<< Пред.           стр. 513 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 балета (дирижёр Шнейдерман, пост. Литвинова, худ. Матрунин; Михась -
 Лапин, Марыся - Александровская, Анищук - Муромцев), в 1940 опера была
 показана (во 2-й ред.) на Декаде белорус. иск-ва в Москве (дирижёр
 Шнейдерман, реж. Златогоров, худ. Волков, балетм. Муллер, хормейстер
 Вольский; Михась - Лапин, Марыся - Александровская, Мартын - Засецкий,
 Ганка - Волчанецкая, Дмитрок Закревский - Денисов, Анищук - Муромцев,
 Игнат Закревский - Ктиторов). В 1957 - новая пост., в новой редакции,
 там же (дирижёр Абрамис, пост. Александровской, худ. Масленников,
 хормейстер Приселков, балетм. Дречин, Узунова, Хираско;
  Михась - Никольский, Марыся - Шимко, Дмитрок Закревский - Глазов,
 Ганка - Галушкина, Анищук - Бражник, Апочко - Вдовиченко, Игнат
 Закревский - Лубяной, Мартын - Лазарев), ff, Гр.
  МИХЕЛЬСбН, Александр (16.XII.1875-20.III. 1917)- латышский актёр.
 Брат актрисы Б. Румни-епе. С 9 лет участвовал в спектаклях Рижского
 латыш. т-ра. В 1894 стал актёром этого т-ра. В 1915-16 работал в
 петрогр. Новом латыш. т-ре. Вначале играл комедийные роли. Впоследствии
 пользовался успехом в трагедийных ролях: Лир (1903); Роплайнис ("Блудный
 сын" Блаумана, 1908), Шейлок (1910), играл и комедийные роли - Абрам
 ("Дни портных в Силмачах" Блаумана, 1902). Игра М. была неровной, но
 творчество его отличалось многообразием выразит, средств, глубоким и
 сильным выражением человеческих страстей. К. К.
  МИХЕЛЬСбН, Арвид (23.X.1886-14.X. 1961)- латышский советский актёр.
 Засл. арт. Латв. ССР (1955). Род. в Риге в рабочей семье. С 1906
 участвовал в любительских спектаклях. В 1911 стал актёром Рижского
 латыш. т-ра. После Окт. революции М. выступал в драм. коллективах латыш.
 стрелков на фронтах гражд. войны. С 1921 работал в Латв. Художеств,
 т-ре. М.- один из лучших латыш. комедийных актёров.
  Роли: Дидзис ("Вей, ветерок!" Райниса, 1929), Санчо Панса
 ("Дон-Кихот" по Сервантесу, 1924), Расплюев ("Свадьба К речинског о"
 Сухово-Кобылина, 1950), Губернатор ("Мёртвые души" по Гоголю, 1952). Под
 псевдонимом Рутку Тевс выступал как прозаик и драматург ("Мятежная
 Рига", 1931, одноактные комедии). Опубликовал материалы по истории
 латыш. т-ра. f( f{
  МИХН‚ВИЧ, Пётр Герасимович [р.9 (22).X.1901 ]- украинский советский
 актёр. Нар. арт. УССР (1957). В 1925 закончил Киевский муз.-драм. ин-т и
 был принят в труппу Т-ра им. Франко. С 1931- актёр Харьковского т-ра
 Революции (с 1937- Т-р им. Ленинского комсомола), к-рый в 1940 переведён
 в Черно-вицы (ныне Черновицкий т-р им. Кобылянской). Характерный актёр
 широкого творч. диапазона, М. создал ряд драматич. и комедийных образов,
 отмеченных мастерством перевоплощения.
  Роли: Галушка, Голота ("В степях Украины", "Правда" Корнейчука),
 Тодор Гуцуляк ("Весенний поток" Прокопенко), Онуфрий, Андронати
 ("Земля", "В воскресенье утром зелье собирала" по Кобылянской), Протасов
 ("Дети солнца"), Тит Халява ("Вий" по Гоголю), Сердюк ("Иркутская
 история" Арбузова), Де Сильва ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Городничий;
 Годун ("Разлом") и др. Снимается в кино. Б. Кор.
  МИХбЭЛС (наст. фам.- В о в с и), Соломон Михайлович
 [4(16).III.189013.I.1948]- еврейский советский актёр, обществ, деятель.
 Нар. арт. СССР (1939). Проф. (1943). Род. в г. Двинске. Учился в
 Киевском коммерч. ин-те и на юридич. ф-те Петерб. ун-та. В 1919 поступил
 в Евр. театр. студию в Петрограде, на основе к-рой был создан Моск. евр.
 камерный т-р, позднее - Гос. евр. т-р. М. был актёром, режиссёром, а с
 1929художеств. руководителем этого т-ра.
  Среди актёрских работ М.: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1-й вариант -
 1919, 2-й - 1922), реб Алтер ("Мазлтов" Шолом Алейхема, 1921),
 Менахем-Мендель ("Агенты" Шолом Алейхема, 1921, нов. пост. -"Человек
 воздуха", 1927, эту же роль играл в фильме "Еврейское счастье"), Гоцмах
 ("Колдунья" Гольдфадена, 1922), Шимеле Сорокер ("200 тысяч" Шолом
 Алейхема, 1923), Бадхен ("Ночь на старом рынке" Пе-реца, 1925), Вениамин
 III ("Путешествие Вениамина III" Менделе-Мойхер-Сфорима, 1927), Глухой
 (о. п. Бергельсона, 1930), Юлис ("Четыре дня" Даниэля, 1931), Лир
 (1935); Зейвл Овадис ("Семья Овадис" Маркиша, 1937), Тевье-молочник (о.
 п. Шолом Алейхема, 1938). С нач. 30-х гг. М. занимался режиссурой.
 Пост.: "Четыре дня", "Суламифь" (сценарий М., стихи С. Галкина, 1937),
 "Семья Овадис", "Тевье-молочник"; "Блуждающие звёзды" по Шолом Алейхему
 (1941), "Фрейлекс" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Леса шумят"-Линь-кова и
 Пантелеева (1947).
  М.- крупнейший деятель сов. театр. иск-ва. Его сценич. создания
 отличались философской глубиной, страстным гражд. темпераментом,
 мужеств. гуманизмом, остротой и монументальностью формы. Образы М. были
 иногда парадоксально сложны по своей идейной концепции. Вместе с тем
 творчество его отличалось ясной и органич. образностью. Как актёру и
 режиссёру М. была свойственна способность метафорич. мышления. В течение
 мн. лет М. играл комич. роли "маленьких людей", обитателей захудалых
 местечек, задавленных затхлым и причудливым бытом черты оседлости. Но
 уже в первых своих ролях - бытовых и комич. персонажах (Менахем-Мендель,
 реб Алтер, Гоцмах) М. передал чувство собств. достоинства, стремление
 духовно подняться над убогими условиями окружающей жизни. Это особенно
 остро выразилось в образе евр. Дон Кихота - Вениамина III. В конце 20 -
 нач. 30-х гг. в творчестве М. одновременно усиливаются и нар., и трагич.
 мотивы. Уже в спектакле "Глухой" в образе старого евр. рабочего,
 мстившего хозяину за поруганную честь дочери, наметилась та большая
 трагич. тема, к-рая затем широко раскрылась актёром в "Короле Лире" и
 "Тевье-молочнике". По-новому осмыслив трагедию Шекспира, М. истолковал
 её как трагедию-притчу о познании социальных противоречий
 действительности. Его Лир был старым скептиком-философом, поставившим
 себя вне общепринятых человеческих отношений, затеявшим дерзкий и
 рискованный эксперимент. Считая трагич. виной Лира его удаление от
 реальности в мир абстрактных идей, М. показывал полный трагич.
 противоречий путь человека к освобождению от власти субъективных и
 отвлечённых представлений. Народные, героич. мотивы творчества М.
 проявились с новой силой в роли Тевье-молочника. Мастер жеста и слова,
 М. обладал выразительной почти скульптурной пластичностью, придававшей
 черты театральности даже бытовым персонажам.
  Режиссёрское дарование М. наиболее полно проявилось в спектакле
 "Фрейлехс" - синтетич. по форме, отличавшемся остротой идейного замысла
 и импровизац. виртуозностью. Созданный по мотивам евр. муз. фольклора,
 этот спектакль в то же время был пронизан совр. мироощущением.
  М. был и теоретиком т-ра. В своих статьях и лекциях о театр. иск-ве
 он защищал т-р страстной философской мысли, яркой и смелой образности.
 Вёл преподавательскую работу в з-ще при Моск. евр. т-ре.
  Соч.: Статьи. Беседы. Речи, М., 1960.
  Лит.: Гринвальд Я., Михоэлс, М., 1948; Новицкий П., Михоэлс, в кн.:
 Образы актёров, М., 1941;
  Фрейдкина Л. М., Король Лир в Московском государственном еврейском
 театре, [М.], 1935. f}, 3.
  МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz), Адам [24.XII.1798, Зао-се
 (Белоруссия),-26.XI.1855, Константинополь] - польский поэт, драматург,
 публицист и политический деятель. Родоначальник рево-люц. романтизма в
 польск. литературе. М. род. в обедневшей шляхетской семье. В 1815-19
 учился в Виленском ун-те. Окончив в 1819 исто-рико-филологич. ф-т, был
 до 1823 учителем в Ковно (Каунас). Принимал активное участие в
 конспиративной деятельности "Об-ва филоматов", стремившихся к политич.
 возрождению Польши; в 1823 был арестован и выслан в
  Россию, где сблизился с прогрессивными кругами рус. общества, с
 декабристами. К 1826 относится знакомство и начало дружбы М. с Пушкиным.
  Вслед за первым томом поэтических произведений М., изданным в 1822 в
 Вильно (Вильнюс), в 1823 вышел второй том, куда вошли II и IV части
 драматич. поэмы "Дзяды". Фрагменты неза-конч. I части "Дзядов"
 (названной в подзаголовке "Зрелищем") впервые были опубл. в 1860. III
 часть "Дзядов", созданная под впечатлением польск. нац.-освободит,
 восстания 1830-31, была напечатана в 1832 в Париже.
  В ст. "О критиках и рецензентах варшавских" (изд. 1829) М. выступил
 против сторонников классицизма с позиций революц. романтизма, утверждая,
 что драма должна быть посвящена изображению нар. судеб. Мысли о связи
 драмы с нар. жизнью и с нар. творчеством М. развивал и в статьях "О
 польской драматургии", "О поэме "Дзяды41", в лекциях о славянских
 лит-рах, читанных им в парижском Коллеж де Франс в нач. 40-х гг.
 (наиболее полное отражение театр.-эстетич. взгляды М. получили в лекции,
 посв. слав. драме, прочитанной 4 апр. 1843). Драма, по мысли М., "должна
 соединять все стихии истинно национальной поэзии", сочетая в себе разл.
 виды нар. творчества - от песни до эпопеи. Т-р, в к-ром такая драма
 может найти достойное воплощение,- т-р синтетический и монументальный.
 Выступая новатором, прокладывающим пути к монументальному т-ру будущего,
 т-ру больших социально-философских обобщений, М. подчёркивал, что во
 Франции только Олимпийский цирк "мог бы быть использован для
 представления подлинно значительной пьесы", потому что там "можно было
 бы показать на сцене героические дела и народные массы, которые ныне
 имеют решающее значение в общественной жизни". Идеи М., нашедшие
 выражение и в его драматургич. творчестве, оказали большое влияние на
 современников М. (прежде всего на Ю. Словацкого) и на драматургов и
 театр. деятелей позднейшего времени (С. Выс-пянский, Л. Шиллер).
 Примером драмы, раскрывающей в эпич. образах судьбу народа, явились
 "Дзяды", в особенности их III часть. В основу этого произв. М. положил
 действительные историч. события, связанные с расправой сенатора
 Новосильцева с участниками тайных патриотич. организаций в Вильне в
 1823. Изображение этих событий М. превратил в широкую историч. картину и
 в своеобразный отклик на только что отгремевшие события 1830-31 гг.
 Композиция "Дзядов" необычна. Народный обряд "дзядов"- праздника
 почитания мёртвых, как подчёркивал сам М., "связывает действие в единый
 узел", помогая ощутить единую трагич. первооснову действия. Гневная
 страстность взволнованных поэтич. монологов органически спаяна здесь с
 сатирич. остротой политич. памфлета. Патетичность отдельных сцен
 соседствует с почти буффонной резкостью нек-рых эпизодов, историч.
 документированность сочетается с самыми смелыми полётами фантазии. В
 нек-рой степени в III части "Дзядов" сказались влияния зарождавшегося в
 пору её создания мессианизма - мис-тич. учения о жертвенно-искупительном
 предназначении Польши. А. И. Герцен отмечал, что в "Дзядах" "дух
 отрицанья сильный, истинно-байроновский, борется с католическим
 воззрением". Но определяющим началом оказывается здесь именно
 революционный дух отрицания, непримиримого, бунтарского протеста против
 деспотизма,
  Фрагмент III части "Дзядов" был пост. в Кракове в 1848. В 1865 II
 часть, скомпонованная в виде кантаты под назв. "Призраки", с муз. С.
 Монюшко,была исполнена на концертной эстраде в Варшаве. Впервые все
 части "Дзядов" были пост. С. Выспянским на сцене Краковского т-ра в 1901
 (Густав-Конрад - Мелевский, Девушка - Высоцкая, Призрак и Сенатор -
 Котарбиньский, Ксёндз и Байков - Зель-верович, Томаш - Брыдзиньский).
 Среди наиболее значит, пост.- спектакли реж. Шиллера во Львове (1932),
 Вильно (1933), Варшаве (1934) и Софии (1937). В содружестве с худ. А.
 Пронашко Шиллер трактовал "Дзяды" как своеобразную нар. мистерию. В нар.
 Польше "Дзяды" были пост. т-ром "Польски" в Варшаве (1955, реж. А.
 Бардини; 1964, реж. К. Скушанка и Е. Красовский), т-ром "Людовы" в Новой
 Гуте (1962, реж. Скушанка и Красовский), Краковским т-ром им. Ю.
 Словацкого (1963, реж. Б. Коженевский) и др.
  М.- автор драмы на сюжеты из истории Польши "Барские конфедераты"
 (сохранились лишь два акта, пост. в Кракове, 1872) и неоконч. трагедии
 "Якуб Ясинский, или Две Польши" (на франц. яз.).
  С о 4.:Dziela, wyd. narod., t.l-10,Kr.- Warsz.,1949-52; в рус. пер. -
 Собрание соч., т. 1-5, M., 1948-54.
  Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955;
  С о в e т о в С. С., Адам Мицкевич, Л., 1956; С а н д Ж.,Этюд о
 фантастич. драме. Гёте - Байрон - Мицкевич , "Интернациональная лит-ра",
 1941, ј 1, с. 132-35; СтахеевБ. Ф., Третья часть "Дзядов" А.
 Мицкевича..., "Учёные записки Ин-та славяноведения АН СССР", М., 1954,
 т. VIII, с. 234- 320; Б э л з а И. Ф., Мицкевич и музыка, в кн.:
 Литература славянских народов, вып. l. M., 1956, с. 144-62; Слободская
 Е. А., Проблема реализма в творчестве Адама Мицкевича,[Волгоград], 1960;
 Живов М., Адам Мицкевич и драматургия, "Театр", 1940, .ј 12, с. 104-113;
 Ростоцкий Б., Театр Адама Мицкевича, там же, 1955, ;ј 11, с. 147-150;
 Адам Мицкевич в русской печати 1825-1955. Библиографические материалы,
 М.- Л., 1957; Ku back i W., Arcydramat Mickiewicza. Studia nad III
 czescia "Dziadow", Kr., 1951; S i ver t T., Mickiewicz na scenie,
 [Warsz.], 1957; Mickiewicz na scenach polskich, oprac. Tadeusz
 Pace-wicz, Wr., 1959; Adam Mickiewicz. Zarys bibliograficzny, Warsz.,
 1955. Б. Рос.
  МИЦКЕВИЧ, Николай Антонович [3(16).1.1901- 23.11.1954]- белорусский
 советский актёр и режиссёр. Засл. деят. иск-в БССР (1949). Окончил
 Белорус. студию в Москве. В 1926-34- актёр и режиссёр 2-го
 Белгосдрамтеатра в Витебске (ныне - Т-р им. Я. Коласа). В 1935-41
 работал режиссёром в в т-pax Украины (Донбасс, Харьков, Полтава). С 1941
 - вновь режиссёр Т-ра им. Я. Коласа. Спектакли, пост. М., отличаются
 остротой сценич. формы, яркой передачей нар. характеров. Ставил преим.
 совр. репертуар.
  Пост.: "Кочегары" Гурского (1931), "Нашествие" (1943);
  "Площадь цветов" Ильенкова (1944), "Кремлёвские куранты" (1945);
 "Великая сила" Ромашова (1948), "Алазанская долина" Губаревича и
 Дорского (1949), "Песня наших сердец" Полесского (1949), "Поют
 жаворонки" Крапивы (1950), "Васса Железнова" (1953).
  Лит.: Няфёд Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959.
  В. Я.
  МЙЧА (Mica), Франтишек Вацлав (5.IX.1694- 15.11.1744)- чешский
 композитор, капельмейстер, певец (тенор). Муз. образование получил у
 отца, органиста М. О. Мичи, затем учился в Вене. С 1723 постоянно жил в
 Яромержице. М. - один из первых нац. чеш. композиторов. Основоположник
 нац. муз. культуры. В 1729-37 написал и пост. оперы, музыка к-рых не
 сохранилась. Известна его опера на чеш. сюжет "О происхождении
 Яромержице наМораве"(1730). М.- автор ораторий, увертюр, арий для итал.
 опер, балетной музыки. Оперы М., связанные с традициями неаполитанской
 школы, предвосхищают муз. классицизм конца 18 в.
  Лит.: H e l f e г t V., Hudba na Jaromerickem zamku, [Praha], 1924.
 Д. Ф. Л.
  МИЧУРИН, Геннадий Михайлович [p.22.VIII(3.IX). 1897]-русский
 советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1939). Учился в петрогр. Школе театр.
 мастерства у Л.С. Вивьена(1917-18). Исполнил роль Банко в спектакле
 "Макбет", пост. Ю. М. Юрьевым на арене цирка. В 1918--31,1939-45-актёр
 Ленингр. Большого драм. т-ра. M. - актёр преим. классич. трагедии,
 романтич. драмы и высокой комедии, мастер историко-биог-рафич.
 портретных характеристик; исполняет также роли совр. репертуара.
  Роли: маркиз Поза ("Дон Карлос"), Эгчик ("Двенадцатая ночь"), Франц
 Моор; в пьесах сов. драматургов-Штубе ("Разлом");Квасов ("Хлеб"
 Киршона). В 1931-37 М. работал в Т-ре им. Мейерхольда; роли:
 Несчастливцев, Кречинский, Мол-чалин; Жорж Дюваль ("Дама с камелиями"
 Дюма-сына). Сезон 1937-38-в Т-ре им. Моссовета (роль
 Командарма-"Апшеронская ночь" Никитина). В 1939-45-снова в Ленингр.
 Большом драм. т-ре. С большой трагедийной силой исполнил роли Меррисона
 ("Корнелиус" Пристли), Глостера и Лира ("Король Лир"). С 1945 - в
 Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина; роли: Скалозуб; Веррина ("Заговор
 Фиеско" Шиллера), Бен ("Смерть коммивояжёра" Миллера), Николай!
 ("Лермонтов" Лавренёва). С 1923 снимался в кино (Хирт - "Константин
 Заслонов". Гос. пр. СССР, 1950).
  МИЧУРИНА-САМОЙЛОВА, Вера Аркадьевна [5(17). V.1866- 2. XI.
 1948]русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1939). Представительница
 актёрской семьи Самойловых. Выступала под фам. Мичурина. После
 юбилейного бенефиса (1923) присоединила и фамилию матери- В. В.
 Самойловой.
  В 1886 дебютировала в роли Веры (пролог к "Псковитянке" Мея) на сцене
 Александрийского т-ра (ныне Т-р драмы им. Пушкина). Последующие удачные
 выступления актрисы в амплуа красивых, холодных, расчётливых интриганок
 надолго определили круг её ролей дерево-люц. периода. М.-С. играла
 Телегину ("Вторая молодость"
  Невежина), Графиню О рсино ("Эмилия Галотти" Лес-синга, 1896), Сидони
 ("Фромон младший и Рислер старший" Доде и Бело) и др. Особенно ярко
 черты хищницы, бездушной, легкомысленной женщины были воплощены актрисой
 в образе Ренёвой ("Светит, да не греет" Островского, 1893).
  Игра М.-С. отличалась изяществом, точным воплощением стиля автора"
 филигранной отделкой деталей; острая мысль пронизывала созданные ею
 образы. Волевое начало, интеллектуальность, глубина психологич. анализа
 характеризовали исполнение ролей: Веры ("Старый закал" Сумбатова-Южина),
 леди Мильфорд (1900); Порции ("Венецианский купец", 1897); Софьи ("Горе
 от ума"); Дарьи Ивановны ("Провинциалка") и Натальи Петровны ("Месяц в
 деревне" Тургенева, 1916). Тонкая ирония проявилась в трактовке роли
 Раневской ("Вишнёвый сад").
  После Окт. революции М.-С. приняла горячее учягс-тие в развитии сов.
 т-ра, вошла в состав Временного комитета, помогла работе Школы рус.
 драмы (Петроград). В 20-30-е гг. раскрылись новые черты таланта М.-С.
 Ирония, характеризующая отрицат. героинь актрисы, сменилась остротой
 социальной сатиры. М.-С. ярче подчёркивала нравств. опустошённость,
 беспринципность, цинизм изображаемых персонажей. Так играла она роли
 Миссис Чивлей ("Идеальный муж" Уайльда, 1923), Звездинцевой ("Плоды
 просвещения", 1928);
  Ксении Михайловны и Ленчицкой ("Огненный мост", 1929, и "Бойцы",
 1934, Ромашова), Хлёстовой ("Горе от ума", 1928,1941); Полины Бардиной
 ("Враги", 1933);
  Огудаловой ("Бесприданница"); Гурмыжской (1936).
  В период Отечеств, войны М.-С. оставалась в Ленинграде во время
 блокады, вела активную обществ. и творч. деятельность - выступала в
 спектаклях "Театр у микрофона", концертах и др.
  С о ч.: Полвека на сцене Александринского театра, [Л.], 1935;
 Шестьдесят лет в искусстве, Л.- М., 1946.
  Лит.: Мичурина-Самойлова В. А., Пятьдесят лет артистической
 деятельности. 1886-1936 [Сборник], Л., 1936; Державин К., В. А.
 Мичурина-Самойлова, М.- Л., 1948. К. С.
  МИЧУРИН-САМОЙЛОВ, Николай Аркадьевич (1866-98)- русский актёр. Сын
 актрисы и театр. педагога В. В. Самойловой. Рано начал выступать в
 любительских спектаклях. Проф. актёрскую работу начал в Москве; служил в
 т-рах Корша, Горевой Абрамовой. Играл в провинции (Н. Новгород, Харьков,
 Ростов, Тифлис, в 1891-киевский Т-р Соловцова). Актёр на роли
 героев-любовников, М.-С. обладал красивой внешностью, прекрасными
 манерами, приятным голосом, игра его отличалась мастерством декламации.
  Роли: Хлестаков, Чацкий, Арбенин, Паратов; Арман Дюваль ("Дама с
 камелиями" Дюма-сына). С. К.
  МЙШРАЛАКШМИНАРАЯН (р. 1903)- индийский писатель и драматург. Пишет на
 хинди. Лит. деятельность начал в 1925. Убеждённый сторонник санскритской
 драмы, М. Л. выстунает против драматургии, в к-рой конфликт разрешается
 трагически. Автор пьес: "Саньяси", "Ракшаска", "Мандир", "Мукти ка
 рахасья", "Радшпог" (все написаны в 1930-34), "Кави Бхара-генду" (1945).
 Драмы "Га руда дхвадж" и "Вате Радж Удаян" связаны с героич. прошлым
 страны. Ь\ Ш. У п.
  МИШУГА (псевдоним - Ф и л и п-п и-М и ш у г а), Александр Филиппович

<< Пред.           стр. 513 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу