<< Пред. стр. 440 (из 913) След. >>
США, играл в т-рах Нью-Йорка, Лос-Анжелоса. Эпизодически выступал втеатрах Англии. Л. -характерный актёр широкого диапазона, мастерски
играл драматич. и комедийные роли, создавал обаятельные образы земных по
натуре, умных, добрых людей. С острой характерностью играл роли отрипат.
персонажей.
Роли: Основа ("Сон в летнюю ночь"), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера),
Тэттл ("Любовь за любовь" Конгрива), Гарри Хигам ("Серебряный кубок"
0'Кейси), Галилей ("Жизнь Галилея" Брехта), Епиходов ("Вишнёвый сад").
Солёный ("Три сестры").
Выступал как режиссёр (пост.: "Майор Барбара" Шоу, 1956, "Мартин Бек
театр", Нью-Йорк, и др.). С 1929 снимался в кино (гл. роли в фильмах
"Частная жизнь Генриха VIII", "Рембрандт", "Отверженные", "Свидетель
обвинения" и др.).
Лит.: Lanchester E., Charles Laughton and I., L., 1938; Singer K.,
Charles Laughton story, L., 1954.
Ф.К.
ЛАУЦЮС, Юозас (р. 23. IX. 1893) - литовский советский актёр. Нар.
арт. Лит. ССР (1955). Начал театр. деятельность в Уфе. После Октябрьской
социа-листич. революции - актёр драм. труппы Красной Армии. С 1921 -
пом. реж. Каунасской рус. труппы. В 1922-31 и 1937-62 был актёром Литов.
т-ра (ныне Каунасскийт-р драмы), в 1931- 37- Шяуляйского т-ра.
Роли: Знахарь ("Владыка" Миколайтиса-Путинаса, 1929),Гарнис
("Шарунас" Креве-Мицкявичюса, 1929), Тиюнас ("Поросль" Бинкиса, 1938),
Протасов ("Дети солнца", 1947), батрак Лабутис ("Поют петухи" Балтушиса,
1948), Даунис ("Жаркое лето" Грицюса, 1955), Кольтис ("Геркус Мантас"
Грушаса, 19 57 ),Кайрис(" Двадцатая весна" Марцинкявичюса, 1958).
Снимался в кино. В.М.
ЛАУЦЯВИЧЮС (псевд.-В а р г ш а с), Бронюс (20. IX. 1885-1. III. 1916)
- литовский писатель, драматург и театральный деятель. Юношей вступил в
передвижной т-р, с к-рым разъезжал по России. За революп. деятельность
подвергался преследованиям и в 1905 был вынужден бежать в США, где
испытал тяжёлую нужду (отсюда псевд. Варгшас-горький, бедный). В Америке
(в 1908) организовал из рабочих театр. труппу, где ставил спектакли. С
1914 издавал ежемесячдмй театр. журн. "Вейдродис" ("Зеркало"), где
печатал свои статьи о т-ре. В пьесах:
"Последам волна" (1906), "Сон Соломона" (1907), "Первые шаги" (1909),
"Пятый приказ" (1912) Л. показывает {еволюн. события, сочувственно
изображает восставший народ. В пьесе "Первые шаги" заметно влияние
драматургии Горького (пьесы "Враги"). Л. является автором бытовых драм,
а также пьес- "Мшише(tm) в "еде" (1909), "Чужой бог" (1913), "Язвы
времевм" (4913), "Люди" (1910), обличающих помещиков в 'капиталистов.
Жизнь литов. деревни отражева а шеба: "Гнездо домашнего льва" (1913),
"Сердце Ионаса" фИ1) Писатель-реалист, Л. следовал принципам демократич.
эстетики. В своих статьях ед бородся аеивдейный, передовой т-р,
воспи-тывакяцвй зрителя.
Лит.: В. VargSae-L.aiioevicius. Rastai, 1951; Р г a n s-k us В., В
Vargaas-Laucevicius, "Pergale", 1948, .ј 8. B. M.
ЛАФЕЙРЕРЕ (Laferrere), Грегорио де (8. III. 1867- 29. IX. 1913) -
аргентинский драматург. Первая комедия - "Хеттаторе!" (1904, труппа X.
Подесты, Буэнос-Айрес) об интригане, добивающемся политич. власти, -
имела большой успех. В дальнейшем Л. написал комедии: "Летние безумцы"
(1905, там же), "Под пятой" (1906, т-р "Аполо"), в к-рых высмеивал
ханжество, мещанство, клеветников, "Невидимки" (1911, там же) о
маньяках, занимающихся спиритизмом. Одна из лучших пьес Л.-"Семья
Бар-ранко" (1908, т-р "Аполо") показывает моральное разложение бурж.
семьи.
Лит. : Estrella Gutierrez F. Y., Suares Calimano E., Historia de la
literatura americana y argentina, [7 ed.], В. Aires, 1940. Ал.Р.
ЛАФОНТЕН (Lafontaine) (имя неизв.) (1655- 1738) - французская
артистка балета. Одна из первых проф. франц. танцовщиц. Впервые
выступила в опере-балете Люлли "Триумф любви" (1681, Парижская Опера).
Л. получила прозвище "королевы танца", её творчество ознаменовало
развитие проф. франц. балетного иск-ва.
Лит.: Худеков С., История танцев, ч. II, СПБ, 1914;
Cahusac L. de, La dance ancienne et moderne, ou Traite historique de
la dance, [P. ], 1754, p. 105; C a s t i 1-B laze, La danse et les
ballets.... P., 1832, p. 148. Ham.P.
ЛАХУТЙ (наст. фам. - Ахмед заде), Абул-касем (12. X. 1887-16. III.
1957) - таджикский советский поэт, переводчик. Чл. Коммунистической
партии с 1924. Род. и жил в Иране. Лит. деятельность начал в 1903. С
1925 связал свою жизнь и творчество с Сов. Таджикистаном. Стал
основоположником тадж. сов. поэзии. Как драматург и переводчик оказал
большое влияние и на развитие тадж. т-ра. Опера "Кузнец Кова" (1941),
написанная С. Баласаняном по либретто Л. (по "Шах-намэ"), - одно из
первых произв. тадж. оперного иск-ва. Л. принадлежат переводы на тадж.
яз. классич. произв. мировой драматургии - "Фуэнте овехуна" ("Овечий
источник", 1942), трагедий Шекспира - "Отелло" (1940), "Ромео и
Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957), "Горе от ума" Грибоедова (1956).
Эти переводы, выполненные Л. совм. с Ц. Бану, отличаются простотой,
выразительностью, поэтической силой слога. Имя Л. присвоено в 1933 тадж.
Т-ру драмы (Душанбе).
Соч.: Сочинения в 6 тт. (т. 4-5), Душанбе, 1962 (на тадж. яз.).
Лит.: 3 а н д М., Абулкосим Лахути (1887-1957), [Душанбе], 1957;
Демидчик Л.Н., Зарождение и становление таджикской драматургии
(1929-1941 гг.), в кн. : Вопросы истории таджикской советской
драматургии и театра, [Душанбе], 1957; Очерк истории таджикской
советской литературы, М., 1961. Л.Дем.
ЛАЦИС, Анна Эрнестовна (р. 18. III. 1891) - латышский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1955). Училась в Психоневрологич.
ин-те в Петербурге и в Студии Ф. Ф. Комисса ржевского в Москве. В
1920-21 и 1924-26 работала режиссёром и педагогом в Риге. Училась в
аспирантуре ГИТИСа. В 1936-37 руководила латышским т-ром в Смоленске. В
1949-57 - гл. реж. Валмиерского драм. т-ра (Латв. ССР).
В числе лучших пост.: "Южнее 38-й параллели" Тхай Дьян Гуна (1950),
"Три капитана" Якобсона (1951), "Победа ‚шки Зиньгиса" Упита (1954),
"Привидения" (1956).
Соч.: Дети и кино, М-, 1928 (совм. с Л. Кейлиной);
Революционный театр Германии, М., 1935; Dramatui-feija un teatris,
Riga, 1962. К.К.
ЛАЦИС, Вилис Тенисович [р. 29. IV (12. V). 1904] - латышский
советский писатель, драматург, общественный деятель. Нар. писатель Латв.
ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Сын портового рабочего, в
молодости работал портовым рабочим, рыбаком, кочегаром на теплоходе. С
20-х гг. участвовал в нелегальном революп. движении. Лит. деятельность
начал в 1930. Многие романы Л. инсценированы для т-ра: "Сын рыбака"
(1934, Нац. т-р в Риге, 1949, Т-р драмы Латв. ССР и др. городах), "Буря"
(соч. 1945-48; 1950 Центр, т-р транспорта и Рижский рус. т-р), "К новому
берегу" (1954, Центр, т-р транспорта и Т-р драмы Латв. ССР). Автор пьес
о жизни и революц. борьбе латыш. народа в 20-40-х гг.: "Невестка" (1945,
Т-р драмы Латв. ССР), "Победа" (1945, Латв. Художеств, т-р) и др.
В 1940-59 - председатель Совета Министров Латв, ССР. Депутат Верх.
Совета СССР 2-5-го созывов.
Соч.: Собр. соч., т. 1-10. M., 1959-60. Лит.: Соколова И., Бочаров
А., Вилис Лацис, М., 1959. А.В.
ЛАЦИС, Теодор (14. III. 1882-22. III. 1946) - латышский актёр и
режиссёр. В 1899-1903 учился акте рскону иск-ву в Харькове у А. П.
Петровского и Е. А. Лепковского. Под псевд. Лаврецкий работал в рус.
т-рах у Корша (Москва), в т-ре Соловцова (Киев), в антрепризе П.
Медведева и др. Большое влияние на творч. развитие Л. оказали П. В.
Самойлов, М. В. Дальский, А. П. Ленский, П. Н. Орленев. В 1920 Л.
вернулся в Латвию и начал работать на латыш. сцене - сначала в
Лиепайском(1920-22,1944- 1946), потом в Национальном (1923-24, 1925-27,
1934-40), Латв. Художественном (1927-33) и др. т-рах. Л. был
замечательным трагедийным актёром, создателем психологически сложных
образов, мастером раскрытия драматич. конфликтов. Игра его отличалась
высоким мастерством, обаянием. Л. выступал также как режиссёр и педагог.
Был поборником принципов русского реалистического сценического иск-ва.
Роли: Телль ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1921), Лир (1922); Ротмистр
("Отец" Стриндберга, 1925), Сирано ("Сира-но де Бержерак" Ростана,
1934), Несчастливцев (1936); Берсенев ("Разлом", 1941), Роплайнис
("Блудный сын" Блау-мана, 1943). Пост. "Овод" Войнич в Рабочем т-ре в
Риге (1929) и др. спектакли.
Лит.: Freinbergs К., Teodors Lacis, "Karogs", 1946, .ј 4/5. К.К.
ЛАЦЦИ (итал. ед. ч. lazzo - шутка, от лат. ас-tio - действие) -
короткие сценки Суффонного характера, разнообразные трюки,
импровизированные шутки; один из важнейших элементов итал. комедии
дельарте. Л. исполнялись обычно Дзанни. Они как бы подчёркивали,
комментировали в яркой комедийной форме осн. действие, пародировали отд.
эпизоды. Л. не были связаны с сюжетом, часто вводились актёрами с целью
насмешить публику. Исполнение Л. требовало акробатич. ловкости,
выразительности мимики и жеста, остроумия, находчивости. Наиболее
удачные Л. передавались от исполнителя к исполнителю, описывались в
сборниках сценариев, закреплялись в театр. практике. Л. вводили в свои
комедии К. Гольдони, К. Гоцци. В итал. т-ре 20 в. Л. используют
диалектальные т-ры, развивающие традиции комедии дель а рте (в т. ч. т-р
Э. Де Филиппе). Л. используются и цирковыми клоунами.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, M., 1954, 2 изд., 1962. P,fCp.
ЛАШОССЕ (La Chaussee), Пьер Клод Нивель де (1692-14. III.
1754)-французский драматург. Чл. Франц. академии (с 1736).
Основоположник жанра "слёзной комедии. К драматургии обратился в 1733,
написав комедию "Ложная антипатия". В прологе Л. теоретически
обосновывал необходимость сочетания в драматургии комич. и чувствит.
элементов. После неудачных попыток в жанре классицист, трагедии
("Максимилиан", "Пальмира", 1738-39) Л. создал первый образец "слёзной
комедии" - пьесу "Меланида" (1741). Трогат. сюжет, чувствит. сцены,
благополучная развязка пьесы определили характерные черты жанра. За
первой "слёзной комедией" последовали: "Памела" (по о. п. Ричардсона,
1743), "Школа матерей" (1744), "Гувернантка" (1747), в к-рой сгущена
сентиментально-трогат. атмосфера, нарушены традиции классицизма (автор
отступил в нек-рых местах от александрийского стиха). Все пьесы Л. были
пост. т-ром "Комеди Франсез". Затрагивая в своих пьесах проблемы семьи и
морали, Л., однако, сохранял верность канонам поэтики классицизма.
Идейно-художеств. непоследовательность Л., его приверженность сословным
нормам вызывали резкую критику Вольтера и энциклопедистов.
Соч.: Oeuvres, v. 1-5, Р.. 1777; в рус. пер. -Гувернантка, в кн.: Mo
к у ль с к и и С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т.
2, 2 изд., М., 1955.
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л.,
1939; L a n s о n G.. Nivelle de La Chaussee et la comedie larmoyante, 2
ed.. P., 1903; L i n-t i 1 h a с Е. Рг. L., Histoire generale du theatre
en France. La comedie. P., 1909. Л.Лев.
ЛАЩЙЛИН, Лев Александрович (17. XI. 1888- нояб. 1955)-русский
советский артист балета и балетмейстер. В 1906 окончил Моск. балетное
уч-ще и был принят в балетную труппу Большого т-ра. Вскоре занял
положение ведущего характерного танцовщика и пантомимиста. Л. обладал
выразит, внешностью. Танцевальное иск-во Л. характеризовалось
благородством формы и пластич. выразительностью. Лучшие партии: Эспада
("Дон Кихот"), Повар ("Три толстяка" Оранского), Маркиз ("Пламя
Парижа"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого) и др. В 1927 выступил
как балетмейстер, поставив танцы в балете "Красный мак" (1927, 1-й и 3-й
акты, Большой т-р), "Футболист" Оранского (1930,1-й и 3-й акты, Большой
т-р), ставил также танцы в операх. Юр. Б.
ЛЕБЕДЕВ. Владимир Николаевич [р. 14 (27). IV. 1903] - русский
советский режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). Чл. Коммунистич.
партии с 1943. В 1925-28 учился в драм. студии Н. В. Ростовой
(Ленинград). В 1930-актёр, в 1934-37 -худ. рук. Ленингр. Малого обл.
драм. т-ра. В 1937-41-худ. рук. Ленингр. обл. драм. т-ра. В 1943-реж.
Городского т-ра в Ленинграде (ныне Т-р им. Комис-са ржевской). В
последующие годы был гл. режиссёром Тульского т-ра (1949-53), Одесского
рус. т-ра (1953-58), Ленингр. обл. т-ра драмы и комедии (1958- 1960). В
1947-49-худ. рук., с 1961- режиссёр Псковского т-ра.
Пост.: "Человек с ружьём" (1938), "Русские люди" (1942), "Фронт"
(1942); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1951), "Обрыв" по
Гончарову (1944 и 1947), "Отелло" (1951), "Любовь Яровая" (1957) и др.
Е.Ж.
ЛЕБЕДЕВ, Владимир Фёдорович (1870-10.II.1952)- русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1949). Окончил историко-филологич. ф-т
Казанского ун-та, в 1904-театр. уч-ще при моек. Малом т-ре и был принят
в труппу этого т-ра. Яркий бытовой актёр, Л. обладал острой
наблюдательностью. Его сценич. образы отличались яркостью социальной
характеристики, сатирич-ностью выразитель" ностью деталей.
Роли: Голутвин ("На всякого мудреца довольно простоты"). Конь
("Враги"), Головастиков ("Варвары"), протоирей Закатов ("Любовь
Яровая"), Кокорышкин ("Нашествие"), Шмата; Князь Туго-уховский ("Горе от
ума"), Иванов ("В чужом пиру похмелье" Островского). С 1904 выступал в
концертах как чтец. Исполнял рассказы И. Ф. Горбунова, а также сцены из
нар. быта собственного соч. В. Мае.
ЛЕБЕДЕВ, Герасим Степанович (1749-15. VII. 1817)-русский учёный,
театральный деятель. Л.- основоположник рус. индологии. В 1787 поселился
в Калькутте. Перевёл на бенг. яз. англ. комедии:
"Притворство" Джордрелла и "Любовь - лучший врачеватель". Сохранив
сюжетную канву пьес, Л. перенёс место действия в Индию и дополнил пьесы
сценками из дцд. мизни (крмич. интермедии, фарсы). Л. организовал
труппу, обучил её, перестроил снятый в аренду дом и 27 окт. 1795 открыл
первый в Бенгалии т-р ставивший пьесы на бенг. яз. (музыку к
спектаклямписал Л.). Популярность т-ра была настолько велика, что
английские чиновники пытались его поджечь, а затем интригами и тяжбой
довели Л. до разорения. В 1797 Л. уехал из Индии.
Л. принадлежат исследования по инд. культуре, грамматике и др.
Лит.: Г ам аю н о в Л. С., Из истории изучения Индии в России (к
вопросу о деятельности Г. С. Лебедева), в кн.:
Очерки по истории русского востоковедения, сб. 2, М., 1956;
Воробье в-Д есятовский В. С., Русский индианист Герасим Степанович
Лебедев (1749-1817), там же;
АнтоноваК. А., К истории русско-индийских культурных связей. [Из
тетрадей Г. С. Лебедева (1795-1797)], "Исторический архив", 1956, .Мд 1.
И.Р.
ЛЕБЕДЕВ, Евгений Алексеевич (р. 15. 1.1917) - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1962). В 1940 окончил Моск. театр. уч-ще и
поступил в Тбилисский рус. ТЮЗ. Роли - Митя ("Бедность не порок"), Павел
Корчагин ("Как закалялась сталь"). В 1949-56 - актёр Ленингр. т-ра им.
Ленинского комсомола. С 1956 в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра.
Л. владеет иск-вом бытовой драмы (Тихон-"Гроза";
Ухов - "Старшая сестра" Володина), сценич. плаката (боцман
Кобза-"Гибель эскадры"), трагикомедии (Монахов - "Варвары"). В роли
Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи" Брехта), сыгранной Л. в манере
сатирического гротеска, с особой силой проявились присущие актёру
точность мысли, политическая острота.
Др. роли: Саватеев ("Студенты" Лифшица), Степан Бара-баш ("На улице
Счастливой" Принцева), Балютин ("Метелица" Пановой), Стёпкин ("Дали
неоглядные" Вирты), м-ль Куку ("Безымянная звезда" Себастьяну), Григорий
Степанович ("Неравный бой" Розова) и др.
Лит.: Беньяш Р., Евгений Лебедев, "Театральная жизнь", 1962, ј 18, с.
25. Нин. 77.
ЛЕБЕДЕВ, Иван Владимирович (псевд. -"Дядя Ваня"; 1879-1950) - русский
цирковой деятель. Окончил в 1905 юридич. ф-т Петерб. ун-та. В юношеском
возрасте стал заниматься тяжёлой атлетикой. Впервые выступил как арбитр
в чемпионатах борьбы в 1905 и с этого времени начал работу в цирке. Л.
придал театрализованную форму спортивному судейству, сопровождая его
своеобразным конферансом в виде непринуждённой беседы ео зрителями. В
сов. цирке выступал как арбитр и конферансье, писал репертуар для
артистов разговорного жанра, работал тренером по тяжёлой атлетике. Автор
неск. учебников по тяжёлой атлетике, пьес ("Решительная схватка",
Петроград, 1915). Бор. К.
ЛЕБЕДЕВА, Евдокия Яковлевна [р. 12 (25). II. 1903] - русская
советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1943). Чл. Коммунистич.
партии с 1952. В 1923-24 училась в Моск. муз. техникуме им. Мусоргского
по классу Л. Я. Шор-Плотниковой. В 1923-27 работала артисткой хора в
Дмитровском т-ре оперетты в Москве. С 1927 - артистка хора, с
1930-солистка Моск. т-ра оперетты. Первая исполнительница ролей в сов.
опереттах: Василина ("Трембита" Милютина; Гос. пр. СССР, 1950), Ярийка,
Софья ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Нина ("Золотая долина"
Дунаевского), Елизавета Макаровна ("Самое заветное" Соловьёва-Седого) и
др.
Др. роли: Беатриче ("Боккаччо" Зуппе), Зорика ("Цыганская любовь"
Легара), Сильва, Баядера, Марица (о. п. Кальмана), Стелла ("Дочь
тамбур-мажора" Оффенбаха) и др. М. Лифш.
ЛЕБЕДЕВА, Прасковья Прохоровна (1839--20. I. 1917) - русская артистка
балета. В 1846-57 училась в Моск. балетной школе (педагоги Ф. Н. Манохин
и Ф. Монтассю). В 1854, будучи воспитанницей школы, успешно дебютировала
в партии Гитаны ("Гитана, или Испанская цыганка" Шмита и Обера) и вскоре
стала ведущей танцовщицей Большого т-ра. С 1857 - первая танцовщица
этого т-ра. В 1865 переведена в Петерб. балетную труппу. В 1867 оставила
сцену.
Л. исполняла лирич., героич. и комич. партии. Иск-во её было
исполнено художеств. правды.
Партии: Эсмеральда; Медора ("Корсар" Адана и Пуни), Жизель; Аспичия
("Дочь фараона" Пуни) и др.
Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и
национальные танцы, М., i864; "Русская сцена", 1865, ј 3. Юр.Б.
Л‚БЕДЕВ-ЕУМАЧ, Василий Иванович [27.VII(8.VIII). 1898-20. II.
1949]-русский советский поэт-песенник, сатирик. Чл. Коммунистич. партии
с 1940. Лит. деятельность начал в 1916. Автор текста песен, созданных
композиторами И. О. Дунаевским, А. В. Александровым и др. Сатирич.,
лирико-юмористич. произв. Л.-К. (частушки, фельетоны, сценки и т. п.) на
злободневные политич., бытовые темы часто переходили со страниц газет и
журналов на эстраду. Писал также эстрадные водевили, обозрения, куплеты
и др. Был одним из организаторов и авторов Т-ра обозрений Моск. дома
печати ("Приготовьте билеты!", 1929, "Вопрос ребром", 1931, "Не в бровь,
а в глаз", 1931, и др.). Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го и 2-го созывов.
Гос. пр.СССР (1941). С. Др.
"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО"-балетП.И. Чайковского, либретто В. Бегичева и В.
Гельцера. Пост. 20 февр. 1877, Большой т-р (Одетта-Одиллия - Карпакова,
Зигфрид - Гиллерт, Ротбарт - Соколов; балетм. Рейзингер, дирижёр Рябов,
худ. Вальц, Шангин, Гроппиус). Возобн. 13 янв. 1880 и 28 окт. 1882
(Одетта-Одиллия - Калмыкова и Гейтен, Зигфрид-Бекефи; балетм. Ганзен,
дирижёр и худ. те же). Новая пост. в 1901 (Одетта-Одиллия-Джури,
Зигфрид- Мордкин, Ротбарт-Кувакин; балетм. Горский, дирижёр Аренде, худ.
Головин, Коровин и Клодт). В Петербурге - 17 февр. 1894, Мариинский т-р,