<< Пред.           стр. 487 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Йошкар-Ола, 1949(на мар. яз.); Разделы о театре в юбилейных сборниках к
 20, 25, 30, 35, 40-летию Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1941, 1946, 1951,
 1956, 1960. Г. К.
  МАРИН, Иван Никитич (р. 6.1.1905) - русский советский актёр. Нар.
 арт. РСФСР (1954). Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность
 начал в 1925 в Переславле-Залесском т-ре, затем работал в т-рах Перми,
 Костромы и др., с 1939 - в Тамбовском т-ре. M.- характерный актёр.
 Особенно ему удаются комедийные роли.
  Роли: Дергачёв ("Последняя жертва"), милиционер Редька ("В степях
 Украины" Корнейчука), Эндрю Эгейчик ("Двенадцатая ночь"), Робинзон
 ("Бесприданница"), Шмага; Клобуков ("За тех, кто в море!"Лавренёва),
 Перчихин ("Мещане") и др. В пьесах местных драматургов М. сыграл роли:
 Проки-пыча, Берёзина ("В Лебяжьем", Гос. пр. СССР, 1952; "Родник в
 степи" Девятова), Киселёва ("Печать доверия" Архангельского). Выступает
 также как режиссёр - пост. спектакль "Угрюм-река" по В. Шишкову (1960).
 Э. К.
  МАРИНЕТТИ (Marinetti), Филиппе , Томмазо (22.XII.1876 - 2. XII. 1944)
 - итальянский писатель, драматург. Глава реакц. течения футуризма.
 Выступал в защиту империалистич. экспансии, колониализма, был верным
 приверженцем фашизма, пользовался покровительством Муссолини. Лит.
 деятельность начал в 1902 во Франции, где в 1909 опубликовал "Манифест
 итальянского футуризма", в к-ром призывал к разрушению классич.
 культуры, пропагандировал милитаризм.
  Первая пьеса М. (на франц. яз.) - сатирич. трагедия "Король Кутёж"
 (1909, т-р "Эвр", Париж) - осмеивает социальную революцию. В этой пьесе
 элементы ирреального сочетаются с натурализмом. В пьесе "Электрические
 куклы" (1909, Париж) героями являются фантастич. роботы (в Италии шла
 под назв. "Сердце красавицы склонно к измене"). Второй акт этой пьесы М.
 превратил позднее в самостоят. пьесу, названную им "Электричество"
 (1914, Милан).
  В 1913 М. выпустил свой первый театр. манифест "Театр мюзик-холла",
 где он отвергает все виды т-ра, кроме эстрады, призывает отказаться от
 логпч. смысла в т-ре варьете и использовать его для высмеивания классич.
 репертуара. В 1915 опубл. (совм. с Э. Сетти-мелли и Б. Корра) манифест
 "Синтетический футуристский театр". Ниспровергая совр. т-р, авторы
 манифеста противопоставляли ему футуристский т-р, воспитывающий в людях
 милитарист, дух. Манифест призывал к созданию т-ра, в к-ром обычные
 пьесы будут заменены "синтезами" - короткими сценами, лишёнными логики,
 психологич. правды, но якобы несущими синтетически-обобщённую мысль. Эти
 идеи получили развитие в работе М. "Антипсихологнческий, абстрактный
 театр чистых элементов и театр осязания" и в пьесах-синтезах -
 "Симультанность" (1915), "Лунный свет", "Белая и Красный" (1923, "Т-р
 независимых", Рим), "Узники" (1925, Рим), "Вулкан" (1926, Художеств.
 т-р, под рук. Пиранделло), "Океан сердца" (1927, т-р "Арджентина", Рим)
 и др. Автор манифестов "Аэрорадиотелевизионный театр" (1931),
 "Радиофонический театр" (1933). M. изображает людей как марионеток,
 существование к-рых подчинено стремлению разрушить все духовные
 ценности, силу мысли, глубину чувств. Восхваление насилия,
 империалистич. войн сочетается с пропагандой изощрённых чувственных
 наслаждений для пресыщенных снобов. Театр, взгляды М.- предтеча крайне
 реакц. течений модернизма.
  Соч.: Teatro, v. 1-3, Roma, 1960; в рус. пер.- Манифесты итальянского
 футуризма. Собр. манифестов Маринетти..., пер. [с франц.], М., 1914.
  Лит.: Р а v о 1 i n i С., F. T. Marinetti, Roma, 1924. Я. С.
  МАРЙНИ (Marini), Игнацио (28.XI.1811- 29. IV. 1873) - итальянский
 артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в 1832 в Брешии. В
 1833- 1846 пел в т-ре "Ла Скала", выступал совм. с М. Мали-бран.
 Гастролировал в Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Гаване, Петербурге
 (Итальянская опера, 1853-63; партия маркиза Калатравы в первой пост.
 "Силы судьбы" Верди, 1862). Участвовал в первых пост. мн. опер Г.
 Доницетти, Дж. Верди, Л. Росси, С. Мер-кадантеидр. В 1864 оставил сцепу.
 Один из лучших певцов 19 в., М. обладал красивым, сильным голосом,
 высокой вок. техникой, с лёгкостью исполнял колоратурные партии в операх
 Россини. С большим успехом выступал в романтич. партиях, требующих
 большого сценич. темперамента.
  Партии: Де Сильва ("Эрнани" Верди), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини),
 Моисей (о. п. Россини), Дон Базилио;
  Дон Альфонсо ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Марсель ("Гугеноты"),
 Лепорелло ("Дон Жуан"), Каспар ("Вольный стрелок") и др. Св. Г.
  МАРЙНИЧ, Григорий Васильевич [17 (29). XI. 1876 -
 11.IV.1961]украинский советский актёр. Нар. арт. УССР (1943). Род. в
 крестьянской семье. В 1906-14 работал в укр. коллективе под рук. И. К.
 Карпенко-Карого, П. К. Саксаганского, Н. К. Садовского. В 1919-20 и в
 1925-27 работал в Днепропетровском т-ре. В 1921-24-актёр Полтавского
 т-ра. В сов. т-ре М. пропагандировал принципы реализма, укр. нар. театр.
 иск-ва. Игра его характеризовалась синтетизмом, бытовой достоверностью.
 Особым мастерством отличалось исполнение эпизодич. ролей. Играл преим. в
 пост. укр. классич. драматургии.
  Роли: Сват ("Назар Стодоля" Шевченко), Терешко Сурма ("Суета"
 Карпенко-Карого), кум Савка ("Сто тысяч" Карпенко-Карого), Свидетель
 ("По ревизии" Кропивницкого), дед Тарас, боцман Бухта ("В степях
 Украины", "Гибель эскадры" Корнейчука), Пикалов ("Любовь Яровая").?. Е.
  МАРИНУЦЦИ (Marinuzzi), Джино (24.III.1882- 17. Vili. 1945) -
 итальянский дирижёр и композитор. В 1900 окончил консерваторию в Палермо
 и начал дирижёрскую деятельность в т-ре "Массимо" в Катании. Выступал на
 оперной сцене в Риме, Неаполе и др. городах Италии. Гастролировал в
 крупнейших т-рах Европы и Америки, в т. ч. в "Гранд-Опера",
 "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера", "Колон". В 1928-34 возглавлял т-р
 Оперы в Риме. Один из крупнейших оперных дирижёров 20 в.
  Автор неск. опер, в т. ч. "Барберина" (1903, т-р "Массимо", Палермо,
 под упр. автора), "Жакерия" (1918, т-р "Колон", Буэнос-Айрес, под упр.
 автора), балета "Приключения Пиноккио" (1956, Рим, т-р Оперы) и др. соч.
 Дирижировал премьерами опер О. Респиги, Э. Вольф-Феррари, Р. Дзандонаи,
 П. Масканьи, И. Пиццетти, Дж. Пуччини, а также операми: "Князь Игорь"
 (1915, т-р "Ла Скала", первая пост. в Италии), "Садко" (1931, т-р Оперы,
 первая пост. в Италии). Занимался педагогич. деятельностью (в 1915-19 -
 директор Болонского муз. лицея).
  Лит.: Р i-z z e t t i I., Ricordo di G. Marinuzzi, н кн.:
  Orchestra, Firenze, 1954. (Jg
  МАРИО (Mario), Джованни [наст. имя и фам.- Джованни Маттео Де К а иди
 я (De Candia)! (17.X.1810, Кальяри, Сардиния,-11.XII.1883,
 Рим}итальянский артист оперы (лирический тенор). Пению учился в Париже у
 Л. Поншара и М. Бордоньи. По совету композитора Дж. Мейербера исполнил
 главную партию в опере "Роберт-Дьявол" на сценэ т-ра "Гранд-Опера"
 (1838). С 1839 с большим успехом пел на сцене Итальянского т-ра в Париже
 и в т-ре "Ковент-Гарден". Был первым исполнителем в Париже гл. партий в
 операх Доницетти:
  Шарль ("Линда ди Ша-муни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале", 1843). В
 1849-53 М. выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге вместе со своей
 женой, певицей Джулией Гризи. В последующие годы гастролировал в городах
  Европы (1855-68 в Париже, Лондоне, Мадриде) и США (1872-73 совм. с А.
 Патти). В 1870 в последний раз выступил в Петербурге. В 1873 оставил
 сцену.
  Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым и полнозвучным голосом
 бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценич.
 данными. Был выдающимся лирич. оперным актёром. Большое внимание М.
 обращал на постановочную сторону спектакля (был связан с англ. реж. Г.
 Ирвингом), историч. точность костюма.
  Партии: Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Неморино ("Любовный
 напиток" Доницетти), Поллион ("Норма"), Герцог, Альфред; Манрико
 ("Трубадур"), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Лионель ("Марта"
 Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты").
  Лит.: E n g e I L., From Mozart to Mario, L., 1886;
  G a u t h i e r J., Le roman d'un grand chanteur, P., 1912;
  Gara E., Mario tenore romantico, "Omnibus", [Mil.], 1938.
  Св. Г. МАРИОНЕТКА (от франц. Marion, Marionnette - название маленьких
 фигурок, изображавших деву MapHio в ср.-век. кукольных мистериях) -
 театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлич.
 прута актёром-кукловодом (нев-ропастом), скрытым от зрителей специально
 задекорированным задником (др. виды M. - мягкая кукла, верховая кукла,
 перчаточная, тростевая кукла}. М. известны с древних времён у народов
 Азии, Египта, Др. Греции и Рима. Материалом для М. служили терракота,
 дерево, слоновая кость, серебро (Др. Греция, Др. Рим), папье-маше, лак,
 кожа (страны Азии), ныне - гл. обр. дерево и папье-маше. М. различаются
 по устройству и управлению. Наиболее распространённый тип - М. па пруте.
 Голова и туловище такой куклы обычно вырезаны из одного куска дерева, а
 руки и ноги свободно раскачиваются. К голове куклы прикреплён ме-таллич.
 прут (с крючком-рукоятью вверху), при его помощи кукловод приводит М. в
 движение. Подобные М. и теперь применяются в нек-рых нар. т-рах кукол
 Зап. Европы. Более сложный тип - М., управляемая посредством прута и
 нитей. К подвижным сочленениям куклы (в плечах, бёдрах, коленях, а
 иногда в шее, локтях, кистях рук, ступнях) привязаны нити, верхние концы
 к-рых прикреплены к небольшой деревянной крестовине, соединённой с
 рукоятью головного прута, обычно называемой вагой, или коромыслом.
 Раскачивая подвижной брусок ваги с привязанными к нему коленными нитями,
 кукловод заставляет куклу поочерёдно поднимать ноги и тем самым шагать
 или бегать, a натягивая нити, идущие к рукам,- жестикулировать. Основной
 тип М., применяемый в совр. проф. кукольных т-рах,- кукла, управляемая
 посредством одних только нитей. Количество нитей М. (до 20 и более)
 обусловлено числом подвижных сочленений, а иногда и теми физич.
 задачами, к-рые кукла должна выполнять. Замена прута двумя головными, а
 иногда плечевыми нитями, требует от кукловода значительно большего
 мастерства, расширяет диапазон движений куклы. См. Театр кукол.
  Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы. М., 1944; P e t i t e
 J.M., Guignols et marionnettes, P., 1911. Я. См.
  "МАРИЦА", "Графиня М а р и ц a" (Grafin Manza") - оперетта И.
 Кальмана, либр. Ю. Браммера и А. Грюнвальда. Пост. 23 февр. 1924, Вена.
 На сои. сцене пост. впервые 28 дек. 1924 в Москве. Русский текст К. Д.
 Грекова и Г. М. Ярона (дирижёр Эккерт, пост. Гре-, кова, худ. Соколов,
 балетм. Орлов; Марица - Светланова, Тассило-Бравин, Популеску - Ярон,
 Коломан Зупан - Греков, Лиза - Лазарева, Карл Липенберг - Даминский). В
 1925 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии, там же в 1941 и 1956; в 1943 -
 Моск. т-ром оперетты (дирижёр Жуков, пост. Ярона, реж. Мызникова, худ.
 Волков, балетм. Шаховская; Марица - С. Петрова, Тассило - Качалов,
 Коломан Зупан -Аникеев, Лиза - Лазарева, Аркизаки - Володин, Пенижек -
 Ярон). Пост. в муз. т-рах Куйбышева (1945), Одессы (1946), Волсограда
 (1955) и др. Я. Гр.
  "МАРИЯ СТЮАРТ" ("Maria Stuart") - трагедия в 5 д. в стихах Ф.
 Шиллера. Соч 1800. Пост. 14 июня 1800 в Веймарском т-ре (Елизавета -
 Ягеман, Мария - Фос). Последующие пост. 19 в.: Берлинский королевский
 т-р 1801, Елизавета - Унцельман, Мария - Флекк, Унцель-ман,
 Шрузбери-Иффланд; 1884, 1888), Гамбургский и Дессауский т-ры (1801),
 Мюнхенский т-р (1803, 1854), Данцигский и Мангеймский т-ры (1804),
 "Бургтеатр", Вена (1814; 1819, Елизавета-С. Шредер; 1841, 1862), 1881;
  Мария - Вольтер), т-р "Ковент-Гарден", Лондон (1819), "Т-р ан дер
 Вин", Вена (1821), Миланский т-р (1828), труппа Г. Модены, Венеция
 (1830), "Йозефштадтеатр", Вена (1838), Париж (1840, Мария - Ристори),
 "Корт-тиэтр", Лондон (1880, Мария - Моджеевская), Мейнингенский т-р
 (1884) и мн. др. В 20 в.: труппа Шульца с участием С. Огня-нова, София
 (1902), софийский Нар. т-р (1903, 1934, реж. Массалитинов; 1940), Варна,
 Болгария (1934), труппа Мс-лато, Италия (1922), "Бургтеатр" (1956), т-р
 "Монпарнас", Париж (1941), дрезденский "Штатсшаушпиль" (1948),
 веймарский Нац. т-р (1949, 1955), Альтенбургский т-р, Горлиц-кии т-р Г.
 Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере т-р (все - j в 1950), берлинский Нем.
 т-р, лейпцигский "Шаушпильхауз" (1954), т-р "Национале", Рим (1951),
 Магдебургский т-р им. 1
  М. Горького (1952), Бранденбургский, Потсдамский, Тулуз-ский т-ры
 (1955), т-р "Вьё коломбье", Париж (1956), "Олд Вик", Лондон (1959) и мн.
 др.
  В России "М. С." поставлена в 1825 на Моск. казённой сцене (Мария -
 Львова-Синецкая, Елизавета - Борисова); в 1829 - в Большом т-ре,
 Петербург (Мария-А. Каратыгина, Лейстер - В. Каратыгин). В 1835
 Каратыгины гастролировали с "М. С." в Москве (Мортимера играл Мочалов).
 Среди последующих пост. "М. С.": Малый т-р - 14 февр. 1886, бенефис
 Ермоловой (Елизавета - Федотова, Мария - Ермолова, Лейстер - Ленский,
 Мортимер - Южин), 1910 (Елизавета - Яблочкина, Мария - Пашенная,
 Мортимер - Остужев); Т-р Горевой, Москва (1889), Казанский, Саратовский
 т-ры (1898), т-р Лит.-художеств. об-ва (1901), Харьковский т-р под рук.
 Н. Н. Синельникова (1910), Таганрогский т-р (1910), киевский Т-р
 Соловцова (1914) и мн. др.
  На сов. сцене: петрогр. Малый Т-р (1918), моек. Малый т-р (1922;
 основные исполнители - постановки 1910), Смоленский т-р (1935), Рус.
 т-ры в Махач-Кале и Орджоникидзе (1936), Ленингр. Новый т-р (1938, реж.
 Бромлей;Мария-Буд-рейко), Томский т-р (1939, 1958), Каунасский т-р
 (1940, реж. Даугуветис), Т-р им. Ленсовета, Москва (1940), Моск. т-р
 Революции (1941, реж. Майоров, худ. Вильяме; Елизавета - Глизер),
 Архангельский т-р (1952), Калининградский т-р (1954), Т-р им.
 Марджанишвили (1955, реж. Кушиташвили;
  Елизавета - Такайшвили, Мария - В. Анджапаридзе), Художеств, т-р
 Латв. ССР (1956; реж. Смильгис, Эртнер;
  Елизавета - Абеле, Мария - Берзинь), МХАТ (1957, пер. Пастернака;
 Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова), Т-р драмы Литов. ССР
 (Елизавета - Яцкевичюте, Мария - Купстайте, Лейстер - Каваляускас),
 Сев.-Осетинский т-р (реж. Бритаева)., Оренбургский т-р (1958), Рус. т-р
 в Душанбе (1959), Куйбышевский, Хабаровский т-ры (1960) и мн. др.
  Издания: Первое издание "М. С." на нем. яз., Tubingen, 1801. Первая
 публикация "М. С."на рус.яз., полност-ьо, в пер. А. Шишкова, в кн.:
 Избранный нем. театр. T/I2, СПБ, 1831. Сов. иед.-Ш и л л e р И. X. Ф..
 Собр. соч т. III, М.-Л., 1937 (пер.Б.Зоргенфрея); Ш и л л e р Ф., "Мария
 Стюарт", Трагедия, пер. E. Пастернака, М., 1958 и I960.
  Лит.: "Пантеон", П., 1853, кн. II, с. 33-40; "Русская мысль", М.,
 1886, кн. III, с. 151-156; Ристори А., Этюды и воспоминания, пер., СПБ,
 190 4; Юрьев Ю.М., Записки, Л.-М., 1948; Дурылин С. Н., Мария Николаевна
 Ермолова, М., 1953; Пашенная В.Н., Искусство актрисы, М., 1954; Hoffmann
 J., Schillers "Maria Stuart" und "Jungfrau" auf der Hamburger Buhne.
 1801- 1848, Greifswald, 1906 (Diss.); Hadamowsky F., Schiller auf der
 Wiener Buhne. 1783-1959, W., 1959, с. 107-12 139-43. А. Шн.
  МАРКЕЗИ, Маркезини (Marchesi, Marche-sini), Луиджи (Лодовико) (8.
 Vili. 1754-14. XII. 1829) - итальянский артист оперы (сопрано). Один из
 последних знаменитых певцов-кастратов. Дебютировал на оперной сцене в
 1773 в Риме. Пел в Милане, Венеции. Исполнял жен. партии в операх П.
 Ан-фосси, Л. Алессандри, П. Гульельми, позже - гл. муж. сопрановые
 партии в операх-сериа. В 1777 впервые выступил в т-ре "Ла Скала", в 1778
 - в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь). Затем пел в Вене, Петербурге (1785-88),
 Лондоне, Берлине, Мюнхене и в городах Италии. Оставил сцену в 1806. М.
 обладал голосом мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой. Его
 пение отличалось благородством, тонкой музыкальностью.
  Партии: Маркиза Виоланта ("Притворная садовница" Анфосси), Олинт
 ("Деметрий" Гульельми), Эцио (о. п. Л. Алессандри), Артаксеркс (о. п.
 Чимарозы), Джулио Сабино (о. п. Сарти), Ахилл ("Ахилл на Скиросе" ди
 Капуа) и др.
  Лит.: М о n a l d i G., Cantanti evirati celebri..., Roma, 1920. Св.
 Г.
  МАРЕЕЗИ, Маркези де Кастроне (Marchesi de Castrone, урождённая
 -Грауман; Graumann), Матильда (24. III. 1821-17.XI.1913) - немецкая
 певица и вокальный педагог. Училась у Ф. Рон-кони и М. Гарсиа-сына. В
 1844-54 выступала как концертная певица в разл. странах Европы, затем
 преподавала пение в консерваториях Вены, Кёльна п др. городов и в
 собств. школе в Париже (осн. 1861). Была избрана в члены римской
 академии "Санта-Чечилия". Представитель россиниевской вок. школы, М.
 воспитала плеяду блестящих певиц, заслужив прозвище "маэстра примадонн".
 Среди её учениц - С. Арнолъдсон, С. Галли-Маръе Э. Герстер, Э.
 Гулъбрансон Э. Имс, Э. Калъве, К. Клафски, Н. Мелба, Р. Папир и др. Её
 дочь - Б л а н ш М.
  (1863-1940) была известной оперной певицей и вок. педагогом.
  Соч.: Praktische Gesangsmethode, [W.], 1861; Erinnerungen aus meinem
 Leben, W., 1877; пер. на англ. яз.- Marchesi and music. With an introd.
 by Massenet, N. Y.-L., 1897. Св. Г.
  МАРКЙЗИО (Marchisio), Барбара (6. XII. 1833- 19. IV. 1919) -
 итальянская артистка оперы (контральто). Дебютировала на оперной сцене в
 1856 в Мадриде. В 1857-58 выступала вместе с сестрой Карлоттой М. С
 большим успехом пела в Милане (т-р "Ла Скала", 1858-59), Риме, Парме.
 Гастролировала во мн. городах, в т. ч. в Москве и Петербурге (1869-71).
 Одна из выдающихся певиц 19 в., М. обладала голосом прозрачного тембра,
 обширного диапазона и виртуозной техникой (исполняла партии и
 колоратурного сопрано: Розина, Золушка в о. п. Россини). Преподавала
 пение в консерватории в Неаполе. Среди её учениц - Т. Даль Монте.
  Партии: Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Джемми, Дездемона
 ("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини), Адальжиза, Тереза ("Норма",
 "Сомнамбула" Беллини), Азучена, Ульрика, Маддалена ("Трубадур",
 "Бал-маскарад", "Риголетто" Верди) и др.
  Лит.: Monaldi G., Cantanti celebri del secolo XIX, Roma, [1929]; G o
 r i n - M a г с h i s i o E., Le sorelle Marchisio, Mil., 1930. Св. Г.
  МАРКЙЗИО (Marchisio), Карлотта (12. XII. 1835 - 28. VI. 1872) -
 итальянская артистка оперы (сопрано). На оперной сцене впервые выступила
 в 1856 в Мадриде. Вместе со своей сестрой Барбарой М. с успехом
 выступала во мн. итал. т-рах, а также в т-рах Лондона, Парижа, Вены,
 Берлина и др. городов. В 1869-71 пела в Москве и Петербурге.
  Партии: Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Лукреция Борджиа (о. п.
 Доницетти), Матильда, Эмилия ("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини),
 Леонора, Луиза Миллер ("Трубадур" и "Сила судьбы", "Луиза Миллер"
 Верди), Норма, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини) и др.
  Лит. см. при ст. Маркизио Б. Св. Г.
  МАРКИШ, Перец Давидович [25. XI (7.XII). 1895- 12. Vili. 1952] -
 еврейский советский писатель - поэт, прозаик, драматург. Чл.
 Коммунистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в 1918 как поэт.
 Первая пьеса М.- "Земля" (по мотивам поэмы М. "Нит Гедайгет", 1930, б.
 Т-р Корша, перевод Крути; реж. Бриль; в ролях - Блюменталь-Тамарина,
 Межин-ский, Зражевский; Моск. евр. т-р) посв. революции, духовному
 преображению людей. Осн. особенности творчества М. (в т. ч. и его
 драматургии) - прославление интернационального братства народов,
 роман-тич. восприятие героич. сов. эпохи, страстное изобличение фашизма.
 Наибольшее распространение получила пьеса М. "Семья Овадис"(1937, Моск.
 евр. т-р, реж. Михоэлс, худ. Тышлер; в ролях - Михоэлс, Зус-кин,
 Ротбаум, Минкова). М. автор пьес: "Кто кого" (1932, моек. Камерный т-р),
 "Пятый горизонт" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Пир" (1939, Моск. евр.
 т-р), "Летописец Арье" (1941, Киевский евр. т-р), "Восстание в гетто"
 (1947, Моск. евр. т-р, Киевский и Минский евр. т-ры). Последняя пьеса
 М.-"Король Лампедузы", принятая Моск. евр. т-ром, не была поставлена: М.
 был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

<< Пред.           стр. 487 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу