<< Пред. стр. 434 (из 913) След. >>
композиторами для подчёркивания интонаций скорби, печали (партии Отеллов "Отелло" Верди, Германа в "Пиковой даме" Чайковского). Р. Л.
ЛАММ, Павел Александрович [J5(27).VII.1882- 5. V. 1951] - русский
советский музыковед. Доктор искусствоведения (1943). В 1900-01 учился на
юридич. ф-те сначала Боннского, затем Кёльнского ун-тов. В 1912 окончил
Моск. консерваторию как пианист. В том же году приступил к науч.
разработке архивов муз. рукописей, составил каталоги произв. выдающихся
рус. композиторов; редактировал соч. классиков рус. музыки. Л.
восстановил на основе рукописного наследия композиторов оригинальный
текст произв. Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина" и др.),
Даргомыжского ("Русалка"); Л.- редактор опер "Сорочинская ярмарка"
Мусоргского (совм. с Шебалиным) и "Князь Игорь" Бородина. С 1918 Л.
занимался педагогич. деятельностью в Моск. консерватории (с
1939-профессор).
ЛАНГ (Lang), Франциск (1654-1725) - немецкий деятель школьного театра
иезуитов (принадлежал к этому ордену). В течение мн. лет был режиссёром
Мюнхенского школьного т-ра. Ставил с воспитанниками драмы Корнеля и
Расина, помпезные оперы и франц. балеты. Спектакли эти были
предназначены для аристократич. публики. Л. первый в Германии
сформулировал правила для актёров в изданной им в 1727 книге
"Рассуждение о сценической игре" (исходил из норм классицистской
эстетики). Осн. внимание Л. уделял внешним приёмам актёрской игры,
эффектным позам, картинным жестам. Книга
Л. была популярна в рус. школьном т-ре 1-й пол. 18 в.
Лит.: Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область
театра иезуитов, Нежин, 1910; Старинный спектакль в России. Сб. статей,
Л., 1928; М о к у л ь-с к и и С., Хрестоматия по истории
западноевропейского театра, т. 1, М., 1953. г. Гур.
ЛАНГЕ, Вениамин Яковлевич (р. 10. VIII. 1910) - русский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в (1941), нар. арт. Тадж. ССР (1945). Чл.
Коммунистич. партии с 1943. В 1935 поступил в студию А. Д. Дикого, к-рая
затем была переведена в Ленинград. Работал ассистентом режиссёра в
Большом драм. т-ре. С 1937 вместе с группой актёров студии Дикого начал
работу в Душанбе в рус. драм. т-ре (ныне им. Маяковского), первоначально
как актёр, впоследствии как режиссёр, с 1941-худ. рук. этого т-ра (с
перерывами в 1951-59, когда Л. был гл. реж. Таллинского рус. т-ра, и в
1961-63 был гл. реж. Т-ра им. Лахути). Первая реж. работа Л. - "На дне"
(1938).
Спектакли: "Виндзорские проказницы" (1941), "Платон Кречет" (1941),
"Фронт" (1943), "Таланты и поклонники" (1944), "Кремлёвские куранты"
(1947), "Русский вопрос" (1948); "Крепость на Волге" Кремлёва (1950),
"Дали неоглядные" Вирты, "Егор Булычев и другие" (обе в 1959); "Битва в
пути" Николаевой и Радзинского (1960), "Разлом" (1961), "Коварство и
любовь", "Без вины виноватые" (1962) и ДР. Е. У
ЛАНГЕ (Lange), Свен (22. VI. 1868--6. I. 1930)-датский драматург и
критик. С 1900 и до конца жизни театр. рецензент в газ. "Политикен".
Написал пьесы:
"Мученик" (1896), "Мечта о любви" (1899), "Тихие комнаты" (1902),
"Самсон и Далила" (1909), "Лео-нора Каролю" (1912, "Фредериксберг-т-р"),
пост. Королевским т-ром. Эти пьесы, абстрактные по содержанию,
отличались холодным, утончённым эстетизмом, были лишены нац.
самобытности. Автор книги "Мысли о театре" (1929). Эстетич. принципы,
утверждаемые Л., носили декадентский характер. Он заявлял, что т-р,
иск-во "чистой поэзии", должен быть далёк от жизни. Формалистич. взгляды
Л. оказали влияние на нек-рых дат. драматургов 20 в.
Соч.: De stille stuer, Kbh., 1902; Samson og Dalila, Kbh., 1909;
Meninger om teater, Kbh., 1929.
Лит.: R i m es t a d Chr., Digtere i forhor, Kbh., 1906; Schyberg F.,
Dansk teaterkritik indtil 1914, Kbh.. 1937. Вл. M.
ЛАНГЕ-МЙШЛЕР (Lange-Muller), Петер Эрасмус (1. XII. 1850-25.11. 1926)
- датский композитор. Учился в Копенгагенской консерватории. Творч.
деятельность начал в 1874. Автор музыки к пьесам Г. Ибсена, X. Калунда.
X. Драхмана, а также опер "Тове" (1878), "Испанские студенты" (1883),
"Кровь викингов" (1900), пост. на сцене Королевского т-ра в Копенгагене.
Сценич. произв. Л.-М. ставились во мн. т-рах скандинавских стран. Песни
из его опер получили широкую популярность.
Лит.: Bonnen H., P. E. Lange-Muller, Kbh., 1946;
Clausen J., P. E. Lange-Muller, Kbh., 1938.
ЛАНГЕНДЕЙК (Langendijk), Питер (25. VII. 1683, Гарлем,-18. VII. 1756,
там же) - голландский драматург. Сын каменщика. Был руководителем
Гарлем-ской камеры риторов, для к-рой писал и переводил трагедии на
классич. сюжеты. Прославился как автор нац. комедий из жизни голл.
"третьего сословия": "Дон Кихот на свадьбе у Камачо" (1699, пост.
1712,"Городской т-р", Амстердам), "Хвастун" (1712), "Взаимный свадебный
обман" (1712) и др. В комедии "Крелис Лауэн, или Александр Великий на
поэтической пирушке" (1715) высмеял разбогатевшего крестьянина,
мечтающего о дворянском титуле. Комедия "Математики, или Беглянка"
(1715), едкая сатира на учёных-схоластов, отразила острую
научно-философскую борьбу того времени в Голландии. В живом образе слуги
Филипей-на Л. запечатлел черты человека из народа. Последняя пьеса
Л."Зеркало отечественного купечества" (неоконч.) - посв. теме "отцов и
детей", предваряет появление мещанской драмы в Голландии.
Л. - наиболее значит, голл. комедиограф. За свою популярность
заслужил прозвище "голл. Мольера", влияние к-рого испытал на себе.
Мастерство реали-стич. бытовых зарисовок, сатирич. этюдов, острых комич.
положений Л. использовал для критики бурж. общества с демократич.
позиций. Л. развивал традиции голл. нар. фарса-клухта, придерживаясь в
то же время правил классицизма ("трёх единств" и т. д.). Пьесы Л.
("Крелис Лоувен", "Математики" и др.) идут на совр. голл. сцене.
Лит.: Meijer С. H. Ph., Pieter Langendijk, Den Haag, 1891; M e h l e
r F. Z., Pieter Langendijk, Culemborg, 1892. Вл. О.
ЛАНГХОФФ (Langhoff). Вольфганг (р. 6.Х. 1901)-немецкий режиссёр,
актёр, писатель. С 1919- актёр Кёнигсбергского т-ра. В 1927 - режиссёр
т-ра "Шаушпильхауз" (Дюссельдорф). В 1933 был заключён в
концентрационный лагерь. В 1934 освобождён, эмигрировал в Швейцарию. В
1934-45-режиссёр и актёр т-ра "Шаушпильхауз" (Цюрих). После разгрома
фашизма возвратился в Германию, в 1945-46 был художеств. руководителем
дюссельдорфских т-ров. В 1946-63 - художеств. рук. и актёр Нем. т-ра и
т-ра "Каммершпиле" (Берлин, ГДР), с 1963-только актёр и режиссёр,
выступает и в др. т-рах. Деятельность Л. имела большое значение для
восстановления театр. жизни демократич. Берлина и Вост. Германии после
второй мировой войны. Л. тяготеет к большим монументальным спектаклям,
героико-революц. и исторнч. пьесам, он уделяет большое внимание работе
над словом, критика наз. его "мастером словесной режиссуры". Наряду с
классикой: "Дон Карлос" (1952), "Коварство и любовь" (1955); "Минна фон
Барнхельм" Лессинга (1960, Нац. пр. ГДР, 1960) и мн. др. Л. ставил пьесы
Ф.Вольфа "Тай-Янг пробуждается" (1949), "Томас Мюнцер" (1953, играл гл.
роль), Б. Брехта ("Страх и отчаяние в Третьей империи", 1948),
"Зонненбруки" Кручковского (1949, играл Петерса) и др. Ставил сов.
пьесы-"Оптимистическая трагедия" (1949, Нац. пр. ГДР, 1949). "Шторм"
(1957), рус. классику - "Ревизор" (1950) и др. К 200-летию со дня
рождения Гёте Л. пост. "Фауста" (играл Мефистофеля). Играл роли: Креон
("Царь Эдип" Софокла), Президент ("Коварство и любовь"), Пьер Ланжевен
("Дни коммуны" Брехта, т-р "Берлине? ансамбль", 1963), удостоен Нац. пр.
ГДР за участие в спектакле "Бригада шлифовальщика Кар-хана" Кана (1951).
Чл. Нем. академии иск-в (ГДР), президент нац. театр. центра Междунар.
театр. объединения.
Лит.: J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd3, B., 1961;
Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957. И. H.
ЛАНДЕ (Lande), Жан Батист [г. рожд. неизв.- ум. 26. II (9. III).
1746] - французский артист балета и балетмейстер. Выступал в Париже,
Дрездене, Стокгольме. В нач. 1730-х гг. приехал в Петербург. В 1734
работал в Шляхетном кадетском корпусе. В 1736 показал спектакль,
исполнителями к-рого были его ученики - кадеты. Позднее Л. организовал
из своих учеников небольшую труппу для выступлений на придворных
праздниках. В 1738 был принят на службу ко двору "для обучения
танцеванию театральному". Это событие считается датой основания первой
балетной школы в России, впоследствии ставшей Петерб. театр. уч-щем (см.
Ленинградское хореографическое училище). В дек. 1742 учащиеся школы
показали представление "Россия опечаленная и утешенная".
Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с
нем., Л., 1935; Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории
русского балета, т. 1, Л., З". Г. Ш.
ЛАНДСБЕРГИС-ЖЕМКАЛЬНИС, Габриелюс (21. I. 1852 -28. VIII. 1916) -
литовский режиссёр, актёр, драматург, театр. деятель. Учился в Моск.
ун-те. В 1905 организовал муз. драм. об-во "Виль-няус Канклес"
("Вильнюсская лютня"), к-рым руководил, был режиссёром, актёром. В 1908
работал в театр. труппе при Каунасском об-ве "Дайна" ("Песня"), а в
1908-15- в Шяуляйском об-ве "Вар-пас" ("Колокол"), руководил театр.
отделением "Об-ва помощи пострадавшим от войны" (1915-16).
Пост. в этих труппах спектакли: "Князь Пиленский" Шикшниса (1906),
оперу "Бируте" Петраускаса (1906), "Америка в бане" Кетуракиса (1906),
"Миндаугас" Словацкого (1908), "Власть тьмы" (1914). Играл роли
Багрявичюса ("Ил" Дви мотери, 1906), Титначинскиса (в своей
пьесе-"Блинда", 1908) и др. Автор либретто первой литов. оперы "Бируте",
драмы "Блинда" (1907) о борьбе литов. народа с панами, пьес "Уловили"
(1908), "Служанка проучила" (1908), "Знаменитый адвокат" (1911) и др.
Писал статьи о т-ре.
Деятельность Л.-Ж., одного из ведущих деятелей лит. полупроф. т-ра,
способствовала становлению нац. проф. театр. иск-ва. В. М.
ЛАНИ (Lany), Луиз Мадлен (1733-77) - французская артистка балета. В
1750 поступила в т-р "Парижская Опера". Танец Л. отличался
исключительной для своего времени виртуозностью, она первая довела число
антраша до шести (её предшественница Кама pro делала только четыре). Ж.
Ж. Новер высоко ценил иск-во Л. и назвал её "первой танцовщицей мира".
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. II, СПБ,-1914, с. 331, 332; Н
о вер p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927 (с. 200); No
verre J., Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. l, St.
Petersburg, 1803 (Lettre VIII, c. 81). Ham. P.
ЛАНКИНЕН, Лео Фомич (р. 13. VI. 1926) - карельский советский
живописец и театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР. Чл. Коммунистич.
партии с 1954. Как театр. художник Л. начал работать с 195 сначала в
Финском драм. т-ре, затем в Муз.-драм. т-ре в Петрозаводске.
Оформил спектакли: "Глушь пробуждается" Ланкинена и Яккола (1956),
"Господин Пунтилла и его слуга Матти" Брехта (1960), "Верю в тебя"
Коростылёва (1961, Финский драм. т-р), "Страх и совесть" Мокеева и
Гусарова (1958), "Кумоха"-Пергамента (1959, Муз.-драм. т-р) и др. С.
Кол.
ЛАНКИНЕН, Тойво Иванович (р. 15.VI.1907)- карельский советский актёр
и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1932 окончил театр. техникум в
Ленинграде и начал работу в Финском драм. т-ре.
Роли: Городничий ("Ревизор"); Куркимяки ("Ветер с юга"-Грина; Гос.
пр. СССР, 1950), Эско ("Сельские сапожники" Киви), Швандя, Войнипкий;
Пунтилла ("Господин Пунтилла и его слуга Матти" Брехта), Мыкола ("Любовь
на рассвете" Галана), Павлин ("Егор Булычев и другие") и др.
Пост.: "День отдыха" Катаева, "На всякого мудреца довольно простоты"
Островского, "Болотные черти" Талвеста, "Господин Пунтилла и его слуга
Матти" Брехта, "Ленинградский проспект" Штока и др. С. Кол
ЛАННЕР (Lander; урожд. - Герхард; Gerhard), Маргот (1910-10.VII.1961)
- датская артистка балета. Первая жена X. Ланнера. В 1917-25 училась в
школе при Королевском т-ре (Копенгаген). В 1925-дебютировала на сцене
Королевского балета. С 1931 -солистка труппы, в 1942 получила звание
прима-балерины (впервые присвоено дат. танцовщице). Специально для Л. в
репертуар труппы вводились классич. балеты. Партии: гл. партия ("Весна"
на муз. Грига), Метла ("Ученик чародея" Дюка), Те-резина ("Неаполь"
Паулли и др.), Одетта-0 диллия" Жизель и др. В 1950 окончила сценич.
деятельность.
Лит. см. при ст. Лайнер X. Е. С.
ЛАННЕР (Lander; урожд.-П e т e p c e н; Petersen), Тони (р.
19.V1.1931)-датская артистка балета. Вторая жена X. Ланнера. Училась в
школе Королевского балета (Копенгаген). С 1947 -в составе этой труппы.
Выступала с успехом в балетах "Этюды" на муз. Черни, "Ромео и Джульетта"
на муз. Чайковского, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева. В 1951
уехала из Дании, работала во мн. европ. и амер. балетных труппах.
Партии: Аврора ("Свадьба Авроры" - отрывки из "Спящей красавицы"),
Булотта ("Синяя борода" на муз. Оффенбаха). В 1960 Л. гастролировала в
Советском Союзе вместе с труппой "Балле тиэтр". Е. С.
ЛАННЕР (Lander), Харальд (наст. имя и фам.- Альфред Бернхардт
Стевнсборг; Stevnsborg; р. 25.II.1905) -датский артист балета,
балетмейстер, педагог. Учился в школе при Королевском т-ре в
Копенгагене. В 1925 дебютировал в партии Испанца ("Далеко от Дании"
Глезера). В 1929 - ведущий танцовщик труппы Королевского балета.Учился у
M. M. Фокина в США, изучал танцы Лат. Америки. Партии: Рыбак ("Неаполь"
Паулли), Дон Педро ("Гаучо" Ресе-на), центральная партия ("Болеро" на
муз. Равеля) и др.
Первая постановка Л.-"Гаучо" (1931, Королевский балет). В своих
балетах Л. широко использует нар. танцы - "Болеро" на муз. Равеля,
"Запорожцы" Ре-сена (оба в 1934). Ставил мимич. балеты: "Футбол" Пуленка
(1933), "Пастушка и трубочист" Энна. Наиболее значит, пост.
Л.-"Торвальдсен" Хай-Кнудсена (1938), "Этюды" на муз. Черни в обработке
Рисагера, в к-рых он стремился сохранить лучшие традиции дат. балета:
его реалистич. направленность, стремление воплотить мотивы фольклора,
высоко развитое мимич. иск-во, сочетающееся со строгостью и чистотой
танц. стиля. С 1931 ведёт педагогич. деятельность, в 1932 - директор
школы при труппе Королевский балет, где Л. добивался сохранения
особенностей датского нац. хореографич. стиля и освоения принципов рус.
танц. школы. В 1952-61 Л.балетмейстер "Гранд-Опера" (Париж).
Лит.: Frideric ia Allan, Harald Lander og hans balletter, Cph., 1951.
E C
ЛАНСЕРЕ, Евгений Евгеньевич [23.VIII(4.IX). 1875 - 13.IX.1946] -
русский советский художник-график, станковист, мастер монументальной
живописи, скульптор, театральный художник. Академик живописи (1912).
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1933), нар. художник РСФСР (1945).
Формирование творч. индивидуальности Л. происходило под влиянием его
дяди-художника А. Н. Бенуа. Л. учился в Петерб. школе об-ва поощрения
художеств (1892-96), затем в Париже. С 1898 - чл. об-ва "Мир искусства".
Впервые обратился к .т-ру в 1901 (эскизы к балету "Сильвия" Делиба;
спектакль не осуществлён). Написал декорации для спектаклей Старинного
т-ра: "Ярмарка на индикт св. Дениса" Евреинова (1907, совм. с Бенуа),
"Чистилище св. Патрика" Кальдерона (1911). В этих декорациях художник
стремился точно воспроизвести историч. эпоху, тщательно разрабатывал
эскизы мебели, бутафории и др. деталей оформления, но мало уделял
внимания костюмам (это характерно и для последующих работ Л.). После
Октябрьской революции Л. оформлял спектакли в Малом т-ре. Романтич.
устремления художника, его тяга к большим монументальным темам нашли
воплощение в спектакле "Юлий Цезарь" Шекспира (1924). Используя
блестящее знание античной архитектуры, Л. создал пластич. декорации;
конструктивное решение сценич. площадки сочеталось в этом спектакле с
величеств, живописью, усиленной освещением. В Малом т-ре Л. осуществил
свою лучшую работу - декорации к спектаклю "Горе от ума" (1938), в к-рых
воспроизведена подлинная атмосфера грибоедовской Москвы. Из последних
работ Л. наиболее значительны декорации к балету "Барышня-крестьянка"
(1946, Большой т"р) и эскизы к опере "Обручение в монастыре" Прокофьева
(1946, не осуществл.). Л. развивал лучшие традиции художников "Мира
искусства" (высокая живописная культура, тонкое чувство стиля и т. д.),
сочетая их с поисками разнообразных композиционных решений сценич.
пространства. Гос. пр. СССР (1943).
Соч.: Автобиографический очерк, в кн.: В. Н. Бакшеев, В. К.
Бялыницкий-Бируля, И. Э. Грабарь, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешков, И. Н.
Павлов, К. Ф. Юон, М., 1944 (Выставка произведений).
Лит.: П о д о б е д о в а О. И., Е. Е. Лансере, М.. 1961. В. Бер.
ЛАНТ (Lunt), Алфред (р. 19.VIII.1893) - американский актёр.
Дебютировал в 1912 на сцене бостон-ского т-ра "Касл Скуэр". В 1924-29
был актёром т-ра "Гилд" в Нью-Йорке. Первый крупный успех Л. принесло
исполнение гл. роли в пьесе "Кларенс" Таркинг-тона, написанной для него.
Наиболее полно дарование Л. раскрылось в комедии. Он был блестящим
Пет-руччио ("Укрощение строптивой"), живым, искромётным Моской
("Вольпоне" Джонсона, в обработке С. Цвейга), но требования бродвейского
т-ра и вкусы бурж. зрителя отрицательно сказались на репертуаре Л.; он
мало играл в классич. репертуаре и совр. прогрессивных пьесах.
Роли: Джордж Рейнольдс ("Деревенский кузен" Таркинг-тона и Стрит),
Дэвид Пил ("Роберт Ли" Дринкуотера), Бут-легер ("Дочь Неда Маккоба"
Хоуарда), Марко ("Миллионы Марко" О'Нила), Актёр ("Гвардеец" Мольнара),
Дмитрий ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, инсц. Ж. Копо и Дж. Кроун)
и др.
Л. выступал и как режиссёр. Среди его пост.: "Радость идиота" и "Ночи
не будет" Шервуда, "Свеча на ветру" Андерсона и др. - К. Б.
ЛАНЦА (Lanza). Марио (наст. имя и фам.-Альфре-до Арнольд К о к о ц ц
a; Cocozza) (31.I.1921-7.X. 1959) - американский певец (тенор) и
киноактёр. Пению обучался у известного итал. педагога Э. Ро-затии др.
Артистич. деятельность начал в 1942, приняв участие в пост. оперы
"Виндзорские проказницы" Николаи (пел партию Фентона), осуществлённой
дирижёром С. А. Кусевицким на Тэнгл-вудском фестивале близ Бостона. С
1946 Л. с большим успехом гастролировал по США как концертный певец.
Выступал в оперной труппе Нового Орлеана в партиях Пинкертона
("Чио-Чио-сан"), Альфреда и др. Л. обладал мощным, ярким голосом сочного
красивого тембра. Его исполнение покоряло слушателей эмоциональностью,
энергией и силой чувства. Снимался в кино ("Великий Карузо", "Серенада"
и др.).
Лит.: Яковлев М., Марио Ланца, "Музыкальная жизнь", 1960, ј 13. Be.
T. ЛАОДАНЬ - см. Дань.
ЛАО ШЭ (наст. имя - Ш у Ш э -ю и) (р.4.11. 1898) - китайский
писатель, драматург. Автор романов и рассказов. К драматургии обратился
в период антияпон. войны 1937-45. Среди ранних пьес - драм. сатира
"Остатки тумана", комедия "Вопросы чести", трагедия "Чжан Цзы-чжун",
драма "Интересы стран превыше всего" (совм. с Сун Чжи-ды). Пьесы Л. Ш.
"Жемчужина Фан" (1950), "Драконов ус" (1951), "Весенние цветы и осенние
плоды" (1952), "Большой двор" (1958), "Продавщицы" (1959) отражают
изменения, происшедшие в Китае после 1949. В сатирич. комедии "Этому не
бывать!" (1956) рассказывается история авантюриста, пробравшегося в гос.
учреждения. В пьесе "Чайная" (1957) Л. Ш. стремился осмыслить события
кит. истории 1-й пол. 20 в. Кроме многоакт-ных пьес в жанре хуацзюй, Л.
Ш. пишет одноактные пьесы ("Колодец у ивы", "Уничтожим микроба", "День
рождения" и др.). Пьесы Л. Ш. ставятся во мн. т-рах Китая. Л. Ш. -автор
статей по вопросам драматургии и т-ра.
Соч.: Лао Шэ цзюйцзо сюань, Пекин, 1959; в рус. пер. - Сочинения, т.
2, М., 1957.
Лит.: СемановВ. И., Драматургия Лао Шэ, в сб.: Писатели стран
народной демократии, вып. 4, М., 1960. М. У.
ЛАОЩЭН - см. Шэн.