<< Пред. стр. 426 (из 913) След. >>
("Сужадетине" Пакальниса), Ионис ("На берегу моря" Юзелюнаса), Югнюс("Ауд-роне" Индры).
Др. партии: Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"),
Альберт ("Жизель"). С 1958 ведёт педа-гогич. работу в Вильнюсской школе
иск-в. 4. Руз.
КУНДЕР, Иохан (26.XII. 1852-24. IV. 1888) - эстонский писатель. Автор
пьес "Разумный мульк и мудрый тартусец", "Сумасшествие Муру Мику" (обе в
1874), "Кингуский лаос". В лучшей пьесе К. "Служивый" (1885) показаны
обществ, противоречия в эст. деревне 19 в., выведены яркие нар. типы.
Пьесы К. ставились эст. т-рами в конце 19 в. К. Каск.
КУНЦ, З.-см. Миланова, 3.
КУНЦЕВЕ (Kuntzen, Kimzen), Фридрих Людвиг Эмилиус (24. IX. 1761 -
28. ?. 1817) - композитор. По национальности немец. Музыке учился у
своего отца А. К. Кунцена. Работал капельмейстером в т-рах Франкфурта
(1792), Праги (1794). В 1795-1817 возглавлял Королевский т-р в
Копенгагене, удостоен звания "датского королевского капельмейстера"
(1795). Автор первой дат. оперы "Хольгер Данске" о герое ср.-век. дат.
эпоса (поставлена К. в 1789, Королевский т-р, Копенгаген). В своём
творчестве испытал значит, влияние Моцарта. Написал также оперы: "Сбор
винограда" (1793, Франкфурт; новая ред. для дат. сцены, 1796), "Тайна"
(1796), "Эрик Добрый" (1798), "Моя бабушка" (1800), "Любовь в деревне"
(1810) и др. (все пост. автором в Королевском т-ре, Копенгаген).
Лит.: F r i i s В., Fr. L. Ae. Kunzen. Diss., B., 1943.
КУН ШАН-ЖЭНЬ [второе имя - Ц з и Чжун; псевдоним - Д У н Т а н; сам
называл себя Ю н ь-тиншань-жэнь (человек с горы облачной беседки);
1648-1718] - китайский поэт и драматург. Написал драмы - "Сяо Хулэй" (на
сюжет кит. классич. драмы "Лютня") и "Веер с персиковыми цветами". В
последней драме, посв. истории Южной Минской династии, автор
рассказывает о том, как в результате предательства крупного минского
генерала У Сань-гуй была сдана маньчжурским войскам пограничная крепость
Шанхай-гуань, и враг вошёл в пределы Китая, нанеся смертельный удар по
нар. войскам вождя крестьянского восстания Ли Цзы-чэна. К. Ш.-ж.
воссоздаёт образы людей из народа, готовых на любые жертвы ради
освобождения родины от иноземного врага, разоблачает разложение правящих
классов, прогнившую феодальную систему. Драма "Веер с персиковыми
цветами" была пост. куныпаньским т-ром в период его заката и на нек-рое
время вернула этому т-ру его прежнюю популярность; В конце 19 - нач. 20
вв. к этой пьесе обращаются и др. т-ры, она входит в репертуар
Пекинского (столичного) т-ра. Ставится и в т-рах КНР (труппы т-ра
цзинси, куныпаньского т-ра, в переработке Оуян Юй-цяня идёт в драм.
т-ре). И. Г.
КУНЬЦЮЙ (другое название - куньцян, т. е. куньшаньские мелодии) -
разновидность традиц. кит. муз. драмы. Зародилась в 15 в. в провинции
Цзянси. Основоположником К. считается музыкант и актёр Вэй Лян-фу,
создавший особые (куньшаньские) мелодии, к-рые давали возможность
свободной импровизации. В К. используются не только струнные, но и
ударные и духовые инструменты. Отличит, особенностью вок. исполнения
является замедленность и чёткое произношение всех слогов. После создания
Лян Чэнь-юем драмы "Стирка пряжи" куньшаньские мелодии вошли в спектакли
муз. драмы К., завоевавшей популярность по всему Китаю. В представлениях
К. сочетаются песенное, танцевальное и драматич. иск-ва, они отличаются
высоким исполнит, мастерством. Для т-ра К. писали многие драматурги
17-18 вв. (Ли Юй, Тан Сянь-цзу и др.). В сер. 17 в. К. получил особую
популярность в Цзянсу и в Чжэцзяне. Со 2-й пол. 17 в. возникает северная
разновидность Кв Пекине. Здесь ставятся сказания о полководцах из семьи
Ян, инсценировка романа "Речные заводи" и др. В 18 в. известность
приобрела труппа "Цзисю-бань" ("Собрание превосходных"). В нач. 19 в.
К., не выдержав конкуренции с др. видами местной драмы (чуаньцзюй,
банцзы, аньхойская драма), приходит в упадок. В 70-х гг. 19 в. К.
сохраняется гл. обр. в Шанхае, где с успехом выступала труппа "Цзинь
гуйбань" ("Золотая корица"), и в Сучжоу. К нач. 20-х гг. 20 в. т-р К.
почти совсем исчез. В 1921 несколько актёров-любителей организовали
школу К. в Сучжоу и с 1925 начали выступать в Шанхае. После нападения
Японии на Шанхай (1937) труппа распалась. Новый подъём т-ра К. начался
лишь с 1956, когда вновь созданная труппа К. выступила с пьесой
"Пятнадцать тысяч монет". В 1957 труппа сев. К. во главе с актёрами Хань
Ши-чаном, Бай Юнь-шэном и Хоу Юн-куем выступала в Пекине. J5. Р.
КУПАЛА, Янка [наст. имя и фам.-Иван Домини-кович Луцевич; 25. VI (7.
VII). 1882, Вя-аынка Вилейского уезда - 28. VI. 1942, Москва]белорусский
сов.писатель,драматург. Нар. поэт Белоруссии (1925),действит.членАН БССР
(1928) и УССР (1929). Деп. Верх.Совета БССР 1-го созыва. Род. в семье
безземельного крестьянина-арендатора. Окончил нар. уч-ще в Белоручах.
Был учителем, писцом, рабочим. Лит. деятельность начал в 1905.
В 1908 К. написал драм. поэму "Извечная песня" (1921, Т-р им. Янки
Купалы), рисующую трудный жизненный путь белорус. крестьянина,
призывающую к борьбе с тиранами. Драм. поэмы- "Сон на кургане" (1908,
пост. 1921, Т-р им. Я. Купалы) и "На привале" ("На папасе", 1913) как бы
продолжают тему "Извечной песни", но в них ещё ясней звучит мысль о
необходимости революц. борьбы. В 1912 К. создал на основе белорус.
фольклора остроумную, полную мягкого юмора и ядовитой сатиры комедию
"Павлинка", в к-рой с большой художеств. силой разоблачает старую жизнь,
выступает за победу новых отношений между людьми. Народность пьесы,
колоритный юмор, образность обусловили её долгую сценич. жизнь; пьеса
сохраняется в репертуаре т-ров Белоруссии. В 1913 К. написал социальную
драму "Разорённое гнездо" (1917, "Первое товарищество белорусской драмы
и комедии"), в к-рой показал, как назревал протест против социального
гнёта в среде белорус. крестьянства, формировалось сознание
необходимости переустройства жизни. В этом же году К. пишет весёлую
одноактную шутку "Примаки", рисующую быт белорус. деревни.
Драм. произв. К. способствовали развитию белорус. нац. т-ра. Пьесы
его отражают острые социальные конфликты, им свойственны народность,
революц. направленность, страстность и поэтичность. Гос. пр. СССР
(1941).
Соч.: Збор творау, т. 1-6 (т. 6. Драмат. творы), М?нск, 1954; в рус.
пер. -Пьесы, М,- Л., 1940.
Лит.: Я р о ш М., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1059; Семянов?ч А.,
Беларуская драматург?я (Да-кастрычн?цк? перыяд), М?нск, 1961; Саннйка
А., Сатырычныя характары беларуск?х камедый, М?нск, 1961;
Мозольков Е. С., Янка Купала, М., 1954. О. С.
КУПЕР (Cooper), Томас (16. XII. 1776-21.IV. 1849) - американский
актёр. Дебютировал в Эдинбурге (Англия) в 1792. Играл в провинц. англ.
т-pax. Приобрёл известность после исполнения роли Гамлета на сцене т-ра
"Ковент-Гарден" в Лондоне в 795. В США впервые выступил в 1796 в
Филадельфии. В течение 30 лет К. был ведущим актёром амер. т-ра,
выступал в городах всех штатов. Играл почти во всех шекспировских
трагедиях [Макбет, Отелло, Яго; Ромео ("Ромео и Джульетта") и др.], а
также исполнил роли:
Чарльза Серфеса ("Школа злословия" Шеридана), Пьера ("Спасённая
Венеция" Отуэя), Лотарио ("Кающаяся красавица" Роу) и др. К. обладал
большой эмоциональностью, живым и ярким темпераментом. Он не признавал
углублённой работы над ролью, полагаясь на вдохновение. Неизбежные
просчёты публика прощала ему за незаурядный драматический талант,
прекрасную внешность и красивый выразительный голос.
Лит.: Ireland J. N.,A memorial of the professional life of Th. A.
Cooper, N. Y., 1888. f{ .
КУПЕР, Эмиль Альбертович [1(13). XII. 1877 - 16. XI. 1960] - русский
дирижёр. В 1891 окончил Одесское муз. уч-ще по классам скрипки и
композиции. До 1898 выступал как скрипач; самостоятельно обучался
дирижированию. В 1899 вместе с Собиновым и Шаляпиным гастролировал по
городам России как оперный дирижёр. Работал в Ростове-на-Дону, в Киеве,
Петербурге, в 1907-09-в Москве, сначала в Т-ре Солодовникова, затем в
Оперном т-ре Зимина, где дирижировал оперой "Борис Годунов", премьерой
оперы "Золотой петушок", первой пост. в России оперы "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера. В 1909-14 участвовал в парижских и лондонских
гастролях труппы С. П. Дягилева ("Русские сезоны за границей"); в 1911
дирижировал первым исполнением "Хованщины" в Париже, в 1913 - первым
исполнением "Псковитянки" и "Бориса Годунова" в Лондоне. В 1910-19 был
дирижёром Большого т-ра, в 1919-20- Петрогр. академич. т-ра оперы и
балета (б. Мариинский т-р). С 1918 К. - проф. Моск. консерватории, с
1921 - худ. рук. Петроградской филармонии. В 1924 уехал за границу.
Лит.: Глебов И., Э. А. Купер, "Жизнь искусства", П., 1923, ј 14;
Вальтер В., Э. А. Купер, "Еженед. Петроградских Гос. Академ. театров",
1923, ј 31-32.
КУПЛЕТ (франц. couplet) - первоначально во франц. поэзии - парные
рифмованные стихи; с 15-16 вв. во Франции-сатирич. и политич. песенки
(б. ч. злободневного характера) с повторяющимся припевом, часто
строящимся на игре слов. Эти песенки, распеваемые на нар. гуляниях, в
1-й пол. 18 в. входили в репертуар ярмарочных т-ров. Так возник новый
театр. жанр - водевиль. К. в водевилях, созданных накануне франц. бурж.
революции, содержали злые нападки на дворянство, а иногда и на короля.
Весёлыми К. заканчивается "высокая комедия" Бомарше "Женитьба Фигаро".
Расцвет куплетного жанра на эстраде связан с творчеством франц. поэта П.
Беранже.
В К. рус. водевилей 19 в. (у А. И. Писарева, Д. Т. Ленского, П. А.
Каратыгина, Ф. А. Кони и особенно Н. А. Некрасова) звучали насмешки над
крепостниками-помещиками, купцами, чиновниками-взяточниками, хотя
большая часть К. в водевилях лишена значит, тем, обыгрывает пустяки. С
60-х гг. 19 в. К. вводятся в оперетты. Жанр сатирич. К. нашёл выражение
в поэзии В. и Н. Курочкиных, Д. Минаева, Г. Жулёва, А. Пальмина и др.
Выдающиеся исполнители К. - артисты-куплетисты П. А. Никитин, И. И.
Монахов, Л. И. Градов-Соколов и др. С К. выступал выдающийся рус. драм.
актёр В. Н. Давыдов. основоположник укр. т-ра М. Л. Кропивницкий. В. И.
Ленин высоко оценивал творчество франц. куплетиста Монтегюса,
выступавшего в рабочих кварталах Парижа. В годы политич. реакции (в
конце 19 в.) К. всё более теряют свою сатирич. силу; исполнители
вынуждены приспосабливать свой репертуар к вкусам бурж. публики.
После Октябрьской революции к К. обращаются поэты Д. Бедный, В. И.
Лебедев-Кумач и др. В 1930 А. В. Луначарский призвал создавать
"...основу богатому, весёлому, многостороннему,'постоянно развивающемуся
куплетному репертуару и распространить его могучими силами радио" (журн.
"Радиослушатель", .ј 13, 1930, с. 9). Этот жанр поддержал на 1-м съезде
сов. писателей М. Горький (см. Собр. соч., т. 27, 1953, с. 418). На сов.
эстраде выдвигаются талантливые авторы и исполнители-куплетисты. Среди
исполнителей К. - В. Я. Хенкин, Б. С. Борисов, Л. О. Утёсов, И. С.
Набатов, А. С. Белов, А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков и Б.
Баринов, Г. Л. Рашковский, Н. А. Скалов и др.
Лит.: Набатов И., Заметки эстрадного сатирика, М., 1957; Кузнецов Е.,
Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Искусство советской
эстрады, [М.], 1962. 70. Д.
КУПЛЕТИСТ - эстрадный исполнитель. См. Куплет.
КУПРАШВЙЛИ, Гогуца Николаевна [р. 15(28).III.
1908] - грузинская советская актриса. Нар. арт.
Груз. ССР (1955). В 1926 окончила драм. ф-т консерватории в Тбилиси
(педагоги К. Марджанишвили, А. Пагава). С 1926 работала в Т-ре им.
Руставели. Одна из основательниц Тбилисского груз. ТЮЗа. Работала в этом
театре в 1928-57. Талантливая исполнительница ролей травести.
Роли: Хо ("Путь далёкий" Шестакова, 1931), Ги-кор (о. п. по Туманяну,
1936), Вахушти ("Нацар-кекия" Нахуцришвили и Гамрекели, 1935), Диего
("Аделанте" Качкачишви-ли, 1937), Алёша Пешков (о. п. Груздева и Форш,
1950). Играла также остро характерные и драматические роли: Кормилица
(1942, "Ромео и Джульетта"), Гришутка ("Кик-видзе" Дарасели, 1952).
Ведёт педагогич. работу.
Соч.: Некото.рые вопросы художественного воспитания детей, Тбилиси,
1962; Я все еще думаю о вас, Тбилиси, 1962. Лит.: Курулашвили Л., Гогуца
Купрашвили, Тбилиси, 1956 (на грузинском языке). Е. Ш.
КУПРИН, Александр Иванович [26. Vlil (7.IX). 1870, г. Наровчат
Пензенской губ., - 25. Vlil.1938, Ленинград] - русский писатель. В
1919-37 жил за границей. Широко шли на сцене инсценировки произв. К.:
"Поединок" (1906, Т-р лит.-художеств. об-ва, Петербург), "Господа
офицеры" (по повестям "Поединок" и "Дознание", инсц. В. А. Голичникова и
Б. Папаригопуло, 1935, Ленингр. т-р Красной Армии), "Яма" (1914, Н.
Новгород; сезон 1939/40, Волгоградский т-р; 1925, Вена, т-р
"Каммершпиле"; 1926, Париж, т-р "Гран Гиньоль"), "Гранатовый браслет"
(инсц. А. Л. Желябужского, 1913,Киев), "Белый пудель" (инсц.
Швембергера, 1940, Центр, детский т-р), "Олеся" (инсц. Е. М.
Гальпериной, 1949, Цыганский т-р "Ромэн"); на сюжет "Олеси" композитор
К. Я. Листов написал одноим. оперу (либр. Е. М. Гальпериной, 1959,
Саратовский т-р оперы и балета).
К. выступал в любительских спектаклях; нек-рое время играл на проф.
сцене (труппа Н. Г. Викторова, г. Сумы, 1898, одесский т-р "Зелёный
попугай", 1910). Перевёл трагедию Шиллера "Дон Карлос" (1919). Автор
театр. рецензий.
К. принадлежит неск. пьес (в осн. одноактных):
"Клоун" (1897, 'пост. 1907, "Современный театр" под рук. Н. Н.
Ходотова, Петербург), "Грань столетия" (1899, сатирич. обозрение, совм.
с М. Н. Киселёвым), "На покое" (по мотивам одноим. повести, совм. с А.
И. Свирским, 1908, моек. Малый т-р, в ролях - К. Н. Рыбаков, Горев,
Пашенная; Александрийский т-р, в ролях - Далматов, Давыдов), "Лейтенант
фон-Пляшке" (1914).
Лит.: Афанасьев В., Куприн и сцена, "Театральная жизнь", 1958, ј 2; Р
у б ц о в А. Б., А. И. Куприн, в кн.: Из истории русской драматургии
конца XIX - начала XX века, ч. 2, М., 1962, с. 129-54. Я. Лев.
КУПРИЯНОВ, -Иван Петрович [р. 11(24).' IX.' 1915] - русский советский
драматург. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. Лит. деятельность начал в
1938 как поэт. В 1951 окончил драматургич. отделение лит. ин-та им. М.
Горького в Москве. Первая пьеса К. "Снега Финляндии" (1941, Моск. драм.
т-р). Автор пьес: "Сын века" ("Высокое напряжение", 1957, Казанский рус.
т-р; 1959, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина и др.), "Мой брат" (1961, Рус.
т-р, Чебоксары, Моск. т-р им. Гоголя и др.). Выступает со статьями
от-ре. Соч.: Высокое напряжение. (Сын века), М., 1959.
Лит.: Зубков Ю., Современность- это человек, "Театральная жизнь",
1959, JMi 9; Громов Н., "Сын века", "Театр", 1960, ј 2. Бал.
КУПСТАС, Александр Иосифович [р. 27. VII (8. VI II). 1898] -
литовский советский актёр, режиссёр, театральный педагог. Засл. арт.
Лит. ССР (1948). В 1917 учился в театр. студии Музиля. В 1918-20- один
из активных участников Пролеткульта, затем был актёром Моск. студии им.
Шаляпина (1920- 1922). С 1923 работал в литовских т-рах в Каунасе,
Шяуляй, Клайпеде, Капсукасе. Творчеству К. присущи лиризм и острая
характерность.
Роли: Торольф ("Северные богатыри" Ибсена, 1925), Дон Карлос
(о.п.Шиллера, 1931),Колечко ("Сын народа" Германа, 1940) и др. С 1944
занимается режиссёрской деятельностью. Пост.: "Мещане" (1946), "Тартюф"
(1946), "За тех, кто в море!" (1947), "Лисички" Хелман; оперетты
"Свадьба в Малиновке" Александрова, "Гаспарон" Миллёкера, "Кето и Котэ"
Долидзе и др. Вёл педагогич. работу в театр . студиях в 1940-58. В. М.
КУРА (Kura), Мирослав (р. 26.V.1924) - чехословацкий артист балета.
Засл. арт. ЧССР (1958). Ученик балетм. И. В. Псота. Работал в т-рах
Брати-славы, Кошице, Праги.
Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Ромео и Меркуцио ("Ромео и
Джульетта"), Труффальдино ("Слуга двух господ" Бурхаузера), Яго
("Отелло" Гануса) и др.
К. выступает и как балетмейстер. Пост. в Нац. т-ре (Прага) "Карнавал"
(1957), "Семь красавиц" Караева (1959). Лауреат Гос. пр. (1954). Я. Шер.
КУРБАНОВ, Амир Абакарович (р. 23. XII. 1909) - кумыкский советский
актёр и драматург. Нар. арт. Даг. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1958. В 1930 окончил даг. муз.-драм. техникум в г. Махачкала и вступил в
труппу вновь созданного Кумыкского т-ра (ныне им. А. П. Салаватова).
Остро характерный актёр, сосредоточивающий внимание зрителей
преимущественно на одной центральной черте характера героя, К.
добивается яркой выразительности внешней формы, создаёт укрупнённые,
сильные образы, обладает большим темпераментом.
Роли: Надиршах ("Андалал" Хуршилова), Болат ("Красные партизаны"
Салаватова), Бархудар ("Намус" Ширван-заде), Моисей ("Испанцы"
Лермонтова), Отелло (1934, 1946), Жевакин ("Женитьба"), Алыпкач ("Под
деревом" Рустамова, муз. Гасанова), Хаджи Мурат (о. п. по Л. Толстому).
К.- автор пьес о совр. колхозной жизни - "Чабан Ар-слан" (1934),
"Любовь Асият" (1946), "Соседи" (1948), "У снежных гор" (1952); сказки
"Бораган" (1951), водевиля "Свадьба Кайтмаса" (1955); пьес "Горы в огне"
(1959) - о гражданской войне на Кавказе; "Дорогой жизни" (совм. с
Яхъяевым, 1960) - о недостатках в руководстве с. х-вом в Дагестане.
Пьесы К. ставились в Кумыкском и др. т-рах Даг. АССР.
Лит.: Говоров С., Кумыкский театр. Махачкала, 1955. Е. Ж.
КУРБАНОВ, Ага Дадаш Гюль-Мамед оглы (р. 8. III. 1911) -
азербайджанский советский актёр драмы. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Чл.
Коммуни-стич. партии с 1947. С 1929 - актёр азерб. ТЮЗа (Баку). В 1953
вступил в труппу Т-ра им. М. Азиз-бекова.
Роли: в ТЮЗе - Пионер ("Против красного галстука" Ивантера), кулак
Закир ("Дадим хлопок" Корнелли), колхозник Маил ("На улицах" Джафарова),
Шмидт ("Челюскин-пы" Атаева и Ахмедова), Айдын (о. п. Дж. Джабарлы),
Карл Моор, Хлестаков; в Т-ре им. Азиэбекова - академик Иванов ("Глазной
врач" Сафарли), академик Мудров ("Шир-ванская красавица" Мамедханлы),
шейх Сенан (о. п. Джа-вида), Вагиф (о. п. Вургуна). Снимается в кино.
ff, Kep.
КУРБАС, Александр Степанович (12.IX. 1887-15.X. 1942) - украинский
актёр и режиссёр. Народный артист УССР (1925). Родился в семье актёра
(по сцене Янович). Окончил историко-филологический ф-т Венского
университета (1909). В том же году начал сценическую деятельность в
гуцульском театре Г. Хоткевича. Работал в Львовском т-ре товарищества
"Руська бес?да" (1910), в товариществе "Терноп?льськ? театральн? вечори"
(1915), киевском т-ре H. Садовского (1916). В 1916 организовал
театр-студию, на базе которой возник "Молодой театр" (1918-19). На сцене
этого т-ра К. пост.: "Царь Эдип" Софокла, "Горе л гуну" Гриль-парцера,
"Этюды" Олеся и др. В 1920-22 играл: Гната ("Бесталанная"
Карпенко-Ка-рого), Гурмана ("Украденное счастье" Франко), Астрова ("Дядя
Ваня"), Хлестакова;
Эдипа ("Царь Эдип" Софокла). Работал в драм. т-рах (Белая церковь,
Умань). В 1922 принял участие в организации т-ра "Берез?ль" (с
1934-харьковский Т-р им. Шевченко), руководил этим т-ром до 1933. В 1937
был репрессирован, посмертно реабилитирован. Уже ранние спектакли К.
были отмечены экспериментаторскими поисками преимущественно в области
сценич. формы. Заявляя, что "форма жизни последнего столетия задавила
актера" и что настало время предоставить ему полную творч. свободу, К.
на практике утверждал "диктатуру режиссёра" (спектакль "Царь Эдип",
построенный на ритмо-пластических движениях).
Художественная практика К. в театре "Берез?ль" отличалась сложными
противоречиями. Призывая к ломке "всего старого", К. выступал фактически
не только против рутины и штампов дореволюционного укр. т-ра, но и
против его лучших реалистических традиций. Отражение событий
современности К. стремился найти в т. н. "сценических композициях", в
своеобразных инсценировках: "Гайдамаки", "Иван Гус" по Шевченко,