<< Пред.           стр. 525 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Пути-дороги" Фёдорова, "Начало жизни" Финна (1958), "Вид с моста"
 Миллера (1959), "Закон зимовки" Горбатова (1960), "Волнолом" Эдлиса
 (1962), "Мать" К. Чапека (1963) и др.
  В труппе т-ра (1964): нар. арт. РСФСР Б. М. Тенин, засл. арт. РСФСР:
 Л. П. Богданова, И. Я. Каст-рель, Л. П. Сухаревская, С. Г. Соколовский,
 А. Г. Ширшов, артисты: Е. А. Дмитриева, Н. П. Медведева, Л. А.
 Перепёлкина. Гл. реж. т-ра (с 1958) засл. деят. иск-в РСФСР А. А.
 Гончаров. В т-ре 717 мест. С. Г.
  МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА - русский
 советский театр. Создан в 1950 на основе Моск. Камерного т-ра (осн. в
 1914); впоследствии в труппу т-ра вошли актёры др. т-ров Москвы и
 Ленинграда. Художеств, руководителем т-ра в 1950-51 был нар. арт. СССР
 В. В. Ванин. В т-ре работали актёры и режиссёры: Б. А. Бабочкин (был гл.
 режиссёром в 1952-53), И. М. Туманов (был гл. реж.. т-ра в 1953-60), Ф.
 Г. Раневская, А. Д. Дикий, Б. А. Смирнов, Н. В. Петров, М. О. Кнебель,
 А. П. Шатов, М. Н. Названов, В. В. Беленькая, Н. М. Новлянский и др.
  Среди работ 50-х гг. "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953, реж. Дикий;
 Клаверов-Бабочкин) - социально острый и психологически глубокий
 спектакль, и "Иванов" Чехова (1955, реж. Кнебель; Иванов - Смирнов,
 Шабельский-Шатов), отмеченный своеобразием трактовки, тонкой разработкой
 характеров. С 1960 т-р возглавляет пар. арт. РСФСР Б. И. Равенских,
 стремящийся развивать публицистич. общественную направленность
 творчества т-ра, создавать спектакли открытого гражданского звучания,
 насыщенные музыкой, динамичные. В спектакле "День рождения Терезы"
 Мдивани (1961) и "Романьола" Скуарцины (1963), посв. борьбе народов
 против фашизма, усилено трагедийно-патетич. звучание событий. В духе
 яркой нар. комедии-фарса пост. пьеса "Свиные хвостики" Дитла (1961).
  Спектакли: "Украденное счастье" Франко (1950), "Свадьба Кречинского"
 (1951), "На бойком месте" (1952); "Д-р"
  ("Доктор философии") Нушича (19"56), "Белый лотос" Вин-никова и
 Осноса (1956), "Трасса" Дворецкого (1958), "Дневник женщины" Финна
 (1962) и др. Я. Вел.
  В труппе т-ра (1964): худ. руководитель нар. арт. РСФСР Б. И.
 Равенских, нар. арт. СССР Б. П. Чирков, нар. арт. РСФСР Л. С. Антонюк,
 О. А. Викланд, Л. А. Скопина, Л. О. Гриценко, засл. арт. РСФСР С. В.
 Бобров, Е. А. Головина, М. М. Кузнецова, И. М. Колин, Г. А. Яниковский и
 др. В зрит. зале т-ра 959 мест.
  МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО - русский
 советский театр. Возник в 1948 на базе Оперно-драматич. студии,
 руководимой в 1935-38 К. С. Станиславским и являвшейся в те годы
 экспериментальной лабораторией по разработке его творческой системы. К'
 работе в студии Станиславский привлёк своих ближайших учеников, актёров
 МХАТ М. П. Лили-ну, Л. М. Леонидова, М. О. Кнебель, М. Н. Кедрова, В. А.
 Орлова, 3. С. Соколову. В 1943 студия была преобразована в
 Оперно-драматич. т-р, а в 1948- в Драм. т-р им. К. С. Станиславского. В
 1938-48 т-ром руководил М. Н. Кедров, в 1950-63 гл. реж. т-ра М. М.
 Яншин. В т-ре работали актёры Л. О. Гриценко, Б. Л. Левинсон, С. А.
 Маркушев, С. В. Гиацинтова, режиссёр Б. И. Равенских и др.
  Спектакли: "Три сестры" (1940); "Дуэнья" ("День чудесных обманов")
 Шеридана (1943), "С любовью не шутят" Кальдерона (1949), "Грибоедов"
 Ермолинского (1951), "Девицы-красавицы" Симукова, "Наследники Рабурдена"
 Золя (оба в 1952), "Бесприданница"; "На улице счастливой" Принцева,
 "Крошка Доррит" по Диккенсу (все в 1953), "Дни Турбиных" Булгакова
 (1954), "Любовь Ани Берёзко" Пи-столенко (1955), "Такая любовь" Когоута
 (1959), "Трёхгрошовая опера" Брехта (1963), "Материнское поле" по
 Айтматову (1964) и др.
  В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР: А. А. Гла-зырин, П. П.
 Глебов, Т. А. Гурко, Н. М. Животова, И. Г. Козлов, М. А. К равчу
 невская, Е. П. Леонов, Б. И. Лифанов, Н. И. Михайлов, Ю. Н. Мальковский,
 Е. Я. Урбанский, засл. арт. Латв. ССР Д. Ритен-бергс, засл. арт. УССР Т.
 Н. Семичева. Режиссёры - А. Б. Аронов, В. В. Бровкин. Гл. реж. т-ра (с
 1963) засл. арт. РСФСР Б. А. Львов-Анохин.
  В 1958 при т-ре организована на общественных началах театр. студия
 (руководители А. Б. Аронов л Л. Я. Елагина). В зрит. зале т-ра 719 мест.
  Лит.: Фельдман 3., На пути к зрелости, "Театр", 1951, .ј 3, с. 16-26;
 Московский драм. театр им. Станиславского. 1935-1955, [М., 1956]. С. Г.
  МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. В. ГОГОЛЯ - русский советский
 театр. Организован в 1938 на базе существовавшего с 1929 передвижного
 Моск. т-ра транспорта ЦК профсоюза железнодорожников. До 1959 назывался
 Центр, т-ром транспорта и был подчинён Министерству путей сообщения
 СССР. Т-р проводил большую работу по обслуживанию путейцев. В 1959 т-ру
 было присвоено имя Н. В. Гоголя.
  В т-ре продолжит, время работали артисты:
  Л. А. Скопина, А. Л. Полевой, А. Н. Толбузин, В. И. Хохряков. Гл.
 реж. т-ра были Н. В. Петров (1938-48), И. Я. Судаков (1948-51), В. А.
 Гольд-фельд (1952-58), П. П. Васильев (1958-61).
  Спектакли: "Любовь Яровая" (1938); "Вторые пути" Афиногенова (1939),
 "Со всяким может случиться" Ромашова (1940, "Свадьба Кречинского";
 "Машенька" (оба в 1941), "Накануне" Афиногенова (1943), "Знатная
 фамилия" Ромашова (1945), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (1946),
 "Жизнь в цитадели" Якобсона (1947), "Овод" по Войнич, "Хождение по
 мукам" по А. Н. Толстому (оба в 1948), "Заговор обречённых" Вирты
 (1949), "Испанский священник" Флетчера, "Последние"; "Буря" по Лацису
 (все в 1950), "Вихри враждебные" Погодина (1953), "Мать своих детей"
 Афиногенова (1954), "Угрюм-река" Шишкова (1958), "Сын века" Куприянова
 (1959), "Красные дьяволята" по Бляхину (1961), "Коллеги" Аксёнова и
 Стабавого, "Опаснее врага" Аля и Ракова (оба в 1962) и др.
  В труппе т-ра (1964): худ. рук. т-ра (с 1962) засл. деят. иск-в РСФСР
 А. Л. Дунаев, актёры: засл. деят. иск-в РСФСР А. С. Краснопольский,
 засл. арт. РСФСР
  Е. П. Калинина, Е. С. Ковальская, П. В. Крылов, О. А. Кузнецова, Э.
 Д. Мильтон, Т. А. Никольская, И. А. Потоцкая, И. А. Смысловский, засл.
 арт. Азерб. ССР Е. Н. Агуров. Режиссёры: засл. деят. иск-в РСФСР и
 Азерб. ССР С. А. Майоров; В. В. Борт-ко, гл. худ. засл. деят.' иск-в
 РСФСР М. С. Вар-пех. В зрит. зале т-ра 1112 мест.
  Лит.: Рудницкий К.. Театр железнодорожников, "Огонёк", 1950, ј 41, с.
 25; Полякова Е., Начало большой жизни, "Театр", 1951, ј 9, с. 14-26; Б у
 л г а к Л., В театре им. Гоголя, там же, 1962, .ј 9, с. 85-94. С. Г.
  МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР ( М о с к о в-ский государственный
 еврейский театр - ГОСЕТ) - еврейский советский театр. Был создан в 1919
 на базе гос. евр. театр. студии при ТЕ О (Театральном отделе)
 Наркомпроса в Петрограде. В 1920 переведён в Москву. До 1925 наз. Моск.
 гос. евр. Камерным т-ром (ГОСЕКТ). Организатором т-ра и до 1929 его
 художеств. руководителем, режиссёром всех осн. постановок был А. М.
 Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921,- "Вечер
 Шолом Алейхема", проявились дарования С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина.
 Стремясь бороться против штампов старого евр. т-ра, М. е. т. в первый
 период своей деятельности увлёкся т. н. чистой театральностью; гл.
 внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях
 использовались стилизованные костюмы и декорации. Для пост. этого
 периода характерны гротеск, шарж, ирония. Репертуар т-ра ограничивался
 пьесами, воспроизводившими жизнь старых евр. местечек, действующими
 лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой,
 но весёлые, мечтательные бедняки.
  Среди лучших спектаклей т-ра этого периода-"Колдунья" по Гольдфадену
 (1922, лит.-сценич. композиция Литвакова и Добрушина, комп. Ахрон, худ.
 Рабинович; Колдунья - Зускин, Гоцмах-Михоэлс, Миреле-Ровина), "200
 тысяч" по Шолом Алейхему (1923, муз. Пульвера, худ. Рабинович;
  Шимеле Сорокер - Михоэлс, Соловейчик - Зускин), "Три изюминки"
 (композиция из 3 театр. пародий, текст Добрушина и Ойслендера, 1924),
 "Ночь на старом рынке" Пе-реца (1925, муз. Крейна; Бадхен - Михоэлс),
 "Путешествие Вениамина III" по Менделе Мойхер-Сфориму (1927, худ. Фальк;
 Вениамин - Михоэлс, Сендерл-баба- Зускин), "Человек воздуха" по Шолом
 Алейхему (1928, Менахем Мендл - Михоэлс, Шейне - Минкова, Хане
 Риве-Ротбаум, Капоте-Зускин).
  Т-р систематически выезжал на гастроли (Белоруссия, Украина,
 Ленинград и др.), в 1928 показывал свои спектакли за рубежом (Германия,
 Австрия и др.). Новый этап в жизни т-ра начался в 1929, когда его
 руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля "Суд идет" Добрушина
 (1929) на сцене М. е. т. ставились пьесы на современные темы; в эти годы
 всё отчётливей становится стремление театра к глубокому раскрытию идеи
 произв., к психологически мотивированному выявлению внутреннего мира
 героев.
  В этот период были пост. .'"Глухой" Бергельсона (1930, реж. Радлов,
 худ. Рабинович; Глухой-Михоэлс, Эстер-Ротбаум, Мендл-ГольдбЯат, Иоселе
 Бобцес-Зускин, Шульц-Штейман)-о революции 1905, "Мера строгости"
 Бергельсона (1933)-о новых сов. людях, "Юлис" ("Четыре дня") Даниэля
 (1931)-из эпохи гражд. войны, "Семья Овадис" Маркиша (1937, реж. и
 исполнитель роли Зайвл Овадиса-Михоэлс, худ. Тыш-лер; Мотька - Зускин) -
 о пограничниках Дальнего Востока, "Бар Кохба" Галкина (1938) -
 нар.-героич. трагедия из истории борьбы Иудеи с рим. поработителями,
 "Суламифь"по Гольдфадену (1937, реж.Михоэлс, худ. Рындин) и др. Т-р
 начал ставить произв. мировой классич. драматургии, по-новому осмысливал
 и евр. классику ("Блуждающие звёзды" по Шолом Алейхему, 1941).
 Крупнейшие спектакли: "Король Лир" (1935, реж. Радлов, худ. Тышлер; Лир
 - Михоэлс, Шут - Зускин), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (реж. и
 исполнитель гл. роли - Михоэлс, худ. Рабинович).
  Первые годы Великой Отечеств, войны (до 1943) М. е. т. находился в
 эвакуации в Ташкенте; пост. "Хамза" Яшена. Значит, спектакль
 послевоенного периода - "Фрейлехс" 3. Шнеера (1945, реж. Ми-хоэлс, худ.
 Тышлер, Бадхен - Зускин).
  Обстоятельства, сложившиеся в период культа личности Сталина, тяжело
 отразились на деятельности М. е. т. В эти годы т-р лишился двух своих
 лучших актёров - С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Посещаемость его падала
 и в 1949 после перехода на самоокупаемость М. е. т. был закрыт.
 (Иллюстрации см. в статьях В. Л. Зускин С. М. Михоэлс, Еврейский театр).
  Лит.: Литваков М., Пять лет гос. еврейского Камерного т-ра, М., 1924
 (на идиш); Загорский М., Михоэлс, М.- Л., 1927; Дейч А. И., Маски
 еврейского театра, М., 1927; Соболь А., Почти выигрыш, "Театр и музыка",
 1923, ј 36; Живов М., Мечты и страдания Тевье-молочника, "Театр", 1939,
 ј 1. А. Шн.
  МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВЛ. И. НЕМИРбВИЧА-ДАНЧЕНКО - см.
 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко.
  МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К.. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И.
 НЕМИРбВИЧА-ДАНЧЕНКО - см. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и
 Вл. И. Немировича-Данченко.
  МОСКОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО - см. Оперный
 театр имени К. С. Станиславского.
  МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ (МТДД) - русский советский театр для
 детей. Одним из инициаторов создания т-ра и его художеств. руководителем
 была Н. И. Сац. Т-р открылся 13 июля 1921 пьесой "Жемчужина Адальмины"
 Новикова. Большое внимание уделялось морально-этич. вопросам,
 становлению мировоззрения юных зрителей, интернациональному воспитанию.
 МТДД проводил большую творч. работу с молодыми драматургами, тут впервые
 были пост. пьесы Н. Г. Огнева, С. С. Заяицкого, Н. Я. Шестакова, А. Л.
 Барто, С. Г. Розанова, В. А. Любимовой, Л. Д. Веприцкой и др. Значит,
 роль в спектаклях т-ра играла музыка. Для т-ра писали композиторы Т. Н.
 Хренников, Л. А. Половинкин, Д. Б. Кабалевский, М. М. Раухвергер, А. Н.
 Александров, Н. П. Иванов-Рад кевич. Большое внимание уделялось в т-ре
 сценич. выразительности, к созданию спектаклей привлекались художники В.
 Ф. Рындин, А. А. Веснин, Г. П. Гольц, Б. А. Матрунин, Н. А. Шифрин и др.
  В труппе т-ра были актёры: К. П. Коренева, М. М. Ещенко, Ю. К.
 Корицкий, Р. Е. Лозинская, Н. В. Чкуасели, А. П. Несоныч, Л. Г.
 Глазкова, Е. И. Васильев, А. П. Бурова и др.
  Педагогич. работу т-ра вели С. Г. Розанов, Е. Д. Волкова, Е. А.
 Аркин, Н. Я. Литвинович, С. М. Глуховская, Т. В. Петрова и др.
 Балетмейстер т-ра Э. Мей.
  Лучшие спектакли: "Пиноккио" по Коллоди (1923, реж. А. Дикий),
 "Негритёнок и обезьяна" Сац и Розанова (1927, реж. Сац), "Алтайские
 Робинзоны" Шестакова, "Фриц Бауэр" Сац и Селиховой (оба в 1928, реж.
 Сац), "Лягавый" Веприцкой (реж. Корицкий), "Аул Гидже" Шестакова (оба в
 1929, реж. Сац), балет-пантомима "Я - мало, мы- сила" (1932, пост. Э.
 Мэй), "Серёжа Стрельцов" Любимовой (1935, реж. Сац, Королёв).
  Т-р вёл повседневную работу со зрителями, собирались детские письма и
 рисунки, изучалась реакция детского зрителя. Решением партии и
 правительства в 1936 на основе МТДД был создан Центральный детский
 театр.
  Лит.: Сац Н. иРозанов С., Театр для детей. Л., 1925; Сац Н., Наш
 путь, М., 1932; её же, Дети приходят в театр. М., 1961.
  МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ - русский советский театр. Создан в
 1946. В труппу т-ра вошли воспитанники театр. студий столицы и актёры
 периферийных т-ров. Гл. реж. (1946-63) А. К. Плотников. Первый спектакль
 т-ра - "Народ бессмертен" (1946, по роману В. П. Гроссмана). Затем были
 пост.:
  "Каширская старина" Аверкиева (1946), "Как закалялась сталь" (1947);
 "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1948),"Шутники" Островского (1949),
 "Звезда Севильи" Лопе де Вега (1950), "Под золотым орлом" Галана (1951),
 "Приваловские миллионы" по Мамнну-Сиби-ряку, "Сын рыбака" по Лацису,
 "Гаити" Дюбуа (все - в 1953), "Николай Иванович" Гераскиной,
 "Оптимистическая трагедия" (обе - в 1956), "Факир на час" Дыховичного и
 Слободского (1957), "Призраки" Э. Де Филиппе (1958), "Четверо под одной
 крышей" Смирновой и Крайнделя, "Если ты человек" Мовзона (обе - в 1960),
 "Немой рыцарь" Хелтай (1961), "Наказание без мщения" Лопе де Вега
 (1962), "Микрорайон" по роману Карелина (1963), "Добрый человек из
 Сезуана" Брехта (1964, реж. Ю. Любимов) и др.
  В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР - Л. С. Вейцлер, Т. В.
 Ефремова, Т. Н. Махова, О. Б. Шворин, Н. Г. Федосова и др. Гл. реж. (с
 1964) засл. арт. РСФСР Ю. П. Любимов.
  В зрит. зале т-ра 608 мест.
  Лит.: Симуков А., Драматург в театре, "Театр", 1951, ј 9, с. 69-77;
 Десятилетие театра, там же, 1956, ј 1, с. 174; Грачеве кий Ю.,
 Пролетарского района..., "Театральная жизнь", 1960, ј 2, с. 26-28. С. Г.
  МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВЛ. МАЯКОВСКОГО (Московский академический
 театр имени В л. Маяковского) - один из первых советских драматических
 театров. Открылся 29 окт. 1922. Был создан на основе расформированного
 Теревсата (Т-ра революц. сатиры), часть труппы к-рого, пополненная
 артистами др. моек. т-ров, составила труппу т-ра. В 1922-43 наз. Теат'
 ром Революции. Возглавил т-р (1922-24) В. Э. Мейерхольд. В 1922-23 т-р
 ставил совр. зарубежные пьесы ("Ночь" Мартине, "Разрушители машин" и
 "Человек-масса" Толлера), к-рые шли в конструктивистском оформлении. В
 этих спектаклях на первый план выступала тема обречённости человека в
 капп-талистич. мире, рабочие и революционеры выглядели безликой массой.
 Актёрское исполнение в первые годы существования т-ра было лишено
 ансамблево-сти, т. к. в трупп" были актёры разных школ. Это г эклектизм
 был преодолен в режиссёрских работах Мейерхольда -"Доходное место"
 (1923); "Озеро Люль" Файко (1923). "Доходное место" явилось одним из
 первых образцов подлинно новаторского совр. раскрытия классич. пьесы на
 сов. сцене. Эксцентрич. приёмы, к-рыми пользовались Орлов - Юсов,
 Бабанова - Полина, Щагин - Вышневский и др., вели к обнажению социальной
 и психологич. правды образов, режиссёрские решения Мейерхольда придавали
 нек-рым эпизодам пьесы особую остроту обличения, приобретали порой
 символич. обобщённость. В спектакле "Озеро Люль" т-р усилил сатирич.
 мотивы авантюрной политич. мелодрамы Файко,пост. Мейерхольдом в
 конструктивистском оформлении Шестакова. В 1923-24 т-р фактически
 возглавлял В. М. Бе-бутов, к-рый поставил "Спартак" Волькенштепна и
 "Стеньку Разина" Каменского, пышные, монументальные спектакли, внутренне
 пустые, холодные, отмеченные печатью формалистич. стилизаторст-ва. В
 1924 гл. режиссёром стал А. Л. Грипич.
  С середины 20-х гг. театр ориентируется на совр. советскую
 драматургию. Были поставлены: "Эхо" Билль-Белоцерковского (1924),
 "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова и др.
 Драматургия Ромашова связала т-р с совр. жизнью, придала иск-ву т-ра
 боевую публицистичность. В "Воздушном пироге" сатира обрела реалистич.
 конкретность, спектакль сочетал смелую условность и обобщённость с
 точностью "зарисовок с натуры/). Эти принципы развивались и в сатирич.
 мелодраме "Конец Криворыльска". Среди ведущих актёров т-ра в 20-е гг.Д.
 Н. Орлов, К. А. Зубов, М. И. Бабанова, О. И. Пыжова, С. А. Мартинсон, М.
 Е. Лишин. Творчество этих актёров формировалось в процессе воплощения
 произведений сов. драматургии, активным пропагандистом к-рой стал т-р. В
 1928 в труппу т-ра вошли Ю. С. Глизер и М. М. Штраух, в 1930 туда
 вернулся М. Ф. Астангов. В 1927-30 спектакли ставились режиссёрами
 разных школ и устремлений; наиболее значит, след в истории т-ра тех лет
 оставили спектакли А. Д. Дикого, поставившего "Человека с портфелем"
 Файко (128, Гога - Бабанова) и "Первую Конную" Вишневского (1930).
  В 1931-35 Т-р Революции возглавлял А. Д. Попов. С его деятельностью
 связан значительный этап в развитии т-ра. Ставя новые произв. сов.
 драматургии, прежде всего пьесы Погодина "Поэма о топоре" (1931), "Мой
 друг" (1932), Попов создал спектакли, к-рые знаменовали собой освоение
 нового жизненного материала, выдвинутого эпохой первых пятилеток. В этих
 спектаклях мажорно прозвучала тема радости созидат. Труда. Такие образы,
 как Анка - Бабанова, Степан - Д. Орлов ("Поэма о топоре"). Гай -
 Астангов, Руководящее лицо - Штраух ("Мой друг") обладали яркой
 индивидуальностью, конкретностью, приносили на сцену свежее дыхание
 обновлённой жизни, романтику строительства. Тема борьбы за
 коллективизацию раскрывалась в спектакле "После бала" Погодина (1934),
 междунар. солидарности трудящихся были посвящены спектакли "Улица
 радости" Зархи (1932) и "На Западе бой" Вишневского (1933). Попов в
 работе над сов. пьесами стремился по-новому претворить опыт
 Станиславского, Вахтангова, выдвигая концепцию совр. "актёра-мыслителя",
 чьё творчество выражено в отчётливой внеш. форме и одушевлено "волнением
 от мысли". Эти принципы были успешно применены им и в шекспировском
 спектакле "Ромео и Джульетта" (1935, худ. и сореж. Шлепянов; Ромео -
 Астангов, Джульетта - Бабанова), где яркая конкретность быта, колорит
 эпохи сочетались с глубокой человечностью актёрских образов, а
 динамичный рисунок мизансцен выражал высокую гуманистич. мысль
 произведения.
  После ухода Попова художеств. рук. т-ра были И. Ю. Шлепянов, М. М.
 Штраух, Н. В. Петров. Отдельные пост. осуществляли Л. С. Волков, А. М.
 Лобанов, Ю. А. Завадский. Отсутствие единого целеустремлённого
 руководства приводило к разностильности спектаклей, постепенному
 разрушению ансамблевости, к "премьерству", к случайному выбору
 репертуара. В спектакле "Умка - белый медведь" Сельвинского (1935, реж.
 Власов; Умка - Д. Орлов) сказалась тенденция к нарочитой примитивизации
 образов, в спектакле "Концерт" Файко (1936, реж. Шлепянов) - напротив,
 обнаружилась склонность к чрезмерной усложнённости, к рефлексии;
 "Лестница славы" Скриба (1936) ставилась в духе изящной стилизации,
 "Иван Болотников" Добржинского (1938)- с оперной пышностью. Но в
 спектаклях т-ра больших творческих успехов достигали отдельные
 исполнители: М. И. Бабанова (Диана - "Собака на сене" Лопе де Вега,
 1937), Ю. С. Глизер (Елизавета - "Мария Стюарт", 1941), С. А. Мартинсон

<< Пред.           стр. 525 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу