<< Пред. стр. 45 (из 913) След. >>
работал композитор В. Араратян, написавший оперу "Царь Гагик" из историиАрмении. В Ереванском т-ре оперы и балета велась работа над постановкой
обнаруженной и восстановленной в эти годы патриотич. оперы "Аршак II"
Чухаджяна, балета "Хандут" (на муз. А. Спендиарова), лирико-психологич.
оперы Л. Ход-жа-Эйнатова "Намус" (по повести Ширванзаде).
В 1943 на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова состоялась
премьера балета "Гаянэ" А. Хачатуряна - выдающегося произв. сов.
муз.-хореографич. иск-ва (в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова пост. в
1947). Балет рассказывает о жизни и труде простых советских людей, о
патриотизме и братской дружбе народов Советского Союза. Оптимистичная,
отмеченная большим темпераментом музыка балета отличается богатством
красок, яркостью нац. колорита, близостью к нар. истокам. В балете много
ярких массовых сцен. Большой психологической глубиной отмечена муз.
характеристика главной героини - Гаянэ.
Балет вошёл в репертуар т-ров многих городов Советского Союза и
зарубежных стран (Ст. пр. 1943). В 1942 в Ереване открылся Гос. т-р муз.
комедии. Активную роль в его деятельности сыграли певец Ш. Тальян,
дирижёр А. Тер-Оганесян, артист и режиссёр Т. Сарь-ян, а также артисты
И. и Г. Данзасы, В. Шахсуварян, Н. Алиханян, Э. Амбарцумян и др. За
короткое время т-р осуществил ряд интересных постановок, в т. ч.:
"Леблебиджи хор-хор-ага" Т. Чухаджяна, "Восточный дантист" и "Ашуг
Мурад" А. Айвазяна.
Нового подъёма достиг арм. муз. т-р в послевоенные годы. Осенью 1945
в ознаменование 25-летия Советской Армении в Ереване состоялись премьеры
опер "Аршак II" (Ст. пр. 1945), "Намус" и балета "Хандут". В 1947 в
Сталинабаде был показан новый балет С. Бала-саняна "Лейли и Меджнун"
(Ст. пр. 194;)). В 1950 на сцене Т-ра оперы и балета им. Спендиарова
были пост. оперы "В лучах солнца" А. Тер-Гевондяна, "Героиня" А.
Степаняна (Ст. пр. 1951). Оба произв.- на сов. темы. В опере "В лучах
солнца" рассказывается о нег' ритянском мальчике, попавшем в Сов.
Армению, о его дружбе с пионерами. В "Героине" сделана одна из первых в
арм. опере попыток воплотить образы наших современников - колхозниц и
колхозников, рассказать об их жизни, новом отношении к труду.
В эти же годы были написаны оперы на историч. темы: "Агаси" К.
Закаряна (по роману X. Абовяна "Раны Армении"), "Нунэ" А. Степаняна
(посвящённая борьбе крестьян-тондракийцев в Армении 9 в. против
феодалов); балет "Невольница" (из истории Армении 1 в.) В. Араратяна, и
др. В 1954 был закончен балет "Спартак" А. Хачатуряна (1956, Ленингр.
т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинская премия 1959). Это произв.
характеризуется монументальностью форм, развитой музыкально-сценич.
драматургией, сильными контрастами, кульминациями, рельефными
пластичными образами, содержит грандиозные по масштабам хореографич.
картины, массовые сцены, сольные номера, симфонич. эпизоды. В балете
органично переплетены гражданственность и лирика, героика и трагедия.
В 1954 в Сталинабаде была пост. новая опера С. Ба-ласаняна "Бахтиор и
Ниссо" (по роману П. Лукниц-кого), посвящённая событиям, связанным со
становлением Сов. власти в Таджикистане. В 1956 Т-р оперы и балета им.
Спендиарова показал балет Г. Егиа-заряна "Севан". Тема балета - жизнь и
труд колхозной молодёжи Армении. В тонкой, красочной музыке балета
широко использованы арм. нар. мелодии. Одновременно т-р продолжал работу
над постановкой опер и балетов рус., зап.-европ. и сов. композиторов.
Весной 1956 состоялась вторая декада арм. литературы и искусства в
Москве, на которой были показаны оперы "Аршак II", "Ануш", "Давид бек",
балет "Севан". Декада продемонстрировала новые творческие достижения
арм. муз. театра.
В 1957-60 Т-р оперы и балета им. Спендиарова пост. ряд новых произв.
арм. композиторов, в т. ч. В. Тиграняна "Сое и Вардитер" (по П.
Прошяну), Ю. Геворкяна "Костёр" (из жизни пионеров), балет Э.
Хагагорцяна "Сона" (о борьбе за Советскую власть в Армении). Наиболее
значит, из новых произв., поставленных т-ром,- сказочно-эпический балет
"Мармар" Э. Оганесяна и опера А. Бабаева "Арцваберд", повествующая о
классовой борьбе в арм. деревне в 30-е годы, о победе колхозного строя.
Музыкально-сценич. действие оперы насыщено драматизмом, острыми
столкновениями, сильными кульминациями, сочетает развитые народные сцены
с индивидуальными портретами героев. Выразит, музыка оперы связана с
интонациями крестьянской и революц. песни. Осенью 1960 пост. опера
"Хачатур Абовян" Г. Арменяна, посвящённая основоположнику арм. классич.
литературы.
В труппе т-ра работают (1960): вокалисты- нар. арт. СССР Г. Гаспарян
и Т. Сазандарян, нар. арт. Арм. ССР - Н. Овапесян, А. Петросян, Д.
Погосян, засл. арт. Арм. ССР -М. Еркат, В. Шорохов; солисты балета-С.
Григорян, М. Мартиросян, Ф. Еланян, С. Ми-носян; реж.- А. Гулакян, В.
Вартанян, В. Ад-жемян, Т. Мелкумян, дирижёры - С. Черекян, Р. Сте-панян,
балетмейстеры-3. Мурадян, А. Гарибян, гл. художники-А. Мирзоян, К.
Минасян; хормейстер К. Карапетян.
Дальнейшее развитие в 40-50-х гг. получила также деятельность
Армянского театра музыкальной комедии. Г. Т.
Лит. на рус. яз.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1-2, М.,
1952 (т. 1. Театр древней Армении, т. 2. Театр средневековой Армении);
Степанян Г., Петрос Адамян, Ер., 1956; Меликсетян С., Путь нашего
театра, Ер., 1941; Р и з а е в С., Драматургия М. Горького на армянской
сцене, Ер., 1956; Арутюнян Б., Армяно-русские театральные связи, Ер.,
1956; его же, Русская драматургия на армянской сцене, Ер., 1957; Ю з о в
с к и и Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; А р у т ю-н
я н С., Вагарш Богданович Вагаршян, М., 1956; Саркисян С., Портрет
артиста [Жизнь и творчество М. Манвеляна], Ер., 1956; Тигранов Г.,
Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956.
Л И Т.; V ш [I ц. ш Ь у ш Ь А", пшЬЫт Ц,рЬцшЪ) /р- [ри, 1907'.
ИрршЪшЬ Ц,., ЬрЬр/! ршшшшр /п-пшт., . 9, 1955. и,Ьи1шЪ ., -РшпшипЛ рЪу
тшрр шу рЬр рш, ЬрЬ-шЪ 1933. ИрьъшЬ и.,
60 шшрр ш р1и//1 1рШ) ЬрЦ.шЪ, 1954. п*./шуш Оч т.!Ьр, ЬрЦ.шЬ, 1945.
1ГЬрриЬршЪ и., пшЪЬЬи и.рЬцшЬ, ЬрЬ-шЪ, 1954.
I/ ш Ь 9'., /**/' рштшшршЪр, Ьр1лшЬ, 1953. и ш А-1р ш Ь
ш Ь 9'., и,рп1.иш1 ФшфшшЪ, ЬрЦ-шЪ, 1955. 2.ш-рп1.рп1.ЪшЪ и.,
(Грршт ИгУЬрршЪ, БрИшЬ, 1959. ш р у ш Ъ П; и рршЬт.) 'П- ршт.,
Ьр1ииЬ, 1957. 1ГЬ1рриЬр1 ш Ь и., штЬршНшЪ шЦЬшрЬЪЬр) ОрЬ.шЪ, 1945.
ЪпсЪр, пшЪЪЬи ЦрЬцшЬ, ЬршЬ, 1954. Ч-п шгшЬ О., т.Ьр, 2-пц.
1Ьрш1У. ршт.) ЬрЬ-шЬ, 1957.
ш и 1У р 1{, штЬршшЪ пЬр, ЬрЬ.шЬ, 1947. ш р-у ш Ь П'.,
/штЬрш1/шЪ .ршЫшрЬЬр, - 0. пшшЬ.
шир. и,. ПиЦшъшъ. Ьршъ, 1956. ирььшЬ и,.,
60 1лшрр ш1 р1иУр 1рШ) Ьр1лшЬ, 1954. ФшфшшЪ **, Ьшшшр шшдр, ргр -1
БрИ-шЬ, 1955-57. шрп.ХУ/пг.Ь/шЪ и .1 ршяш ЪЬрири/шЬ ЬрЬ.шЪ, 1958.
Р'ЬррршшЪ "/., штТЬЬ, Ьр11шЪ, 1959.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ИМ. Г. СУНДУКЯНА (А р мянский Государственный ордена
Трудового Красного Знамени драматиче-скийтеатр им.Г.Сундукяна) -
крупнейший драматический театр Армении. Создан в Ереване в августе 1921
(под назв. 1-й Гос. т-р Армении). Первые спектакли -"Пэпо" Сундукяна (25
янв. 1922, реж. И. Алиханян); "Разбойники" (7 февр. 1922, реж. Л. К
алан-тар). Сочетая лучшие традиции арм. дореволюц. театр. иск-ва с
опытом рус. т-ра, коллектив боролся за утверждение сценич. реализма и
стал центром развития театр. культуры республики. В первые годы т-р
ставил преим. пьесы классич. драматургии. С сер. 20-х гг. в репертуаре
т-ра утверждается сов. драматургия; ставятся пьесы: "Любовь Яровая"
(1927, реж. Калантар, Любовь - Асмик, Яровой - Джанан), "Разлом" (1928,
Годун - Джанан, Берсенев - Р. Нер-сесян); "Мятеж" по Фурманову (1928),
"Бронепоезд 14-69" (1928); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Поэма о
топоре" (1931), "Темп" (1931) Погодина, "Первая конная" Вишневского
(1930). Т-р способствует росту арм. драматургии; здесь впервые были
пост. пьесы "Кум Моргана" Ширванзаде (1927, реж. Бурд-жалян), "Наполеон
Коркотян" (1934), "Фосфорическое сияние" (1932) Демирчяна, "В кольце"
Вагаршяна (1930, реж. Гулакян, Мелик-Ага - Р. Нерсесян, Ми-сак -
Аветисян, Ашот - Джанибекян, Аслан-Ами - Вагаршян, Анна - Асмик), "Враг"
Ахумяна (1931) и др. Больших успехов достиг т-р в пост. нац. классич.
драматургии: "Хатабала" (1927, Замбахов - Аветисян, Наталия - Гулазян,
Масисян - Джанибекян), "Пэпо" (1929, реж. Гулакян), "Разорённый очаг"
Сундукяна (1938), "Из-за чести" Ширванзаде (1939, реж. Аджемян,
Элизбаров - Р. Нерсесян, Маргарит - Восканян, Сагател - Аветисян, Сурен
- Вагаршян, Отарян - Малян). Много и плодотворно работает т-р над рус.
классикой; в 30-х гг. на его сцене были осуществлены пост. спектаклей:
"Ревизор" (1923, реж. Бурджалян), "Доходное место" (1929, реж. Р.
Симонов), "Гроза", "Без вины виноватые" (1935, 1939, реж. Гулакян,
Сарян; Катерина, Кручинина - Восканян, Кабаниха - Асмик, Шмага -
Аветисян). Большое значение для творч. истории т-ра имели пост. пьес
Горького: "На дне" (1932), "Егор Булычев и другие" (1933, реж. Захава,
Егор - Вагаршян, Абелян, Шура - Вартанян, Игуменья - Асмик, Ксения -
Гулазян, и др.), "Достигаев и другие" (1934, реж. Вагаршян, Достигаев -
Аветисян), "Васса Железнова" (1937, Васса - Асмик). Из зап.-европ.
классич. драматургии - "Женитьба Фигаро" (1933, реж. Гулакян), "Отелло"
(1940, реж. Гулакян, Отелло - Р. Нерсесян, Папазян, Джанибекян, Яго -
Манвелян, Аветисян, Дездемона - Вартанян).
30-е гг. отмечены также значительными пост. пьес русских сов.
авторов: "Платон Кречет" (1935, реж. Гулакян, Платон - Р. Нерсесян);
"Интервенция" Славина (1934, реж. Шамирханян), "Беспокойная старость"
Рахманова (1938, реж. Вартанян, Полежаев- Вагаршян), "Далёкое"
Афиногенова (1936), "Человек с ружьём" (1938); "Ленин в 1918" Каплера и
Златогоро-вой (1940, реж. Вартанян, Ленин - Вагаршян, Шадрин -
Аветисян). В 1937 т-ру присвоено имя Сундукяна. В 1941 гастролировал в
Москве.
В годы Великой Отечеств, войны т-р создал ряд значит, спектаклей -
"Фронт" (реж. Аджемян, Горлов - Джанибекян), "Русские люди" и др. Борьбе
советского народа посв. спектакли: "Месть" Заряна, "В глуши леса"
Саряна, "На вулкане" Араксманяна. В эти годы с новой силой зазвучала
историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940, реж. Аджемян,
Гагин-Вагаршян, Вест-Саркис - Малян). Была пост. историч. драма "Геворк
Марзпетуни" по Мурацану. Т-р продолжал работу над классикой, осуществил
пост. спектаклей "Утёс" Вр. Папазяна (реж. Аджемян, Гри-кор-ага -
Джанибекян), "Гамлет" (реж. Бурджалян, Гамлет - Вагаршян); "Убитый
голубь" Нар-Д оса (Тусян - Малян).
В 40-50-х гг. т-р осуществил пост. пьес "Молодая гвардия" (1947, реж.
Аджемян), "Русский вопрос" (1947); "Монастырское ущелье" Вагаршяна
(1945) и др. Осн. внимание т-р уделяет созданию спектаклей на совр.
темы, широко привлекая арм. драматургов. Были пост.: "Эти звёзды наши"
Тер-Григоряна и Кара-гезяна (1949, Ст. пр. 1950), "Опытное поле" Заряна
(1953, Балабек - Сарян, Аветисян, Карсецян - Малян),"Последние
гвоздики"Тер-Григоряна (1958). Пост. историке-революц. спектакли: "Под
одной крышей" Бо-ряна (1957, реж.Аджемян, Арташес-Малян, Геворк- Б.
Нерсесян), "Розы и кровь" Араксманяна (1958). Среди лучших пост.
классики в этот период "Дядя Багдасар" Пароняна (1954, реж. Аджемян,
Багдасар- Р. Нерсесян), "Намус" Ширванзаде (1955), "Хаос" по Ширванзаде
(1959, реж. Аджемян, Смбат - Малян, Микаэл - Б. Нерсесян), "Маскарад"
(1949, реж. Гулакян, Арбенин-Вагаршян, Папазян, Нина- Симонян),
"Вишнёвый сад" (1951, реж. Аджемян), "Живой труп" (1951, Протасов -
Вагаршян, Р. Нерсесян, Джанибекян). В 1956 т-р принял участие в декаде
арм. иск-ва в Москве.
В разные периоды режиссёрами театра были В. Аджемян (с 1953 - гл.
реж. т-ра), А. Бурджалян, В. Вартанян, А. Гулакян, Л. Калантар, Т.
Шамирханян и др.
В т-ре работали актёры: О. Абелян, Асмик, А. Воска-аян, В. Вагаршян,
И. Алиханян, Г. Аветян, М. Ман-велян, А. Хачанян, М. Джанан, Р.
Вартанян, Г. Габ-риелян. В труппе театра (1960) - нар. арт. СССР Р.
Нерсесян, нар. арт. Арм. ССР А. Аветисян, О. Ава-кян, А. Асрян, Г.
Арутюнян, О. Буниатян, О. Гула-зян, Г. Джанибекян, Д. Малян, Т. Сарян,
засл. арт. Арм. ССР С. Аллавердян, А. Аразян, Т. Дилакян, М. Костанян,
В. Маргуни, Б. Нерсесян, Г. Хажакян. В 50-е гг. коллектив т-ра
пополнился молодёжью, выпускниками Ереванского художеств. театр. ин-та
Х. Абрамян, М. Мурадян, Ф. Мкртчян, засл. арт. М. Симонян и Др.). С. Р.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобнах указаны фамилии постановщиков)
1922: "Пэпо" Сундукяна; "Разбойники" (Калантар); "Пото-дувший
колокол" Гауптмана (.Калантар); "На дне" (Алиханян); "Гибель "Надежды""
Хейерманса (Калантар); "Зелёный Шшугай" Шницлера; "Хозяйка гостиницы";
"Дурак" Фульды;
"Привидения" Ибсена; "Нора" (Папазян); "Вартазар" Геворкяна
(Калантар); "Суд" Демирчяна (Кспантар); "Антигона" Софокла (Калантар);
"Брак поневоле" Мольера (Калантар); "Дон Жуан" Мольера (Папазян);
"Ученик дьявола" Шоу (Папазян).
1923: "14 июля" Сукенникова (Калантар); "Отелло" Шекспира (Папазян);
"Слуга двух господ" (Папазян); "Уриэль Ако-ста" Гуцкова (Папазян);
"Монна Ванна" Метерлинка (Папазян); "Саломея" Уайльда (Калантар); "Чудо
св. Антония" Метерлинка (Калантар); "Из-за чести" Ширванзаде (Калантар);
"Мнимый больной" Мольера (Бурджалян); "Ревизор" (Бурджалян);
"Укрощение строптивой" (Калантар); "Потоп" Бергера (Капанакян).
1924: "Освобождённый Дон-Кихот" Луначарского (Бурджалян), "Красная
маска" Луначарского (Бурджалян); "Дон Жуан", "Проделки Скалена" Мольера
(Бурджалян); "С утра до полуночи" Кайзера (Калантар); "Храбрый Назар"
Демирчяна (Бурджалян); "Тартюф" Мольера (Калантар); "Гамлет" Шекспира
(Бурджалян).
1925: "Анна Кристи" О'Нила (Бурджалян); "Герой поневоле" ("Нечаянная
доблесть") Юрина (Бурджалян); "Павел I" Мережковского (Бурджалян);
"Учитель Бубус" Файко (Калантар); "Собака садовника" ("Собака на сене")
Лопе де Вега (Бурджалян).
1926: "Заговор Фиеско" Шиллера (Калантар); "Яд" Луначарского
(Калантар); "Трильби" Ге (Восканян); "Злой дух" Ширванзаде (Калантар);
"Торговцы славой" Паньоля и Ни-вуа (Калантар); "Мандат" Эрдмана
(Бурджалян); "Венецианский купец" (Бурджалян).
1927: "Дядя Багдасар" ("Багдасар ахпар") Пароняна (Калантар); "Кум
Моргана" Ширванзаде (Бурджалян); "Самум" Стриндберга; "Разорённый очаг"
Сундукяна; "Любовь Яровая" Тренёва (Калантар); "Кровавая пустыня"
Багдасаряна (Калантар); "Пурга" Щеглова (Калантар); "Хатабала" Сундукяна
(Гулакян); "Рычи, Китай!" Третьякова (Фрид). .
1928: "Любовь под вязами" О'Нила (Фрид и Гулакян);
"Разлом" Лавренёва (Фрид и Гулакян); "Мятеж" Фурманова и Поливанова
(Фрид и Гулакян); "Бронепоезд ј 14-69" Вс. Иванова (Фрид); "Высокочтимые
попрошайки" Пароняна (Гулакян); "Трансатлантик" ("Норд-ост") Щеглова
(Фрид).
1929: "Фриц Бауэр" Селиховой и Сац (Гулакян); "Ярость" Ахумяна по
Яновскому (Гулакян); "Рельсы гудят" Киршона (Гулакян); "Горе от ума" (II
акт) Грибоедова (Фрид); "Приговор" Левитиной (Бурджалян); "Пэпо"
Сундукяна (Гулакян); "Турецкая трубка", "Провокатор" Вольского и
Жеже-ленко (Калантар); "Город ветров" Киршона (Р. Симонов и Гулакян);
"Доходное место" Островского (Р. Симонов); "Инга" Глебова (Гулакян);
"Огненный мост" Ромашова (Вагаршян).
1930: "Первая конная" Вишневского (Гулакян); "У фонаря" Никифорова и
Королевича (Вагаршян); "Когда поют петухи" Юрина (Шамирханян); "В
кольце" Вагаршяна (Гулакян).
1931: "Прорыв" Габриеляна (Гулакян); "Чёрный поезд" Шаповаленко;
"Враг" Ахумяна (Вагаршян); "Темп" Погодина (Гулакян); "Поэма о топоре"
Погодина (Сарян); "Хатидже" Каладзе (Абашидзе).
1932: "Нефть" Вагаршяна (Гулакян); "Дело чести" Ми-китенко (Гулакян);
"Страх" (Сарян); "На дне" (Гулакян);
"Фосфорическое сияние" Демирчяна (Гулакян).
1933: "Разгром" по Фадееву (Вагаршян); "Мнимый больной" Мольера
(Бурджалян); "Макбет" Шекспира (Гулакян);
"Егор Булычев и другие" Горького (Захава); "Женитьба Фигаро" Бомарше
(Гулакян).
1934: "Интервенция" Славина (Шамирханян); "Достигаев и другие"
Горького (Вагаршян); "Чужой ребёнок" Шкваркина /Гулакян); "Наполеон
Коркотян" Демирчяна (Гулакян).
1935: "Пэпо" Сундукяна (Гулакян); "Шах-наме" Джанана (Гулакян);
"Чудесный сплав" Киршона (Габриелян); "Гроза"
Островского (Гулакян); "Платон Кречет" Корнейчука (Гулакян); "Три
песни" Саряна (Гулакян).
1936: "Далёкое" Афиногенова (Вартанян); "Мещанин во дворянстве"
Мольера (Мушегян); "Намус" Ширванзаде (Сарян).
1937: "Нора" (Сарян); "Каменный гость" Пушкина (Шамир-ханян); "Арсен"
Шаншиашвили (Журули); "Васса Железнова" Горького (Вагаршян); "На заре"
Гулакяна (Гулакян и Шамирханян); "Из-за хлеба" Харазяна по ром. Прошяна
(Гулакян).
1938: "Разорённый очаг" Сундукяна (Гулакян); "Коварство и любовь"
Шиллера (Вагаршян); "На дне"; "Беспокойная старость" Рахманова
(Вартанян); "Капутан" Демирчяна (Шамирханян и Га бриэлян); "Человек с
ружьём" Погодина (Вартанян).
1939: "Виндзорские проказницы" Шекспира (Габриелян);
"Из-за хлеба" Харазяна по Прошяну (Гулакян); "Без вины виноватые"
(Сарян); "Великая дружба" Гулакяна (Шамирханян);
"Пусть цветут розы" Ацагорцяна и Худавердяна (Сарян);
"Из-за чести" Ширванзаде (Аджемян).
1940: "Ревизор"; "Хатабала" Сундукяна (Сарян); "Ленин в 1918 году"
Каплера и Златогоровой (Вартанян); "Страна родная" Демирчяна (Аджемян);
"Отелло" Шекспира (Гулакян);
"Клевета" Саряна (Вартанян); "Нора" (Восканян).
1941: "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (Аджемян);
"Рыбаки" Гольдони (Шамирханян); "Профессор Мамлок" Вольфа
(Шамирханян); "Измена" Сумбатова-Южина (Шамирханян); "Месть" Заряна
(Аджемян); "Геворк Марзапетуни" Качво-ряна по Мурацану (Вартанян).
1942: "Гамлет" Шекспира (Бурджалян); "В глуши леса" Саряна
(Шамирханян); "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (Аджемян); "Русские люди"
Симонова (Вартанян); "Фронт" Корнейчука (Аджемян).
1943: "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега (Вартанян); "На
вулкане" Араксманяна (Аджемян); "Свадьба по конкурсу" Гольдони (Вагаршян
и Эйрамджян); "Генерал Брусилов" Сельвинского (Вартанян).
1944: "Ещё одна жертва" Сундукяна (Аджемян); "Лодоч-ница" Погодина
(Вартанян); "Убитый голубь" Нар-Доса (Вартанян); "Утёс" Папазяна
(Аджемян).
1945: "Хатабала" Сундукяна (Гулакян); "Красное ожерелье" Сагателяна
(Вартанян); "Монастырское ущелье" ("Ванкад-зор") Вагаршяна (Аджемян);
"На заре" Гулакяна (Гулакян и Вартанян); "Страна родная" Демирчяна
(Аджемян и Джанибекян).
1946: "Бесприданница" Островского (Джанибекян); "Дама-невидимка"
Кальдерона (Габриелян); "Далеко от Сталинграда" Сурова (Аджемян).
1947: "Родные люди" Кочаряна (Гулакян и Джанибекян);
"Русский вопрос" Симонова (Вартанян); "Молодая гвардия" /инсц. и
пост. Аджемян); "На высотах" Боряна (Гулакян).
1948: "Пэпо" Сундукяна (Гулакян); "Девушка Араратской долины"
Чаманова и Габриеляна (Габриелян); "Великая сила" Ромашова (Вартанян);
"Глубокие корни" Гоу и д*Юссо (Вартанян).
1949: "Эти звёзды наши" Тер-Григоряна и Карагезяна (Гулакян и
Вардзигулян); "Зелёная улица" Сурова (Шамирханян);
"Московский характер" Софронова (Вартанян); "Заговор обречённых"