<< Пред. стр. 507 (из 913) След. >>
закончил пьесу "Когда всходило солнце" (1937, не пост., изд. 1962) оборьбе киевских рабочих завода "Арсенал" за Сов. Украину.
Творчество М. имело большое значение в создании укр. сов. комедии. Он
написал пьесы: "Девушки нашей страны" (1932) о трудовом героизме
комсомольцев на строительстве гидроэлектростанции; "Дни юности" (1936) о
жизни сов. молодёжи, новой социалистич. морали; пьеса "Соло на флейте"
(1935) - острая сатира, направленная против карьеризма,
приспособленчества, политич. слепоты. Творчество М. определило важный
этап в развитии укр. сов. т-ра. Его реалистич. драматургия отражает
жизнь сов. страны. Многие пьесы М. проникнуты пафосом борьбы за новую
жизнь, утверждают коммунистич. идеи. Актуальность тематики, чёткая
идейная направленность, яркость характеристик, выразительный язык -
отличительные черты драматургии М.
Пьесы "Диктатура", "Кадры", "Девушки нашей страны" пост. впервые в
одесском Т-ре им. Октябрьской революции; "Дело чести", "Маруся Шурай",
"Соло на флейте" в харьковском Т-ре революции;
"Бастилия Божьей матери" в Т-ре им. Шевченко;
"Дни юности" в Т-ре им. Франко (в пост. автора).
В 30-е гг. пьесы М. широко ставились в т-рах Украины, Москвы,
Ленинграда и др. Они переведены на яз. народов СССР (рус., молд.,
туркм., груз., арм.).
В 50-е гг. пост. "Дни юности" (Киевский ТЮЗ, 1957), "Соло на флейте"
(Кировоградский т-р, 1957), "Светите нам, звёзды" (Ленингр. драм. т-р,
1959), "Девушки нашей страны" (Т-р им. Заньковецкой, 1958) и др.
Соч.: На фронт? л?тератури. Статт?, допов?д?, промови. 1927-37, Кив,
1962; Вибран? твори, т. 1-2, П'си, Кив, 1957.
Лит.: Сиротюк M., ?ван Микитенко. Життя ? творч?сть, Кив, 1959. р. Б.
МИКЙША, Михаил Бенедиктович (р. 26.V(7.VI). 1885)-украинский
советский артист оперы (драматический тенор), педагог. Пению обучался в
1904-09 в Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко. В 1910 - дебют в укр. т-ре Н.
К. Садовского (партия Ионтека в "Гальке" Монюшко). С 1914 М.- солист
Киевской гор. оперы, с 1923-Большого т-ра, с 1930 - Харьковского т-ра
оперы и балета. Начал свою деятельность как лирич. певец - Князь
("Русалка"), Вакула ("Черевички" Чайковского), Пётр ("Наталка-Полтавка"
Лысенко), Андрий ("Запорожец за Дунаем"). По совету Л. В. Собинова с
1919 стал выступать в драм. репертуаре. Среди лучших партий М.: Герман,
Радамес, Хозе; Рауль ("Гугеноты"), Каварадосси; Ирод ("Саломея" Р.
Штрауса), Канио и др. В 1944 оставил сцену и занимался концертной и
педагогич. деятельностью (с 1946 - проф. Киевской консерватории).
Талантливый исполнитель романсов и укр. нар. песен. Автор работы
"Практические основы вокального искусства". С. Б.
МИКК-КРУЛЛЬ, Ольга (p.l5.V.1887) - эстонская артистка оперы. В
1907-10 училась в Петербурге у А. Фострем. В 1910-38 (с перерывами) -
солистка Эст. т-ра оперы и балета, на сцене к-рого впервые в Эстонии
создала ряд муз.-сценич. образов в операх русских и зап.-европ.
композиторов.
Партии: Лола ("Сельская честь" Масканьи), Виолетта, Татьяна;
Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Аида (о. п. Верди), Розина, Тоска, Мими и
др. ?. Кыр.
МИКОЛАЙСКАЯ (Mikolajska), Халина (р. 22. III. 1925)-польская актриса.
В 1946-47 училась в Театр. студии при т-ре "Стары" (Краков), затем в
театр. школе при Краковском т-ре им. Словацкого. Дебютировала в 1946 в
Краковском т-ре им. Словацкого в роли Эвриди-ки ("Орфей" Свирщиньской).
В 1950-55- актриса т-ра "Польски"; в 1955-61-т-ра "Драматычны", в
1962тра "Народовы", с 1963 - т-ра "Вспулчесны" в Варшаве.
Роли: Дездемона; Ирина ("Три сестры"), Анна ("Грех" Жеромского, Гос.
пр., 1951), Этель ("Юлий и Этель" Круч-ковского), Рашель ("Свадьба"
Выспянского), Старуха ("Стулья" Ионеско), леди Макбет; Медея (о.п.
Еврипида), Кассандра ("Агамемнон" Эсхила) и др.
М. обладает низким голосом своеобразного тембра. Ей близки как лирич.
роли, так и трагедийные.
Выступала как режиссёр, пост. в т-ре "Драматычны" спектакли "Ивонна,
княгиня Бургундии" Гомбро-вича и "Ромул Великий" Дюрренматта. Еж. Т.
МИКОЛАЙТИС-ПУТИНАС, Винцас Юозович (р.6.1. 1893)-литовский писатель,
драматург. Учился в Петрограде, Фрибурге и Мюнхене. С 1928-профессор
Каунасского, с 1940-Вильнюсского ун-та. Акад. АН Лит. ССР (1940). Лит.
деятельность начал в 1911. Автор поэтич. и прозаич. произведений. Успех
имела драма "Сын государя" (1921, Каунасский т-роб-ва "Творцов иск-ва"),
историч. драма "Владыка" (1929). М.-П. написал также пьесы: "Кольцо и
женщина" (1926), "Развенчанная весталка" (1927), "Доктор Гервидас"
(1944) и др. Выступал с докладами и статьями о т-ре и драматургии. В. М.
МИЛАЕВ, Евгений Тимофеевич (р.22.II.1910) - артист цирка, балансёр.
Засл. арт. РСФСР (1958). В юношеские годы увлекался спортом, выступал в
концертах художеств. самодеятельности. В 1928 начал работу в цирке,
выступал в номере гимнастов на кольцах, а затем партерных акробатов. В
1950 создал номер - балансёры на двойной лестнице, исполнял вместе с
партнёрами рекордные трюки. А. Гох.
МИЛАН (Milano) - второй по численности населения город Италии (1,3
млн. жителей, 1956). В 3 в. в М. (наз. Меди оланум) имелись крытый т-р,
амфитеатр за городской стеной, цирк, к-рые были разрушены войсками
Фридриха I Барбароссы (1162). В эпоху Возрождения устраивались
представления мистерий и аллегорич. спектаклей; при дворе ставились
античные трагедии, "учёные комедии", танц. сцены. В нач. 16 в. театр.
иск-во в М. подвергается преследованиям за показ на сцене представителей
духовенства, введение любовных эпизодов и диалогов христиан с иудеями. В
60-х гг.
17 в. в М. выступала известная труппа комедии дель арте "Джелози". В
конце 16 - нач. 17 вв. работали первые постоянные т-ры "Салон Маргариты"
для привилегированных зрителей и "Т-р комедии" для горожан. В конце 17 -
нач.
18 вв. театр. жизнь М. сосредоточилась в т-рах "Реджо нуово" (б. "Т-р
комедии") и "Реджо дукале" (осн. в 1717, здесь выступал в 1770-72 юный
Моцарт). В 1778 осн. т-р "Ла Скала"- крупнейший оперный т-р Италии. В 19
в. открыты: т-р "Кар-кано" (в 1803; в 1930 здесь проходили гастроли
моек. Камерного т-ра), "Т-р короля" (в 1813), "Т-р
лирико-интернацио-нале", или "Т-р лирико" (в 1894) и др. Во всех этих
т-рах шли драм. и оперные спектакли, выступали А. Ристори, Г. Мо-дена,
Э. Росси и др. известные итал. актёры. В нач. 19 в. открылся т-р
марионеток "Фьяндо", утвердивший в кукольном т-ре новый персонаж -
Джероламо (этот т-р работает до наст. времени под назв. "Джероламо").
Значит, интерес представляет деятельность драм. т-ров:
"Т-р патриотико" (осн. в 1800, с 1805 известен как "Т-р Академии
любителей драм. иск-ва"), ставивший новые произв. итал. драматургов -
Джакозы, Капуаны и др., т-р "Фосса-ти" (осн. в 1859), популяризировавший
спектакли на миланском диалекте (здесь в 1903 пост. "Мещане" и "На дне",
в 20-е гг. 20 в.- "Гроза"). В т-ре "Мандзони" (осн. в 1872) в 1912 и
1915 делались попытки создания стабильных трупп. Здесь ставились
наиболее значит, произв. европ. и отечеств, классики, а такяе пьесы М.
Праги, Дж. Верги, Д ж. Роветты, Г. Д'Аннунцио, Л. Пиранделло и др.,
выступали Э. Дузе, Т. ди Лоренцо, И. и Э. Граматика, В. Рейтер,
гастролировали лучшие иностр. театр. коллективы.
В 1-й пол. 20 в. начали работу т-ры - "Трианон" (в 1903),. "Конвеньо"
(в 1922), "Эксчельсиор", "Одеон" (оба в 1928), Новый т-р (в 1938). Во
время 2-й мировой войны неск. т-ров было закрыто, здания нек-рых отданы
под кинотеатры (напр., т-р "Фоссати", "Эксчельсиор"), т-р "Мандзони"
разрушен во время бомбардировки города. С конца 40-х гг. М. становится
театр. центром Италии, особенно после организации постоянного
"Пикколо-театром, открывшегося спектаклем "На дне" (1947). Постоянная
труппа выступает и в т-ре "Конвеньо". В 1962 организован Центр культуры
(под рук. драматурга и критика К. Террона), ставящий своей целью
приблизить театр. иск-во к широкому зрителю. В М. издаётся лучший итал.
театр. журнал "Сипарио" ("Занавес") (с 1946). А.д, А,
МИЛАНОВА (Milanova; урожд.- Ку н ц; Кипе), Зинка (р.17.V.1906) -
югославская артистка оперы (сопрано). С 6 лет начала выступать в
концертах. В 1921-26 занималась в Загребской консерватории у певицы М.
Трнины. Артистич. деятельность начала в 1927 в Любляне, затем на
протяжении 9 лет была ведущей солисткой Загребской оперы, в 1936-37
гастролировала в Вене, Праге, Дрездене, Гамбурге, пела на Зальцбургском
фестивале (под рук. А. Тос-канини). В 1937 М. дебютировала в т-ре
"Метрополитен-опера", с к-рым связано её дальнейшее творчество. После
2-й мировой войны М. возвратилась на родину, пела также в т-рах "Ла
Скала" (1950) и "Ко-вент-Гарден" (1956-57). M.- одна из крупнейших совр.
исполнительниц опер Верди. Превосходная вокализация, многообразие
тембровых красок, страстные драматич. акценты отличают её исполнение. М.
обращалась также и к произв., требующим класспч. бель канто ("Норма"
Беллини).
Партии: Дездемона, Леонора, Елизавета ("Отелло", "Трубадур", "Дон
Карлос" Верди), Аида, Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи),
Мадлен ("Андре Шенье" Джордано).
Лит. /Rosenthal H., Sopranos of today, L., [1956 J. Над. Я.
МИЛЕВ, Гео (наст. имя и фам. - Георги Милев Касабов) [15(27).1.1895 -
15.V.1925] - болгарский поэт, театральный деятель. В 1912-14 и в 1918
занимался в Лейпциге и Берлине на реж. курсах М. Рейнхардта. В 1915
совм. с Н. Икономовым основал в г. Стара-Загора театр. труппу, где пост.
трагедию "Эдип царь" Софокла. В Нар. т-ре (София) пост. "Танец
мертвецов" Стриндберга (1920), в т-ре "Ренессанс"- "Человек-масса"
Толлера (1923). В 1925 был арестован и погиб от рук фашистов. Написал
ряд работ, посв. болг. т-ру, статьи о МХТ и др. Перевёл "Гамлета" и др.
пьесы. В режиссуре и нек-рых театр. работах М. сказались модернистские
влияния.
Соч.: Театрално изкуство. Студии, статии н критики, С., 1942.
Лит.: Пенев П., Гео Милев. Животи творчество, С., 145. П. П.
МИЛЕНИН, Семён Михайлович (p.l3.IX.1903) - советский театральный
художник. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). Учился во ВХУТЕМАСе. С 1922
начал работать как художник в т-рах Днепропетровска, Куйбышева и др.
городов. С 1936 живёт и работает в Узбекистане; до I960-гл. художник
Т-ра им. Хамзы. М. способствовал развитию узб. театр. иск-ва. Его лучшие
работы отмечены знанием фольклора и жизни узб. народа.
Спектакли: "Коварство и любовь" (1936); "Пограничники"
Билль-Белоцерковского (1937), "Отелло" (1941), "Гроза" (1938 и 1955);
"Павел Греков" Войтехова и Ленча (1940), "Гамлет" (1949); "Алишер Навои"
Уйгуна и Султанова (1945, Гос. пр. СССР, 1949), "Шёлковое сюзане"
Каххара (1952), "Сердечные тайны" Рахманова (1953), "Разбойники" (1955);
"Путеводная звезда" Яшена (1957) и др.
Лит.: Государственный ордена Ленина Академический узбекский театр
драмы им. Хамзы, Ташкент, 1957; Уварова Г. А., Узбекский драматический
театр. М., 1959, Узбекский государственный театр драмы им. Хамзы.
Творческий путь, Ташкент, 1945; Художники Советского Узбекистана,
[Ташкент, 1959]. Я. Ф.
МИЛЕНКОВ, Александр (р. 7.1.1882)- болгарский художник. Нар. художник
НРБ (1954). Окончил уч-ще рисования в Софии и ф-т фресковой живописи в
Мюнхене. С 1906 - художник-декоратор Нар. т-ра в Софии. Оформил пост.:
"К пропасти" (1907) и "Под игом" (1910) Вазова, "Големанов" Костова
(1928), "Альбена" Йовкова (1929), "Нора" (1907), "Разбойники" (1908),
"Ревизор" (1909), "Вишнёвый сад" (1910), "Гамлет" (1914), "Живой труп"
(1915), "Горе от ума" (1930) и др. Был художником первых оперных
представлений в Болгарии; оформил спектакли "Аида" и "Трубадур" (1914),
"Хованщина" (1930) и др. Декорации М. выполнены в живописном реалистич.
стиле. Димитровская пр. (1950). Сн. П.
МЙЛЗИНЕР (Mielziner), Джо (р.19.III.1901) -американский театральный
художник. Учился в Нац. Академии художеств и Академии изящных иск-в в
Филадельфии. В 1924 в "Гилд-тиэтре" (Нью-Йорк) оформил первый спектакль
- "Гвардейский офицер" Мольнара. После этого работал в разл. т-рах
Нью-Йорка. Разносторонний художник, М. создаёт реалистические ("Уличная
сцена" Раиса, 1929, "Плейхаус тиэтр") и поэтически обобщённые ("Зимний
закат" Ан-дерсона, 1935, "Мартин Бек тиэтр") декорации.
Среди лучших работ М.- оформление к спектаклю "Гилд-тиэтра" "Странная
интерлюдия" О'Нила (1928). Совм. с реж. Г. Мак-Клинтиком М. создал
спектакли:
"Семейство Бэррет с Уимпол-Стрит" Бесьера (1931, "Эмпайр тиэтр"),
"Ромео и Джульетта" (1934, "Мартин Бек тиэтр"). Был художником в пост.
пьес Теннесси Уильямса "Стеклянный зверинец" (1945, "Плейхаус-тиэтр"),
"Трамвай, называемый "Желание'4" (1947, т-р Этел Барримор), "Смерть
коммивояжёра" Миллера (1949, "Мороско тиэтр"), "Кошка на горячей крыше"
(1955, "Мороско тиэтр"). М. оформил также много муз. комедий и
обозрений. Автор статей о декорационном иск-ве совр. т-ра.
Лит.: Isaac H. R., Jo. Mielziner, "World Theatre", 1952, ј 2. К. Г.
МЙЛИАНДЕР (Miliander), Свен (10. II 1.1894 - 6.111.1959) - шведский
актёр. В 1919 окончил школу при Драм. т-ре (Стокгольм) и вступил в
труппу этого т-ра. В 1924-34 - актёр "Лоренсберг-театра" (Гёте-борг), с
1934 до конца жизни - Гётеборгского т-ра. М. успешно выступал в классич.
репертуаре: Фауст;
Кориолан, Яго, Петруччио; Освальд ("Привидения"). Но особенно полно
его дарование раскрылось в драмах Стриндберга - Йоран Перссон ("Эрик
XIV"), Хум-мель ("Соната призраков"), Поэт ("Игра мечты"), Лагерквиста -
Палач (о. п.), Йонас-Слепец ("Сон в летнюю ночь в работном доме"), Мунка
- профессор Менш ("Он сидит на кипящем котле"), граф Герт
("Йильс Эббесен"). Творч. индивидуальность М. сформировалась под
влиянием идей П. А. Линдберга об общественно-воспитат. назначении
актёра. М. аналитически раскрывал внутр. мир героев, социальные и
нравств. мотивы их поступкрв, наделяя создаваемые образы полнотой
интеллектуальной жизни, острой внешней характерностью.
Лит.: H j er n K., Teater vid Gotaplatsen, Goteborgs stadsteater,
1934-59, Goteborg, 1959. Вл. М.
МИЛЛ‚КЕР (Millocker), Карл (29.IV.1842, Вена,-31.XII.1899, Баден,
близ Вены) - австрийский композитор. Выдающийся представитель венской
классич. оперетты. М. учился игре на флейте, сначала самостоятельно, а
потом в консерватории "Об-ва друзей музыки" в Вене. С 1858 играл в
оркестре "Йозефштадттеа-тра". В 1864, по рекомендации Ф. Зуппе, стал
дирижёром т-ра "Талия" (Грац). Здесь выступил и как автор одноактных
оперетт "Гость-мертвец" и "Весёлые вязальщики" (обе в 1865). .Вернувшись
в Вену, пост. свою оперетту "Целомудренная Диана" (1867, т-р
"Гармония"). Первые произв. М. создавались под влиянием Ж. Оффенбаха.
Став в 1867 дирижёром Нем. т-ра в Будапеште, соч. и пост. здесь оперетту
"Остров женщин" (1868), написанную в традициях одноактных оперетт Зуппе.
В 1869-83 работал дирижёром т-ра "АН дер Вин" в Вене, где были пост. все
его оперетты. Популярность композитору принесли оперетты "Заколдованный
замок" (1878), "Графиня Дюбарри" (1879), "Апаюн" (1880), "Белльвильская
дева" (1881). Оперетты ((Нищий студент" (1882) и "Гаспарон" (1884)
обошли т-ры всего мира. В них с наибольшей силой выразились осн. черты
творчества М.: нац. характер музыки, щедрое использование гор. песенных
тем и танц. ритмов, лиризм и реалистич. конкретность образов. Вместе с
тем отсутствие критич. остроты, свойственной творчеству его
предшественника Зуппе, любование патриархальным венским бытом
превращают, начиная с М., "старую" венскую оперетту (в отличие от новой
школы Легара и Кальмана) в жанр нейтральный и развлекательный.
Последующие оперетты М.-"Полковой священник" (1884), "Вице-адмирал"
(1886), "Семь швабов" (1887), "Бедный Иона-фан" (1890), "Пробный
поцелуй" (1894), "Северное сияние" (1896) и др. - уже не имели прежнего
успеха. М. писал также музыку к комедиям и фарсам, шедшим в т-ре "АН дер
Вин",-"В новой Вене" по В. Сарду, "Три пары башмаков" (1871), "Дочь
ростовщика" (1873), "Упрямица" (1878) Анцен-грубера и мн. др.
Лит.: Янковский М., Оперетта, Л. - М 1937" P r eis s С., К.
Millocker, W., 1905.
МИЛЛЕР (Miller), Артур (р. 17.X.1915) -американский драматург.
Родился в семье бруклинского портного, рано начал трудовую жизнь.
Окончил -Мичиганский ун-т, где учился экономике и истории. М.-автор
социально-психологич. пьес, развивающих лучшие традиции драматургии США
20- 30-х гг. Ранние, неопубликованные пьесы "Почести на заре" и "И они
поднимаются" (1936-39) отражают проблемы классовой борьбы в США. Первая
драма, пост. в т-ре,- "Человек, которому так везло" (1944, "Форрест
тиэтр").
Известность приходит к М. с пьесой "Все мои сыновья" (1947, "Коронет
тиэтр"), в к-рой он показал конфликт между людьми, наживающимися на
войне, и людьми, осознающими свою ответственность перед обществом. Драма
М. "Смерть коммивояжёра" (1949, "Мороско тиэтр") получила в 1949
Пулицеровскую пр. В ней М. показывает трагич. крах иллюзий "успеха"
маленького человека, раскрывает его внутр. мир, используя условные
сценич. приёмы. В нар. хронике "Суровое испытание" (1953, "Мартин Век
тиэтр") о Сейлемском процессе 1692 автор борется с совр. мракобесием.
Пьесы "Воспоминание о двух понедельниках" (1955, "Коронет тиэтр"),
показывающая "отчуждение" маленького человека в "индустриальном" мире, и
"Вид с моста" (1955, там же), разрабатывающая тему отступничества и
предательства, характеризуются несколько отвлечённой трактовкой
социальных проблем. В драме "После грехопадения" (1964, Репертуарный
театр. Нью-Йорк) М. рассказывает о духовных исканиях "типичного"
человека сер. 20 в., утверждая мысль об ответственности каждого за зло,
творимое в мире. Назначение т-ра, согласно концепции М. (ст. "О
социальных пьесах", предисловие к "Собранию пьес", см. Collected
plays),- восстановить утраченную взаимосвязь личности и общества. Драма,
по мнению М., должна обращаться к общечеловеческим идеям.
Творчество М. характеризуется зоркостью художеств. видения,
гуманистич. пафосом, гражданственностью, стремлением противостоять
тенденциям модернистского "антитеатра". Пьесы М. обладают высокими
художеств. достоинствами, правдивостью, глубиной раскрытия внутр. мира
действующих лиц.
За свои смелые суждения М. неоднократно подвергался преследованиям со
стороны властей.
Пьесы М. ставятся в т-рах многих стран. В СССР пост.: "Все мои
сыновья" (Т-р им. Вахтангова, 1948;
Моск. драм. т-р, 1958); "Смерть коммивояжёра" (Ле-нингр. т-р драмы
им. Пушкина, 1959; МХАТ, 1960);
"Вид с моста" (Моск. драм. т-р, 1959); "Сейлемские ведьмы" ("Суровое
испытание") (Моск. драм. т-р им. Станиславского, 1962) и др.
Соч.: The man who had all the luck, в кн.: Cross-section. A
collection of new American writing, N. Y., [1944]; Collected plays, N.
Y., 1957; The misfits, N. Y., [1961]; The shadows of the gods: a
critical view of the American theatre, "Harper's Magazine", 1958, v.
217, с. 35-43; в рус. пер.- Все мои сыновья.- Смерть
коммивояжера.Суровое испытание.- Вид с моста, М., 1960 (вступ. статья
Минц Н., с. 3-15).
Лит.: Эйшискина Н., Артур Миллер, в сб.: Современная зарубежная
драма, М., 1962, с. 13-62; "Иностранная литература", 1957, ј 8, с.
184-190; G a s s n e r J., The theatre at the crossroads..., N. Y.,
1960; Welland D., Arthur Miller, Edinb.- L., [1961 ]. Г. З.
МЙЛЛО (МШо), Матеи (24.XI.1814-1896) - 'py'-мынский актёр и
драматург. Учился в Академии в Яссах. С 1848 был директором и актёром
т-ра Ко-поу в Яссах. В 1835 сблизился с "Т-ром товарищества", где пост.
свои сатирич. пьесы: "Поэт-романтик" и "Постельничий Сандру Куркэ"
(1835). В 1857 сформировал собств. труппу и выступал с ней в Бухаресте и