<< Пред. стр. 487 (из 913) След. >>
Йошкар-Ола, 1949(на мар. яз.); Разделы о театре в юбилейных сборниках к20, 25, 30, 35, 40-летию Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1941, 1946, 1951,
1956, 1960. Г. К.
МАРИН, Иван Никитич (р. 6.1.1905) - русский советский актёр. Нар.
арт. РСФСР (1954). Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность
начал в 1925 в Переславле-Залесском т-ре, затем работал в т-рах Перми,
Костромы и др., с 1939 - в Тамбовском т-ре. M.- характерный актёр.
Особенно ему удаются комедийные роли.
Роли: Дергачёв ("Последняя жертва"), милиционер Редька ("В степях
Украины" Корнейчука), Эндрю Эгейчик ("Двенадцатая ночь"), Робинзон
("Бесприданница"), Шмага; Клобуков ("За тех, кто в море!"Лавренёва),
Перчихин ("Мещане") и др. В пьесах местных драматургов М. сыграл роли:
Проки-пыча, Берёзина ("В Лебяжьем", Гос. пр. СССР, 1952; "Родник в
степи" Девятова), Киселёва ("Печать доверия" Архангельского). Выступает
также как режиссёр - пост. спектакль "Угрюм-река" по В. Шишкову (1960).
Э. К.
МАРИНЕТТИ (Marinetti), Филиппе , Томмазо (22.XII.1876 - 2. XII. 1944)
- итальянский писатель, драматург. Глава реакц. течения футуризма.
Выступал в защиту империалистич. экспансии, колониализма, был верным
приверженцем фашизма, пользовался покровительством Муссолини. Лит.
деятельность начал в 1902 во Франции, где в 1909 опубликовал "Манифест
итальянского футуризма", в к-ром призывал к разрушению классич.
культуры, пропагандировал милитаризм.
Первая пьеса М. (на франц. яз.) - сатирич. трагедия "Король Кутёж"
(1909, т-р "Эвр", Париж) - осмеивает социальную революцию. В этой пьесе
элементы ирреального сочетаются с натурализмом. В пьесе "Электрические
куклы" (1909, Париж) героями являются фантастич. роботы (в Италии шла
под назв. "Сердце красавицы склонно к измене"). Второй акт этой пьесы М.
превратил позднее в самостоят. пьесу, названную им "Электричество"
(1914, Милан).
В 1913 М. выпустил свой первый театр. манифест "Театр мюзик-холла",
где он отвергает все виды т-ра, кроме эстрады, призывает отказаться от
логпч. смысла в т-ре варьете и использовать его для высмеивания классич.
репертуара. В 1915 опубл. (совм. с Э. Сетти-мелли и Б. Корра) манифест
"Синтетический футуристский театр". Ниспровергая совр. т-р, авторы
манифеста противопоставляли ему футуристский т-р, воспитывающий в людях
милитарист, дух. Манифест призывал к созданию т-ра, в к-ром обычные
пьесы будут заменены "синтезами" - короткими сценами, лишёнными логики,
психологич. правды, но якобы несущими синтетически-обобщённую мысль. Эти
идеи получили развитие в работе М. "Антипсихологнческий, абстрактный
театр чистых элементов и театр осязания" и в пьесах-синтезах -
"Симультанность" (1915), "Лунный свет", "Белая и Красный" (1923, "Т-р
независимых", Рим), "Узники" (1925, Рим), "Вулкан" (1926, Художеств.
т-р, под рук. Пиранделло), "Океан сердца" (1927, т-р "Арджентина", Рим)
и др. Автор манифестов "Аэрорадиотелевизионный театр" (1931),
"Радиофонический театр" (1933). M. изображает людей как марионеток,
существование к-рых подчинено стремлению разрушить все духовные
ценности, силу мысли, глубину чувств. Восхваление насилия,
империалистич. войн сочетается с пропагандой изощрённых чувственных
наслаждений для пресыщенных снобов. Театр, взгляды М.- предтеча крайне
реакц. течений модернизма.
Соч.: Teatro, v. 1-3, Roma, 1960; в рус. пер.- Манифесты итальянского
футуризма. Собр. манифестов Маринетти..., пер. [с франц.], М., 1914.
Лит.: Р а v о 1 i n i С., F. T. Marinetti, Roma, 1924. Я. С.
МАРЙНИ (Marini), Игнацио (28.XI.1811- 29. IV. 1873) - итальянский
артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в 1832 в Брешии. В
1833- 1846 пел в т-ре "Ла Скала", выступал совм. с М. Мали-бран.
Гастролировал в Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Гаване, Петербурге
(Итальянская опера, 1853-63; партия маркиза Калатравы в первой пост.
"Силы судьбы" Верди, 1862). Участвовал в первых пост. мн. опер Г.
Доницетти, Дж. Верди, Л. Росси, С. Мер-кадантеидр. В 1864 оставил сцепу.
Один из лучших певцов 19 в., М. обладал красивым, сильным голосом,
высокой вок. техникой, с лёгкостью исполнял колоратурные партии в операх
Россини. С большим успехом выступал в романтич. партиях, требующих
большого сценич. темперамента.
Партии: Де Сильва ("Эрнани" Верди), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини),
Моисей (о. п. Россини), Дон Базилио;
Дон Альфонсо ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Марсель ("Гугеноты"),
Лепорелло ("Дон Жуан"), Каспар ("Вольный стрелок") и др. Св. Г.
МАРЙНИЧ, Григорий Васильевич [17 (29). XI. 1876 -
11.IV.1961]украинский советский актёр. Нар. арт. УССР (1943). Род. в
крестьянской семье. В 1906-14 работал в укр. коллективе под рук. И. К.
Карпенко-Карого, П. К. Саксаганского, Н. К. Садовского. В 1919-20 и в
1925-27 работал в Днепропетровском т-ре. В 1921-24-актёр Полтавского
т-ра. В сов. т-ре М. пропагандировал принципы реализма, укр. нар. театр.
иск-ва. Игра его характеризовалась синтетизмом, бытовой достоверностью.
Особым мастерством отличалось исполнение эпизодич. ролей. Играл преим. в
пост. укр. классич. драматургии.
Роли: Сват ("Назар Стодоля" Шевченко), Терешко Сурма ("Суета"
Карпенко-Карого), кум Савка ("Сто тысяч" Карпенко-Карого), Свидетель
("По ревизии" Кропивницкого), дед Тарас, боцман Бухта ("В степях
Украины", "Гибель эскадры" Корнейчука), Пикалов ("Любовь Яровая").?. Е.
МАРИНУЦЦИ (Marinuzzi), Джино (24.III.1882- 17. Vili. 1945) -
итальянский дирижёр и композитор. В 1900 окончил консерваторию в Палермо
и начал дирижёрскую деятельность в т-ре "Массимо" в Катании. Выступал на
оперной сцене в Риме, Неаполе и др. городах Италии. Гастролировал в
крупнейших т-рах Европы и Америки, в т. ч. в "Гранд-Опера",
"Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера", "Колон". В 1928-34 возглавлял т-р
Оперы в Риме. Один из крупнейших оперных дирижёров 20 в.
Автор неск. опер, в т. ч. "Барберина" (1903, т-р "Массимо", Палермо,
под упр. автора), "Жакерия" (1918, т-р "Колон", Буэнос-Айрес, под упр.
автора), балета "Приключения Пиноккио" (1956, Рим, т-р Оперы) и др. соч.
Дирижировал премьерами опер О. Респиги, Э. Вольф-Феррари, Р. Дзандонаи,
П. Масканьи, И. Пиццетти, Дж. Пуччини, а также операми: "Князь Игорь"
(1915, т-р "Ла Скала", первая пост. в Италии), "Садко" (1931, т-р Оперы,
первая пост. в Италии). Занимался педагогич. деятельностью (в 1915-19 -
директор Болонского муз. лицея).
Лит.: Р i-z z e t t i I., Ricordo di G. Marinuzzi, н кн.:
Orchestra, Firenze, 1954. (Jg
МАРИО (Mario), Джованни [наст. имя и фам.- Джованни Маттео Де К а иди
я (De Candia)! (17.X.1810, Кальяри, Сардиния,-11.XII.1883,
Рим}итальянский артист оперы (лирический тенор). Пению учился в Париже у
Л. Поншара и М. Бордоньи. По совету композитора Дж. Мейербера исполнил
главную партию в опере "Роберт-Дьявол" на сценэ т-ра "Гранд-Опера"
(1838). С 1839 с большим успехом пел на сцене Итальянского т-ра в Париже
и в т-ре "Ковент-Гарден". Был первым исполнителем в Париже гл. партий в
операх Доницетти:
Шарль ("Линда ди Ша-муни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале", 1843). В
1849-53 М. выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге вместе со своей
женой, певицей Джулией Гризи. В последующие годы гастролировал в городах
Европы (1855-68 в Париже, Лондоне, Мадриде) и США (1872-73 совм. с А.
Патти). В 1870 в последний раз выступил в Петербурге. В 1873 оставил
сцену.
Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым и полнозвучным голосом
бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценич.
данными. Был выдающимся лирич. оперным актёром. Большое внимание М.
обращал на постановочную сторону спектакля (был связан с англ. реж. Г.
Ирвингом), историч. точность костюма.
Партии: Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Неморино ("Любовный
напиток" Доницетти), Поллион ("Норма"), Герцог, Альфред; Манрико
("Трубадур"), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Лионель ("Марта"
Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты").
Лит.: E n g e I L., From Mozart to Mario, L., 1886;
G a u t h i e r J., Le roman d'un grand chanteur, P., 1912;
Gara E., Mario tenore romantico, "Omnibus", [Mil.], 1938.
Св. Г. МАРИОНЕТКА (от франц. Marion, Marionnette - название маленьких
фигурок, изображавших деву MapHio в ср.-век. кукольных мистериях) -
театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлич.
прута актёром-кукловодом (нев-ропастом), скрытым от зрителей специально
задекорированным задником (др. виды M. - мягкая кукла, верховая кукла,
перчаточная, тростевая кукла}. М. известны с древних времён у народов
Азии, Египта, Др. Греции и Рима. Материалом для М. служили терракота,
дерево, слоновая кость, серебро (Др. Греция, Др. Рим), папье-маше, лак,
кожа (страны Азии), ныне - гл. обр. дерево и папье-маше. М. различаются
по устройству и управлению. Наиболее распространённый тип - М. па пруте.
Голова и туловище такой куклы обычно вырезаны из одного куска дерева, а
руки и ноги свободно раскачиваются. К голове куклы прикреплён ме-таллич.
прут (с крючком-рукоятью вверху), при его помощи кукловод приводит М. в
движение. Подобные М. и теперь применяются в нек-рых нар. т-рах кукол
Зап. Европы. Более сложный тип - М., управляемая посредством прута и
нитей. К подвижным сочленениям куклы (в плечах, бёдрах, коленях, а
иногда в шее, локтях, кистях рук, ступнях) привязаны нити, верхние концы
к-рых прикреплены к небольшой деревянной крестовине, соединённой с
рукоятью головного прута, обычно называемой вагой, или коромыслом.
Раскачивая подвижной брусок ваги с привязанными к нему коленными нитями,
кукловод заставляет куклу поочерёдно поднимать ноги и тем самым шагать
или бегать, a натягивая нити, идущие к рукам,- жестикулировать. Основной
тип М., применяемый в совр. проф. кукольных т-рах,- кукла, управляемая
посредством одних только нитей. Количество нитей М. (до 20 и более)
обусловлено числом подвижных сочленений, а иногда и теми физич.
задачами, к-рые кукла должна выполнять. Замена прута двумя головными, а
иногда плечевыми нитями, требует от кукловода значительно большего
мастерства, расширяет диапазон движений куклы. См. Театр кукол.
Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы. М., 1944; P e t i t e
J.M., Guignols et marionnettes, P., 1911. Я. См.
"МАРИЦА", "Графиня М а р и ц a" (Grafin Manza") - оперетта И.
Кальмана, либр. Ю. Браммера и А. Грюнвальда. Пост. 23 февр. 1924, Вена.
На сои. сцене пост. впервые 28 дек. 1924 в Москве. Русский текст К. Д.
Грекова и Г. М. Ярона (дирижёр Эккерт, пост. Гре-, кова, худ. Соколов,
балетм. Орлов; Марица - Светланова, Тассило-Бравин, Популеску - Ярон,
Коломан Зупан - Греков, Лиза - Лазарева, Карл Липенберг - Даминский). В
1925 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии, там же в 1941 и 1956; в 1943 -
Моск. т-ром оперетты (дирижёр Жуков, пост. Ярона, реж. Мызникова, худ.
Волков, балетм. Шаховская; Марица - С. Петрова, Тассило - Качалов,
Коломан Зупан -Аникеев, Лиза - Лазарева, Аркизаки - Володин, Пенижек -
Ярон). Пост. в муз. т-рах Куйбышева (1945), Одессы (1946), Волсограда
(1955) и др. Я. Гр.
"МАРИЯ СТЮАРТ" ("Maria Stuart") - трагедия в 5 д. в стихах Ф.
Шиллера. Соч 1800. Пост. 14 июня 1800 в Веймарском т-ре (Елизавета -
Ягеман, Мария - Фос). Последующие пост. 19 в.: Берлинский королевский
т-р 1801, Елизавета - Унцельман, Мария - Флекк, Унцель-ман,
Шрузбери-Иффланд; 1884, 1888), Гамбургский и Дессауский т-ры (1801),
Мюнхенский т-р (1803, 1854), Данцигский и Мангеймский т-ры (1804),
"Бургтеатр", Вена (1814; 1819, Елизавета-С. Шредер; 1841, 1862), 1881;
Мария - Вольтер), т-р "Ковент-Гарден", Лондон (1819), "Т-р ан дер
Вин", Вена (1821), Миланский т-р (1828), труппа Г. Модены, Венеция
(1830), "Йозефштадтеатр", Вена (1838), Париж (1840, Мария - Ристори),
"Корт-тиэтр", Лондон (1880, Мария - Моджеевская), Мейнингенский т-р
(1884) и мн. др. В 20 в.: труппа Шульца с участием С. Огня-нова, София
(1902), софийский Нар. т-р (1903, 1934, реж. Массалитинов; 1940), Варна,
Болгария (1934), труппа Мс-лато, Италия (1922), "Бургтеатр" (1956), т-р
"Монпарнас", Париж (1941), дрезденский "Штатсшаушпиль" (1948),
веймарский Нац. т-р (1949, 1955), Альтенбургский т-р, Горлиц-кии т-р Г.
Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере т-р (все - j в 1950), берлинский Нем.
т-р, лейпцигский "Шаушпильхауз" (1954), т-р "Национале", Рим (1951),
Магдебургский т-р им. 1
М. Горького (1952), Бранденбургский, Потсдамский, Тулуз-ский т-ры
(1955), т-р "Вьё коломбье", Париж (1956), "Олд Вик", Лондон (1959) и мн.
др.
В России "М. С." поставлена в 1825 на Моск. казённой сцене (Мария -
Львова-Синецкая, Елизавета - Борисова); в 1829 - в Большом т-ре,
Петербург (Мария-А. Каратыгина, Лейстер - В. Каратыгин). В 1835
Каратыгины гастролировали с "М. С." в Москве (Мортимера играл Мочалов).
Среди последующих пост. "М. С.": Малый т-р - 14 февр. 1886, бенефис
Ермоловой (Елизавета - Федотова, Мария - Ермолова, Лейстер - Ленский,
Мортимер - Южин), 1910 (Елизавета - Яблочкина, Мария - Пашенная,
Мортимер - Остужев); Т-р Горевой, Москва (1889), Казанский, Саратовский
т-ры (1898), т-р Лит.-художеств. об-ва (1901), Харьковский т-р под рук.
Н. Н. Синельникова (1910), Таганрогский т-р (1910), киевский Т-р
Соловцова (1914) и мн. др.
На сов. сцене: петрогр. Малый Т-р (1918), моек. Малый т-р (1922;
основные исполнители - постановки 1910), Смоленский т-р (1935), Рус.
т-ры в Махач-Кале и Орджоникидзе (1936), Ленингр. Новый т-р (1938, реж.
Бромлей;Мария-Буд-рейко), Томский т-р (1939, 1958), Каунасский т-р
(1940, реж. Даугуветис), Т-р им. Ленсовета, Москва (1940), Моск. т-р
Революции (1941, реж. Майоров, худ. Вильяме; Елизавета - Глизер),
Архангельский т-р (1952), Калининградский т-р (1954), Т-р им.
Марджанишвили (1955, реж. Кушиташвили;
Елизавета - Такайшвили, Мария - В. Анджапаридзе), Художеств, т-р
Латв. ССР (1956; реж. Смильгис, Эртнер;
Елизавета - Абеле, Мария - Берзинь), МХАТ (1957, пер. Пастернака;
Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова), Т-р драмы Литов. ССР
(Елизавета - Яцкевичюте, Мария - Купстайте, Лейстер - Каваляускас),
Сев.-Осетинский т-р (реж. Бритаева)., Оренбургский т-р (1958), Рус. т-р
в Душанбе (1959), Куйбышевский, Хабаровский т-ры (1960) и мн. др.
Издания: Первое издание "М. С." на нем. яз., Tubingen, 1801. Первая
публикация "М. С."на рус.яз., полност-ьо, в пер. А. Шишкова, в кн.:
Избранный нем. театр. T/I2, СПБ, 1831. Сов. иед.-Ш и л л e р И. X. Ф..
Собр. соч т. III, М.-Л., 1937 (пер.Б.Зоргенфрея); Ш и л л e р Ф., "Мария
Стюарт", Трагедия, пер. E. Пастернака, М., 1958 и I960.
Лит.: "Пантеон", П., 1853, кн. II, с. 33-40; "Русская мысль", М.,
1886, кн. III, с. 151-156; Ристори А., Этюды и воспоминания, пер., СПБ,
190 4; Юрьев Ю.М., Записки, Л.-М., 1948; Дурылин С. Н., Мария Николаевна
Ермолова, М., 1953; Пашенная В.Н., Искусство актрисы, М., 1954; Hoffmann
J., Schillers "Maria Stuart" und "Jungfrau" auf der Hamburger Buhne.
1801- 1848, Greifswald, 1906 (Diss.); Hadamowsky F., Schiller auf der
Wiener Buhne. 1783-1959, W., 1959, с. 107-12 139-43. А. Шн.
МАРКЕЗИ, Маркезини (Marchesi, Marche-sini), Луиджи (Лодовико) (8.
Vili. 1754-14. XII. 1829) - итальянский артист оперы (сопрано). Один из
последних знаменитых певцов-кастратов. Дебютировал на оперной сцене в
1773 в Риме. Пел в Милане, Венеции. Исполнял жен. партии в операх П.
Ан-фосси, Л. Алессандри, П. Гульельми, позже - гл. муж. сопрановые
партии в операх-сериа. В 1777 впервые выступил в т-ре "Ла Скала", в 1778
- в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь). Затем пел в Вене, Петербурге (1785-88),
Лондоне, Берлине, Мюнхене и в городах Италии. Оставил сцену в 1806. М.
обладал голосом мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой. Его
пение отличалось благородством, тонкой музыкальностью.
Партии: Маркиза Виоланта ("Притворная садовница" Анфосси), Олинт
("Деметрий" Гульельми), Эцио (о. п. Л. Алессандри), Артаксеркс (о. п.
Чимарозы), Джулио Сабино (о. п. Сарти), Ахилл ("Ахилл на Скиросе" ди
Капуа) и др.
Лит.: М о n a l d i G., Cantanti evirati celebri..., Roma, 1920. Св.
Г.
МАРЕЕЗИ, Маркези де Кастроне (Marchesi de Castrone, урождённая
-Грауман; Graumann), Матильда (24. III. 1821-17.XI.1913) - немецкая
певица и вокальный педагог. Училась у Ф. Рон-кони и М. Гарсиа-сына. В
1844-54 выступала как концертная певица в разл. странах Европы, затем
преподавала пение в консерваториях Вены, Кёльна п др. городов и в
собств. школе в Париже (осн. 1861). Была избрана в члены римской
академии "Санта-Чечилия". Представитель россиниевской вок. школы, М.
воспитала плеяду блестящих певиц, заслужив прозвище "маэстра примадонн".
Среди её учениц - С. Арнолъдсон, С. Галли-Маръе Э. Герстер, Э.
Гулъбрансон Э. Имс, Э. Калъве, К. Клафски, Н. Мелба, Р. Папир и др. Её
дочь - Б л а н ш М.
(1863-1940) была известной оперной певицей и вок. педагогом.
Соч.: Praktische Gesangsmethode, [W.], 1861; Erinnerungen aus meinem
Leben, W., 1877; пер. на англ. яз.- Marchesi and music. With an introd.
by Massenet, N. Y.-L., 1897. Св. Г.
МАРКЙЗИО (Marchisio), Барбара (6. XII. 1833- 19. IV. 1919) -
итальянская артистка оперы (контральто). Дебютировала на оперной сцене в
1856 в Мадриде. В 1857-58 выступала вместе с сестрой Карлоттой М. С
большим успехом пела в Милане (т-р "Ла Скала", 1858-59), Риме, Парме.
Гастролировала во мн. городах, в т. ч. в Москве и Петербурге (1869-71).
Одна из выдающихся певиц 19 в., М. обладала голосом прозрачного тембра,
обширного диапазона и виртуозной техникой (исполняла партии и
колоратурного сопрано: Розина, Золушка в о. п. Россини). Преподавала
пение в консерватории в Неаполе. Среди её учениц - Т. Даль Монте.
Партии: Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Джемми, Дездемона
("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини), Адальжиза, Тереза ("Норма",
"Сомнамбула" Беллини), Азучена, Ульрика, Маддалена ("Трубадур",
"Бал-маскарад", "Риголетто" Верди) и др.
Лит.: Monaldi G., Cantanti celebri del secolo XIX, Roma, [1929]; G o
r i n - M a г с h i s i o E., Le sorelle Marchisio, Mil., 1930. Св. Г.
МАРКЙЗИО (Marchisio), Карлотта (12. XII. 1835 - 28. VI. 1872) -
итальянская артистка оперы (сопрано). На оперной сцене впервые выступила
в 1856 в Мадриде. Вместе со своей сестрой Барбарой М. с успехом
выступала во мн. итал. т-рах, а также в т-рах Лондона, Парижа, Вены,
Берлина и др. городов. В 1869-71 пела в Москве и Петербурге.
Партии: Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Лукреция Борджиа (о. п.
Доницетти), Матильда, Эмилия ("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини),
Леонора, Луиза Миллер ("Трубадур" и "Сила судьбы", "Луиза Миллер"
Верди), Норма, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини) и др.
Лит. см. при ст. Маркизио Б. Св. Г.
МАРКИШ, Перец Давидович [25. XI (7.XII). 1895- 12. Vili. 1952] -
еврейский советский писатель - поэт, прозаик, драматург. Чл.
Коммунистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в 1918 как поэт.
Первая пьеса М.- "Земля" (по мотивам поэмы М. "Нит Гедайгет", 1930, б.
Т-р Корша, перевод Крути; реж. Бриль; в ролях - Блюменталь-Тамарина,
Межин-ский, Зражевский; Моск. евр. т-р) посв. революции, духовному
преображению людей. Осн. особенности творчества М. (в т. ч. и его
драматургии) - прославление интернационального братства народов,
роман-тич. восприятие героич. сов. эпохи, страстное изобличение фашизма.
Наибольшее распространение получила пьеса М. "Семья Овадис"(1937, Моск.
евр. т-р, реж. Михоэлс, худ. Тышлер; в ролях - Михоэлс, Зус-кин,
Ротбаум, Минкова). М. автор пьес: "Кто кого" (1932, моек. Камерный т-р),
"Пятый горизонт" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Пир" (1939, Моск. евр.
т-р), "Летописец Арье" (1941, Киевский евр. т-р), "Восстание в гетто"
(1947, Моск. евр. т-р, Киевский и Минский евр. т-ры). Последняя пьеса
М.-"Король Лампедузы", принятая Моск. евр. т-ром, не была поставлена: М.
был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.