<< Пред.           стр. 534 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1926 комедией "Дефицит в кассе", высмеивающей мелко-бурж. среду.
 Большинство пьес М. изображает швед. крестьянство, процесс классового
 расслоения, неравную борьбу батраков и арендаторов за лучшую долю:
  "Базарный день" (1930, "Т-р молодых", Стокгольм), "Жена" (1933, Т-р
 И. Экмана, Стокгольм), "Вдовец Ярл" (1940, Драматич. т-р, Стокгольм),
 "Наш неродившийся сын" (1945, там же), "Божья жена" (1946, там же).
 Показывая тяжёлые условия жизни сельской бедноты, М. утверждает нравств.
 благородство и значительность духовного мира простого человека. М.
 инсценировал свой историч. роман "Скачи тотчас!" (1941, Гётеборгский
 гор. т-р) о восстании крестьян против феодалов. В 1957 написал
 трагикомедию "Судья" (1957, "Камерный т-р", Стокгольм), в к-рой гневно
 обличает правовые нормы бурж. общества. Сатирич. отношением к швед.
 бурж. демократии проникнута комедия "Сказочный принц" (1962,
 Гётеборгский гор. т-р).
  С о ч. в рус. пер.: Судья, М., 1960.
  Лит.: Martensson S., Vilhelm Moberg:, Stockh., 1956. Вл. М.
  МУВЙНЕЕЛЬ (Mowinckel). Агнес (1875-1962) - норвежская актриса,
 режиссёр. Дебютировала в 1899 в т-ре "Национальная сцена" (Берген). С
 1903 играла, а с 1922 одновременно ставила спектакли в Нац., Норвежском
 и др. т-рах Осло.
  Роли: леди Макбет; фру Ингер из Эстрота, Эллида, фру Альвинг (о. п.,
 "Женщина с моря", "Привидения" Ибсена), Алиса ("Пляска смерти"
 Стриндберга), фру Бон ("Люди с Дангора" Нексё), Бернарда ("Дом Бернарды
 Альбы" Гарсиа Лорки) и др.
  Прогрессивные взгляды М., её ненависть к фашизму и социальной
 несправедливости проявились в пост. пьес совр. норвеж. и зарубежных
 драматургов.
  Пост.: "Люди с Дангора" (1924), "Эдмунд Яр" Кристиан-сена (1926),
 "Конторщик Ли" (1936), "Пока мы ждём" (1938) Боргена, "Белая болезнь"
 Чапека (1937), "Поражение" Грига (1938), "Анна Софи Хедвиг" (1939), "Дни
 на облаке" (1948) Абелля, "Диктатура" Мунка (1940), "Несправедливость"
 Хавревольда (1954) и др.
  М. впервые в Норвегии пост. "Власть тьмы" Л. Толстого (1923) и
 обратилась к творчеству сов. драматургов: "Инга" Глебова (1933), "Егор
 Булычев и другие" (1935); "Дни Турбиных" Булгакова (1936), "Нашествие"
 (1946).
  Лит.: Elster К., Agnes Mowinckel, в его кн.: Teater. 1929-1939, Oslo,
 1941; G j e s d a h l P., Agnes Mowincke], в его кн.: Premierer og
 portretter, Oslo, 1957. Вл. M.
  МУДРА (на яз. хинди - поза, жест) - система положений пальцев рук в
 индийских танцах. М. известна в Индии с древних времён; "Натьяшастра" -
 древний трактат по т-ру и драматургии - содержит детальное описание М.
 Система эта была детально разработана и строго канонизирована. (Напр.,
 соединяя средний, безымянный и большой пальцы и поднимая при этом вверх
 указательный и мизинец, танцовщик изображает голову козленка, прижимая
 полусогнутые ладони друг к другу - бутон лотоса).
  М. подразделяется на определённое количество фиксированных позиции (в
 кат-хакали - 24), каждая из к-рых имеет своё собственное название. При
 сочетании тех или иных позиций с различными позами и движениями
 танцовщик может выразить свыше 500 символов-понятий (с помощью М.
 выражаются и сложные понятия). При помощи первой позиции-патака (четыре
 пальца вытянуты параллельно, большой - согнут) в катхакали изображаются
 слон, лев, бык, крокодил, Луна, Земля, раджа и др.- всего 43 предмета и
 явления; при помощи второй позиции (мудракхья) -движение, небо, океан и
 др.-21 понятие. В танце бхарат натьям рука танцовщика в позиции патака,
 поднесённая ко лбу, может выражать удар, ранение, угнетение и др. То же
 самое положение руки, но с разъединёнными друг от друга пальцами, в
 быстром движении может означать проливной дождь и падающие лепестки
 розы.
  Т. к. инд. драма с древних времён неотделима от иск-ва танца, М.
 является одним из основных выразительных средств актёрского иск-ва инд.
 т-ра.
  Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; P r e m a k u m a r, The language
 of Kathakali. A guide to Mudras, Allahabad-Karachi, 1948; Ambrose Ka у.
 Classical dances and costumes of India, L., [1952J. Мел. В.
  МУЗАФАРОВ, Мансур Ахметович (р.6.III.1902) - татарский советский
 композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1950). В 1931 окончил
 Моск. консерваторию по кл. проф. А. П. Александрова. Автор оперы
 "Галиябану" по о. п. Файзи (1940, Тат. т-р оперы и балета, Казань) и
 произв. в др. жанрах. Яркая мелодичность, проникновенный лиризм, связь с
 нар. творчеством обусловили популярность музыки М. С 1932 ведёт
 педагогич. работу (с 1945 - в Казанской консерватории).
  Лит.: Та у б e H., M. А. Музафаров, в сб.: Композто-ры Советского
 Татарстана, Казань, 1957, с. 26-35. //n f.
  МУЗЕИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ - научные, культурно просветительные учреждения, в
 к-рых собираются, хранятся подлинные материалы и документы, отображающие
 развитие театр. культуры (мировой, национальной) или историю развития
 отдельного театра.
  ВСоветском Союзе почти все М. т. созданы после Октябрьской революции.
 Существуют М. т. трёх видов: 1) М. т., собирающие подлинные материалы и
 документы по истории т-ра всех республик, входящих в состав СССР (см.
 Бахрушина ,музей), или отдельных нац. республик. К последним М. т.
 относятся:
  Ленинградский М. т. (РСФСР), Музей театр. иск-ва Укр. ССР (Киев), М.
 т. Груз. ССР (Тбилиси), Арм. музей лит-ры и т-ра (Ереван), Азерб. М. т.
 им. Джабар-лы (Баку), Музей т-ра и музыки Эст. ССР (Таллин), М. т.
 Литов. ССР (Вильнюс). 2) Музеи (и архивы) при отдельных т-рах. В 1963 во
 всём мире существует ок. 200 М. т. и библиотек, в т. ч. в СССР ок. 150
 М. т. и театр. архивов. Крупнейшие М. т. созданы при МХАТе, Малом т-ре,
 Т-ре им. Вахтангова, Центр, т-ре кукол, Центр, детском т-ре, Т-ре им.
 Моссовета, Большом т-ре Союза ССР, Муз. т-ре им. Станиславского и
 Немировича-Дан-ченко - в Москве; при Т-ре оперы и балета им. Кирова,
 Малом т-ре оперы и балета. Большом драм. т-ре им. Горького, Т-ре
 Комедии-в Ленинграде; единственным музеем в мире, собирающим материалы
 по истории и технике циркового иск-ва, является музей при Ленингр. цирке
 (осн. 1928). Имеются также музеи (и архивы) при Т-ре им. Ф. Волкова в
 Ярославле, Свердловском т-ре оперы и балета, Смоленском, Томском т-рах,
 Иркутском т-ре музкомедии, Пермском т-ре оперы и балета, Большом драм.
 т-ре им. В. И. Качалова в Казани, Т-ре оперы и балета им. Шевченко и
 Укр. драм. т-ре им. Франко в Киеве, Тбилисском т-ре оперы и балета им.
 Палиашвили, Т-ре им. Руставели в Тбилиси, Рус. т-ре им. Грибоедова в
 Тбилиси, т-ре "Ванемуйне" в Тарту и мн. др. 3) Мемориальные М. т.
 Крупнейшими М. т. такого типа являются музеи К. С. Станиславского, В. И.
 Немиро-вича-Данченко, Е. Б. Вахтангова, а также музеи-квартиры (и
 мемориальные комнаты) М. Н. Ермоловой, Б. В. Щукина, Л. В. Собинова, Е.
 В. Гельцер - в Москве, М. К. Заньковецкой - в Киеве, М. Г. Савиной - в
 Ленинграде, 3. Палиашвили - в Тбилиси, Дома-музеи И. Гамрекели - в
 Тбилиси, К. Марджанишвили - в селе Кварели (Грузия), А. Церетели - в
 селе Схвитори (Грузия) и др.
  М. т. в СССР ведут массовую, научно-просветительную работу (экскурсии
 по экспозициям и выставкам, лекции, беседы, тематич. вечера, посв.
 творчеству выдающихся деятелей т-ра и т. п.), осуществляют публикацию
 наиболее ценных архивных и рукописных материалов.
  М. т. за рубежом. Первоначально (в 18 в.) театр. коллекции
 создавались благодаря инициативе частных лиц - богатых меценатов или
 отдельных артистов, а также старейших театр. коллективов [напр., т-ра
 "Комеди Франсез" в Париже, Большого т-ра в Бордо (Франция, 1780), япон.
 т-ра "Но"]. Со 2-й пол. 19 в. мн. частные коллекции переходят в ведение
 гос-ва (путём пожертвований). Возникают музеи при нек-рых старейших
 т-рах, профсоюзах и др. учреждениях. Значит, роль в этом процессе
 сыграла организация театр. выставок. Так, в 1892 в Вене была открыта
 первая Международная муз. и театр. выставка, посв. истории т-ра в Европе
 (начиная с средних веков). Для участия в ней прислали свои материалы
 разл. музеи и библиотеки мн. европ. стран. Большой театр. раздел имела
 также Всемирная выставка 1900 в Париже. Театр, коллекции имеются в Нац.
 б-ке в Вене, обладающей ценнейшими материалами по истории т-ра в Европе,
 Нац. б-ке в Турине, б-ке, архиве и музее оперного т-ра "Гранд-Опера" в
 Париже, театр. отделе Нац. музея в Стокгольме, Музее истории т-ра при
 драм. т-ре в Кристианборге (Дания), Театр. б-ке и музее в Осло, Музее
 при финском Нац. т-ре в Хельсинки, театр. секции Нац. театр. ин-та в
 Варшаве, Историко-театр. музее в Копенгагене, театр. отделе Британского
 музея, а также в музее Виктории и Альберта в Лондоне, театр. отделе
 Колумбийского ун-та (США), Гарвардском ун-те (США), музее т-ра "Кабуки"
 в Токио и др. За рубежом музеи, б-киидр. учреждения, обладающие театр.
 коллекциями, в осн. ведут лишь работу по собиранию, систематизации и
 хранению историке-театр. материала. Постоянной экспозиционной,
 выставочной, научно-популяризаторской и издательской деятельностью они,
 как правило, не занимаются. Наряду с учреждениями, хранящими документы и
 материалы по разл. вопросам театр. иск-ва, за рубежом существуют также
 музеи, архивы и б-ки, посв. отдельным выдающимся деятелям т-ра. Среди
 них - мемориальный музей Шекспира (в г. Стратфорд-он-Эйвон),
 библиотека-музей Фолджера (в Вашингтоне), хранящая богатейшие материалы
 по истории постановок пьес Шекспира в т-рах разл. стран мира. Эти
 учреждения ведут научно-исследовательскую разработку собранных
 материалов, а также издательскую деятельность. Н. Мин.
  МУЗИЛИ-БОРОЗДИНЫ- русская актёрская семья. См. Бороздины-Музили.
  МУЗИЛЬ, Александр Александрович [р.7(20).VI. 1908] - русский
 советский режиссёр. Внук Н. И. Му-зиля, сын Н. Н. Музиль-Бороздиной.
 Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил Ленингр. техникум сценич. иск-в
 (1933). Проф. режиссёрскую деятельность начал в 1930 в Академич. т-ре
 драмы (ныне Т-р драмы им. Пушкина; работает здесь до наст. времени). С
 1950 ведёт педагогич. работу в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и
 кинематографии.
  Пост,: "Женитьба" (1934); "Полководец Суворов" Бахте-рева и
 Разумовского (1939), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1941), "Пётр
 Крымов" Финна (1942), "За тех, кто в море!" Лавренёва (1946), "Как
 закалялась сталь" по Островскому (1947, инсц. М.), "Годы странствий"
 Арбузова (1954), "Одна ночь" Горбатова (1956), "Потерянный сын" Арбузова
 (1961), "Перед заходов солнца" Гауптмана (1963). АН. А.
  МУЗИЛЬ, Николай Игнатьевич [по уточнённым данным, 14(26). XI.1839,
 Чесмены под Москвой,- 26.VI(9.VII).1906, Москва] - русский актёр.
 Принадлежал к артистич. семье Бороздиных-Музилей. Играл на любительской
 сцене. В 1865 дебютировал в Малом т-ре, в 1866 зачислен в труппу;
 работал здесь до конца жизни (с 1903 - засл. арт. имп. т-ров). Живо,
 весело, с юмором исполнял роли амплуа "простака"; выступал в водевилях и
 опереттах. Впоследствии раскрылся талант М. как характерного актёра.
 Замечательный исполнитель ролей в произв. А. Н. Островского, М. впервые
 на сцене Малого т-ра сыграл 20 ролей в его пьесах, в т. ч.: Гаврила
 ("Горячее сердце", 1869), Пётр ("Лес", 1871), Шмага ("Без вины
 виноватые", 1884). Островский, высоко ценивший М. за знание рус. жизни,
 простоту и искренность игры, отдал ему для бенефисов 10 своих новых
 пьес: "Не было ни гроша да вдруг алтын" (роль Е леей, 1872), "Поздняя
 любовь" (Дормидонт, 1873), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (Платон,
 1876), "Последняя жертва" (Салай Салтаныч, 1877), "Бесприданница"
 (Робинзон, 1878), "Невольницы" (Мирон Ипатыч, 1880) и др. Шедевром М.
 была роль На'рокова ("Таланты и поклонники", 1881).
  М. умел социально верно раскрыть образ. Его игра отличалась ясностью
 замысла" отделкой деталей, задушевностью. В исполнение ролей Старого
 повара ("Плоды просвещения", 1891) и Нарокова М. внёс трагический
 оттенок. Искусство М. высоко ценил К. С. Станиславский.
  Др. роли: Любен ("Жорж Данден" Мольера, 1866), Мит-рофан и Кутейкин
 ("Недоросль", 1866, 1882), 1-й крестьянин и Дворцовый повар ("Дмитрий
 Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1867), Сбригони
 ("Г-ндеПур-соньяк" Мольера, 1867), Юродивый ("Борис Годунов", 1880),
 Добчинский (1883), Заго-рецкий и Тугоуховский ("Горе от ума", 1882,
 1902), Жева-кин ("Женитьба", 1889), м-р Форд ("Виндзорские проказницы"
 Шекспира, 1890), Чугунов ("Волки и овцы", 1893), Мит-рич ("Власть тьмы",
 1895).
  Лит.: Островский А. Н., Полное собр. соч., т. 16, M., 1953, с. 33,
 146, 151, 163-65, 185; Николай Игнатьевич Музиль, "ЕИТ". Сезон
 1902-1903, приложения, ' кн. 3, СПБ, с. 11-12; Кара-Мурза С. Г., Малый
 театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 147-58;
  Юрьев Юр., Записки. 1872-1893, Л.-M., 1939, с. 32, 98, 116, 128, 136,
 138, 139; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., I960, с. 219-22. E.
 Фил.
  МУЗЫКА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ - инструментальная и вокальная музыка в
 драматических спектаклях (в трагедии, драме, комедии, водевиле и т. п.).
 Если в муз. театре (см. Опера, Музыкальная драма} музыка определяет
 драматургию сценического представления и является важнейшим средством
 характеристики образов и положений, то в драматич. театре она служит
 вспомогательным, хотя нередко и весьма значит, средством художеств.
 воплощения пьесы.
  Возрастание роли музыки в драм. т-ре приближает его к муз. т-ру,
 способствует появлению смешанных жанров; таковы, напр., прологи как
 самостоят, пьесы, дивертисменты, оперы-водевили, англ. маски, нек-рые
 драматич. жанры у народов Востока. История т-ра знает немало типов
 драматич. спектаклей, насыщенных музыкой (античная трагедия и комедия,
 китайский т-р, итал. комедия масок и др.).
  В нек-рых пьесах музыка обусловлена сюжетом и непосредственно
 вытекает из сценич. ситуации (нередко драматург указывает конкретные
 муз. номера); в этих случаях она обязательна для каждой постановки
 пьесы. Но часто режиссёр и композитор, в соответствии с художеств.
 задачами данной постановки, вводят в спектакль музыку, не
 предусмотренную драматургом; при этом необходимо соблюдать определённую
 меру, диктуемую жанровыми признаками драматургии, характером
 постановочных приёмов.
  М. в д. т. углубляет эмоциональную насыщенность спектакля, усиливает
 его художеств. воздействие на зрителя. Вместе с др. компонентами
 спектакля музыка помогает раскрыть идею пьесы ("Победная симфония" в
 конце трагедии "Эгмонт" Гёте), выявить и подчеркнуть социальную среду
 (крестьянская песня в драме "Власть тьмы"), историч., нац. и местный
 колорит (звуки волынки, жалейки, гуслей в историч. драмах А. К.
 Толстого, Л. А. Мея, фанданго или сегидилья с гитарой и кастаньетами в
 комедиях Лопе де Вега и Кальдерона, альпийские рожки, охотничьи песни в
 "Вильгельме Телле" Шиллера).
  М. в д. т. может выполнять, по замыслу автора пьесы, активную функцию
 в драматургии спектакля, непосредственно включаться в сюжет пьесы и
 влиять на ход действия. Так, в "Моцарте и Сальери" Пушкина исполнение
 реквиема производит трагич. поворот в психологии Сальери; песня об
 обманутой любви в "Бесприданнице" Островского предопределяет дальнейшее
 развитие сценич. действия. М. в д. т. может служить эмоциональным фоном,
 подчёркивать пси-хологич. состояние персонажей, острые переломные
 ситуации, конфликты, драматич. кульминации, лирич. сцены и т. п. (напр.,
 фрагменты увертюры "Гроза" Чайковского, применённые в кульминации драмы
 Островского "Гроза", пост. в Т-ре им. Маяковского, 1953). М. в д. т.
 привлекается также для условной характеристики фантастич. образов (в
 романтич. драме, феерии, сказочн. пост. детского т-ра). Часто М. в д. т.
 вскрывает эмоциональный и смысловой подтекст по принципу контраста (в
 нек-рых пост. "Гамлета", в сцене на площадке перед замком, парадная,
 весёлая музыка пирующего во дворце короля усугубляет трагич. коллизию
 осн. действия), помогает т-ру выявить своё отношение к изображаемым
 событиям, углубляет характеристику образов - положительную (революц.
 песни в "Молодой гвардии" по Фадееву) или сатирико-обличительную (песня
 "Птичка божия не знает" на мотив церковной панихиды в "Вассе
 Железновой"). Иногда музыка даёт зрителю представление о действии,
 значительном для хода спектакля, но протекающем вне сценич. площадки
 (военный оркестр уходящего полка за оградой сада в пьесе "Три сестры").
 М. в д. т., непосредственно обусловленная сюжетом пьесы (сольное,
 хоровое пение, игра на рояле, гитаре, бальный оркестр и т. п.), по ходу
 действия исполняется на сцене; при этом часто актёр только имитирует
 игру на инструменте (и даже пение), музыку же исполняют за сценой. Во
 мн. случаях песни, звучащие на сцене, и танцы сопровождаются оркестром,
 находящимся вне сценич. действия. Вводные ("вставные") номера могут
 иметь законченную муз. форму, но могут представлять собой и
 незавершённый эпизод, фрагмент. Помимо номеров, входящих в состав
 отдельных актов (включая финалы или "концовки", имеющие особое значение
 в водевилях и комедиях), М. в д. т. иногда включает в себя увертюру
 (напр., "Кориолан" Бетховена к о. п. Коллина), обычно обобщающую осн.
 идеи и образы пьесы, и антракты, нередко построенные на развитии муз.
 тем увертюры в соответствии с развитием действия пьесы. По своему
 сюжетному характеру инструмент, виды М. в д. т. близки к программной
 музыке.
  Нек-рые образцы М. в д. т. приобретают самостоятельную жизнь как
 симф. произв. в первоначальном виде или в обработке (обычно в форме
 сюит). Многие произведения М. в д. т. вошли в сокровищницу музыкальной
 классики.
  М. в д.т. писали почти все крупнейшие композиторы:
  Ж. Б. Люлли ("Мещанин во дворянстве"), Г. Перселл ("Король Артур"
 Драйдена), Л. Бетховен ("Эгмонт" Гёте), Ф. Мендельсон ("Сон в летнюю
 ночь"), Р. Шуман ("Манфред" Байрона), Ж. Визе ("Арлезианка" Доде), Э.
 Григ ("Пер Гюнт" Ибсена), Я. Сибелиус ("Буря" Шекспира), в России - Е.
 И. Фомин ["Орфей" ("Орфей и Эвридика") Княжнина], О. А. Козловский
 ("Фингал" Озерова), М. И. Глинка ("Князь Холмский" Кукольника), М. А.
 Балакирев ("Король Лир"), П. И. Чайковский ("Снегурочка"), А. К.
 Глазунов ("Маскарад") и др. Видное место музыка для т-ра занимает в
 творчестве сов. композиторов - Ю. А. Шапорина ("Блоха" по Лескову,
 "Аристократы"), Д. Д. Шостаковича ("Салют, Испания!" Афиногенова), А. И.
 Хачатуряна ("Маскарад"), А. А. Крейна ("Учитель танц ев" Лопе де Вега),
 В. Я. Шебалина ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Д. Б. Кабалевского
 ("Гибель эскадры"), Т. Н. Хренникова ("Много шума из ничего") и др.
  Лит.: Глумов А., Музыка в драматическом театре. Исторические очерки,
 М., 1955; E v a n s Th., Incidental music, в кн.: G г о v e' s
 dictionary of music and musicians, ed. by Е. Blom, v. 4, 5 ed., L.- N.
 Y., 1954. А. Гл.
  "МУЗЫКА И ТЕАТР" - русская двухнедельная газета. Выходила в
 Петербурге в 1867 (15 номеров) - 1868 (2 номера). Ред. А. Н. Серов. В
 "М. и т." наряду с критич. статьями об оперном и драматич. иск-ве
 печатались очерки-монографии о крупнейших деятелях рус. муз. театр.
 культуры, хроникальные заметки о муз.-театр. жизни страны,
 биб-лиографич. справки и т. п. Большая часть статей о музыке
 принадлежала Серову, уделявшему особенно много внимания творчеству М. И.
 Глинки. Осн. автором статей по т-ру в "М. и т." был П. Д. Боборыкин.
  Лит.: "Отечественные записки", 1867, т. 173, ј 7, отд. 2, с. 47-56; К
 ю и Ц. А., Избранные статьи, Л., 1952. А.Шн.
  МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ-1) Вокальное воплощение словесного текста.
 Включает различные виды пения (речитатив, ариозо и др.). Отсюда -
 декламационный (речитативный) стиль вок. музыки, пения. 2)
 Мелодекламация.
  МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) Одно из ранних названий оперы в Италии (dramma
 in musica, dramma per la musica). Появившись на рубеже 16-17 вв., при

<< Пред.           стр. 534 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу