<< Пред. стр. 438 (из 913) След. >>
"Вайделоте" Аспа-зии (Смилгис, реж. Эртнер), "Свадьба Мюнгаузена"Зиверта Ветра),"Так начался день" Лусиса (Вецумниеце), "Иеста Берлинг"
по Лагерлёф (Смилгис, реж. Эртнер и Ветра).
1959. "Положительный образ" Приеде (Петерсон), "Гамлет" (Смилгис,
реж. Эртнер); "Рецепт счастья" Баранги (Вецумниеце), "Портрет Освальда
Дуката" Грундмане (Петерсон), "Вечно зелёные пальмы" Виганте (Эртнер),
"Юсти-иа" Вуолийокки (Вецумниеце), "Найденная радуга" Лусиса (Петерсон),
"Три сестры" (Эртнер).
1960. "Маленькая студентка" Погодина (Вецумниеце), "Первый бал Вики"
Приеде (Петерсон), "Поэма о буре" по Лацису (Смилгис, реж. Эртнер),
"Война и мир" по Толстому (Смилгис, реж. Эртнер).
1961. "За лесами" Хельмане (Петерсон), "Каса маре" Друце (Ветра),
"Гибель снежного человека" Лусиса (Петерсон), "Швейк" по Гашеку
(Смилгис, реж. Ветра и Шмит), "Остров Афродиты" Парниса (Эртнер и
Вецумниеце), "Перелётные птицы" Ставицкого (Вецумниеце).
1962. "Илья Муромец" Райниса (Смилгис, реж. Эртнер), "Господин
Пунтилла и его слуга Матти" Брехта (Петерсон), "По ту сторону горизонта"
Лийвеса (Пабрик), "Остров бога" Рихтера (Вецумниеце), "День начался как
обычно" Виганте (Эртнер), "Мирабо" Упита (Смилгис, реж. Ветра и Крузе),
"В огне" Блаумана (Эртнер, Крузе).
1963. "Три молодые сестры" Ансона (Петерсон), "Нас где-то ждут"
Арбузова (Смилгис, реж. Эртнер и Крузе), "Дон Жуан" ("Каменный
властелин") Леси Украинки Смилгис, реж. Ферда).
Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955;
Смилгис Э., Государственный художественный театр Латвийской ССР,
Рига, 1947; Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Banga Т., Mana dzive,
Riga, 1957; G г e-v i n s V., Eduards Smilgis, Riga, 1956; Kundzins К.,
Latviesu teatra repertuars lidz 1940 gadam, Riga, 1955; Alma-nachs:
"Teatris un dzive", sej. 1-6, Riga, 1956-62. B.X.
ЛАТОРРЕ (Latorre), Карлос (2.XI.1799-11.X. 1851) - испанский актёр. В
1824 дебютировал в т-ре "Принсипе" (Мадрид). С 1826 - директор этого
т-ра. Прославился как исполнитель гл. ролей в пьесах
драматургов-романтиков: Масиас (о. п. Ларры-и-Санчеса де Кастро, 1834).
Дон Манрике ("Трубадур" Гутьерреса Гарсиа, 1836), дон Диего де Марсилья
("Теруэльские любовники" Артсенбуча, 1837), дон Хуан ("Дон Хуан Тенорио"
Соррильи-и-Мораля, 1844). В. С.
ЛАТЫПОВ, Хикмат (р. 1.1.1900) - узбекский советский актёр. Нар. арт.
Узб. ССР (1950). Один из старейших узб. актёров. До революции был
батраком, после 1917 поступил в школу, где стал принимать участие в
выступлениях самодеятельности. В 1922 вступил в труппу Бухарского т-ра,
в 1924-27 учился в Моск. театр. студии. В 1929-61 - актёр Т-ра им.
Хамзы. Мастер перевоплощения, Л. играл разнообразные роли. Создал
выразительные образы людей из народа: Шукуров ("Предатели" Фатхуллина,
1938), Абдульмалик ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова, 1945), Першин
("Заря Востока" Сафарова, 1951), Ме-шиш, Неизвестный ("Рассказ о
Турции", "Легенда о любви" Хикмета, 1953). Особенно удачно играл Л.
людей, исступлённо одержимых страстью,Клавдий ("Гамлет", 1935), Барон
("Скупой рыцарь" Пушкина, 1949), Пастор ("Разбойники", 1955).
Лит.: Узбекский государственный театр драмы им. Хам-за. Творческий
путь, Ташкент, 1945 (25 лет ордена Ленина Гос. Узбекск. акад. театра
драмы им. Хамза); Фельдман Я., Характер народа и сценические образы,
Ташкент, 1962. Я. Ф.
ЛАТЫШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие Л. д. было задержано многовековым
игом нем. колонизаторов Прибалтики. Формирование Л. д. так же, как всей
лат. нац. письменной лит-ры, относится к 60-80-м гг. 19 в. Развитие Л.
д. связано с возникновением латышского театра. Его основатель и первый
руководитель А. Алунан был также основоположником Л. д. Одноактная
комедия Алунана "Доморощенный" (1869) и оперетта "Бондарь и бондарщица"
(1872) - первые заслуживающие внимания латышские драматургии. произв.
Среди первых латышских драматургов:
Р. Томсон (1834-84) - автор пьесы "Мика возвращается домой" (1870) и
М. Пекшен (1845-1903) - автор пьесы "Гертруда" (соч. 1870, пост. 1877).
В 70-х гг. получил развитие жанр комедии: "Сплошные неприятности" бр.
Каудзит (1873), "Охотники" Калныня (1878) и др. В т-ре, руководимом
Алунаном, ставились гл. обр. комедии. Здесь же шли пьесы самого Алунана
"Доморощенный", "Ицик Мозес" (1874), "Богатая невеста" (1874), "Туфли
учителя" (1875), "Джон Нейланд" (1881), "Выросший в бочке" (1882) и др.
Многие комедии этого периода отмечены реалистич. и сатирич. тенденциями,
против к-рых выступала царская цензура (запрещение пост. пьесы
"Гертруда"). В 80-х гг. Алунан написал ряд пьес, используя мотивы
латышского фольклора и истории, - "Кто без солнца песню пел" (1888),
"Шесть маленьких барабанщиков" (1889), "Наши предки" (соч. 1890, пост.
1905). В конце 19 в. внимание драматургов сосредоточивается на
изображении классовых противоречий, особенно взаимоотношений между с.-х,
рабочими и землевладельцами; в пьесах конца 80-90-х гг. создаются
значительные образы батраков. Нек-рые пьесы показывают жизнь гор. слоев
населения, затрагивают тему эмансипации женщин.
В 90-х гг. появляется драматургия Р. Блаумана. Выражая в своём
реалистич. творчестве демократич. и гуманистич. устремления, Блауман
развивает мотивы пьес Алунана, обличает кулаков, деспотизм богачей,
к-рые, основываясь на власти денег, сословных предрассудках, считают
себя вправе вмешиваться в личные судьбы людей. Р. Блауман своим
творчеством определил реалистич. путь развития Л. д., художеств.
изображение характеров, создал положит. образы батраков и батрачек: Иева
и Андр ("Злой дух"), Микус и Лизиня ("Блудный сын") и др. Его пьесы
отличаются богатым, близким народу языком. Значит, вклад в развитие Л.
д. внесли Ас/г азя, Е.Зейболт (1867-1924), Ю. Палевич. Широкое развитие
получила реалистич. драма:
"Злой дух" (1891) и "Блудный сын" (1893) Блаумана, "Утраченные права"
Аспазии (1894), "Домашняя вражда" Зейболта (1896). "Болотные огни"
Палевича (соч. 1896, запрещена цензурой и напечатана под заглавием "В
болоте" в 1903, пост. в 1905) - первая латыш. пьеса, в к-рой звучит
протест против капита-листич. эксплуатации. Среди образцов реалистич.
комедии: "Воры" (1890), "Грехи Трины" (1896) Блаумана, "Мамзель"
Палевича (соч. 1893). В конце 19 в. формируется романтич. драма, первый
образец - "Вайделоте" Аспазии (1894).
В нач. 20 в. продолжают развиваться демократич. тенденции, появляются
латыш. революц. пьесы.
Подъём Л. д. определяет творчество выдающегося латыш. драматурга Я.
Райниса. Его пьеса "Огонь и ночь" (соч. 1903-04, пост. в 1911) основана
на материалах нац. героич. эпоса "Лачплесис" А. Пумпура. Райнис создал
монумент, драматич. произв., где в яркой обобщённой форме отразилась
освободит, борьба латыш. народа. Эта драматич. поэма носит характер
философской трагедии. Пьесы Райниса насыщены нац. фольклором и историч.
мотивами: "Полуидеалист" (1903), "Золотой конь" (1909), трагедия
"Индулис и Ария" (1912), "Играл я, плясал" (1921), "Воронёнок" (1921).
Особо выделяется лирич., психологич. пьеса "Вей, ветерок!" (1913), в
к-рой создан образ простой женщины из народа, исполненный нежности,
чистоты чувства, мужества, несгибаемой воли.
В нач. 20 в. вступил в драматургию А. Упит. Впервые в Л. д. он создал
реалистич. образы представителей революц. пролетариата: старый
революционер Авота и его дочь Расма в драме "Голос и эхо" (1911),
работница Зелма Лайвиня в драме "Один и многие" (соч. 1913, пост. 1917).
Достижением Л. д. являются также одноактная пьеса Райниса "Гирт
Вилке" (соч. 1905, пост. 1917) и драма Я. Линдулиса "Дижудрская Мале"
(1912). В нач. 20 в. появляются новые молодые драматурги:
А. Бригадере, Э. Вулъф, Я. Яунсудрабинь (1877- 1962), Я. Акуратер
(1876-1937), Я. Вайновский (р. 1877). В этот период получает развитие
жанр пьесы-сказки, пьесы-легенды, отмеченный романтич. тенденциями.
Пьеса Бригадере "Спридитис" (1903) положила основание развитию латыш.
детской драматургии. Успехом пользовалась её пьеса "Принцесса Гундега и
король Брусубарда" (1911). В период революции 1905 передовые обществ,
настроения выразила пьеса Аспазии "Серебряное покрывало" (1905).
Дальнейшее развитие получает реалистич. демократич. драматургия.
Блауман пишет: "Индраны" (1904), "В огне" (1905), одноактную пьесу
"Субботний вечер" (1909). Эти пьесы затрагивают новые темы: тяжёлая
старость трудящегося человека в условиях капитализма ("Субботний
вечер"), звериная мораль капиталистов ("Индраны"); в них созданы и
образы новых людей. Дальнейших успехов достигает жанр комедии:
"Дни портных в Силмачах" Блаумана (1902), "Сенсация" (1915) и
"Праздник в Скангале" (соч. 1916, пост.
1918) Вульфа, "В наших телятах - наше будущее" Вайновского (соч.
1914) и др. С сатирич. одноактными пьесами выступает и А. Упит. Большое
значение для развития Л д. имели статьи первого латыш. критика-марксиста
Я. Янсона-Брауна (1872-1917) и др.
В период Октябрьской революции и Сов. власти в Латвии (1917-19)
созданы драма Паэгле "Воскресение" (1917, изд. 1947), одноактные пьесы:
"У ворот тюрьмы" Паэгле (1917), "Встреча после разлуки" Эй-демана (соч.
1918, пост. 1934).
После захвата в Латвии власти буржуазией (конец
1919) латыш. сов. драматургию развивали писатели, жившие в Сов.
Союзе: Р. Эйдеман (1895-1937), К. Йо-кум (1894-1941), С. Бергис
(1887-1938), Э. Эферт-Клусайс (1889-1927), Я. Страуян (1884-1938), А.
Ка-дикис-Грозный (1901-34), Астра (Л. Дирике, р. 1890), Клития (А. Скуя,
1892-1931), Ю. Юлиан (Ю. Балодис, р. 1897), Дзиркстеле (К.Озолинь) и др.
Их пьесы посв. борьбе латыш. пролетариата за своё освобождение:
"Авантюра" Йокума и Апиниса, "Волки" Эйдемана (соч. 1934), "Уже прошла
ужасная ночь" Страуяна (соч. 1935), "Стрелки поворачивают винтовки" К а
дикиса-Грозного и Эйдука (1933). Борьба сов. людей за построение
социализма в 20-30-е гг. нашла отражение в пьесах "Навстречу солнцу" Э.
Са-лениека (соч. 1924), "Ударные комплекты" Дзиркстеле (1932), "Порыв
нив" Йокума (1929). Жизнь бурж. Латвии обличают сатирич. комедии:
"Конспиративная квартира" Э. Шиллера (1922), '"Правительственный кризис"
Судраба (1933) и др.
Творчество прогрессивных писателей, живших в бурж. Латвии (Я. Райнис,
А. Упит, Л. Лайцен, Л. Паэгле), было ограничено требованиями реакционных
кругов. Нек-рые писатели обратились к созданию трагедий на историч. и
фольклорные сюжеты: "Любовь сильнее смерти" (1927), "Илья Муромец"
(1928) Райниса, "Мирабо" (1926) и "Жанна д'Арк" (1930) Упита. В этих
произв. верно показаны отношения между вождём и массами, подчёркнута
ведущая роль народа в историч. процессе. В жанре сатирич. комедии писал
Упит - "Купальщица Сусанна" (1922), "Муж вдовы" (1925), "Заколдованный
круг" (1929), "Победа ‚шки Зингиса" (1933) и Паэгле - "За и против"
(1924), "Соль земли" (1925), Ю. Ванаг - "Порыв ветра" (1933) и др.
Драматурги разоблачали правителей бурж. Латвии и их прихвостней.
Творч. исканиями отмечены пьесы Л. Лайцена и нек-рых молодых авторов.
Драматурги Я. Яунсудрабинь, Э. Залите, Я. Грот (р. 1901), Э. Адамсон
(1907-46) обращались к бытовым и историч. сюжетам, внося в свои произв.
элементы социальной критики: "Инвалид и Ралла" Яунсудрабиня (1934),
"Пушкин" Грота (1937). Среди лучших пьес этого периода: лирич. комедия
Залито "Осенние розы" (1939), сатирич. комедия Адамсона "Глиняный Ансис"
(1938), пьесы-сказки "Майя и Пайя"(1922), "Волшебная птица Лолиты"
(1927) А. Бригадере. В репертуар т-ров вошли пьесы В. Лациса "Кристап
Каугур" (1936), "Маяк на острове" (1937) и инсц. "Сын рыбака" (1934).
После восстановления в Латвии Сов. власти (1940) начался новый этап
развития Л. д. Первая латыш. сов. пьеса "Они проложили путь" Ванага и
Рокпелниса (соч. 1941, пост. 1945) показывает путь историч. борьбы
латыш. пролетариата в 1919-40. В годы Великой Отечеств. войны, когда
Латвия находилась под игом гитлеровской оккупации, развитие Л. д.
продолжали писатели, эвакуированные в др. районы СССР, - Ф. Рокпелнис,
А. Броделе и др. Они создали неск. одноактных пьес о событиях войны.
Упит написал историч. трагедию "Спартак" (1945), Лацис-пьесу "Невестка"
(1945).
Расцвет латыш. сов. драматургии начался после Великой Отечеств,
войны. Продолжали свою творч. деятельность А. Упит и В. Лацис, активно
работали для т-ра А. Григулис, Э. Залите, Ю. Ванаг, Ф. Рокпел-нис, А.
'Броделе. После XX. съезда КПСС в драматургию вступили новые талантливые
драматурги: Ж. Грива (р. 1910), В. Виганте (р. 1913), Я. Лусис (р.
1932), П. Петерсон (р. 1923), Я. Анерауд (р. 1924), Э. Илмере (р. 1917)
и др., широкую популярность приобрела драматургия Г. Приеде.
Многие пьесы, созданные драматургами Латвии в 40-50-х гг., посв.
восстановлению жизни в стране после войны, социалистич. строительству в
городе и деревне - "Встреча на берегу" Ванага (1948), "Весна в селе
Речном" Броделе (1948). Внимание драматургов привлекли внутр. конфликты,
сопровождающие переход людей, выросших в условиях капитализма, к новой
жизни, превращение их в граждан сов. страны - "Глина и фарфор" Григулиса
(1947), "Учитель Страуме" Броделе (1948), "Так начался день" Лусиса
(1958). Революц. прошлому и событиям Отечеств, войны посв. пьесы "Тропа
батраков" И. Лемана' (соч. 1945), "Победа" Лациса (1945), "В какую
гавань" Григулиса (1945). Традиции романтич. драматургии продолжают
пьесы "Юность Райниса" Рокпелниса
(1948) и "Разыгралася метель" Гривы (1957). Образы молодёжи и
представителей технич. интеллигенции создал в своих лирич. драмах Г.
Приеде - "Хотя и осень" (1956), "Положительный образ" (1959) и др. В
т-рах Латвии и др. республик пост. лирич. драма В. Виганте "Вечно
зелёные пальмы" (1959), драма П. Петерсона "Мне тридцать лет" (1962).
Широкое развитие получил жанр комедии: "Лампочки в мешке" У пита
(1948), "Слово женщинам" Залите (1949), "Солдатская шинель" Григулиса
(1955), лирич. комедии "Лето младшего брата" (1955) и "Девушка Нормунда"
(1958) Приеде. Латыш, комедиографы стремятся создать остроумный,
афористич. диалог. Формируется драматургия для детей - "Свет"
Рок-пелниса (1945), "Тени на дороге" Анджане-Звиргздинь (1958),
создаются муз. комедии - "В краю голубых озёр" Залите (1954) и др.
Широко инсценируются произв. латыш. сов. прозы: "Земля зелёная" (1950) и
"Просвет в тучах" (1961) Упита. В области театр. критики работают Я.
Калнынь, Л. Дзене, В. Фрей-мане, Ю. Паберз, Л. Акуратере, С. Фрейнберг и
др.
Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957;
Latviesu literaturas vesture, I-VI, Riga, 1956-63; Сборник латышской
литературы под ред. В. Брю-сова, М. Горького, Пг., 1916. Д. В.
"ЛАТЫШСКАЯ ОПЕРА" - первый латышский национальный оперный театр. Осн.
в 1913 в Риге П. Юрьяном. До организации "Л. о." оперные спектакли на
латыш. яз. ставились эпизодически на сценах латыш. драм. т-ров. "Л. о."
просуществовала до 1915; прекратила свою деятельность в связи с войной.
В 1918 т-р "Л. о." был восстановлен одним из основоположников латыш.
нац. музыки Я. Витолом, в 1919 т-р стал гос. оперным т-ром и получил
назв. "Опера Сов. Латвии" (см. Латвийский театр оперы и балета). В
репертуаре "Л. о." были оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иван
Сусанин", "Кармен", "Травиата", "Риголетто"; "Сельская честь" Масканьи,
"Паяцы" и др. Среди видных деятелей "Л. о.": певицы А. Бене-фелде, О.
Плявниеце, М. Вигнер-Гринберг, Э. Жуби-те, певцы П. Сакс, О. Ж убит, А.
Кактынь, Я. Ниедра и др., дирижёры П. Юрьян, Ян Медынь, реж. Е. Дубур и
др. Я. В.
ЛАТЫШСКИЙ ТЕАТР. В латыш. нар. играх и обрядах заключены элементы
театр. иск-ва (игры ряженых - кекатас, свадебные обряды). Но
многовековое иго нем. завоевателей и гонения церкви надолго задержали
развитие театр. иск-ва. Первое представление на сюжет из Ветхого завета
состоялось в Риге в 1205 в период завоевания страны крестоносцами. Оно
было устроено миссионерами в традициях зап.-европ. мис-териального т-ра
с целью обращения покорённых племён в христианство. В течение долгого
времени театр. представления в Латвии давались на чужих яз., преим. на
немецком. В 16-17 вв. в Риге процветала школьная драма; с 1-й пол. 17 в.
начались гастроли бродячих актёрских трупп, приезжавших из Германии,
Швеции, Голландии. С 1742 в Риге выступала нем. труппа. В 1782 в Риге
было выстроено спец. театр. здание. Нем. т-ры были в 19 в. в Ми-таве
(Елгаве) и Либаве (Лиепае). Первый спектакль на рус. яз. состоялся в
Риге в 1798; выступала труппа из Петербурга под рук. Петрова. Первый
рус. т-р в Латвии осн. в 50-е гг. 19 в. в Двинске (Даугав-пилсе). В Риге
с 1871 выступали рус. гастрольные труппы. В 1883 осн. рижский рус. т-р.
Первые спектакли на латыш. яз. ставились в нач. 19 в. нем. пасторами
в пасторатах и имениях помещиков-баронов с целью внушить народу
покорность и набожность. Между 1818 и 1825 был пост. первый любит,
спектакль демократич. направления - "Разбойники" Шиллера. Развитие
латыш. нац. театр. иск-ва началось в 60-е гг. 19 в. В 1868 в Риге был
создан латыш. любительский драм. коллектив, пост.
"Пьяница БертУлис" (переделка комедии Л. Холь-берга "Йеппе с горы").
Затем были пост. "Доморощенный" Алунана (1869) и "Мика возвращается
домой" Томсона (1870). В 1870 осн. любительский Рижский латышский театр
во главе с актёром, режиссёром А. Алунаном, к-рого называют "отцом
латышского т-ра". Здесь был пост. "Ревизор" (1870).
Становление латыш. т-ра происходило в эпоху бурж. младолатышского
движения, боровшегося против нац. неравноправия и положившего начало
развитию латыш. нац. культуры. Вслед за Ригой латышские любительские
спектакли ставились в др. городах Латвии и в Петербурге (в 1875 в селе
Вецпиебалга впервые на латыш. яз. была показана пьеса А. Островского
"Свои люди - сочтёмся").
Во 2-й пол. 70-х гг. руководимый Алунаном "Рижский латышский т-р"
становится полупрофессиональным. Здесь ставились муз. и драм. спектакли,
но демократич. взгляды Алунана были враждебны бурж. "Рижскому латышскому
об-ву", руководившему т-ром, и в 1885 Алунан был вынужден покинуть т-р.
Во 2-й пол. 80-х гг. "Рижский латышский т-р" стал профессиональным. С
1893 т-ром руководил П. Озолинь, вводивший в репертуар пьесы Шиллера,
Шекспира, Блаумана. 90-е гг. характеризуются усилением демократич.
направленности иск-ва под влиянием прогрессивного обществ, движения
"Нового течения". Театр. критика стала ареной острой идеологич. борьбы.
Представители "Нового течения" выступали против реакц. руководства
"Рижского латышского т-ра", за прогрессивные принципы в иск-ве. Под
влиянием "Нового течения" развивалась деятельность любительских т-ров в
рабочих предместьях Риги, в Лиепае, т-ра в Елгаве, возглавлявшегося А.
Алунаном. Эти тенденции нашли отражение в пьесах Аспазии и Ю. Палевича.
Новый этап в развитии латыш. реали-стич. драматургии и т-ра определили
пьесы Р. Блаумана. В 80-90-е гг. выросло первое поколение латыш. проф.
актёров - Д. Акментыня, Б. Румниеце. Ю. Скайдрите, Е. Дубур, А.
Миерлаук, Р. Янсон, А. Фрейманис, позже Ал. Михельсон и др. Из молодых
актёров, игравших в демократич. любительских т-рах, была составлена
труппа полупроф. т-ра при нар. доме об-ва трезвости "Аусеклис" в Риге
(1901 -06), руководимого Э. Зелтматисом, а также труппа второго латыш.
профессионального т-ра в Риге - Нового латышского т-ра (1902-05). В 1905
этот т-р стал революц. трибуной, и царские власти закрыли его.
В годы первой рус. революции 1905-07 укрепились связи т-ра с
демократич. зрителем, более тесной стала связь с рус. иск-вом. Большое
влияние на развитие латыш. театр. иск-ва оказал Рижский рус. т-р
(антреприза К.'Незлобина), располагавший сильной труппой (режиссёр К.
Марджанов) и художественно-зна-чит. репертуаром. Особое значение имели
первые пост. на латыш. яз. пьес М. Горького "Мещане" (1904) и "На дне"
(1906).
В годы реакции в Риге работал т-р "Аполло". В 1908 был осн. Новый
рижский т-р. В его работе принимали участие представители рабочих
орг-ций. Широкий обществ, отклик получили пост. пьес Я. Райниса "Огонь и
ночь" (1911), "Индулис и Ария" (1912), "Вей, ветерок!" (1914); они