<< Пред.           стр. 519 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 принципам рационалистич. эстетики, законам типизации, выработанным
 классицизмом. Но, борясь с сословной ограниченностью этого стиля,
 критикуя мертвенную стилизованность "высоких" жанров, М. своим
 творчеством развивал наиболее прогрессивные устремления классицизма 17
 в.
  При всей живости, эмоциональности творчества М. важнейшей чертой его
 гения была интеллектуальность. Рационалистич. метод способствовал
 глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной
 чёткости построения комедии. Исследуя широкие пласты жизни, М. отбирал
 только те черты, к-рые были ему необходимы для изображения определённых
 типов, не добиваясь разностороннего изображения характеров. По словам А.
 С. Пушкина, "У Мольера Скупой скуп - и только" (Полн собр. соч., т. 8,
 1958, с. 91). В комедиях М. характер человека получает своё раскрытие не
 в сложном многообразии, а в выражении преобладающей, доминантной черты,
 поэтому сатирические краски в его пьесах предельно сгущены, идейная
 тенденция получает чёткое выражение в образе героев. Народность комедий
 М. в их бодром, оптимистич. тоне, пронизывающем все образы, в т. ч. и
 сатирические, передающие иронию, гневный сарказм автора. По определению
 Л. Н. Толстого, "Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный
 художник нового искусства..." (Полн. собр. соч., т. 30, 1951, с. 161).
  Значительны достижения М. и как актёра, реформатора сцены. Начав с
 героич. амплуа, не свойственного его дарованию, М. с огромным успехом
 играл фарсовые роли. Он создал яркий сценич. образ Маскариля, за к-рым
 последовали роли слуг в др. комедиях, вплоть до Скапена, поражавшие
 современников красочностью, живостью, динамикой игры. Многосторонность
 актёрского дарования М., исполнявшего такие разные роли, как Арнольф,
 Альцест. Журден и др., определялась его талантом постигать самые разл.
 человеческие типы. М. предъявлял к актёрам своей труппы требование
 изображать совр. характеры, он воспитывал в них художников, способных
 создавать психологич. индивидуализированные и жизненно определённые
 образы. Значение сценич. реформы М. сказывалось не только на манере
 комедийной игры. Принципы мольеровской школы воздействовали и на
 эволюцию трагедийного сценич. иск-ва.
  Историческое значение творческой деятельности М. определяется
 влиянием его драматургии на развитие французской комедиографии от Ж. Ф.
 Ренья-ра до П. Бомарше. Она дала толчок рождению новой нац. ре-алистич.
 драматургии в Англии (драматурги У. Конгрив, У. Уичерли, Г. Филдинг, Р.
 Шеридан, О. Голд-смит), в Испании (Н. и Л. Ф. де Моратин. Р. де ла К
 рус), в Италии (Дж. Джильи, Я. Нелли, Дж. Б.Фад-жуоли, П. Тринкера и К.
 Гольдони),в Германии (X. Вейзе, ранние пьесы Г. Э. Лессинга, И. В.
 Гёте).
  В России первые переводы комедий М. на рус. яз. появились в нач. 18
 в., когда были пост. "Амфитрион", "Смешные жеманницы", "Жорж Данден",
 "Лекарь поневоле". Особенно популярны стали комедии М. в России с
 момента возникновения постоянного т-ра в Петербурге, возглавляемого А.
 П. Сумароковым и Ф. Г. Волковым. На сцене этого т-ра в 1757-58 были
 показаны "Скапиновы обманы" ("Проделки Ска-пена"), "Скупой", "Школа
 жён", "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Жорж Данден", "Мизантроп" и
 др. Во 2-й пол. 18 в. переведены на рус. яз. почти все комедии М.
 Деятели рус. просветительского движения рассматривали комедии "Тартюф",
 "Мизантроп", "Дон Жуан" как средство, помогающее преодолевать косность и
 ретроградство. В обстановке напряжённой обществ, борьбы со сцены рус.
 т-ра раздавался протестующий голос Альцеста. В этой роли выступали И. А.
 Дмитревский, П. С. Мочалов. Огромный успех имели сатирич. комедии М.
 Особой популярностью пользовался "Тартюф", были сделаны многочисл.
 переводы этой пьесы в стихах, в прозе, в "переложении на русские нравы"
 ("Ханжеев, или Лицемер", 1809, "Фарисеев, или Лицемер", 1831, "Лицемер",
 1860). Наиболее точный из ранних переводов "Тартюфа" (1789) принадлежит
 Н. И. Хмельницкому. Утверждению на рус. сцене комедий М. способствовал
 M.C. Щепкин, исполнитель ролей Сганареля, Журдена, Гарпагона, Оргона.
 Борясь против обветшалых театр. канонов, Щепкин вернул комедиям М. их
 жизненную правдивость и сатирич. силу. В пьесах М. выступали П. М.
 Садовский (Скапен; Пурсоньяк -"Господин де Пурсоньяк"; Жорж Данден), С.
 В. Шумский (Оргон, Скапен), А. Е. Мартынов (Журден, Гарпагон), В. И.
 Живокини (Арган). Они подчёркивали народность, неиссякаемый оптимизм
 положит. героев М., сатирически раскрывали порочность отрицательных
 героев. Углублённая психологич. характеристика и яркая театральность
 отличали образы, созданные А. П. Ленским (Тартюф), В. Н. Давыдовым
 (Журден), К. А. Варламовым (Сганарель. Дон Жуан). Особенно глубоко
 раскрыл реалистич. традиции М. спектакль Моск. Художеств, т-ра, в к-рый
 вошли "Брак поневоле" и "Мнимый больной" (1913). В этом спектакле К. С.
 Станиславский создал красочный и сатирически острый образ Аргана.
  После Великой Октябрьской революции комедии М. получили особую
 популярность. В годы гражданской войны комедии "Лекарь поневоле" и
 "Проделки
  Скапена", искрящиеся нар. юмором, ставились фронтовыми бригадами
 артистов и красноармейской самодеятельностью. Открытие нар. т-ра в
 Гербовом зале Зимнего дворца было ознаменовано пост. комедии "Лекарь
 поневоле" (1919). Комедии М. прочно вошли в репертуар многонац. сов.
 т-ра. Особенно распространены "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Мнимый
 больной", "Лекарь поневоле", "Проделки Скапена". В процессе работы над
 "Тартюфом" К. С. Станиславский решал важнейшие вопросы актёрского
 творчества. В спектакле, осуществлённом по плану К. С. Станиславского М.
 Н. Кедровым (1939), В. О. Топорков дал совр. сценич. трактовку образа
 Аргана.
  В сценич. истории пьес М. значит, место занимают спектакли совр.
 франц. т-ра. Наряду с академичными или бездумно фарсовыми постановками,
 парижские т-ры создали спектакли, исполненные острого социального
 звучания ("Дон Жуан" в Нац. нар. т-ре), светлой жизнерадостности
 ("Мещанин во дворянстве" в т-ре "Комеди Франсез"), тонкого,
 пленительного лиризма ("Проделки Скапена" в т-ре М. Рено - Ж. Л. Барро).
  Сатирич. пафос, динамизм, правда и импульсивность переживаний,
 веселье, свободная, естественная грация, пылкая, страстная речь - эти
 черты творчества М., воспринятые с позиций психологич. реализма,
 характеризуют исполнение его пьес в совр. театре.
  Соч.: Oeuvres, ed. Despois et Mesnard, v. 1-13, P., 1873-1900
 (Collect. "Les grands ecrivains de la France");
  Theatre complet de Moliere, ed. R. Joinny, P., [s. d.j; в рус. пер. -
 Полное собр. соч., под ред. С. А. Венгерова, т. 1-2, СПБ, 1912-13
 (Библиотека великих писателей); Полное собр. соч., Ред. П. И. Вейнберга
 и П. В. Быкова, т. 1-4, СПБ, 1913; Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и
 С. С. Мо-кульского, т. 1-4, вступ. ст. С. Мокульского "Мольер и его
 творчество", М.- Л., 1935-39; Избр. комедии. Общ. ред. и примеч. С. С.
 Мокульского, М.-Л 1952; Комедии, [Вступ. ст. и комментарии С.
 Мокульского!, М., 1953, 1954; Собр. соч., Вступ. ст. и комментарии Г. Н.
 Бояджиева, т 1-2 М 1957.
  Лит. .-Родиславский В., Мольер в России, "Русский вестник", 1872, т.
 98, кн. 3, с. 38-96; Веселов-с к и и А., Этюды о Мольере: Тартюф.
 История типа и пьесы, М., 1879; его же, Этюды и характеристики, т. 1,
 Мольер, 4 изд., М., 1912; Бахтин Н. Н., Мольер в русской литературе, в
 кн.: Мольер, Полное собр. соч., т. 2, СПБ, 1913; Филиппов В., Мольер в
 России XVIII века, М., 1915; П а т у и e К)., Мольер в России, пер. с
 франц., Берлин, 1924; К л e и н e р И., Театр Мольера, М., 1927;
  Мокульский С., Мольер. Проблемы творчества, Л., 1935; его же, Мольер
 (1622-1673), М., 1936; его же, Творчество Мольера, в кн.: Мольер Ж.-Б.,
 Комедии, М., 1953 и 1954; Бояджиев Г.. Жан-Батист Мольер (вступ. ст. и
 коммент.), в кн.: Ж.-Б. Мольер, Собр. соч., т. 1, М., 1957; его же.
 Молодой Мольер, "Сообщения Института истории искусств", 1957, [вып.]
 10-11. Театр, с. 116-43; Сигал Н., Мольер, Л.,1958; Булгаков М., Жизнь
 господина де Мольера, М., 1962; Michaut G.,
  La jeunesse de Moliere, P., 1922; его же. Les debuts de Moliere a
 Paris, P., 1923; его же, Les luttes de Moliere, P., 1925; L a с о u r
 L., Moliere acteur, P., 1928; M о r n e t D., Moliere, P., 1943;
 Rossat-Mignot S., Introduction et notes, в кн.: Moliere [J.-B. P.], Le
 Tartuffe..., P., [1958]; LeclercG., Introduction et notes, в кн.: M о 1
 i e-r e J.-B. P., Don Juan, ou Le festin de pierre, P., 1960;
  LopE., Sauvage A., Introduction, в кн.: Moliere J.-B., Misantrope,
 [P.], 1963. Гр. Б.
  МОЛЬНАР (Molnar), Ференц (1878-1952)- венгерский драматург. Первые
 драматич. произведения М.-"Господин защитник" (1902), "Чёрт" (1907),
 "Гвардейский офицер" (1910) - показывали жизнь городской буржуазии и
 богемы. Почти все пьесы ставились в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт) в год их
 написания. Построенные на занимательной фабуле, лёгком диалоге, внешне
 эффектные, пьесы М. не претендовали на раскрытие большой социальной
 темы. Однако они пользовались большим успехом не только в Венгрии, но и
 за рубежом (в т. ч. в России). В 1909 М. написал одну из своих лучших
 пьес - трагикомедию "Лилиом" - о жизни деклассированной бед ноты. Пьеса
 носила следы влияния экспрессионизма. С позиций авангардизма написана
 пьеса "Красная мельница" (1922). В сер. и в конце 20-х гг. М. создал
 свои социально-сатйрич. комедии - "Волк", "Ривьера", "Олимпия", где в
 увлекательной комедийной форме разоблачает мораль и нравы
 бур-жуазно-аристократич. общества. М. принадлежат также комедии - "Игра
 в замке", "Ужин", "Пролог к "Королю Лиру'4". Критикуя отдельные пороки
 бурж. строя, М. не выходил за рамки взглядов мелкобуржуазной оппозиции,
 не поднимался до обличения социальных противоречий действительности. В
 то же время М. сочувственно относился к венг. пролетарской революции
 1919, выступал против бурж. клеветы на Сов. Россию. После установления в
 Венгрии фашистского режима эмигрировал в США, где не создал значительных
 произведений. После смерти М. были изданы его мемуары.
  Соч.: Szinhaz, Bdp., 1961. А. Гер.
  МОМЕНТАЛЙСТ - эстрадный артист, выступающий с исполнением зарисовок.
 Этот жанр зародился в среде парижских художников, рисовавших портреты на
 улицах. В дальнейшем перешёл в цирк. М. рисовали на вертящихся досках
 мольбертов двумя руками, ртом, ногами и даже стоя на голове. Они
 исполняли пейзажи, портреты с натуры, шаржи, зарисовки по заданию
 публики и трюковые карикатуры (добавление нескольких штрихов, изменение
 положения мольберта меняют рисунок). Существовали М.-"тряпичники", к-рые
 создавали картины-аппликации из частей своей одежды (шарф превращался в
 море, воротничок - в лодку, манжеты - в паруса и т. д.). Из Франции этот
 жанр распространился по др. странам. В России его использовал АН. В.
 Дуров. С зарисовками выступал и В. Л. Дуров.
  Так как расположение мест в цирке не давало возможности всем зрителям
 видеть процесс создания рисунка, номера М. перешли на эстраду. На сов.
 эстраде этот жанр обогатился сатирой. Среди исполнителей - Г. Гаро (20-е
 гг., рисовал карикатуры на междунар. и др. темы, сопровождая это
 музыкой, исполнением куплетов), Г. Карнольд (выступал в 30-х гг.,
 использовал в своём номере куклы, общаясь с к-рыми выступал как
 чревовещатель). С зарисовками выступали конферансье А. Вентцель, В.
 Николаев (40-е гг., рисовал карикатуры, сопровождая их стихотворным
 текстом). Г. Гаро.
  "МОМЧИЛ"-опера Л. Пипкова, либр. X. Радевского по роману С.
 Загорчинова "День последний".
  Пост. 24 апр. 1948, софийская Нар. опера (дирижёр Найденов, реж.
 Хаджимишев, худ. Балкански). 15 окт. 1953 показана в Москве, в пост.
 этого же т-ра (дирижёр Илиев, реж. Кырджиев и Хаджимишев, худ. Попов и
 Тузсузова, хормейстер Гончаров; Момчил - Узунов, Длена -Георгиева, Сы-ба
 - Генов, Ефросина - Димчева, Хубавела - Максимова, Кузман - Желязов).
  Издания: "М.", клавир, София, изд-во "Наука и из-куство", 1949. H. Г
 р.
  МОНАХОВ, Александр Михайлович (1884-27.IX. 1945) - русский советский
 артист балета, балетмейстер, педагог. Засл. арт. Республики (1922),
 засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Иск-ву танца обучался в Петерб. театр.
 уч-ще (педагоги П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, П. А. Гердт и др.), к-рое
 окончил в 1902 и был зачислен в кордебалет Мариинского т-ра. В 1910 М.
 присвоено звание первого танцовщика т-ра. С 1931- солист Большого т-ра.
 М. был характерным танцовщиком, обладавшим высоким технич. мастерством.
 Он ярко передавал нац. колорит танцев.
  Партии: Иньиго ("Пахита" Минкуса), Бирбанто ("Корсар" Адана и Пуни),
 Ганс ("Жизель"); Наль ("Талисман" Дриго), Гусарский ротмистр ("Привал
 кавалерии" Армсгеймера), Великий брамин ("Баядерка" Минкуса), А б'
 дерахман ("Раймонда"), Клод Фролло ("Эсмеральда") и др.
  С 1905 вёл педагогич. деятельность в Петерб. театр. уч-ще; с
 1931педагог Моск. балетной школы. М.- один из создателей рус. школы
 характерного танца. На основе разработанной им методики воспитана плеяда
 характерных танцовщиков.
  Лит.: Борисоглебский М.В. [COCT.J, Материалы по истории русского
 балета, т. 2, Л., 1939. Г. Ш.
  МОНАХОВ, Ипполит Иванович [30.1(11.II).1842- 20.XI
 (2.XII).1877]русский актёр. Образование получил в Киевском ун-те
 (историко-филологич. ф-т). Начав творческую деятельность как куплетист,
 М. утвердил этот жанр на эстраде. Был связан с поэтами-демократами,
 группировавшимися вокруг сатирич. журнала "Искра", черпая у них свой
 репертуар (произв. В. С. Курочкина, Г. Н. Жулева, Д. Д. Минаева и др.).
 Известен также как исполнитель песен П. Беранже (в переводе Курочкина).
 М. выступал и как драм. актёр. В 1865 дебютировал в Александрийском
 т-ре. В 1867 был принят в труппу т-ра. Играл роли молодых любовников,
 повес, фатов, пел куплеты в дивертисментах. Обладая природной
 музыкальностью, М. часто выступал в опереттах(Валентин-"Фауст наизнанку"
 Эрве, 1869, и др.). Исполнял также роли классич. репертуара: Молчалин,
 Хлестаков, Чацкий. После просмотра спектакля "Горе от ума", где М. играл
 Чацкого, И. А. Гончаров написал свою знаменитую статью "Мильон терзаний"
 (1871).
  Лит.: "БИТ". Сезон 1902-1903, Приложение, кн. 3, с. 77- 79; Кузнецов
 Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 155-58. АН.А.
  МОНАХОВ, Николай Фёдорович (18.III.1875- 5. VI 1.1936)- русский
 советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1932). Подростком был певчим в хоре
 Смольного собора. В 1895 дебютировал в роли Незнамова в любительских
 спектаклях "Петерб. попечительства о нар. трезвости". С 1896 выступал на
 эстраде - в садах, на нар. гуляниях, в шантанах как гармонист-песенник,
 балагур-куплетист. Вместе с П. Ф. Жуковым создал эстрадный дуэт
 сатириков-куплетистов. М. в совершенстве владел муз. фразировкой,
 словом, искусством импровизации, общения с аудиторией. В 1904 М.
 дебютировал в оперетте (Принцевалле - "Мон-на Ванна" Валентинова, труп'
 на Сабурова, Киев). Выступал в ролях "простаков" в опереточных труппах в
 Саратове, Киеве, Ростове-на-Дону и др. городах. Играл в моек.
 "Эрмитаже", в пе-терб. т-ре "Буфф" (с 1907), петерб. Панаевском т-ре
 (1910-12; был гл. режиссёром этого т-ра) и др. Дарование М. ярко
 раскрылось в спектаклях моек. Свободного т-ра (1913-14), где он исполнил
 роли дьячка Афанасия Ивановича ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского),
 Калхаса ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), комментатора-чтеца ("Жёлтая
 кофта" Легара). Отточенная синтетич. техника, блестящий дар
 импровизации, органичное чувство художеств. правды сделали М. крупнейшим
 актёром оперетты. Обладая баритоном красивого тембра и большого
 диапазона, М. свободно пел также теноровые (Адам -"Продавец птиц"
 Целлера) и басовые (Вельзевул -"Адская любовь" Гризера) партии. Среди
 лучших партий:
  Пикилльо ("Птички певчие" Оффенбаха), Фредди ("Принцесса долларов"
 Фалля), Пиппо ("Красное солнышко" Одрана) и др.
  Однако М. мечтал о драм. сцене. После Октябрьской революции он вместе
 с М. Ф. Андреевой и М. Горьким принял участие в организации Большого
 драм. т-ра в Петрограде (БДТ). На сцене этого т-ра проявилось
 трагедийное дарование М. В день открытия т-ра (1919) в спектакле "Дон
 Карлос" М. исполнил роль короля Филиппа, создав социально заострённый
 образ жестокого, но внутренне слабого тирана-короля. Драматически
 насыщены, исторически конкретны были шекспировские образы М. (Яго,
 Шей-лок, Юлий Цезарь), Франц Моор ("Разбойники"), царевич Алексей (о.п.
 Мережковского). В БДТ заново раскрылось и блистательное комедийное
 мастерство М. С неисчерпаемым богатством жизненных красок, весёлым,
 задорным азартом, в остром, характерном ритмич. рисунке исполнял он роли
 Маскариля, Сга-нареля и Труффальдино ["Смехотворные прелестницы"
 ("Смешные жеманницы"), "Лекарь поневоле", Мольера, 1921, "Слуга двух
 господ", 1921] и др. Роль казака-крестьянина, вожака партизан Рузае-ва в
 пьесе Лавренёва "Мятеж" (1925) открыла новую страницу творческой
 биографии М. Вслед за этой ролью он создал ряд образов новых героев,
 исполненных мужественной силы: Годун ("Разлом", 1927), Виктор ("Линия
 огня" Никитина, 1931), Гороян ("Город ветров" Киршона, 1929), Бородатый
 солдат ("Дос-тигаев и другие", 1933). Среди лучших ролей М. также -
 Обыватель ("Бунт машин" А. Н. Толстого), Распутин ("Заговор императрицы"
 А. Н. Толстого и Щёголева), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко), Иван
 Бабичев ("Заговор чувств" Олеши, 1929), Егор Булычев (1932).
 Одновременно с работой в драм. т-ре М. до 1927 продолжал выступать и в
 оперетте (как гастролёр). Снимался в кино. Соч.: Повесть о жизни, Л.,
 1936, 2 изд.,. Л. - М., 1961 (вступ. ст. С. С. Кара);
  Моя работа над ролью. Л., 1937.
  Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра. [Сб. статей], ј 2,
 Л., 1926 (по-свящ. 30-летию деятельности Н. Ф. Монахова); К у г е л ь
 Р., Н. Ф. Монахов, в кн.:
  Профили театра, Л., 1929;
  Мокульский С., Художник, строитель, мастер, "Рабочий и театр", 1936,
 ј 13;
  Волков Н., Н. Ф. Монахов, "Театр и драматургия", 1936, НУ 8; К у з н
 е -ц о в Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 210- 213; Ярон
 Г., О любимом жанре, М., 1960 (гл."Гастроли Монахова"), С. Др.
  МОНГОЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Воз никновение театр. иск-ва в
 Монголии относится к глубокой древности. Формы нар. зрелищ были
 разнообразны. Носителями нар. иск-ва Монголии были: хурч (певцы),
 улигерч (сказители), ёролч и магталч ("благопожелатели"), они
 произносили свои монологи в возвышенно-романтич. актёрской манере.
 Выступления этих мастеров, как правило, сопровождалось разыгрыванием
 пантомимич.-танцевальных сценок. С древних времён у монголов существуют
 танцы, содержащие элементы театрализации (танец бие-лэг). Мн. бытовые
 обряды, сопровождавшие свадьбы, рождение ребёнка, праздники урожая и
 др., также содержали элементы театр. действий. Позднее эти театр. формы
 вошли в мистериальный т-р - цам, возникший в 17 в. в связи с
 распространением в Центр. Азии буддизма, и в светский придворный т-р.
 Придворные т-ры существовали у князей, нек-рые из к-рых нанимали
 учителей, обучавших крепостных аратов пению, танцам, игре на муз.
 инструментах. Спектакли при княжеских дворах (ставках) давались один раз
 в год. Крепостные актёры собирались заранее, иногда за полтора-два
 месяца до представления, изготовились к выступлению. В новогодние
 праздники устраивались уличные кукольные спектаклч. В 30-х гг. 19 в. в
 Гобийском аймаке был пост. первый публичный спектакль-пьеса "Лунная
 кукушка" (к ней имеются несколько томов комментариев).
  После нар. революции и установления Нар. Республики (1924) в Монголии
 широкое развитие получила самодеятельность. В Улан-Баторе в нач. 20-х
 гг. организовались драм. кружки, из к-рых позднее возникли проф. т-ры.
 Репертуар кружков состоял из бытовавших в народе инсценировок песен
 ("Сумья ноён", "Два охотника"). Затем начали ставиться импровизированные
 сценки на злободневные темы ("Разговор старика и старухи", "Жадный лама
 и обманутая вера", "Высшая и низшая палата собраний" и др.). Все эти

<< Пред.           стр. 519 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу