<< Пред. стр. 547 (из 913) След. >>
пер.Вилар Ж., О театральной традиции, М., 1956; Триоле Э., Жан Вилар,"Театр", 1956, ј 9; Б о я д ж и е в Г., Московские гастроли ТНП, там же,
ј 12; е г о же, Театральный Париж сегодня, М., 1960; БачелисТ. И., Театр
за рубежом, М., 1961. В. Г
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Рейкьявике- см. Исландский театр и драматургия.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Будапеште- см. Венгерский национальный театр.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в О с л о - см. Нор-еежский национальный театр.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Братиславе - см. Словацкий национальный театр.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Б р н о - см. Чехословацкий театр.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Б. СМЕТАНЫ в Праге - см. Чехословацкий
национальный театр имени Б. Сметаны.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. Л. КАРАД-ЖАЛЕ - см. Румынский
национальный театр имени И. Л. К ар ад жале,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. ТЫЛА-ем.
Чехословацкий национальный театр имени И. Тыла.
"НАШЕСТВИЕ"-пьеса в 4 д. Л. М. Леонова. Соч. 1942, Гос. пр. СССР,
1943. "Н." пост.: 7 нояб. 1942 Ленингр. обл. драм. т-р (премьера в
Чистополе), 15 дек. 1942 - Омский т-р (реж. Захава, Таланов -
Колесников, Фёдор- Козловский, Фаюнин - Колобов), Ленингр. гор драм т-р
(1943), Ногинский т-р (1943), Малый т-р (1943, реж. Судаков, худ.
Штоффер; Таланов - П. Садовский, Нароков, Анна Николаевна - Пашенная,
Фёдор - Н. Соловьёв, Ольга - Фадеева, Демидьевна - Массалитинова,
Рыжова, Аниска - Хорькова, Колесников - Павлов, Фаюнин - Межинский,
Кокорышкин - В. Лебедев, Шпурре - Леонть-ев; нов. пост.- 1947, Ольга -
Гоголева, Фаюнин - Каюков, Кокорышкин - Светловидов).
Пьесу пост. почти все т-ры страны: Т-р им. Моссовета (в Алма-Ате -
1943, в Москве - 1944, реж. Завадский, Пыжова, Бибиков; Фёдор -
Астангов, Фаюнин - Ванин, Таланов - Герага), Горьковский, Иркутский,
Казанский (все в 1943) т-ры, Киевский т-р им. Леси Украинки (премьера в
Караганде в 1943, возобн. в Киеве в 1944, реж. К. Хохлов;
Фёдор - Лавров, Колесников - Романов), Куйбышевский т-р (1943, Фёдор
- Бурэ, Фаюнин - Шебуев), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (премьера в
Новосибирске, 1943, реж. Вивьен и Петровых; Таланов - Скоробогатов, Анна
Николаевна - Рашевская, Фёдор - Янцат, Колесников - Толу-беев, Фаюнин -
Киселёв, Кокорышкин - Воронов, Демидьевна - Корчагина - Александровская,
возобн. в 1944 в Ленинграде), Центр, т-р Красной Армии (премьера в
Свердловске, руководитель пост. А. Попов, реж. Д. Тункель;
Фёдор - Хованский, Фаюнин - Константинов, Кокорышкин - Коновалов),
Душанбинский рус. т-р, Тамбовский, Тульский, Челябинский, Ярославский
(реж. Гайдебуров, Фёдор - Ромоданов, Фаюнин - Лимонов) и мн. др. т-ры.
Из пост. последующих лет - Т-р им. Кингисеппа (1945, реж. Пыльдрос;
Таланов - Кальела, Колесников- Ребане, Фаюнин - Суурорг) и др.
Пост. за рубежом: "Паласио де бельяс артес", Мехико
(1944), т-р Народного освобождения, Белград (1944), т-р "Студио",
Осло (1945), т-р "О Карефур", Париж (1945),т-ры в Свиленграде и Варне,
Болгария (1949), Нац. т-р, Будапешт (1956), т-р "Хайюдза", Токио (1957)
и др.
Издания: Первая публикация "Н." - "Новый мир", 1942, ј 8. Из др.
изд.: Советская драматургия, т. 6, М.-Л., 1948; Леонов Л., Собр. соч.,
т. 5, М., 1954; Пьесы советских писателей, т. 7, М., 1955.
Лит.: Театр. Сб. статей, М., 1944, с. 118-20; то же, М., 1945, с.
53-57; Д у р ы л и н С., Пров Михайлович Садовский, М., 1950, с. 301-07;
Е. П. Корчагина-Александровская, М., 1955, с. 255-59; Ежегодник Ин-та
истории искусств, М.,1955, с. 141-52; Стронская Е., Н. Рашевская, [М.,
1961 J, с. 71-78. А.Шн.
"НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН"комедия в 5 д. А. Н. Островского
(первонач. назв.-"Утро вечера мудренее"). Соч. 1871. Пост. 20 сент.
1872, Александрийский т-р (бенефис П. Малышева; Баклушин - Малышев,
Крутицкий - П. Васильев, Анна Тихоновна - Читау, Настя - Хлебникова,
Мигачёва - Стрельская, Елеся - Сазонов, Епишкин - Виноградов, Фетинья
Мироновна-Громова, Лариса-Левкеева, Петрович-Бур-дин, Лютов - В.
Васильев), 10 дек. 1872- Малый т-р (бенефис Музиля; Елеея - Музиль,
Крутицкий -С. Шум-ский, Настя - Никулина, Епишкин - Д. Живокини, Фетинья
Мироновна - Акимова, Баклушин-Вильде, 1903, Крутицкий - Правдин, Анна
Тихоновна - Федотова, Мигачёва - О. Садовская). Пьесу ставили также Т-р
Корша (1896), .Моск. т-р Незлобина (1910), "Рус. т-р", Петербург (зал
Кононова, 1882), Т-р Лит.-художеств. об-ва в Петербурге (1900) и мн.
провинц. т-ры.
На сов. сцене комедию ставил Ленингр. акад. театр драмы (1921, реж.
Карпов; Крутицкий - Горин-Горяинов, Анна Тихоновна -
Корчагина-Александровская, Елеся-Воронов, Фетинья Мироновна - Чижевская;
1926, Крутицкий - Певцов), Петрогр. передвижной т-р, Студия им. Шаляпина
в Москве (1923), Свердловский пролетарский т-р (1925, Крутицкий -
Певцов), Лентюз (1925, 1948, реж. Брянцев, Меер-сон; Крутицкий -
Макарьев), 4-я Студия МХАТ (1926, реж. Тарханов), Кирг. драм. т-р
(1930), Малый т-р (1931, Крутицкий-Н. Яковлев, Мигачёва - Рыжова; 1936),
Моск. рабочий художеств. т-р (1931), Т-р-студия им. М. Н. Ермоловой,
Москва (1934, реж. Хмелёв), Моск. т-р драмы (1945, реж. Фёдоров, худ.
Рындин), Т-р им. Октябрьской революции, Одесса (1946), Центр, детский
т-р (1948), Ленингр. драм. т-р (1950), Костромской т-р (1952), Одесский
т-р Сов. Армии (1953), т-р "Угала", Вильянди, Эстония (1953), ЦТСА,
Москва (1954), Великолукский (1955), Калининский (1956) т-ры.
Фрунзенский рус. т-р (1959), Рижский рус. т-р (1959) и мн. др.
Издания: Первая публикация - ж. "Отечественные записки", СПБ, 1872, ј
1; последующие дореволюц. изд.:
Островский А. Н., Полн. собр. соч., т. 8, СПБ. 1885; сов. изд.:
Островский А. Н., Собр. соч., т. 6, М., 1960.
Лит.: "Театр", 1946, ј 5-6, с. 52-54; К о-миссаржевский В., Хмелёв за
режиссёрским столом, М., 1956, с. 54-76. ." ,А. Шн.
НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - наиболее значительная композиторская и
вокально-исполнительская школа итальянского оперного искусства. Возникла
в конце 17 в. В Н. о. ш. сложился тип оперы-сериа (серьёзной оперы на
героико-мпфологич. или условно-историч. сюжет с преобладанием сольных
номеров, без хора и балета), определились устойчивые формы арии (типична
трёхчастная ария да капо), увертюры (т. н. итальянской), типы
речитативов (ак-компанированного - с сопровождением оркестра,
"сухого"-под аккомпанемент клавесина), достигло высокого развития
искусство сольного пения (бель кан-то), мелодического (кантилена) и
виртуозно-колоратурного. В 18 в. в Неаполе (и почти одновременно в
Венеции) сформировалась также опера-буффа (ко-мич. опера на бытовой
сюжет), выросшая на основе реалистич. комедии и народно-бытового
песенного творчества. Она обогатила оперно-вокальные формы (разл. типы
арий, ансамбли и финалы). Первым видным представителем Н. о. ш. был Ф.
Провенцале (г. рожд. не-изв.-ум. 1704). Классич. образцы оперы-сериа
создал А. Скарлатти, оперы-буффа - Дж. Перголези. Крупнейшими
либреттистами оперы-сериа были А. Дзено и особенно П. Метастазио, К Н.
о. ш. принадлежали композиторы Л. Винчи, Ф. Дуранте (1684-1755), Л. Лео,
Н. Логрошино (1698-1767), Н. Порпора и др.
В жанре неаполитанской оперы-сериа прославились мн. итал.
вокалисты-виртуозы: певицы Ф. Куццонщ Ф. Бордони, певцы-кастраты
Сенезино Фаринелли и др.
В 18 в. Н. о. ш. приобрела мирбвую славу. Её мастера работали во
многих европ. странах (в т. ч. в России). Эстетич. канонам Н. о. ш.
следовали нем. композиторы И. А. Гассе, Г. К. Граун, исп.- Д.
Терра-дельяс (1713-51) и др. Общие принципы оперы-сериа использовал и
самостоятельно развил в. своём оперном творчестве Г. Ф. Гендель.
Развиваясь в условиях придворного т-ра Италии и других европ. стран,
неаполитанская опера-сериа испытывала разлагающее воздействие
гедонистич. вкусов аристократич. публики. Блестящее виртуозное иск-во
певцов всё более заслоняло в опере драма-тич. и муз. содержание
спектакля. Нек-рые композиторы 2-й пол. 18 в. (Н. Йоммелли, Т. Траэтта и
др.) стремились усилить муз.-драматич. выразительность оперы-сериа, но
не смогли преодолеть кризиса этого жанра. В противовес вырождавшейся
опере-сериа всё большую популярность приобретала демократич.
опера-буффа, достигшая расцвета во 2-й пол. 18 в. В 1760-х гг. в
оперу-буффа проникли тенденции сентиментализма, наряду с комедийными и
сатирич. элементами ярко выступили черты лиризма. С оперой-буффа связаны
лучшие достижения видных мастеров Н. о. ш.- композиторов Н. Пиччини, Дж.
Паизиелло, Д. Чимароза и др.
Лит.: Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до 1789 года, М.-Л.,
1940; Г р у б е р Р., Гендель, Л., 1935; Р о л л а н Р., Опера в XVII
веке в Италии, Германии и Англии, пер. с франц., М., 1931; его же.
Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собрание соч., т. 17,Л.,1935;
Иване в-Б о-р е ц к и и М. В. (ред.), Материалы и документы по истории
музыки, т. 2, М., 1934;
Гольдони К., Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра, пер.
[с итал.], т. 1-2, [Л.], 1933; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и
Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Abort Н., W. A.
Mozart, [7. Aufl.], Bd 1, Lpz., 1955.
НЕБОЛЬСИН, Василий Васильевич [30.V(11.VI). 1898- 29.X.1958]-русский
советский дирижёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1920 окончил по
классам скрипки и композиции Моск. филармонич. уч-ще. Как дирижёр начал
выступать в 1918. С 1922 Н.-дирижёр Большого т-ра. Дирижировал операми:
"Русалка" (1937), "Хованщина" (1941), "Майская ночь" (1947), "Мазепа"
(1949; Гос. пр. СССР, 1950); "Валькирия" Вагнера (1940), "Кармен" (1953)
и др. Вёл педагогич. работу (в 1940-45- проф. Моск. консерватории).
Выступал также как симф. дирижёр. Ю. Быч.
НЕВ‚ЖИН, Пётр Михайлович [27.VI.1841-25.V. 1919]- русский писатель.
Первые опубликованные и пост. пьесы Н. были написаны с помощью А. Н.
Островского: "Блажь" (1880, Малый т-р; 1881, Александрийский т-р),
"Старое по-новому" (1882, Малый т-р;
1883, Александрийский т-р). В дальнейшем Н. работал самостоятельно.
Автор ок. 30 драм и комедий, значит, часть к-рых ставилась в Малом,
Александрийском и мн. провинц. т-рах. Особенно большое распространение
получили одна из ранних пьес Н.- драма "Вторая молодость" (1887) и его
последняя пьеса "Поруганный" (1916).
Н.-типичный представитель "ремесленной" драматургии, успех к-рой
определялся использованием актуальных обществ, мотивов, неким жизненным
правдоподобием, мнимо-либеральной направленностью. В пьесах "Вторая
молодость", "В красивой оправе" (1907) затрагивалась проблема брака; в
комедии "Компаньоны" (1891)- проблема "отцов и детей", в комедии "В
родном углу" (1892)- тема "хождения в народ". Драматург не стремился
создать психологически убедительные характеры. Он создавал "выигрышные",
т. н. "бенефисные", роли с расчётом на определённых талантливых актёров,
насыщал свои драмы и комедии испытанными мелодраматич. эффектами или
безотказно вызывающими смех комич. положениями. Всё это определяло успех
пьес Н. в 80-90-х гг.
Н.- автор воспоминаний об А. Н. Островском ("ЕИТ", 1909, вып. 4,
1910, вып. 6, 1911, вып. 4).
Соч.: Собр. соч., т. 1-12, Пб., 1909-1911; Драматические сочинения,
т. 1-2, М., 1898-1901; Блажь.-Старое по-новому (в соавторстве с А.
Н.Островским), в кн.: О с т р о в-с к и и А. Н., Собр. соч., т. 9, М.,
1960.
Лит.: "Артист", 1889, кн. 4, с. 130-31, 1894, .ј 34, с. 211-15;
"ЕИТ". Сезон, 1892-1893, СПБ. 1894, с. 126; Сезон. 1896-1897,СПБ, 1898,
с. 301-305; "Театрал", 1896, .ј 92, с. 98-107; Н о с к о в Н., Памяти П.
М. Невежина, "Бирюч Петроградских госуд. театров", 1919, июнь-август, с.
185;
3 о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960, с.
437-39. Л. Шн.
НЕВЕРОВ (наст. фам.- Скобелев), Александр Сергеевич
(20.XII.1886--24.XII.1923)- русский советский писатель, драматург. Был
сельским учителем. Систематически печатается с 1906. С 1919 выступает и
как драматург. Автор 15 пьес различ. жанров. В их числе: написанные в
нач. 20-х гг., характерные для эпохи гражданской войны
"агитки"-"Корона", "Контрреволюция" (2-й вариант "Последние дни"- о
борьбе с Колчаком), широко шедшие в агитбригадах Восточного и др.
фронтов; пьеса "Гражданская война" (1920), написанная для "массового
т-ра" и рассчитанная на представление под открытым небом;
символико-алле-горич. пьеса "Стена" (первонач. название - "Песнь
песней", 1921) и др. Пьесы эти отличались актуальностью, политич.
устремлённостью, приподнятая патетика сочеталась в них с элементами
сатирич. обличения врагов революции.
Наиболее значительными были пьесы Н. "Бабы" и "Захарова смерть"
(1920), в к-рых показывалось столкновение домостроевского уклада старой
деревни с новыми веяниями, рост бунтарских сил в крестьянской среде. Обе
пьесы в 1921-26 ставились т-рами и самодеят. коллективами Баку,
Воронежа, Вятки, Гомеля, Москвы и Петрограда, Пугачёва, Самары, Саратова
и др. "Захарова смерть" была пост. в 1960 Сызранским т-ром.
Др. пьесы: комедия "Смех и горе", одноактные пьесы- "Голод",
"Богомолье", "Добровольцы", "Женское засилье", "Молодые побеги" и др.
Соч.: Собр. соч., т. 2, Куйбышев, 1958.
Лит.: фа т о в Н. Н., А. С. Неверов, Л., 1926; Г о л о-вашенко Ю.,
Героика гражданской войны в советской драматургии, Л., 1957, с. 23-26 и
33-35; Т а м а-ш и н Л., А. Неверов-драматург, "Русская литература",
1960, ј 3. А. Шн.
НЕВИЙ, Гней (Gnaeus Naevius) (ок. 280-201 до н. э.) - римский поэт.
Создал новый жанр в области драм. поэзии - т. н. претексту (fabula
praetexta - трагедия на др.-рим. нац. сюжет). Известны два назв.
иретекст Н.: "Ромул" - на сюжет легенды об основании Рима, и "Кластидий"
- о событиях войны с галлами в 222 до н. э. Н. писал также комедии; при
обработке греч. оригиналов он впервые применил контаминацию. Возможно,
Н. является основателем и другого нац. др.-рим. жанра-тогаты (fabula
togata- комедия, действие к-рой происходит в Италии). Комедии Н.
содержали смелые политич. выпады. Соч. Н. сохранились лишь во
фрагментах.
Соч.: M a r m о г а 1 e E. V. (ed.), Naevius poeta, 2 ed., Firenze,
1950.
Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. l. M., 1959. Н. Зем.
НЕВИЛЛ (Neville). Джон (р. 2.V.1925) - английский актёр. Окончил
Королевскую академию драм. иск-ва в Лондоне. Дебютировал на сцене в 1947
в т-ре "Олд Вию. Играл в провинц. т-pax. В 1953-58 - актёр т-pa "Олд
Вий", затем работает в разл. т-pax Лондона и провинции, в т. ч. в
Чичестер-ском фестивальном т-ре под рук. Л. Оливье (1962). Первый
крупный успех Н.-исполнение роли Ричарда II (1955).
Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь"), Орсино ("Двенадцатая ночь"),
Орландо ("Как вам это понравится"), Валентин ("Два веронца"), Генрих V;
Макдуф ("Макбет"), Яго;
Троил ("Троил и Крессида"); Ромео ("Ромео и Джульетта"), Гамлет - в
пьесах Шекспира; Грегерс Верле ("Дикая утка" Ибсена), Гуго, Фредерик
("Приглашение в замок" Ануя).
Н. наделяет своих героев благородством, страстностью и нек-рой долей
иронии. Обладает хорошей сценич. внешностью, красивым музыкальным
голосом.
В 1958 впервые выступил как режиссёр, пост. пьесу "Лето семнадцатой
куклы" Лоулера (Королевский т-р, Бристоль). Ф. Я.
"НЕВРАСТЕНИК" - сценическое амплуа; актёр, исполняющий роли
болезненно-нервных, неуравновешенных, безвольных людей, легко
поддающихся различным влияниям и настроениям, находящихся в состоянии
острого душевного кризиса. К "Н." относятся, напр., роли: Освальд
("Привидения"), Иоган-нес ("Одинокие" Гауптмана), Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Среди наиболее
известных исполнителей ролей "Н".- П. Н. Орленев, Н. Н. Ходотов, М. А.
Чехов, Э. Цак-кони и др.
НЕВСКИЙ, Григорий Кириллович (20.XII.1864- 11.VIII.1940) - русский
советский актёр и режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Проф.
деятельность начал в 1879. Н. был характерным актёром, играл гл. обр.
комедийные роли: Бобчинский; Шмага; Рас-плюев ("Свадьба Кречинского"),
Худобаев ("Светит, да не греет" Островского и Соловьёва) и др. В
дореволюц. т-ре Н. возглавлял ряд антреприз. С 1899 работал как режиссёр
в Киеве, Двинске, Таганроге, Оренбурге, Симбирске, Красноярске, Чите,
Житомире, Барнауле, Самаре и др.
Лит.: "Театр и искусство", 1904, .ј 47, с. 823, .ј 52, с. 928; газ.
"Советское искусство", 1940, 17 авг., JsTe 46, с. 4 [Некролог]. E. X.
НЕВЯРОВСКАЯ, Казимира (1893-1927) - артистка оперетты. По нац.
полька. До 1915 играла на сцене Варшавского т-ра оперетты "Новости".
После захвата Варшавы нем. войсками переехала с частью польской труппы в
Москву, затем в Петроград, где в 1917-18 играла в летнем т-ре "Буфф"
(здесь Н. впервые в России исполнила роль Сильвы во. п. Кальмана), в
"Палас-театре" и др. В Москве - в т-ре в "Славянском базаре" и в
Никитском т-ре (1916, 1918-21). В 1920 была приглашена В. И.
Немирови-чем-Данченко в муз. студию МХТ, где исполняла партию Клеретты в
оперетте "Дочь мадам Анго" Лекока. В 1922-27 играла в Польше и Литве. Н.
обладала красивым голосом, музыкальностью и сценич. обаянием, создавала
эффектные сценич. образы.
Партии: Стаей ("Сильва" Кальмана), Джульетта, Ганна ("Граф
Люксембург", "Весёлая вдова" Легара), Мимоза ("Гейша" Джонса), Елена
("Польская кровь" Недбала), Бронислава ("Нищий студент" Миллёкера) и мн.
др.
Лит.: МарковП.А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном
театре, М.,1960;Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960; Янковский М. О.,
Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.
НЕГРУЦЦИ (Negruzzi), Костаке (1808-25.VIIL 1868) - румынский и
молдавский писатель, драматург, публицист, театральный деятель. В
1821-23 семья Н. жила в Кишинёве, где он познакомился с А. С. Пушкиным,
произв. к-рого впоследствии переводил на рум. яз. Начал лит.
деятельность в 30-х гг. 19 в. Придавая большое воспитат. значение театр.
иск-ву, Н. способствовал развитию рум. т-ра (в 1840-42 вместе с В.
Александри и М. Когэлничану был директором Нац. т-ра в Яссах).
Почитатель франц. лит-ры, особенно В. Гюго, Н. перевёл для рум. сцены
его драмы "Анджело, тиран Падуанский" (1837) и "Мария Тюдор" (1837), а
также "Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа (1835), "Учёные женщины"
Мольера (1843) и др. В сатирич. пьесе "Муза из Бурдужени" (по комедии
Леклерка) высмеивает дворян - поклонников иностранщины; комедия-водевиль
"Ягнята" показывает совр. Н. крестьянскую жизнь.
Борясь за передовое театр. иск-во, Н. написал ряд статей ("Письма"),
в к-рых утверждал необходимость развития нац. рум. и молд. т-ров.
Соч.: Pacatele tineretelor si alte scrieri, Bue., 1959;
Pagini alese, [Bue.], 1958. Д. Ш.
НЕДБАЛ (Nedbal). Оскар (26.III.1874, Табор,- 24.XII.1930,
Загреб)-чешский композитор и дирижёр. В 1892 окончил Пражскую
консерваторию, где учился у А. Дворжака, Г. Вигана и др. В 1892-1905
входил в состав организованного Виганом "Чешского квартета", был прозван
"королём альтистов". С 1896 выступал как дирижёр: сначала в Чешской" с
1907- в Венской филармониях; в 1908-19 периодически дирижировал в
венском т-ре "Фольксопер". В 1923-30- гл. дирижёр Нац. т-ра в
Братиславе. Иск-во Н. как дирижёра содействовало популяризации чеш.
музыки за рубежом (выступал с концертами в России, Франции, Италии,
Германии, Швейцарии, Турции и др. странах). Исполнял также произв.