<< Пред. стр. 446 (из 913) След. >>
Однако уже в 30-е гг. развернулась острая борьба за прогрессивныепути развития т-ра, возглавлявшаяся передовой, демократич.
интеллигенцией. В. Г. Белинский указывал в своих статьях на
существование двух различных направлений в петерб. т-ре и добивался
утверждения на его сцене принципов реализма. Плодотворное влияние на
петерб. т-р оказывало демократич. по своей идейной направленности иск-во
моек. Малого т-ра (гастроли М. С. Щепкина и др. актёров Малого т-ра в
Петербурге). Так, связанное с традициями классицизма иск-во В. А.
Каратыгина в конце 1830-х гг. заметно меняется и постепенно обретает
черты естественности и простоты.
Несмотря на давление реакции, петерб. т-р стал важнейшим после моек.
Малого т-ра центром сценич. реализма. Начиная с 1830-х гг. в т-ре
развернулась борьба за реализм, мощный толчок к-рой дали первые пост.
пьес "Горе от ума" (1831) и "Ревизор" (1836). Крупнейшим представителем
реалнстич. направления в Александрийском т-ре был актёр-демократ А. Е.
Мартынов, выражавший в своём творчестве протест против социальной
несправедливости существующего обществ, порядка. Ещё в водевильном
репертуаре Мартынов создавал драма-тич. образы обездоленных "маленьких
людей". Но наиболее полно его дарование раскрылось в пьесах Гоголя,
Тургенева, Островского (Тихон - "Гроза", 1859). Утверждению реализма в
актёрском иск-ве способствовала деятельность И. И. Сосницкого, игра
к-рого была отмечена яркой реалистич. характерностью (Городничий;
Репетилов - "Горе от ума" и др.). Глубокой искренностью и лиризмом
отличалось иск-во В. Н. Асенковой. Острая наблюдательность, яркая
жизненная правда характеризовали игру актрис Е. И. Гусевой и особенно Ю.
Н. Линской.
Новый период в развитии Александрийского т-ра начался с сер. 19 в.,
когда в репертуар т-ра вошли произв. А. Н. Островского, И. С. Тургенева,
А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Пост. передовой рус.
драматургии способствовали усилению реалистич. тенденции в актёрском
творчестве. Выдающимся обществ, событием явился спектакль "Гроза" (1859,
Кабаниха - Линская, Тихон - Мартынов, Катерина - Снеткова). В 1860-70-х
гг. традиции критич. реализма развивались на сцене Алек-сандринского
т-ра замочат, актёром мартыновской школы П. В. Васильевым.
Другое направление в сценич. иск-ве Александрийского т-ра было
представлено артистом В. В. Самойловым (1812-87), творчество к-рого
основывалось на блестящем технич. мастерстве. Дирекция имп. т-ров,
боровшаяся с демократич. иск-вом 60-70-х гг., насаждала в репертуаре
оперетту и либеральную псевдонародную драматургию. Политич. реакция 80-х
гг. 19 в. сопровождалась стремлением правительств. кругов оторвать т-р
от прогрессивной совр. лит-ры, изолировать его от передовых, демократич.
кругов зрителей. В 1887 была запрещена пост. "Власти тьмы" Л. Н.
Толстого (пост. 1895). В то же время всячески поощрялись пост. пьес В.
А. Крылова и др. эпигонов зап.-европ. бурж.-мещанской развлекательной
драматургии. Попытки передовых деятелей иск-ва улучшить репертуар и
поднять уровень спектаклей Алек-сандринского т-ра терпели неудачу
вследствие косности дирекции, её погони за большим количеством новых
спектаклей (при малом числе репетиций), слабости режиссуры, премьерства
любимцев публики. Бюрократизм и рутина душили Александрийский т-р.
Руководители труппы часто менялись (в 1881- 1890 - драматург А. А.
Потехин, в 1890-93 - актёр и режиссёр П. М. Медведев, в 1896-1900 -
режиссёр Е. П. Карпов и др.). Консервативность постановочных принципов
т-ра наглядно обнаружилась при неудачной попытке поставить "Чайку"
(1896).
Но и в тяжёлых условиях Александрийский т-р оставался ареной борьбы
за передовое иск-во. Тему страданий рус. крестьянки принесла на его
сцену П. А. Стрепетова, мысли и чувства демократич. интеллигенции, жажду
революц. перемен с огромной глубиной выразила В. Ф. Комисса ржевская,
ро-мантич. бунтарством было проникнуто творчество М. В. Далъского.
Выдающимися представителями реалистич. направления в Александрийском
т-ре конца 19 - нач. 20 вв. были актёры: К. А. Варламов, М. Г. Савина,
В. В. Стрелъская, В. П. Далматов. Крупнейшим актёром т-ра этого периода
был В.Н. Давыдов, развивавший в своем иск-ве традиции М. С. Щепкина и А.
Е. Мартынова. Однако политика дирекции, влияние вкусов бурж. зрителей
заставляли и этих крупнейших актёров растрачивать своё дарование на
исполнение слабых пьес. В полной мере талант их раскрывался в пост.
классич. драматургии. Большой силы художеств. обобщения, яркой
выразительности, психологич. правды достигала игра Савиной в пьесах
Гоголя, Л. Н. Толстого, Тургенева; Варламова - в пьесах Островского,
Сухово-Кобылина, Шекспира и Мольера; Давыдова- в пьесах Грибоедова,
Гоголя, Островского, Тургенева, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина,
Чехова и др. В эпоху первой рус. революции на сцене Александрийского
т-ра были пост. пьесы С. А. Найдёнова, С. С. Юшкевича и др. Пьесы
Горького на казённую сцену не допускались.
На рубеже 19-20 вв. творчество Александрийского т-ра отличалось
эклектизмом; осн. направлением в режиссуре т-ра был бытовой реализм,
граничащий с натурализмом (реж. Е. П. Карпов), в то же время отдельные
спектакли были отмечены стремлением к психологизму (реж. А. А. Санин}.
Символистско-стили-заторскими тенденциями отмечены спектакли, пост. в
1908-17 В. Э. Мейерхольдом. Утверждая высокую культуру спектакля,
праздничную театральность, добиваясь связи декоративного оформления с
архитектурой зрит. зала, Мейерхольд, однако, часто пренебрегал авторским
замыслом, решая спектакль как маскарадное зрелище ("Дон Жуан" Мольера,
1910), подчёркивая религиозно-мистич. тему ("Гроза", 1916) или тему рока
("Маскарад", 1917).
После Октябрьской революции Коммунистич. партия и Советское пр-во
направили т-р на путь последовательной революционной перестройки,
освобождая его от влияния реакционных традиций, оберегая от нападок
Пролеткульта и футуристов, добивавшихся роспуска труппы и ликвидации
т-ра. В конце 1919 Александрийский т-р был включён в группу акаде-мич.
т-ров, в 1920 переименован в Петрогр. гос. ака демич. т-р драмы.
Решающее значение для идепно-творч. перестройки коллектива имело
сближение т-ра с широкими кругами зрителя, потребовавшими от него
подлинно содержательного, реалистич. иск-ва. Большое влияние на политич.
и художеств. рост б. Александрийского т-ра оказал нар. комиссар
просвещения А. В. Луначарский, выполнявший указания В. И. Ленина в
области театр. культуры.
В первые годы Советской власти т-р ставил преим. произв. рус. и
зап.-европ. классики. На его сцене появилась драматургия М. Горького
("Мещане", 1918, "На дне", 1919). В 1920 т-р пост. философскую пьесу
Луначарского "Фауст д город" (режиссёр и художник - Петров; Фауст -
Малютин, Мефистофель - Вивьен, Бунт - Давыдов). Насыщенная идеями
социального переустройства, пьеса во многом отвечала настроениям
революц. эпохи первых послеоктябрьских лет.
В 1922-28 зав. художеств. частью т-ра был назначен Ю. М. Юрьев
(сменивший на этом посту Е. П. Карпова). Приверженец классич.
драматургии, героич. иск-ва, он оградил т-р от проникновения
бурж.-обывательского репертуара. Однако пост. произв.
писателей-классиков зачастую носили характер пышных, далёких от
современности "обстановочных" представлений, иногда были отмечены
вульгарно-социоло-гич. и формалистич. влияниями ("Волки и овцы", 1927,
"Горе от ума", 1928). В середине 20-х гг. т-р обратился к постановке
пьес на исторпко-рево-люц. темы ("Иван Каляев" Калугина и Беренштама,
1926; "Пугачёвщина" Тренёва, 1926). Большую работу по внедрению сов.
пьес в репертуар т-ра провёл режиссёр Н. В. Петров, пост. значит,
спектакли:
"Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Штиль" Билль-Белоцерковского
(1927), "Бронепоезд 14-69" (1927). В постановке комедии "Конец
Криворыльска" центральное место заняли образы молодых героев
комсомольцев (Роза Бергман - Рашевская, Мехоно-шев - Н. Симонов). В
труппе т-ра в этот период, наряду со старыми мастерами - Е. П.
Корчагиной Александровской, В. А. Мичуриной-Самойловой, Е. И. Тиме, Б.
А. Горин-Горяиновым, И. Н. Певцовым, Ю. М. Юрьевым, работали артисты
нового поколения - Н. С. Рашевская, Е. П. Карякина, Е. М. Вольф-Израэлъ,
Л. С. Вивьен, Я. О. Малютин, В. И. Воронов, Б. Е. Жуковский и др. В 1928
Н. В.'Петров стал директором и художеств. руководителем т-ра (возглавлял
т-р до 1933). В этот период здесь были пост. острые,
политически-насыщенные пуб-лицистич. спектакли: "Ярость" Е. Яновского
(1930; секретарь Укома Путнин - Певцов, Семён Ковров - Симонов) - о
борьбе партии за коллективизацию с. х-ва, "Страх" (1931), посв. теме
классовой борьбы в науке (режиссёр обоих спектаклей-Петров).
Пла-катно-публицистическая, заострённая режиссёрская манера Петрова,
масштабно-обобщённое художеств. оформление художника Н. П. Акимова в
сочетании с психологически углублённым исполнением
Корчагиной-Александровской роли старой большевички Клары и Певцовым роли
профессора Бородина сделали "Страх" эпохальным явлением советского
сценич. иск-ва. В спектакле "Бойцы" Ромашова (1934, академик Ленчицкий -
Горин-Горяинов, Ленчицкий - Малютин, Алла Петровна - Мичурина-Самойлова)
театр показал нового героя, мыслителя и деятеля. Если в "Страхе" и
"Бойцах" т-р рассказывал о перевоспитании старой интеллигенции, то
спектакль "Платон Кречет" (1935) был посв. представителям молодой сов.
науки.
Социально углублённым раскрытием классич. драматургии
характеризовались спектакли "Враги" (1933); "Борис Годунов" Пушкина
(1934), "Лес" (1936;
Гурмыжская - Мичурина-Самойлова, Несчастливцев-Юрьев, Счастливцев -
Горин-Горяинов, Улита - Корчагина-Александровская, Аксюша - Рашев-ская,
Буланов - Черкасов, Восмибратов - Нелидов, Пётр - Борисов, Рарп -
Богданов), "Таланты и поклонники" (1938). Последние два спектакля
поставил В. П. Кожич выдвинувшийся в ряд ведущих режиссёров сов. т-ра. В
"Лесе" тонкий анализ психологии человека, свойственный режиссёрской
манере Кожича, сочетался с подчёркнуто-резким противопоставлением двух
миров - жестоких "хищников жизни" и светлых людей, "горячих сердец". В
конце 1938 т-р возобновил "Маскарад" (реж. Мейерхольд; 3-я редакция
спектакля, впервые показанного в 1917). В сезон 1940-41 пост. "Зыковы"
Горького и "Дворянское гнездо" по Тургеневу.
Во 2-й пол. 30-х и в 40-е гг. в т-ре были пост. пьесы сов.
драматургов на историч. темы: "Пётр I" А. Н. Толстого (1935 - 2-й
вариант пьесы, Пётр - Малютин; 1938 - 3-й вариант пьесы, Пётр -
Черкасов), "Полководец Суворов" Вахте рева и Разумовского (1939,
возобновление 1948; Суворов - Скоробогатов). Большая патриотич. мысль,
заложенная в драме Толстого, превосходный язык пьесы, актёрские удачи
обеспечили "Петру I" прочный успех. Однако в спектакле, созданном по
3-му варианту пьесы, сказалась свойственная многим произв. конца 1930-х
гг. тенденция к идеализации историч. личностей. В 1937 пост. "На берегу
Невы" Тренёва, в 1939 - "Ленин" Каплера и Златогоровой; в этих
спектаклях К. В. Скоробогатов создал сценич. образ В. И. Ленина.
В 1937 т-ру было присвоено имя А. С. Пушкина. В 1930-е гг. ведущее
место в т-ре занимали актёры и режиссёры К. И. Адашевский, С. В.
Азанчевский, Б. А. Бабочкин, А. Ф. Борисов, Н. К. Вальяно, В. В.
Меркурьев, М. Ф. Романов, Н. К. Симонов, Н. К. Черкасов. Т-ром
руководили Б. М. Сушкевич (1933-36), С. Э. Радлов (1936-38). С 1938
художеств. руководитель (гл. режиссёр) т-ра - Л. С. Вивъен, режиссура
к-рого характеризуется ясностью мысли, сдержанностью и строгостью
сценич. приёмов; в работе с актёрами режиссёр опирается на свою
многолетнюю педагогич. практику (среди его учеников - Толубеев, Н.
Симонов, Меркурьев). В 1939 т-р был награждён орденом Трудового Красного
Знамени.
Во время Великой Отечеств, войны т-р работал в Новосибирске.
Крупнейшие постановки этих лет:
"Фронт" (1942), "Русские люднг" (1942), "Нашествие" (1943). В этих
спектаклях проявилось дарование вступившего в 1942 в труппу Ю. В.
Толубеева (исполнил роли Мирона Горлова - "Фронт", Сафонова - "Русские
люди", Колесникова - "Нашествие"). В годы войны т-р вёл большую
военно-шефскую работу, неоднократно направляя бригады для обслуживания
фронта.
С осени 1944 т-р возобновил работу в Ленинграде. В конце 40 - начале
50-х гг. развитию т-ра мешали распространённые тогда в иск-ве творч.
нивелировка, бесконфликтная, парадно-помпезная драматургия, идеализация
историч. личностей. Но и в эти годы т-р поставил значит, спектакли:
"Победители" Чир-скова (1946) и особенно "Жизнь в цвету" Довженко (1947,
в роли Мичурина - Черкасов). В числе лучших спектаклей 1950-х гг.:
"Высокая волна" Николаевой и Радзинского (1952; Бортников-Меркурьев,
Авдотья - Лебзак, Чеканов - Борисов), "Годы странствий" Арбузова (1954;
Ведерников - Горбачёв,
Люся - Штыкан), "Персональное дело" Штейна (1955; Хлебников -
Симонов).
Высоким исполнительским мастерством, глубиной психологич. раскрытия
образов отличаются пост. пьес рус. классики: "Живой труп" (1950;
Протасов - Симонов), "Ревизор" (1952; Городничий - Толубеев);
"Пучина" Островского (1955; Кисельников - Борисов), "Игрок" по
Достоевскому (1956; Алексей Иванович - Честноков). В 1956 в т-ре был
пост. романтически-приподнятый спектакль "На дне" (реж. Вивьен,
Эренберг, худ. Мосеев; Сатин - Симонов, Лука - Скоробогатов, Барон -
Фрейндлих, Бубнов - Толубеев, Костылёв - Екатерининский). Среди пост.
пьес зарубежной классики - "Гамлет" (1954; реж. Козинцев, худ. Альтман;
Гамлет - Фрейндлих, Офелия - Мамаева).
Крупнейшим театр. событием стала постановка на сцене т-ра в 1955
пьесы "Оптимистическая трагедия" (реж.- Товстоногов, худ.-Босулаев;
Комиссар -Лебзак, Алексей - Горбачёв, Вожак - Толубеев, Сиплый -
Соколов, Вайнонен - Ян, Командир корабля - Эренберг). В этом спектакле,
новаторском по режиссуре, эпич. широта сочетается с взволнованным
героико-лирнч. повествованием. Постановщик спектакля Г. А. Товстоногов и
исполнитель роли Вожака Ю. В. Толубеев удостоены Ленинской премии
(1958).
В 1957 к сорокалетию Октябрьской революции т-р пост. "Грозовой год"
Каплера (новая ред. пьесы "Ленин" Каплера и Златогоровой; в роли Ленина
- Честноков). Серьёзного успеха в воплощении совр. темы и образа
коммуниста добился т-р в спектакле "Всё остаётся людям" Алёшина (1959;
Дронов - Черкасов). Гражданским пафосом проникнута драм. хроника "Друзья
и годы" Л. Зорина (1961). В т-ре ставятся также лучшие произв. совр.
зарубежной драматургии: "Смерть коммивояжёра" Миллера (1959, реж.
Суслович; Вилли Ломен - Толубеев), "Добрый человек из Сычуани" Брехта
(1962, реж. Суслович, в гл. роли - Мамаева).
В труппе т-ра (1964): нар. артисты СССР А. Ф. Борисов, В. В.
Меркурьев, Н. К. Симонов, Ю. В. Толубеев, Н. К. Черкасов, В. И.
Честноков} нар. артисты РСФСР Е. В. Александровская, Е. П. Корякина, О.
Я. Лебзак, Я. О. Малютин, Б. А. Фрейндлих, В. И. Янцат\ засл. артисты
РСФСР К. И. Адашевский, Т. И. Алёшина, Н. К. Вальяно, И. О. Горбачёв, А.
А. Дубенский, М. 1\. Екатерининский, Г. К. Инютина, К. С. Калинис, А. Н.
Киреев, А. Я. Козлова, Г. К. Колосов, Н. В. Мамаева, Е. М. Медведева, В.
В. Петров, Г. И. Самойлов, Ю. М. Свирин, Г. И. Соловьёв, А. В. Соколов,
Н. Н. Ургант, Л. П. Штыкан, А. А. Ян; засл. арт. УССР Р. Т. Балашова;'
засл. арт. Азерб. ССР Н. И. Шашик. В т-ре работают режиссёры: засл.
деят. иск-в РСФСР А. А. Музиль, засл. артисты РСФСР Р. Р. Суслович, В.
В. Эренберг; А. Н. Даусон, художник-заел, деят. иск-в РСФСР Д. Ф. Попов.
Гл. режиссёр - Л. С. Вивьен (с 1938), гл. художник - нар. художник РСФСР
А. Ф. Босулаев (с 1956).
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА С ОКТЯБРЯ 1917
(новые постановки; в скобках указаны фамилии постановщиков)
1917. "Весёлые расплюевские дни" ("Смерть Тарелки-на"
Сухово-Кобылина) (Мейерхольд).
1918. "Кукушкины слезы" А. Н. Толстого (Карпов). "Мещане" (Карпов);
"Пётр Хлебник" Л. И. Толстого (Мейерхольд), "Горе от ума" (Долпнов);
"Флорентийская трагедия" Уайльда (Стравинская), "Декабрист" П. Гнедича
(Смолпч), "Вильгельм Телль" Шиллера (Долинов), "Над землёй" Майской
(Стравинская, Смолич), "Рыцарь Ланваль" Штуккена (Урванцов), "Безумный
день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (Смолич), "Лес" (Панчин, Васильева,
Шаповален-ко); "Женитьба" (Панчин); "Стоит ли жить?" Ге (Ге), "Всчср-няя
зоря" Бейерлейна (Урванцов).
1919. "Новое платье мандарина" Онни-Чубинского (Он-ни-Чубинский),
"Укрощение строптивой" (Стравинская,
Гнедич); "Красное яблочко" Галеви (Долинов); "Мизантроп" I Мольера
(Долинов), "Плоды просвещения" (Долинов); "Ко-5 роль Дагобер" Ривуара
(Горин-Горяинов), "Соломенная 'шляпка" Лабиша (Долинов), "На дне"
(Карпов); "Светлый бог" Айзмана (Пашкове кий).
1920. "Мужичок" Шишкова (Панчин), "Шутники" Островского (Карпов),
"Роман" Шелдона (Долинов), "Заговор Фиеско" Шиллера (Смолич), "Ревизор"
(Карпов); "Красный цветок" Щеглова (Панчин), "Фауст и город"
Луначарского Щетров), "Екатерина Ивановна" Андреева (Карпов).
1921. "Светит, да не греет" Островского и Соловьёва (Панчин), "Царь
Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого "(Арбатов), "Нора" (Карпов); "Коварство
и любовь" (Арбатов), "Без вины виноватые" (Карпов); "Всех скорбящих"
Хейер-манса (Карпов), "Каширская старина" Аверкиева (Карпов), "Дети
Ванюшина" Найдёнова (Арбатов), "Горе от ума" {Карпов); "Живой труп"
(Карпов); "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Карпов),
"Трактирщица" (Карпов), "Хоть тресни, а женись" (переделка Д. Ленского
комедии Мольера "Брак поневоле") (Карпов), "Бедность не порок" (Карпов),
"Доходное место" (Карпов).
1922. "Тартюф" (Арбатов); "Старый Гейдельберг" Мейер-Ферстера
(Арбатов), "Власть тьмы" (Карпов); "Дитя улицы" "Недомерок") Никодеми
(Карпов), "Мадам Сан-Жен" Сарду и Моро (Карпов), "Огни Ивановой ночи"
Зудермана (Карпов), "Монарх" ("Людовик XI") Делавиня (Ге), "Потонувший
колокол" Гауптмана (Карпов), "Обрыв" Гнедича по Гончарову (Карпов),
"Посадник" А. К. Толстого (Смолич), "Бедный Йорик" Тамайо-и-Баус
(Горин-Горяинов), "Ночь" Мартине (Петров), "Король комических поэтов"
Феррари Смолич), "Эльга" Гауптмана (Смолич).
1923. "Дама с камелиями" Дюма-сына (Пашковский), "Дядюшкин сон"
("Мордасовские летописи") - инсценировка Пешкова по Достоевскому
(Лешков), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (Раппопорт), "Как важно быть
серьёзным" Уайльда (Петров), "Гроза" (Карпов); "Дневник сатаны" Андреева
(Ге), "Леди Фредерик" Моэма (Арбатов), "Торжество в Венеции" Смолича
(Смолич), "Уриэль Акоста" Гуцкова (Арбатов), "Грех да беда на кого не
живет" Островского (Карпов), "Мещанин во дворянстве" (А. Бенуа); "Ткачи"
Гауптмана (Карпов), "Рыцарь Ланваль" Штуккена (Пашковский), "Идеальный
муж" Уайльда (Петров), "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (Смолич,
Петров), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (Раппопорт), "Канцлер и слесарь"
Луначарского (Смолич), "Фавн" Кноблауха (Горин-Горяинов), "Кулисы"
Щепкиной-Куперник (Карпов), "Свои люди - сочтёмся" (Карпов); "Эуген
Несчастный" Толлера (Радлов).
1924. "В царстве скуки" Пальерона (Горин-Горяинов), "Скандалисты"
("Её первая пьеса") Шоу (Вивьен), "Сарда-напал" Байрона (Петров),
"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (Карпов), "Михаэль Крамер"
Гауптмана {Калугин), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (Вивьен),
"Лизистрата" ("Праздник мира") Аристофана (Радлов), "Безумный день, или
Женитьба Фигаро" (Смолич); "Волчьи души" Лондона (Радлов), "Авантюрист"
Моэма (Горин-Горяинов) "Святая Иоанна" ("Дева Орлеанская") Шоу
(Раппопорт), "Царь Эдип" Софокла (Хохлов).
1925. "Изгнание блудного беса" А. Н. Толстого (Петров), "Когда спящий
проснётся" Загорского (Вивьен и Береснёв), "Джентльмен" Сумбатова