<< Пред. стр. 536 (из 913) След. >>
(1944, Свердловск). Пост. также "Бахчисарайский фонтан" (1948);"Соловей" Крошне-ра (1950), "Князь-озеро" Золотарёва (1950, Минск, Гос.
пр. СССР); в последующие годы (1953-60) пост. "Доктор Айболит" Морозова,
"Спящая красавица", "Щелкунчик". В 1960-63 работал как балетмейстер в
Казани, Донецке, Кишинёве (пост. "Тропою грома" Караева), Воронеже ("Дон
Кихот"). Занимается пе-дагогич. деятельностью. Ст. М.
МУЛЛОДЖАНОВА, Шоиста (р. 1925) - таджикская советская певица
(лирическое сопрано). Нар.арт. Тадж. ССР (1957). Артистич. деятельность
начала в 1941 в ансамбле рубобисток Тадж. филармонии. В 1944 была
приглашена в Тадж. т-р оперы и балета им. Айни, где исполнила партии:
Махин ("Тахир и Зухра" Ленского), Заррагул ("Восстание Восэ"
Ба-ласаняна), Марфа ("Царская невеста") и др. В 1947-53 училась в Моск.
консерватории. С 1958 - солистка Тадж. филармонии. Одна из лучших
исполнительниц тадж. народных и классических песен, произведений
композиторов Таджикистана, Узбекистана и др. республик, песен народов
Ближнего Востока. H.H.
МУЛЛОЕАНДОВ, Авнер Коенович (р. 1911) - таджикский советский артист
оперы (баритон). Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с
1940. В 1931 окончил муз. уч-ще (Ленинабад). В 1933- 1934 артист
Самаркандского евр. муз. т-ра. В 1935 окончил режиссёрские курсы в
Ташкенте и в том же году был зачислен в труппу Т-ра им. Лахути. Играл
роль Аскера ("Аршин мал алан" Гаджибекова) и др. С 1939-солист Тадж.
т-ра оперы и балета. Ведёт концертную деятельность.
Партии: Ферюз ("Лола" Баласаняна и Урбаха), Назир ("Восстание Восэ"
Баласаняна), Кадыр ("Гюльсара" Джали-лова, Садыкова, Глиэра), Фархад
("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Онегин, Мазепа, Эскамильо и др.
Лит.: Львов Н., Материалы к истории таджикского театра, в кн.: Труды
Государственного центрального театрального музея им. А. Бахрушина,
М.-Л., 1941. ff, ff,
МУЛЬТАТУЛИ [Multatuli - псевд., от лат. mul-ta tuli - я много
перенёс; наст. имя и фам.Эдуард Дауэс Д e к к e p (Dekker)] (2.Ш.1820,
Амстердам,-19.11.1887, Нидер-Ингельхейм, Германия)- голландский
писатель. Виднейший представитель кри-тич. реализма в голл. лит-ре.
Произв. М. разоблачают систему колониализма ("Макс Хавелаар", 1860),
бурж. мораль, политику, религию ("Идеи", 1862-77), призывают к бунту
против капиталистич. общества. Драма в стихах М. "Школа князей" (1872,
впервые пост. в 1875 в Амстердаме любит, труппой под рук. автора и при
участии М. Крюсеман) - наиболее значит. явление в голл. драматургии 19
в. В пьесе сказались просветит, иллюзии автора (идея воспитания
просвещённого монарха). Критич. пафос направлен на реалистич. раскрытие
социальных пороков бурж. общества. Остро сатиричным образам короля и его
придворных противопоставлены положит. герои - рабочий Герман, его сестра
швея Ханна и гуманная королева Луиза. Симпатии М. всегда принадлежали
простым людям, хотя он не смог понять революц. роли пролетариата. Драма
М. сильна своими гумани-стич. и антибурж. тенденциями, она сразу же
привлекла внимание зрителя демократической тональностью, политич.
намёками, необычными для голл. драматургии того времени живым языком и
сценичностью (была переведена на нем. и др. европ. яз.). М. принадлежит
также автобиографич. пьеса "Невеста свыше" (первонач. "Небесная невеста,
или Безродный", соч., 1864), написанная в традициях "слёзной комедии"
под впечатлением "Минны фон Барнхельм" Лессинга. Творчество М. оказало
влияние на мн. совр. ему голл. писателей, в т. ч. драматургов Де Коо, Л.
Мюлдера, М. Эмантса.
Соч.: Volledige werken, dl 1-10, Amst., 1950-60. Лит.: Driessen F.
W., Multatuli: aanklager, strijder, realist, Amst., 1960; L e e u w e H.
H. J. de, Multatuli, het drama en het toneel, [s. l.], 1949. Вл.О.
МУЛЯ (Mula), Авни (р. 1928) - албанский артист оперы (баритон). Засл.
арт. НРА (1961). Выступал солистом в хоре Народной армии. В 1957 году М.
окончил Моск. консерваторию. С этого же года - солист Т-ра оперы и
балета в Тиране. Среди лучших партий:
Ваня ("Весна" Дайи), Альфио ("Сельская честь" Ма-сканьи), Фигаро,
Онегин и др. Д. Аг.
МУЛЯРЧИК, Пётр Афанасьевич ГР. 15(28). IV. 1908]-русский советский
актёр. Нар. арт. Тат. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В
1930 окончил Ленинградский техникум сценических иск-в. В 1931 играл в
Ленинградском т-ре драмы имени Пушкина, затем в Сызрани и др. С 1943 -в
Казанском ТЮЗе.
Роли: Швандя; Годун ("Разлом"), Кречинский, Карл Моор; Тетерев
("Мещане"), Жан Вальжан ("Отверженные" по Гюго), Рахметов ("Что делать?"
по Чернышевскому),Городничий; Роман ("Неравный бой" Розова) и др. И.И.
МУМЙНОВА, Розияхон (p.5.V.1918) - узбекская советская актриса и
танцовщица. Нар. арт. Кирг. ССР (1940). Воспитывалась в детском доме,
где участвовала в художеств. самодеятельности. С 1932 - актриса Ошского
узб. муз.-драматич. т-ра.
Роли: Джамиля, Зеби ("Бай и батрак", "Холисхон" Хам-за), Кумыш-ой
("Буран" Ашрафи и Василенко), Оксана ("Смерть оккупантам" Яшена) и др.
С 40-х гг. исполняет нац. танцы - узб., тадж., уйгурские. Танц.
иск-во М. эмоционально, исполнено нац. своеобразия.
Лит.: Литвинская Ф. Л. [сост.], Розияхон Му-минова, Фрунзе, 1958
(Декада кирг. иск-ва). ff. Л.
МУНГАЛОВА, Ольга Петровна (1905-42) - русская советская артистка
балета. В 1923 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я.
Вагановой) и была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и
балета, где вскоре заняла ведущее положение. Для иск-ва М. характерны
поиски новых выразительных средств хореографии. М. принимала участие в
экспериментальных балетах Ф. В. Лопухова.
Партии: Оживлённая красавица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Град ("Времена
года" Глазунова), Арсиноя ("Египетские ночи" Аренского), Tao Xoa
("Красный мак"), Хасинта ("Лауренсия"), Мария ("Бахчисарайский фонтан")
и ДР.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М. -Л., 1950; А. Я. Ваганова.
Статьи, воспоминания, материалы, Л.-М., 1958. Г. Ш.
МУНЕ (Mounet), Поль (5.X.1847-10.11.1922) - французский актёр. Брат
Ж. Муне-Сюлли. Дебютировал в 1880 в парижском т-ре "Одеон". В 1889
вступил в труппу т-ра "Комеди Франсез", где с 1891 стал "сосъе-тером". В
творчеством, сохранились элементы роман-тич. стиля и вместе с тем
проявилось сильное воздействие натурализма. Лучшие роли в пьесах совр.
авторов Ангус ("Якобинцы" Коппе), Юмбер ("Влюблённый лев" Понсара),
Конрад ("Мечом" Ришпена). В классич. репертуаре М. стремился к острой
характерности и углублённому психологизму, особенно прославился глубоким
по мысли исполнением роли Яго (1899). После смерти Муне-Сюлли (1916)
играл одну из лучших ролей своего брата - Эдипа (в о. п. Софокла). С
1897 преподавал в Парижской консерватории. Снимался в кино. В. Г.
МУНЕ-СЮЛЛИ (Mounet-Sully), Жан (27. II. 1841 - 1.111.1916) -
французский актёр. По окончании драм. класса при Парижской консерватории
(учился у Брес-сана) выступал на сцене т-ра "Одеон". В 1872 дебютировал
в т-ре "Комеди Франсез" (в роли Ореста - "Андромаха" Расина), в 1874
стал "сосьете-ром". М.-С. играл роли в ро-мантич. драмах Гюго - Дидье
("Марион Делорм", 1873), Эр-нани (о. п., 1878), Рюи-Блаз (о. п., 1879);
создал образы Гамлета (1876),0телло (1880). В 1881 М.- С. впервые
выступил в роли Эдипа ("Эдип-царь" Софокла) на орхестре древнего т-ра в
Оранже. Впоследствии этот спектакль был перенесён на сцену "Комеди
Франсез" и включён в гастрольный репертуар М.-С. В числе лучших ролей
М.-С.-Нерон, Иодай ("Бри-танник", "Аталия" Расина, 1872), Оросман
("Заира" Вольтера, 1874), Креонт ("Антигона" Софокла, 1893). Играл также
в пьесах совр. драматургов (Дюма-сын, Ожье, Барбье). Творчество М.-С.
утверждало бурж. идеалы. Гамлет в его исполнении был не гуманистом,
вступившим в борьбу с социальным злом, а наследным принцем, стремящимся
восстановить попранное право на престол, наказать узурпатора трона.
Романтич. роли привлекали М.-С. не пафосом протеста или героикой
страстей, актёр демонстрировал великолепный голос, изящество манер,
умение носить театр. костюм, он неизменно придавал своим героям
рыцарственно благородный облик. Исполнение М.-С. трагедийных ролей
отличалось совершенством сценич. техники, отточенной пластичностью,
продуманностью внешних эффектов.
Творчество М.-С., блестящего представителя т. н. "искусства
представления", свидетельствовало о глубоком распаде трагедийного т-ра,
терявшего в условиях кризиса буржуазной культуры демократический пафос и
гуманизм. Вместе с тем виртуозное мастерство, могучий темперамент,
высокий художеств. вкус М.-С. способствовали всемирному признанию
актёра.
М.-С. много гастролировал за границей, в т. ч. в России (1894 и
1899).
Лит.: Иванов И., Спектакли г-на Мунэ-Сюлли, "Артист", 1894, ј 34; 3 и
н г e p м а н Б., Жан Мунэ-Сюлли,
"Театр", 1956, .No 2;
Юрьев Ю., Записки' Л.-М., 1948; [К у-г e л ь А. ], Театральные
згмегки, "Театр и искусство", 1899, ј 47, F e-bvreF., Johnson Т., Album
de la Comedie-Francaise, P., 1881l;
С 1 a r e t i e J., Profils de theatre, P., 1902; Les contemporains
celebres Mounet-Sully, P., 1904;
L a c o u r L., Mounet-S4lly, "Comedie illustree", 1912, ј 19.
Л. Гит.
МУНЕ (Munk), Кай (13.1.1898 - 4.1.1944) - дат. ский драматург. По
окончании теологич. ф-та Копенгагенского ун-та (1924) был пастором.
Сложное и противоречивое драматургич. наследие М. (37 пьес)-крупнейшее
явление духовной и художеств. жизни сканд. стран в 20 в. Уже в нач. лит.
деятельности М. утверждал общественно-преобразующую роль иск-ва, его
тесную связь с важными проблемами совр. развития. Разочарование в бурж.
демократии привело М. в 20-е гг. к реакц. историч. концепции сильной
личности, к-рая может использовать любые средства для достижения
исторически оправданной цели. Эта концепция - в основе философских драм
на сюжеты Библии и древней истории: "Пилат" (1917, пост. в Орхусе на
открытом воздухе - 1941), "Самсон" (1917), "Операция" (1919), "Идеалист"
(1928, Королевский т-р). Проблеме взаимоотношений личности и общества
посв. также пьесы о выдающихся деятелях дат. культуры:
"В огне" (1926, "Т-р Бетти Нансен"-1937), о критике Г. Брандесе,
"Счастье" (1939, Королевский т-р-1940), о поэте и епископе Н.
Грундтвиге, "Смерть Эвальда" (1943, Королевский т-р), о драматурге И.
Эвальде. Эти пьесы показывают враждебность бурж. общества творч. началу.
Утверждая потребность людей в вере, М. вместе с тем был в состоянии
конфликта с официальной церковью и стремился превратить храм в
просветит. центр. Двойственность идейных позиций М. отразилась в пьесах
"Слово" (1925, "Т-р Бетти Нансен"- 1932), "Любовь" (1926, Королевский
т-р - 1935), "Море и люди" (1929, т-р в Оденсе - 1960), действие к-рых
происходит в совр. дат. деревне. Образам идеалистов здесь противостоит
сатирически изображённое мещанское окружение. Восхваление личной
диктатуры, культа "героя" - гл. тема пьесы "Победа" (1936, Норвежский
т-р в Осло). После поездки в гитлеровскую Германию М. написал драму "Он
сидит на кипящем котле" (1938, там же), в к-рой выступил с резкой, хотя
и ограниченной этич. проблемами, критикой фашизма. Оккупация Дании
(1940) привела М, в ряды последоват. антифашистов. В 1942 он нелегально
издал своё лучшее произв.- историч. драму "Нильс Эббесен" (1943, Драм.
студия под рук. И. Бергмана, Стокгольм), где, показывая восстание
крестьян в 1340 против нем. феодалов, призывал к борьбе с захватчиками.
Лучшим драмам М. присущи строгая монументальность композиции, яркая
афористичность, интеллектуальная насыщенность, смелое сочетание историч.
материала с совр. трактовкой характеров и конфликтов. М. открыто
поддерживал Движение Сопротивления, был убит гитлеровцами.
Соч.: Mindeudgave, bd 1-9, Kbh., 1948-49. Лит.: МатусевичВ., Новое о
Кае Мунке, "Иностр. лит-ра", 1959, .No 3; Palsbo O., Kaj Munk. Kbh.,
1940;
L arsen'J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941;
H e n r i q u e s A., Kaj Munk, Stockholm, 1944; Mogensen H., Kaj
Munk paa teatret, Kbh., 1953; его же, Kaj Munk of folketeatret, Kbh.,
1957. Вл. Af.
МУНТ, Екатерина Михайловна (1875-1954) - русская советская актриса.
Засл. арт. РСФСР (1932). В 1898, окончив Моск. филармонич. уч-ще по
классу В. И. Немировича-Данченко, была принята в МХТ (играла здесь до
1902). Роли: Мария ("Двенадцатая ночь"), Снегурочка; Майя ("Когда мы,
мёртвые, пробуждаемся" Ибсена), Наташа ("Три сестры"), Лиза Бенш
("Микаэль Крамер" Гауптмана) и др. С 1902, вступив в "Товарищество рус.
драмы", организованное Мейерхольдом, М. играла в Херсоне и Тифлисе.
Роли: Нина Заречная; Ирина ("Три сестры"), Соня ("Дядя Ваня"). В 1906-08
- актриса Драм. т-ра В. Ф. Комисса ржевской. Роли: Tea ("Гедда Габлер"
Ибсена), жена Человека ("Жизнь Человека" Андреева) и др. С 1908 М.
работала гл. обр. на провинциальной сцене (Баку, Пенза, Одесса,
Екатеринодар, Полтава, Харьков, Казань, Новороссийск). Роли: Лиза ("Горе
от ума"), Луиза Миллер, Офелия; Корделия ("Цороль Лир"), Порция
("Венецианский купец") и др. Дарованию М. были свойственны душевная
теплота, лиризм, проникновенная искренность. В 1920-22 М. играла в
Петрогр. нар. доме; с блеском исполняла комедийные роли (Дорина,
Туанетта - "Тартюф", "Мнимый больной"). Одновременно (в 1920) вступила в
труппу только что организованного ТЮЗа. Создала тонкий, проникнутый
беспощадной иронией образ Звездин-цевой ("Плоды просвещения"), сыграла
Анну ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Анну
Андреевну ("Ревизор"), Хлою ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу) и др.
Вела педагогич. работу. С. Г.
МУНХ (Munch), Андреас (1811-84) - норвежский драматург. Лит.
деятельность начал в 1835. Один из виднейших представителей направления
"национального романтизма". В историч. драме "Юность короля Сверре"
(1837) и в трагедиях "Вечер в Гиске" (1855), "Герцог Скуле" (1864) М.
патетически изображает прошлое страны, но идейный пафос пьес обращён в
современность. Трагедия "Лорд Вильям Рассел" (1857) посв.
национально-освободит. борьбе. В сказочной драме "Горное озеро" (1875)
М. идиллически воссоздал быт и нравы крестьянской среды. Все пьесы М.
ставились на сцене Кристианийского т-ра. Влиянием, проявилось в ранних
драм. произв. Ибсена и Бьёрнсона.
Лит.: И б с e н Г., "Лорд Вильям Рассел" на сцене Крп-стианийского
театра [1857 г.]. Собр. соч., т. 4, М., 1958, Liestol К., Stang E.,
Norges litteraturhistorie, Oslo, 1938; Blanc Th., Christiania theaters
historie, Christiania, 1899. Вл. M.
МУНЬОНЕ (Mugnone), Леопольде (29.IX.1858 - 22.XII.1941) - итальянский
дирижёр и композитор. Музыке учился в консерватории в Неаполе. В 12 лет
сочинил оперу-буффа "Доктор Бартоло Сальсапари-лья". В 1875 работал в
т-ре "Нуово" в Неаполе как хормейстер. Здесь же в 1875 были пост.
оперетты М.: "Биззарро и его дочери", "Мадам Анго в Константинопольском
серале". Написал оперы: "Уличный мальчишка" (1892, т-р "Малибран",
Венеция), "Жалкая жизнь" (1905, т-р "Сан-Карло", Неаполь). В своих
операх М. продолжал традиции веристов. Как дирижёр дебютировал в 1877 в
Неаполе, в т-ре "Фьорен-тини", затем выступал в Милане, Лондоне, Париже
и др. городах. В 1890 дирижировал первой пост. оперы "Сельская честь"
Масканьи (Рим, т-р "Костанци"). Один из крупнейших итал. оперных
дирижёров, М. был страстным художником, увлекавшим исполнителей,
замечат. истолкователем опер композите ров-веристов. В его репертуар
входили также произв. Моцарта, Глинки, Вагнера, Гуно, Визе и др.
авторов. Св. Г.
МУР (Moore), Грейс (5.XII.1901-26.1.1947) - американская артистка
оперы (сопрано). Не получила систематич. муз. образования. В юности
испытывала тяжёлые материальные лишения; пела в одном из нью-йоркских
ресторанов, затем выступала на Бродвее в опереттах и муз. ревю. В 1926
выехала в Европу, брала уроки у М. Гарден во Франции и Италии. В 1928 с
большим успехом дебютировала в т-ре "Метрополитен-опера" и в т-ре "Опера
комик" (Париж). С 1928 (кроме 1932-34) была солисткой
"Метрополитен-опера"; одновременно гастролировала в Париже и Лондоне.
ВПариже М. подготовила партию Луизы (о. п. Шарпантье) под рук. автора.
Гастролировала в странах Лат. Америки и Европы. Прославилась в лирич.
партиях итал. и франц. опер. Иск-ву М. были присущи эмоциональность,
непосредственность, изящество и простота выражения, разнообразие
тембровых красок.
Партии: Манон (о.п. Массне), Мими; Джульетта, Маргарита ("Ромео и
Джульетта", "Фауст" Гуно), Тоска; Фьора ("Любовь трёх королей"
Монтемецци). Снималась в кино. Вс.Т.
МУР (Мооге), Уильям (р.И. VI. 1868- 6. XI. 1937)- австралийский
театральный критик и писатель. Работал актёром в т-pax США и Англии. В
нач. 1900-х гг. начал выступать как театр. критик. В 1909 по инициативе
М. в Мельбурне была создана лит.-театр. организация "Ежегодные вечера,
посвящённые австрал. драме" (просуществовала до 1912). Здесь впервые
ставились небольшие пьески австрал. авторов. Деятельность М. имела
большое значение в формировании драматургии и утверждении народного т-ра
Австралии. В 30-е гг. много писал об австрал. театр. иск-ве.
Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney- L., 1953. Л.
К.
МУРАВЬ‚ВА, Марфа Николаевна (Никифо ровна) [29.VI (11.VII). 1838-15
(27).IV. 1879] - русская артистка балета. Род. в семье бывш. крепостного
крестьянина. В 1844- 1857 училась в Петерб. театр. уч-ще у Фредерика (П.
Ф. Мала-вернь), Э. Хюге и М. Петипа. В десятилетнем возрасте
дебютировала в партии Амура ("Мечта художника, или Одушевлённый портрет"
Пуни и Орсини). По окончании уч-ща была зачислена солисткой балета
петерб. Большого т-ра. В 1860-62 выступала в Москве в Большом т-ре.
Вернувшись в петерб. труппу в 1862, выступила в одной из своих лучших
партий - "Жизели". М. была первой исполнительницей ведущих партий в
балетах А. Сен-Леона ("Метеора" Пинто), "Фиаметта, или Торжество любви"
Минкуса, "Конёк-Горбунок" и др. М. не обладала большой элевацией, мимич.
выразительностью, но танец её отличался высокой техникой, тонким худож.
вкусом, пластич. завершённостью, он казался лёгким, воздушным. Иск-во М.
высоко ценил К. Блазис. В 1865 М. оставила сцену.
Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938. Г. Том.
МУРАДЕЛИ, М у р а д о в, Вано Ильич [р.24.111 (6. IV). 1908] -
советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с
1942. В 1931 окончил Тбилисскую консерваторию (по классу композиции В.
В. Щербачёва, С. В. Бархударяна, М. М. Багриновского). В 1934-38
совершенствовался в Моск. консерватории под рук. Б. С. Шехтера и Н. Я.
Мясковского. Автор опер: "Великая дружба" (1947, Т-р оперы и балета,
Донецк), "Октябрь" (1961, Ансамбль сов. оперы Всероссийского театр.
об-ва, Москва; 1964, Большой т-р, на сцене Кремлёвского Дворца съездов).
Писал музыку к спектаклям моек. драм. т-ров: "Честь" Мдивани (1938,
Камерный т-р), "Приказ по фронту" Мдивани (1941, ТЮЗ), "Гаити" Дюбуа
(1953, Т-р драмы и комедии), "Баня" Маяковского (1953, Т-р Сатиры),
"Белый лотос" Шудраки (1956, Т-р им. Пушкина), "Одна ночь" Горбатова
(1957, Малый т-р), "Дали неоглядные" Вирты (1957, т-р им. Моссовета) и
др. Автор симфоний (Гос. пр. СССР, 1946), музыки к кинофильмам; песен
(Гос. пр. СССР, 1951). Э. М.
МУРАДОВА, Барият Солтан-Меджидовна [р.3(16). 1.1914] - кумыкская
советская актриса. Нар. арт. СССР (1960). Деп. Верх. Совета Даг. АССР
(1955), Верх. Совета СССР (1958). Чл. Сов. комитета защиты мира. В
1926-28 была солисткой Дагестанского радиокомитета в Махачкале. В 1930
окончила муз.-драм. техникум и вступила в труппу вновь организованного
Кумыкского драм. т-ра (ныне Т-р им. А. П. Салаватова). Первыми учителями