<< Пред. стр. 514 (из 913) След. >>
[7 (19). VI. 1853- 9. III. 1922 j - украинский артист оперы(лирико-драматич. тенор) и вокальный педагог. Пению учился во Львове,
затем в Милане и Ницце. В 1883 дебютировал в г. Форли (Италия) в опере
Ф. Флотова "Марта". Выступал в Варшаве, Вене, Петербурге, Киеве,
Стокгольме и др. городах, завоевав славу первоклассного оперного певца.
Исполнение М. отличалось высокой муз. культурой, задушевностью; М.
обладал драматич. дарованием.
Партии: Ионтек, Стефан ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Ленский,
Фауст, Альфред, Вертер; де Грие ("Манон Леско" Пуччини), Ромео ("Ромео и
Джульетта" Гуно), Фернанд ("Фаворитка" Доницетти) и др.
В 1904-11 (с перерывами) преподавал в Муз--драматич. школе Н. В.
Лысенко в Киеве (в числе учеников: М. В. Микиша, С. М. Мирович, А. Д.
Кильчев-ская, Л. А. Улуханова), в 1912-13- в Муз. ин-те им. Монюшко в
Варшаве, после 1918-в Стокгольме.
Лит .'Авдеев В., Олександр Мишуга, "Мистецтво", 1956, .ј5. М. Заг.
МКРТУМЯН, Анаит Агабековна [p.l8.IV(l,V). 1904]- армянская советская
актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1928.
Театр. образование получила в Москве в ГЭКТЕМАСе (Гос. эксперимент,
театр. мастерские им. Мейерхольда) и в Арм. драм. студии (1925-28). Одна
из основательниц Ленинаканского драм. т-ра им, Мравяна (1928), где
работала до 1934. С этого года - актриса Т-ра им. Сундукяна. Играла
драматич, и характерные ро-роли.
Роли: Татьяна ("Разлом"), Аксюша ("Лес"), Василиса ("На дне") - в
Т-ре им. Мравяна; Хампери и Саломе ("Ха-табала" и "Ещё одна жертва"
Сундукяна), Парандзем ("Страна родная" Демирчяна), Гертруда ("Гамлет"),
Эмилия ("Отел-ло"), леди Мильфорд; Анна Андреевна ("Ревизор"), Васса
Железнова; Мелания ("Егор Булычев и другие"), Зейнаб ("Измена"
Сумбатова-Южина), Мария Александровна ("Семья" Попова) - в Т-ре им.
Сундукяна. Б. А.
МЛАКАР (Miakar)- семья югославских артистов балета и балетмейстеров.
П и н о М. (р.1907). Иск-ву танца обучался в Берлине у Р. Лабана и К.
Йосса и в Белграде у Е. Поляковой. В 1929-32 работал в нем. т-рах в
Дармштадте и Дессау.Там же начал балетмейстерскую деятельность. В
последующие годы был первым танцовщиком и балетмейстером оперных т-ров в
Белграде (1932-34), Цюрихе (1935-38), Мюнхене (1939-43 и 1952-54),
Любляне (1945-51 и с 1954).
С 1945 руководит созданной им балетной школой при Люблянском оперном
т-ре.
Среди пост. (совм. с Пиа М.): "Тиль Уленшпигель" и "Легенда об
Иосифе" Р. Штрауса (1932, Белград), "Чёрт в деревне" Лотка, 1935,
Цюрих); "Маленькая балерина" Прека (1947), "Охридская легенда" Христича
(1951), "Коппелия" (1951) (все три - в Любляне) и др.
Пиа М. (р. 1908) - жена Пино М. Обучалась танцу совм. с Пино М. С
1930- прима-балерина и со-постановщик балетов, пост. Пино М.
Самостоятельно пост балет "Скованный танцовщик" (без муз. сопровождения,
1956. Любляна).
Вероника М. (р.1935)- дочь Пино и Пиа М. Начала обучаться иск-ву
танца у своих родителей. Совершенствовалась в балетной школе
"Сэдлэрс-Уэллс" в Лондоне (1952-53) и в Париже (1955-56). Начала
выступать с 7-летнего возраста. В 1947 дебютировала в Люблинском оперном
т-ре. В 1952-53 выступала в Мюнхенском оперном т-ре в балетах
"Коппелия";
"Игра в карты" Стравинского и в гл. партии в балете "Женщина и
единорог" Шайи. В 1954 - прима-балерина Люблинской оперы, в 1955 и в
1958- в балетной труппе Р. Пти (Париж). Затем работала в балетной труппе
М. Мисковича и Л. Лидовой "Балле 1956". С 1960- ведущая танцовщица
балетной труппы Чикагской оперы.
Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
МЛбДЕК, Рита Вениаминовна [р.14(27).П.1906]- белорусская советская
артистка оперы (лирико-дра-матич. сопрано). Нар. арт. БССР (1940). В
1926-28 училась в Витебском муз. техникуме. В 1932-60 - солистка
Белорус. т-ра оперы и балета.
Партии: Надейка ("Цветок счастья" Туренкова), Марыся ("Михась
Подгорный" Тикоцкого), Татьяна, Лиза; Мария, Оксана ("Мазепа",
"Черевички" Чайковского), Маша ("Дубровский" Направника), Тамара,
Ярославна; Маженка ("Проданная невеста"), Антония ("Сказки Гофмана"
Оффенбаха), Трильби (о. п. Юрасовского) и др.
Лит.: Тамашова Н., Рыта Вен?ям?нана Млодэк, в сб.: Мастацтва Совецкай
Беларус?, М?нск, 1955; ее же, Майстар вакальнага мастацтва (Р. В.
Млодак), в сб.: Май-стры беларускай сцэны, М?нск, 1960. А. Ив.
МЛОТКОВСКАЯ, Любовь Ивановна (урождённая- Колосова, по первому мужу -
Острякова) [1804 или 1805, Курск,-19(31).Х.1866, Киёв]-русская и
украинская актриса. Дочь про-винц. актрисы. Дебютировала около 1823. В
1829 под фам. Острякова выступала в Воронеже, у антрепренёра П. А.
Соколова; играла роли героинь. В нач. 30-х гг. М. служила в Курске (у
антрепренёра И. Ф. Штейна), затем в Киеве, Харькове - в антрепризе
своего второго мужа Л. Ю. Млотковского. Слава большого мастера,
крупнейшей актрисы театр. провинции пришла к М., когда она, вместе с
т-ром, обосновалась в Харькове (1836-50). Творч. воздействие на М. имела
её многолетняя совместная работа с Н. X. Рыбаковым и К. Т. Солеником и
особенно участие в гастрольных спектаклях П. С. Мочалова и М. С. Щепкина
(к-рые, в свою очередь, высоко ценили актрису).
М. исполняла роли молодых героинь. Много выступала в водевилях.
Играла также в мелодрамах. Ярко и точно очерченные жизненно-типич.
характеры создала в водевилях П. И. Григорьева - "Дочь русского актёра"
(Верочка), "Сиротка Сусанна" (гл. роль); в пьесах "Отец, каких мало"
Коровкина (Ка-тенька), "Мирандолина" (переделка "Хозяйки гостиницы"
Гольдони, гл. роль). Реалистич. направленность иск-ва М. особенно
проявилась в бытовой укр. комедии: Наталка и Татьяна ("Наталка Полтавка"
и "Москаль-чаровник" Котляревского), Настя и Ульяна ("Бой-жинка" и
"Сватанье на Гончаровке" Квитки-Основьяненко; первая исполнительница
этих ролей). В образах украинских крестьянок М. воплощала черты женщин
из народа - их трудолюбие, чистоту и преданность в любви, ясный ум,
жизнерадостность, юмор.
Вершина творчества М.- роли Луизы ("Коварство и любовь"), Дездемоны,
Корделии; большую известность принесла М. роль Офелии.
По словам поэта Н. В. Беклемишева, отличительное свойство игры М.
заключалось "в простоте и естественности, первых условиях всякой
красоты, всякого изящества... Вся игра ее, полная обдуманности и
самосознания, течет спокойно и ровно, ощутительно передавая зрителям то,
что хотел 'передать писатель... но в тех местах, где чувство вырывается
наружу, где не рассудок, а увлечение страсти характеризует роль... там -
вся одушевленная - она преображается...".
В 1850-56 М. служила в Одессе, в 1856-66 в Киеве. Здесь она перешла
на характерные роли пожилых женщин: Каурова ("Завтрак у предводителя"
Тургенева), Анна Андреевна и Слесарша ("Ревизор"), Коробочка ("Мёртвые
души"), Атуева ("Свадьба Кречин-ского"), Старая барыня ("Гроза"),
Вместе с Н. X. Рыбаковым, К. Т. Солеником М. способствовала
реалистич. реформе провинц. сцены, утверждению на ней щепкинских и
мочаловских традиций.
Лит.: Беклемишев Н. В., Харьковский театр. "Репертуар и Пантеон",
1843, кн. 8; Харьковский театр и Мочалов на харьковской сцене,
"Литературные прибавления" к "Русскому инвалиду или Литературная
газета", СПБ, 1839, т. 2, ј 25, 26; В е и н б е р г П. И., Русский театр
в Одессе, "Пантеон", 1853, кн. 9; КлинчинА.П., Николай Хрисанфович
Рыбаков, М., 1952; его же, Л. I. Млотковська, Кй?'в, 1958; Плетнёв А., У
истоков Харьковского театра, Харьков, 1960. 7f
МЛОТКОВСКИЙ (Млатковский, Моло т к о в с к и и), Людвиг Юрьевич
(ок.1795-27.III. 1855)- русский антрепренёр и актёр. В 1816 с польской
бродячей труппой антрепренёра Змиевского выступал в Киеве. В 1820-х гг.
перешёл в т-р И. Ф. Штейна. В сезоне 1833-34, во время гастролей труппы
Штейна в Курске, М. возглавил группу молодых драматич. актёров,
оставивших т-р Штейна (в числе их - Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И.
Острякова, впоследствии жена М., игравшая под фамилией Млотковская Л.
И.). С этого сезона начинается самостоят. антрепренёрская деятельность
М., не оставлявшего до конца жизни и актёрской работы.
Обладая ярким темпераментом, прекрасными внеш. данными, М. исполнял
роли в трагедиях (Эдип и Старн - "Эдип в Афинах" и "Фингал" Озерова),
мелодрамах. Хорошие вокальные данные (бас) позволяли М. с успехом
выступать также и в комич. операх, в т. ч. и украинских (Чупрун -
"Москаль-чаровник" Котляревского).
После Курска М. арендовал в 1836 Харьковский т-р, а с 1837- и
Киевский (2 сезона). В 1842 М. построил в Харькове новое театр. здание
(в 1893 оно было перестроено, ныне в нём играет харьковский укр. Т-р им.
Т. Г. Шевченко). В период антрепризы М. Харьковский т-р стал лучшим в
провинции. М. предназначал свой т-р не только для дворянского, но и для
разночинного зрителя. С т-ром М. была связана группировавшаяся вокруг
ун-та передовая харьковская интеллигенция (профессор Харьковского ун-та
И. Я. Кронеберг, его сын переводчик А. И. Кро-неберг, критик и писатель
А. Я. Кульчицкий, часто приезжавший в то время в Харьков В. П. Боткин и
др.). В репертуар т-ра М. входили пьесы Шекспира, Шиллера, лучшие
произв. рус. классич. драматургии. Несмотря на запрещение цензуры (для
провинции), здесь ставилось "Горе от ума", специально для этого т-ра
писали свои комич. оперы и комедии И. П. Кот-ляревский и Г. Ф.
Квитка-Основьяненко. Большое внимание уделялось постановочной культуре
спектаклей. В труппе т-ра работали лучшие актёры театр. провинции - Н.
X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, И. X. Дрейсиг, П. П.
Микульский, Д. Д. Жураховский, К. М. Зелинский, И. И. Лавров (Барсуков)
и др. М. первым из театр. антрепренёров организовал при своём т-ре спец.
школу, где дети бесплатно обучались драм. иск-ву и балету.
Строительство т-ра в Харькове и связанные с ним долги, к-рые М.
выплачивал до конца жизни, подорвали его денежные дела и заставили в
1843 сдать здание в аренду образовавшейся в Харькове театр. дирекции.
Сам М. возглавил т-р в Орле. Неприспособленное и тесное здание т-ра,
малочисленность интеллигенции в этом городе, отсутствие поддержки со
стороны властей явились причиной крайне плохих сборов. В последующие
годы М. играл и периодически держал антрепризы в Воронеже, Саратове,
Астрахани, Воз-несенске, Николаеве.
За несколько месяцев до смерти М. его имущество было описано полицией
за долги.
Лит. см. при ст. Млотповская Л. И. А. Кл.
МЛЫНАРСКИЙ (Mlynarski), Эмиль (18.VII.1870- 5.IV.1935)- польский
дирижёр и композитор. В 1889 окончил Петерб. консерваторию, где учился у
Л.Ауэра (скрипка) и композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова.
В 1897 начал работу в Варшавской опере; в 1898-1902- гл. дирижёр. В
дальнейшем был директором (1919-29) и режиссёром этого т-ра. Впервые
пост. оперы Р. Статковского, К. Шиманов-ского, 3. Носковского, Л.
Ружицкого, Т. Йотейко, впервые на польской сцене - оперы Л. Яначека, Р.
Вагнера, Р. Штрауса и др. Выступал в Англии, Париже, Вене, в 1929-31
дирижировал оркестром оперного т-ра в Филадельфии (США). Был директором
и профессором Варшавской консерватории. Автор опер "Лигия" по роману Г.
Сенкевича "Камо гряде-ши?" (1908), "Летняя ночь" (1924, Варшава).
МНАКЯН, Мартирос (1837-1919)- армянский актёр, режиссёр. Род. в
Константинополе. С конца 1850-х гг. принимал участие в эпизодич. арм.
спектаклях. Когда в 1861 была основана первая арм. проф. театр. труппа
"Аревелян татрон", М. стал одним из основных деятелей этого т-ра. В
дальнейшем играл в труппах П. Магакяна, А. Вардовяна и др., одновременно
работал и как режиссёр. После русско-турецкой войны, когда арм. т-ры в
Константинополе закрылись, в числе др. актёров переехал на Кавказ, играл
в Тифлисе.
Роли: Клавдий ("Гамлет"), Арман Дюваль ("Дама с камелиями"
Дюма-сына), Дон Жуан (о. п. Мольера), Арбенин ("Маскарад"), Шейлок и др.
Возвратившись в Константинополь, М. в 1883-85 выступал в опереточной
труппе С. Пенкляна, гастролировавшей в балканских странах, в Египте и
др. Имел большой успех в ролях Ор-Ор ara ("Леблебиджи Ор-Ор ara"
Чухаджяна), Ариф (о. п. Чухаджяна). Затем создал театр. коллектив
"Османие" ("Турецкий"), к-рый существовал до 1908. В состав этого т-ра
входили арм. актёры, а спектакли ставились на турецком яз. ввиду запрета
арм. спектаклей в Константинополе. М. работал здесь как режиссёр. После
опубликования турецкой конституции (1908) арм. т-ры были разрешены и М.
снова играл и ставил спектакли на родном яз. М. считался лучшим
исполнителем характерных ролей и виднейшим режиссёром арм. сцены конца
19- нач. 20 вв.
Лит.: Ш а р а с а н, Западно-армянская сцена и ее деятели
(1850-1908), Константинополь, 1914 (на арм. яз.);
М а д а т А., Знаменитости нашей сцены, Стамбул, 1943 (на турец.
яз.). Г. Т .-С.
МНЕМОТЕХНИКА (от греч. ????? - память) - цирковой номер. В дореволюц.
цирке назывался:
"угадывание мыслей на расстоянии". Исполняется обычно двумя артистами
- один задаёт вопросы (от имени зрителей), другой отвечает. Номер
строится на заранее обусловленном между исполнителями порядке фраз.
Требует наличия у исполнителей хорошей памяти. Ал. Ш.
МНЕСТЕР (Mnester) (г. рожд. неизв.-ум. 47)- древнеримский
актёр-пантомим. Пользовался большим успехом, выступал в придворных
кругах. Император Гай Калигула [37-41] расправлялся со зрителями. к-рые
недостаточно тихо вели себя на выступлениях М. Был казнён по обвинению в
связи с женой императора Клавдия [41-54] Мессалиной. С. Л.
"МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО" ("Much ado about nothing")-комедия в 5 д.
Шекспира. Соч. 1598-99, пост. в том же сезоне в т-ре "Глобус", Лондон
(Кизил, в рус. пер. Клюква - Кемп, Булава, в рус. пер. Кисель - Коули,
Беатриче - предположительно актёр Филд). В 60-х гг. 17 в. пьеса шла в
лондонском т-ре "Дьюкс хаусе". Из последующих пост.: т-р "Друри-Лейн"
(1748, Бенедикт -Гаррик, Беатриче - Притчард), т-р "Ковент-Гарден"
(1774, Бенедикт - Ли), т-р "Лицеум" (1882, Бенедикт - Ирвинг, Беатриче -
Терри) и мн. др.
Из пост. 20 в.: гастроли Моджеевской (Беатриче) в Нью-Йорке и др.
городах Сев. Америки (1900,1904),Немецкий т-р (1912,реж. Рейнхардт,
Бенедикт-Бассерман), "Т-р Польски" Варшава (1921), "Вьё коломбье", Париж
(реж. ????, 1936). т-р в Бреслау (1936), Шекспировский Мемориальный
т-р ? Стратфорде-он-Эйвон (1955, Бенедикт - Гилгуд, Беатриче - Эшкрофт),
Кёльнский, Штутгартский т-ры (1937), "Эмбесси-тиэтр" (1947), т-р
"Романо", Верона (1950), труппа Мальтальяти, Болонья (1950), "Олд Вик",
Бристоль (1954), Т-р молодёжи, Бухарест (1957), Палермский т-р (1958),
Бостонский театр. центр (1960) и др.
В России комедия пост.: в Малом т-ре - 1865 (Бенедикт - Самарин,
Беатриче - Федотова), 1877 (Бенедикт ?. Ленский, Геро - Ермолова, Клюква
-Живокини), в 1888 (Беатриче - Яблочкина); Александрийский т-р, на сцене
Мариинского т-ра (1888, Бенедикт - Нильский. Беатриче - Савина, Клавдио
- Петипа, Клюква - Варламов, Кжсель-Арди, 1882), т-р Корша (1896), Об-во
иск-ва и лит., Москва (1897, Бенедикт - Станиславский, Маргарита
-Лилина), Александрийский т-р (1901, Бенедикт - Далматов, Клюква -
Варламов, Беатриче - Потоцкая), Малый т-р (1907, Бенедикт - Остужев,
Леонато - А. Ленский, Беатриче - Гзовская), Самарский т-р (1896,
Беатриче - Стрепетова) и др.
На сов. сцене: б. Т-р Корша (1919, Бенедикт - Радин), петрогр.
Большой драм. т-р (1919, Дон Педро - Юрьев, Дон Жуан - Мичурин, Клавдио
- Максимов, Бенедикт - Монахов, Клюква - Софронов; 1946, реж. Шлепянов),
ле-нингр. т-р "Комедия" (1932, Бенедикт - Максимов, Беатриче -
Грановская), Т-р им. Вахтангова (1936, реж. Рапопорт, Синельникова, худ.
Рындин, комп. Хренников; Клавдио - Дорлиак, Абрикосов, Бенедикт -
Симонов, Горюнов, Леонато - Державин, Беатриче-Мансурова, Кисель-В.
Кольцов), Калининский т-р (1937), Краснодарский т-р (1939), Куйбышевский
т-р (1939, Бенедикт - Бурэ, Беатриче - Чекмасова), Омский т-р (1940),
Т-р им. Франко (1941, 1945, Бенедикт - Шумский, Добровольский, Клюква -
Милютенко, Беатриче - Ужвий), ленингр. Новый т-р (1943), Ярославский т-р
(1945, Бенедикт - Ромоданов, Беатриче - Чудинова), Художеств, т-р Латв.
ССР (1946, реж. Смильгис, Бенедикт - Зиле, Беатриче - Берзинь),
Свердловский т-р (1946), Сев.-Осет. т-р (1948), Лиепайский т-р (1950),
Воронежский т-р (1953), Т-р Коми АССР (1954), Днепропетровский Т-р им.
Шевченко, Одесский т-р. Харьковский рус. т-р (все в 1955), Тамбовский
(1956), Казанский рус. т-ры (1959) и мн. др.
Издания: Первая публикация-"М.ш.из н."- кварто, 1600; Первый рус.
пер. А. Кронберга, "Современник", СПБ 1847, т. 9; Из позднейших
переводов - Н. Кетчер - Шекспир В., Драматические сочинения, часть 8,
М." 1877; Сов. пер. Т. Щепкиной-Куперник -Шекспир У." Полн. собр. соч.,
т. 4, М., 1959.
Лит.: Станиславский К. С-, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
M., 1954, с. 171-74; Шекспировский сборник, M., 1958, с. 314-63, 575-77;
H е ль с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960, с. 440-48; В а н ?-н
а ?., Шексп?р на укрансько сцен?, Кив, 1958; 0 d е 1 1 G. С. D.,
Shakespeare from Betterton to Irving, v. 2, L., 1921, с. 428-43. Д. Шн.
МО - название мужского амплуа Б традиционном китайском театре сицзюй.
Впервые это амплуа утвердилось в Сунский период (960-1279); в раннем
т-ре это амплуа называлось мони. Актёр амплуа М. пользовался большим
уважением и обычно возглавлял труппу, состоявшую из 4-5 чел., выполняя
наряду с актёрскими и административные функции. Дальнейшее развитие
амплуа М. получает в Юаньский период (1280-1367) в драмах цзацзюй, где
происходит деление на главного М.-чжэнмо (гл. положит. герой пьесы) и
фумо (второй мужской персонаж пьесы). Муж. амплуа М. (наряду с амплуа
женщины героини - дань) сохраняется и в более позднем т-ре Минского
периода (1368-1644). Впоследствии, особенно в 19- нач. 20 вв., оно
теряет своё прежнее значение. Более дробное деление этого амплуа
приводит к появлению новых наименований; термин "М." закреплён в наст.
время за ролями второстепенных муж. персонажей (часто стариков). И. Г.
МОБЕЛЬ (Maubel), Анри [наст. имя и фам.- Морис Бельваль (Belval)
(10.VII.1862-1917)]- бельгийский писатель, драматург, театральный и
музыкальный критик. В 1889-94 - руководитель лит. объединения "Молодая
Бельгия". В 1888 дебютировал в драматургии одноактной пьесой "Мера за
ничто" (Т-р Мольера). Успехом пользовалась пьеса М. "Этюд о молодой
девушке" (1891, там же), в к-рой создан правдивый образ шаловливой и
чувствительной девочки-подростка. Пьеса "Корни" (1902, пост. в 1919),
прославляющая привязанность к родине, написана под влиянием символизма;
она статична, персонажи олицетворяют разд. абстрактные понятия.
Проповеди христианства посв. пьеса "Вода и вино" (1893, не пост. в
т-ре). Сторонник идеалистич. философии, М. стремился примирить религию с
жизнью. Произв. его носят характер психологич. исследований. В центре их
- моральный конфликт, проблема совести, столкновение добра и зла. В 1898
М. возглавлял т-р "Дю Парк" (Брюссель). Автор мн. статей о т-ре и
музыке.
Лит.: L е г о у-Т h ? b a u t L., Henry Maubel et son temps, Brux.,
[1957 ]. И. П.
MOB3OH, Аркадий (наст. имя и фам.- Арон Иосифович Мовшензон)
(р.23.IX.1918)- белорусский советский драматург. Чл. Коммунистич,
партии. Лит. деятельность начал в сер. 40-х гг. Автор пьесы "Константин
Заслонов" (1947, Т-р им. Я. Купа-лы) о герое Отечеств, войны. М.
принадлежат также пьесы "В тихом переулке" (1955, Т-р им. Я. Купалы), "В
битве великой" (1958, Гомельский т-р) о борьбе-болыпевиков за
установление Сов. власти в Белоруссии, "Твой светлый путь" ("Если ты
человек") (1961, Т-р им. Я. Купалы) о преобразовании колх. села, "Под