<< Пред.           стр. 52 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 значит, этап в создании совр. философской драмы. Герой пьесы комкор
 Малько был олицетворением оптимизма, веры в будущее, счастья,
 обретённого в нерасторжимой связи с сов. обществом. Откликаясь на
 события в Испании, А. написал пьесу "Салют, Испания!", предприняв
 попытку создания народно-героич., романтич. пьесы (1936, Театр им.
 МОСПС). Последующие пьесы А.-комедия "Её игра"
  (1938), "Вторые пути" (1939), "Мать своих детей"
  (1939), драматич. памфлет "Отель Люкс" (1940) - были менее
 значительны. Нового большого успеха драматург достиг, написав в 1940
 "Машеньку" (1941, Т-р им. Моссовета; Машенька - Марецкая) - одну из
 своих самых популярных пьес. Здесь рельефно выступает характерная для А.
 тенденция рассматривать серьёзные мировоззренческие проблемы в форме
 интимной, камерной психологич. драмы. С подлинным гуманизмом и теплотой
 раскрывается в пьесе тема нравственной силы сов. человека, чистоты его
 морали, красоты его идеалов. Начатая до Великой Отечеств. войны и
 законченная в дни войны, пьеса А. "Накануне" (1942, Т-р им. Моссовета)
 представляет собой драматич. эскиз, посв. патриотизму сов. людей.
 Творчество А, сыграло важную роль в развитии жанра советской психологич.
 драмы. Произведения А.
  (особенно "Машенька") ставятся также за границей- в Чехословакии,
 Болгарии и др. странах. А. был редактором журнала "Театр и драматургия",
 сотрудничал в лит. отделе Совинформбюро, выступал как критик. Погиб в
 Москве во время налёта фашистской авиации.
  Соч.: Пьесы. М.-Л., 1947; Избранное, М., 1951; Пьесы, М, 1956;
 Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания, М., 1957; Дневники и записные
 книжки, М., 1960.
  Лит.." Б о г у с л а в ск и Й А, О., А. Н. Афиногенов, М., 1952;
 Караганов А., Александр Афиногенов. Критико-биографический очерк, М..
 1957; Петров Н. В., Встречи с драматургами, М., 1957. Jf. ?.
  АФИНЫ (??????) -столица Греции (565 тыс. жит., с портом Пирей и
 пригородами - 1,4 млн. жит. на 1951), город-государство (полис) в
 Древней Греции. Наиболее значит, т-р древних А.- т-р Диониса Элевтерия -
 существовал с 6 в. до н. э. По нек-рым источникам, в А. имелся и 2-й
 т-р, посвящённый Дионису,- "Ленаикон". В "век Перикла" (461-429 до н.
 э.) в А. было построено новое театр. здание - "Одеон" (реконструировано
 в конце 4 в. до н. э. Ликургом). Ок. 15 до н. э. при римском императоре
 Агриппе в А. был воздвигнут второй т-р "Одеон". Третий афинский "Одеон"
 (т-р Ирода Аттика) был сооружён в 160-170 н. э. на юго-западе Акрополя.
  В период многовекового упадка, когда А. были провинциальным городом
 Византийской и Оттоманской империй, театр. деятельность в городе была
 прекращена. После освобождения Греции от тур. ига *в декабре 1834 А.
 стали столицей независимого ново-греч. государства. В 1836
 предприниматель Сконд-зопулос построил небольшое деревянное театр.
 здание с земляным полом, без крыши, в к-ром выступали акробаты, а затем
 с мая 1836-первая в А. греч. театр. труппа. В 1840 был построен каменный
 т-р "Букура" (позже "Афинский т-р"), в к-ром играли греч. театр. и
 гастролирующие оперные итал. труппы. В ноябре 1840 К. Аристия создал
 "Филодраматическое общество", где впервые выступили греч. актрисы (до
 этого женские роли исполняли мужчины); т-р просуществовал один год. В
 40-50-х гг. в А. не было постоянных театр. трупп. В 1860-х гг.
 формируются профессиональные коллективы во главе с актёрами П. Суцас, Д.
 Тавуларис, Д. Алексиадис, П. Вонасера и др. К 1875 в А. было построено 6
 театр. зданий, очень несовершенных по своему технич. оснащению.
  В 1888 было закончено строительство большого театр. здания,
 предназначенного для оперных и драм, спектаклей. Т-р вначале назывался
 "Неон театрон" ("Новый т-р"), а позднее-"Димотикон театрон". В этом т-ре
 наряду с франц. и итал. труппами выступали и греч. драм. и оперные
 труппы. В 1901 было закончено строительство первого гос. т-ра, в к-ром в
 ноябре 1901-08 выступала труппа "Королевского т-ра" (см. Греческий
 Королевский театр). В 1932 вновь создаётся постоянная профессиональная
 труппа, пользующаяся субсидией,- Национальный т-р (см. Греческий
 Национальный театр). В здании т-ра "Омония" в 1901-05 выступала труппа
 "Новая сцена" ("Неа скини"), возглавляемая режиссёром К. Христомано-сом,
 а с 1907 - труппа актрисы М. Котопули. В 1937 эта труппа приобрела
 здание т-ра "Котопули Рекс", где работала до 1951.
  В 1939 в А. была основана оперная труппа (с 1944 работает в собств.
 помещении, перестроенном в 1958; зал т-ра вмещает 1100 зрителей). Т-р
 находится на гос. дотации и носит назв. "Лирики скини".
  В 1934 реж. К. Кун создал в А, т-р "Народная сцена" (до 1936), а в
 1942-"Художественный т-р" (с 1954 работает в спец. театр. здании,
 построенном в виде арены, окружённой с трёх сторон зрителями, вмещает
 всего 230 человек).
  В 1955 М. Катракис основал Греческий народный т-р. В Пирее в 1957
 создан "П'ирейский т-р" под рук. Д. Рондириса. В сезоне 1959-60 в А.
 играло 19 т-ров, в т. ч. Национальный т-р. Греческий народный т-р,
 "Художественный т-р", частные т-ры К. Андреади, К. Мусуриса, Д. Мирата,
 Д. Хорна, "Неон театрон" (реж. Диамактопулос), М. Фотопулоса, Э. Верги и
 др. Частные т-ры А. имеют в репертуаре обычно одну пьесу или муз.
 комедию. Спектакль ставится до тех пор, пока он делает сборы. С 1936 по
 инициативе Рондириса в А. ежегодно в июле - августе проводится театр.
 фестиваль, во время к-рого в т-ре Ирода Аттика под открытым небом
 артистами Национального т-ра и др. т-ров ставятся произв. античной
 драматургии. Летом все т-ры А. выступают в летних
 помещениях,организуются спектакли на открытом воздухе: в парке Марсо-ва
 поля, в Национальном парке и др.
  АФИША (франц. affiche - объявление, от afficher- вывешивать) - вид
 рекламы, оповещения (как правило-печатные) о спектаклях и др.
 художественных или увеселительных мероприятиях. А. вывешиваются у входов
 в театры и др. зрелищные предприятия, на улицах, площадях и т. п.
  Объявления о тех или иных событиях (в т. ч. зрелищных,
 увеселительных) известны с давних пор: в Египте, в Др. Греции, в Др.
 Риме А. рисовались (иногда вырезывались) на папирусах, на окрашенных в
 белый цвет стенах зданий, на особых деревянных досках, четырёхгранных
 колоннах и т. п. В ср. века о представлениях оповещали глашатаи. А.
 получили распространение с 16 в. прежде всего во Франции (до этого
 времени здесь употреблялись короткие объявления, вывешивавшиеся у входа
 в т-р и называвшиеся панкартами). Первоначально на А. помещалось только
 название исполняемого произведения (иногда занимательное изложение
 сюжета произведения). Имена авторов, исполнителей и пр. стали появляться
 на А. лишь с 17 в. При наличии в городе нескольких т-ров А., по взаимной
 договорённости руководителей т-ров, различались по цвету бумаги, так,
 напр., в Париже "Бургундский отель" выпускал А. красного цвета, "Комеди
 Франсез" - зелёного, "Гранд-Опера" - жёлтого. Позднее в обиход вошли
 А.-плакаты, достигшие в 18 и 19 вв. высокого художественного уровня. По
 мере роста и совершенствования полиграфич. базы в разных странах этот
 род иллюстрированных А. получает особо широкое распространение.
  А. бывают поспектакльные - на каждый спектакль отдельно, и сводные -
 на группу спектаклей каждого т-ра в отдельности (или всех т-ров города
 вместе). А. на премьеры составляются подробно: указываются авторы,
 исполнители, режиссёры, художники, композиторы, балетмейстеры и т. д. По
 каждому спектаклю, в дополнение к А., в т-рах (цирках и пр.) выпускаются
 г. н. программы (наз. ранее афишками) с перечислением исполнителей.
 Печатание, выпуск и распространение А. в разные периоды в разных странах
 регулировались специальными организационными и правовыми нормами (см.
 Законодательство театральное}. Л. Шн.
  АФИШНАЯ МОНОПОЛИЯ-в России исключительное право дирекции
 императорских т-ров и её контрагентов (напр., Гопп- в Петербурге,
 Левин-сон - в Москве) печатать афиши для всех т-ров Петербурга и Москвы
 (по произвольным ценам). Частные антрепренеры в течение 40 лет вели
 безуспешную борьбу против А. м. После Октябрьской революции была
 отменена. M. И.
  ???????, Григорий Иванович [31.1(12.11). 1894-14.IV.1959] - советский
 эстрадный артист. Окончил (1913) уч-ще живописи, ваяния и зодчества в
 Москве. Учился в студии МХТ. В годы гражданской войны был участником
 артистич. бригады, выступавшей на фронте. Сочинял рифмованные лозунги,
 сатирич. частушки, райки, боевые куплеты, В 20-е гг. начал выступать на
 эстраде как исполнитель устных сатирич. фельетонов. Для исполнительской
 манеры А. характерны скороговорка и чёткие смысловые акценты.
  В конце 20 - нач. 30-х гг. А. создал фельетоны, разоблачающие
 приспособленцев, бюрократов, мещанство: "Не болтайтесь под ногами",
 "Гражданин, вы лицо потеряли", "Даёшь изящную жизнь", "Критика
 гражданина нытикам и др. Позже форма райка сменяется прозой. Среди
 лучших работ А. фельетоны:
  "Жить, чорт возьми, жить" (1933), "О дураках" (1937), "Об одной
 минуте" (1939), "К жизни не приспособлено" (1941), "Спасибо за помощь"
 (1946), "Вас не беспокоит?." (1954).
  Лит.: Ж а т к и н П-, Григорий Афонин, М., 1928. M. 3.
  АФРАНИЙ (Afranius) (2-я пол. 2 в. до н. э.) - древнеримский
 комедиограф. Наиболее крупный представитель жанра т. н. тогаты. Испытал
 сильное влияние образцов новой аттической комедии., в т. ч. Менандра. В
 комедиях А., по сравнению с его предшественниками - Титинием и Аттой,
 нац.-бытовые признаки тогаты значительно ослаблены. Сохранились названия
 произведений А. ("Двоюродные братья", "Отданное на хранение", "Ложар" и
 др.), а также отрывки (ок 430 стихов). Комедии А. ставились еще в сер. 1
 в. н. э. Цитаты из его произведений встречаются у Апулея (2 в. н. э.).
 Иск-во А. высоко ценили Цицерон и Гораций.
  Из дани я.- Scaenicae Romanorum poesis fragmenta, rcc., 0. Ribbeck, t
 2, Lpz., 1898.
  Лит: Модестов В., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888;
 доп., 1905; История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М.,
 1954. С. А.
  "АФРИКАНКА"("Ь africaine") - опера Д. Мейербера, лгибр. Э. Скриба.
 Пост. 28 апро 1865, Париж (Васко да Гама - Ноден, Дон Альвар - Варо,
 Нелюско - Фор, Дон Педро - Белъваль, Дон Диего- Кастельмар, Селика -
 Сас, Инесса - Баттю), В России впервые ггост. на итал. яз. 19 янв. 1866,
 Петербург. На рус. яз. пост. 31 авг. 1890, Большой т-р (Васко да Гама
 -Преображенский, Селика - Дворец, Нелюско - Борисов, Инесса - Каратаева,
 Инквизитор - Матчин-ский. Дон Педро - Власов, Дон Диего - Майборода, Дон
 Альвар - Григорьев, Брамин - Трезвинский. Дирижёр Аль-тани), 11 февр.
 1890- Марфинский т-р (Петербург).
  И з д а н и я.- М., Юргенсон, [1888]; перевод Г. Лишина, М.,
 Гутхейль, [1890]. Я. Гр.
  АФРИКАНСКИЙ ТЕАТР. Со времён глубокой древности в Африке существуют
 нар. традиционные представления, насыщенные танцами и песнями. Танцы
 народов Африки изображают полёт птицы, движения змеи, трепет
 распускающегося цветка и т. д. Существуют танцы, содержание к-рых
 связано с историч. событиями или обрядами. Возвращение воина, удачная
 охота или примирение вождей разных племён отмечаются танцами под звуки
 барабанов с разнообразным ритмом, импровизирующимся танцующими. В
 танцах, изображающих сцены охоты, применяются маски.
  В провинциях Бугуни и Бамако в Зап. Судане по случаю различных
 праздников (сбор урожая, окончание полевых работ и т. д.) жители
 деревень по вечерам в зимний период (октябрь - март) устраивают театр.
 представления. Сценич. площадкой служит центральная площадь деревни.
 Зрители располагаются кругом, оставляя проходы для участников
 представления. Спектакль начинается сценкой, исполняемой небольшой
 группой танцоров в сопровождении различных по тембру барабанов. Затем
 следует пролог, к-рый произносит ведущий, представляющий зрителям героев
 пьесы. Спектакль состоит из одной или нескольких комич. сценок,
 действующими лицами к-рых обычно "являются муж, жена и любовник. Пьесы
 создают импровизационно сами исполнители, текст не фиксируется в записи.
 Женские роли играют мужчины. В большинстве спектаклей участвует хор"
 текст сопровождается танцем под аккомпанемент тамтама.
  Нар. т-р тесно связан со старинными религиозными верованиями и
 особенно древними анимистич. культами. Элементы театр действия содержат
 религиозные обряды, в к-рых активное участие принимают зрители.
  У нек-рых мусульманских народностей, населяющих долину реки Нигер и
 районы Юж. Нигерии, развит т-р марионеток. Куклы изготовляются из
 дерева, в представлениях, гл. обр, на темы семейной жизни, участвует до
 20 разл. персонажей (дед, бабка, отец, мать, старший сын и его жена,
 нищий и др.).
  В афр. гос-вах доколониального периода, достигших высокого уровня
 экономич. и культурного развития (напр., в период расцвета мандингской
 цивилизации в Мали), были созданы драматич. произведения, гл. обр.
 сатирич. характера.
  Политика колонизаторов и деятельность миссионеров разрушали традиции
 афр. нар. культуры и препятствовали развитию нац. театр. иск-ва. Любое
 проявление художеств. творчества негров, связанное с анимизмом,
 объявлялось миссионерами греховным. Предпринимались попытки создавать
 небольшие любительские кружки, состоявшие из представителей
 интеллигенции, близких колонизаторам, оторванных от народа. В 1920-х гг.
 в Зап. Африке миссионеры осуществили постановки пьес франц. драматурга
 Ф. Куртелина на франц. яз., предназначавшиеся для узкого круга избранных
 зрителей. Миссионеры в Верхней Вольте и англо-афр. протестанты в Нигерии
 эпизодически ставили пьесы на местных яз. В 1933 учащиеся школы
 колониальных чиновников У. Понти (Дагомея) поставили спектакль на франц.
 яз., построенный на афр. фольклоре. С этого времени школа Понти ежегодно
 устраивала "праздники туземного иск-ва", во время к-рых учащиеся
 показывали спектакли. Пьесы создавали участники труппы. Была написана
 драма "Сокаме" - о борьбе земледельцев с засухой, комедии "Супружеская
 неверность" и "Браки у Мандеги" - из жизни народов Гвинеи, трагедия
 "Биголо", основанная на нар. легенде об африканском вожде из Казаманса,
 погибшем во время колонизации Сенегала. В пьесе "Школьный учитель"
 сатирически изображались методы преподавания в афр. школах. В спектаклях
 школы Понти текст произносился обычно по-французски, а песни - на яз.
 народов Африки. Большое место в них занимали нар. танцы. В пьесах,
 ставившихся в школе Понти, лит. текст преобладал над импровизацией. С
 1939 в спектаклях стали выступать женщины: Пьесы, созданные в школе
 Понти, осуществлялись театр. студенческими труппами в разл. странах Зап.
 Африки (Того, Камерун, Сенегал, Гвинея и др.). Однако т-р школы Понти
 был недоступен зрителям из народа. Работая под контролем колониальной
 администрации, учащиеся школы ставили спектакли, не отражавшие совр.
 жизни Африки.
  После 2-й мировой войны под влиянием роста нацио-нально-освободит.
 движения народов в среде афр. интеллигенции началось движение за
 независимость африканской культуры. В 1949 ассоциация учащихся Дакара
 (Сенегал) поставила пьесу на совр. тему, но участники этого спектакля
 были арестованы.
  Самодеятельные африканские театр. труппы возникали и в городах
 Европы. Одна из таких трупп во Франции поставила пьесу "Возвращение на
 родину" по мотивам поэмы мартиникского поэта Э. Сезера и инсценировку
 "Сказок Амаду Кумба" сенегальского писателя и поэта Бираго Диопа. Другая
 театр. труппа во Франции, ставившая целью ознакомление европ. зрителей с
 афр. культурой, осуществила постановку "Песни Махди" - по древней
 суданской легенде. Театр. самодеятельность на франц. яз. распростра-иена
 среди учащихся Сен-Луи (Сенегал) и в др. школах Зап. Африки.
  В 1950 в Гвинее возник самодеятельный т-р под рук. К. Фодебы,
 стремившийся пропагандировать самобытное иск-во Африки. Вначале т-р
 Фодебы ставил драматич. спектакли - "Биголо", "Рассвет над Африкой"
 Фодебы и др. В дальнейшем т-р был реорганизован в труппу под названием
 "Африканский балет", состоящую из танцоров, певцов, музыкантов. В
 репертуар этой труппы входят традиционные песни, танцы и произв. совр.
 авторов. В коллективе работают актёры-профессионалы - Фонсека, Башир
 Type, Кандия, Канте Фасели и др. Труппа Фодебы гастролировала в странах
 Африки, в США и Европе.
  В 1957 в Дакаре создан драм. Африканский т-р, поставивший спектакль
 "Сарзан" по мотивам новеллы Бираго Диопа. В этом спектакле
 рассказывается о судьбе сенегальского стрелка, выполняющего приказ
 колониальной администрации, направленный против его соотечественников.
  Появление первых литературных драматич. произведений "Рассвет над
 Африкой" Фодебы (Гвинея), "Сарзан" по Бираго Диопу (Сенегал), "Золотой
 трон Окомфо Анокье" М. Дей-Ананга (Гана) и др., способствует
 формированию А. т. и драматургии.
  Деятели культуры афр. стран используют также опыт негритянских т-ров
 за рубежом, в т. ч. "Негритянского экспериментального т-ра" А. ди
 Насименту и Р. ди Соза в Бразилии и т-ра Мориссо-Леруа на Гаити.
  В 1959 на Втором конгрессе негритянских писателей и деятелей культуры
 в Риме работала комиссия по изучению проблем, связанных с формированием
 т-ра в Африке. Комиссия отметила, что африканский традиционный т-р
 находится в состоянии упадка. Формирование нового т-ра зависит от
 стабилизации афр. языков (в наст. время в Африке св. 600 яз. и
 диалектов), к-рая создаст возможность насытить традиционный т-р новым
 содержанием, отразить совр. тематику, актуальные проблемы, стоящие перед
 афр. народами. По мнению комиссии, спектакли, созданные школой Понти, не
 определяют пути развития А. т. Возникновение независимых государств в
 Африке создаёт условия для развития нац. театра. В Гвинее коллективы
 художественной самодеятельности ставят агитационные пьесы, призывающие к
 борьбе с пережитками прошлого, формируются и проф. труппы, В. Ч ее.
  АФСОНАГУ (тадж. афсонагуй) - исполнитель таджикских народных сказок.
 Искусство А. развивает традиции устного народного творчества. Лучшими А.
 были обычно пожилые мужчины и женщины. В искусстве А. отчётливо
 проявляются драматич. элементы; рассказчик должен обладать ярким
 воображением, богатой фантазией, создавать образные речевые
 характеристики, воспроизводить в мимике, интонациях, жестах характер
 действующих лиц сказки. Н. Н.
  АХВ‚РДОВ, Абдуррагимбек Асадбей оглы (16.V. 1870, Шуша,- 12.XII.1933,
 Баку) - азербайджанский писатель, драматург, публицист, театральный
 деятель. Засл. деят. иск-в (1928). В юношеские годы принимал участие в
 любительских спектаклях. Окончил Тифлисское реальное уч-ще. В 1894
 учился в Петерб. ун-те (восточный ф-т), часто посещал спектакли
 Александрийского т-ра. В 1892 написал первую комедию "Съешь гусиного
 мяса, узнаешь его вкус". В 1896 написал драму "Разорённое гнездо",
 изображающую разложение азерб. дворянства в конце 19 в., социальную и
 семейную трагедию помещика. В пьесе "Несчастный юноша" (1900) А. впервые
 в азерб. драматургии создал образ молодого человека, вступающего в
 борьбу с патриархально-феод. порядками. В историч, трагедии "Ага
 Мухаммед-шах Кад- ' жар" (1907) создал обобщённый образ восточного
 деспота. Пьеса А. "Волшебница пери" (1901), отразившая влияние на
 творчество А. символистской драматургии, утверждала идею непротивления
 злу.
  Лучшие произведения А. выражают протест против угнетена народа,
 призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А., как и Н.
 Везиров, показывал разложение феодального строя, деградацию помещиков,
 но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих
 пьес, создал образы героев, вступающих в борьбу за справедливость,
 протестующих против насилия. Пьесы А. шли во всех азерб. дореволюционных
 труппах. А. участвовал в развитии нац. т-ра также и как организатор,
 режиссёр. В 1899-1900 он руководил Шушинской драм. труппой, позднее
 работал вместе с Т. Махмуд-боковым, Д. Зейналовым в бакинской труппе,
 осуществляя пост. спектаклей. А. добился значит, успехов в деятельности

<< Пред.           стр. 52 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу