<< Пред. стр. 428 (из 913) След. >>
пьесы: "Ян Жижка" Ирасека, "Обыкновенный человек" Леонова и др. В 1948переехал в Остраву, где пост. пьесы "Егор Булычев и другие", "Дядя
Ваня"; "Войнарка" Ирасека и др. С 1957 К.- гл. реж. Театра им. бр.
Мрштиков в Брно. С 1952 преподавал в Академии искусств в Брно. Л. Сол.
КУСАНИ (Cuzani), Августин (р. 1926)- аргентинский драматург. Работает
для "независимых театров" Буэнос-Айреса. Автор пьес: "Фунт мяса"(1952,
т-р "Независимые") - едкой сатиры на бурж. демократию, "Центр нападения
умрёт на заре" (1955, там же), разоблачающей коррупцию в капиталистич.
обществе, "Индейцы были глупцами" (1958, Новый театр), высмеивающей
амер. образ жизни. В комедии "Семпорнио" (1962) выступает против гонки
вооружений, за мирное использование атомной энергии. В 1958 и 1963 К.
посетил Советский Союз. Его комедии "Фунт мяса" и "Центр нападения умрёт
на заре" пер. и изд. в СССР (М., 1957,1959). "Центр нападения умрёт на
заре" пост. Моск. т-ром им. Ленинского комсомола, Калининградским и др.
т-рами (1958). Ал. Р.
КУС‚НКО, Ольга Яковлевна (р. 11. XI. 1919) -украинская советская
актриса. Нар. арт. УССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В
1937-41-студентка Киевского ин-та театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. С
1944-актриса Т-ра им. И. Франко. Играет лирич., героич., драматич. и
комедийные роли. Создала образы укр. девушек и женщин, характеризующиеся
социальной остротой, нац. колоритом, народностью.
Роли: Варя ("Вишнёвый сад", 1946), Ольга, Василиса ("Макар Дубрава",
1948, "Калиновая роща" Корнейчука, 1951, Гос. пр. СССР), Галя ("Не
называя фамилий" Минко, 1953), Варка ("Дума о Британке" Яновского,
1957), Марыся {"Мартын Боруля" Карпенко-Карого 1950), Олёна ("Мироед или
паук" Кро-пивницкого, 1952), Анна ("Украденное счастье" Франко, 1956),
Меланка {"Свадьба Свички" Кочерги, 1960), Кат-ря ("Не суждено"
Старицкого, 1963), Регана ("Король Лир", 1959). Снималась в кино. С. Б.
КСОВ, Дмитрий Ипполитович (р. 1889) - осетинский писатель, драматург.
Лит. деятельность начал с 1909. Первая пьеса в стихах "Дети гор" (1912,
Владикавказский рус. т-р). В 1914 написал драму "Заурбек" и комедию
"Неудачное похищение". После Октябрьской революции - пьесу "Белый туман"
о гражданской войне на Сев. Кавказе (1920). К. принадлежат также пьесы
"Земля" (1936), "Певец народа" (1939). Антирелигиозная пьеса К. "Марьям"
пост. в ряде театров др. республик. В 50-е гг. написал пьесы: "Хадзимет
Рамонов", "Сын народа", "Лучи жизни и др.; ряд одноактных пьес.
КСОЯ (Kuusoja), Майю (р. 1925) - финская артистка оперы
(меццо-сопрано). Училась в консерватории в Тампере, совершенствовалась в
Хельсинки,-Стокгольме, Вене. Впервые выступила на оперной сцене в
Хельсинки в 1949. С этого года- солистка Финской оперы (Хельсинки).
Голос К. - большого диапазона, отличается красотой тембра, силой,
богатством красок. Исполнению её присущи глубокая эмоциональность,
выразительность фразировки.
Партии: Кайса ("Похья-лайсия" Мадетоя), Эболи, Азучена, Амнерис ("Дон
Карлос", "Трубадур", "Аида" Верди), Фрика ("Валькирия" Вагнера), Далила
("Самсон и Далила" Сен-Санса), Юдифь ("Замок герцога Синей Бороды"
Бартока), Марцелина ("Свадьба Фигаро"), Кармен.
КУСТОДИЕВ, Борис Михайлович [23. II (7.III). 1878 - 26. V. 1927] -
русский советский художник. Академик живописи (1909). Учился в петерб.
Академии художеств (1896-1903) у И. Е. Репина. Входил в художеств.
группировки "Союз русских художников" и "Мир искусствам. В 1907-08 был
декоратором Мариинского т-ра, помощником А. Я. Головина.
Первая'самостоятельная работа К. для т-ра - эскизы для спектаклей т-ра
Незлобина в Москве "Горячее сердце" (1912) и "Воевода" (не осуществлён)
Островского. Лучшие декорации К. отличаются нац. своеобразием, поэтич.
восприятием рус. природы.Он создавал колоритное реалистич. оформление к
произв. Островского, Гоголя, Лескова. В декорациях к спектаклю МХТ
"Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914) К. показал уклад жизни
"патриархального" купечества, застойный быт захолустного города.
Подлинного лиризма и поэтичности были исполнены декорации К. к спектаклю
МХТ "Осенние скрипки" Сургучёва (1915).
Особенно много работал К. для т-ра после Октябрьской революции.
Несмотря на тяжёлую болезнь, приковавшую художника к постели, он создал
эскизы к спектаклям: "Вражья сила" Серова (1920, Академич. т-р оперы и
балета, пост. Шаляпина), "Царская невеста" (1920, петрогр. Нар. дом),
"Ревизор" и "Тяжба" Гоголя (1919, 1920, петрогр. Малый драм. т-р),
"Посадник" А. К. Толстого, "Волки и овцы" (1922, 1927, Ленингр.
академич. т-р драмы) и др. Оформил первые сов. спектакли ленингр. т-ров:
"Бабы" Неверова
(1921, петрогр. Смольный т-р), "Виринея" Сейфул-линой и Правдухина
(1926, Ленингр. академич. т-р драмы). Вопреки распространённому в те
годы конструктивизму, К. стремился утверждать в декорац. нск-ве сценич.
живопись, передавать (по словам самого К.) "красочность быта эпохи",
создавать зрелище театрализованное, но дающее иллюзию жизни. Добиваясь
живописного лаконизма и обобщённости театр. образа, К. применял в
декорациях сер. 20-х гг. отдельные элементы конструктивистского
оформления (площадки, лестницы и др.), добиваясь, чтобы они
конкретизировали место действия. В эскизах к спектаклю "Блоха" по
Лескову (1925, M ХАТ 2-й;
1926, Ленингр. Большой драм. т-р) К. использовал приёмы нар. лубка,
балаганного т-ра и создал остроумные, пародийно-гротесковые костюмы и
декорации, яркие по краскам, изобретательные по форме. К. написал
портреты В. В. Лужского, Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и др. деятелей
рус. т-ра.
Выдающимися образцами театр.-декорац. иск-ва были эскизы декораций к
неосуществлённым спектаклям: "Волки и овцы" (1915), "Не было ни гроша,
да вдруг алтын" (1917), "Гроза" (1917,1920), "Свои люди-сочтёмся"
(1923), опере "Снегурочка" (1918) и др.
Соч.: Задуманное и осуществленное, "Жизнь иск-ва", 1920, 23-24 сент.;
Как я работал над "Блохой", в кн.:
"Блоха", сб. статей. Л., 1927.
Лит.: Воинов В. В., Б. М. Кустодиев, Л., [1926];
Бартошевич А., Кустодиев в театре. Л., 1927; Д и-к и и А., Б. М.
Кустодиев (1878-1927), "Творчество", 1935, ј7; Гремиславский И. Я.,
Режиссеры и художники МХАТ (разд.- Б. М. Кустодиев и В. В. Луж-ский),
"Искусство", 1938, ј 6; Эткинд М., Борис Михайлович Кустодиев, [Л.- М.,
I960] (имеется библиография). м. п.
КУТО (Coutaud), Люсьен (р. 13. XII. 1904) -французский живописец и
театральный художник. Окончил школу изящных иск-в в Ниме. Учился в
Свободной академии в Париже. В 20-30-е гг. в творчестве К. проявилось
воздействие модернистских направлений - дадаизма, сюрреализма. Работу в
т-ре К. начал в 1928. Оформлял спектакли реж. Ш. Дюллена, Ж. Копо, Ж. Л.
Барро, А. Барсака, балетмейстеров Р. Пети, С. Лифаря и др. Декорации и
костюмы К. отличаются подчёркнутой условностью формы.
Оформил в парижских т-рах драм. спектакли: "Птицы", "Богатство"
Аристофана (1928, 1938, т-р "Ателье"), "Восемьсот метров" Обея (1941,
Стадион Р. Гарро), "Атласная туфелька" Клоделя (1943, "Комеди Франсез"),
"Елизавета Английская" Брукнера (1949, т-р "Мариньи"); балеты - "Поэт"
Годара (1945, "Т-р Сары Бернар"), "Весенние игры" Мийо (1948, "Опера
комик") и др.
Лит.: Р а г m е 1 i n H., Cinq peintres et le theatre, P., [1956]. M,
П.
КУТТУБАЕВ, Аманкул (p. 1907) - киргизский советский режиссёр, актёр,
драматург. Нар. арт. Кирг. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В
1926, будучи школьным учителем, поступил в только что организованную
кирг. театр. студию. В 1932 пост. на сцене Кирг. т-ра свою пьесу "Враги
колхоза", в 1934 - "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Турусбекова. В
1935-40 учился на реж. ф-те ГИТИСа в Москве; дипломная работа - пост.
первой кирг. оперы "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере (1939). В
1939-52 К.-гл. реж. Кирг. т-ра оперы и балета, с 1952 - директор.
Участвовал в первой пост. на кирг. сцене опер: "Евгений Онегин" (1942),
"Кармен" (1949); "Кокуль" Раухвергера (1942), "Патриоты" (1941), "Манас"
(1946), "На берегах Иссык-Куля" (1951), "Токтогуд" (15S) Власова,
Малдыбаева и Ф"}? tr др. Совм. К. Маликовым написал пьесы "Джаныл"
(1946) и "Мы не те, что были" (1951).
Лит.: [Кумушалиев К.], Аманкул Куттубаев, Фрунзе, 1958. Я. Л.
КУТТУБАЕВА, Анвар (р. 1915) - киргизская актриса, нар. арт. Кирг. ССР
(1939). Занимаясь в педагогич. техникуме во Фрунзе, участвовала в
спектаклях драм. кружка. В 1929 вступила в киргизскую театр. студию, на
основе к-рой в 1930 создан кирг. драм. т-р.
Роли: в драм. спектаклях - Настя ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"
Островского), Карачач (о. п. Джантошева), Айша ("Джапалак Джатпасов"
'Шукурбекова). Обладая вокальными данными (сопрано), К. с успехом
выступала в муз.-драм. спектаклях - Зулайха ("Аджал ордуна" - "Не
смерть, а жизнь" Турусбекова), Чинар ("Алтын-кыз" Боконбаева), Калыйман
("Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере), Чолпон ("Кокуль" Раухвергера).
Основная тема творчества К. в эти годы - горькая участь бесправной
кирг. девушки до революции; её переживания К. передавала искренне, с
большой душевной теплотой, в трогательных дирич. тонах. С 1946 работала
в кирг. филармонии, возглавляла ансамбль кирг. песни и танца. В 1952
снова вступила в труппу Кирг. драм. т-ра. Перешла на характерные и
комич. роли, к-рые играла увлечённо, самозабвенно, внутренне оправдывая
самые яркие и утрированные краски.
Роли: Анна Павловна ("Кто смеётся последним" Крапивы), Калбюбю ("Дочь
Атабека" Абдумомунова), Кудайсок-конова ("Сердце бьётся" Маликова),
Феклуша ("Гроза"), Но-бинкали ("Дочь Ганга" по Тагору).
Лит.: Джумабаев Б.[ сост.], Анвар Куттубаева, Фрунзе, 1958. ff JJ
КУТЙ, Адел [наст. имя и фам.- Адельша К у-т у е в; 15(28). XI.
1903-16. VI. 1945] - татарский советский писатель, драматург. Окончил
педагогич. ин-т в г. Казани (1929). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Лит.
деятельность начал в 20-х гг. Был одним из руководителей татарского
"Левого фронта" ("Сул фронт"), а в области т-ра-театр. мастерской
"сулфа" ("Сул фронт"). В этот период разделял ошибочные взгляды "сулфа"
на старый реалистич. т-р, участвовал' в создании драм. коллектива
"Бомба", ставившего агитац. пьесы. Но уже в своих первых пьесах К. встал
на путь реалистич. воспроизведения жизни. Пьесы К. способствовали
утверждению совр. репертуара в тат. т-ре. Героями пьесы "Казань" (Тат.
академич. т-р, 1927) были участники освобождения Казани от белочехов и
белогвардейцев. В пьесе "Ответ" (там же, 1929) К. показал процесс
становления единого рабочего коллектива, освобождения его от пережитков
прошлого, идейное размежевание в среде нац. интеллигенции.
Противоречивые оценки вызвали пьесы "Свояченица" (там же, 1927) и "Сизая
голубка" (там же, 1928)- о путях формирования молодого поколения, его
моральном облике, воспитании новой нар. интеллигенции. В пьесе "Директор
Замилов" сатирически обличается мещанство. Новые отношения между
народами в эпоху строительства социализма К. показал в пьесе "Песня
радости" (1935).
По популярной повести К. "Неотосланные письма" писатель* Г. Минский
написал одноимённую пьесу (Республик, передвижной т-р, 1961), а
композитор Дж. Фай-зи - оперу (Тат. т-р оперы и балета, 1960).
Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1953.
Лит.: Нигъм этуллин Э., Гадел Кутуй (1903-1945), "Совет эдэбияты",
1950, ј6;
X э и р и X., Талантлы язучы, в его сб.: Эдэбият Ьэм тормыш. Казан,
1953. ф. Г,
КУУДУЛ (киргизский народный рассказчик)- см. Ку.
КУУЗИК, Тийт (Дийтрих Янович) (р. 29. VIII (11. IX). 1911 ] -
эстонский советский артист оперы (баритон), педагог. Нар. арт. СССР
(1954). Депутат Верховного Совета
Эст. ССР 5-го созыва. В 1938 окончил Таллинскую консерваторию по кл.
проф. А Ардера был приглашён солистом в Венскую нар. оперу. В 1940-41 и
с 1944 К.солист т-ра оперы и балета "Эстония".
Партии: Онегин (Гос. пр. СССР, 1950), Раю ("Певец свободы" Э. Каппа,
Гос. пр. СССР, 1952), Рауд ("Боевое крещение" Эрнесакса), Вамбо ("Огни
мщения" Э. Каппа), Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Мефистофель
("Фауст" Гуно), Тонио ("Паяцы"); Фигаро, Руслан, Борис Годунов;
Вершинин ("Никита Вершинин" Кабалевского) и др. Выступает в
концертах.
С 1940 К. занимается педагогич. деятельностью (с 1947-проф.
Таллинской консерватории). Гастролировал по СССР и за границей Ал. X.
КУУСКЕМАА, Бетти (наст. имя - Мария-Елизавета;?. 28. I.
1879)эстонская актриса. Засл. арт. Эстонской ССР (1947). Начала сценич.
деятельность в 1897 в любительской труппе т-ра "Эстония". Была одним из
основателей проф. т-ра "Эстония" (1906), работала в этом т-ре до 1949.
Вначале играла героинь - Ева (о. п. Фосса, 1930), Магда ("Родина"
Зудермана, 1904), вскоре перешла на роли пожилых женщин. К. создала
трагедийные и сочные комедийные образы, отмеченные яркой характерностью,
обилием выразительных деталей: Анна Андреевна ("Ревизор", 1917), леди
Мильфорд (1909), Василиса ("На дне", 1917), Эмилия ("Отелло", 1924),
Какетсеская Кадри ("На хуторе Пюве" Китцберга, 1925 и 1939), госпожа
Ярак ("Паунвере" Лутса, 1937), госпожа Шток-ман ("Враг народа" Ибсена,
1939), Анна Куслап ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1947). Снималась в
кино. К. Каск.
КУХМАЗОВ, Мурадхан Абдулджалилович (р. 1914) - лезгинский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сценич.
деятельность начал в 1932 в Лезгинском т-ре в с. Ахты (в наст. время т-р
в Дербенте). С большим темпераментом и внутр. драматизмом играет роли:
Рустам ("Намус" Ширванзаде), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Кидд
("Голос Америки" Лавренёва). К. создаёт образы сильных, властных людей -
Узаир ("Сулак свидетель" Хуршилова и Чистякова), Мурсал-хан ("Ашуг Сайд"
Хрюкского и Меджидова). Играл также Береста, Батуру ("Платон Кречет",
"Калиновая роща" Корнейчука), Миловидова ("На бойком месте"). Е. Ж.
КУХМАЗОВА, Шамси Казимагомедовна (р. 1924)- лезгинская советская
актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960). В 1942
вступила в труппу лезгинского т-ра в с. Ахты (в наст. время т-р работает
в Дербенте). Обладая хорошими вокальными данными, успешно выступает в
муз.-драм. спектаклях.
Роли: Айханум ("Если сердце захочет" Рустамова), Диль-бер ("Ашуг
Сайд" Хрюкского и Меджидова), Зухра ("Любовь и месть" Ахундова), Луиза
("Коварство и любовь"). Е. Ж.
ЕУЦЦОНИ (Cuzzom), Франческа (1700-70) - итальянская артистка оперы
(сопрано). Ученица П. Ланци. Впервые выступила.на сцене в Парме в 1716.
В последующие годы пела в Венеции. В 1723 была приглашена Г. Ф. Генделем
в Лондон, где с большим успехом выступила в его опере "Оттон". Пела
здесь ведущие партии в операх: "Кориолан" и "Веспасиан Ариости,
"Роделинда", "Тамерлан", "Адмет" и "Юлий Цезарь" Генделя и др. В 1727-51
выступала в оперных т-рах Лондона, Вены, Флоренции, Антверпена, Гамбурга
и др. Одна из выдающихся певиц 18 в., представительница итал. школы бель
канто, К. обладала голосом красивого мягкого тембра, ей одинаково
удавались кантиленные и сложные колоратурные арии. , Св. Г.
КУЧАР, Алесь [наст. имя и фам.- Айзик Евеле-вич К у чар; р. 24. VII
(6. VIII). 1910] - белорусский советский драматург, критик. Чл.
Коммунистич. партии с 1945. Пьесы К. посвящены героич. партизанской
борьбе ("Заложники", 1944), подвигам минских подпольщиков в Отечеств,
войне ("Это было в Минске", 1949), молодёжи Минского тракторного завода
("Беспокойные сердца", 1952). Пьесы К. ставились в т-рах им. Я. Коласа и
Я. Купалы. Автор сценариев для кино.
Лит.: П?сменн?к? Савецкай Беларус?, М?нск, 1959, с. 259-260. о С
КУЧЙНГИС, Антанас Симона (р. 18. X. 1899) - литовский советский
артист оперы (бас). В 1927 окончил Каунасскую консерваторию. С 1924
-солист т-ра оперы и балета Лит. ССР. Исполнение К. отличается высокой
вок. культурой, он успешно исполняет партии драматич. характера.
Партии: Римвидас ("Гражина" Карнавичюса), Генерал ("Дочь" Кловы),
Споке ("Деревня у поместья" Шимкуса), Гремин ("Евгений Онегин"),
Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Кардинал
("Дочь кардинала" Галеви), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Нила-канта
("Лакме" Делиба), Кепал ("Проданная невеста" Сметаны) и др.
Концертировал в Париже, Стокгольме, Праге и др. городах, д руд
КУЧИПУДИ - вид индийской классической танцевальной драмы.
Распространён в юж. Индии. Раннее упоминание о К. встречается в лит.
памятнике "Мачупалли Кайфиат" (1502), где рассказывается о представлении
К., состоявшемся при дворе короля Вира Нарасимха Рейя. На архитектурных
памятниках 8, 9 и 10 вв. сохранились надписи, говорящие о существовании
актёров-исполнителей К. в Андхре и Кашмире. К. исполнялся одним актёром,
чаще всего на площади перед храмом, сопровождался музыкой. Состоял из 3
частей. В К. разыгрывались эпизоды из жизни бога Вишну. Позднее К.
исполнялся группой актёров-мужчин. Исполнители К. были объединены в
группы. Они получали широкое образование; знали санскритскую,телугскую
лит-ру, изучали клас-сич. инд. танцы, музыку, пение.
В К. сочетается танец в 'чистом виде с драматич,1 действием. Диалоги
еут сами танцовпйхй/
Лит.: Г а р г и Б а л в а н т, Театр и танец Индии, М., 1963. -Л. Г
р.
КУЧИЯК, Павел Васильевич (17. III. 1897 - j 10. X. 1943) - ойротский
советский писатель, драматург, актёр. Род. в селе Куюм в Ойротии (ныне
Гор-но-Алтайская обл.) в семье крестьянина-бедняка. В юности был
батраком, лесорубом, сапожником. После установления на Алтае Сов. власти
стал секретарём сельского комитета бедноты, преподавал в Совпартшколе.
Лит. деятельность начал в 1928. В 1929 окончил Коммунистический ун-т
трудящихся Востока (Москва). В 1938-43 работал зав. лит. частью
Горно-алтайского т-ра. Участвовал в спектаклях как актёр. Первая пьеса
К. "Борьба", рисующая клас. борьбу трудящихся с остатками кулачества,
была написана и пост. в Ойротском т-ре к десятилетию Горно-Алтайской
автономной области (1932). К. принадлежат также пьесы "Петля" (1934),
"Яма" (1936), "Неожиданная встреча" (1936), "Враги в капкане" (1937),
посв. революции и социалистич. преобразованию Алтайского края. Лучшие
пьесы К. - "Чей-неш" - о партизанском движении на Алтае в годы гражд.
войны (1940), и "Три сестры"-по мотивам алтайской нар. сказки (1941). К.
исполнял роли в своих пьесах (бай Козут в пьесе "Чейнеш" и др.);
выступал в концертах как сказитель, певец и музыкант. Б. Б.
КУШАЕВА, Танслу Хафизовна (р. 5. IV. 1925) - русская советская
артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1945 окончила Ленингр.
хореографич. уч-ще по классу Н. А. Камковой и А. Я. Вагановой. С этого
же года солистка балета Пермского т-ра оперы и балета. Сценич. образы К.
искренны, лиричны. Лёгкий и сильный прыжок придаёт танцу К. особую
воздушность.
Партии: Зарема, Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот"), Эсме-ральда, Джульетта;
Лиза ("Тщетная предосторожность") и др. К. - первая исполнительница
заглавных партий в балетах Б. Машкова "Бэла" и "Грушенька". В 1946-57
преподавала в Пермском хореографич. уч-ще Ст. М
КУШИТАШВЙЛИ, Василий Павлович [25.IV(7.V) 1894 - 20. I.
1962]грузинский советский режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР (1958). В 1913
поступил в Моск. ун-т и одновременно учился в студии при Т-ре В.
Ко-миссаржевской(1914-16, педагоги Ф. Ф. Комиссар-жевский, В. Г.
Сахновский). В 1918-19 поставил в Тбилиси свои первые спектакли
("Антигона" Софокла и др.). В 1919-33 жил за границей; работал
режиссёром в Париже (в т-рах Антуана, "Одеон", "Ателье") и в США (пост.
там "Вишнёвый сад"). В 1933. вернулся в Грузию. С 1934 работал в Т-ре
им. К. Марджанишвили, где пост. спектакли "Женитьба Фигаро" (1937);
"Рюи-Блаз" Гюго (1941), "Гора дум" Шатберашвили (1945), "Маскарад"