [8(20).IX.1809- 8 (20). XII. 1868] -
 русский драматург и поэт. Окончил Гимназию высших наук в Нежине. Был
 учителем рус. яз. и словесности, служил в министерстве финансов и
 военном министерстве. Первая пьеса К. - драм. фантазия "Торквато Tacco"
 (1833) - посв. жизни известного итал. поэта. К. писал гл. обр. исто-рич.
 пьесы. Драматургия К., представителя реакц. романтизма, отличалась
 монархич. направленностью, псевдонародностью. В его националистич.
 пьесах, написанных цветистым слогом, изображаются убийства, отравления,
 в них нет характеров, подлинных конфликтов. Герои К. - рупоры реакц.
 идей, высказываемых в риторич. форме. В 1833 К. написал пьесу "Рука
 всевышнего отечество спасла" (пост. в том же году), выспренне
 показывавшую избрание на престол Михаила Романова, прославляющую
 самодержавие. Восторженно встреченная реакционерами и Николаем I, эта
 пьеса была осмеяна представителями прогрессивного лагеря (критиковавший
 её "Московский телеграф" подвергся правительственному запрещению за
 "антипатриотический выпад"). Такой же приём встретили и последующие
 исторические пьесы К.: "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский" (1835),
 "Иван Рябов - рыбак архангелогородский" (1839), "Князь Даниил Холмский"
 (1841) и др.
  К. обладал поэтич. дарованием, нек-рые его стихотворения - "Прощание
 с Петербургом", "Сомнение", "Жаворонок", положенные Глинкой на музыку,
 до сих пор исполняются на концертной эстраде.
  Соч.: Сочинения в десяти томах, СПБ, 1851-1853 (тт. 4-6).
  Лит.: Кони Ф., Русские театры, "Пантеон Русского и всех европейских
 театров", часть II, 1841, .ј 6; В а р н е-к e Б. В., История русского
 театра, 2 изд.. П., 1913, с. 460-468; Данилов С., Очерки по истории
 русского драматического театра, М.- Л., 1948, с. 248-249; Б е-л и иски и
 В. Г., Рус. литература в 1843 г., Собр. соч., т. 2, М., 1948. Ю. Д.
  "КУКОЛЬНЫЙ ДОМ" ("Et Dukkehjem"; в ряде изданий и постановок-"Нора")
 - драма в 3 д. Г. Ибсена. Соч. 1879. Пост. в декабре 1879 в Королевском
 т-ре, Копенгаген; затем в др. т-рах стран Скандинавии. Одна из первых
 исполнительниц роли Норы в Норвегии - Ю. Дюбвад. "К. д." ставили:
 Королевский т-р, Еерлин (1879), Гамбургский т-р (1879; Нора -
 Ниман-Рабе; по настоянию актрисы финал пьесы был переделан. Нора не
 оставляла мужа и детей). Мюнхенский т-р (1880; Нора - Рамло),
 "Резиденц-театр", Берлин (1881), "Маколи-т-р", Луисвилл, США (1882;
  Нора - Моджеевская), Польский т-р, Познань (1883;
  Нора - Запольская), Берлинский т-р (1892; Нора - Зорма), Т-р
 "Новелти", Лондон (1889; Нора - Ачерч), Краковский т-р (1839;
 Нора-Запольская), Свободный нар. т-р, Берлин (1891), т-р "Водевиль",
 Париж (1894; Нора - Режан), т-р "Эвр", Париж (1905; Нора - Депре),
 Афины, Т-р К. Андреади (30-е годы; Нора-Андреади), "Бирмингемский
 репертуарный т-р" (1927), "Дыок оф йоркс т-р", Лондон (1939;
  Нора - Манхейм), "Пикколо-театро", Милан (1951; Нора- Бриньоне), т-р
 "Скала", Вена (1955; Нора - Пелиховская), Т-р в Монтевидео (1954),
 Драматич. т-р, Стокгольм (1962;
  Нора - Вольгрен), "Нем. т-р", Берлин (ГДР) (1956; Нора- Улен),
 Пекинский молодёжный художеств. т-р (1956) и мн. др.
  Нору играли Capa Бернар, Дузе (впервые выступила в этой роли в 1890 в
 Петербурге), И. и Э. Граматика (Италия), Л. Питоева (Франция),позже Д.
 Делорм (Франция). Первая рус. пост.-8 февр. 1884, Александрийский т-р
 (бенефис Савиной, Нора - Савина; возобн.-1900, Нора - Потоцкая), Т-р
 Корша (1891), т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург (1895; Нора -
 Яворская), т-р Комиссаржевской (1904, февр.- в Москве на гастролях,
 сент.- в Петербурге; Нора- Комиссаржевская; возобн. 1906, реж.
 Мейерхольд, Нора - Комиссаржевская), т-р в Озерках (1905; Нора -
 Рощина-Инсарова), Малый т-р (1911; Нора - Шухмина), т-р Таврического
 дворца, Петербург (1913). Среди исполнительниц роли Норы на провинц.
 сцене - О. Я. Азагарова, М. И. Вели-зарий, П. Л. Вульф, А. Я.
 Глама-Мещерская, М. М. Глебова. Н. М. Гондатти, М. И. Жвирблис, А. И.
 Кварталова, Е. М. Мунт. А. А. Пасхалова, О. В. Холмская, В. Л. Юрене-ва
 и др.
  На сов. сцене "К. д." ставили: Петрогр. академич. т-р драмы (1921;
 Нора- Ведринская), Т-р актёра, Москва (1922; реж. Мейерхольд, Нора -
 Рутковская, под назв. "Трагедия о Норе"), Т-р им. МГСПС (1923),Ленингр.
 т-р драмы им. Пушкина (1936; реж. Бабочкин, Нора-Карякина), Т-р им.
 Сун-дукяна(1937, 1940; Нора-Восканян), Горьковский т-р (1938;
  Нора-Горянская), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1939;
 Нора-Гиацинтова), Бакинский рус. т-р (1939; Нора- Бабичева); Одесский
 (1940; Нора - Бугова), Куйбышевский (1940; Нора - Чекмасова),
 Ростовский-на-Дону (1940;
  Нора - Незванова), Архангельский (1948; Нора - Баранова) т-ры;
 Ленингр. Новый т-р (1948; реж. Бромлей, Нора - Ко-роткевич), Т-р драмы
 Латв. ССР (1950; Нора - Лине), Т-р им. Янки Купалы (1954; Нора -
 Жданович), Саратовский т-р (1958; Нора - Гурская), Т-р им. Моссовета
 (1959;
  Нора - Орлова, Саввина), Вильнюсский т-р (1959; Нора - Миронайтс),
 МХАТ (1960; Нора - Калинина), Калининский т-р (1960; Нора - Серова) и
 др.
  Издания: Первая публикация "К. д." - 1879; первый рус. пер. П. И.
 Вейнберга-СПБ, 1883. Из сов. изданий - Ибсен Г., Собр. соч., т. 3, M.,
 1957.
  Лит.: Иванов И., Элеонора Дузэ, "Артист", М., 1892, .N"19;
 СементковскийР., О подлинной Норе, "ЕИТ", 1914, вып. 5, с. 97-116;
 Тальников Д., Ко-миссаржевская, М.- Л., 1939; Гардин В. Р., Жизнь и труд
 артиста, М., 1960, с. 56-67; A g a t a J., The amazing theatre. L.,
 [1939 ], p. 220-24; D u r s i M., Cinque festival di prosa, [s. l.],
 1956. p. 38-40; N i l s s o n N. A., Ibsen in Russland, Stockh., 1958,
 S. 36-51. А. Шн.
  КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Театр кукол. КУКОТОВ, Пётр Петрович [р. 5 (18).
 X. 1908] - русский советский артист оперы (лирико-драмати-ческий тенор).
 Нар. арт. Башк. АССР (1957). Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси
 в 1934. Работал в т-рах Саратова, Казани, Куйбышева, Горького,
 Ленинграда, Харькова и др. городов. С 1946 К.- солист Башк. т-ра оперы и
 балета. Партии: Герман;
  Андрей, В акула, Юрий ("Мазепа", "Черевички", "Чародейка"
 Чайковского), Лыков ("Царская невеста"), Дубровский (о. п. Направника),
 Ионтек ("Галька" Монюшко), Ричард, Манрико ("Бал-маскарад", "Трубадур"
 Верди), Радамес, Хозе; Писарь ("Салават Юлаев" 3. Исмагилова) и др. А.
 .Ив.
  КУКУЛАДЗЕ, Карл Ноевич (р. 25. VII. 1911)- грузинский советский
 художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с
 1942. В 1922-25 учился в студии живописи М. Тоидзе. В 1931 окончил
 Академию художеств Грузии по классам живописи у E. E. Лансере, декорац.
 иск-ва у Д. Н. Какабадзе. В 1931-34 работал в Т-ре оперы и балета им. 3.
 Палиашвили, с 1946 - гл. художник этого т-ра. В 1934-41 - в Большом т-ре
 СССР.
  Оформил спектакли: "Баши-Ачуки" Кереселидзе (1946), "Сказание о Шота
 Руставели" Аракишвили (1947),Лашкара" Андриашвили (1949), "Мзия"
 Баланчивадзе (1949), "Дубровский" Направника (1950), "Лакме" (1953);
 "Крутнява" Сухо-ня (1959), "Красный мак" (1948), "Лебединое озеро",
 "Щелкунчик", "Спящая красавица" (1954-1959). Создал монументальные и
 лаконичные декорации к операм "Десница великого мастера" Мшвелидзе
 (1961) и "Гантиади" Геджад-зе (1961). Я. Э.
  КУКУЛЕВИЧ-САКЦИНСКИЙ (КукулевиЬ-Сак-цински), Иван (29.V.1816-1. VIII.
 1889) - хорватский политический деятель, историк, поэт, драматург.
 Написал историч. драмы "Юран и София, или Турки около Сисака" (1839, т-р
 г. Сисак), "Степко Шубич" (изд. 1841), пьесы "Потуреченный" (изд. 1867),
 "Мару-ла) (изд. 1879). Основная тема драм К.-С.-конфликт между
 христианством и мусульманством.
  Лит.: Д e ж ел и h Д., Иван Кукул"евиП-Сакцински, "Гласоноша", 1862,
 [.ј] 2, с. 56-59. М. Ник.
  КУЛАЛАЕВ, Ахмет (наст. фам. - Ишмуратов) (1887-22.1.1924)-татарский
 актёр. Чл. Коммунистич. партии с 1919. В 1907 поступил в труппу "Сайяр",
 где работал до нач. 1914. В годы гражданской войны организовал драм.
 кружки, ставил спектакли. Играл драматич. и комедийные роли: Мурат ara
 ("Голод заставил" Велия, 1909), Низаметдин бай ("Учёные и невежды"
 Кудашева-Ашказарского, 1908), Сиразет-дин ("Банкрот" Г. Камала, 1912),
 Тихон ("Гроза", 1914) и др. X. Г.
  КУЛАХМЕТОВ, Гафур [4(16).V.1881-1.IV.1918]- татарский драматург. В
 1902 окончил учит. школу и до 1912 преподавал. Вёл революц.
 деятельность. В 1906 К. написал пьесу "Две мысли", в к-рой в ал-легорич.
 форме утверждал неизбежную победу идей социализма. В 1908 закончил драму
 "Молодая жизнь", где впервые в тат. лит-ре были созданы образы
 большевиков-подпольщиков, пьеса развенчивала пропаганду классового мира
 среди единоверцев, призывала к объединению всех трудящихся. К. был одним
 из организаторов труппы "Молодёжь" (1906), положивший начало тат. т-ру,
 участвовал в спектаклях (под фам. Ширалиев). До Октябрьской революции
 пьесы К. были запрещены. "Молодая жизнь" поставлена труппой "Сайяр" в
 1917, "Две мысли" - первой мусульманской труппой в 1919. В сов. время
 "Две мысли" и "Молодая жизнь" неоднократно ставились на сцене Т-ра им.
 Камала. К. помогал развитию тат. проф. т-ра, утверждал демократич.
 направленность нац. искусства. Ф. Г.
  КУЛЕШбВ, Александр Фёдорович (28. IX. 1906- 6. X. 1961) - русский
 советский актёр. Hap. арт. Кирг. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с
 1945. Проф. сценич. деятельность начал в 1928 в Ленингр. т-ре "Красный
 молот". Затем работал во Вседонецком передвижном т-ре (1931-35),
 Уфимском рус. т-ре (1935-37). С 1937-актёр Рус. драматического т-ра в г.
 Фрунзе.
  . Роли: Берсенев ("Разлом"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Тетерев
 ("Мещане"), Лаагус ("Два лагеря" Якобсона), Степанов ("Директор"
 Алёшина), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Забелин ("Кремлёвские
 куранты"), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова).
  Лит.: А. Ф. Кулешов, Фрунзе, 1958 (к декаде). Д.Бр.
  КУЛЕШбВ, Константин Фёдорович [р. 22.V(4.VI). 1909]-русский советский
 театр. художник. Засл. художник РСФСР (1963). Учился в Студии живописи и
 рисунка Д. Н. Кардовского (1924-27) и в Техникуме
 художественно-кустарной промышленности. В 1927 поступил в Ленингр. ин-т
 изобразительного иск-ва на театрально-декоративно-конструкторский ф-т
 (Ленингр. Академия художеств). По окончании ин-та (1931) начал
 самостоят, творческую деятельность. В 1931-36 был художником моек. Т-ра
 Революции. В 1941-46--главный художник Московского театра им. Ермоловой.
 Оформлял спектакли в др. т-рах Москвы. С 1954 - гл. художник моек. Т-ра
 им. Маяковского. Декорации К. лаконичны, красочны, оригинальны по
 конструктивному и образному решению.
  Спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (1939, Центр. т-р Красной
 Армии), "Парень из нашего города" (1942), "Русские люди" (1942);
 "Укрощение укротителя" Флетчера (1945, Моск. т-р им. Ермоловой), "Цветы
 живые" Погодина (1960, Моск. т-р им. Ленинского комсомола); в Т-ре им.
 Маяковского: "Гостиница "Астория"" (1956), "Океан" (1961) Штейна,
 "Кресло ј 16" Угрюмова (1957), "Маленькая студентка" (1959), "Голубая
 рапсодия" (1962) Погодина, "Побег из ночи" бр. Тур (1958), "Украденная
 жизнь" Каору Мо-римото (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960),
 "Мамаша Кураж и её дети" Брехта (1960), Поворот ключа" Кундера (1963) и
 др.
  КУЛИЕВ, Тофик Алекпер оглы (р. 7. XI. 1917) - азербайджанский
 советский композитор. Засл. деят. пск-в Азерб. ССР (1959). В 1951
 окончил Моск. консерваторию (кл. композиции Е. К. Голубева, кл.
 дирижирования Л. М. Гинзбурга), в 1954 - аспирантуру консерватории (рук.
 А. В. Гаук). К. - автор муз. комедии "Актриса" (1943, Азерб. т-р муз.
 комедии, Баку), "Золотоискатели" (1960, там же), музыки к спектаклям:
 "Двенадцатая ночь"; "На дальних берегах" Касумова и Сеидбейли, "Чудак"
 Хикмета (1946, 1956, 1956, Т-р им. Азизбекова), "Заря над Каспием"
 Касумова (1951, Моск. т-р им. Ермоловой), а также ряда соч. в др.
 жанрах. В своих соч. К. широко использует ладово-интонац. особенности
 азерб. народного мелоса. К. Кае.
  КУЛИЕВА, Мая (Маманджан; р. 1920)-туркменская советская артистка
 оперы (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич.
 партии с 1947. Деп.
  Верх. Совета Туркм. ССР 2-4-го созывов. Училась в Моск. консерватории
 (1938-41). С 1941 - солистка Театра оперы и балета им .Мах-тумкули.
 Исполнение К. отличается проникновенным лиризмом, глубокой
 эмоциональностью.
  Партии: Шасенем, Айна ("Шасенем и Гариб", "Айна" Шапошникова и
 Овезова), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова), Гунчаби ("Роза
 и соловей" Шапошникова), Лейли ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова),
 Абадан (о. п. Мейтуса и Кулиева), Марфа, Татьяна; Недда ("Паяцы"),
 Чио-Чио-сан, Микаэла; Маргарита ("Фауст") и др.
  Лит.: Аннадурдыева Л., Народная артистка СССР Мая Кулиева, Ашхабад,
 1960; К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад, 1962
 (обе на туркм. яз.). Л. АН.
  КУЛИКОВ (псевд. - Н. Крестовский), Николай Иванович (1812-91) -
 русский драматург, актёр и режиссёр. Один из членов театр. семьи
 Куликовых (сестры К. -актрисы П. И. Орлова и А. И. Шуберт). Окончив
 Моск. театр. уч-ще (1830), поступил в театр. оркестр в качестве
 виолончелиста. Вскоре перешёл в моек. драм. труппу. В 1837 был переведён
 в Александрийский т-р (играл роли первых любовников), в 1838 занял
 должность режиссёра. Не обладая режиссёрским талантом, К. исполнял гл.
 обр. административные функции. В 1852 ушёл из т-ра. К. принадлежат
 драмы, водевили, либретто для опер и оперетт, инсценировки классич.
 произведений. Большинство пьес К. основано на анекдотах; они лишены
 характеров, написаны невыразительным языком. Среди его лучших соч. -
 водевили "Скандал в благородном семействе" и "Ворона в павлиньих перьях"
 (1853).
  Соч.: Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .N'a 1-11, 13-15,
 17-22.
  Лит.: Список драматических произведений Н. И. Куликова, "ЕИТ". Сезон
 1890-1891, СПБ, 1892. Ю. Д.
  КУЛИКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 19ое)- русский советский актёр и
 режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В 1925 окончил Ленингр. театр.
 ин-т. В 1925-27 - актёр Ленингр. т-'pa драмы им. Пушкина. Режиссёрскую
 деятельность начал в 1933 в Таганроге. В 1936-38 работал в Ленингр. т-ре
 Комедии, в 1941-53 - худ. рук. Оренбургского т-ра, в 1954-60 - реж.
 Иркутского т-ра, с 1960 - гл. реж. Краснодарского т-ра.
  В Оренбурге пост. спектакли: "Старик" Горького (1946), "Машенька"
 (1947), "Русский вопрос" (1947, играл Смита);
  "Хлеб наш насущный" Вирты (1947), "Обрыв" по Гончарову (1949),
 "Дубовы" Пистоленко (1949). Играл роли:
  Хлестакова; царя Фёдора Иоанновича (о. п. А. К. Толстого), Фёдора
 Протасова ("Живой труп") и др. В Иркутске пост. "Персональное дело"
 Штейна (1955), "Крутые перекаты" Маляревского (1956), "Маскарад" (1956,
 играл Арбенина);
  "Рембрандт" Кедрина (1957, играл Рембрандта), "Третья патетическая"
 Погодина (1959). Э. К.
  КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские части
 театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по
 бокам сцены параллельно или под углом к рампе. К. вместе с другими
 частями декорации составляют художеств. оформление спектакля. Вместе с
 тем они выполняют и технич. функции, скрывая от зрителей служебные
 (боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К. наз. сукнами;
 вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. К. впервые были
 применены в 1619 в т-ре Фарнезе в Парме (Италия). В те времена К.
 прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в
 щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе. Эта
 кулисная система надолго определила классич. форму оборудования сценич.
 коробки: бока сцены ограничиваются К., верх - падугами, а глубина -
 задником. В совр. т-ре постоянных К. на жёстких конструкциях не
 существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и
 образующие вместе с портальной падугой декоративный портал. На внутр.
 стороне каркаса жёстких (часто металлических) портальных К. укрепляют
 осветит. аппаратуру и мостики, к-рыми пользуются осветители.
 Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями.
  В переносном смысле К. - часть т-ра, находящаяся позади занавеса,

<< Пред.           стр. 424 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу