<< Пред.           стр. 478 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Калиграф, М. С. Синявской. В конце 18- нач. 19 вв. труппа пополнилась
 актёрами крепостных т-ров - А. Н. Прусаков, А. И. Баранчеева, С. Ф.
 Мочалов и др. Кровная связь с народом, с крепостной средой во многом
 определяла обществ, направленность и художеств. особенности этого т-ра.
 Отсюда - гуманизм актёрского творчества, близость народу, понимание его
 чувств и стремлений, социальные мотивы протеста против крепостничества.
  После пожара, уничтожившего здание Петровского т-ра (1805), труппа
 играла в разл. помещениях. В 1806 т-р стал казённым и вошёл в систему
 императорских т-ров. Среди крупнейших актёров моек. сцены нач. 19 в.: П.
 А. Плавильщиков, М. С. Воробьёва, перешедшие в 1794 из петерб. т-ра С.
 Н. Сандунов, Е. С. Сандунова и др. В годы войны России с наполеоновской
 Францией в репертуаре т-ра широко отразились патриотич. настроения рус.
 общества; идеи преданности отечеству сочетались в его спектаклях с
 идеями защиты подлинного человеч. достоинства (пост. трагедий Озерова и
 др). Подъём национального самосознания, вызванный Отечеств, войной 1812,
 оказал решающее воздействие на обществ, и творч. позиции моек. т-ра,
 утверждавшего принципы народности. Т-р продолжал ставить сатирич. пьесы
 и комич. оперы 18 в.; с 1808 в репертуар вошла запрещённая ряд лет
 "Ябеда" Капниста, возобновляются после перерыва "Бригадир" и "Недоросль"
 Фонвизина, комедии и комич. оперы И. А. Крылова, большим успехом
 пользуется "Мельник-колдун, обманщик и сват" Аблесимова. В рецертуар
 т-ра прочно вошли в эти годы трагедии Шиллера и Шекспира, выражавшие
 передовые идеи. Но прогрессивное направление в деятельности т-ра
 развивалось в борьбе с консервативно-охранительными тенденциями,
 насаждавшимися сентименталистскими пьесами А. Коцебу, Н. И. Ильина, В.
 М. Фёдорова, комедиями А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и др.
  В 1815-24 труппа пополнилась новыми актёрами. В неё вошли П. С.
 Мочалов, а также актёры, окончившие Моск. театр. школу; дебютировали
 приглашённые из провинции М. С. Щепкин (1822) и М. Д. Лъвова-Синецкая
 (1824). В период развития декабристского движения, в пору ожесточённых
 боёв в рус. лит-ре представителей прогрессивного направления с
 защитниками реакционно-охранит. идеологии, моек. т-р выражал
 антикрепостнич. настроения, демократич., гуманистич. тенденции в иск-ве.
 Богатством чувств, стремлением к естественности, живым вдохновением
 отличалась игра молодого Мочалова, представителя революц. романтизма.
 Невиданной до того простотой, народностью, меткостью жизненных
 характеристик поражало иск-во Щепкина. Эти два крупнейших художника
 сцены вели за собой основную, лучшую часть труппы. Творчество актёров
 освобождалось от канонов классицистич. школы. Происходил общий процесс
 обновления методов актёрского творчества, вырабатывалась новая манера
 игры, основанная на большей естественности, эмоциональности,
 конкретности в воспроизведении типов и явлений действительности.
  На протяжении 18-нач. 19 вв. драматич. труппа работала вместе с
 оперно-балетной; одни и те же актёры часто выступали в спектаклях
 различных жанров. Развитие нац. художеств. культуры в 1-й четверти 19
 в., усиление роли т-ра в обществ, жизни подготовили появление самостоят,
 драматич. т-ра. С 14 (26) окт. 1824 драматич. спектакли были перенесены
 в здание, перестроенное по проекту архитектора О. Н. Бове (дом Варгина
 на Петровской площади, ныне площадь Свердлова) и получившее название
 Малого т-ра (в отличие от открытого 6 янв. 1825 Большого т-ра,
 предназначенного для оперных и балетных спектаклей). С этой даты
 начинается история М. т., ставшего гордостью рус. культуры. В
 деятельности М. т. нашли претворение достижения рус. сценич. иск-ва
 предшествующего периода, а объединение в труппе М. т. актёров разл.
 поколений сделало возможной живую преемственность этого опыта. Рост
 освободит, движения в рус. обществе 30-40-х гг. 19 в., утверждение
 критич. реализма в качестве ведущего направления в рус. лит-ре
 обусловили качественно новый этап в развитии рус. театр. иск-ва.
 Московский М. т. был в этот период одним из главных очагов рус.
 демократич. культуры. Через своих крупнейших актёров он был тесно связан
 с прогрессивной моек. общественностью, с кружками В. Г. Белинского, Н.
 В. Станкевича, А. И. Герцена, Т. Н. Грановского и др. Особенно глубокое
 и плодотворное влияние на развитие М. т. оказал Белинский. Великий
 критик страстно любил иск-во М. т. Борясь за развитие рус. демократич.
 культуры, он постоянно поддерживал передовые устремления М. т., выступал
 против реакционных, чуждых реализму влияний, добивался улучшения
 репертуара, уделял огромное внимание творчеству его актёров. М. т. в
 свою очередь воздействовал своей художеств. практикой на формирование
 передовой демократич. эстетики.
  Но царское правительство через специальный орган-дирекцию
 императорских т-ров - стремилось поставить М. т. на службу своей реакц.
 политике. На сцене М. т. усиленно насаждались реакц. монархич. пьесы,
 лишённые жизненной правды мелодрамы и водевили. Многие значит, произв.
 рус. и мировой драматургия не разрешались к пост. В противовес этому
 передовая часть труппы стремилась сохранить и упрочить связь М. т. с
 совр. лит-рой. Появились много-чис.я.. инсценировки и переделки произв.
 Пушкина:
  "Керим-Гирей, Крымский хан" (по поэме "Бахчисарайский фонтан", 1827),
 "Цыганы" (1832), "Барыш-някрестьянка" (1839), драма "Русалка" (1838).
 Важнейшим обществ, событием явилась пост. комедии Грибоедова "Горе от
 ума" (27 нояб. 1831), до того запрещённой цензурой (ранее, в 1830 и
 1831, ставились отдельные сцены). Исполнитель роли Чацкого Мочалов
 выражал тему обществ, протеста, сообщал образу героич. направленность.
 Замечательный по своей типичности и обличит, силе образ
 чиновника-бюрократа и барина-крепостника Фамусова создал Щепкин. В М. т.
 складывалась школа реалистического актёрского мастерства. Огромное
 значение для развития М. т. и утверждения в его иск-ве принципов критич.
 реализма имело сближение труппы с Н. В. Гоголем. 24 мая 1836 был
 поставлен "Ревизор". Этот спектакль, резко обличавший реакционность и
 косность гос. системы николаевской России, ознаменовал собой начало
 нового периода в развитии рус. театр. иск-ва. В 1842 были пост. сцены из
 поэмы "Мёртвые души", в 1843-комедии "Женитьба" и "Игроки". Работа над
 пьесами Гоголя была сопряжена с решением важнейших новаторских задач,
 выдвинутых драматургом перед современным ему т-ром. Коллектив М. т.
 овладевал мастерством реалистич. типизации, остротой социальной сатиры,
 добивался создания исиолни-тельского ансамбля. С эстетикой и
 драматургией Гоголя тесно связан расцвет творчества великого рус. актёра
 М. С. Щепкина. Основоположник реалиетич. направления в русском сценич.
 иск-ве, Щепкин утверждал просветительское, общественно-воспитательное
 значение т-ра и, как и Гоголь, видел в нём "кафедру, с которой читается
 разом целой толпе живой урок" (Н. В. Гоголь). Его искусство, проникнутое
 демократическими, гуманистич. идеями, выражало горячий протест против
 крепостного гнёта, отличалось жизнеутверждающим реализмом, народностью,
 силой типизации. Щепкин требовал от актёра всестороннего знания жизни и
 правдивого отражения её в сценич. образах. Борясь за правду чувств,
 простоту и естественность, он указывал на необходимость внутр.
 перевоплощения актёра в изображаемое лицо. Создатель сатирич. образов в
 комедиях Гоголя, Щепкин проникновенно воплотил на сцене М. т. и образы
 "маленьких людей" (Михаил Чупрун - "Москаль-чаровнык" Котляревского,
 Кузовкин - "Нахлебник" Тургенева, Симон - драматич. водевиль "Матрос"
 Соважа и Делурье, и др.), с огромной психо-логич. глубиной сыграл
 трагич. роли Сальери и Барона ("Моцарт и Сальери" и "Скупой рыцарь"
 Пушкина).
  С щепкинской школой органически сочеталось в искусстве М. т.
 прогрессивное романтич. направление, проникнутое теми же принципами
 глубокой идейности, простоты и демократизма. Крупнейшим представителем
 революц. романтизма в рус. т-ре 30-40-х гг. 19 в. был великий трагич.
 актер П. С. Мочалов. Показывая конфликт героя с окружающей его косной
 средой, Мочалов выражал протест против порабощения человеческой
 личности, веру в торжество свободы и справедливости. Его вдохновенное,
 исполненное мощной душевной силы и темперамента иск-во было созвучно
 настроениям передовой части рус. общества того времени. Крупным событием
 явилась постановка "Гамлета" с Мочаловым в главной роли (1837), подробно
 описанная Белинским (""Гамлет" драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета",
 1838). В духе высокого гуманизма были истолкованы Мочаловым образы
 Отелло, Короля Лира, Ричарда III, Франца Моора, Фердинанда.
  Ядро труппы М. т., возглавлявшейся Щепкиным и Мочаловым, составляли в
 1-й пол. 19 в. актрисы:
  М. Д. Львова-Сипецкая, Н. В. Репина, П. И. Орлова,
  А. Т. Сабурова; комедийные актёры: А. М. Сабуров, В. И. Рязанцев, В.
 И. Живокини; исполнители характерных ролей: Н. М. Никифоров, П. Г.
 Степанов и др. После смерти Мочалова трагич. роли исполнял Л. Л.
 Леонидов. Учениками и продолжателями традиций Щепкина являлись
 выдающиеся актёры II. В. Самарин и С. В. Шумский.
  В 50-70-х гг. 19 в. М. т. переживает новый период своего развития,
 связанный с подъёмом революц.-демократич. движения в России. В это время
 в иск-ве М. т. ярко сказалось воздействие общественно-эстетич. взглядов
 рус. революц. демократов - Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
 Начиная с 14 янв. 1853 (премьера спектакля "Не в свои сани не садись")
 осн. драматургом М. т. становится А. Н. Островский (в М. т. пост. 47
 пьес Островского). Сила критич. реализма, народность, яркость социальной
 типизации, глубина и многосторонность пспхологич. характеристик,
 свойственные произв. Островского, воспитывали у исполнителей глубокое
 понимание действительности, укрепляли их стремление к созданию ти-пич.
 характеров. Своим истолкованием пьес Островского М. т. создал эпоху в
 истории рус. сценич. иск-ва. На его драматургии выросла плеяда блестящих
 актёров М. т. Островский принимал ближайшее участие во всей жизни М. т.,
 в развитии театр. школы. Он требовал от актёров стройности ансамбля,
 высокой культуры речи, характерности жеста, умения отрешиться от себя
 ради утверждения образа, "живости и изящества исполнения".
  В репертуар М. т. вошли произв. Пушкина ("Скупой рыцарь", 1853,
 инсценировка повести "Станционный смотритель", 1854, трагедии "Моцарт и
 Сальери", 1854, "Каменный гость", 1855), Гоголя ("Рассказ о капитане
 Копейкине" из поэмы "Мёртвые души" 1852, "Похождения Павла Ивановича
 Чичикова" сцены по поэме "Мёртвые души", 1856, "Собачкин" "Отрывок",
 1861, "Утро делового человека", 1863) Тургенева ("Холостяк", 1850,
 "Провинциалка", 1851 "Нахлебник", 1862), Сухово-Кобылина ("Свадьба
 Кре-чинского", 1855) и др. Были возобновлены пост. пьес "Горе от ума";
 "Недоросль" и "Бригадир" Фонвизина. Из пьес зап.-европ. классич.
 драматургии пост.:
  "Эмилия Галотти" Лессинга (1870), "Овечий источник" ("Фуэнтеовехуна",
 1876); "Фауст" Гёте (сцены, 1877), "Король Ричард III" Шекспира (1878),
 "Ури-эль Акоста" Гуцкова (1879) и др.
  С лучшими образцами нац. и мировой драматургии связан расцвет
 творчества выдающихся актёров-реалистов. Под влиянием драматургии
 Островского окончательно сформировался талант замечательного актёра П.
 М. Садовского. Борьба Чернышевского и Добролюбова за верное, подлинно
 демократич. истолкование драматургии Островского открывала Садовскому и
 др. актёрам его поколения путь к новым вершинам сценич. реализма.
 Преодолевая влияния ложных теорий славянофилов (А. А. Григорьева и др.),
 Садовский создал сценич. образы, отмеченные народностью, гуманизмом,
 обличительной силой. Его иск-во отличалось глубокой жизненной правдой,
 многообразием, мастерством социально-психологич. и бытовой
 характеристики персонажей. Лучшие роли - Любим Торцов, Подхалюзин, Дикой
 ("Бедность не порок", "Своп люди - сочтёмся", "Гроза"), Расплюев
 ("Свадьба Кречпнского") и др. Большого эмоционального воздействия
 достигала красочная, темпераментная игра Л. П. Косицкой (Никулиной),
 глубоко раскрывавшей духовную красоту и поэтичность характера рус.
 женщины (Катерина - "Гроза";
  Лизавета - "Горькая судьбина" Писемского). Смелостью и широтой мысли,
 ярким темпераментом, тончайшим художественным мастерством отделки
 деталей отличалось творчество Г. Н. Федотовой, создательницы центральных
 женских образов в драмах Островского (Катерина - "Гроза", Лариса -
 "Бесприданница"), сатирич. образов в пьесах Л. Н. Толстого (Звездпнцева
 - "Плоды просвещения"), Грибоедова (Хлёстова - "Горе от ума"). Федотова
 была также блестящей исполнительницей трагич. и комедийных ролей в
 пьесах Шекспира, Шиллера и др. К плеяде выдающихся актёров М. т.
 относятся также С. В. Васильев, ‚. Н. Васильева, Н. В. Рыкалова, С. П.
 Акимова, Н. М. Медведева, Н. И. Музилъ, Н. А. Никулина и др.
  Творческое развитие М. т. сопровождалось серьёзными противоречиями.
 Правящие круги пытались ослабить значение т-ра как выразителя
 прогрессивных устремлений рус. общества. В силу этого постановки пьес
 Островского постоянно встречали сопротивление цензуры и дирекции
 императорских т-ров. В репертуар М. т. включались псевдоисторич. и
 псев-донар. драмы Н. А. Чаева, А. А. Потехпна, ремесленная драматургия
 В. А. Крылова, К. А. Тарнов-ского, пустые, развлекательные комедии-фарсы
 и оперетты.
  Давление реакции особенно усилилось в 80-е гг. 19 в. В этих условиях
 единственно возможной формой борьбы с официальной идеологией стала пост.
 классики. В эти годы М. т. показывает спектакли:
  "Борис Годунов" (1880); "Месяц в деревне" Тургенева (1881), "Отжитое
 время" ("Дело") Сухово-Кобылина (1882), "Ревизор" (1886); ставит драмы
 Шиллера ("Орлеанская дева", 1884, "Мария Стюарт", 1886), Шекспира
 ("Макбет", 1890), Лопе де Вега ("Звезда Севильи", 1886), Гёте ("Эгмоьп",
 1888), В. Гюго ("Эрнани", 1889) и др. Из совр. пьес в начале 90-х гг.
 были пост. "Плоды просвещения" (1891), "Власть тьмы" (1895). Тогда же М.
 т. впервые обратился к творчеству Г. Ибсена ("Северные богатыри", 1892).
 Раскрывая большие идеи и чувства, воплощённые в лучших произв. классич.
 драматургии, М. т. создавал спектакли, созвучные настроениям передовых
 кругов рус. общества. Идеи гражд. подвига, борьбы с насилием, высокий
 пафос служения народу находили горячий отклик у прогрессивной части
 зрителей. На спектаклях М. т. нередко происходили студенческие
 выступления, вызывавшие вмешательство полиции. В эти годы в творчестве
 ведущей группы актёров М. т. ярко проявились традиции героич.
 романтизма. Передовые демократич. устремления М. т. с особой силой и
 полнотой воплощены великой трагич. актрисой М. Н. Ермоловой, творчество
 к-рой по своему идейному содержанию было близко рус.
 революц.-демократич. интеллигенции, отвечало её стремлению к новой
 жизни, к изменению социального порядка. В игре Ермоловой органически
 сочетались высокая героика, художеств. простота, глубокая жизненная
 правда. Созданные ею образы выражали идеи революц. протеста, призыв к
 борьбе с тиранией, веру во всепобеждающую силу народа (Иоанна д'Арк -
 "Орлеанская дева" Шиллера, Лауренсия - "Овечий источник" и др.).
 Выступая в ролях совр. женщин, Ермолова всегда связывала тему любви с
 темой борьбы женщины за свою свободу и достоинство, против уродливых
 законов бурж. общества (Негина - "Таланты и поклонники", Кручинина;
 Ленина - "На пороге к делу" Соловьёва и др.). Творческими соратниками и
 сценич. партнёрами Ермоловой были: А. П. Ленский - актёр глубокой мысли,
 большой психологич. правды, в совершенстве владевший иск-вом сценич.
 перевоплощения; А. И. Южин - создатель героико-романтич. (Ричард III;
 Эрнани, Рюи Блаз в одноим. драмах Гюго) и остро характерных (Телятев -
 "Бешеные деньги" и др.) образов. С Ермоловой играли также Ф. П. Горев,
 К. Н. Рыбаков, Е. К. Лешковская,
  А. А. Яблочкина, несколько позднее - А. А. Остужев и др. Крупнейшей
 представительницей школы Островского в конце 19- нач. 20 вв. являлась
 его ученица О. О. Садовская. Её многообразное сценич. творчество
 основывалось прежде всего на речевой характеристике персонажа, на
 совершенном владении всем богатством говоров и интонационных оттенков
 рус. речи. Садовская создала на сцене М. т. замечательные по внутренней
 правде, художеств. разнообразию, типичности образы (старуха-крестьянка -
 "Ьоевода", Домна Пантелевна - "Таланты и поклонники", Кабаниха - "Гроза"
 Островского, Матрёна- "Власть тьмы" и др.). Реалистич. мастерством
 отличалось творчество М. П. Садовского, В. А. Макшеева, О. А. Дравдина,
 Н. К. Яковлева. Великолепная сыгранность труппы представляла собой одну
 из особенностей спектаклей М. т.
  В борьбе за сохранение и развитие реалистич. традиций передовая часть
 коллектива М. т. опиралась на классические произведения, пьесы
 крупнейших рус. писателей Островского, Л. Толстого и др. В М. т.
 ставились также пьесы А. И. Сумба-това (Южина) и В. И.
 Немировича-Данченко, откликавшиеся на актуальные жизненные темы. Однако
 в репертуаре т-ра в 80-90-е гг. численно преобладали безыдейные салонные
 драмы и пошлые обывательские комедии, основанные на шаблонах условной
 "сценичности", на ремесленных штампах зап.-европ. драматургии. Подобные
 пьесы уводили т-р в сторону от больших общественных интересов и мешали
 развитию дарований актёров, к-рые прилагали огромные усилия, чтобы
 оживить своей игрой ходульные, фальшивые образы
 драматургов-ремесленников.
  Постановочная сторона спектаклей отставала от новаторских требований
 передовой рус. режиссуры тех лет. В М. т. не нашёл применения своим
 силам такой талантливый режиссёр, как А. Ф. Федотов - один из учителей
 К. С. Станиславского. Не была поддержана режиссёрская деятельность А. П.
 Ленского, Резко выступив против реакционного невежественного руководства
 императорскими т-рами, против косности и рутины в сценическом искусстве,
 Ленский выдвинул программу реформ, развивавших традиции Щепкина и
 Островского, близких новаторским принципам К. С. Станиславского и В. И.
 Немировича-Данченко. Его борьба за идейно значимый репертуар и высокую
 постановочную культуру спектаклей выразила стремление лучшей части
 труппы М. т. Под рук. Ленского велась большая работа по воспитанию
 молодёжи; был создан филиал М. т.- Новый театр. в к-ром играли молодые
 актёры, его ученики: В. О. Массалитинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова,
 Е. Д. Турчанинова, М. Ф. Ленин, А. А. Остужев, П. М. Садовский, С. В.
 Айдаров. Но в обстановке политич. гнёта и открытого противодействия
 дирекции Ленскому и его единомышленникам не удалось изменить положения,
 укоренившегося на императорской сцене. Реформу рус. театр. иск-ва в
 период обществ, подъёма конца 19- нач. 20 вв. осуществил Московский
 Художеств, т-р (см. Московский Художественный академический театр СССР
 имени М. Горького), основоположники к-рого К .С. Станиславский и В. И.
 Немирович-Данченко претворили в своей деятельности опыт рус. т-ра 19 в.
 и прежде всего реалистич. традиции М. т.
  В годы реакции, наступившей после подавления революции 1905-07,
 передовая часть труппы М.т. продолжала борьбу против декадентских
 влияний, за сохранение реалистич. традиций. В 1909 труппу М.т. возглавил
 А. И. Южин. Препятствуя проникновению в репертуар М.т. символистской
 драматургии, он стремился сохранить передовые идейные позиции М. т.,
 видя путь к этому в пост. классич. спектаклей !
  ("Без вины виноватые", 1908, "Бедная невеста", 1909, Островского,
 "Привидения" Ибсена, 1904, "Мария Стюарт", 1910, "Горе от ума", 1911, и
 др.). Но изолированность от передовой совр. лит-ры (пьесы Горького и
 Чехова на сцене М. т. не ставились) приводила к отрыву от демократич.
 зрителя. Важнейшие социальные проблемы не получали отражения на сцене М.
 т. Общий уровень его репертуара снижался. В актёрском иск-ве реализм
 стал вырождаться в мелкий бытовизм и натурализм, приобретал эпигонский
 характер.
  Великая Октябрьская социалистич. революция начала новую эпоху в
 развитии М. т., приблизив его иск-во к народу, открыв перспективу
 развития и обогащения тех черт его творчества, к-рые "...полностью
 гармонировали с задачей театра содержательного, проповедующего,
 общественного" (Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, 1958,
 с, 316). Коммунистич. партия и Сов. пр-во бережно отнесли-сь к
 старейшему рус. т-ру - носителю традиций критич. реализма и революц.

<< Пред.           стр. 478 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу