<< Пред.           стр. 44 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 в общую театр. культуру республики.
  20-е гг. ознаменованы в истории арм. сов. т-ра обращением к классич.
 драматургии. По-новому интерпретируются пьесы Сундукяна, Ширванзаде,
 Паро-няна, Островского, Гоголя, Горького, Софокла, Шекспира, Шиллера,
 Мольера, Гольдони, Ибсена. Появление во 2-й половине 20-х - нач. 30-х
 гг. произведений арм. сов. драматургов - Д. Демирчяна, В. Ва-гаршяна, Т.
 Ахумяна, и пост. переводных пьес К.Тренёва, Б. Лавренёва, Вс. Иванова,
 Б. Ромашова открыли перед А. т. путь борьбы за утверждение методов
 социа-листич. реализма, определили его значение в комму-нистич.
 воспитании трудящихся. В 30-е гг. большое значение имели пост. нац.
 классики: "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (Ленинакан, 1934), "Из-за
 чести" Ширванзаде (Т-р им. Сундукяна, 1939) и др.; среди постановок арм.
 сов. драматургии: "Фосфорическое сияние" (1932) и "Страна родная" (1940)
 Демирчяна, "На заре" Гулакяна (1937) - Т-р им. Сундукяна, "Марокко"
 Багдасаряна (Ленинакан, 1930) и др. Большое распространение получают на
 арм. сцене пьесы рус. драматургов: Погодина, Афиногенова, Вишневского;
 рус. и зап.-европ. классика: "Егор Булычев и другие" (1933), "Гроза"
 (1935) - Т-р им. Сундукяна, "Без вины виноватые" (1934, арм. т-р в
 Баку), "Женитьба Фигаро" (1933, Т-р им. Сундукяна), "Хозяйка гостиницы"
 (1936, Ленинаканский т-р) и др. Во 2-й половине 30-х гг. на сценах
 Еревана, Ленинакана, Баку, Тбилиси впервые был создан образ Ленина в
 спектаклях: "Человек с ружьём", 1938,"Кремлёвские куранты", 1941; "Из
 Искры..." Дадиани (1939), "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой
 (1940).
  В годы Великой Отечественной войны на сцене арм. т-ров созданы
 спектакли о патриотизме советского народа, о борьбе с фашизмом. Шли
 пьесы: Н. Заряна ("Месть"), А.Араксманяна ("На вулкане"), К. Симонова
 ("Русские люди"), А. Корнейчука ("Фронт") и др.; историч. пьесы Д.
 Демирчяна ("Страна родная"), Мура-цана ("Рузан"), В. Соловьёва
 ("Фельдмаршал Кутузов"), Л. Микаэляна ("Вараздат"). А. т. обращался и к
 классике; особое место заняла в его репертуаре драматургия Шекспира. В
 1944 в Ереване были проведены Всесоюзный шекспировский фестиваль и
 конференция, на, к-рых были показаны спектакли "Отелло" (1940), "Гамлет"
 (1942) - в Т-ре им. Сундукяна, "Сон в летнюю ночь" (1944) - в ТЮЗе,
 "Двенадцатая ночь" (1944) - в Ленинаканском т-ре.
  Определяющую роль в развитии А. т. в 40-50-х гг. сыграли
 постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и иск-ва. В эти годы А.т.
 борется за создание острых правдивых разнообразных по форме спектаклей,
 отражающих жизнь и труд советского народа. Большой интерес у зрителей
 вызвали пост. новых пьес арм. сов. авторов: "Опытное поле" Заряна
 (1953), "Монастырское ущелье" Вагаршяна (1945), "На высотах" (1947) и
 "Под одной крышей" (1957) Боряна, "Последние гвоздики" Тер-Григоряна
 (1958), "Розы и кровь" (1958), "Огонь твоей души" Араксманяна (1959) - в
 Т-ре им. Сундукяна, "Ара прекрасный" Заряна (1946) - в Ленинаканском
 т-ре и пьес рус. сов. драматургов.
  Т-ры Армении создали значительные пост. классич. драматургии -
 "Намус" (1955), "Хаос" (1959) Ширванзаде, "Ещё одна жертва" Сундукяна
 (1955), "Дядя Багдасар" Пароняна (1954), "Утёс" Вр. Папазяна (1944),
 "Маскарад" (1949), "Живой труп" (1951), "Вишнёвый сад" (1951)-в Т-ре им.
 Сундукяна. В репертуар т-ра вошли пьесы рус., укр., груз., азерб., эст.,
 узб., туркм. авторов, драматургия стран нар. демократии, прогрессивная
 драматургия капитали-стич. стран. Большое значение в истории сов. арм.
 т-ра имели актёры: Асмик, А. Восканян, В. Вагаршян, Р. Вартанян, М.
 Джанан, Г. Габриелян, режиссёры- А. Бурджалян, Л. Калантар, А. Гулакян.
 Среди деятелей театр. иск-ва Армении (1960): нар. арт. СССР Р. Нерсесян,
 В. Папазян, нар. арт. Арм. ССР А. Авети-сян, А. Арменян, Г. Джанибекян,
 Л. Зограбян, О. Гу-лазян, Д. Малян, режиссёры - В. Аджемян, Т. Са-рян,
 В. Вартанян и др.
  Кадры для драм. т-ров Армении готовит Театр. ин-т (созд. 1944) в
 Ереване.
  В 1939 и 1956 состоялись декады арм. иск-ва и лит-ры в Москве, на
 к-рых выступал Т-р оперы и балета им. А. Спендиарова, т-ры им. Г.
 Сундукяна и А. Мравяна, рус. т-р им. Станиславского. Декады
 продемонстрировали высокую театр. культуру арм. народа, рост арм.
 советских т-ров, сохранивших лучшие традиции дореволюционной арм. сцены
 и обогативших их искусством соц. реализма. Г. Г. и Б. А.
  Музыкальный театр занимает важное место в духовной культуре
 армянского народа. Главным его истоком является нар. творчество - песня
 и танец, иск-во гусанов, ашугов, в к-ром с давних времён проявлялись
 ярко выраженные тенденции к синтезу музыки, поэзии, танца и драматич.
 действия (бытовые, военные, обрядовые песни и танцы, ашугские сказки).
 Другим истоком арм. муз. т-ра были "живые картины" - любительские
 представления и особенно арм. драматич. т-р, где часто спектакли
 сопровождались нар. песнями, танцами, ашугскими напевами. С сер. 19 в.
 отдельные арм. театр. труппы имели своих композиторов; появились первые
 сборники театр. музыки.
  Возникновение арм. муз. т-ра (в частности, оперы) относится ко 2-й
 пол. 19 - нач. 20 вв., когда в обстановке подъёма освободительного
 движения и роста нац. самосознания формировались новые направления в
 армянской литературе, т-ре, живописи; складывалась арм. нац.
 композиторская школа; выдвинулся ряд талантливых композиторов: Т.
 Чухаджян, М. Екмалян, X. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас, А. Спендиаров
 (Спендиарян) и др. Одной из важнейших творческих проблем того времени
 было создание нац. оперы. Первая армянская опера "Аршак II" написана в
 1868 Т. Чухаджяном (либр. Т. Тер-зяна). Она отражала нац.-освободит,
 устремления передовой арм. общественности, протест против гнёта
 султанской Турции. Опера повествует об освободительной борьбе арм.
 народа в 4 в. против иноземных завоевателей. Чухаджян написал оперу в
 традициях историк о-романтич. опер Россини, Беллини и особенно раннего
 Верди. Она содержит развёрнутые массовые сцены, хоры, ансамбли, арии,
 оркестровые эпизоды. Музыка её очень мелодична. В концертном исполнении
 отдельные номера из оперы исполнялись при жизни композитора. Полностью
 опера пост. в Советской Армении в 1945. В 70-е гг. 19 в. Чухаджян создал
 ряд оперетт и комических опер: "Ариф" (1872), "Кесе-Кехва" (1874),
 "Леблебиджи хор-хор-ага" (1876), сочетавших черты бытовой комедии с соц.
 сатирой на совр. буржуазно-аристократич. общество. Злободневность тем,
 живость и меткость характеристик, стремительность развития действия,
 остроумие, простота и лиризм музыки принесли этим произв. большую
 популярность. Композитор сочетает в них приёмы и формы зап.-европейской
 классич. оперы и оперетты с интонациями арм. городской песни. Чухаджян
 является также автором муз. драмы "Алексиназ" из истории
 сербско-турецкой войны, опер "Зейбеглер", "Индиана", лирич. оперы-феерии
 "Земире". Большинство из этих произв. ставилось при жизни Чухаджяна.
 Особым успехом пользовалась его оперетта "Леблебиджи хор-хор-ага",
 исполнявшаяся в городах Закавказья, Ближнего Востока, на Балканах и в
 Зап. Европе.
  На создание опер, органично связанных с жизнью и культурой родного
 народа, национальных по теме и по муз. языку, были направлены в конце
 19- нач. 20 вв. усилия мн. арм. композиторов. Наряду с
 иеторико-патриотич. темой они затрагивали в своём творчестве тяжёлую
 жизнь арм. трудового крестьянства. Живой интерес к жанру оперы проявил
 Комитас. Его замыслы опер "Вартан" из истории освободительной борьбы
 армянского народа в 5 веке, "Сасунские богатыри" по эпосу "Давид
 Сасунский", "Ануш" (по О. Туманяну), "Жертвы деликатности" (по А.
 Па-роняну) свидетельствуют о стремлении композитора создать
 реалистические оперы, основанные на арм. крестьянском песенном мелосе и
 речевых интонациях. Крестьянская тема, нар. песенность лежали в основе и
 оперы X. Кара-Мурзы "Шушан" по пьесе Атрпета. Она также не была
 закончена, но её пролог и 1-е действие неоднократно исполнялись любит,
 труппами и хорами.
  В 1912 в Александрополе была показана опера "Ануш" А. Тиграняна (по
 О. Туманяну). В ней были реалистически изображены быт и нравы армянской
 дореволюц. деревни, ярко обрисованы бесправие и тяжёлая доля арм.
 женщины. Музыка оперы отличается подлинной народностью; мелодичная,
 искренняя и задушевная, она насыщена интонациями арм. нар. песни.
 Песенность здесь становится действенным средством раскрытия переживаний
 героев и драматич. ситуаций. Опера завоевала большую популярность и
 исполнялась арм. любительскими и полупроф. траппами в городах
 Закавказья, Ближнего Востока, Европы и США. Упорно искал своих путей в
 нац. оперном творчестве А. Спендиаров (отрывки из неоконченной оперы
 "Шамирам", 1909-10, начало работы над оперой "Алмаст", 1916). В 1913 в
 Берлине русской труппой был показан балет "Семь дочерей короля джинов",
 созд. на основе музыки симф. картины Спендиарова "Три пальмы" (сценарий
 и постановка М. Фокина, в главной роли А. Павлова). В нач. 20 в. над
 операми работали и др. арм. композиторы: В. Саргсян ("Ануш"), Е.
 Багдасарян ("Ануш"), Г. Мирзоян ("Сюни"), С. Мурадян, С. Демурян и др.
 Большинство из этих произв. йе были завершены. В это время появились и
 исполнявшиеся в школах Еревана, Тифлиса, Баку первые арм. детские оперы
 А. Манукяна ("Конец зла")" М. Мирзояна ("Стрекоза и муравей"), Е.
 Багдасаряна ("Сказка бабушки Гюльназ"), А. Маиляна ("Чар Ми-кич", "Бахти
 кориз", "Зайчик") и др. Небольшие арии, ансамбли, песни сочетаются в
 этих операх с разговорными эпизодами. С сер. 60-х гг. 19 в. начали
 создаваться первые арм. оперные либретто (Чизмеджя-ном, Терзяном,
 позднее - Комитасом, Кара-Мурзой, А. Тиграняном и др.), переводились на
 арм. язык тексты зап.-европ. и рус. опер.
  В 60-70-х гг. возникли первые арм. любительские и проф. муз.-театр.
 труппы под руководством Т. Чухаджяна, А. Вардовяна, а позднее -
 Аристакесяна (1892), О. Восканяна (1910) и др. В репертуаре этих трупп
 были водевили, муз. комедии, оперетты и оперы западно-европ., рус. и
 арм. авторов (оперетты Т. Чухаджяна, оперы "Ануш" А. Тиграняна, "Аршин
 мал алан" У. Гаджибекова и др.). Среди первых арм.' оперных певцов и
 певиц: Н. Папаян, Е. Тэрян-Корганова, М. Генджан, Н. Шахламян, Т.
 Налбандян, Б. Амирд-жанян, Ш. Тальян, В. Арцруни и др. ИногДа оперы
 ставились в концертном исполнении (на арм. языке) артистами любительских
 хоров под рук. X. Кара-Мурзы, А. Тиграняна, Е. Багдасаряна и др. В конце
 19 в. в арм. прессе появляются статьи, посвящённые муз. театру (статьи
 X. Кара-Мурзы, В. Корганова и др.). Вопросы развития нац. муз. т-ра
 привлекали внимание передовых обществ, деятелей, писателей (М.
 Налбандяна, О. Туманяна и др.), художников (В. Суренянца, М. Сарьяна и
 др.).
  Уже в первый период своего развития арм. муз. театр формировался в
 осн. как т-р демократический, реалистический, связанный с передовыми
 идейными устремлениями эпохи. Он опирался, с одной стороны, на нар.
 творчество, с другой - на традиции рус. и зап.-европ. муз. классики.
 Однако многочисл. трудности (отсутствие муз. учебных заведений, нац.
 стационарных т-ров, запреты цензуры, сопротивление правящих кругов и т.
 п.) ограничивали возможности развития арм. музыкального т-ра в
 дореволюц. период. Подлинного расцвета арм. муз. т-р достиг лишь после
 победы Советской власти в Армении. В 20-х гг. развёртывается
 деятельность передвижных муз.-театр. трупп. В городах Армении, а также в
 Баку, Тбилиси выступала оперно-опереточная труппа, возглавлявшаяся Ш.
 Тальяном; в ней начинали свою деятельность певица А. Даниэлян, дирижёр
 А. Мелик-Пашаев и др. Репертуар труппы включал наряду с опереттами оперы
 "Евгений Онегин", "Кармен", "Ануш" и др. В Ростове-на-Дону работала
 труппа, в состав к-рой входили Г. Айвазян, И. и Г. Данзасы, Ш. Лусинян и
 др. Она ставила преимущественно музыкальные комедии и драмы, водевили,
 оперетты, в т.ч. популярную арм. муз. комедию "Уш-лини - нуш-лини" Г.
 Ерицяна. В муз. учебных заведениях Еревана, Москвы, Ленинграда шла
 подготовка кадров для арм. муз. т-ра. В 1927 в Ереванской консерватории
 был организован оперный класс.
  В эти же годы создастся ряд новых арм. опер, среди к-рых "Седа" А.
 Тер-Гевондяна (1921), "Алмаст" А. Спендиарова (1928), детские оперы
 "Гарник ах-пер" К. Заваряна (1924), "Птенчик" М. Мазманяна (1926),
 исполнявшиеся школьниками.
  Задуманная еще до революции опера "Седа" на сюжет из арм.
 средневековья не была пост., но отдельные арии, полифонич. развитые хоры
 и оркестровые эпизоды исполнялись в концертах.
  Выдающееся место в истории арм. оперы занимает героико-патриотич.
 опера "Алмаст". Она относится к лучшим произв. нац. оперной классики.
 Написанная на сюжет поэмы О. Туманяна "Взятие Тмкаберта", она повествует
 о борьбе арм. народа в 18 в. против нашествия персов. Использовав
 замечательные образцы арм. нар. мелодий, опираясь на традиции рус.
 оперной классики, композитор создал оперу, отличающуюся развитой муз.
 драматургией, меткой характеристикой действующих лиц и сценич. ситуаций,
 сквозным оимф. развитием. Впервые "Алмаст" пост. в Москве (1930),
 позднее - в Ереване и др. городах страны.
  5 мая 1932 Совет Министров Армянской ССР принял решение об
 организации в Ереване первого в истории Армении стационарного оперного
 т-ра. Открытие т-ра состоялось 20 января 1933. В создании т-ра принимали
 участие видные деятели армянского искусства: артисты А. Даниэлян, Ш.
 Тальян, Л. Исец-кий-Иоаннисян, А. Каратов и др.; дирижёры К. Са-раджев,
 Г. Будагян, С. Чарекян, режиссёр А. Бурд-жалян, художник М. Сарьян и др.
 В последующие годы в состав театра вошли: дирижёры В. Пирадов,
 С.Шатирян, М.Тавризиан, реж. Л. Калантар, А. Гула-кян, художники М.
 Арутчян, П. Ананян, С. Аладжа-лов, балетмейстер И. Арбатов (Ягубян) и
 др., а также ряд молодых исполнителей-вокалистов - Т. Са-зандарян, М.
 Седмар, Т. Шахназарян, Т. Хачатурян,
  П. Лисициан, Г. Габриэлян, Д. Погосян и др. После организации
 балетной труппы, осуществившей ряд постановок муз.-хореографич.
 спектаклей, т-р стал называться Т-ром оперы и бале.та (впоследствии ему
 было присвоено имя А. Спендиарова). Среди артистов балета выдвинулись Л.
 Воинова-Шиканян, Р. Таври -зиан, Г. Георгиан, 3. Мурадян, С. Саркисян,
 П. Бур-назян и др. Ереванский Т-р оперы и балета вырос в крупнейший очаг
 муз. культуры Армении. В нём велась большая работа по воспитанию молодых
 нац. кадров, по овладению классич. репертуаром. Главная задача, стоявшая
 перед арм. музыкальным театром,- создание нац. репертуара. В 1935 т-р
 поставил оперу "Ануш" А. Тиграняна (в новой редакции). В сер. 30-х годов
 на сцене т-ра появились новые арм. ко-мич. оперы. Одна из них -
 сказочно-сатирическая (по народной сказке, обработанной Д. Демирчяном) -
 "Кадж Назар" А. Степаняна (1935), содержала ряд удачных жанровых сцен,
 меткие комедийные характеристики действующих лиц и была отмечена
 поисками в области претворения народно-песенных и речевых интонаций.
 Комич. опера "Тапарникос" А. Айвазяна (1938), написанная по комедии А.
 Пароняна "Восточный дантист", обрисовывала быт п нравы
 константинопольских армян 19 в. Композитор, опираясь на интонации
 зап.-арм. городских мелодий, продолжил традиции комич. опер Чухаджяна.
 Ценным опытом воплощения в муз.-сценич. иск-ве арм. героич. эпоса была
 опера А. Степаняна "Давид Сасунский" (соч. 1936). Основываясь на
 интонациях старинных нар. песен и танцев, духовных песнопений,
 композитор стремился воссоздать музыкальный колорит средневековой
 Армении; выразит, хоры оперы воплощают образ угнетённого и борющегося
 народа. В 1939 на сцене Бакинского оперного т-ра им. Ахундова была
 показана опера арм. композитора А. Маиляна "Сафа", в основе к-рой лежит
 идея интернационализма, братской дружбы и солидарности арм. и азерб.
 народов, совместно боровшихся против феодалов-поработителей. В музыке
 использованы арм. и азерб. нар. мелодии.
  Особое значение имела в эти годы работа арм. композиторов над
 созданием опер на сов. тему; к ней обращались композиторы В. Тальян, А.
 Тер-Гевондян и др. В 1938 Ереванский т-р оперы и балета поставил оперу
 А. Степаняна "Лусабацин". В опере показаны гражданская война в Армении,
 майское восстание 1920, борьба за Сов. власть. Это первая арм. опера о
 пролетарской революции; гл. герой в ней-революц. народ, возглавляемый
 большевистской партией. Центральное место в опере занимают массовые
 сцены; дана психологически правдивая обрисовка отдельных героев.
 Звучание массовых революционных песен, призывные интонации, ораторски
 приподнятая речь, волевые ритмы марша придали музыке оперы героический
 характер. Содержание оперы потребовало новых приёмов муз. сценич.
 воплощения, способных передать революц. романтику, драматизм и героику
 изображаемых событий. В 1941 в Ереване была пост. опера, повествующая о
 революц. борьбе за установление Советской власти в Армении,- "Марджан"
 К. Закаряна. Не раз обращались арм. композиторы к темам, заимствованным
 из жизни и лит-ры других народов. В Ленинграде были поставлены оперы Л.
 Ходжа-Эйнатова "Шлюз" (1931) о классовой борьбе на Урале в первые годы
 революции и "Мятеж" (1938) по повести Фурманова. В Москве в театре им.
 В. И. Немировича-Дан-ченко шла опера того же автора "Семья"-из жизни
 советских золотоискателей. С. Баласанян пишет оперы на таджикские темы
 (пост. в Сталинабаде) "Восстание Восэ" (1939) и "Кузнец Кова" (1941); Н.
 Чемберджи - оперу "Карлугас"-об освободительной борьбе башкирского
 народа (пост. в Уфе, 1942).
  Во 2-й пол. 30-х гг. появляются первые балеты, написанные арм.
 композиторами. В 1936 учащимися Ереванского хореографии, уч-ща был
 показан балет для юношества "Пионерия". Два балета создал А.
 Тер-Гевондян: "Невеста огня" (1935) на сюжет пьесы Дж. Джабарлы (не был
 пост.) и балет "Анаит" по арм. сказке, обработанной Г. Агаяном (пост. в
 Ереване в 1941). В 1938 был написан лирич. балет "Наринэ" С. Бархударяна
 (не был пост.), воспевающий любовь и осуждающий соц. неравенство в
 старой Армении. В "Анаит" и "Наринэ" сделана первая попытка сочетать
 арм. музыку и танец с формами классич. балета. Эти произв. содержали
 красочные бытовые сцены, выразит. лирич. эпизоды. Однако в них еще не
 были достигнуты в достаточной мере сквозное муз.-драматургич. развитие,
 симфонизация балетной музыки.
  В 1939 Ереванский т-р оперы и балета показал балет А. Хачатуряна
 "Счастье" (написан в том же году)- на сюжет из соврем, колхозной жизни.
 Актуальность содержания, яркие массовые сцены, выразит, обрисовка
 действующих лиц, красочная музыка, в к-рой широко использованы и развиты
 нар. мелодии, определили успех балета. В дальнейшем композитор,
 использовав значит, часть музыки и нек-рые сюжетные положения "Счастья",
 создал новый балет - "Гаянэ".
  Итог первому этапу развития муз. т-ра Советской Армении был подведён
 на декаде арм. искусства в Москве в октябре 1939. На сцене ГАБТ были
 показаны оперы "Ануш", "Алмаст", "Лусабацин" и балет "Счастье". Произв.
 арм. композиторов и мастерство исполнителей получили высокую оценку
 общественности. Ереванский т-р оперы и балета был награждён орденом
 Ленина.
  В 1940 состоялось открытие нового здания Ереванского т-ра оперы и
 балета на 1 250 мест (построено по проекту академика архитектуры А. И.
 Таманяна).
  В годы войны Ереванский т-р оперы и балета осуществил ряд значит,
 постановок, в т. ч. опер "Иван -Сусанин" (1942); "Отелло" Верди (1942),
 "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (1942), "Даиси" Палиашвили (1943), балета
 "Кавказский пленник" Асафьева (1943) и др. В эти годы в муз. театр.
 иск-ве с особой силой зазвучала тема защиты Родины. В начале войны А.
 Тигранян начал работать над патриотич. оперой "Давид бек" (по мотивам
 романа Раффи); пост. в 1950 в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова).
 Опера повествует об освободит. борьбе арм. народа против иноземных
 завоевателей в 18 в. Это произв. отличается глубокой народностью и
 реалистичностью образов, песенной основой и мелодичностью муз. языка.
 Большую роль в опере играют массовые хоровые сцены, раскрывающие образ
 народа, а также патриотич. арии героев. В опере получили развитие и
 лирич. темы. Над сюжетом, связанным с героич. прошлым арм. народа,

<< Пред.           стр. 44 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу