<< Пред.           стр. 562 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Т-р им. Руставели (Грузия), Первый гос. т-р (Армения, ныне Т-р им.
 Сундукяна), тюркский Художеств. т-р (ныне Т-р им. Азизбекова,
 Азербайджан), узб. Т-р им. Хамзы, Узб. муз. т-р, Туркм.т-р, Первый
 Белорус. т-р (ныне Т-р им. Я. К у палы), Белорус. евр. т-р, Тат. акад.
 т-р драмы, Башк. т-р, латышская студия "Скатувэ" (Москва), Ленингр. ТРАМ
 и др. Помимо т-ров, в олимпиаде участвовали муз. и хореографич.
 ансамбли.
  Всего в О. н. т. участвовало 1014 чел., показано 30 спектаклей.
 Лучшими спектаклями жюри признало:
  "Ламара" по В. Пшавела и "Анзор" Шаншиашвили (Т-р им. Руставели),
 "Глухой" Бергельсона и "Овечий источник" (Гос. евр. т-р БССР), "Гута"
 Кобеца и "Междубурье" Курдина (Первый Белорусский т-р), "Плавятся дни"
 Львова и "Целина" Львова и Горбен-ко (Ленингр. ТРАМ), "Халима" Зафари
 (Узб. муз. т-р).
  "ОЛЙМПИК" (Olympic Theatre) - англ. т-р. Осн. в Лондоне. Здание т-ра
 было построено в 1805 Ф. Астли и открыто в 1806 под назв. "Астлис
 мидлсекс амфитиэтр", затем переименовано в "Олимпик павильон". В здании
 т-ра выступали драматич., оперные и балетные труппы. В 1813 здание было
 продано актёру Р. Эллистону, к-рый назвал его "Малый Друри-Лейн". На его
 сцене дебютировал Э. Кип. В 1819 Эллистон возглавил т-р "Друри-Лейн", а
 "О." продал в 1824 Дж. Скотту, к-рый наводнил репертуар мелодрамой. В
 1831 т-р перешёл к Л. Э. Вестрис. В её труппе были Дж. Листон, М. Фут,
 Дж. и С. Гловер, Дж. Блэнд, Ч. Мэтъюс (вспослед-ствии муж Вестрис). В
 репертуар т-ра вошли фарсы, комедии, бурлески, сочинённые гл. обр. Дж.
 План-ше. Вестрис снизила цены на билеты. Т-р приобрёл популярность. В
 1839 Вестрис и Мэтьюс перешли в т-р "Ковент-Гарден". В 1848 "О."
 возглавил агент страховой компании В. Уотс. В 1853-57 т-ром руководил А.
 Виган (выступали актёры Ф. Робсон, Ф. Стерлинг, С. Эмери, Дж. Вайнинг,
 Ф. Маскелл), в 18571364 - Ф. Робсон, а в 1864-68 - X. Виган. Неск. лет в
 т-ре играли X. Невилл и К. Терри. В репертуар входили пьесы "Воды всё
 ещё текут глубоко" (1855), "Досрочно освобождённый" (1863), "Раб" (1865)
 Тейлора, мелодрамы и фарсы. В 70-х гг. т-ром руководили Б. Уэбстер, А.
 Кавендиш, У. Барретт и др. Среди спектаклей: "Маленькая Эмили" (1869) и
 "Нелл, или Лавка древностей" (1870) Холлидея по Диккенсу, "Женщина в
 белом" (1871) и "Новая Магдалина" (1874) по Коллин-зу, "Евгений Онегин"
 Чайковского (1891). В 1895 англо-амер. синдикат пост. в этом здании
 пьесу Дж. Коллингема "Путь паломника" с вставным балетом. В 1899 т-р
 закрылся. Ф. К.
  "ОЛЙМПИКО", "Олимпийский театр" (Teatro Olimpico),- театр. здание в
 Италии. Построено в 1580-85 в Виченце по проекту выдающегося итал. арх.
 А. Палладио (закончено В. Скамоцци). Один из лучших памятников театр.
 зодчества эпохи Возрождения. Открыто в 1585 спектаклем "Царь Эдип"
 Софокла.
  В планировке т-ра получили выражение осн. принципы архитектуры
 Палладио-строгая симметрия фасада и плана, акцентированная центр, ось,
 обилие лоджий и портиков, создающих пространств, эффект. Палладио придал
 залу полуовальную форму (овал разделён по большой оси). Зал состоит из
 амфитеатра с оркестром и просцениума со сценой. Просцениум представляет
 собой прямоугольную площадку (разм. 21,1 м на 6,55 м), ограждённую с
 трёх сторон скеной (высота 11,48 м). Через центральную арку и пролёты в
 скене открывается вид на постоянную архитектурную декорацию "идеального
 города". Фасад ске-ны расчленён карнизами на три части, украшенные
 колоннами, пилястрами, нишами, скульптурой. Общая вместимость "О." - ок.
 1000 мест. Т-р предназначался для исполнения античных трагедий и пост.
 парадных спектаклей. В наст.время "О."-театр-музей, к-рый используется
 для концертов и спектаклей.
  Лит.: Уманский Н.Г., Эволюция архитектуры театра, в сб.: Проблемы
 архитектуры, т. 2, кн. 2, M., 1937;
  Олимпийский театр в Виченце, в кн.: Хрестоматия по истории
 западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульско-го, т. 1, 2 изд.,
 M., 1953; Francheschini G., Teatro Olimpico del Palladio, Vicenza, 1933;
 Ni esse n C., Das Biihnenbild, Lfg. 1-5, Bonn, 1924-1927 (Atlas). B Мюл
  ОЛТХАУС (Althouse), Пол (р. 2.XII.1889) -амер. артист оперы (тенор).
 Учился в Нью-Йорке. В 1913 дебютировал на сцене т-ра
 "Метрополитен-опера" в роли Самозванца в первой амер. пост. "Бориса
 Годунова". Участвовал в премьерах амер. опер: "Мад-далена" Херберта
 (1914), "Кентерберийские паломники" де Ковена (1917), "Легенда" Брейля
 (1919). Первый амер. исполнитель партии Тристана ("Тристан и Изольда"
 Вагнера, 1920). Вёл педагогич. деятельность.
  Партии: Зигмунд, Зигфрид, Вальтер ("Кольцо Нибелун-га", "Нюрнбергские
 мейстерзингеры" Вагнера), Оберон (о. п. Вебера). Гастролировал в
 Австралии, Германии, Швеции.
  ОЛУФСЕН (Olufsen), Кристиан (20.I.1763-19.V. 1827) - дат. драматург.
 По профессии учёный-экономист, с 1815 - профессор Копенгагенского ун-та.
 Автор либретто пародийной оперы "Йохум и Марен" (1792) и комедий
 "Кубышка" (1793, Королевский т-р) и "Цепи из роз" (1809, там же),
 явившихся переходным этапом между сатирич. комедиями Хольберга и дат.
 классич. водевилем 1-й пол. 19 в. Комедия "Кубышка", в к-рой
 реалистически, с весёлой и злой иронией изображена среда богатых
 землевладельцев, прочно вошла в репертуар дат. т-ров.
  Лит.: В i l l e s k o v-J a n s e n F., Danmarks digtekunst, bog 2,
 Kbh., 1947; Hansen P., Den danske skuelplads, bd l, Kbh, [1889 ]. Вл. M.
  ОЛЬХОВСКИЙ, Виктор Родион ович (1895-1935)- рус. сов. актёр. Засл.
 арт. Республики (1932). Творч. деятельность начал в провинц. т-рах. С
 1921 - актёр Малого т-ра. Первые роли: Правдин ("Недоросль"), Квазимодо
 ("Собор Парижской богоматери" по Гюго). Яркий темперамент, психологич.
 глубина образов вскоре выдвинули О. в число ведущих актёров Малого т-ра.
 О. принадлежит заслуга первого воплощения в Малом т-ре героев сов.
 драматургии. Он играл Ивана Козыря ("Иван Козырь и Татьяна Русских"
 Смолина), Краузе ("Бойцы" Ромашова), Морозко ("Разгром" по Фадееву),
 Хомутова ("Огненный мост" Ромашова). Исполнил роль поручика Ярового в
 первой пост. пьесы Тренёва "Любовь Яровая" (1926). Роли в классич.
 драматургии: маркиз Поза ("Дон Карлос"), Лейстер ("Мария Стюарт"),
 Миловидов ("На бойком месте"), Михаил Скроботов ("Враги"), Беркутов
 ("Волки и овцы"). Я. Рос. ОЛЬШЕВСКАЯ, Галина Сергеевна (р. 29.XI. 1898)
 - укр. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1957)с Чл. Коммунистич. партии с
 1951. Проф. актёрскую деятельность начала в 1915. До 1930 работала в
 передвижных укр. т-рах. В 1930-41 и с 1946 - в Черниговском т-ре им. Т.
 Шевченко. О. создаёт образы сильных, властных женщин. Наряду с
 драматическими успешно играет и комедийные роли.
  Роли: Мотылькова ("Слава" Гусева), Дунька ("Любовь Яровая"), Варвара
 ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Анна Золота ренко ("Навеки вместе"
 Дмитерко), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Кабаниха
 ("Гроза"), Пошлёпкина ("Ревизор") и др. С. 3.
  OMEP (Aumer), Жан Пьер (1776-1833) - франц. артист балета и
 балетмейстер. Иск-ву танца учился у Ж. Доберваля в Бордо. Дебютировал в
 1798 в Парижской Опере в балете "Дезертир". Затем исполнил партию Дон
 Кихота в балете "Свадьба Гамаша" Лефевра. В 1806 дебютировал как
 балетмейстер, пост. в парижском т-ре "Порт-Сен-Мартен" балеты: "Женни,
 или Тайный брак", а также "Два креола" Дарондо. Позднее работал
 балетмейстером в Лионе, Касселе, Вене, с 1820 - вновь в Париже. Как
 балетмейстер был последователем иск-ва Доберваля, пропагандировал его
 де-мократич. и реалистич. тенденции, вопреки аристо-кратич. вкусам
 публики Парижской Оперы. Возобновил и пост. в новой редакции балеты
 Доберваля, Коралли и др. балетмейстеров: "Антоний и Клеопатра" Крейцера
 (1808, Париж), "Телемак на острове Калипсо" (1814, Вена), "Пажи герцога
 Вандомского" Ги-ровеца (1815, Вена), "Жанна д'Арк" Галленберга (1821,
 Вена), "Сомнамбула" Герольда (1827, Париж), "Тщетная предосторожность"
 (1828, Париж); "Манон Леско" Галеви (1830, Париж) и др. Будучи
 балетмейстером Венского придворного т-ра, преподавал в балетной школе,
 где в 1817-20 среди учениц была Ф. Эльслер.
  Лит.: GeoffroyJ.-L., Cours de litterature dramatique, v. 5, 6, Р.,
 1819-20 (v. 5, р. 281-92, 295-96; v. 6, р. 129- 132). Г. Ш.
  ОМИАДЗЕ, Александр Асланович (р. 21. VI II. 1904) - груз. сов. актёр.
 Нар. арт. Груз. ССР (1958). В 1926-32 выступал в драм. кружке, был
 актёром в рабочем т-ре при клубе железнодорожников г. Хашури. В 1932-34
 работал в Кутаисском драм. т-ре, с 1935-в Т-ре им. Марджанишвили.
 О.яркий представитель грузинской реалистич. школы, актёр большого
 сценич. обаяния. Созданные им образы проникнуты человечностью,
 отличаются точностью и своеобразием сценич. рисунка.
  Среди лучших ролей: Габро ("Сломанный мост" по Чавчавадзе), Беруча
 ("Царь Ираклий" Готуа), Чон-та ("Отверженный" Важа Пшавелы), Иасе ("Его
 звезда" Мосашвили; Гос. пр. СССР, 1952), Илья Чавчавадзе ("Цицамури"
 Нахуцришвили), Георгий ("Солнце мёртвого" Шатберашвили). Снимается в
 кино.
  Лит.: Гугушвили Э.,Джанелидзе Д., Грузинский гос. драм. театр им.
 Котэ Марджанишвили, Тб., 1958. Я. Э.
  ОМСКИЙ ТЕАТР - рус. драм. т-р. Один из старейших драм. т-ров Сибири.
  До 40-х гг. 19 в. проф. т-ра в Омске не было, изредка выступали
 гастролёры. В 50-х гг. существовал острожный т-р, о к-ром писал Ф. М.
 Достоевский. Первое деревянное театр. здание в Омске было построено
 купцом Быковым в 1875. В 1876 здесь начала работать проф. труппа. В 1882
 вместо сгоревшего деревянного здания построен каменный двухъярусный т-р.
 Крупную антрепризу в 90-х гг. 18 в. держал П. П. Медведев. Значит,
 событием в жизни т-ра были гастроли Г. Н. Федотовой (1897). В 1905 инж.
 Хворинов построил новый (ныне существующий) четырёхъярусный т-р. Он
 открылся спектаклем "Ревизор". В 1905-07 в т-ре шли спектакли "На дне",
 "Мещане", "Дети солнца", "Дачники", "Варвары" Горького, а также пьесы
 Островского, Л. Н. Толстого, Чехова. В предреволюц. годы в т-ре
 гастролировали А. А. Яблочкина, М. М. Петипа, В. Ф. Комиссаржевская, К.
 А. Варламов, П. Н. Орленев. В. Н. Давыдов.
  С установлением в 1920 Сов. власти в Сибири создаётся Гос. т-р, куда
 входили драматич. труппа и оперная труппа (существовали до 1923). В
 1923-31 в О. т. выступали разл. драм. труппы (оперная труппа была
 переведена в Новосибирск). Наряду с классикой и лучшими пьесами совр.
 авторов-"Шторм"; "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина, "Человек с
 портфелем" Файко, шли и "кассовые пьесы" - "Осенние скрипки" Сургучёва и
 др. В 1931-36 в т-ре работала труппа под упр. В. Ф. Торского-"2-й
 Западно-Сибирский т-р", с 1934 наз. "Синтетический т-р". В труппе т-ра
 были В. Н. Вишнякова, А. Л. Павлова, К. С. Курбатова, А. М. Чупрунова,
 В. М. Бурэ, И. Я. Орлов, И. К. Че-чет, П. С. Некрасов, И. П. Северов.
 При т-ре работали колхозный филиал и театр. уч-ще. Были пост.: "Страх"
  (1931); "Принцесса Турандот" Гоцци (1932), "Мятеж"
  (1932); "Мой друг" Погодина (1933), "Егор Булычев и другие" (1933),
 "Волки и овцы" (1934), "Ревизор"
  (1935); одновременно ставились оперетты - "Прекрасная Елена"
 Оффенбаха (1934), "Корневильские колокола" Планкета (1935), опера
 "Сорочинская ярмарка"
  (1936) и др. Набазе "Синтетического т-ра" в 1936 создан стационарный
 драм. т-р, к-рый стал называться Омским областным драм. т-ром. Его
 возглавляли реж.:
  В. Ф. Торский (1931-37), М. П. Сазонов (1938-40), Л. С. Самборская
 (1941-48), А. В. Шубин (1949- 1953), Л. М. Меерсон (1954-56), Ю. А.
 Альховский (1958-63).
  Этапными в жизни О. т. явились пост. пьес сов. драматургов: "Гибель
 эскадры" (1934), "Любовь Яровая", "Оптимистическая трагедия" (оба в
 1936), "Человек с ружьём" (1938), "Бронепоезд 14-69" (1939), "Разлом";
 "Мой сын" Гергеля и Литовского, "Интервенция" Славина (все в 1941),
 "Нашествие" (1942), "Обыкновенный человек" (1944) Леонова, "Жизнь в
 цитадели" Якобсона (1948), "Иркутская история" Арбузова, "Океан" Штейна
 (оба в 1960), "Два упрямца" Хикмета (1962), ?На диком бреге" по Полевому
 (1964). Большое место в репертуаре занимают пост.классич. драматургии:
 "Женитьба Фигаро" (1934), "На дне" (1936), "Васса Железнова" (1939),
 "Враги" (1941), "Горе от ума" (1947), "Живой труп" (1948), "Отелло"
 (1951), "Власть тьмы" (1955), "Три сестры" (1960), "Король Лир" (1961),
 "Варвары" (1962), "Много шума из ничего" (1964). На сцене О. т. впервые
 пост. пьесы: "Живой ключ" (1955), "Ермак" (1963) Буда-рина, "В старой
 Москве" Пановой (1958), "Сердца должны гореть" Митрофанова (1958).
  В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР К. Т. Бар-ховская, Б. М.
 Каширин, В. К. Лукьянов, А. Ф. Теплов, С. В. Филиппов, С. Г. Хлытчиев,
 гл. худ. Ю. В. Богоявленский. Гл. реж. т-ра (с 1963) - E. P. Хигерович.
  Лит.: Ландау С. Г., Из истории драматического театра в Омске, Омск,
 1950; Романеева И., Гости из Омска, "Театр", 1958, ј 8, с. 103-109. M.
 Лифш.
  ОНЕГГЕР (Honegger), Артюр (10.III.1892-27.XI. 1955)-франц.
 композитор. Первонач. муз. образование получил в Гавре; в 1911-13 учился
 в консерватории в Цюрихе. Совершенствовался в парижской Консерватории у
 В. д'Энди, Ш. М. Вид opa и А. Же-дальжа. Уже к концу 1-й мировой войны
 О. выступил с произв., сделавшими его имя широко известным. В 20-е гг.
 О. входил в группу "Ш естёрка", позже-в Нар. муз. федерацию. Опираясь на
 классич. и романтич. традиции, О. выступал за связь музыки с жизнью. В
 своих сценич. произв., далеких от традиц. жанровых форм, О. достигает
 большой простоты и монументальности. Среди соч. О.: сценич. оратории на
 текст fl. Клоделя "Жанна д'Арк на костре" (1938) и "Пляска мёртвых"
 (1940) (обе пост. в Базеле), оратория "Царь Давид" (1921, Мезьер), в
 к-рых О. творчески претворил классич. традиции Баха и Генделя. Др.
 произв: О. для сцены: оперы "Антигона" (на текст Ж. Кокто, 1927, т-р "Де
 ла Монне", Брюссель), "Юдифь" (1926, Монте-Карло), "Приключения короля
 Позоля" (1930, т-р "БуффНаризьен"), "Орлёнок" по Э. Ростану (совм. с Ж.
 Ибером, 1937, Монте-Карло); оратория "Голоса мира" (1931), мелодрама
 "Амфион" на текст П. Валери (1931, т-р "Гранд-Опера"), драм. легенда
 "Никола де Флю" (1941, Невшатель), оперетта "Крошка Карди-наль" (совм" с
 Ж. Ибером, 1938, т-р "Буфф-Паризь-ен"); балеты: "Новобрачные на
 Эйфелевой башне" (совм. с Ж. Ориком и др., 1921, Швед. балет, Париж),
 "Каток" (1921, там же), "Шота Руставели" (1945, Монте-Карло) и мн. др.;
 музыка к спектаклям:
  "Федра" Д'Аннунцио (1926" т-р "Костанци", Рим), "Саул" Жида (1922,
 т-р "Вьё коломбье", Париж), "Лилюли" Роллана (1923, т-р "Ap e аксьон",
 Париж) и др. Особое место в творчестве О. занимает музыка, к-рую он
 создал в 1936, примкнув к движению Нар. фронта: музыка для массовых
 представлений рево-люц. пьес Р. Роллана "14 июля" (1936) и "Свобода". В
 эти годы О. написал ряд массовых песен для рабочих хоров. О.-автор ряда
 соч. в др. жанрах.
  Соч.: Je suis'compositeur. P., 1951 (в рус. пер.- Я - композитор, М.,
 1963); Nachgelassene Schriften, Z., 1957.
  Лит.: Глебов И. (Асафьев Б.), Французская музыка ii ее современные
 представители, в кн.: Шесть (Новая франц. музыка). Сб. статей. Л., 1926,
 с. 25-51; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964; ДюменильР.,
 Современные французские композиторы группы "Шести", пер. с франц., Л.,
 1964; T a p p о l e t W., Arthur Honegger, Z -Lpz., 1933; 2 ed.,
 Neuchatel, 1957; Claudel P.[e. a.]. Arthur Honegger, P., 1943; Gerard
 C., Arthur Honegger, Brux., 1945; Bruyr J., Honegger et son oeuvre, P.,
 1947;
  D e l a n n o y M., A. Honegger, P., 1953; Matter J., Honegger, ou la
 quete de joie, Lausanne, 1956. Ал, М,
  ОНЕГИН (Onegin), Сигрид (1.VI.1891-16.VI. 1943) - норв. артистка
 оперы (альт, затем меццо-сопрано). Жена рус. пианиста Е. Онегина. С 15
 лет училась пению во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене; совершенствовалась в
 Милане. С 1911 выступала в концертах. В 1912 дебютировала в Штутгарте в
 роли Кармен, пела в Гор. т-ре. Выступала в Мюнхене (1919- 1922),
 Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1922-26), Берлине (1926-35). Голос О.
 отличался выразит, тембром, был ровным во всех регистрах. Певица
 обладала тонким вкусом. Партии: Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Фрика,
 Ортруда, Брангена ("Валькирия", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда"
 Вагнера), Азучена ("Трубадур"), Амнерис и др.
  Лит.: Penzoldt F., Sigrid Onegin, Magdcburg 1939.
  0'НИЛ, неправ.-0'Н e й л (O'Neill), Юджпн(16.Х. 1888,
 Нью-Йорк,-27.XI.1953, Бостон) -амер. драматург. Сын ирл. иммигранта
 Джеймса О'Нила, популярного актёра мелодрамы. Воспитывался в
 католич.духе. Рано отошёл от семьи, переменил много профессий, был
 клерком, матросом, репортёром. Первый сборник пьес "Жажда" и другие
 одноактные пьесы были изд. в 1914. В эти годы 0'Н. вращается в среде
 художеств. богемы Нью-Йорка (Гринуич-Вил-ладж), сближается с радикальной
 мелкобурж. интеллигенцией, проникается идеями анархич. социализма. В
 1916 знакомится с Дж. К.Куком, Дж. Ридом и др. участниками труппы
 "Йровинстаун плейере", где в том же году ставят впервые его пьесу "К
 востоку, на Кардифф" и др. т. н. "морские" пьесы, ломающие традиц.
 каноны своей жизненностью. В этих пьесах действуют новые герои -
 матросы, бродяги, люди из низов. Восьмилетнее сотрудничество с труппой,
 к-рая наряду с "Вашингтон Сквер плейере" положила начало движению малых
 театров, благотворно влияло на творчество 0'Н.; оно развивалось в русле
 критик о-реалистич. направления в лит-ре и иск-ве США (Т. Драйзер, Ш.
 Андерсон, С. Льюис, К. Сэндберг, Р. Фрост). После пост. пьес "За
 горизонтом" (1920, т-р Мороско, Нью-Йорк, Пулицеровская пр.) и "Анна
 Кристи" (1922, т-р "Вандербильт", Нью-Йорк, Пулицеровская пр., 1921)
 0'Н. становится ведущим драматургом США. Острой социальной критики 0'Н.
 достигает в пьесах "Косматая обезьяна" (1922, труппа "Провинстаун
 плейере", Нью-Йорк), изображающей обесчеловечение личности в
 капиталистич. об-ве, "Золото" (1921, т-р "Фрейзи", Нью-Йорк), "У всех
 детей господа бога есть крылья" (1924, т-р "Провинстаун плейхаус",
 Нью-Йорк), поднимающей проблему расовой дискриминации, "Страсти под
 вязами" (1924, т-р "Грину ич-Вилладж", Нью-Йорк), где разрабатывается
 тема собственнических инстинктов, "Марко-миллионщик" (1928, т-р "Гилд",
 Нью-Йорк) - ироническо-роман-тич. сатира на институты бурж. цивилизации.
  В стремлении драматически отобразить непрочность обществ, и
 индивидуального бытия человека 0'Н. постоянно экспериментирует,
 прибегает к экспрессионистской технике ("Император Джонс", 1920, труппа
 "Провинстаун плейере", Нью-Йорк; "Косматая обезьяна"), использует маски
 ("Великий бог Браун", 1925, т-р "Грину ич-Вилладж", Нью-Йорк), вводит
 хор ("Лазарь смеялся", 1928, т-р "Пасадена плейхаус", Калифорния). 0'Н.
 испытывает влияние Стриндберга, Ницше, пытается найти прибежище от
 социальных потрясений в фрейдистском психоанализе, сценически
 интерпретируя приёмы лит-ры "потока сознания" ("Странная интерлюдия",
 1928, т-р "Джон Голден", Нью-Йорк), в "индустриальном" богоискательстве
 ("Динамо", 1929, т-р "Мартин Бек", Нью-Йорк), католицизме ("Дни без
 завершения", 1934, т-р "Хенри Миллер", Нью-Йорк). Исходя из теории
 пси-хологич. детерминизма, (УН. предпринял попытку создать совр.
 трагедию (драматич. трилогия "Траур к лицу Электре", 1931, т-р "Гилд",
 Нью-Йорк). В 1936 удостоен Нобелевской пр.
  Нач. 30-х гг.-период идейно-творч. кризиса, мучит. ясканий; 12 лет
 СГН. ничего не публиковал. Песси-мистич. настроения отразились в
 натуралистич. драме-притче "Разносчик льда" (соч. 1938, пост. 1946, т-р
 "Мартин Бек", Нью-Йорк), где СГН. показал недостижимость счастья и
 спасительность иллюзий. (УН. возвращается к реализму в
 семейно-психологич. драме, носящей автобиографич. характер, "Долгий день
 уходит в ночь" (соч. 1940, пост. 1956, Королевский драм. т-р, Стокгольм,
 т-р "Хелен Хейс", Нью-Йорк) и пьесе "Луна для обездоленных" (соч. 1943,
 пост. 1954, Королевский т-р, Стокгольм; 1957, т-р "Бижу", Нью-Йорк).
 Тяжело больной, 0'Н. в нач. 1953 уничтожил 6 своих пьес историч. цикла
 "Сказание о собственниках, обокравших самих себя", над к-рым оа работал

<< Пред.           стр. 562 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу