<< Пред.           стр. 456 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (1749-50), "Театральная библиотека" (1754-58), выпускал приложение к
 "Берлинской газете" - "Последние новости из страны остроумия" (1751),
 где высмеивал классициста И. Готшеда. Л. призывал к созданию т-ра
 народного по духу и языку, доступного широким слоям нем. общества. Такой
 т-р, по мнению Л., должен был способствовать нац. объединению Германии.
 Для просветителя Л. театр был призван содействовать моральному и
 эстетич. совершенствованию народа. В пьесах, памфлетах и статьях Л.
 протестовал против косных, жестоких обществ, порядков феодальной
 Германии. Он критиковал общественно-политич. строй нем. карликовых
 государств, их нравственные эстетич. нормы и резко выступал против
 франц. классицизма, возвеличивающего монархич. власть. В 1754 появилась
 работа Л. "Рассуждения о слёзной или трогательной комедии", в к-рой он
 критикует нем. верноподданнич. сентиментальную драму и пошлую комедию.
  Л. первым из нем. просветителей вывел на сцену нового героя -
 бюргера. В 1755 он создал первую нем. социальную драму "Мисс Сара
 Сампсон", повествующую о трагнч. судьбе девушки из бюргерской семьи,
 обольщённой и покинутой дворянином. "Мисс Сара Сампсон" пост. с большим
 успехом в 1767 в Гамбургском нац. т-ре, затем в Вене, Лондоне, Париже.
  В 1766 Л. завершил большой труд - книгу "Лао-коон, или О границах
 живописи и поэзии", в к-рой дал материалистич. обоснование иск-в. В 1767
 написал комедию "Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье"-первую
 нем. бытовую комедию. Общественный фон пьесы составляли события
 Семилетней войны, герой её - прусский офицер, испытавший
 несправедливость и жестокость деспотич. режима Фридриха II. Комедия Л.
 глубоко народна, народны её герои, полнокровен и звучен язык, искрист
 юмор. Комедия пост. в 1767 в Гамбургском нац. т-ре, в 1904 в Новом т-ре
 Рейнхардта и др. В 1761 Л. был приглашён в Гамбургский национальный
 театр в качестве постоянного драматурга и критика. 22 апр. 1767 в день
 открытия Гамбургского т-ра появился первый выпуск основанного Л. театр.
 журн. "Гамбургская драматургия" (сначала выходил регулярно 2 раза в
 неделю, затем эпизодически, последний выпуск появился весной 1769). На
 страницах журнала Л. приветствовал создание Гамбургского нац. т-ра как
 свидетельство пробуждения нац. самосознания немцев (основной задачей
 т-ра была пропаганда отечеств. драматургии). "Гамбургская драматургия"
 содержала 104 статьи по драматургии, актёрскому иск-ву и общим эстетич.
 проблемам и явилась театр. манифестом нем. просвещения. На страницах
 журнала Л. выступает против франц. классицизма, к-рый, по мнению Л.,
 противоречит правде, и противопоставляет ему просветительский реализм.
 Л. пропагандировал совр. ему франц. просветительскую драму и "слёзную
 комедию" 'Д.Дидро, Нивеля де Лашоссе и др., приветствовал появление на
 сцене Гамбургского нац. т-ра совр. нем. драмы (пьес Вейле, Э. Шлегеля и
 др.). Высоко ценил драматургию Мольера, Гольдони. Образцами драматургии
 являются для Л. античные поэты и Шекспир.
  Много страниц в "Гамбургской драматургии" отводит Л. актёрской игре.
 Осн. принципом актёрского иск-ва, по его мнению, является верное
 отражение природы, актёр должен быть на сцене естественным, правдивым.
 Л. высоко пенил живое, яркое иск-во К. Экго-фа, И. Бека, К. Э.
 Аккермана. Он призывал актёров "очеловечить" героику, говорить на сцене
 естественно, боролся против напевности речи и условной пластики,
 узаконенных в нем. т-ре классицистом Готшедом и К. Нейбер, расчищал путь
 сце-нич. реализму Ф. Шредера. Как и Дидро, Л. требовал от актёра
 воодушевления "нравственными сентенциями" автора, "сдержанности даже при
 изображении самых сильных страстей", но реалист победил в Л.
 рационалиста и он пришёл к выводу, что актёр должен вживаться в каждую
 роль, перевоплощаться в каждый образ. Много внимания уделял Л. вопросам
 актёрской этики, он говорил о достоинстве актёра, его высокой миссии.
 "Гамбургская драматургия" оказала огромное влияние на мировую театр.
 эстетику, на развитие сценич. реализма. С горечью и возмущением наблюдал
 Л., как засорялся репертуар Гамбургского нац. т-ра ничтожными,
 развлекательными пьесами. В ноябре 1768 т-р, не понятый и не принятый
 бюргерской публикой, предпочитавшей балет и франц. фарс, был закрыт. В
 1770 Л. покинул Гамбург, поселился в Вольфенбюттеле, где служил у
 герцога Браун-швейгского, заведуя придворной библиотекой.
  В 1772 Л. окончил трагедию "Эмилия Галотти". Эта просветительская
 бюргерская трагедия носила тираноборческий характер. Л. "клеймит убийц,
 украшенных венцом". Насыщенная высокой гражданственностью, драма Л.
 вызвала к жизни политически тенденциозную трагедию Шиллера "Коварство и
 любовь". Впервые "Эмилия Галотти" была пост. в Вольфенбюттеле 13 марта
 1772, затем в этом же году в Веймаре с Экгофом в роли Одоардо,
 впоследствии в Берлине в 1835 (К. Зейдельман играл Маринелли), в 1913
 была пост. в Нем. т-ре Рейнхардта и др. 30 янв. 1870 в роли Эмилии с
 огромным успехом дебютировала в моек. Малом т-ре M. H. Ермолова.
  Последняя пьеса Л. - драматическая поэма "Натан Мудрый" (1779). Эта
 философско-религиозная драма проповедовала веротерпимость, гуманизм,
 противопоставляла подлинную нравственность ханжеской церковной морали,
 осуждала христианский догматизм. "Натан Мудрый" пост. в 1801 в
 Магдебурге, в том же году в Веймаре, в 1811 в Мангейме (Натан- Иффланд).
 Драма вошла в репертуар т-ров мн. стран. Ставилась в Берлине -1842
 (Натан-К. Зейдельман), 1896 (Натан - А. Зонненталь), в Камерном т-ре М.
 Рейнхардта - 1911. Л. высоко поднял значение нем. т-ра, создал нац.
 драматургию, заложил основы реалистич/ театр. эстетики. Но
 просветительский реализм Л. несколько ограничен. Он пытался решать
 политич. проблемы лишь в сфере морали. Нравственное усовершенствование
 общества должно было, по мнению Л., привести к искоренению социального
 зла. Теоретически опровергая принципы классицизма, Л. в своих драмах
 испытывал его воздействие, он придерживался единства места и времени,
 речь действующих лиц порой рассудочна, риторична. Однако социальный
 пафос драм Л. и правда жизни, к-рой они насыщены, оттесняют на второй
 план элементы классицизма. Л. проложил путь драматургии Шиллера и Гёте.
 Он совершил переворот в иск-ве и обществ. сознании Германии 2-й пол. 18
 в.
  Соч.: Lessings Werke, Bd l-5, Lpz-, 1874; Werke, Bd l-5, Weimar,
 1959; Hambursische Dramaturgie, Lpz., 1856; то же. В., 1952; в рус.
 пер.-Собр. соч., пер. русских писателей, под ред. П. H. Полевого, т.
 1-10, 2 изд., СПБ-М., 1904;
  Гамбургская драматургия, М.-Л., 1936; Драмы, М.-Л., 1937; Эмилия
 Галотти, М., 1953; Избр. произв., М., 1953.
  Лит.: Фишер К., Лессинг, как преобразователь немецкой литературы, М.,
 1882; Меринг Фр., Легенда о Лес-синге. Лит.-критические статьи, [т. 1 ],
 М.-Л., 1934; Гриб В., Теория реализма у Лессинга, в сб.: Реализм XVIII
 века на Западе, М., 1936; его же, Избр. работы, [т.1 ], М., 1956, с.
 17-152; А л ь т м а н П., Лессинг и драма, М.-Л., 1939;
  Чернышевский Н.Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность,
 Полное собр. соч., т. IV, М., 1948; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst,
 В., 1954. Г. Гур.
  "ЛЕССИНГ-ТЕАТР" (Lessing-Theater) - немецкий театр. Построен в
 Берлине архитекторами И. Хен-нике и Г. ф. Худе, открыт 11 сент. 1888
 спектаклем "Натан Мудрый" Лессинга с Э. Поссартом в гл. роли. В 1888-98
 т-ром руководил О. Блюменталь, затем направление т-ра определял
 руководивший им в 1906 - 12 О. Брам. Он ставил пьесы Гауптмана ("Крысы",
 "Перед восходом солнца"), Ибсена ("Нора", "Столпы общества"), Г.
 Зудермана, Б. Бьёрнсона, А. Шницлера и М. Метерлинка. Преемник Брама В.
 Барновский (1912-23) ставил А. Стриндберга, драматургию
 экспрессионистов-К. Штернхейма, Г. Кайзера. В "Л.-т." работали актёры П.
 Вегенер А. Бассерман, О. Зауэр, Э. Леман, И. Триеш. В 1943 "Л.-т." был
 разрушен.
  Лит.: W a h n r a u G., Berlin. Stadt der Theater. Der Chronik, Tl l,
 B., 1957, с. 546-52; Kurschner А." Die neue Spielzeit des
 Lessing-Theaters, "Das Theater", 1925, ј l- Зин. /7.
  ЛЕСТАДИУС (Laestadius), Ларе Леви (р. 26.XII. 1909) - шведский
 театральный деятель, режиссёр и драматург. Окончил в 1936 филологич. ф-т
 Упсаль-ского ун-та. В 1936-46 был зав. лит. частью Гёте-боргского гор.
 т-ра, с 1942 - одновременно и режиссёром. В 1946-50 руководил
 Хельсингборгским гор. т-ром, в 1950-60 - Гор. т-ром в Мальмё. С
 1960руководитель Стокгольмского гор. т-ра. Написал пьесы "Камень упадёт"
 (1936, Студенч. т-р, Стокгольм), "Песенка глиняной свистульки" (1947,
 Драм. т-р, Стокгольм), "Один из нас" (1954, Гор. т-р, Мальмё), "Мария
 Анжелика" (1958, там же) и др., язвительно-сатирически изображающие
 бурж. среду, отражающие актуальные обществ, и этич. проблемы совр.
 Швеции. К числу лучших режиссёрских работ Л относятся реалистич.
 интерпретации его собств. пьес, а также: "Лишняя женщина" Сённербю
 (1944), "Листья дуба и лаванды" 0'Кейси (1946), "Мера за меру" Шекспира
 (1948), "Фрекен Юлия" Стриндберга (1957). Вл. М.
  ЛЕСЮЭР, Лесюёр (Lesueur, Le Sueur), Жан Франсуа (15. II. 1760-6. X.
 1837),-французский композитор и музыкальный писатель. Член Института
 Франции (1813). Представитель плеяды музыкантов эпохи франц. бурж.
 революции конца 18 в. Получил муз. образование в певческих школах г.
 Абвиля и при Амьенском соборе. С 1786 возглавлял певческую школу Собора
 Парижской богоматери. Попытки Л. театрализовать церковную музыку привели
 к тому, что он был вынужден через 2 года уйти с поста капельмейстера и
 обратиться к т-ру. Написал ряд опер: "Пещера, или Раскаяние" по
 "Жиль-Блазу" Лесажа (1793), "Поль и Виргиния, или Триумф добродетели"
 (1794) по о. п. Ж. А. Берна рдена де Сен-Пьера, "Телемак на острове
 Калипсо, или Триумф мудрости" (1796) и др. (все пост. в т-ре "Фейдо",
 Париж). Эти произв., написанные в жанре "оперы спасения", выдвинули Л. в
 число крупнейших композиторов того времени. В 1804 Л. создал одну из
 своих лучших опер "Оссиан, или Барды" по мотивам кельтского народного
 эпоса, затем "Триумф Траяна" (1807) и "Смерть Адама" (1809) (все пост. в
 т-ре "Гранд-Опера"). Л. писал и в др. жанрах - революц. песни, гимны для
 больших хоровых и оркестровых составов и др. произв., а также книги и
 статьи по муз. теории, образованию и др. В 1793 Л. становится проф. Нац.
 муз. ин-та, в 1795-одним из инспекторов, с 1818-проф. Парижской
 консерватории. Среди учеников Л. -Г. Берлиоз, Э. Гиро, Ш. Гуно, А. Тома
 и др.
  Лит.: Т ь е p с о Ж., Песни и празднества Французской революции, пер.
 с франц., М-, 1933; P адиге А., Французские музыканты эпохи Великой
 Французской революции, пер. с франц., М., 1934; В о s с h о t A., La
 jeunesse d'un romantique..., P., 1946; Buschkotter W., Jean-Francois Le
 Sueur, "Sammelbande der Intern. Musikgesellschaft", Jahrg. XIV, H. l,
 Lpz., 1912; L a m y F., Jean-Francois Le Sueur. 1760-1837, P., 1912; F o
 u q u е О., Les revolutionnaires de la musique. P., 1882. Ал. M.
  "ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ" -русский театр. Первый и лучший дореволюционный театр
 миниатюр. Возник из пародийно-шуточных представлений, устраивавшихся на
 "капустниках" Моск. Художеств, т-ра. От-крылся 29 февр. 1908.
 Организаторы т-ра: Н. Л.Тарасов (ум. в 1910) и Н. Ф. Балиев - бессменный
 руководитель и конферансье "Л. м.". Первоначально "Л. м." была закрытым
 кабаре артистов МХТ, интимным арти-стич. кружком, куда допускался лишь
 узкий круг приглашённых зрителей. Первый платный спектакль (в пользу
 нуждающихся артистов т-ра) состоялся 9 февр. 1910. С этого времени "Л.
 м." становится ночным театром-кабаре для платной публики. В репертуар
 входили театр. пародии, художеств. миниатюры, разнообразные
 дивертисменты. С 1912 "Л. м." становится театром миниатюр с ежевечерней
 большой программой. Здесь ставились театр. шаржи, инсценировки песенок,
 романсов, театрализованные афоризмы Козьмы Пруткова, миниатюры Т. Л.
 Щепкиной-К упер-ник, а также инсценировки произв. классиков (Пушкин,
 Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Мопассан), отрывки из произв.
 Моцарта, Даргомыжского, Бородина, Чайковского. Представления блестяще
 комментировал остроумный "хозяин вечера" Балиев, находчиво беседуя с
 публикой и безобидно касаясь "злобы дня". В труппу т-ра входили: В. А.
 Подгорный, Б. С. Борисов, К. Э. Гибшман, Викт, Я. Хенкин, В. В. Барсова,
 Т. X. Дейкарханова, Н. В. Алексеева -Месхиева и др. Со временем в
 программах т-ра всё сильнее стали проявляться эстетство, стремление к
 утончённой изысканности, всё большее место занимали внешне затейливые,
 но внутренне бессодержательные пустые номера-безделушки. После отъезда
 Бали-ева в 1920 с частью труппы за границу (выступали до конца 20-х гг.
 в Париже, Нью-Йорке) т-р вскоре распался. К. И. Кареев возглавил группу
 артистов "Л. м.", игравшую под этим же назв. в годы гражд. войны на
 Украине.
  Лит.: Станиславский К. С., Капустники и "Летучая мышь", Собр. соч.,
 т. 1, М-, 1954, с. 360-65;
  Эфрос Н. Е., Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева, изд. журнала "Солнце
 России", П., 1918; Эстрадный репертуар "Кривого зеркала" и "Летучей
 мыши", в кн.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с.
 298- 309. Г. К.
  "ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ" ("Die Fledermaus") - оперетта И. Ш транса-сына, либр.
 К. Хафнера и Р. Жене по водевилю "Сочельник" Л. Галеви и А. Мельяка.
 Пост.
  5 апр. 1874, Вена (Эйзенштейн -Сика, Розалинда - Хай-цингер, Франк -
 Фризе, князь Орловский - Ниттингер, Альфред - Рюдингер, Фальк - Лебрехт,
 Блинд - Ротт, Адель - Шарль-Хирш). Оперетта ставилась на сценах почти
 всех стран мира.
  В России пост. впервые в 1881, Петербург. На сов. сцене пост. 4 дек.
 1923, Петроград, Т-р муз. комедии (пост. Брянского, дирижёр Фурман;
 Эйзенштейн - Монахов, Розалинда - Мартынова, Фальк - Антонов, князь
 Орловский - Брянский, Франк - Шульгин, Адель - Орлова, Альфред -
 Ксендзовский, Блинд - Гольбинов). В 1933 "Л. м.." была пост. в Моск.
 т-ре оперетты (муз. обработка А. Мосолова, текст Е. Геркена), в 1947,
 там же. В 1948 пост. Т-роммуз. комедии, Ленинград, в 1959 Ленингр. Малым
 оперным т-ром.В 1962 Моск. т-р оперетты. Пост. в др. городах:
 Горький(1959), Минск (1961) и др. //. Г р.
  "ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ" ("Der fliegende Hollander")-опера Р. Вагнера,
 либр. композитора по народным преданиям и новелле Г. Гейне. Пост. 2 янв.
 1843, Дрезденская опера (дирижёр - автор, реж. Хейне, хормейстер Фишер;
  Даланд - Детмер, Сента - Шрёдер-Девриент, Эрик - Рейн-гольд,
 Голландец - Вехтер, Мария - М. Вехтер, Рулевой- РилецицкиЙ). В том же
 году пост. в Риге и в Касселе (под упр. Л. Шпора); в 1844 пост. в
 Берлине. Опера ставилась почти на всех оперных сценах мира.
  В России впервые была пост. гастрольной нем. оперной труппой в
 Петербурге (на сцене Мариинского т-ра) 7 марта 1898 (дирижёр Г. Рихтер).
 На рус. сцене впервые пост. 19 нояб. 1902, Большой т-р, Москва (дирижёр
 Бейдлер, худ. Коровин и Клодт; Даланд - Трезвинский, Сента - Маркова,
 Эрик - Южин, Мари - Шперлинг, Голландец -Бернарди, Рулевой - Успенский).
 В 1911 пост. в Мариинском т-ре, Петербург (дирижёр Коутс, худ. Коровин;
 Даланд-Боссе, Сента-Черкасская, Голландец-Андреев). На сов.сцене пост.
 впервые в концертном исполнении артистов Ленингр. филармонии в 1934
 (Даланд- Абакумов). 5 апр. 1957 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром
 (дирижёр Зандерлинг, реж. Лапиров, худ. Константиновский, хормейстер
 Лебедев; Даланд - Андрианов, Сента - Стихина, Мария-Головина, Эрик -
 Пичу-гин, Голландец - Сутягин, Рулевой - Довенман). В 1963 - Большой т-р
 (дирижёр Хайкин, пост. Херца, реж. Никифоров, худ. Циммерман, худ. по
 костюмам Земев, хормейстеры Рыбнов и Агафонников, балетм. Авалиани;
 Голландец - Валайтис, Зента - Миглау, Даланд - Ведерников, Эрик -
 Григорьев, Рулевой - Тимченко, Мария - Смирнова).
  Издания: "Л. г.", партитура и клавир, Dresd., Meser, [s. d. ] и В.,
 Furstner, [s. d.]; клавир-с рус. текстом, М., Юргенсон, [1893]. Я. Г р.
  ЛЕШКОВСКАЯ (наст. фам. -Ляшковская), Елена Константиновна (1864,
 Егорьевск, -12. VI. 1925, Москва) - русская актриса. Нар. арт.
 Республики (1924). Будучи курсисткой Моск. высших женских курсов, в 1885
 поступила в Муз. драм. училище Моск. филармонич. об-ва; педагоги - О. А.
 Правдин (драм. класс), А. М. Невский и К. Г. Вильде (класс дикции и
 декламации). На выпускном спектакле с большим успехом сыграла роль Лили
 ("Завоёванное счастье" В. А. Крылова, 1887). По окончании уч-ща в 1888
 была принята в труппу Малого т-ра. Уже в первых ролях (Зина-"Семья"
 Крылова, дебют Л. на сцене Малого театра, 1887; Лика - "Шалость"
 Крылова, 1888, и др.)
  Л. обратила на себя внимание естественностью п лёгкостью игры,
 искренностью чувств, выразительностью мимики, пластичностью.
 Одухотворённость, эмоциональность исполнения Л. роли Иоланты ("Дочь
 короля Рене" Андерсена, 1888) вдохновили П. И. Чайковского на создание
 оперы "Иоланта". В первые годы значит, часть репертуара Л. составляли
 драм. роли: Марина Мнишек("Борис Годунов", 1889; "Дмитрий Самозванец и
 Василий Шуйский" Островского, 1892), королева Мария ("Рюи Блаз" Гюго,
 1891), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу, 1895) и др. Однако
 индивидуальность актрисы чётко определилась в комедийных ролях. Особенно
 метко рисовала Л. светских "хищниц", кокеток, интриганок, раскрывая их
 внутр. опустошённость, лицемерие:
  Глафира ("Волки и овцы", 1893), Лидия Чебоксарова ("Бешеные деньги",
 1893), Лебёдкина ("Поздняя любовь" Островского, 1896) и др. Гибкий
 тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал
 малейшие душевные движения. Остротой, блеском юмора, женственностью,
 изяществом, неотразимым обаянием, виртуозной техникой, мастерством
 ведения диалога было отмечено её исполнение ролей Дианы ("Собака
 садовника" Лопе де Вега, 1893), Катарины ("Укрощение строптивой", 1899),
 леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана, 1902) и др. Разносторонность
 дарования Л., владевшей иск-вом перевоплощения, психологии, анализа,
 проявилась также в положительных ролях совр. женщин. Преодолевая
 зачастую неполноценность драматургии, материала, Л. создала
 привлекательные, лирич. образы девушек, обладающих умом, волей: Нюта
 ("Цепи"Сумбатова, 1888), Вероника ("Подорожник" Гославского, 1897) и др.
 С сер. 900-х гг. Л. перешла на характерные роли более пожилых женщин:
 Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905), Звездинцева
 ("Плоды просвещения", 1907), миссис Чивлей ("Идеальный муж" Уайльда,
 1909), Огудалова ("Бесприданница", 1912), О строгина ("Ночной туман"
 Сумбато-ва, 1916) и др. В сов. время творчество Л. приобрело особую
 остроту сатирического обличения и гармонич. ясность; роли: княжна
 Плавутина-Плавунцова ("Холопы" Гнедича, 1921), Гурмыжская (1921),
 Туру-сина ("На всякого мудреца...", 1923), Пелагея Егоровна ("Бедности
 не порок", 1924) и др. С 1920 Л. преподавала в 3-й студии МОНО,
 реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922-25 Л. была директором
 этой студии).
  Др. роли: Наталья Дмитриевна ("Гере от ума", 1899), Дарья
 Владимировна ("Пустоцвет" Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер ("Звезда"
 Бара, 1906), Гертруда ("Любовь- всё" Сёдерберга, 1910), Сюзанна
 ("Женитьба Фигаро", 1910), баронесса де Галье ("Очаг" Мирбо, 1910),
 Мадлон ("Жеманницы" Мольера, 1911), Зоя Блондель ("На полпути" Пинеро,
 1912), Анна Андреевна ("Ревизор", 1913), Антрыгина ("Свои собаки
 грызутся, чужая не приставай", 1914), герцогиня Мальборо ("Стакан воды"
 Скриба, 1915), Глафира ("Декабрист" Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская
 ("Горе от ума", 1919).
  Лит.: Якобсон П., Актёры о своём творчестве, в кн.:
  Театральный альманах. Сб. статей и материалов, кн. 7, M., 1948, с.
 123-27; Амфитеатров А., Последняя реалистка, в кн.: "И черти, и цветы",
 СПБ, 1913, с. 131- 152; Михайловский Вл., Е. К. Лешковская (к 25-летию
 её сценич. деятельности), "ЕИТ". Сезон 1913, вып. 3, СПБ, с. 44-52;
 Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M.,
 1924, с. 130-140;
  E. K. Лешковская. Письмо Южина В. В. Фёдорову, в кн.:
  Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л.,
 1941, с. 510-13; Фёдоров В.В., Е. К. Лешковская. Опыт характеристики,
 М., [б. г.]; Щ e п-кина-Куперник Т. Л., Из воспоминаний о русском

<< Пред.           стр. 456 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу