<< Пред. стр. 546 (из 913) След. >>
Алексиса (1888), "Неразлучные", "Урок вдовцам" (обе - в 1889) Ансэ, "Всемье" (1887), "Кастрюля" (1889) Метенье, "Мясники" Икра (1888),
"Подчинившиеся" (1889), "Персик" (1890) Сеара, "Эстер Брандес" (1887),
"Смерть герцога Ангиенского" (1888) Энника, "Серенада" (1887), "Срок
платежа" (1889), "Хозяин" (1890) Жюльена и др.
В Германии натуралистич. направление представляли драматурги А. Хольц
и И. Шлаф ("Семья Зелике", 1890), Г. Гауптман ("Перед восходом солнца",
"Праздник примирения", обе - в 1889, "Возчик Ген-шель", 1898, "Роза
Бернд", 1903, и др.), в Швеции- А. Стриндберг ("Фрекен Юлия", 1888). В
Италии к Н. тесно примыкали веристы (см. Веризм) во главе с Дж. Вергой
("В швейцарской", 1885, "Волчица", 1891, и др.).
Во мн. пьесах натуралистов изображалась жизнь деклассированных слоев
общества, людей, задавленных нищетой, пьянством, жертв проституции и т.
д. Увлечение бытописательством приводило к распаду, аморфности драм.
произв.. к подчеркиванию диалек-тальных отклонений, физич. недостатков
речи, употреблению вульгаризмов, жаргона, нарушению лит. норм и законов
сцены.
Принципы Н. осуществляли Свободный т-р в Париже (1887-95) во главе с
А. Антуаном, Свободный т-р (1889-94) и Немецкий т-р (1894-1904) в
Берлине, руководимые О. Брамом. Натуралистич. тенденции проявились в
ряде спектаклей "Независимого т-ра" Дж. Грейна (Лондон). Режиссёры в
этих т-рах тщательно воссоздавали подробности быта, добивались
слаженного актёрского ансамбля. Актёры стремились к индивидуализации
сценич. образов, особое внимание * обращали на сценич. детали,
естественность, "натуральность" поведения.
Однако и в театр. иск-ве отчетливо выявилась ограниченность
устремлений натуралистов. Пьесы превращались в "дарвинистические этюды",
статичные "вырезы из жизни" (Ж. Жюльен). Социальные конфликты
подменялись раскрытием биологич. закономерностей, характеры людей -
"темпераментами". В творчестве ряда актёров (Э. Цаккони, Дж. Грассо, А.
Антуан и др.) в период их увлечения Н. сказался преувеличенный интерес к
анализу болезненных явлений человеческой психики, к-рый приводил
исполнителей к воспроизведению клинич. подробностей, натуралистич.
эффектам. Натуралисты оказались бессильны воплотить на сцене произв.
классич. драматургии, раскрыть содержащиеся в ней мысли и чувства.
Снижение идейного содержания отличало трактовку представителями Н. пьес
Г. Ибсена, Л. Н. Толстого и др.
С конца 19 в. Н. приходит в упадок, вырождается в т. н. "театр
ужасов", вытесняется др. направлении ями, в т. ч. символизмом,
импрессионизмом. Однако Н., характерный для бурж. иск-ва эпохи кризиса
капитализма, существует в разл. видах и в наст. время. В совр. бурж.
драматургии и т-ре биологич. толкование явлений жизни, трансформируясь и
усложняясь, получает широкое распространение в виде фрейдизма.
Стремление к натуралистич. быто писательству маскирует часто прямую
реакционность.
В рус. т-ре, где реализм всегда был ведущим направлением, Н. не занял
такого места, как в западноевропейском, проявившись лишь в творчестве
отдельных драматургов (С. А. Найдёнов, Е. И. Чириков и др.), в иск-ве
актёров П. Н. Орленева, П. В. Самойлова. Элементами Н. отмечены
отдельные постановочные приёмы (спектакли "Власть тьмы" Толстого, 1902,
"Юлий Цезарь" Шекспира, 1903, МХТ).
В сов. эстетике натуралистическими называются произв., отмеченные
печатью внешнего подражания природе, фотографически воспроизводящие
жизнь без её активного осмысления, обобщения, выделения главного из
множества случайных, несущественных деталей. Н. снижает силу идейного и
эстетич. воздействия иск-ва, лишает творчество художника индивидуального
своеобразия и потому несовместимо с методом социалистич. реализма.
Лит.: Золя Э., Натурализм в театре. Экспериментальный роман, Наши
драматурги, Полн. собр. соч., т. 45-48, Киев, 1903-04; АнтуанА..
Дневники директора театра, пер., М.-Л., 1939; Стриндберг А., О
современной драме и современном театре, Предисловие к пьесе "Графиня
Юлия", Полн. собр. соч., т. l. M., 1910; Тэ н И., Философия искусства,
М-, 1933; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения, т. 5, M.,
1958; M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л., 1934;
Брандес Г., Собр. соч., пер., т. V, VI, IX. XI, Киев, 1902; Гвоздев А.
А., Западноевропейский театр..., Л.-М., 1939;ЛоусонДж. Г., Теории и
практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Гасснер
Д ж.. Форма и идея в современном театре, пер. с англ.,М., 1959; С т а н
и с л а в с к ий К. С., Собр. соч., т. 1, M., 1954; Данилов С., Очерки
по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948; Марков П.,
Новейшие театральные течения, М., 1924; J u II i e n J., Le theatre
vivant, P., 1892; H o l z A., Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, B.,
1891; Martine P., Le naturalisme francais, P., 1951; Realisme et poesie
au theatre, P., 1960; Litzmann G., Das naturalistische Drama. Von seiner
Entstehung und Technik, Bonn, 1907; Wen o J., Der Teaterstil des
Naturalismus, B., 1951; Schatzky B. E., Stage setting in naturalist
drama, в кн.: German life and letters, v. 8, .N" 3, Oxf., [1955];
Possenti Е., Guida al teatro, Mil.. 1955. Г. JU.-A.
"НАТЬЯШАСТРА" - первый санскритский трактат о театре. Автор
"Н."легендарный мудрец Бха-рата. Трактат был создан ок. 2-4(?) вв. н. э.
Состоит из 35-36 глав (в зависимости от редакции) и содержит подробные
сведения о форме драматич. представлений, эстетич. теории сценич.
иск-ва, а также о мастерстве актёра, сценич. оформлении и костюмах,
стихосложении, танце, музыке, религ. обрядах, предшествующих театр.
представлениям, и др. Обширные сведения, к-рые содержат "Н.", позволяют
предполагать, что трактат создавался в течение длит. времени мн.
авторами. В течение почти двадцати столетий "Н." являлся авторитетным
источником для творчества мн. поколений инд. драматургов и актёров. "Н."
написан в трудной для чтения архаичной форме (большая часть стихами). В
Индии существует обширная лит-ра, комментирующая "Н.",- трактаты
"Абхинавабхарати", "Дашарупа" (конец 10- нач.
II вв.) и др.
Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961, с. 9-82. Мел.
Б.
НАУМАН (Naumann). Иоганн Готлиб (17. IV. 1741- 23. X.I 801)- немецкий
композитор. Музыке обучался в "Крёйцшуле" в Дрездене; совершенствовался
в Италии - у Дж. Тартини, Дж. Мартини и И. А. Гассе. С 1776 работал
капельмейстером в Дрездене (в сезоне 1785-86 выступал в Копенгагене, в
1788-89- в Берлине). В своих операх на итал. тексты (гл. обр. на либр.
П. Метастазио) Н. выступил как продолжател; традиций неаполитанской
оперной школы. Написа оперы: "Ахилл на Скиросе" (1767, т-р "Санта-Чечи
лия" Палермо), "Милосердие Тита" (1769), "Ревни вый крестьянин" (1770)
(обе пост. в Придворном т-р( в Дрездене). В своих последующих произв. Н.
приближается к драматургич. принципам Глюка: "Необитаемый остров" (1773,
частный т-р, Венеция), "Ар-мида" (1773, т-р "Нуово". Падуя), "Солиман"
(1773, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Гиперместра" (1774, там же),
"Ипохондрик" (1776. Придворный т-р, Дрезден), "Орфей и Эвридика" (1786,
Королев, т-р, Копенгаген), "Протесилай" (1789, Королев, опера, Берлин) и
др. Для Стокгольма Н. написал оперы на швед. текст: "Амфион" (1778),
"Кора и Алонзо" (1782), "Густав Васа" (1786), к-рая вплоть до 20 в. была
популярна как нац. швед. опера.
Лит.: Englander R., J. G. Naumann als Opernkomponist, Lpz., 1922;
Schnoor H., 400 Jahre deutsche Musikkultur, Dresden, 1948; Breithoitz
L.. Studier i operan Gustaf Wasa, Uppsala, 1954. Ал. М.
НАУ ТАНКИ - индийские комедийные народные музыкально-танцевальные
представления. Распространены в сев. р-нах Индии. Происходят от разл.
форм ср.-век. инд. нар. т-ра (представления разыгрывались на улице, гор.
площадях и др.). Наибольшую популярность Н. приобрели в 19 в. Основой
сюжета служат весёлые приключения, заимствованные из древнеинд. преданий
и сказок. Представление состоит из ряда эпизодов, к-рые объединяются в
единое целое ведущим актёром-рассказчиком. Гл. персонаж- шут, вплетает в
действие спектакля остроумные импровизации (часто на злободневные темы).
В Н. большое место занимает диалог, а также танец, пение, музыка и
пантомима. Исполнители Н. наследуют традиции ср.-век. нар. т-ра Индии.
Труппа обычно состоит из ведущего актёра (ранга) и его семьи. Женские
роли исполняют мальчики. Совр. Н. разыгрываются на сценич. площадках,
представление делится на акты, явления и др. Форма нар. представления Н.
используется совр. инд. режиссёрами в работе над пост. совр. и классич.
драматургии. Так, в стиле Н. в 1959 реж. X. Танвир пост. "Глиняную
повозоч-ку" Шудра к и.
Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961, с. 114-27;
Гарги Балвант, Театр и танец Индии, М., 1963. Мел. Б.
НАФ (Naeff), Ton (наст. имя - Антуанетта) (24. III. 1878-21. IV.
1953) - голландская писательница. Творч. деятельность начала в конце
1890-х гг. В 1914-30 работала театр. рецензентом газеты "De Groene
Anisterdammer" (Амстердам). Автор романов, сти-хотв. и др. соч., а также
пьес: "Последний удар" (1899), "В клочки" (1901), "Свидание" (1905),
"Гляди, луна сияет...", монографий об актёрах (Сара Бернар" Э. Дузе, В.
Ройярдс), театрально-критич. статей. Популярность произв. Н. объясняется
их публицис-тич. остротой, яркостью психологич. характеристик"
конкретным изображением среды.
Соч.: Dramatische kroniek, dl 1-4, Amst, 1919-23;
Sarah Bernhard en Eleonore Duse, [Amst], 1935; Willem Royaards,
[Amst.], 1947.
Лит.: N i j h o f f M., Aagje Ammers en Top Deken, Gedachten op
Dinsdag, Brux., 1931, c. 139-62. Вл. О.
НАХАБИН, Владимир Николаевич (р.8(21). IV. 1910]- украинский
советский композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1958). В 1932 окончил
Харьковский муз.-драм. ин-т по классу С. С. Богатырёва" В 1943-44
H.художественный руководитель и гл. дирижёр Харьковского т-ра муз.
комедии. Автор балетов "Мещанин из Тосканы" по Боккаччо (1936,
Днепропетровский т-р оперы и балета), "Марийка" (1939), "Данко" по
мотивам о. п. Горького (1948, Харьковский т-р оперы и балета). "Весенняя
сказка" по мотивам "Снегурочки" Островского (1954, там же), "Таврия" на
сюжет о. п. Гончара (1960, там же), муз. комедий (совм. с Д. Л.
Клебановым) "Амурский гость" (1938, Харьковский т-р муз. комедии), "За
ваше здоровье" (1951, там же) и др. соч.
Лит.: Карминский М., Украинский композитор В. Нахабин, в сб.:
Украинская сов. музыка, Киев, 1960. А. Ив.
НАХУЦРИШВЙЛИ, Георгий Давидович [р.7(20). V.1902]-грузинский
советский драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1955). В 1928 окончил
эконо-мич. ф-т Тбилисского гос. ун-та. Н.- один из основоположников
груз. детской драматургии. Его первая пьеса "Нацаркекия" (совм. с Б.
Гамрекели) была пост. в Тбилисском т-ре юного зрителя в 1935. Под назв.
"Сказка о храбром Кикиле" эта пьеса шла в Москве (1937, МТЮЗ).
Переведена на арм., азерб., узб., казах. и др. яз. Ставилась в Ереване,
Баку, Ташкенте, Грозном, Саратове и др. городах. Н. написал пьесы:
"Ладо Кецховели" (1938, совм. с Б. Гамрекели), "На линии огня"
(1938), сказку "Комблэ" (1940), комедию "Ачакуне" ("Маленькие вояки",
1941) о сов. ребятах, "Перелом" (1952) об обороне Кавказа, "Цицамури"
(1957, Т-р им. Марджанишвили), "Пиросмани" (1961, Т-р им. Руставели).
С о ч.: Ладо Кецховели, М.-Л., 1940 (совм. с Б. Гамрекели). н. э.
НАЦАГДбРЖ, Дашдоржийн (1906-37) - монгольский поэт и драматург. Один
из основоположников совр. монг. прозы, поэзии и драматургии. Автор
либретто оперы "Три печальных ;холма" (1929), сохраняющейся в репертуаре
оперных и аймачных т-ров Монголии. Э. О,
"НАЦИИ ТЕАТР" ("Театр наци и"-Theatre de Nation)-наименование т-ра
"Комеди Франсез" в 1789- 1793, во время франц. бурж. революции, конца 18
в. В результате политич. раскола труппы определились 2 враждебных
лагеря: с одной стороны - революц. группа, называемая "красной эскадрой"
(Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ж. Б. Ж. Граммон, М. Р. Вест-рис и др.); с
другой -"чёрные", руководящее ядро труппы (Ф. Р. Моле, А. Ж. Флери, Ж.
А. Сен-При, Л. Конта, Ф. М. А. Рокур, M. E. Жоли и др.), продолжавшие
борьбу, к-рая привела к окончат, расколу труппы. "Красные" во главе с
Тальма в 1791 покинули т-р, составив основу труппы т-ра (на ул.
Ришельё), впоследствии переименованного в "Т-р свободы и равенства"
(1792), а затем - в "Т-р Республики" (1792-98). "Н. т." осуществлял
пост. легковесных комедий, пьес с контрреволюц. тенденцией. Спектакль
"Друг законов" Лейя (1793), направленный против якобинцев, против
Робеспьера и Марата, осмеянных под вымышленными именами, вызвал
возмущение у радикально настроенной части публики. В 1793, когда к
власти пришли якобинцы, решением Конвента 3 сент. "Н. т." был закрыт, а
актёры арестованы. В помещении "Т-ра нации" стал выступать "Т-р
равенства", затем т-р "Опера комик". После падения якобинской диктатуры
(27 июля 1794) актёры "Т-ра нации", освобождённые из тюрьмы, вошли в
труппу "Опера комик", а в окт. 1799- в состав вновь объединённого т-ра
"Комеди Франсез".
Лит.: Державин К., Театр французской революции. 1789-1799, Л.-М.,
1937; Дейч А., Красные и черные. Актеры в эпоху французской революции,
М.-Л., 1939;
P о u g i n A., La Comedie-Francaise et la Revolution, P., [1902];
Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680- 1880, P., [1880]; Memoires de
Fleury de la Comedie-Francaise, ser. 1-2, P., 1903. Д. Гит.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРОВ - передача в собственность государства
театров, ранее принадлежавших частным лицам или отдельным организациям.
В СССР Н. т. была подготовлена рядом мероприятий Сов. власти. 9 (22)
ноября 1917 был издан декрет СНК, по к-рому контроль над деятельностью
т-ров был возложен на отдел иск-в Гос. комиссии по просвещению
(впоследствии - Нар. комиссариата по просвещению) .
С янв. 1918, по распоряжению Нар. комиссариата, моек. т-ры были
переданы в ведение Художеств, отдела Моск. совета, а на периферии - в
ведение местных Советов. С авг. 1918 в Наркомпросе был организован спец.
Театр, отдел (ТЕО), в задачи к-рого входило: "а) общее руководство
театр. делом в стране в широком гос. масштабе, б) создание новых т-ров в
связи с перестройкой государственности и общественности на началах
социализма, в) упорядочение художественно-проф. жизни в сфере театра"
(из Положения о Театр, отделе Нар. комиссариата по просвещению, см. Сб.
декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по
народному образованию, вып. l, M., 1919, с. 141). Завершающим актом этих
законодат. и организац. мероприятий по Н. т. явился декрет СНК от 26
авг. 1919 за подписью В. И. Ленина "Об объединении театрального дела"
(ж. "Вестник т-ра", М., 1919, ј 33, газ. "Известия", 19 сент. 1919).
Согласно этому документу, был учреждён Центральный театральный комитет
(Центротеатр) при Нар. комиссариате по просвещению. Центро-театру было
поручено осуществлять руководство всеми т-рами (ТЕО стал "исполнительным
аппаратом Центротеатра"), а т-р стал отныне нац. достоянием,
обеспечивался гос. субсидией.
После 2-й мировой войны Н. т. проведена в странах социалистич.
лагеря. В Польше в авг. 1946 были определены новые принципы организации
театр. дела, согласно к-рым т-ры должны были субсидироваться гос-вом. В
Болгарии т-ры перешли в ведение гос-ва. В Чехословакии Нац. собрание
приняло "Закон о театре", в силу к-рого т-ры были переданы органам нар.
управления. Сходные по характеру мероприятия были предприняты и в др.
социалистич. странах.
Лит.: О с н о с Ю., Исторический декрет, "Театр", 1947, .ј 7;
Ростоцкий Б. И., К истории борьбы за идейность и реализм советского
театра, М., 1950, с. 11-14;
Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М.,
1954, с. 25-27. А. Шн.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА - см. "Гранд-Опера)}.
"НАЦИОНАЛЬНАЯ СЦЕНА" (Den Nationale Scene)- старейший норвежский
театр. Осн. в Бергене в 1850 У. Буллем под назв. "Норвежский театр" в
Бергене. Был первым подлинно нац. т-ром, труппа состояла из
актёров-норвежцев, спектакли шли на норв. яз. (бергенский диалект).
Идейно-художеств. программа т-ра сформировалась в борьбе за нац.
независимость, отечеств, культуру, за воспитание зрителей в духе
патриотизма. Особенно плодотворным было первое десятилетие деятельности
т-ра, когда здесь работали как художественные руководители режиссёры и
драматурги Г. Ибсен (в 1852-56), Б. Бьёрнсон (в 1857-58). Они заложили
основы норв. режиссуры, воспитали ряд актёров-реалистов. Уход из труппы
мн. ведущих исполнителей, материальные затруднения привели к закрытию
т-ра в 1863. Т-р возобновил работу в 1876 под назв. "Н. с.". Значит,
вклад в нац. сценич. реалистич. иск-во внесли актёры Ю. Дюбвад, А.
Мувинкель, И. Шанхе, Г. Томассен, В. Расмус-сен, Д. Йоханнесен, В.
Иварсон, X. Стармоэн и др. (конец 19- нач. 20 вв.). В 20-40-е гг. т-р
пропагандировал прогрессивную норв. драматургию, ставил пьесы О.
Бротена, Ю. Боргена, Н. Грига, X. Крога. С нач. 50-х гг. т-р из-за фин.
трудностей ставит коммерч. развлекат. спектакли.
Лит.: Blanc T., Norges forste nationale scene, Christiania, 1884,
Lorentzen В., Det forste norske teater, Bergen, 1949. Вл. М.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР, ТНП (Theatre National Populaire,
TNP),французский театр. Один из крупнейших и наиболее прогрессивных
совр. т-ров Франции. Является государственным наряду с "Коадеди
Франсез", "Гранд-Опера" и "Опера комик". Осн. в 1920 в Париже. Первым
директором, режиссёром и вдохновителем ТНП был Ф. Жемъе. После его
смерти (1933) ТНП пришёл в упадок. Новый этап в истории т-ра начался в
1951, когда директором ТНП был назначен Ж. В ил ар, заново
сформировавший труппу, определивший репертуар, эстетич. принципы т-ра.
Вилар поставил перед собой задачу придать театр. иск-ву общенац.
значение, приблизить т-р к массовому зрителю, к народу. Стремясь сделать
т-'р общедоступным, Вилар осуществил ряд органи-зац. мероприятий: были
удешевлены цены на билеты, устраивались выездные спектакли в рабочие
предместья Парижа, гастрольные поездки по провинции. В своей художеств.
практике ТНП противостоит и изощрённому иск-ву эксперимент,
модернистских т-ров, и псевдодемократич. иск-ву совр. т-ров бульваров.
Репертуар ТНП состоит гл. обр. из классич. произв. мировой драматургии.
Спектакли идут почти без декораций и реквизита, из элементов оформления
активную роль играют театр. костюм, освещение. Гл. внимание постановщика
сосредоточено на актёре, от к-рого требуется высокое мастерство сценич.
слова, прозрачная ясность мысли. Спектакли ТНП восстанавливают в сценич.
иск-ве монументальный стиль, но, в отличие от мн. спектаклей конца 19
в., пост. ТНП насыщены большим внутр. драматизмом. В т-ре работали такие
актёры, как Ж. Филип, Д. Сорано, М. Ка-зарес.
В 50-х гг. т-р избегал прямых связей с злободневными политич.
проблемами времени, стремился прежде всего пропагандировать отвлечённые
художеств. и гражд. идеалы. С нач. 60-х гг. под влиянием продолжающегося
обострения междунар. и вну-триполитич. обстановки в ТНП возникло
стремление к открытой гражд. тенденциозности, гуманистич. и демократич.
активности. Для первого периода наиболее характерны спектакли: "Сид"
Корнеля (1951), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон Жуан" Мольера
(1953), для последних лет -"Карьера Артуро Уи" Брехта (1960), "Мир" по
Аристофану (1961). Первые спектакли Вилара в ТНП следовали франц. театр.
традициям, в последних ощущается воздействие т-ра Брехта. Новые
тенденции ТНП вызвали недовольство со стороны гос. властей. В 1963 Ж.
Вилар оставил пост директора т-ра. Директором ТНП был назначен актёр и
режиссёр Ж. Вильсон.
Т-р работает в здании дворца Шайо; зрительный зал рассчитан на 2800
мест. В 1956 и 1961 ТНП гастролировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград).
Лит.: Beig'beder M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.],
1959; V i 1 a r J., De la tradition theatrale, P., 1955; в рус.