<< Пред. стр. 424 (из 913) След. >>
Тат. АССР С. С. Бергольц, гл. реж.-засл. деят. иск-в Молд. ССР Г. М.Геловани, гл. балетм.- засл. деят. иск-в РСФСР Н. В. Данилова, гл.
хормейстер - М. В. Мертенс, гл. худ. - М. А. Мурзин. А. Ив.
КУККИ (Cucchi), Клаудина (6. III. 1834-8. III. 1913) - итальянская
артистка балета. В 1848 обучалась в Академии танца при "Ла Скала".
Ученица К. Блазиса и А. Хусса. В 1853 К.-солистка балетной труппы "Ла
Скала". В 1855 дебютировала в Парижской Опере. В 1857-68 -
прима-балерина Венского придворного оперного т-ра. Одновременно
выступала во мн. т-рах Европы (Берлин, Лондон, Прага, Будапешт и др.). В
1865-66 гастролировала в Петербурге и Москве, где исполняла гл. партии в
балетах "Эсме-ральда", "Катарина, дочь разбойника" Пуни и др. Позднее
выступала в Венеции, Женеве (1869-70), затем в Каире, Флоренции, Падуе,
Неаполе, Вене и др. После 1873 оставила сцену.
К. - автор воспоминаний "Двадцать лет на подмостках сцены" (изд.
1904).
Соч.: Venti anni di palcoscenico: ricordi artistici, Roma, 1904. Г.
Ш.
КУКЛИН, Николай Никанорович [27. IV (9.V). 1886-7. VII. 1950] -
русский советский артист оперы (драматич. тенор). Засл. арт. РСФСР
(1933). Пению обучался в Петербурге: в Придворной певческой капелле
(окончил в 1906) и консерватории (окончил в 1914). В 1909-15 преподавал
пение в разл. учебных заведениях Петербурга. Участвовал в спектаклях
Муз.-историч. об-ва им. А. Шереметева (исполнял партию Парсифаля в
первой пост. о. п. Вагнера в России в 1914). С 1917 пел в Т-ре муз.
драмы, в 1918-34 в Ленингр. академич. т-ре оперы и балета. Партии:
Герман, Хозе; Зигфрид ("Гибель богов" Вагнера), Ирод ("Саломея" Р.
Штрауса) и др. Выступал в концертах, участвовал в ораториях, мессах,
кантатах.
КУКЛИНА-ВРАНА, Нина Константиновна (р. 7(20).!. 1915] - русская
советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Нар.
арт. Казах. ССР (1947). В 1949 окончила Муз.-педагогич. ин-т им.
Гнесиных. Впервые выступила на оперной сцене в Иркутске в 1935. В
1938-39 К.-В. - солистка Пермской оперы, в 1939-41-Оперного т-ра им.
Станиславского, в 1941-58-русской труппы Казахского т-ра оперы и балета.
Партии: Марфа; Антонида, Людмила ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"),
Виолетта, Розина и др. Вела педагогич. работу в консерватории в
Алма-Ате, с 1962 преподаёт в Киевской консерватории. Занимается
концертной деятельностью. Б. Е.
КУКЛОВОД - актёр театра кукол. Создаёт художественный образ при
помощи куклы, приводимой им в действие. По способу устройства кукол и
управления ими различаются: 1) невропасты (выступают с марионетками -
куклами на нитях); 2) актёры, работающие с т. н. верховыми куклами
(Петрушкщ "перчаточные" куклы, надеваемые на руку, куклы на тростях,
механические куклы; эти куклы показываются чаще всего из-за ширмы, за
к-рой спрятан актёр); 3) ак1ёры т-ра теней, управляющие (с помощью
особых тростей-палочек) плоскостными фигурами, проектируемыми на экран
как тени или силуэты (см. Театр кукол). Н. См.
КУКОЛЬНИК, Нестор Васильевич [8(20).IX.1809- 8 (20). XII. 1868] -
русский драматург и поэт. Окончил Гимназию высших наук в Нежине. Был
учителем рус. яз. и словесности, служил в министерстве финансов и
военном министерстве. Первая пьеса К. - драм. фантазия "Торквато Tacco"
(1833) - посв. жизни известного итал. поэта. К. писал гл. обр. исто-рич.
пьесы. Драматургия К., представителя реакц. романтизма, отличалась
монархич. направленностью, псевдонародностью. В его националистич.
пьесах, написанных цветистым слогом, изображаются убийства, отравления,
в них нет характеров, подлинных конфликтов. Герои К. - рупоры реакц.
идей, высказываемых в риторич. форме. В 1833 К. написал пьесу "Рука
всевышнего отечество спасла" (пост. в том же году), выспренне
показывавшую избрание на престол Михаила Романова, прославляющую
самодержавие. Восторженно встреченная реакционерами и Николаем I, эта
пьеса была осмеяна представителями прогрессивного лагеря (критиковавший
её "Московский телеграф" подвергся правительственному запрещению за
"антипатриотический выпад"). Такой же приём встретили и последующие
исторические пьесы К.: "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский" (1835),
"Иван Рябов - рыбак архангелогородский" (1839), "Князь Даниил Холмский"
(1841) и др.
К. обладал поэтич. дарованием, нек-рые его стихотворения - "Прощание
с Петербургом", "Сомнение", "Жаворонок", положенные Глинкой на музыку,
до сих пор исполняются на концертной эстраде.
Соч.: Сочинения в десяти томах, СПБ, 1851-1853 (тт. 4-6).
Лит.: Кони Ф., Русские театры, "Пантеон Русского и всех европейских
театров", часть II, 1841, .ј 6; В а р н е-к e Б. В., История русского
театра, 2 изд.. П., 1913, с. 460-468; Данилов С., Очерки по истории
русского драматического театра, М.- Л., 1948, с. 248-249; Б е-л и иски и
В. Г., Рус. литература в 1843 г., Собр. соч., т. 2, М., 1948. Ю. Д.
"КУКОЛЬНЫЙ ДОМ" ("Et Dukkehjem"; в ряде изданий и постановок-"Нора")
- драма в 3 д. Г. Ибсена. Соч. 1879. Пост. в декабре 1879 в Королевском
т-ре, Копенгаген; затем в др. т-рах стран Скандинавии. Одна из первых
исполнительниц роли Норы в Норвегии - Ю. Дюбвад. "К. д." ставили:
Королевский т-р, Еерлин (1879), Гамбургский т-р (1879; Нора -
Ниман-Рабе; по настоянию актрисы финал пьесы был переделан. Нора не
оставляла мужа и детей). Мюнхенский т-р (1880; Нора - Рамло),
"Резиденц-театр", Берлин (1881), "Маколи-т-р", Луисвилл, США (1882;
Нора - Моджеевская), Польский т-р, Познань (1883;
Нора - Запольская), Берлинский т-р (1892; Нора - Зорма), Т-р
"Новелти", Лондон (1889; Нора - Ачерч), Краковский т-р (1839;
Нора-Запольская), Свободный нар. т-р, Берлин (1891), т-р "Водевиль",
Париж (1894; Нора - Режан), т-р "Эвр", Париж (1905; Нора - Депре),
Афины, Т-р К. Андреади (30-е годы; Нора-Андреади), "Бирмингемский
репертуарный т-р" (1927), "Дыок оф йоркс т-р", Лондон (1939;
Нора - Манхейм), "Пикколо-театро", Милан (1951; Нора- Бриньоне), т-р
"Скала", Вена (1955; Нора - Пелиховская), Т-р в Монтевидео (1954),
Драматич. т-р, Стокгольм (1962;
Нора - Вольгрен), "Нем. т-р", Берлин (ГДР) (1956; Нора- Улен),
Пекинский молодёжный художеств. т-р (1956) и мн. др.
Нору играли Capa Бернар, Дузе (впервые выступила в этой роли в 1890 в
Петербурге), И. и Э. Граматика (Италия), Л. Питоева (Франция),позже Д.
Делорм (Франция). Первая рус. пост.-8 февр. 1884, Александрийский т-р
(бенефис Савиной, Нора - Савина; возобн.-1900, Нора - Потоцкая), Т-р
Корша (1891), т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург (1895; Нора -
Яворская), т-р Комиссаржевской (1904, февр.- в Москве на гастролях,
сент.- в Петербурге; Нора- Комиссаржевская; возобн. 1906, реж.
Мейерхольд, Нора - Комиссаржевская), т-р в Озерках (1905; Нора -
Рощина-Инсарова), Малый т-р (1911; Нора - Шухмина), т-р Таврического
дворца, Петербург (1913). Среди исполнительниц роли Норы на провинц.
сцене - О. Я. Азагарова, М. И. Вели-зарий, П. Л. Вульф, А. Я.
Глама-Мещерская, М. М. Глебова. Н. М. Гондатти, М. И. Жвирблис, А. И.
Кварталова, Е. М. Мунт. А. А. Пасхалова, О. В. Холмская, В. Л. Юрене-ва
и др.
На сов. сцене "К. д." ставили: Петрогр. академич. т-р драмы (1921;
Нора- Ведринская), Т-р актёра, Москва (1922; реж. Мейерхольд, Нора -
Рутковская, под назв. "Трагедия о Норе"), Т-р им. МГСПС (1923),Ленингр.
т-р драмы им. Пушкина (1936; реж. Бабочкин, Нора-Карякина), Т-р им.
Сун-дукяна(1937, 1940; Нора-Восканян), Горьковский т-р (1938;
Нора-Горянская), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1939;
Нора-Гиацинтова), Бакинский рус. т-р (1939; Нора- Бабичева); Одесский
(1940; Нора - Бугова), Куйбышевский (1940; Нора - Чекмасова),
Ростовский-на-Дону (1940;
Нора - Незванова), Архангельский (1948; Нора - Баранова) т-ры;
Ленингр. Новый т-р (1948; реж. Бромлей, Нора - Ко-роткевич), Т-р драмы
Латв. ССР (1950; Нора - Лине), Т-р им. Янки Купалы (1954; Нора -
Жданович), Саратовский т-р (1958; Нора - Гурская), Т-р им. Моссовета
(1959;
Нора - Орлова, Саввина), Вильнюсский т-р (1959; Нора - Миронайтс),
МХАТ (1960; Нора - Калинина), Калининский т-р (1960; Нора - Серова) и
др.
Издания: Первая публикация "К. д." - 1879; первый рус. пер. П. И.
Вейнберга-СПБ, 1883. Из сов. изданий - Ибсен Г., Собр. соч., т. 3, M.,
1957.
Лит.: Иванов И., Элеонора Дузэ, "Артист", М., 1892, .N"19;
СементковскийР., О подлинной Норе, "ЕИТ", 1914, вып. 5, с. 97-116;
Тальников Д., Ко-миссаржевская, М.- Л., 1939; Гардин В. Р., Жизнь и труд
артиста, М., 1960, с. 56-67; A g a t a J., The amazing theatre. L.,
[1939 ], p. 220-24; D u r s i M., Cinque festival di prosa, [s. l.],
1956. p. 38-40; N i l s s o n N. A., Ibsen in Russland, Stockh., 1958,
S. 36-51. А. Шн.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Театр кукол. КУКОТОВ, Пётр Петрович [р. 5 (18).
X. 1908] - русский советский артист оперы (лирико-драмати-ческий тенор).
Нар. арт. Башк. АССР (1957). Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси
в 1934. Работал в т-рах Саратова, Казани, Куйбышева, Горького,
Ленинграда, Харькова и др. городов. С 1946 К.- солист Башк. т-ра оперы и
балета. Партии: Герман;
Андрей, В акула, Юрий ("Мазепа", "Черевички", "Чародейка"
Чайковского), Лыков ("Царская невеста"), Дубровский (о. п. Направника),
Ионтек ("Галька" Монюшко), Ричард, Манрико ("Бал-маскарад", "Трубадур"
Верди), Радамес, Хозе; Писарь ("Салават Юлаев" 3. Исмагилова) и др. А.
.Ив.
КУКУЛАДЗЕ, Карл Ноевич (р. 25. VII. 1911)- грузинский советский
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с
1942. В 1922-25 учился в студии живописи М. Тоидзе. В 1931 окончил
Академию художеств Грузии по классам живописи у E. E. Лансере, декорац.
иск-ва у Д. Н. Какабадзе. В 1931-34 работал в Т-ре оперы и балета им. 3.
Палиашвили, с 1946 - гл. художник этого т-ра. В 1934-41 - в Большом т-ре
СССР.
Оформил спектакли: "Баши-Ачуки" Кереселидзе (1946), "Сказание о Шота
Руставели" Аракишвили (1947),Лашкара" Андриашвили (1949), "Мзия"
Баланчивадзе (1949), "Дубровский" Направника (1950), "Лакме" (1953);
"Крутнява" Сухо-ня (1959), "Красный мак" (1948), "Лебединое озеро",
"Щелкунчик", "Спящая красавица" (1954-1959). Создал монументальные и
лаконичные декорации к операм "Десница великого мастера" Мшвелидзе
(1961) и "Гантиади" Геджад-зе (1961). Я. Э.
КУКУЛЕВИЧ-САКЦИНСКИЙ (КукулевиЬ-Сак-цински), Иван (29.V.1816-1. VIII.
1889) - хорватский политический деятель, историк, поэт, драматург.
Написал историч. драмы "Юран и София, или Турки около Сисака" (1839, т-р
г. Сисак), "Степко Шубич" (изд. 1841), пьесы "Потуреченный" (изд. 1867),
"Мару-ла) (изд. 1879). Основная тема драм К.-С.-конфликт между
христианством и мусульманством.
Лит.: Д e ж ел и h Д., Иван Кукул"евиП-Сакцински, "Гласоноша", 1862,
[.ј] 2, с. 56-59. М. Ник.
КУЛАЛАЕВ, Ахмет (наст. фам. - Ишмуратов) (1887-22.1.1924)-татарский
актёр. Чл. Коммунистич. партии с 1919. В 1907 поступил в труппу "Сайяр",
где работал до нач. 1914. В годы гражданской войны организовал драм.
кружки, ставил спектакли. Играл драматич. и комедийные роли: Мурат ara
("Голод заставил" Велия, 1909), Низаметдин бай ("Учёные и невежды"
Кудашева-Ашказарского, 1908), Сиразет-дин ("Банкрот" Г. Камала, 1912),
Тихон ("Гроза", 1914) и др. X. Г.
КУЛАХМЕТОВ, Гафур [4(16).V.1881-1.IV.1918]- татарский драматург. В
1902 окончил учит. школу и до 1912 преподавал. Вёл революц.
деятельность. В 1906 К. написал пьесу "Две мысли", в к-рой в ал-легорич.
форме утверждал неизбежную победу идей социализма. В 1908 закончил драму
"Молодая жизнь", где впервые в тат. лит-ре были созданы образы
большевиков-подпольщиков, пьеса развенчивала пропаганду классового мира
среди единоверцев, призывала к объединению всех трудящихся. К. был одним
из организаторов труппы "Молодёжь" (1906), положивший начало тат. т-ру,
участвовал в спектаклях (под фам. Ширалиев). До Октябрьской революции
пьесы К. были запрещены. "Молодая жизнь" поставлена труппой "Сайяр" в
1917, "Две мысли" - первой мусульманской труппой в 1919. В сов. время
"Две мысли" и "Молодая жизнь" неоднократно ставились на сцене Т-ра им.
Камала. К. помогал развитию тат. проф. т-ра, утверждал демократич.
направленность нац. искусства. Ф. Г.
КУЛЕШбВ, Александр Фёдорович (28. IX. 1906- 6. X. 1961) - русский
советский актёр. Hap. арт. Кирг. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с
1945. Проф. сценич. деятельность начал в 1928 в Ленингр. т-ре "Красный
молот". Затем работал во Вседонецком передвижном т-ре (1931-35),
Уфимском рус. т-ре (1935-37). С 1937-актёр Рус. драматического т-ра в г.
Фрунзе.
. Роли: Берсенев ("Разлом"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Тетерев
("Мещане"), Лаагус ("Два лагеря" Якобсона), Степанов ("Директор"
Алёшина), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Забелин ("Кремлёвские
куранты"), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова).
Лит.: А. Ф. Кулешов, Фрунзе, 1958 (к декаде). Д.Бр.
КУЛЕШбВ, Константин Фёдорович [р. 22.V(4.VI). 1909]-русский советский
театр. художник. Засл. художник РСФСР (1963). Учился в Студии живописи и
рисунка Д. Н. Кардовского (1924-27) и в Техникуме
художественно-кустарной промышленности. В 1927 поступил в Ленингр. ин-т
изобразительного иск-ва на театрально-декоративно-конструкторский ф-т
(Ленингр. Академия художеств). По окончании ин-та (1931) начал
самостоят, творческую деятельность. В 1931-36 был художником моек. Т-ра
Революции. В 1941-46--главный художник Московского театра им. Ермоловой.
Оформлял спектакли в др. т-рах Москвы. С 1954 - гл. художник моек. Т-ра
им. Маяковского. Декорации К. лаконичны, красочны, оригинальны по
конструктивному и образному решению.
Спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (1939, Центр. т-р Красной
Армии), "Парень из нашего города" (1942), "Русские люди" (1942);
"Укрощение укротителя" Флетчера (1945, Моск. т-р им. Ермоловой), "Цветы
живые" Погодина (1960, Моск. т-р им. Ленинского комсомола); в Т-ре им.
Маяковского: "Гостиница "Астория"" (1956), "Океан" (1961) Штейна,
"Кресло ј 16" Угрюмова (1957), "Маленькая студентка" (1959), "Голубая
рапсодия" (1962) Погодина, "Побег из ночи" бр. Тур (1958), "Украденная
жизнь" Каору Мо-римото (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Мамаша Кураж и её дети" Брехта (1960), Поворот ключа" Кундера (1963) и
др.
КУЛИЕВ, Тофик Алекпер оглы (р. 7. XI. 1917) - азербайджанский
советский композитор. Засл. деят. пск-в Азерб. ССР (1959). В 1951
окончил Моск. консерваторию (кл. композиции Е. К. Голубева, кл.
дирижирования Л. М. Гинзбурга), в 1954 - аспирантуру консерватории (рук.
А. В. Гаук). К. - автор муз. комедии "Актриса" (1943, Азерб. т-р муз.
комедии, Баку), "Золотоискатели" (1960, там же), музыки к спектаклям:
"Двенадцатая ночь"; "На дальних берегах" Касумова и Сеидбейли, "Чудак"
Хикмета (1946, 1956, 1956, Т-р им. Азизбекова), "Заря над Каспием"
Касумова (1951, Моск. т-р им. Ермоловой), а также ряда соч. в др.
жанрах. В своих соч. К. широко использует ладово-интонац. особенности
азерб. народного мелоса. К. Кае.
КУЛИЕВА, Мая (Маманджан; р. 1920)-туркменская советская артистка
оперы (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич.
партии с 1947. Деп.
Верх. Совета Туркм. ССР 2-4-го созывов. Училась в Моск. консерватории
(1938-41). С 1941 - солистка Театра оперы и балета им .Мах-тумкули.
Исполнение К. отличается проникновенным лиризмом, глубокой
эмоциональностью.
Партии: Шасенем, Айна ("Шасенем и Гариб", "Айна" Шапошникова и
Овезова), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова), Гунчаби ("Роза
и соловей" Шапошникова), Лейли ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова),
Абадан (о. п. Мейтуса и Кулиева), Марфа, Татьяна; Недда ("Паяцы"),
Чио-Чио-сан, Микаэла; Маргарита ("Фауст") и др.
Лит.: Аннадурдыева Л., Народная артистка СССР Мая Кулиева, Ашхабад,
1960; К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад, 1962
(обе на туркм. яз.). Л. АН.
КУЛИКОВ (псевд. - Н. Крестовский), Николай Иванович (1812-91) -
русский драматург, актёр и режиссёр. Один из членов театр. семьи
Куликовых (сестры К. -актрисы П. И. Орлова и А. И. Шуберт). Окончив
Моск. театр. уч-ще (1830), поступил в театр. оркестр в качестве
виолончелиста. Вскоре перешёл в моек. драм. труппу. В 1837 был переведён
в Александрийский т-р (играл роли первых любовников), в 1838 занял
должность режиссёра. Не обладая режиссёрским талантом, К. исполнял гл.
обр. административные функции. В 1852 ушёл из т-ра. К. принадлежат
драмы, водевили, либретто для опер и оперетт, инсценировки классич.
произведений. Большинство пьес К. основано на анекдотах; они лишены
характеров, написаны невыразительным языком. Среди его лучших соч. -
водевили "Скандал в благородном семействе" и "Ворона в павлиньих перьях"
(1853).
Соч.: Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .N'a 1-11, 13-15,
17-22.
Лит.: Список драматических произведений Н. И. Куликова, "ЕИТ". Сезон
1890-1891, СПБ, 1892. Ю. Д.
КУЛИКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 19ое)- русский советский актёр и
режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В 1925 окончил Ленингр. театр.
ин-т. В 1925-27 - актёр Ленингр. т-'pa драмы им. Пушкина. Режиссёрскую
деятельность начал в 1933 в Таганроге. В 1936-38 работал в Ленингр. т-ре
Комедии, в 1941-53 - худ. рук. Оренбургского т-ра, в 1954-60 - реж.
Иркутского т-ра, с 1960 - гл. реж. Краснодарского т-ра.
В Оренбурге пост. спектакли: "Старик" Горького (1946), "Машенька"
(1947), "Русский вопрос" (1947, играл Смита);
"Хлеб наш насущный" Вирты (1947), "Обрыв" по Гончарову (1949),
"Дубовы" Пистоленко (1949). Играл роли:
Хлестакова; царя Фёдора Иоанновича (о. п. А. К. Толстого), Фёдора
Протасова ("Живой труп") и др. В Иркутске пост. "Персональное дело"
Штейна (1955), "Крутые перекаты" Маляревского (1956), "Маскарад" (1956,
играл Арбенина);
"Рембрандт" Кедрина (1957, играл Рембрандта), "Третья патетическая"
Погодина (1959). Э. К.
КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские части
театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по
бокам сцены параллельно или под углом к рампе. К. вместе с другими
частями декорации составляют художеств. оформление спектакля. Вместе с
тем они выполняют и технич. функции, скрывая от зрителей служебные
(боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К. наз. сукнами;
вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. К. впервые были
применены в 1619 в т-ре Фарнезе в Парме (Италия). В те времена К.
прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в
щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе. Эта
кулисная система надолго определила классич. форму оборудования сценич.
коробки: бока сцены ограничиваются К., верх - падугами, а глубина -
задником. В совр. т-ре постоянных К. на жёстких конструкциях не
существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и
образующие вместе с портальной падугой декоративный портал. На внутр.
стороне каркаса жёстких (часто металлических) портальных К. укрепляют
осветит. аппаратуру и мостики, к-рыми пользуются осветители.
Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями.
В переносном смысле К. - часть т-ра, находящаяся позади занавеса,