<< Пред.           стр. 535 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 возникновении оперы, термин "М. д." к 19 в. постепенно вышел из
 употребления. В сер. 19 в. в Германии его вновь ввёл Р. Вагнер, к-рый
 называл М. д. свои оперы, приближавшиеся по строению к драме (тетралогия
 "Кольцо Ннбелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль"). Вагнеровские М.
 д. резко отличались от исторически сложивщихся типов оперы (отсутствие
 членения актов на отдельные законченные номера, отказ от ансамблей,
 хора, балета и т. п.). 2)Драма-тич. произведение, в к-ром существенно
 важное место занимает музыка (вок. и инструмент.), определяющая в
 значительной мере драматургич. структуру произведения. Этот жанр с
 давних времён широко представлен в муз. т-ре Китая. В годы Сов. власти
 он получил распространение в республиках Средней Азии и Казахстане,
 первоначально в виде драматич. обработок популярных сказаний и образцов
 классич. поэзии ("Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Тахир и Зухра" и
 др.). Музыка их основывалась на нар. песнях и танцах, на традициях нац.
 муз. иск-ва; исполнение песен было одноголосным, пение сопровождалось
 ансамблем нар. инструментов. В 30-х гг. создаются М. д. с номерами,
 специально сочинёнными композиторами, вводится симф. оркестр, хоровое
 многоголосие. Таковы: "Кыз-Жибек" Брусиловского (Казах. ССР, 1934),
 "Фархад и Ширин" Успенского и Му-шеля (Узб. ССР, 1937). Появляются М. д.
 на совр. тематику ("Алтын кыз" Власова и Фере, Кирг. ССР, 1937).
 Отдельные М. д. были переработаны в оперы ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова,
 Узб. ССР, 1949). 3) Термин "М. д." применяют также для жанрового
 обознач. оперы драм. характера, в отличие от оперы комической (муз.
 комедии), эпической, сказочной и т. д. В этом смысле, напр., оперу
 "Царская невеста" Римского-Корсакова иногда называют М. д. Мусоргский
 назвал свою оперу "Хованщина" народной М., д.
  МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, иногда к другим
 видам музыкально-сценических произведений комедийного плана (комическая
 опера, зингшпиль и т. п.). Нек-рые т-ры оперетты в СССР носят назв.
 т-ров М. к.
  МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - цирковой или эстрадный жанр, в котором
 музыкальные произведения исполняются трюковыми приёмами на обычных или
 на специальных (эксцентрических) музыкальных инструментах
 (колокольчиках, бубенцах, пиле, метле с натянутой на неё струной и
 бычьим пузырём в качестве резонатора и др.). В М. э. используются для
 извлечения звуков разл. предметы (сковородки, "дрова", камни и т. п.),
 подобранные в определённой тональности. Игра на этих инструментах
 сочетается с исполнением злободневных куплетов, диалогов, сати-рич.
 сценок, акробатич. трюков. 3. Г.
  МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОСКОВСКОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО
 ОБЩЕСТВА - музыкальное и театральное учебное заведение в Москве
 (1883-1917). Организовано на базе муз.-драм. школы П. А. Шостаковского.
 С 1886 пользовалось правами высшего учебного заведения. Находилось при
 Моск. филармонич. обществе (муз. об-во, существовавшее в 1883-1917 на
 средства частных лиц). Училище имело два отделения: музыкальное,
 выпускавшее исполнителей (певцов и инструменталистов), композиторов,
 теоретиков музыки, и драматическое, готовившее актёров драм. т-ров.
 Уч-ще возглавляли видные муз. деятели: П. А. Шостаковский (1883-98), С.
 Н. Кругликов (1898-1901), А. А. Брандуков (1906-17) и др.; на драм.
 отделении преподавали В. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, О. А.
 Прав-дин и др. Воспитанниками уч-ща были мн. известные музыканты и драм.
 артисты: Вас. С. Калинников, Д. И. Аракишвили, Л. В. Собинов, Е. К.
 Лешковская, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд и мн.
 др. В 1898 выпускники драм. отделения уч-ща (вместе с участниками
 спектаклей Об-ва иск-ва п лит-ры) составили основу труппы только что
 созданного Моск. Художеств, т-ра. В сов. время (в 1918) уч-ще было
 преобразовано в Гос. ин-т муз. драмы (см. Г И ТИС).
  МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ ТЕАТР - оперный театр. существовавший в Петрограде
 в 1912-19. Основатель и художеств. руководитель - реж. И. М.Ла-пицкий,
 муз. руководители - дирижёры М. А. Бих-тер, А. Э. Маргулян, А. В.
 Павлов-Арбенин, Г. Фи-телъберг и др. Т-р боролся против оперной рутины.
 В спектаклях т-ра было достигнуто гармонич. слияние муз. и драматич.
 иск-ва, они отличались художественно цельным ансамблем, яркими,
 реалистич. массовыми сценами. Труппа т-ра (солисты и хор) была
 сформирована из молодых певцов и студентов консерватории; позднее в т-ре
 работали также выдающиеся певцы - А. И. Мозжухин, М. И. Бриан, Л. В.
 Собинов, Л. Я. Липковская и др. Первые постановки - "Евгений Онегин"
 (1912), "Кармен" (1913); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1913) и
 др.- получили положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах. Значит,
 интерес представляли пост. опер "Борис Годунов" (1913) и "Сорочинская
 ярмарка" (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, "Мазепа" Чайковского
 (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1915). Несмотря на ряд
 недостатков в работе т-ра (субъективное истолкование нек-рых оперных
 партитур, натурали-стич. трактовка отдельных сцен), деятельность его
 сыграла положит. роль в развитии рус. оперного иск-ва.
  Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК-РУССКИЙ еженедельный журнал.
 Выходил в Петербурге в 1856-60; с 36-го номера 1857 назывался
 "Театральным и музыкальным вестником", в 1860 восстановлено пер-вонач.
 название. Всего вышло 239 номеров, в 1856 -52 номера, в 1857-59 - по 51
 номеру в год, в 1860-34 номера. Ред. М. Я. Раппопорт, с 22-го номера
 1860 - А. А. Григорьев. "М. и т. в." был передовым изданием, стоявшим на
 позициях реалистич. иск-ва.
  Журнал имел приложения: 1) ежемесячное "Собрание театр. пьес, или
 Репертуар рус. сцены", Петербург, в 1858 вышло 12 номеров, в 1859 - 4
 номера; 2) ежемесячный "Драматический сборник". 1858-62, с 1858 по
 апрель 1859 выходил самостоятельно, ред. П. А. Фролов; с мая 1859
 объединён с "Собранием театр. пьес", ред. А. А. Григорьев, с 1860
 выходил самостоятельно.
  В журнале и его приложениях печатались историко-муз. и
 историко-театр. статьи, творч. портреты виднейших отечеств, и зарубежных
 деятелей музыки и т-ра, муз. и театр. рецензии, хроника муз. и театр.
 жизни в России и за рубежом, тексты пьес, ставившихся в Москве,
 Петербурге и нек-рых зарубежных т-рах и др. Шн.
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Музыкальный те
 атр имени народного артиста СССР Вл. И. Немировича-Данченко). В 1919 в
 Москве В. И. Немировичем-Данченко была осн. муз. студия МХТа; с 1926 -
 муз. т-р. В основу работы т-ра были положены творч. принципы МХАТа.
 Поставив своей задачей реалистич. раскрытие содержания оперных произв.,
 Немирович-Данченко широко и последовательно применял новые методы
 режиссуры, уделял большое внимание воспитанию актёра, в равной мере
 владеющего вокальным и сценич. мастерством; т-р занимался переработкой и
 созданием новых либретто классич. опер, оперетт и сов. опер. Здесь
 ставились произв. разл. жанров: классич. оперетты, трактованные как
 комич. оперы ("Дочь мадам Анго" Лекока, 1920;
  "Перикола", 1922, и "Прекрасная Елена", 1937, Оф-фенбаха;
 "Корневильские колокола" Планкета, 1932), комедии на музыке
 ("Лисистрата" Аристофана, 1923), оперы ("Сорочинская ярмарка"
 Мусоргского, 1932;
  "Травиата", 1934; "Катерина Измайлова" Шостаковича, 1934). Реалистич.
 тенденции в работе т-ра отчётливо проявились в постановках опер сов.
 композиторов:
  "Тихий Дон" (1936); "В бурю" Хренникова (1939, опера создавалась
 композитором в творч. содружестве с коллективом т-ра под непосредств.
 руководством Немировича-Данченко). В пост. этих опер предельная
 правдивость актёрской игры и выразительность пения способствовали
 глубокому раскрытию идейного содержания. В 1939 в коллектив влился
 балетный т-р под рук. В. В. Кригер, работавший над применением принципов
 МХАТа в балетном иск-ве. В 1941 т-р был объединён с Оперным театром
 имени К. С. Станиславского. См. Музыкальный театр имени К. С.
 Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И Вл. И.
 НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Московский музыкальный театр имени народных
 артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) -
 создан в 1941 в результате объединения Оперного театра имени К. С.
 Станиславского и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко.
 Т-р развивает художеств. принципы Станиславского и Немировича-Данченко,
 'положенные в основу работы руководимых ими муз. студий (т-ров).
 Коллектив в своей творч. практике следует принципам МХАТа. В лучших
 спектаклях достигнут синтез муз., вок. и сценич. иск-ва, реалистически
 раскрыты партитуры муз. произв. Ряд спектаклей т-ра был пост. под
 художеств. руководством Немировича-Данченко.
  В годы Отечеств, войны т-р, находясь в Москве, пост. оперы рус. и
 сов. композиторов: "Мадемуазель Фифи" Кюи (1942), "Суворов" Василенко
 (1942), "Надежда Светлова" Дзержинского (1943). Отечественной войне,
 революц., историч. темам' посвящены работы т-ра: "Семья Тараса"
 Кабалевского (1951;
  Гос. пр. СССР, 1952), "Заря" Молчанова (1956), "Емельян Пугачёв"
 Коваля (1959) и др. Особое внимание коллектив уделяет работе над сов.
 оперой и балетом. Т-ром пост. оперы: "Любовь Яровая" Энке (1947),
 "Хозяйка гостиницы" Спадавеккиа (1949), "Фрол Скобеев" Хренникова
 (1950), "Каменный цветок" Молчанова (1950), "Сказка о чудо-птице"
 Маги-денко (1955), "Обручение в монастыре" Прокофьева (1959), "Улица
 дель Корно" Молчанова (1960)" "Овод" Спадавеккиа (1960), "Катерина
 Измайлова" Шостаковича (1963), впервые в Москве - "Война и мир" (1957) и
 др. В тесном содружестве с коллективом т-ра работают композиторы
 Хренников, Кабалевский, Молчанов, Спадавеккиа и другие. Т-р вернул на
 сцену редко исполняемые классич. произведения:
  "Кащей бессмертный" (1944), "Моцарт и Сальери" (1944)
 Римского-Корсакова, "Нищий студент" Миллё-кера (1945), "Сказки Гофмана"
 Оффенбаха (1946), "Сицилийская вечерня" Верди (1954), "Так поступают все
 женщины" Моцарта (1962). Коллектив выступает пропагандистом творчества
 композиторов союзных республик: "Кето и Котэ" Долидзе (1950), "Аршин мал
 алан" Гаджибекова (1952), "Запорожец за Дунаем" (1951). Впервые в СССР
 т-р пост. оперы зарубежных композиторов: "Водоворот жизни" Сухоня
 (1961), "Хари Янош" Кодая (1963).
  В историю сов. хореографии вошли спектакли:
  "Лола" Василенко (1943; Гос. пр. СССР, 1946), "Ше-херазада" на муз.
 Римского-Корсакова (1944; Гос. пр. СССР, 1946), "Карнавал" (1946);
 "Берег счастья" Спадавеккиа (1948), "Доктор Айболит" Морозова (1948),
 "Лебединое озеро" (1953). В т-ре пост. балеты:
  "Виндзорские проказницы" Оранского (1954), "Дочь Кастилии" Глиэра
 (1955), "Жанна д'Арк" Пейко (1957). "Охридская легенда" Христича (1958),
 "Франческа да Римини" (1960), "Снегурочка" (1963) на муз. Чайковского,
 "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963) и др.
  В 1941-43 художественным руководителем т-ра был Немирович -Данченко,
 в 1943-48 - П. А. Марков. В 1950-59 гл. реж. т-ра был Л. В. Баратов.
 Поднятию муз. культуры спектаклей способствовала деятельность С. А.
 Самосуда (в 1943-50 - гл. дирижёр), художеств. оформление постановок
 осуществлял Б. И. Волков (в 1941-49 -гл. художник т-ра). В качестве
 режиссёров в т-ре работали: Д. В. Камер-ницкий, В. А. Канделаки, П. И.
 Румянцев, И. М. Туманов н др. Дирижёрами т-ра были Е. А. Акулов, А. В.
 Алевладов, И. Б. Байн, П. М. Славинский, А. С. Шавердов. Успехи
 хореографич. коллектива т-ра связаны с деятельностью В. П. Бурмейстера
 (гл. балетм. в 1941-60). На сцене т-ра выступали артисты оперы - А. Н.
 Анпкиенко, Г. М. Бушуев, С. М. Го-лемба, М. С. Гольдина, Н. Ф.
 Кемарская, А. Е. Кузнецова, М. Л. Мельтцер, Н. Д. Панчехпн, Г. И.
 Поляков, Ю. А. Прейс, А. А. Росницкая, Н. И. Тимченко, М. С. Федосеева,
 Ю. П. Юницкий, артисты балета - А. А. Урусова, засл. арт. РСФСР М. С.
 Сорокина и др. В труппе т-ра (1964): артисты оперы - засл. артисты РСФСР
 Г. Д. Дударев, Н. С. Исакова, И. А. Петров, С. А. Ценин, М. М.
 Щавинскнй, Т. Ф. Янко и др.; артисты балета - нар. арт. РСФСР В. Т.
 Бовт, засл. арт. РСФСР Э. Е. Власова, А. А. Клейн, М. Е. Редина и др.
 Гл. дирижёр - засл. деят. пск-в Азерб. ССР К. Д. Абдуллаев, дирижёры -
 Г. Г. Жемчужин, Г. П. Проваторов, В. А. Эдельман; гл. реж. -Л. Д.
 Михайлов, режиссёр-постановщик - засл. арт. РСФСР и БССР П. С.
 Златогоров, режиссёры - нар. артистки РСФСР М. С. Гольдина, Н. Ф.
 Кемарская, М. Л. Мельтцер; художественный руководитель
 балета-заслуженный деят. иск-в РСФСР и ЭССР В.П.Бур-мейстер, исполняющий
 обязанности главного балетмейстера- заслуженный артист Узб. ССР А. Р.
 Томский; главный хормейстер - И. К. Мертенс; худ. -А. Ф. Лушин.
  Лит.: Марков П. А., Вл. И. Немирович-Данченко и музыкальный театр его
 имени, [М.], 1936; его же, Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в
 музыкальном театре, М., 1960; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко,
 [М.], 1941; Фрейдкина Л., Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко.
 Летопись жизни и творчества, М., 1962. А Ив
  МУК (Muck), Карл (22.X.1859-3.III.1940) - немецкий дирижёр. Изучал
 классич. филологию в ун-тах Гейдельберга и Лейпцига. Одновременно учился
 в Лейпцигской консерватории, к-рую окончил как пианист и дирижёр. В
 1880-86 M. дирижировал в т-рах Цюриха, Зальцбурга, Брно, Грана, в
 1886-92 - Пражском нем. т-ре. С 1892-дирижёр, в 1908-12- гл. дирижёр
 Королевской оперы в Берлине. М. был одним из выдающихся исполнителей
 Вагнера. В 1889, гастролируя в Петербурге и Москве, исполнял тетралогию
 "Кольцо Нибелунга", в 1889 М. дирижировал муз. драмами Вагнера в т-ре
 "Ковент-Гарден". В оперном репертуаре М. были также произв. Ф. Гуммеля,
 А.Лортцинга, К. Гольдмарка, Р. Штрауса, Э. д'Альбера, А. Г. Рубинштейна,
 Э. Мегюля, Р. Леонкавалло и др.
  Лит.: Herzfeld F., Magie des Taktstocks. Die Welt des gro?en
 Dirigenten..., B., 1953. Ал. М.
  МУКАНОВ, Ca6iiT[p.31.III(13.IV). 1900]-казахский сов. писатель,
 драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Деп. Верх. Совета Казах. ССР.
 Академик АН Казах. ССР. Род. в семье бедного кочевника. В 1922-26 учился
 на рабфаке в Оренбурге. В 1935 окончил Ин-т красной профессуры в Москве.
 Как драматург выступил в 1939 с пьесой "В дни борьбы" (Казах, т-р
 драмы), о классовой борьбе в казах, ауле в первые годы Сов. власти. В
 1942 написал пьесу "Песня победы"-о патриотизме сов. детей в дни
 Отечеств. войны. Создал либретто оперы "Гвардия, вперёд" (1942).
 Крупнейшее драматич. произведение М.- историч. драма "Чокан Валиханов"
 (1945, 1956, Казах. т-р драмы)-о замечательном казах, мыслителе и
 учёном. Пьесы М. способствовали развитию Казах, ака-демич. т-ра драмы,
 обл. т-ров Казахстана.
  Лит.: Казахстанские советские писатели, Алма-Ата, 1949; Нуртазин Т.,
 Сабит Муканов, Алма-Ата, 1958.
  МУКИМЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени
 Мукими). Открылся в Ташкенте 30 ноября 1939 премьерой комедии Хамзы
 "Проделки Майсары" (реж. Миракилов; Маиса pa - Кузнецова, Якубова). В
 труппу вошли крупнейшие мастера узб. муз. и драм. т-ра: В. Азимов, М.
 Гафуров, Т. Джафарова, М. Миракилов, Ш. Рахимова, Л. Сарымсакова, М.
 Юну-сов, позднее - Э. Джалилова, Р. Хамраев, С. Ход-жаев; худ. рук.-Т.
 Джалилов. Была пост. муз. драма "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова
 (1941). В годы Великой Отечеств, войны т-р одним из первых в Узбекистане
 создал спектакль о подвигах бойцов и командиров Сов. Армии "Курбан Ума
 ров" Абдуллы и Чусти, муз. Джалилова и Шперлинга (Курбан - Юнусов). Были
 пост. спектакли "Месть" Туйгуна и Умари, муз. Раджаби и Надеждина,
 "Оф-тобхон" Яшена, муз. Тохтасынова о трагич. судьбе актрисы, убитой
 религ. фанатиками. В дальнейшем в репертуар т-ра вошли пьесы на темы
 совр. жизни Узбекистана: "Алтын куль" Уйгуна, муз. Левиева (1949, 1952 и
 1959; в последней редакции - реж. Хамраев;
  Джамал ana - Сарымсакова, Турсунали - Гафуров), "Влюблённый Ташболта"
 Гуляма, муз. Левиева (1961, реж. Хамраев; Ташболта - Ходжаев, Ка-ромат -
 Джафарова), "Дочь Зеравшана" Файзиева, муз. Сааткулова (1961). На сцене
 т-ра ставятся пьесы драматургов др. союзных республик: "Мухаббат гули"
 Мухтарова (1948), "Добро пожаловать" Рахманова (1952), "Стрекоза"
 Бараташвили (1954). Здесь шли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1954); "Свадьба
 в Малиновке" Александрова (1948), "Хозяйка гостиницы" (1949); "Кето и
 Котэ" Долидзе (1950), "Соро-чинская ярмарка" Рябова (1952). Наибольших
 творческих успехов театр достиг в постановке музыкальных драм: "Тахир и
 Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1946, 1953), "Алпамыш" тех же авторов
 (1949), "Мукими", муз. Джалилова, Мушеля (1954; Мукими -
  Хамраев), "Фархад и Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля (1954, Фархад
 - Гафуров, Ширин - Рах-матова), "Азиз и Санам" Бабаджанова, муз.
 Ата-ниязова, Степанова (1955), "Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова
 и Мушеля (1957, Равшан - Гафуров, Зулхумор - Джалилова, Рахматова),
 "Ценою жизни" Фатхуллина, Сагдуллы, муз. Бабаева (1958) и др. Т-р им.
 Мукими является творч. лабораторией, в к-рой создаются нац. произв.
 муз.-драм. жанра. Актёры т-ра выступают в драматич. и комедийных ролях,
 создают спектакли героические и бытовые. В г-ре работали режиссёры: А.
 М. Арбенин, Я. Бабаджа-нов, В. Я. Головчинер, И. А. Донатов, М.
 Мухамедов, И. В. Радун; дирижёры: Н. М. Гинзбург, Г. А. Дониях, И.
 Шперлинг; худ. П. Коваль; балетмейстеры: Е. Н. Барановский, В. Н.
 Губская, Р. Каримова, Н. Турсунов.
  В труппе т-ра (1964): нар. артисты Узб. ССР - М. Гафуров, Т.
 Джафарова, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, С. Ходжаев; засл. артисты Узб.
 ССР - А. Абдурах-манов, Р. Болтаев, Э. Джалилова, Т. Назарова, Ф.
 Рахматова, С. Талипов, Р. Шакиров; артисты:
  М. Арифбаев, М. Исраилов, Б. Ихтияров, М. Каримова, Ш. Пулатов, Р.
 Тураева, X. Умаров, А. Фаязова, Г. Якубова и др.; гл. реж.-Р. Хамраев,
 гл. дирижёр-К. Ус-манов, дирижёр - Ю. Ташматов, гл. балетм. - А. Г.
 Назурлаев, гл. худ.- Г. Визель.
  МУЛАНДЕР (Molander), Улов (р. 18.X.1892) - шведский режиссёр. Окончив
 в 1914 школу при Драм. т-ре (Стокгольм), вступил в труппу этого т-ра (в
 1934-38 - худ. рук.). В 1919 обратился к режиссёрской деятельности.
  Пост.: "Венецианский купец" (1917), "Буря" (1919),"Отел-ло" (1924),
 "Юлий Цезарь" (1938); "Федра" Расина (1927), "Заговор Фиеско" Шиллера
 (1934), "Антигона" (1936, 1948), "Медея" Еврипида (1934), "Эдип-царь"
 Софокла (1951) и др.
  В этих спектаклях раскрылись осн. черты режиссуры М.- совр. трактовка
 конфликтов и характеров, высокая гражданственность, суровая
 монументальность, обобщённый лаконизм, яркая эмоциональная
 выразительность. В пост. поздних драм Стриндберга: "Ад-вент" (1925),
 "Игра мечты" (1935, 1955 - Драматич. т-р, 1947 - Гётеборгскийт-р), "Путь
 в Дамаск" (ч. 1 - 1937, ч. 2 - 1944), "Народное предание" (1937),
 "Королевская невеста" (1938, 1944), "Соната призраков" (1942), "Проезжая
 дорога" (1950) и драмы Лагеркви-ста "Варавва" (1953) противоречиво
 сочетались анти-бурж. направленность и мистицизм, настроения
 одиночества, отчаяния.
  Лит.: Hillestrom G., Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953;
 Ollen G., Strindbergs dramatik, Stockh., 1948. Вл. М.
  МУЛЛЕР, Константин Александрович (р. 22. VI. 1905) - русский
 советский артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1956).
 Учился в Ленинграде, сначала в "Школе русского балета" под худ. рук. А.
 Волынского, затем в 1923-26- на вечерних курсах при Ленингр.
 хореографич. уч-ще. В 1926-31 работал в т-рах оперы и балета Харькова,
 Ташкента, Тбилиси, исполняя ведущие партии: Франц ("Коппе-лия"), Зигфрид
 ("Лебединое озеро") и др. В 1931-37- артист Большого т-ра, в эти же годы
 выступил как балетмейстер. В 1937-50 и 1953-60 работал в Белорус. т-ре
 оперы и балета.
  Партии: Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"),
 Василь ("Князь-озеро" Золотарёва) и др.
  М. первый осуществил пост. балета "Каменный цветок" Фридлендера

<< Пред.           стр. 535 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу