<< Пред. стр. 459 (из 913) След. >>
иллюстрировал самой пьесой, действие к-рой происходит в купеческой средеи изображает судьбы двух молодых приказчиков - примерного и беспутного.
Бурж. морализаторство, грубые мелодрама -тич. эффекты свойственны и др.
драмам Л.: "Христианский герой" (1735), "Роковое любопытство" (1736, т-р
"Хеймаркет", Лондон, под рук. Г. Фил-динга), "Эльмерик, или Торжество
справедливости" (1740, пост. посмертно). Драматургия Л. пользовалась
поддержкой представителей просветительской лит-ры; "Лондонского купца"
встретили с энтузиазмом А. Поп, Г. Филдинг, Г. Э. Лессинг и Д. Дидро.
Пьеса "Роковое любопытство" послужила образцом "трагедии рока" и была
переработана нем. драматургом Ц. Вернером под названием "24 февраля"
(1809).
Соч.: Lillo's dramatic works. With memoirs of the author by T.
Davies, v. 1-2, 2 ed., L., 1810; в рус. пер.- Лондонский купец... (в
отрывках), в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Лит-ра
18 века. Сост. А. А. Аникст [и др.], М., 1938, с. 87-94, и Хрестоматия
по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, 2
изд., М.,1955, с. 68-73.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2 М.- Л., 1945, с.
484-89; История западноевропейского те атра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 45-48. А. А.
ЛИ МЕН САН (р. 1908) - корейский композитор. Засл. деят. иск-в КНДР
(1955). Автор опер "Сказание о девушке Чхун Хян" (1948), "Сказание о
девушке Сим Чен" (1949), "Кхончи и Пхачи" (1954), "Расскажи, тайга!"
(1959, совм. с Си До Соном, Гос. пр.) (все пост, в Пхеньяне), песен,
вок. ансамблей и др. соч. Директор консерватории в Пхеньяне.
ЛИМОН (Limon), Хосе (наст. имя - А р к а-д и о; р. 12.1.1908)
-американский танцовщик и хореограф. Род. в Мексике. Учился в США у Д.
Хам-фри (танцу "модерн") и Ч. Вейдмана. В 1930-40 исполнял в труппе
Хамфри - Вейдмана ведущие партии. В 1945 организовал труппу, завоевавшую
широкую популярность в США, пост. здесь "Чакону" на муз. Баха,
"Кончерто-гроссо" на муз. Вивальди, "Мексиканские танцы" Новака, "Миза
бревис" на муз. Кодая и др. Лучшая пост. Л,- "Павана мавра" на муз.
Перседла (1949), в к-рой он исполнял партию Отелло.
Др. партии: Игнасио Санчец Мейяс ("Плач по Игнасио Санчецу Мейясу"
Ллойда, по поэме Гарсиа Лорки), Актёр ("Руины и видения" на муз.
Бриттена) и др.
Танцовщик стиля "модерн", Л. создал свою манеру исполнения,
основанную на виртуозной технике, энергичных сильных движениях, резко
сменяющихся расслаблением мышц.
Ведёт педагогич. деятельность. Оказал большое влияние на развитие
танца "модерн" в Лат. Америке, особенно в Мексике.
Лит.: Jose Limon and Dance Company, [N. Y.], 1959;
"Dance perspectives", .ј 12, N. Y., 1961. Ham. P.
ЛИНД (Lind), Женни (6.X.1820, Стокгольм,- 2.XI.1887, Малверн, Англия)
- шведская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Муз.
образование получила в Стокгольме в школе при Королевском т-ре,
совершенствовалась в Париже у М. Га репа-сына. Начала выступать на сцене
в детских ролях в 1830. Профессиональный дебют Л. на оперной сцене
состоялся в 1838 в Стокгольме. Мировое признание пришло к Л. после её
выступлений в Берлинской опере (1844) и гастролей в др. крупных театрах
Германии, дебюта в Венской опере (1846). С триумфальным успехом прошли
гастроли Л. в Англии (1847-49). Здесь она участвовала в премьере оперы
Верди "Разбойники", в к-рой центр. женская партия (Ама-лия) была
написана композитором специально для неё. В 1849 Л. оставила оперную
сцену, посвятив себя концертной деятельности. С 1856 постоянно жила в
Англии. В 1883-86 Л. преподавала пение в Королевском муз. колледже в
Лондоне. Голос Л. - огромного диапазона (от с и бемоль малой до соль 3-й
октавы) -отличался красивым тембром и кристальной чистотой. Благодаря
его исключит. сильному и блестящему верхнему регистру певица могла петь
партии драматич. сопрано (Норма; Джулия - "Весталка" Спонтини). Широта
дыхания и виртуозное владение колоратурной техникой позволяли Л. с
лёгкостью исполнять самые сложные пассажи. Выдающаяся актриса, Л.
создавала искренние и трогательные образы простых девушек из народа:
Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Алина
("Любовный напиток" Доницетти). Одна из самых выдающихся
лирико-колоратурных певиц, Л., однако, отказывалась от вычурности и
излишеств виртуозного стиля. Принципы интерпретации Л. партий в операх
Россини, Беллини и Доницетти не были восприняты большинством певиц итал.
школы последующего поколения, к-рые выдвигали на первый план
демонстрацию вок. техники. Своё развитие они смогли найти в творчестве
певиц А. Латти, М. Зембрих, а в наши дни - А. Галли-Курчи, Дж.
Сатерленд.
Лит.: E l m b l a d S., Jenny Lind..., 2 u dg., Upsala, 1921: Jenny
Lind. 1820-1920. Studier utgivna av svenska sanfundet for
musikforskning, Stockh., 1920, c. 139-49;
Wagenknecht E., Jenny Lind, Boston, 1931; Pergament M., Jenny Lind,
Stockh., 1945; C a v a n a h F., Two loves for Jenny Lind, Phil., 1956.
Be. T.
ЛЙНДАУ (урождённая - Л и и з е), Лизл Яанов-на (р. 20.IX.1907) -
эстонская советская актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1955). Училась в
хореографич. студии. Сценич. путь начала в 1927 как танцовщица в т-ре
"Эндла" (Пярну), но вскоре стала драм. актрисой. Работала в т-ре
"Драма-студио", в Таллинском Рабочем т-ре. С 1940 в Т-ре им. В.
Кингисеппа (Таллин). Играет драматич. и комедийные роли.
Роли: Мари ("Молочник из Мяэкюла" Вильде), Карин ("Брак и любовь" по
Таммсааре), Тереза Ракэн (по Золя), Ийге ("Железный дом" Таммлаане),
Таня (о. п. Арбузова),
Татьяна ("Разлом"), Мирандолина; Лиза ("Горе от ума"), Панова
("Любовь Яровая"), Мария Ряни ("Старый дуб" Якобсона), Филумена
Мартурано (о. п. Эдуардо де Филип-по), Кураж ("Матушка Кураж и её дети"
Брехта). Э. Л.
ЛИНД БЕРГ (Lindberg) - семья шведских театральных деятелей.
Юхан Аугуст Л. (1848-1916) - актёр и режиссёр. По окончании школы при
Королевском драм. т-ре (Стокгольм) в 1866-71 работал актёром в Новом
т-ре (Стокгольм) и в провинц. антрепризах. Затем возглавлял ряд
гастрольных трупп. В 1903-06- режиссёр Королевского драм. т-ра. Л. был
широко образованным человеком, верящим в высокую просветит, миссию
иск-ва. Его творчество способствовало развитию швед. провинц. т-ра.
Роли: Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет; Мефистофель ("Фауст" Гёте),
Бранд, Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Освальд;
Эрик XIV (о. п. Стриндберга), Людман ("Гертруд" Сёдербер-га) и др.
Пер Аугуст Л. (1890-1944) - режиссёр, сын Юхана Аугуста Л. Окончил
филологич. ф-т Стокгольмского ун-та. В 1912-16 работал актёром в труппе
отца, в 1917-18 - в т-ре М. Рейнхардта (Берлин). В 1918-23 руководил
"Лоренсберг-т-ром" (Гётеборг), где пост. спектакли: "Как вам это
понравится" (1920), "Отелло", "Король Лир" (оба в 1921), "Ромео и
Джульетта" (1922) Шекспира, "Эрик XIV" (1919), "Народная сказка",
"Мастер Олоф" Стриндберга (оба в 1920). На творчество Л. оказали большое
влияние режиссура Рейнхардта, принципы актёрского иск-ва, разработанные
К. С. Станиславским, идеи Р. Роллана о нар. т-ре. Он стремился создать
т-р, близкий демократич. зрителю, ставить классич. репертуар.
Режиссёрское иск-во Л. характеризовалось монумент, лаконизмом, выразит,
зрелищностью, пла-стич. и живописной образностью, внутр. ритмом. Работая
в 1927-30 в Драм. т-ре (Стокгольм), Л. организовал т. н. "Театральный
клуб" - серию воскресных дневных спектаклей по дешёвым абонементам,
к-рые распространялись среди рабочих. В этот период он пост. спектакли
"Жизнь есть сон" Каль-дерона, "Гоп-ля, мы живём!" Толлера, "Человек,
вновь проживший свою жизнь" Лагерквиста, "Све-денхьельмы", "Доллар" И.
Бергмана. В 1930-34, 1936-38 возглавлял в Стокгольме "Т-р И. Экмана", в
1935-36 - "Васа-театр". Крупнейшим событием культурной жизни страны
стала его постановка антифашистской драмы Лагерквиста "Палач" (1936). В
числе лучших работ Л.: "Живой труп" (1932), "Венецианский купец" (1935);
"Победа во тьме" Лагерквиста (1938). Идейно-эстетич. принципы Л. во
многом определили творчество швед. режиссёров У. Муландера, А. Шеберга,
С. Милиандера, И. Бергмана.
С о ч.': Lindberg Р., August Lindberg, Stockh., 1943. Лит.: En bok om
Per Lindberg, Stockh., 1944. Вл. М.
ЛЙНДГРЕН (Lindgreen), Фердинанд (1770-1842)- датский актёр и
режиссёр. С 1787 был хористом в Королевском т-ре (Копенгаген), с 1790 -
драматич. акте ром. Творчество Л. неразрывно связано с комедиями
Хольберга. Его лучшие роли: Йеппе ("Йеппе с горы"), Хенрик ("Маскарад",
"Хенрик и Пернилла", "Счастливое кораблекрушение", "Краткое девичество
Перниллы"), Герт Вестфалец (о. п.), Эразмус Мон-танус (о. п.). Игра Л.
отличалась обаятельной непринуждённостью, искренностью, меткостью и
жизненностью сатирич. наблюдений. Л. первый исполнил роли крестьянина
Йеппе и слуги Хенрика на сьелландском диалекте, что впоследствии стало
традицией. Став в 1817 режиссёром, Л. осн. внимание уделял воспитанию
молодых актёров (Л. Фистер и др.), оказал значит, влияние на развитие
реалистич. традиций дат. сценич. иск-ва в жанре комедии.
Лит.: С о 1 l i n E., Holbergske skuespillere, Kbh., ts- d-]- Вл. M.
ЛЙНДСТЕД - БРУНИУС
(Lindstedt-Brunius), Пау-лина (10.II.1881-14.V. 1954) - шведская
актриса. В 1892-1902 училась в хо-реографич. уч-ще при Королевском
оперном т-ре (Стокгольм). В 1902 дебютировала как драм. актриса.
Работала в разл. т-рах Стокгольма; в 1938-48 руководила Драм. т-ром.
Исполнит, манера Л.-Б. отличалась глубоким, хотя и несколько
рационалистичным драматизмом, непринуждённым благородством внешнего
рисунка. Вела преподават. деятельность в школе при Драматич. т-ре.
Роли: Беатриче ("Много шума из ничего"), Йордис и Гедда Габлер
("Воители в Хельгелан-де" и о. п. Ибсена), Тура Парсберг ("Пауль Ланге и
Тура Парсберг" Бьёрнсона), Кристина ("Мастер Улоф" Стриндберга), Гертруд
(о. п. Сёдер-берга), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и
др.
Лит.: Boken om Pauline Brunius, Stockh., 1941.. M.
ЛЙНДТБЕРГ (Lindtberg), Леопольд (р. 1902) - австрийский актёр и
режиссёр. Окончил Венский ун-т по германистике и истории иск-в. Впервые
выступил в Драматич. т-ре Берлийа в пьесе "Жиль и Жан" Г. Кайзера. В
1926 пост. "Любовный напиток" Ведекинда в т-ре Билефельда. С этого же
года работал режиссёром в т-рах Дюссельдорфа, затем в т-ре Пискатора в
Берлине (1927-29), в Бреславле, Цюрихе, с 1947 - в "Бургтеатре". Лучшие
пост. Л.:
"Гамлет" (1948); "Пер Гюнт" Ибсена (1952), "Мария Стюарт" (1956);
"Горе тому, кто лжёт" Грильпарцера (1958), "Генрих IV" Шекспира (1960),
"Ифигения" Гёте (1948, Зальцбург). Л. стремится к драматургии обобщённых
проблем, к раскрытию идей пьесы средствами актёрского мастерства. Умная
и тонкая режиссёрская мысль Л. находит своё выражение в спектаклях,
лишённых внешних эффектов. В 1958 награждён медалью Кайнца. Л. Лоб.
ЛЙНДУЛИС (наст. имя и фам. - Янис Линде) (21.VIII.1870-11.XI.1942) -
латышский писатель. Участвовал в революции 1905, потом жил в эмиграции в
Зап. Европе. После 1918 вернулся на родину. Автор пьес "Дижудрская Мале"
(Новый Рижский т-р, 1912), "На полпути" (1909), "Дети счастья" (1914),
"Труд и хлеб" (1915), "Старый Гайгал" (1926). Пьесы Л. посв.
разоблачению латыш. сельской буржуазии. Ставились в кружках
самодеятельности. Соч.: Lugu izlase, Riga, 1945. Лит.: Очерк истории
латышской советской литературы, Рига, 1957. А В
ЛЙНДФОРС (Lindfors), Адольф (18.V.1857' -20. V.I 929) - финский актёр
и театральный деятель. В 1872 окончил театр. школу и был принят в труппу
Шведского т-ра в Хельсинки. В 1882 - актёр Финского
т-ра,в1892-94-директор театр. уч-ща Драматич. об-ва (Хельсинки), затем
вновь в Финском т-ре, в 1907-14-директор Финского Нац. т-ра, позднее
актёр этого т-ра. Л. был одним из лучших комич. актёров Финляндии.
Обладал большим сценич. темпераментом. Лучшая роль Л.-Тартюф. Среди др.
ролей: Арган ("Мнимый больной"), Йеппе ("Йеппе с горы" Хольберга),
Фигаро; Фальстаф ("Виндзорские проказницы") и др. Творчество Л.
способствовало утверждению на сцене фин. т-ра классич. комедии.
Лит.: Kivijarvi E., Adolf Lindfors. Naytteli jakuva, Hels.. 1923. С.
Л.
ЛИНДХОЛЬМ, Фред Александрович (р. 28.IX. 1902) - советский
театральный художник. Заслуженный деятель искусств Карельской АССР. В
1940 окончил студию изобразительных иск-в в Петрозаводске. С 1944 - гл.
художник Финского драм. т-ра.
Спектакли: "Кража со взломом" Кант, "На сплавной реке" Паккела, "Огни
Марикоски" Ругоева, "Новые друзья" Викстрема, "Семеро братьев" Киви,
"Чужая тень" Симонова, "Любовь на рассвете" Галана, "Сын рыбака" Лациса
и ДР. С. Кол.
ЛИНЕ, Велта Мартыновна (р. 28.VIII.1923)- латышская советская
актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1964). Депутат Верх. Совета Латв. ССР
(1951, 1955). Училась в драм. студии Нар. т-ра в Риге. После
освобождения Латвии от гитлеровской оккупации продолжала учёбу в
драматической студии Т-ра драмы Латв. ССР. Ещё будучи студенткой,
участвовала в спектаклях этого т-ра. В 1945 принята в труппу и вскоре
стала одной из ведущих актрис театра.
Роли: Маша ("Кремлёвские куранты"), Кайва ("Глина и фарфор"
Григулиса, Гос. пр., 1948), Негина ("Таланты и поклонники"), Зента ("Сын
рыбака" Лациса), Нора (о. п. Ибсена), Лиена ("Земля зелёная" Упита, Гос.
пр., 1951), Танн (о. п. Арбузова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"
Дюма-сына), Лариса, Дездемона, Офелия, Мирандолина; Нина Заречная
("Чайка"), Жанна Д"арк (о. п, Упита). Снимается в кино.
Лит.: Балюнас В., Войткевич Н., Велта Лине, М., 1955. К. К.
ЛИЙЙЦКАЯ (по мужу -Загорская), Любовь Павловна (27.XII.1866, слобода
Преображенская Купянского уезда, - 5.II.1924, Киев) - украинская
актриса. Принимала участие в любительских спектаклях. Сценич.
деятельность начала в 1887 в рус. провинциальной труппе
Муравьёва-Михайлова. В 1889 дебютировала в роли Наталки
("Наталка-Полтавка" Котляревского) в труппе М. Л. Кропивницкого, под
рук. к-рого развивалось сценич. мастерство Л. Талант Л. наиболее полно
раскрылся в труппе П. К. Саксаган-ского, в к-рой она работала с
небольшими перерывами в 1892-1909. Работала в т-ре Н. К. Садовского
(1909-15), в товариществе под рук.
И. О. Марьяненко (1915-18) и в др. т-рах. Творческой индивидуальности
Л. были близки роман-тич., вольнолюбивые образы: Маруся Богуславка (о.
п. Старицкого), Татьяна, Варька ("Бондарив-на", "Бесталанная"
Карпенко-Карого), Наталья ("Лымеривна" Мирного). Приподнятость,
героический пафос сочетались в игре Л. с психологической глубиной,
социальным раскрытием образа. Мастер слова, Л. достигла высокого
совершенства в искусстве монолога. Разоблачительной остротой было
отмечено исполнение комедийных ролей - Про-ня Прокоповна ("За двумя
зайцами" Старицкого) и др.
Лит.: Меженко Ю.О., Життя артистки, в кн.:
Любов Павл?вна Л?ницька. Нариси, Кив, 1957, с. З-105;
Василько В. С., Спогади про Л. Л?ницьку, там же, с. 109-176. Е. Хл.
"ЛЙНКОЛЬНС ИНН ФИЛДС" (Lincoln's Inn Fields) -английский театр.
Построен в 1656 в Лондоне и вначале использовался как теннисный корт. У.
Давенант, получив от Карла II патент на создание т-ра, организовал здесь
в 1661 представления и возглавлял т-р до 1668; пост.: первую часть своей
"Осады Родоса" (первая англ. опера), "Гамлет" (1661) с Т. Беттертоном в
загл. роли, "Ромео и Джульетта", "Король Лир" (1662), "Генрих VIII",
"Двенадцатая ночь" (1663) Шекспира, "Мартин Мэролл" Драйдена (1667). В
спектаклях участвовали Э. Кай-нестон, Дж. Нокс, М. Сондерсон, Г. Харрис
и др. После смерти Давенанта т-ром руководили его жена, Харрис и
Беттертон. В 1671 их труппа перешла в т-р "Дорсет-Гарден". В 1672 - 74 в
помещении "Л. И. Ф." играла труппа Т. Киллигру. В 1695-1705 здесь вновь
обосновался Беттертон, перешедший сюда из т-ра "Друри-Лейн" вместе с Э.
Барри и Э. Брейсгердл. В труппу входил Т. Доггетт. Были пост. спектакли:
"Любовь за любовь" Конгрива (1695), "Рассерженная жена" Ванбру (1697),
"Генрих IV" (1700), "Венецианский купец" (1701) Шекспира, "Светские
обычаи" Конгрива (1700), "Алхимик" Б. Джонсона (1702), "Всё для любви"
Драйдена (1704).
В 1714-32 во главе т-ра стоял Дж. Рич. Среди его пост.: "Юлий Цезарь"
(1718), "Тит Андроник" (1720), "Много шума из ничего" (1721) Шекспира,
"Спасённая Венеция" (1721) и "Счастье солдата" (1722) Отуэя; наибольший
успех выпал на долю "Оперы нищих" Гея и Пепуша (1728). В труппе были Дж.
Куин, Л. Райан. Сам Дж. Рич пользовался большим успехом в роли Арлекина
в пантомиме "Наказанный Арлекин" (1717). В 1733-34 в "Л. И. Ф."
выступала итал. опера. Позже здесь устраивались преим. балы и концерты.
В 1848 здание "Л. И. Ф." было разрушено. Ф. К.
ЛЙНСКАЯ, Юлия Николаевна [урождённая - Коробьина;
31.V(12.VI).1820-25.IV(7.V).1871]- русская актриса. Училась в Петерб.
театр. уч-ще. Служила в Александринском т-ре (1841-50 и 1853-1871).
Первоначально исполняла роли молодых героинь; дебютировала в роли
Параши-сибирячки (о. п. Полевого), затем играла Веронику ("Уголино"
Полевого), Елену ("Велизарий" Шенка) и др. Известность получила с
переходом в сер. 40-х гг. на бытовые роли пожилых женщин в комедиях и
водевилях. Играла торговок, чиновниц, мещанок. "У г-жи Линской, - писал
Некрасов в отзыве на спектакль "Холостяк" И. С. Тургенева (1849),-талант
самобытный и оригинальный, особенно поражающий естественностью, по
которой она не может быть сравнена ни с кем, кроме г. Мартынова; на
сцене она как будто дома, и в голосе её часто звучат ноты, которые вдруг
переносят вас в действительную жизнь". Л. с успехом играла в водевилях -
Матрёна Марковна ("Что имеем не храним, потерявши плачем" Соловьёва),
Марья Семёновна ("Бархатная шляпка" Фёдорова) и др. Наиболее полно
талант Л., актрисы чисто русской, знавшей рус. жизнь до мельчайших
подробностей, раскрылся в пьесах Островского: Кабаниха ("Гроза", 1859),
Кукушкина ("Доходное место", 1863), Василиса Пери-гриновна
("Воспитанница", 1863), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты",
1868), Матрёна ("Горячее сердце", 1869) и др. Островский высоко ценил
талант Л., специально предназначая ей нек-рые роли в своих пьесах
(напр., роль Кукушкиной). Творчество Л. способствовало утверждению
реализма в Александринском т-ре.
Лит.: Селиванов Н., Ю. Н. Линская, "ЕИТ". Сезон 1895-1896.
Приложения, кн. 1, с. 1-25; Г н е-дич П., Линская, "Культура театра",
1921, .ј5, с. 23- 26. АН. А.
ЛЙНСКАЯ-НЕМ‚ТТИ (наст. фам. - К о л ы ш-к о). Вера Александровна
[1857-14(27).XI.1910] - русская актриса и антрепренёр. В 1876 начала
сце-нич. деятельность в Николаевском драм. т-ре. Играла роли молодых
героинь в драме, затем выступала как опереточная актриса. С 1885 в
Петербурге открывает антрепризу. Содержала дачный т-р в "Озерках", затем
Малый драм. т-р в Петербурге. В 1887 основала т-р "Сад Неметти", где
ставился комедийный и фарсовый репертуар, затем в 1903 организовала
собственный т-р. Первоначально в руководимых ею т-рах оперетта
чередовалась с драматич. спектаклями, но с 1891 Л.-Н. занимается
исключительно опереттой, и её т-р становится наиболее популярным в этом
жанре. Для спектаклей Л.-Н. было характерно привлечение актёрской
молодёжи, она всегда стремилась к крепкому ансамблю. Талантливый
организатор, Л.-Н* Сыграла большую роль в развитии рус. опереточного
т-ра.
Лит.; "Театр и искусство", 1910, .?" 47, с. 893 (Некролог);
Янковский M. Я., Оперетта. Л.- М., 1937. ?. ?.
ЛИНХОВОИН, Лхаса ран Лодонович (р. 1.1.1924)- бурятский советский
артист оперы (бас). Нар. арт.СССР