<< Пред.           стр. 515 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 одним небом" ("Осторожно, Мякишевы") (1963, Минский рус. т-р) о
 нетерпимости к эгоизму, поискам лёгких путей в жизни. Пьесы М. ставились
 в т-рах РСФСР и др. республик. Переводились и издавались на рус., укр.,
 болг., рум. яз.
  Соч.: Константин Заслонов, Минск, 1961; У б?тве вял?-кай, М?нск,
 1958. В. Н.
  МОВЛЯВЙ, Самед Мамед оглы (20.II.1900-3.1. 1962)- азербайджанский
 советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с
 1944. Ещё в 1916, будучи учеником гимназии (в Тавризе), выступил в роли
 Гюльчахана ("Надир Шах" Нариманова) под рук. трагика Г. Араблинского. В
 1921 начал творч. деятельность как проф. актёр в Нахичеванском драм.
 т-ре. В 1926-28 работал в Тбилисском азерб. т-ре, затем снова в
 Нахичевани.
  Роли: Надир Шах (о. п. Нариманова), шейх Насрулла ("Мертвецы"
 Мамедкулизаде), Гаджи Кара (о. п. Ахундова), "Айдын" (о. п. Дж.
 Джабарлы), шейх Санан (о. п. Джавида), Карл Моор, Отелло. С успехом
 играл характерные роли:
  Мирза Самандар ("Алмас" Джабарлы), Мирза Салман ("Невеста" Рахмана).
 7\ Кае.
  "МОГУЧАЯ КУЧКА"- творческое содружество выдающихся русских
 композиторов, отразившее в своей деятельности идеи демократич. движения
 60-х гг. 19 в.; известно также под назв. Балакиревский кружок, или
 "Новая русская музыкальная школа". Кружок начал формироваться в 1857 и
 окончательно сложился в 1862 (в Петербурге). В него входили:
 М.А.Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А.
 Римский-Корсаков. Образное наименование "М.к." дал кружку его идеолог В.
 В. Стасов в статье "Славянский концерт г. Балакирева" (1867):
  "... сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но
 уже могучей кучки русских музыкантов" (Избр. соч., т. 1, 1952, с. 173).
 К кружку примыкали композиторы Н. Н. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н.
 В. Щербачёв.
  В творч. жизни балакиревского кружка принимали участие сестры
 Пургольд (Александра Николаевна, в замужестве Молас, талантливая
 камерная певица, и Надежда Николаевна, впоследствии жена Н. А.
 Римского-Корсакова). Друзьями "кучкистов" и активными пропагандистами их
 музыки были выдающиеся рус. певцы О. А. Петров, А. Я. Петрова
 (Воробьёва), Ю. Ф. Платонова, Д. М. Леонова. Близкие отношения с членами
 "М.к." поддерживали П. И. Чайковский и мн. рус. учёные, писатели,
 художники, артисты.
  Идейно-художеств. устремления "М.к." сложились под воздействием
 взглядов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А.
 Добролюбова. По своим принципам и характеру деятельности "М.к." была
 родственна передовым творч. содружествам, возникавшим в 50-70-х гг. в
 разных областях рус. художеств. культуры (лит. кружок журн.
 "Современник", Артель художников, "Товарищество передвижных
 художественных выставок"), Творчество композиторов "М.к.",
 основывавшееся на принципах демократич. идейности, реализма, народности,
 носило ярко выраженный новаторский характер. Центром
 муз.-просветительской конце ртно-про-пагандистской деятельности "М.к."
 являлась основанная в 1862 в Петербурге "Бесплатная музыкальная школа",
 руководимая М. А. Балакиревым совм. с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным.
 Руководящая роль в "М.к." принадлежала Балакиреву и Стасову.
  В своём творчестве композиторы "М. к." опирались на наследие М. И.
 Глинки, считая себя прямыми продолжателями его дела. Высоким авторитетом
 у деятелей "М. к." пользовался их старший современник А. С.
 Даргомыжский, "великий учитель музыкальной правды", по выражению
 Мусоргского. Особенно сблизились "кучкисты" с Даргомыжским в последние
 годы его жизни, когда он работал над оперой "Каменный гость". Развивая
 творч. наследие Глинки и Даргомыжского, композиторы "М. к." обогатили
 рус. музыку новыми замечат. достижениями в разл. областях муз. иск-ва.
 Ими были созданы монументальные оперные произв., проникнутые высоким
 патриотич. духом, отличающиеся яркой реалистичностью образов, на сюжеты
 народно-историч., эпич., сказочно-фантастич. и бытовые. Богатство и
 разносторонность содержания оперного творчества "кучкистов" обусловили
 создание ими новых оперных форм и расширение средств муз.-драматургич.
 выразительности. Оперы Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"),
 Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка",
 "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста" и др.) принадлежат к величайшим
 образцам мировой муз. классики. Значит, вклад был внесён "М. к." в
 развитие рус. симфонизма, камерной инструментальной и вокальной музыки.
 Мусоргский и Бородин придавали мн. своим вок. сочинениям характер
 развёрнутых сцен драматич., сатирич. или сказочно-эпич. характера. В
 сольных вокальных, хоровых и оперных произв. "кучкистов" показаны яркие
 картины жизни угнетённого трудового крестьянства.
  Одной из важнейших основ стиля "М. к." является рус. нар. песня.
 Художники-патриоты, горячо и страстно любившие свою родину, участники
 "М. к." были чужды нац. ограниченности. Подобно Глинке и Даргомыжскому,
 они проявляли живой интерес к культуре и быту др. народов, обращались
 своих произв. к разнообразным нац. сюжетам, разрабатывали мелодии и
 ритмы народов Кавказа, Ср. и Передней Азии, Испании и т. д. Большое
 внимание они уделяли муз. культуре слав. народов (украинской, польской,
 чешской).
  "М.к." вела непримиримую борьбу с реакц. течениями в музыке, с
 идеалистич. теорией "искусства для искусства", разоблачала космополитич.
 тенденции правящих классов и чиновничье-бюрократич. кругов царской
 России, преклонявшихся перед поверхностным, салонным зарубежным иск-вом.
 Деятельность передовых рус. музыкантов встречала враждебное отношение со
 стороны придворно-аристократич. кругов и подвергалась нападкам
 консервативной критики.
  Осн. выразителями взглядов "М. к." в печати являлись Стасов и Кюи,
 выступавший в качестве муз. критика с 1864. Нек-рое время муз.-критич.
 деятельностью занимались также Бородин и Римский-Корсаков. Наиболее
 полное и систе-матич. изложение творч. взглядов "М. к." дано в статье
 Стасова "Двадцать пять лет русского искусства" (1883; см. Избр. соч., т.
 2, М., 1952).
  Деятельность "М. к." как сплочённой группы была наиболее интенсивной
 в 60-х и нач. 70-х гг. К сер. 70-х гг. личная и творч. близость членов
 "М. к." начала ослабевать; глава кружка Балакирев, под влиянием
 пережитого им глубокого душевного кризиса, на время отошёл от муз.
 деятельности. Однако осн. эстетич. принципы "М. к." продолжали
 развиваться в творчестве виднейших её представителей. "М.к." наряду с
 Чайковским оказала большое положит. влияние на развитие рус. музыки. Мн.
 традиции "кучкизма" нашли непосредств. продолжение в деятельности т. н.
 Беляевского кружка (группировался в Петербурге вокруг мецената M. IL
 Беляева в сер. 80-х гг. 19 - нач. 20 вв.), в к-ром творч. главой был
 Римский-Корсаков. Воздействие "кучкистов" благотворно сказалось на
 творчестве А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. С. Калинникова, А. С.
 Аренского, М. М. Ипполи-това-Иванова, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова
 и и др. Деятельность "М. к.", её идеи и творч. опыт имели огромное
 значение для формирования нац. композиторских школ у народов России. В
 непосредств. общении с композиторами "М. к." развивалось творчество
 классиков музыки: украинской - Н. В. Лысенко, армянской - А. А.
 Спендиарова, грузинской- М. А. Баланчивадзе, латышской - Я. Я, Витола, и
 др. Прогрессивное влияние "М. к." проявилось и в творчестве мн.
 зарубежных музыкантов.
  В сов. муз. культуре творчество композиторов "М. к." занимает
 почётное место. Их произв. горячо любимы народом, постоянно исполняются
 в т-рах, концертах, помогают росту молодых композиторских кадров. Лит.:
 Стасов В. В., Избр. соч., т. 1-3, М., 1952;
  Римский-Корсаков Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, [7 изд.],
 М., 1955; Кюи Ц. А., Избранные статьи. Л., 195.2; Ипполитов-Иванов М.
 М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934;
  А с а ф ь e в Б. В., Избранные труды, т. 3, М., 1954;
  К елдыш Ю., История русской музыки, т. 2, M.-Л., 1948; Гиппиус Е.М.,
 Балакирев - собиратель русских народных песен, "Советская музыка", 1953,
 JV? 4-5; Композиторы "Могучей кучки" об опере, М., 1955; Г о p д е-ева
 Е. М., "Могучая кучка". М., 1960. М. Ков.
  МОДЕ (Mode), Рейнхольд Густав (1698-1752)- шведский драматург. По
 профессии юрист. Один из основоположников швед. комедиографии. Его
 комедии "Фру Рангшюк" (1738, букв. -"Госпожа, пометанная на чинах"),
 "Хокан Скряга" (1738) и "Сумасшедший дом" (1741) живо, остроумно
 высмеивают нравы чиновничьей и купеч. среды, манию накопления, погоню за
 чинами и "тёплыми" местечками, космополи тизм. В сюжетном построении
 комедий, в нек-рых ха-рактерах героев заметно сильное влияние Мольера и
 особенно Хольберга. Произв. М. послужили образцом для творчества швед.
 драматургов 18 в. (И. Стан-гнелль, К. Кнеппель).
  Лит.: Warburg К. J., Det svenske lustspelet, Stockh., б. Вл. М.
  МОДЕНА(Моаепа).Густаво (13.II.1803, Венеция,- 20.II.1861,
 Турин)-итальянский актёр, театральный педагог. Род. в актёрской семье.
 Получил юридич. образование в Падуанском ун-те. В 1824 начал заниматься
 адвокатской практикой в Болонье. С ранней юности увлекался т-ром,
 участвовал в любительских спектаклях. В 1824 дебютировал в проф. т-ре в
 Венеции (роль Давида - "Саул" Аль-фьери), затем выступал в труппах разл.
 антрепренёров, в т. ч. у своего отца Дж. Модены. Крупнейшими его
 работами в начале сце-нич. деятельности были: По-линик и Орест (о. п.
 Альфьери), Лейстер ("Мария Стюарт"), Оросман ("Заира" Вольтера), Паоло
 ("Франческа да Римини" Пелли-ко), Бонфиль ("Памела" Гольдони).
  Уже в ранний период своего творчества М. находился под влиянием идей
 деятелей Рисорджименто (итал. Risorgimento, букв.-возрождение),
 боровшихся за освобождение Италии от австр. гнёта, за объединение
 страны, установление республиканского строя. Принимал участие в революц.
 движении 30-40-х гг. 19 в., в т. ч. в Болонском восстании. К этому
 времени относится знакомство и тесное сотрудничество с Дж. Мадзини,
 основателем тайного респуб ликанского общества "Молодая Италия". В 184
 после разгрома карбонариев М. был вынужден эмигрировать. Жил в
 Швейцарии, Франции, затем в Бельгии и Англии. В Лондоне выступал с
 чтением отрывков из "Божественной комедии" Данте. В 1839 после получения
 амнистии от австр. правительства вернулся на родину.
  В 1843 М. организовал собств. труппу, в к-рую входили Дж. и Т.
 Сальвини, Ф. Садовская, Л. Вестри, Л. Бонацци. Здесь он создал образы
 Брута, Филиппа Саула (в о. п. Альфьери), Людовика XI (о. п. Дела' виня),
 Магомета (о. п. Вольтера), Валленштейна ("Ла- герь Валленштейна"
 Шиллера) и др. М. видел необ ходимость преобразования нац. театр.
 иск-ва, стремился его сделать орудием борьбы за свободу и независимость
 Италии. Его героическое, романтически приподнятое иск-во было проникнуто
 патриотйч. устремлениями, обличит, пафосом, прославляло торжество
 свободы и справедливости. М. отошёл от декламац. манеры, приблизил драм.
 иск-во к жизни. Его выразительная игра отличалась правдой чувств,
 эмоциональностью. М. способствовал утверждению нац. драматургии, в т. ч.
 героич. трагедии, пронизанной протестом против тирании. Творчество М.
 заложило основы для создания реалистич. школы актёрского иск-ва; он
 воспитал таких актёров, как А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини, выявил
 комедийное дарование Л. Беллотти-Бона.
  Политич. борьба в канун революции 1848 вновь оторвала М. от т-ра. Он
 участвовал в восстаниях в Милане и Венеции, писал памфлеты. После
 поражения революции поселился в Пьемонте. -В 1858-59 состоялось
 последнее артистич. турне М. по городам Италии (Милан, Модена, Болонья,
 Флоренция).
  Соч.: L'epistolario, 1827-1861, Torino, 1955; Scritti e discorsi
 (1831-1860), Roma, 1957.
  Лит.: 50 лет артистической деятельности Эрнеста Росси. Сост. (по
 мемуарам Э. Росси) С. И. Лаврентьева, СПБ, 1896;
  М. К., Актёр Модена и его труппа, "Репертуар и Пантеон театров",
 1847, т. 2, с. 43-51; Игнатов С., История западноевропейского театра
 нового времени, M.- Л., 1940;
  В о n a z z i L., G. Modena e l'arte sua, Perugia, 1865, 2 ed., Citta
 di Castello, 1884; S a 1 v i n i Т., Ricordi, aneddoti ed impressioni.
 Mil., 1895; Amicis de E., Speranze e glorie; discorsi, Catania, 1900; B
 o u t e t Ed., Nel centenario della nascita di Gustavo Modena, Roma,
 1903; Rasi L., I comici italiani, biografia, bibliografia, iconografia,
 v. 1-2, Firenze-te, a.], 1897-1905. M. Мол.
  МОДЕСТОВ, Александр Юльевич [р.10(23).1.1905]- русский советский
 артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1939). В 1925-30 учился в
 Ленингр. консер-сдтории (класс пения проф. И. С. Томарса). В 1929 после
 дебюта в партии Шакловитого ("Хованщина") был принят в труппу Ленингр.
 акад. т-ра оперы и балета, затем работал в Ленингр. Малом оперном т-ре.
  Партии: Эскамильо ("Кармен"), Скарпиа ("Тоска"), Форд, Филипп II,
 Монфор ("Фальстаф", "Дон Карл ос", "Сицилийская вечерня" Верди), Тонио
 ("Паяцы"), Нилаканта ("Лакме"), Риголетто, Грязной, Борис Годунов;
 Роберт ("Ио-ланта"), Бес ("Черевички"), Кола Брюньон (о. п.
 Кабалевского), Удар-Ерыгин, Кречинский ("Помпадуры", "Свадьба Кречинсго"
 Пащенко), Наполеон ("Война и мир") и др.
  Лит.: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного
 театра. 1918-38, Л., 1939; Ленинградский Государственный ордена Ленина
 академический Малый оперный театр. Л., 1961. Л. Ив.
  МОДЖЕЕВСКАЯ (Modrzejewska), Хелена (Елена) (12.X.1840,
 Краков,-8.IV.1909, Ньюпорт, Калифорния)- польская актриса. Впервые
 выступила на сцене в 1861 в любительском спектакле в Бохне (роль
 Гортензии в переводной франц. пьесе "Белая камелия"). В 1861 играла в
 провинциальных городах Га-лиции (труппа К. Лобойки), в 1862-63- во
 Львове, затем в Черновицком т-ре. В 1865-69 выступала на сцене
 Краковского т-ра, а в 1869-76- на варшавской сцене (т-ры "Вельки" и
 "Розмаитости"); в 1876- в США (в 1877 исполнила на английском языке роль
 Адриенны Лекувгр в Слн-Франциско). С этого времени играла в амер. и
 англ. т-рах и получила всемирную известность. М. неоднократно гастролиро
 вала в Польше (последний раз - в 1903). Свою работу в США и Англии она
 рассматривала как средство привлечения общественного внимания к судьбе
 Польши, борющейся за нац. освобождение.
  В своём творчестве М. воплотила лучшие принципы краковской школы
 актёрской игры. Она считала, что главное в т-ре "художественная ценность
 ставящихся пьес и воспитательное, культурное ьоздепст-вие, оказываемое
 на людей искусством". М. утверждала, что артист "должен обладать
 способностью наблюдать, хорошо развитым воображением и должен прилежно
 его использовать". Йск-во М. отличалось органичностью, близостью к
 жизненной правде и романтич. одухотворённостью. В начале творч.
 деятельности М. создаёт обаятельные лирич. образы юных героинь: Клара
 ("Девичьи обеты" Фредро,
  1861), Пракседа ("Карпатские горцы" Коженёвского,
  1862), Софья ("Дамы и гусары" Фредро, 1863), Мария ("Савоярка, или
 Благословение матери" Деннери и Лемуана, 1866), Цецилия ("Отец Герен"
 Ожье, 1867). Лучшие образы М. поднимались до высот проникновенного
 трагизма: Амелия ("Мазепа" Словацкого,
  1863), Мария Стюарт (о. п. Словацкого, 1863), Донья Соль ("Эрнани"
 Гюго, 1864), Мария Стюарт (1864);
  Амалия ("Разбойники", 1866), Клерхен ("Эгмонт" Гёте, 1867), Маргарита
 ("Фауст" Гёте, 1869), Беатриче Ченчи (о. п. Словацкого, 1872), Федра (о.
 п. Расина, 1880). Всеобщим признанием в Польше, Англии и в США
 пользовалось исполнение М. ролей в трагедиях и комедиях Шекспира: Офелия
 (1867); Анна ("Ричард III", 1868), Джульетта "Ромео и Джульетта" (1868);
 Корделия ("Король Лир", 1869), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра", 1880),
 леди Макбет (1889);
  Геро (1867) и Беатриче ("Много шума из ничего", 1876), Виола
 ("Двенадцатая ночь", 1882). Поэтичская обобщённость и покоряющая правда
 искусства М. помогли ей стать одной из лучших исполнительниц ролей в
 пьесах С. Выспянского: Мария ("Варшавянка", 1901), Лаодамия ("Протесилай
 и Лаода-мия", 1903).
  Соч.: Memoriesand impressions. An autobiography, N. Y., 1910;
 Wspomnienia i wrazenia, Krakow, 1957.
  Лит.: С о 1 l i n s M., The story of Helena Modjeska (Madame
 Cklapowska), L., 1883; Helena Modrzejewska, na scenie Krakowskiej.
 1865-1869, Krakow, [1956]; G o t J., Szczublewski J., Helena
 Modrzejewska, Warsz., [1958 ]. Б. Рос.
  МОДЖОРЯН, Мариам Петросовна[р.6(19).У.1904]- армянская советская
 актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начала в
 Александро-поле в 1917. С 1923-одна из ведущих актрис Арм. т-ра драмы в
 Тбилиси.
  Роли: Маргарит, Сона и Сусан ("Из-за чести". "Злой дух" и "Намус"
 Ширванзаде), Рузан (о. п. Мурацана), Седа ("Старые боги" Шанта),
 Дездемона, Офелия, леди Макбет; Луиза ("Коварство и любовь"), Катерина,
 Кручинина, Любовь Яровая; Татьяна ("Враги" Горького), Монна Ванна (о. п.
 Ме-терлинка), Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Юдифь ("Уриэль Акоста"
 Гуцкова), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина). Б.А.
  МОДПИК (Московское общество драматических писателей и оперных
 композиторов). Существовало в 1904-30. Занималось преим. охраной
 авторских прав членов об-ва и сбором установленных авторских отчислений
 со спектаклей и др. публичных представлений. Для этой цели об-во
 располагало сетью агентов (уполномоченных) по всей стране. Наряду о ним
 существовало аналогичное об-во - Драмсоюз (до 1904 вместо этих двух
 раздельных обществ было единое Общество русских драматических писателей
 и оперных композиторов). В 1930 М. и Драмсоюз слились в единую новую
 организацию Всероскомдрам. АШн.
  МОЗЖУХИН, Александр Ильич (р. 1879) - русский артист оперы (бас). До
 1912 пел в Москве. В 1912-15 - солист Т-ра муз. драмы в Петрограде.
 Гастролировал в разл. городах России. В 1920-х гг. уехал за границу.
  Партии: Борис Годунов, Сусанин; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей
 ("Мазепа"), Иуда ("Маккавеи" Рубинштейна), Дон Базилио; Мефистофель
 ("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тема), Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха)
 и др. Выступал как камерный певец.
  Лит.: "Искусство", 1916, ј 4-5; Левик С. Ю., Записки оперного певца,
 (Из истории русской оперной сцены), М., 1962. А. Ив.
  МОЗОЛ‚ВСКАЯ, Любовь Ивановна (р.12.1.1903)- белорусский советский
 режиссёр, педагог. Засл. деят. иск-в БССР (1957). В 1922 поступила в
 Белорус. драм. студию в Москве. С 1926 - актриса 2-го Белорус. гос.
 драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа), где начала также и режиссёрскую
 деятельность. В 1952-55 работала в Т-ре им. Я. Купалы. С 1955
 возглавляет Белорус. ТЮЗ (Минск).
  Спектакли: "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Доходное место"
 (1953), "Чайка" (1954), "Ревизор" (1960). Пост. ряд пьес белорус.
 драматургов: "Аркадий Жигалкин" Па-сова, "Юные мстители" Гутковича и
 Хазанского, "Папоротник-цветок" Козела.
  С. 1953 ведёт педагогич. работу в Белорус. театр. ин-те.
  Лит.: Няфёд Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959;
  Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 141-47.
  МОИСЕЕВ, Игорь Александрович [род. 8(21).!. 1906] - русский советский
 артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1953). В 1924 окончил
 Моск. хореографич. уч-ще и был зачислен в балетную труппу Большого т-ра
 (ученик А. А. Горского и Л. А. Жукова). До 1939 - танцовщик и
 балетмейстер Большого т-ра.
  Партии: Рауль ("Теолинда" на муз. Шуберта), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"
 Василенко), Раб ("Корсар" Адана), Мато ("Саламбо" Арендса).

<< Пред.           стр. 515 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу