<< Пред. стр. 533 (из 913) След. >>
соч., т. 17, 1959, с. 268-69). Высокую оценку таланта М. и обществ,значения его творчества дали Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Островский,
Салтыков-Щедрин и др. Лучшие традиции М. были развиты последующими
поколениями рус. актёров и в первую очередь артистами моек. Малого т-ра.
Станиславский считал М. гениальным художником, оставившим неизгладимый
след в развитии мирового иск-ва.
Др. роли: 1818 - Сеид, Орас ["Фанатизм, или Пророк Магомет" и
"Семирамида" (1819?) Вольтера], Князь ("Роман на один час", пер. с
франц. Кокошкина), Эраст ("Лиза, или Следствие гордости и обольщения"
Фёдорова), Альнаска-ров ["Воздушные замки" Хмельницкого (1819?)]; 1819 -
Генрих ("Молодость Генриха IV" Дюваля), Ролла ("Испанцы в Перу, или
Смерть Роллы" Коцебу); 1820-Адольф ("Адольф и Клара" Марсолье); 1821 -
Орест ("Электра и Орест" Гру-зпнцева), Кассио ("Отелло"), Оросман
("Заира" Вольтера), Ксури ("Попугай" Коцебу); 1822 - Фингал ("Фингал и
Роксана" Шаховского), Эдуард ("Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника"
Коцебу); 1823- Отелло; Лукавин (о. п. А. Писарева), Лидин ("Поездка в
Кронштадт" А. Писарева), Рославлев ("Добрый малый" Загоскина), Вадим
("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев". Шевырёва по
Жуковскому), Горчаков ("Смольяне" Загоскина), Роберт ("Роберт - атаман
разбойников" Иванова по "Разбойникам" Шиллера), Шекспир ("Влюблённый
Шекспир" Дюваля), Князь ("Урок женатым" Шаховского); 1824 - Ромео;
Неджиль ("Судьба Неджиля..." Шаховского), Рональд ("Лилия
Нарбонская..."Верстовского и Шаховского), Стрельский-старший ("Два
брата"), Генрих IV ("Одно утро из жизни Генриха IV" Пикара), генерал
Шлейнсгейм (о. п. Шписа), Славин ("Воспитание, или Вот приданое"
Кокошкина), Ломоносов, Зарницкий ("Ломоносов, или Рекрут-стихотворец",
"Не любо, не слушай, а лгать не мешай" Шаховского);
1825-Леар ("Леар", пер. Гнедича-"Лира" Шекспира), Людовик
("Серебряная свадьба" Коцебу), Чтец ("Торжество муз" Дмитриева); 1826 -
Юлий ("Железная маска" перевод-переделка Краснопольского); 1827 -
Пламенев ("Писатели между собой" Головина), Усов ("Двумужница"
Шаховского); 1828 - Фёдор Волков (о. п. Шаховского), Фриц ("Сын любви"
Коцебу); 1829 - Гамлет; Клеант ("Скупой"), Альмавива ("Севильский
цирюльник" Бомарше), Капсали ("День паденья Миссалонги", пер.
Кокошкина), Польдер ("Польдер - амстердамский палач" Пиксерекура п
Дюканжа); 1830 - Фердинанд ("Король и пастух", пер. Шаховского), Юрий
Милославский (о. п. Шаховского по Загоскину), Аристофан (о. п.
Шаховского); 1831- Роберт ("Прародительница" Грильпарцера), Пабло (о. п.
Дюминга и Сент-Аллена), Эрик XIV ("Иоанн, герцог Финляндский"
Вейсентурна); 1832 - Иоанн Фауст (о. п. Клингельмана);
1833 - Тассо ("Торквато Тассо" Кукольника); 1835- Роберт Дудлей, граф
Лейчестерский ("Мария Стюарт"), Ляпунов ("Князь Михаиле Васильевич Ск
опий-Шуйский" Кукольника); 1836 - Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова); 1837 -
Пожарский ("Рука всевышнего отечество спасла" Кукольника); 1838 - Нино
("Уголино" Полевого); 1839- Игол-кин, Бидерман ("Иголкин, купец
новгородский", "Смерть или честь" Полевого), Иван Рябов (о. п.
Кукольника), Пы-лаев ("Сцены в Москве в 1812 году" Скобелева), Кремнёв
("Кремнёв - русский солдат" Скобелева), Клермон-Артур ("Жена артиста"
Скриба), Алеко ("Цыганы" Пушкина), Лей-форт ("Дедушка русского флота"
Полевого), Ильменев ("Кузьма Рощин..." Вахту рина), Ролла ("Ролла во
Флоренции" Лафона); 1840 - Генрих де Миньероль ("Луиза де Миньероль"
Дино и Легуве), Неизвестный ("Параша-сибирячка" Полевого); 1841 -
Пронский ("Боярское слово..." Ободовского), Мочалов ("Мочалов в
провинции" Д. Ленского); 1842 - Вахтанг ("Майко" Беклемишева); 1843 -
Доверстон ("Отец и дочь", пер. Ободовского), Стефан Фостер, Эвертт-Горн
("Братья-купцы", "Русская боярыня XVII столетия" Ободовского), Рогдаев
("Батюшкины дочки" Шаховского), Оболенский ("Елена Глинская" Полевого),
Кратин ("Наука и женщина" Зотова), Василий Иванович Шуйский (о. п.
Ободовского); 1844-Сордель ("Жизнь за жизнь" Беклемишева), Балтазар
("Мономан, или Помешанный", пер. с франц. В. А. Каратыгина); 1846 -
Басенок ("Боярин Фёдор Басенок" Кукольника), Жорж Мориц ("Графиня Клара
д'0бервиль" Анисе-Буржуа и Деннери). Роли, сыгранные М. в неизвестные
годы, - Рудольф ("Невеста разбойника" Кернера), Нейвиль ("Екатерина
Медичи" Ансело), Арвсд Дюбрель ("Мальвина, или Урок богатым невестам" Д.
Ленского), Алексей Любо-славский ("Наталья, боярская дочь" С. Глинки),
Бела IV ("Нашествие Батыя на Венгрию..." Шелехова), Пожарский (о. п.
Крюковского), Прямиков ("Ябеда" Капниста).
Лит.: Белинский о драме и театре, М.-Л.,1948;Гер-ц е н А. И., Былое и
думы, Л., 1947; Аксаков С. Т., 1. Семейная хроника. 2. Воспоминания. 3.
Литературные и театральные воспоминания (1812-1832), в его кн.: Избр.
соч., М.- Л., 1949; Кольцов А. В., Письма к В. Г. Белинскому, Полное
собр. соч., СПБ, 1909; М а р к о в П. А., Малый театр тридцатых и
сороковых годов. Период: Щепкин - Мочалов, в кн.: Московский Малый
театр. 1824- 1924, М., [19243; Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937;
Дмитриев Ю., Павел Степанович Мочалов, М.- Л.,1949; Павел Степанович
Мочалов. Сб. сост. Ю. Дмитриевым и А. Клинчиным, М., 1953; Южин А. И.,
П. С. Мочалов в жизни и на сцене, в кн.: Ю ж и н - С у м б а-тов А. И.,
Записи. Статьи. Письма, М., 1951; Ярцев А. А., Павел Степанович Мочалов,
"ЕИТ". Сезон 1898, Приложение 3, СПБ, 1899; Дмитриев Ю., Мочалов
актер-романтик, М.,1961. Ю. Д.
МОЧАЛОВЫ - семья русских актёров: 1) Степан Фёдорович (1775-1823) -
отец П. С. Мо-чалова. Был крепостным помещика Н. Н. Демидова, играл в
его домашнем т-ре. В 1803 вступил в труппу моек. Петровского т-ра. В
1806 вошёл в труппу учреждённого в том же году моек. имп. т-ра и вместе
с семьёй получил вольную. В иск-ве М., стремившегося отойти от
классицистской манеры игры, преобладало эмоциональное начало. По словам
С. Т. Аксакова, "в душе у него было много чувства и огня". Исполнял гл.
роли в произв. Шекспира (Гамлет, Отелло), Мольера (Альцест-"Мизантроп"),
Озерова (Эдип- "Эдип в Афинах"), Коцебу (Мейнау - "Ненависть к людям и
раскаяние") и др. М. был первым учителем своего сына П. С. Мочалова и
дочери, впоследствии известной актрисы М. С. Мочаловой (Францпе-вой).
2) Авдотья Ивановна - мать П. С. Мочалова. Крепостная актриса
помещика Н. Н. Демидова. Играла роли служанок, субреток.
3) Мария Степановна (по мужу - Франциева, 1799-1862) - сестра П. С.
Мочалова. Выступала сначала в Москве, затем в провинции. Исполняла роли
драм. героинь (Ксения, Антигона - "Димитрий Донской" и "Эдип в Афинах"
Озерова), позднее - комич. старух. Нек-рое время держала антрепризу в
Воронеже (в её т-ре гастролировал П. С. Мочалов).
4) И в а н Л у к и ч (г. рожд. неизв.- ум. 16.11. 1846; наст.
фам.Бушуйкин) - актёр и антрепренёр. Родственник П. С. Мочалова.
Дебютировал в 1837 (г. Скопин Рязанской губ.). Работал в Туле, Воронеже.
Большим успехом пользовался в водевильных ролях: Жовиаль ("Стряпчий под
столом" Ленского), Дармоедов ("Заёмные жёны" Каратыгина), Куроч-кин
("Титулярные советники" Ф. Кони) и др. Наиболее полно дарование М.-
выдающегося комедийного актёра - раскрылось в классич. репертуаре: Жак
("Скупой"), Осип ("Ревизор"), фон Кальб ("Коварство и любовь"). В 1843
М., обладавший большими административными и организаторскими
способностями, создал в Одессе, где не было постоянного рус. т-ра,
сильную драм. труппу. В этой труппе гастролировали в 1843 М. С. Щепкин и
П. С. Мочалов.
Лит.: "Репертуар и Пантеон", изд. В. Межевича, 1846, [т. 14], с.
111-17; [Вейнберг П. И.], Из моих театральных воспоминаний, "ЕИТ". Сезон
1894-1895, Прилож. кн. 1, СПБ, 1895.
5) Настасья Никитична (урождённая- Данилов а, по мужу-Б у ш у и к и н
а; гг. рожд. и смерти неизв.) - актриса (1-я пол. 19 в.). Выступала
сначала на московской, затем на провинц. сцене. В 1840 служила в труппе
П. П. Микульского в Воронеже. Выйдя замуж за актёра И. Л. Мочалова,
играла в одесской труппе. Исполняла роли "с переодеванием" в водевилях и
драмах: Барабанщик ("Дебютантка"), молодой пастух Педро ("Король и
пастух" Шаховского; в спектакле участвовали гастролировавшие в Одессе П.
С. Мочалов и М. С. Щепкин) и др. Среди лучших ролей М.: Мирандолина;
горничная Саша (водевиль "Хлопотун" Писарева; в роли Репейкина -
Щепкин), Жанетта (водевиль "Матрос" Соважа и Делурье; в роли Матроса -
Щепкин). Актриса разностороннего дарования, М., исполняя драматич. роли
- Луизы ("Коварство и любовь") и особенно Дездемоны, Офелии, достигала
подлинного трагизма. После смерти мужа (1846) оставила одесскую сцену. В
50-х гг. работала в Нижегородском т-ре; играла роли пожилых героинь и
грандам.
Актёрами были также братья П. С. Мочалова - Василий Степанович и
Платон Степанович (1801-29), его дочь Екатерина Павловна. А. Г.
Лит. см. при статье П. С.Мочалов.
' МОШНА (Mosna), Йиндржих (l.VIII.1837-9.VIII. 1911) - чешский актёр.
Один из основателей нац. реалистич. актёрской школы. Род. в семье
ремесленника. Работая в Вене на фабрике, увлёкся т-ром, выступал в
эпизодич. ролях в "Йозефштадттеатре". В 1856-59 гастролировал по Австрии
в составе передвижной нем. труппы. В 1860 вступил в труппу И. А.
Прокопа, с к-рой выступал в чеш. провинц. городах, в 1861 - в труппу
Штандеры. Здесь М. впервые с успехом исполнил комич. роли в пьесах И.
Тыла. С 1864 -актёр Временного т-ра в Праге. Играл в драме, опере,
оперетте. Исполнением ролей Шванды, Исидора Словички
("Волынщик из Стракониц", "Лесная панна" Тыла), Могильщика ("Гамлет")
утвердил себя преемником Я. Кашки на чеш. сцене. Играл Бобчинского в
первой чеш. пост. "Ревизора" (1865), Расплюева ("Свадьба Кречинского",
1867). После открытия пражского Нац. т-ра (1883) М. принял активное
участие в борьбе за реалистич. репертуар, выступил популяризатором на
чеш. сцене пьес Гоголя (впервые пост. в Нац. т-ре "Женитьбу", 1882,
"Игроки", 1885), а также чеш. драматургии - "Наши гордецы"
Строупежницкого, "Мариша" бр. Мрштиков, "Отец" Ирасека. Нек-рые
драматурги писали роли специально для М.: Лизал ("Мариша"), Дивишек,
Грушка и Михаил ("Отец", "Война рка" и "Фонарь" Ирасека и др.).
М. владел иск-вом переживания, глубоко раскрывал внутр. мир простого
'человека, показывал его высокие моральные качества: Дробечек ("Слуга
своего господина" E ржа бака), Пётр Дубский ("Наши гордецы"
Строупежницкого), Канифоль ("Волынщик из Стракониц" Тыла) и др. В
образах Акима ("Власть тьмы") и Перчихина ("Мещане") выразил протест
против социальной несправедливости.
На рубеже 20 в. иск-во М. достигло большой обобщающей силы, критич.
остроты. Играя роли Гарпагона, Лизала, Дввишека, артист воплощал типич.
черты капиталистич. хищника, страстно осуждал мир собственничества,
разлагающее влияние денег. Бурж. критика презрительно называла М.
носителем "сермяжной правды", снижала художеств. значение и замалчивала
социальную направленность его творчества; но демократич. публика видела
в М. своего актёра, глубоко чувствовала правду его иск-ва.
Соч.: Jak jsem se mel na svete, dl 1-2, Praha, 1954. Лит.: Шерл А.,
Памяти великого артиста, "Чехословакия", Прага, 1957, Na 8, с. 22-23;
Ежегодник института истории искусств, М., 195 9, с. 250; Subert F. A.,
J. Mosna, Praha, 1902; Palenioek L.,J. Mosna herec realisticky, Praha,
1951: его ж е, J. Mosna, Praha, 1954. Л. Сол.
МОШОНЬИ [Mosonyi, собств.- Б p а н д (Brand)], Михай
(4.1Х.1815-Г-31.Х.1870) - венгерский композитор. С 1842 преподавал
музыку в Будапеште и играл в оркестре. С конца 1850-х гг.- участник нац.
движения. В своих статьях и творчестве М. утверждал принципы романтизма;
идеи движения за нац. музыку соединял с пропагандой творчества Листа и
Вагнера. Нац. и романтич. пафосом отмечены и его оперы: "Король Макс"
(соч. 1857), "Прекрасная Илонка" (1861, Будапештский оперный т-р),
"Алмош" (1934, там же).
Лит.: Szabolcsi В., А XIX. czazad magyar ro-mantikus zeneje, Bdp"
1951. Д
МОЭМ (Maugham), Уильям Сомерсет (р.25.1.1874, Париж) - английский
писатель. Учился в Королевской школе (Кентербери) и Гейдельбергском
ун-те. Творч. деятельность начал как автор романов и новелл. Первая
пьеса М. "Кораблекрушение" пост. в 1901 в Берлине. Известность М. как
драматургу принесли его комедии, пост. с большим успехом на сцене т-ров
Лондона: "Леди Фредерик" (1907, т-р "Корт"), "Человек чести" (1904, т-р
"Авеню"), "Каролина" (1916, "Нью т-р"), "Страна обещаний" (1914, "Дьюк
оф Йорке т-р"), "Домашний очаг и красавица" (1919. т-р "Плейхаус"),
"Круг" (1921, т-р "Хеймаркет"), "К востоку от Суэца" (1922, т-р "Хиз
маджестис"), "Письмо" (1927, т-р "Плейхаус"), "Кормилец" (1930, т-р
"Водевиль") и др. Драматические произв. М., как и всё его творчество,
отмечены сардонич. юмором, скептицизмом, горькой насмешкой над бурж.
моралью. Большое внимание автор уделяет детальной разработке живых
сценич. ситуаций, иногда в ущерб психологич. характеристике персонажей.
С о ч.: The collected plays, v. 1-6, L., 1931-32; v. 1-3. L., 1952.
Лит.: D о t t i n P., Le theatre de S. Maugham, P., 1928;
S a v i n i G., Das Weltbild in S. Maugham's Dramen, Erlangen., 1939;
B r o p h у J., S. Maugham, L., 1952.
МРАВИНА (наст. фам.- Мравинская), Евгения Константиновна [4(16). I L
1864-12(25). X. 1914]- русская артистка оперы (сопрано). Одна из
крупнейших представительниц рус. BOK. школы. Пению училась у И. П.
Прянишникова в Петербурге (с 1883), затем у Бакса в Париже и Д. Арто в
Берлине. В 1885 дебютировала в Италии. В 1886 после выступления в партии
Джильды ("Риголетто") была зачислена в труппу Мариинского т-ра, где пела
до 1898. Часто выступала за границей: во Франции, Англии, Италии,
Германии, Бельгии. В Париже проходила партии Миньон (о. п. Тома) и
Маргариты ("Фауст") с А. Тома и Ш. Гуно.
М. обладала высоким, кристальдо-чистым сопрано серебристого тембра.
Исполнение её отличалось редкой виртуозностью. Певице с равным успехом
удавались колоратурные, лирич. илирико-драматич. партии. Блестящие вок.
данные сочетались с большим сценич. обаянием, тонкостью, изяществом
игры.
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Тамара, Татьяна,
Снегурочка; Оксана ("Ночь перед рождеством"), Агнес Сорель ("Сарацин"
Кюи), Форнарина ("Рафаэль" Аренского, первая исполнительница), Розина,
Виолетта;
Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера), Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Микаэла;
Эльза ("Лоэнгрин") и др.
Лит.: С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера,
1890-1910, Л.-М., 1940; И в а с к У. Г., Е. К. Мравина. [Некролог],
"Рампа и жизнь", 1914, ј 42;
"Новости сезона", 1896, ј 7, с. 3; Словарь сценических деятелей,
Издание журн. "Театр и искусство", СПБ, 1903, вып. 10, с. 12; "ЕИТ".
1914, вып. 7, с. 163-64; Алексеева Е., Е. Мравина, "Сов. музыка", 1964,
.ј 4. О. В.
МРЕВЛИШВЙЛИ, Михаил Николаевич (р. 19. VIII. 1904)-грузинский
драматург, прозаик. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич.
партии с 1951. Творч. деятельность начал в 1926. Первая пьеса - "Николоз
Бараташвили" о жизни груз. поэта (1949, Т-р им. Руставели). За ней
последовала авторская инсценировка повести "Очаг Харатели" (1949, Т-р
им. Марджанишвили), "Лавина" (1956, там же). М. написал пьесу "Пламенный
мечтатель" (1957, Т-р им. Грибоедова), посв. последним годам жизни А. С.
Грибоедова.
Драматургию М. отличают романтич. приподнятость, психологич.
раскрытие образов, мастерство диалога, яркость языка. Творчество М.
тесно связано с традициями передовой груз. лит-ры. Пьесы М. переведены
на русский, армянский и др. яз.
С о ч.: Пьесы, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Пьесы, Тбилиси, 1958.
Шал.
МРОЖЕК (Mrozek), Славомир (р.26.VI.1930) - польский драматург. Учился
в краковской Академии художеств. Лит. деятельность начал в 1950. Писал
фельетоны, театр. рецензии и др. М. создал своеобразный стиль сатирич.
рассказа,основанного на гиперболизации и гротескной деформации явлений
совр. действительности. М. писал также и драматич. произв., к-рые
сделали его одним из популярнейших драматургов Польши.
Пьесы: "Полиция" (1958, т-р "Драматычны", Варшава), "Мученичество
Петра 0'Хея" (1959, Т-р Гротеска, Краков), "Индюк" (1961), "Смерть
поручика" (1963; обе - т-р
"Стары", Краков), одноактные пьесы - "В открытом море", "Кароль";
"Стриптиз", "Забава", "Кинолог в разладе" и др.
Лит.: W i r p s z a W., Mrozek czyli kon trojanski, "Dialog", Warsz.,
1962, .N" 9; K i j o w s k i A., Mrozek u raju bram, "Dialog", Warsz.,
1963, No 5, c. 103-105; P o-c т о ц к и и Б , Размышляя о польских
спектаклях, "Театр", 1959, ј 2. Еж. К.
МСТИСЛАВСКИЙ (наст. фам. - М а с л о в с к и и -Мстиславский), Сергей
Дмитриевич (23.VIII. 1876-1943)-русский советский писатель, драматург. В
1901 окончил Петерб. ун-т. В 1900 начал лит. деятельность. Принимал
активное участие в революц. борьбе и гражданской войне. В 1928 Т-р им.
Вахтангова пост. "На крови"-авторскую инсценировку одноимённого романа
М., посв. гражданской войне. М. написал также пьесы: "Буревестники"
(1930, Бакинский рабочий т-р) "Судьба гор" (1933). Инсценировка
исто-рико-биографич. повести М. "Грач - птица весенняя" о жизни
революционера Н. Э. Баумана пост. в 1945 в Центр, детском т-ре и в др.
т-рах. Лит.: P у э e p Л., "Красная новь", 1928, ј 7.
Л. Ним.
МТВАРАДЗЕ, Семён Васильевич (р.1905) - грузинский советский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1928. С 1930 выступает как
драматург. М.-один из основоположников груз. детской драматургии. Первая
его пьеса - "И мы, и мы..." была пост. Груз. ТЮЗом. Для этого же т-ра М.
написал "В сердце Шираки" (1938), инсценировку повести Д. Чонкадзе
"Сурамская крепость" (1934) и др. Пьесы "Одержимый" (1935), "На
перевале" (1939) пост. в Т-ре им. Руставели. Шал.
МТЮЗ - см. Московский театр юного зрителя.
МУБАРЯКОВ, Арслан Котлыахметович (р. 15.XII. 1908)-башкирский
советский актёр и режиссёр. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Нар. арт.
СССР (1955). Депутат Верх. Сов. Башк. АССР 1-4-го созывов. Окончил
театр. отд. Техникума иск-в (Уфа) в 1931 и реж. курсы в Москве (1932,
1939). В 1928 вступил в труппу Башк. т-ра драмы (Уфа). Уже в эпизодич.
ролях в "Ревизоре" и "Разбойниках" обнаружилось яркое дарование М. Актёр
большого сценич. обаяния и темперамента, М. играет преим. героич. роли,
иск-во его глубоко народно, реалистично.
Роли: Шатмурат ("Карлу гас" Бикбая), Айсывак ("Тансулпан" Даяна),
Салават (о. п. Бикбая), Худайбердин ("На берегу Белой" Нигмати), Отелло,
Борис
Годунов, Паратов; Войницкий ("Дядя Ваня"); Фёдор ("Нашествие"
Леонова), Олег Кошевой ("Герои" Галимова по "Молодой гвардий" Фадеева),
Сатин; Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Протасов ("Живой труп") и др.
М. первым на башк. сцене создал образ В. И. Ленина ("Человек с
ружьём", 1941, и "Третья патетическая", 1959).
С 1939 занимается режиссурой; был директором (1949-51,1954-55) и гл.
реж. (1937-39,1951-54)Башк. академич. т-ра драмы. Один из
основоположников Баймакского районного т-ра (работал здесь в 1931-33).
Снимался в кино ("Салават Юлаев" и др.). Пост.: "Тальян-гармонь"
Ахметшина, "Карлугас" Бикбая, "Голубая шаль" Тинчурина и др. М.- автор
пьес "Бисякай" ("Жёнушка", Башк. т-р), "Неугасимые сердца", об участии
трудящихся в Отечественной войне.
Лит.: В а л e e в А., Мастер сцены, "Красная Башкирия", 1947, 15
янв.; Грачеве кий Ю., Со сцены - в жизнь!, "Театр", 1955, ј 3; Лебедева
Л., Театральные радости города Уфы, 1959, ј 4; А р а л б а е в а А., В
главной роли-Мубаряков, "Театральная жизнь", 1961, ј 3.
МУБЕРГ (Moberg), Вильхельм (p.20.VIII.1898) - шведский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1920. Как драматург дебютировал в