<< Пред. стр. 512 (из 913) След. >>
М. Бхаттачарьи. С 1936 выступает в проф. труппах. В 1943 - один издеятелей Ассоциации индийских народных т-ров (ИПТА). С 1950 возглавляет
калькуттскую труппу "Бохурупи", выступает как исполнитель ведущих ролей
и режиссёр. Творчество М. способствовало утверждению в инд. т-ре
реалистич. тенденций, его сценич. образы отличаются тонким
психологизмом. Труппа М. ставит пьесы индийских ("Патхик" Тулси Лахира,
"Висарджан", "Красные олеандры" Тагора и др.) и зап.-европ. классич.
драматургов. В 1959 М. присуждён приз Инд. академии драмы и музыки за
лучшую режиссуру. Снимается в кино, выступает и как кинорежиссёр. Мел.
Б.
???????????(???????????), Димитри [18.11 (1.???).
1896-2.XI.1960]-греческий дирижёр. Почётный член Афинской академии (с
1933). Учился в Афинской консерватории; преподавал композицию. В 1937
эмигрировал в США. В 1949-59 ?. - дирижёр Нью-йоркского филармонич.
оркестра, в 1954-58- т-ра "Метрополитен-опера". Выступал на
Флорентийском, Зальцбургском фестивалях, в Милане (т-р "Ла Скала"), Вене
(Гос. опера) и др. городах. В оперном репертуаре М. были произв. В. А.
Моцарта, К. Монтеверди, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ф. Бу-зони, Р. Штрауса,
А. Берга, М. Равеля, Д. Мийо, С. Барбера, оперы "Евгений Онегин", "Борис
Годунов" и др. Широта вкусов, скрытый темперамент в сочетании с тонким
чувством стиля отличали исполнение М. Автор оперы "Сестра Беатриса"
(1920, Афинская консерватория), музыки к спектаклям, симф. и др. произв.
Юл. М.
МИТРОФАНОВ, Лев Иванович (p.27.IV.1927)- русский советский драматург.
Окончил Моск. юри-дич. ин-т (1948), Лит. ин-т им. Горького и Высшие лит.
курсы в Москве. Первая пьеса - "Рождённые временем" (более известна под
назв. "Сердца должны гореть", М., 1957) - посв. труду строителей
гидроэлектростанции. Среди пьес М.: "Сибирская новелла" (1961), "Пути,
которые мы выбираем" (1959), "Тысяча вторая ночь" (1962, Моск. т-р им.
Гоголя), "Пятна на солнце" (1963, Моск. т-р им. Ермоловой) и др. Ведущая
тема драматургии М.- романтика трудовых будней сов. людей, их характеры.
Соч.: Сто часов, М., 1960; Море отважным! ("Море зовет"), М., 1960;
Сибирская новелла, М., 1961; На пороге жизни, М., 1961; Счастливая, М.,
1961; Тысяча вторая ночь, М., 1962;
Солдаты без оружия ("Экстренный вызов"), М., 1963; Одноактные пьесы:
Аннушка, М., 1962 (совм. с С. Щировой); Невеста, М., 1963. 4. J37
МЙТТЕРВУРЦЕР (Mitterwurzer), Франц (16.?. 1844-13.II.1897) -
австрийский актёр. С 18 лет играл в провинц. т-рах. В 1867 Лаубе
пригласил М. в "Бургтеатр", а в 1869 они оба перешли в Лейпциг-ский т-р.
В 1871 М. возвратился в "Бургтеатр", но вскоре перешёл в Гор. т-р Вены,
в 1884 руководил "Карлстеатром", в 1886-92 гастролировал в Германии,
Голландии. США. С 1894 - снова в "Бургтеат-ре". М.- один из наиболее
демократических актёров Австрии конца 19 в. Частая смена театр.
коллективов во многом объясняется постоянной неудовлетворённостью М.
бурж. т-ром. Актёр обладал огромным темпераментом, лёгкой возбудимостью,
иск-вом импровизации, достигал полного перевоплощения. Динамичный жест,
гибкий и широкий по диапазону голос, виртуозная мимика - характеризуют
иск-во М.
Лучшие роли: Шейлок, Яго, Ричард III, Франц Моор, Гамлет; Мефистофель
("Фауст" Гёте). М. проявил склонность к гротеску в ролях Вурма
("Коварство и любовь"), Калибана ("Буря" Шекспира), Галомира ("Горе
лжецу" Грильпарцера). В последние годы жизни играл в драмах Ибсена:
Яльмар, консул Берник ("Дикая утка", "Столпы общества").
Лит.: Laube H., Das Burgtheater, 2. Aufl., Lpz., 1891; Bahr H.,
Mitterwurzer in Wiener Theater, W., 1899;
Burckhard M., Mitterwurzer, W.-Lpz., 1906.
Л. Лоб. МИТЧЕЛЛ (Mitchell). Лэнгдон (17.II.1862-21.?. 1933) -
американский драматург. Прославился своей сатирич. комедией
"Нью-йоркская идея" (1906, т-р "Лирик", Нью-Йорк), где зло высмеял нравы
амер. высшего об-ва, его легкомысленное отношение к вопросам брака и
морали, самонадеянность и напыщенность. Пьеса М. пользовалась большой
популярностью в США в нач. 20 в., пост. также в Берлине М. Рейнхардтом
(1916, т-р "Каммершпиле"); переведена на европ. языки.
М., принадлежит ряд инсценировок: "Бекки Шарп" по роману Теккерея
"Ярмарка тщеславия" (1899, "Фифт авеню т-р", Нью-Йорк), "Майор
Пенденнис" по о. п. Теккерея (1916, "Крайтирион т-р", Нью-Йорк) и др.,
статьи о т-ре.
Читал курс лекций и вёл семинар по драматургии в Пенсильванском ун-те
(с 1928 - профессор), /f. Б.
МИХАЙЛИЧ‚НКО, Ирина Гавриловна (р.б.ХП. 1921) - украинская советская
артистка балета. Засл. арт. УССР (1953). В 1930-39 училась в Бакинском
хореографич. уч-ще, по окончании к-рого дебютировала в Т-ре оперы и
балета им. Абая (Алма-Ата) в партии Царь-Девицы ("Конёк-Горбунок"),
затем работала в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку, 1941-50). С
1950 - ведущая танцовщица Одесского т-ра оперы и балета.
Партии: Одетта-Одиллия, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Эсмеральда; Китри
("Дон Кихот"), Раймонда, Жизель, Тао Хоа; Параша ("Медный всадник"),
Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Олеся (о. п. Русинова) и др. Ст. М.
МИХАЙЛОВ, Александр Семёнович (р. 1 .IX .1910) - сов. режиссёр. Засл.
деят. иск-в РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1929
поступил в студию Рабочего т-ра Пролеткульта в Москве.
В 1940 окончил ГИТИС (курс В. Г. Сахновского). М. работал режиссёром
и гл. режиссёром т-ров Томска, Костромы, Волгограда, Куйбышева, Перми,
Ташкента. С 1962 - гл. режиссёр Т-ра им. Камала (Казань).
Спектакли: "Старик" Горького, "Оптимистическая трагедия" (Томск,
1940-41); "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" Островского, "Солдаты
Сталинграда" Вирты (Кострома, 1943- 1945), "Под каштанами Праги",
"Русский вопрос" Симонова, "Дядя Ваня"; "Калиновая роща" Корнейчука
(Волгоград, 1945-51), "Укрощение строптивой"; "Любовь на рассвете"
Галана, "Огненный мост" Ромашова (Куйбышев, 1954-55), "Кремлёвские
куранты", "Гамлет", "Бронепоезд 14-69";
"Товарищи романтики" Соболя (Пермь, 1954-60), "Враги";
"Мы не были родными" Бикчурина (т-р им. Камала). X. К.
МИХАЙЛОВ, Борис (наст. имя и фам.- Борис Михайлов Лазарев) (р.
1.1.1893)-болгарский актёр. Нар. арт. НРБ (1963). Окончил драм. уч-ще О.
Кёнига в Мюнхене. С 1913 - актёр т-ра "Кам-мершпиле" в Берлине. В
1913-14 по приглашению М. Рейнхардта выступал в "Немецком т-ре", позжев
т-рах "Каммершпиле", "Фольксбюне", "Берлине? театр".
В Берлине сыграл роли Протасова ("Живой труп"), Шута ("Сон в летнюю
ночь"), Освальда; Каплана фон Миголски ("Молодость" Хальбе), Маркиза
Позы ("Дон Карлос") и др.
В 1932, вернувшись в Болгарию, стал актёром Нар. т-ра в Софии.
Роли: Исаак ("Иванко" Друмева), Веселгоф ("Разведка" Стрелкова),
Михаил Скроботов, Суслов ("Враги", "Дачники"), Конрад ("Дзяды"
Мицкевича), Гамлет; Филипп II, Вурм ("Дон Карлос", "Коварство и любовь")
и др.
Иск-во М. остро интеллектуально. Созданные им образы отличаются
психологич. проникновенностью, трагизмом или подчёркнутой ироничностью,
виртуозной техникой. Выступает с художеств. чтением. Преподаёт технику
речи в Высшем ин-те театр. иск-ва им. К. Сарафова в Софии (с 1955проф.).
В 1920-е гг. снимался в кино. Димитр. пр. (1950). Р. Р.
МИХАЙЛОВ, Василий Ананьевич (1898-1961)- русский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1960). С 1919 - на проф. сцене; работал в т-рах Урала,
Узбекистана, Кавказа. С 1939 - актёр Куйбышевского т-ра им. Горького. М.
был характерным актёром, в его иск-ве яркая театральность сочеталась с
глубоким чувством правды, простотой и естественностью сценич. поведения.
Роли: Царь Фёдор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Лука, Шмага;
Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Бурмин ("Парень из
нашего города"); Свеколкин ("Обыкновенный человек" Леонова), Ломов
("Дачный тупик" Тумановской и Тарасова), Тристан ("Собака на сене" Лопе
де Вега), Счастливцев; Перчихин ("Мещане"), Васька Окорок ("Бронепоезд
14-69"), Авдей Спиридонович ("Свадьба с приданым" Дьяконова) и др.
Лит.: Широков А., Поэзия человеческой простоты, "Театр", 1962, ј 11.
А. Шн.
МИХАИЛОВ, Максим Дормидонтович [р. 13(25). VI II.1893] - русский
советский артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1940). С 1909 пел в церк.
хорах. Учился у известных оперных певцов Ф. А. Ошустовича (1913,
1922-23, Казань) и В. В. Осипова (1924-29, Москва). В 1929-32 - солист
Всесоюзного радиокомитета, с 1932 - Большого т-ра. Пел преимущественно в
рус. клас-сич. операх (первая партия - За редкий в "Евгении Онегине").
Не имея законченного вок. образования, М., уже будучи артистом т-ра,
благодаря упорной, тщательной работе, приобрёл опыт и мастерство.
Особенно удавались артисту партии эпич. характера: Кончак ("Князь
Игорь"), Пимен ("Борис Годунов"), Варяжский гость ("Садко"). Центр,
место в творч. биографии М. занимает партия Ивана Сусанина (о. п.
Глинки, 1939; Гос. пр. СССР, 1941), в к-рой артист создал образ простого
рус. крестьянина-патриота, исполненный сурового эпич. величия. Ярким
комизмом и мягкостью отличалось исполнение партии Чуба ("Черевички"
Чайковского, 1941; Гос. пр. СССР, 1942). Выступал также как исполнитель
русских народных песен.
Др. партии: Светозар ("Руслан и Людмила"), Мельник;
Дед Мороз, Собакин ("Снегурочка", "Царская невеста"), Варлаам ("Борис
Годунов"), Гремин ("Евгений Онегин"), Фрол Дамасков ("Поднятая целина"
Дзержинского) и др.
Лит.: Кузнецова А., Максим из Кольцовки. Повесть, Чебоксары, 1959;
Большой театр. М., Музгиз, 1958, с. 04. Г. Бал.
МИХАЙЛОВ (Зильберштейн), Михаил Иванович (1860-1929)- русский артист
оперы (лирич. тенор). В 1878-82 учился в Моск. консерватории у Дж.
Гальвани, затем-в Италии. В 1882-84 пел в Киеве и Тифлисе. В 1884-96 -
солист Мариин-ского т-ра в Петербурге. В 1896 организовал оперную
труппу, с к-рой гастролировал по России. С 1900 жил в Петербурге,
занимался педагогич. деятельностью. М. обладал прекрасным бель канте (по
красоте звука голос М. сравнивали с голосом Мазини). М.- первый
исполнитель партии Ленского в Мариин-ском т-ре.
Партии: Рауль, Васко да Гама ("Гугеноты", "Африканка" Мейербера),
Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст (о. п. Гуно и "Мефистофель"
Бойто), Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Альмавива, Радамес и др.
Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера.
1890-1910, Л.- М., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета
им. С. М. Кирова (б. Мариин-ский), Л., 1941. д.. Ив.
МИХАЙЛОВ, Николай Фёдорович (р.З.XII.1902)- русский советский актер и
режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1953). В 1924-26 учился в Ленингр. ин-те
истории иск-в, в 1920-25- актёр Ленингр. Большого драм. т-ра. В 1925-30
работал в ЛенТЮЗе. В 1930-32 М. был командирован с группой актёров
ЛенТЮЗа для организации Новосибирского ТЮЗа (впоследствии работал там в
1935-38 художественным руководителем), пост. спектакли: "Винтовка ј492
11б" Крона (1930), "Аул Гидже" Шестакова (1931), "Музыкантская команда"
Дэля (1935), "Синяя птица" Метер-линка (1936), "Дубровский" по Пушкину,
"Серёжа Стрельцов" Любимовой (оба - в 1937), "Правда" Корнейчука (1938).
С 1938 М.- актёр и режиссёр Новосибирского т-ра "Красный факел".
Романтич. актёр, М. играл гл. обр. героич. роли. Роли: Луконин
("Парень из нашего города"); Воропаев ("Счастье" Павленко), Антипа Зыков
("Зыковы"), Яков Богомолов (о. п. Горького), Майоров ("Глубокая
разведка" Крона), Гамлет, Чацкий; Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейре-ду),
Шоу ("Милый лжец" Килти) и др.
Пост.: "Женитьба Фигаро" (1940), "Русский вопрос" (1947), "Последняя
жертва" (1948); "Два лагеря" Якобсона
(1950), "Светлая" (1954) и "Иван Буданцев" (19 56) Лаврентьева,
"Битва в пути" по о. п. Николаевой (1959), "Не называя фамилий" Минко
(1953), "Оптимистическая трагедия" (1957). Лит.: Образцова А., Н.
Михайлов - Гамлет, "Театр", 1957, ј 11. Э. К.
МИХАЙЛОВ, Павел Васильевич (p.7.VII.1908)--русский советский актёр.
Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1927-29 учился
в драм. студии им. Н. Н. Ходотова в Ленинграде и одновременно играл в
Ленингр. т-ре при ЦДИ. В 1930-33- актёр Ленингр. Большого драм. т-ра, в
1933-36, 1939-41 и с 1944- Одесского рус. т-ра им. Иванова и др.
М. исполнял роль В. И. Ленина в трилогии Н. Ф. Погодина "Человек с
ружьём", "Кремлёвские куранты", "Третья патетическая" и в пьесе Строгова
"Финал".
Роли: Жадов; Робинзон, Маргаритой ("Бесприданница", "Поздняя любовь"
Островского), Лопахин ("Вишнёвый'сад"), Астров, Швандя; Смит ("Русский
вопрос"), Жухрай ("Как закалялась сталь"); Гай ("Мой друг" Погодина),
Лёвшин ("Враги"), Лир и др. р. Б.
МИХАЙЛОВА, Варвара Михайловна (1741-ок. 1790)- русская артистка
балета. В 1760 окончила Петерб. танцевальную школу, где училась у А.
Сергеева (Баскакова) и А. Топоркова. С 1758 выступала на сцене
придворного т-ра в Ораниенбауме в спектаклях балетм. А. Ринальди
(Фоссано) и Ф. Кальцеваро. С 1762- ведущая танцовщица петерб. балетной
труппы. Была партнёршей известного рус. танцовщика Т. С. Бубликова. М. с
одинаковым успехом выступала в драматич., полухарактерных и комич.
партиях. Её танцу были присущи изящество, живая выразительность. В 1779
перешла на мимич. партии. В 1779- 1785 преподавала в Петерб. театр.
школе. Среди учениц М.- известные танцовщицы Е. Зорина и М. Грекова.
Партии: Купидон ("Отмщевающий бог любви" Старцера), Волшебница
("Армида и Ренольд") и Венера ("Еней и Ла-винир") Раупаха и др.
Лит.: Архив Дирекции Императорских театров, вып. 1, СПБ, 1892;Штелин
Я., Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935.
МИХАЙЛОВСКИЙ, Николай Николаевич (1874- 28.XII.1923)- русский актёр и
антрепренёр. Сын публициста-народника Н. К. Михайловского. В 1899 с
труппой артистов Александрийского т-ра ездил на гастроли в Варшаву. В
том же году (по рекомендации М. И. Писарева) был принят в МХТ, где
работал до 19Q1. В 1901-10 служил в Риге в труппе К. Н. Незлобина. В
дальнейшем занимался антрепренёрской деятельностью: Рига (Рус. гор. т-р,
1910-13), Одесса (т-р Сибирякова, 1913-16), Тифлис (1917).
Роли: Тетерев ("Мещане"), Банкир ("Звезда нравственности"
Протопопова), Давид Лейзер ("Анатэма" Андреева). А. К л.
МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР - театр в Петербурге. Сооружён арх. А. П. Брюловым
в 1831-33, в 1859 капитально перестроен арх. А. К. Кавосом. Открылся 8
нояб. 1833 (балет "Амур в деревне", водевиль "Знакомые незнакомцы" П.
Каратыгина). Здание т-ра первоначально использовалось гл. обр. как
концертный зал, в нач. 60-х гг. в нём проходили гастроли артистов итал.
оперы, нем. драм. труппы, франц. оперетты. С конца 70-х гг. (до февр.
1917) здесь играла постоянная франц. труппа. М. т. был предназначен для
придворно-аристократич. кругов, дипломатич. корпуса и живших в
Петербурге иностранцев. Дирекция имп. т-ров тратила на М. т. значит,
часть своего бюджета в ущерб остальным т-рам. Репертуар М. т.
определялся в осн. модными новинками парижской сцены. Здесь ставились
пьесы А. Дюма-сына, В. Сарду, Э. Ростана, Ж. Порто-Риша, А. Батая и др.,
реже - классич. произведения франц. драматургии - Мольера, Бомарше,
Гюго. В М. т. в течение длит. времени играли выдающиеся франц. актёры -
Г. Режан, С. Гитри, Б. Коклен и др. Труппа М. т. считалась одной из
лучших франц. трупп в Европе. В 1894 во время переделки Мариинского т-ра
в М. т. давались оперные спектакли (продолжались до 1898). В 1911-17 на
сцене М. т. в дни, свободные от представлений франц. труппы, шли по
сниженным ценам спектакли Александрийского т-ра для учащейся молодёжи
(постановки классич. пьес). С 1918 здание М. т. было передано филиалу
Гос. академич. т-ра оперы и балета. В 1920 в нём начал работать т-р
Комич. оперы, впоследствии переименованный в Ленингр. гос. академич.
Малый оперный т-р.
МИХАЙЛОВ-СТОЯН, Константин Иванович (1851- 14.VI.1914)- болгарский
артист оперы (лирич. тенор), режиссёр, педагог, музыкально-общественный
деятель. Музыке учился в Петерб. консерватории. Сценич. деятельность
начал в Симферополе, в опереточной труппе. В 1888-90 и в 1897-98
М.-С.-артист Большого т-ра, в 1893-94 пел в Мариинском т-ре. Выступал
также в оперных т-рах Киева, Одессы, Саратова. Был вок. педагогом в
Вильне (Вильнюс), директором муз. уч-ща в Ростове-на-Дону, возглавлял
оперное товарищество, выступавшее в Керчи, Смоленске, Витебске. Был
первым исполнителем партии Канио в России. П. И. Чайковский высоко ценил
исполнение М.-С. партии Германа. Оставил ряд теоретич. и практич. работ
по иск-ву пения. В 1908 при содействии передовых представителей рус.
культуры и Болг. муз. союза организовал в Софии товарищество "Болгарска
оперна дружба", к-рое послужило основой для развития нац. муз. т-ра.
Первым в Болгарии пост. неск. рус. классич. опер. Был собирателем и
пропагандистом песенного творчества слав. народов.
Партии: Ленский, Трике ("Евгений Онегин"), Дефорж ("Дубровский"
Направника), Князь ("Русалка"), Ерошка ("Князь Игорь"), Княжой дурак
("Рогнеда" Серова), Жермон ("Травиата"), Фауст, Тангейзер и др.
Соч.: По въпроса за основаване българска народна опера, София, 1907;
Исповедь тенора, т. 1-2, М., 1895-96;
Наш театр и его нужды, М., 1901; Глинка и Пушкин в "Руслане и
Людмиле", 3 изд., СПБ, 1904; История и пророчество в "Руслане и
Людмиле", СПБ, 1904; Судьбы России в "Руслане и Людмиле", 4 изд., Пб.,
1905; Законы вокальности, 5 изд., М., 1912.
Лит.: Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950. гл.
XII; Михаил ов-Стоян. (Некролог), "Музыка", 1914, ;ј 190- А. Ив.
МИХАЛКОВ, Сергей Владимирович [р.28.II (12. III).1913]- русский
советский поэт и драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1950. Лит.
деятельность начал в 1928. Автор многочисл. стихов, басен, песен.
Выступает как драматург. Пьесы М. для детей ставились в Центр, детском
т-ре - "Коньки" (1939), "Весёлое сновидение", "Особое задание" (обе - в
1946), "Красный галстук" (1947), "Я хочу домой" (1949;
Гос. пр. СССР, 1950), "Сомбреро" (1957), "Забытый блиндаж" (1963), в
Моск. т-ре юного зрителя - "Зайка-зазнайка" (1951, 1961), "Чужая роль"
(1955); в 1938 в Госцентюзе -"Том Кенти".
В пьесах М. говорится о мужестве и патриотизме сов. юношества, о
пионерской чести, о связи подрастающих поколений с героическими
традициями революц. народа. М. принадлежат также комедии и драмы. Ряд
его пьес написан в жанре острой сатирической комедии -"Раки" (1953,
Т-рим. Вахтангова, Ленингр. т-р Комедии), "Охотник" (1955, Ленингр. т-р
им. Ленсовета), "В одном купе" (1955, Т-р им. Станиславского), "Дикари"
(1958, Моск. т-р им. Ермоловой), "Памятник себе" (1959, Моск. т-р
Сатиры), "Эцитоны бурчелли" (1961, Моск. т-р им. Ермоловой). В комедиях
М. высмеиваются отдельные пережитки прошлого, утверждаются законы новой
морали. М. автор ряда драм: "Илья Головин" (1949, МХАТ), "Потерянный
дом" (1950, ЦДКЖ), "Осторожно, листопад" (1961, Т-р им. Моссовета) и др.
Пьесы М. сценичны, действенны. Он-автор либретто опер "Проданная
невеста" Сметаны (1948, Большой театр), "Чёрт и Кача" (1955, Т-р оперы и
балета, Пермь). М. также много работает в кино. По его сценариям пост.
ряд игровых и мультипликационных фильмов.
Написал сценарии к фильмам "Фронтовые подруги" (Гос. пр. СССР, 1942),
"У них есть Родина"; является гл. редактором всесоюзного сатирич.
киножурнала "Фитиль". М.-член Советского комитета защиты мира. Гос. пр.
СССР (1940) за стихи для детей.
Соч.: Пьесы для детей, М., 1953 (см. предисл. К. Парамоновой -
Детская драматургия С. В. Михалкова); Семь комедий, М., 1961.
Лит.: Солодарь Ц., Большая драматургия для маленьких зрителей, "Новый
мир", 1949, ј 11, с. 228-31;
Фролов В., Сергей Михалков, "Октябрь", 1958, ј 1, с. 194-204. Вл. П.
"МИХАСЫЮДГОРНЫЙ"- опера К.-К.Тикоцкого, либр. П. У. Бровки. Первая
белорусская советская опера. Пост. 10 марта 1939 Белорус. т-ром оперы и