<< Пред. стр. 452 (из 913) След. >>
его отношения с внешним миром, должен основываться на художественномвоспроизведении реальной жизни. Сторонник иск-ва переживания, Л. видел в
нём основу театр. действия, требовал от актёра, чтобы он ощутил себя
сценич. героем, был захвачен его чувствами.
Л. был одним из создателей Нового театра (филиал Большого и Малого
т-ров), в к-ром в 1898-1903 он возглавлял драм. труппу молодых актёров,
состоявшую преим. из его учеников. Борясь с безыдейностью, пошлостью
бурж. репертуара, Л. пост. в Новом т-ре произв. Островского (в т. ч.
"Козьма Захарьич Минин-Сухорук", 1899, "Снегурочка", 1900), Гоголя
("Ревизор", 1898, "Женитьба", 1898, инсценировка поэмы "Мёртвые души",
1902), Бомарше ("Севильский цирюльник", 1898, и "Женитьба Фигаро",
1899), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1899, и "Виндзорские проказницы",
1902) и др. В Малом т-ре Л. осуществил пост. пьес Шекспира ("Ромео и
Джульетта", 1900, "Кориолан", 1902, "Буря", 1905), Островского ("Без
вины виноватые", 1908) и др. В своих режиссёрских работах Л. добивался
гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их задаче раскрытия идейного
содержания пьесы. Утверждая ведущую роль режиссёра в создании спектакля,
он стремился к осуществлению единого целостного режиссёрского замысла
постановки, к актёрскому ансамблю, добивался увеличения репетиционного
периода работы с актёрами. Большое значение придавал муз. и
декоративному оформлению спектакля; требовал изготовления новых
декораций для каждой постановки, сам выступал в роли театр. художника,
ввёл ряд технич. усовершенствований (вращающийся круг сцены и др.).
Работая режиссёром в Новом и Малом т-pax, Л. боролся против
чиновничье-бюрократич. произвола, косности и рутины в иск-ве, против
постановки символистской, эстетской драматургии. Но в условиях реакц.
режима императорских т-ров Л. не мог отстоять свои художеств. позиции.
Травля со стороны дирекции, цензурные ограничения привели Л., незадолго
до смерти, к решению оставить Малый т-р. В своём творчестве Л. выступал
последователем сце-нич. эстетики Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, А. Н.
Островского. Взгляды его как режиссёра и театр. педагога были во мн.
близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немиро
ви-чем-Данченко в основу новаторской деятельности Моск. Художеств, т-ра.
Среди учеников Л.-В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А.
Остужев, П. М. Садовский и др.
Соч.: А. П. Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.
Лит.: Михайловский В. А., Большой талант (опыт характеристики
сценического творчества А. П. Ленского), "ЕИТ", 1910, вып. 6, стр.
85-106; Филиппов В., А. П. Ленский, "Временник Русского Театрального
общества", М., 1924, кн. 1, стр. 188-218; Дурылин С., А. П. Ленский
(1908-1933), "Театр и драматургия", 1933, ј 9; е г о же, А. П. Ленский в
"Борьбе за престол", там же, 1934, ј 11-12; 3 о г р а ф Н., Александр
Павлович Ленский (1847-1908), М.-Л., 1944; его же, Александр
Павлович Ленский, М., 1955 (на стр. 419-451 имеются списки ролей и
режиссёрских работ Л., основная библиография). ff з.
ЛЕНСКИЙ, Александр Степанович [р.12(25).III. 1910] - советский
композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945). В 1937 окончил
Моск. консерваторию по классу композиции проф. Г. И. Литин-ского и
дирижёрско-хоровому классу проф. Г. А. Дмитревского. До 1955 жил и
работал в Душанбе, где написал ряд произв. в разл. жанрах. Л.
принадлежат балеты "Дугуль" ("Две розы"), "Дильбар" (1941, 1954, Тадж.
т-р оперы и балета), оперы "Тахир и Зухра", "Арус" ("Невеста") (1945,
1946, там же), "Донецкая быль" (1960, Донецкий т-р оперы и балета),
музыка к пост.: "Шодмон" Улугзаде, "Патриоты" Гани и Ниязи, "Отелло",
"Слуга двух господ" и др.Творч. деятельность Л. оказала большое влияние
на развитие проф. муз. иск-ва Таджикистана. Муз.-сценич. произв. Л.
основаны на тадж. мелосе, насыщены характерными нац. танц. ритмами. С
1946 Л. преподавал в Душанбинском муз. уч-ще. Среди его учеников -
композиторы 3. Шахиди, Ш. Сайфиддинов, Д. Ахунов, А. Хамдамов, Я.
Сабзанов, С. Абрамова и др. Е. У.
ЛЕНСКИЙ, Дмитрий Тимофеевич [наст. фам.- Воробьёв;
1805-9(21).XII.1860] - русский драматург-водевилист и актёр. Род. в
купеческой семье. В 1824 Л. втайне от отца дебютировал на сцене Малого
т-ра (в комедии "Муж и любовник" Зотова) и был принят в труппу. Однако
Л. не сделал сценич. карьеры [хотя играл и большие роли - Хлестаков
(первый исполнитель в Малом т-ре), Молчалин, Тартюф и др.]. Известность
получил как драматург. Написал ок. 100 переводных и оригинальных драм.
произв. В них выступали Щепкин, Мартынов, Живокини и мн. др. Водевили
Л., жизнерадостные, проникнутые юмором, динамичные по сюжету, остроумные
по диалогу, включавшие в себя куплеты в форме эпиграмм, заняли прочное
место в репертуаре т-ров 30-50-х гг. 19 в. (первый водевиль - "Сват
невпопад", 1829). Вслед за водевилистами П. А Каратыгиным, Ф. А. Кони Л.
ориентировался на широкого зрителя. Его водевили отличались демократич.
тенденциями, он выступал в защиту "маленького человека". За внешней
безобидностью шуток скрывались выпады против дворянства, бюрократич.
аппарата России. В то ж время водевили Л. не поднимались до сатирич.
обличений. Л. живо интересовался событиями современности. А. Вольф в
"Хронике петербургских т-ров" отмечал, что водевили Л. брались
бенефициантами нарасхват и выдерживали огромное количество
представлений.
Лучшее произв. Л.- "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная
дебютантка" (1839, Малый т-р, Синичкин - Живокини, Пустославцев -
Щепкин, Лиза - Репина, Ветринский - автор; 1840, Александрийский т-р,
Синичкин - Мартынов, Лиза - Н. Самойлова), сохранилось в репертуаре до
наших дней. Весёлые ситуации этого водевиля раскрывали драматизм
положения актёров дореволюц. т-ра. В водевиле "Простушка и воспитанная"
развращённой, "воспитанной" женщине Л. противопоставляет крестьянскую
девушку, сохранившую простоту и безыскусственность характера (1855,
Малый т-р, Софья Павловна - Воронова, Палаша-Бороздина, Дорофей Никитич
- Живокини,.
Осип Петрович - автор; 1856, Александрийский т-р, Софья Павловна -
Смирнова, Палаша - Самойлова 1-я, Дорофей Никитич - П. Каратыгин, Осип
Петрович- Максимов 1-й). На аналогичной ситуации построен и водевиль Л.
"Барская спесь, или Анютины глазки" (1842). Жизнь дворян высмеивает
водевиль "Хороша и дурна..." (1834), к-рый высоко ценил В. Г. Белинский,
а также один из лучших водевилей Л.- "Стряпчий под столом" (1834, Малый
т-р, Жо-виаль - Живокини; Александрийский т-р, Жо-виаль - Дюр). Нравы и
быт купечества изобразил Л. в водевилях "Два отца и два купца" (1837),
"Харьковский жених" (1840), "Два брата с Арбата и третий к ним хват"
(1846) и др. Л. был известен своими татр. эпиграммами. Ему принадлежат
также переводы песен П. Беранже. Написал ряд оперных либретто, вт. ч.
либретто оперы "Громобой" Верстовского.
Соч.: Оперы и водевили, пер. с франц. Д. Ленского, ч. 1-4, M.,
1835-36; Театр Д. Т. Ленского, т. 1-6, СПБ - М., 1873-74; Водевили, М.,
1937 (вступ. ст. М. Паушкина).
Лит.: Горбунов И. Ф., Каратыгин П., "Русская старина", 1880, т. 29,
кн. 10; М и х а и л о в с к и и В., Д. Т. Ленский, "ЕИТ". Сезон 1910,
СПБ, вып. 3; Б р у д-н ы и Д. Л., Демократические тенденции в русском
водевиле 30-40 гг. XIX в., М., 1952 (автореферат диссертации). Д. Бр.
ЛЕНТИЛАК (Lintilhac), Эжен (5.1.1854-17.VII. 1920) - французский
историк театра и литературы, общественный деятель. Лит. деятельность
начал в конце 80-х гг. В 1896-99 выступал как театр. критик в журн.
"Призыв" ("Rappel"), Гл. труд Л. в области драматургии и т-ра "История
театра во Франции" ("Histoire general du theatre en France", v. 1-5,
1904-1910, не законч.) - о развитии франц. т-ра от средних веков до
эпохи Второй империи. Работы Л. насыщены богатым фактич. материалом.
Соч.: Beaumarchais et ses oeuvres, P., 1887; Lesage, P., 1893.
Лит.: Tabarant A., Un educateur moderne, E. Lintilhac et son oeuvre.
P., 1902. H. Рж.
ЛЕНТОВСКИЙ, Михаил Валентинович [1843, Саратов,- 11(24).XII.1906,
Москва] - русский антрепренёр, актёр, театральный деятель. Род. в семье
бедного музыканта. Увидев в 1863 гастролировавшего в Саратове М. С.
Щепкина, Л. увлёкся театр. иск-вом. Познакомившись со Щепкиным, Л. при
его содействии переехал в Москву, поступил в театр. школу, а затем в
Малый т-р. В 1865 уехал в провинцию (Курск, Казань, Пенза.Н. Новгород).
Красивая внешность и голос, сценич. темперамент, врождённая
музыкальность обеспечили Л. успех в опереточных ролях (Парис,
Пиккило-"Прекрасная Елена", "Птички певчие" Оф-фенбаха, Риголяр - "Все
мы жаждем любви") и в водевилях с пением. В 1871-78 Л. снова работал в
Малом т-ре; исполнял роли в опереттах и т. н. "рубашечных героев" -
людей из народа: Фрол Ско-беев (о. п. Аверкиева), Кудряш ("Гроза").
Одновременно выступал на клубных сценах с злободневными куплетами.
Кипучая энергия Л. особенно ярко проявилась в его антрепренёрской
деятельности. В 1878 он организовал в летнем саду "Эрмитаж" т-р
оперетты, привлёк в этот т-р лучших актёров (С. А. Бельская, В. В.
Зорина, А. Д. Давыдов), создал большой оркестр, хор и балет, пригласил
декоратора парижского т-ра "Гранд-Опера"- Левато. "Энергией этого
исключительного человека было создано летнее театральное предприятие,
невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте" (С т а н и
с л а в с к и и К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 75). Первые же
спектакли поразили публику яркой зрелищностыо, исполнительским
мастерством. В 1882 Л. открыл в Москве Фантастический т-р, к-рый позже
был переименован в "Антей"; здесь ставились феерич. представления.
Прозванный "театральным магом и волшебником", Л. поражал воображение
зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов,
богатством деко-рац. оформления и костюмов, живописностью массовых сцен.
О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев, В. А.
Гиляровский и др. Особенно значительны заслуги Л. в развитии рус.
оперетты (помимо моек. оперетты, Л. организовал несколько опереточных
т-ров в Петербурге и Н.-Новгороде). Увлекаясь пышностью оформления, Л.
вместе с тем добивался реалистич. игры актёров, ансамбля исполнения,
высокой вокально-муз. культуры. Постановочный стиль Л. оказал влияние на
молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882 Л.
организовал Новый театр в Москве (в труппе-М. И. Писарев, В, Н.
Андреев-Бурлак, Н. Н. Соловцов, М. М. Петипа, А. Я. Глама-Мещер-ская, М.
М. Глебова и др.), в 1885-т-р "Скоморох". В репертуар этого т-ра входили
пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого. Ставились
также и мелодрамы, богато и эффектно оформленные. К 1894 Л., не
обладавший хозяйств, расчётливостью, разорился. В 1898-1901 работал
режиссёром в Моск. частной опере Мамонтова (пост.: "Сказка о царе
Сал-тане"; "Чародейка" Чайковского, "Хованщина").
Л. написал воспоминания о Щепкине и Олдридже, в 1905 издал книгу
"Перед закатом" (очерки, стихи, афоризмы и т. п.).
Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1 М., 1954, с. 75-77,
155-159; Памяти М. В. Лентовского "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып. 18, с.
294-297; Попов Н., "Театральные кудесники", "Театральный альманах ВТО",
1947, кн. 6, с. 331-344; Янковский М., Оперетта М.-Л., 1937, с. 270-297.
Г. К'
ЛЕНТУЛОВ, Аристарх Васильевич (1882-15.IV. 1943) - русский советский
живописец и театральный художник. Учился в художеств. уч-щах Пензы и
Киева (1897-1903), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906), затем
в Париже. После Окт. революции принимал активное участие в оформлении
революц. празднеств, в создании Вхутемаса (преподавал здесь в 1917-30).
Присущая темпераментной, насыщенной цветом живописи Л. декоративность
обусловила его приход в т-р. В своих театрально-декорац. работах Л. (как
и в станковой живописи) прошёл сложный путь к реализму (через кубизм,
сезаннизм, конструктивизм и др.). Кубистич. "сдвиги" и изломы,
подчёркнутая самоцельная красочность отвлечённых цветовых поверхностей
характеризуют декорации Л. к спектаклям: "Виндзорские проказницы" (1916,
моек.
Камерный т-р), "Демон" (1919, Т-р Моск. совета рабочих депутатов);
"Сказки Гофмана" Оффенбаха (1919, Новый т-р ХПСРО) и др. В декорациях к
опере Триодина "Степан Разин" (1926, Экспериментальный т-р),
отличавшихся интенсивностью цвета, динамичностью "размашистой" живописи,
Л. стремился создать широкие эпич. образы, выражающие тему нар. бунта.
Со 2-й пол. 20-х гг. Л. обратился к реалистич. принципам оформления. В
декорациях этого периода он сочетает приёмы станковой живописи со
сценич. условностью. Так, в декорациях к "Испанскому священнику"
Флетчера (1934, M ХАТ 2-й) Л. с помощью вращающейся на кругу
архитектурно-объёмной установки, апплицированного занавеса, эффектов
освещения достигал впечатления солнечности, голубизны южного неба,
передал характер архитектуры, гористого пейзажа Вост. Испании; в
декорациях к "Кубанцам" Ротко (1938, Ленингр. Большой драм. т-р),
отличавшихся мягкостью и тонкостью колорита, художник воссоздал лирич. и
суровый кубанский пейзаж. Большое внимание уделял Л. разработке сценич.
света, выразительности фактуры. Л. оформил также: "Дни нашей жизни"
Андреева (1938, Ростов-ский-на-Дону т-р), "Благочестивая Марта" Тирсо де
Молины (1939, Ленингр. т-р им. Ленсовета) и др.
С о ч. : Работа живописца на театре, "Театр и драматургия", 1935, ј
7, с. 28-29.
Лит.: Аристарх Лентулов. Выставка произведений художника. Каталог,
М., 1956 (вступ. статья С. Разумов-ской). М. П.
ЛЕНТЮЗ - см. Ленинградский театр юных зрителей.
ЛЕНД (Lenz), Якоб Михаэль Рейнгольд (12.1. 1751-24. V. 1792) -
немецкий писатель, драматург. В 1768-71 учился в Кёнигсбергском ун-те. В
1766 написал драму "Раненый жених". В 1771 примкнул к прирейнскому
кружку "бурных гениев", возглавлявшемуся Гёте. Наряду с Ф. М. Клингером
Л.- типичный представитель нем. лит. движения "Бури и натиска"; трактат
Л. "Замечания о театре" (1774) явился эстетич. знаменем этого движения.
В этой тео-ретич. работе и в статье "Реформа театра, произведённая
Шекспиром" (1776) Л. отвергает нормы франц. классицизма, призывает нем.
драматургов следовать природе и создавать, подобно Шекспиру,
многогранные характеры. Но Л. чисто искусственно соединял принципы
шекспировской драматургии с эстетич. принципами и социальными задачами
мещанской драмы Д. Дидро, Л. С. Мерсье и Г. Э. Лессинга. Его пьесы
"Новый Мендоза" (1775), "Солдаты" (1776), "Два старика" (1776) и др.
почти не ставились. Наиболее значит, пьеса Л. "Гувернёр", в 1778 пост.
Шредером в Гамбурге, была вновь пост. в 1950 т-ром "Берлине? ансамбль" в
обработке Б. Брехта; она показывает социальное неравенство и униженное
положение бюргеров в дворянском об-ве. С 1780 Л. жил в России.
Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. v. E. Lewy, Bd 1-4, Lpz., 1917.
Лит.;Р о з а н о в М. H., Поэт периода "бурных стремлений". Якоб
Ленц, его жизнь и произведения, М., 1901. Г. Гур.
ЛЕНЧ (наст. фам.- Попов), Леонид Сергеевич [р. 20.VII (2.Vili).1905]
- русский советский писатель, драматург. Учился на экономич. ф-те в
ун-те Ростова-на-Дону. Лит. деятельность начал в 1925 как журналист. Был
соавтором (совм. с Б. Войте-ховым) пьесы "Павел Греков" (1939, моек. Т-р
Революции) - о борьбе молодого коммуниста, оклеветанного врагами, за
торжество правды и справедливости. Автор пьес: "Звезда первой величины"
(1941, Архангельский т-р), "Большие хлопоты" (1953, Т-р им. Моссовета) -
о зазнавшихся бюрократах и др.
Большое место в работах Л. занимает драматургия "малых форм"
(эстрадные миниатюры-рассказы, сценки, юморески, скетчи, интермедии,
одноактные' пьесы и т. д.). Мн. произведения Л. ставились в Моск. т-ре
Миниатюр и в Т-ре эстрады, эстрадными коллективами под рук. А. Райкина и
др., исполняются на проф. и самодеят. эстраде. Лучшие работы Л. отмечены
острым юмором, сатиричностью. Одна из основных тем Л.-осмеяние
пережитков прошлого. Выступает и как сценарист.
Соч.: Павел Греков. Пьеса в 4 д., М.- Л., 1939 (совм. с Б.
Войтеховым); Комедии. Сценки. Шутки, М., 1961.
Лит.: Заславский Д., Рассказы о "маленьких людях", "Октябрь", I960, ј
1.
ЛЕНЬЯНИ (Legnani), Пьерина (1863-1923) - итальянская артистка балета.
Училась в балетной школе при т-ре "Ла Скала" у педагога К. Беретты. По
окончании школы дебютировала в Милане, затем выступала в Париже,
Лондоне, Брюсселе и Мадриде. По возвращении в Милан была (до 1892)
ведущей танцовщицей балетной труппы т-ра "Ла Скала". В 1893- 1895
совершенствовала своё мастерство в Петербурге у Н. Г. Легата. В
1893-1901 Л.-прима-балерина Мариинского т-ра, выступала в партиях:
Сандрильона и Эмма ("Золушка" и "Гарлемский тюльпан" Шелла), Медора
("Корсар" Пуни), Кама pro (о. п. Минкуса). Одетта-Одиллия, Раймонда;
Изабелла ("Испытание Да-миса" Глазунова) и др. Возвратившись в Италию,
работала в т-ре "Ла Скала". Л. была одной из последних представительниц
итал. школы виртуозного танца. Её техника порой граничила с акробатикой.
Одна из первых в России Л. исполнила 32 фуэте (в балетах "Гарлемский
тюльпан" и "Лебединое озеро"). Но сценич. образы Л. были лишены
одухотворённости (за исключением партии Одетты-Одиллии, на исполнение
к-рой оказала большое влияние школа рус. классич. танца).
Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), СПБ, 1899; Худеков С.Н.,
История танцев, ч. 4, Пг., [1918], с. 132-34. Г. Ш.
ЛЕО (Leo), Леонардо (5.VIII.1694-31.X.1744)- итальянский композитор.
В 1713 окончил консерваторию "Пьета деи Туркини" в Неаполе. В 1714 в
Неаполе была исполнена первая опера Л. "Писистрат" (сначала в
королевском дворце, затем в т-ре "Сан-Бартоломео"). За ней последовали
оперы "Софонис-ба" (1718), "Гай Гракх" (1720), "Ариадна и Тезей" (1721),
"Баязет" (1722), "Зенобия" (1725), "Демет-рий" (1738) (все пост. в
Неаполе). Ряд опер был написан Л. для Болоньи ("Сифакс", 1737), Венеции
("Ти-мократ", 1723, "Катон Утический", 1729), карнавалов в Риме ("Триумф
Камиллы", 1726) и др. С 1723 Л. писал также комич. оперы на
неаполитанском диалекте. Л. сделал равноправным оперным жанром муз.
комедию на нар. диалекте, заимствуя для неё технич. приёмы из
оперы-сериа. В своём творчестве Л. во мн. следовал принципам оперной
школы А. Скарлат-ти, хотя иногда и отступал от них (ввёл в оперу хор и
т. д.). Л. принадлежит св. 70 опер, оратории и ряд соч. в др. жанрах. С
1715 преподавал в консерваториях Неаполя. Среди учеников Л.- композиторы
Н. Йоммелли, Н. Пиччини и др.
Лит.: L e о G., L. Leo, musicista del sec. XVIII e le sue opere
musicali. Napoli,. 1905; Pastore G. A., L. Leo, Galatina (Lecce), 1957.
Ал. М.
ЛЕОНАРДО ДЕ АРХЕНСОЛА (Leonardo de Argen-sola), Луперсио (1559-1613)
- испанский поэт, драматург, государственный деятель. Написал трагедии
"Филис", "Изабелла", "Александра", к-рые шли в 1587 в т-рах Мадрида и
Сарагосы. Сервантес в "Дон Кихоте" (т. 2) отмечал, что они пользовались
большим успехом. Однако сохранившиеся тексты двух последних пьес
свидетельствуют, что они несценичны, перегружены сценами убийств. Э. Б.
ЛЕОНДОР, Григорий Евсеевич (13.VIII.1894- 20.1.1959) - русский
советский актёр и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1915, будучи
студентом юридич. ф-та Харьковского ун-та, дебютировал на проф. сцене. В
1916 вступил в труппу Харьковского т-ра миниатюр, в 1917-18 работал в
Харьковской труппе Н. Н. Синельникова, в 1918-20- в Симферопольском
т-ре, в 1920-21 Л. был режиссёром и актёром театр. коллектива Первой
Конной армии.
В последующие годы был актёром в т-рах Ро-стова-на-Дону,
Новосибирска, Краснодара. С 1932- актёр и режиссёр т-ра Ростова-на-Дону
(в 1945- 1949-худ. рук. т-ра). Обладая ярким комедийным талантом и даром
перевоплощения, Л. умел найти точную, театрально-выра-зит.
характеристику образа. Его творчество отличается резкими контрастами; Л.
присущи добродушный, мягкий юмор и жестокий сарказм, водевильная
лёгкость и тяжёлые, грубые бытовые краски, преувеличенно-резкие
интонации и мягкая пластика.