<< Пред.           стр. 567 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Opera and Musical Comedy. N. Y., 1936; E w en D.. Еигореад light
  opera, N. Y , 1962, Lubbeck M., The complete book of light opera,
 with an American section by D. Ewen, L., 1962;
  S m i t h C., Musical Comedy in America, N. Y., 1950; Moore Frank L.
 (ed.). The Handbook of Gilbert and Sullivan L., 1962. См. также лит. к
 статьям: Дунаевский И. о. ЗуппеФ., Кальман И., Легар Ф., Оффенбах Ж.,
 Штраус И. Эрве Ф.', соч. к статьям: Днепров М. И., Радошанский H.H.
 Ростовцев М. А., Ярон Г. М. М. Ян
  ОПЕРНАЯ СТУДИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА - создана в 1918 по решению Художеств.
 совета Большого т-ра с целью осуществления реформы муз. т-ра, повышения
 сценич. мастерства оперных артистов. Организаторами студии были К. С.
 Станиславский (член Художеств. совета), его сестра и брат - 3. С.
 Соколова и В. С. Алексеев, концертмейстер и дирижёр М. Н. Жуков.
 Первоначально занятия проводились с артистами Большого т-ра (Е. А.
 Степанова, К. Е. Ан-тарова, С. И. Мигай, Ф. В.. Павловский и др.), ас
 осени 1919 также с вновь набранной молодёжью. Преподавали в студии - Н.
 С. Голованов (муз. дисциплины), В. Р. Петров, Е. И. Збруева, М. Г.
 Гукова (пение), Н. М. Сафонов и С. М. Волконский (сценич. речь и вок.
 произношение), К. С. Станиславский (мастерство актёра). В студии велась
 борьба с оперными штампами, вырабатывались новые приёмы игры;
  Станиславский добивался слияния в оперном спектакле музыки, пения,
 слова, подлинного творч. переживания. Он воспитывал кадры "поющих
 актёров". При разучивании студийцами оперных отрывков преследовались
 учебные задачи. В 1921 студийцы пост. оперу "Вертер". Этапная работа
 студии - "Евгений Онегин" (1922), в ней выражены основные принципы
 музыкальной режиссуры Станиславского. Последний спектакль студии - опера
 "Тайный брак" Чимаро-зы (1925, пост. К. С. Станиславского и 3. С.
 Соколовой).
  В 1920 студия была отделена от Большого т-ра, в 1924 ей присвоено имя
 К. С. Станиславского. В 1926 она преобразована в Оперную студию-театр
 имени К. С. Станиславского.
  Лит.. СтДниславскийК.С., Моя жизнь в искусстве, М., 1962, с. 457-66;
 Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918-1922гг.. .,
 3 изд.,М., 1952;
  Гзовская О., Рождение театра, "Искусство и жизнь", 1941, Jsft 3; К p
 и с т и Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 67-128;
 Соболев Ю., "Евгений Онегин" Пушкина - Чайковского - Станиславского, в
 сб.:
  Программы моск. государственных и академических театров..., вып. 1
 (21-31 дек.), М., 1922. А Ив
  ОПЕРНАЯ СТАДИЯ-ТЕАТР и м е н и К. С. С т а ниславского- организована
 в 1926 в Москве на базе б. Оперной студии Большого театра, Работала в
 помещении б. Дмитровского т-ра. Студия-театр была важным этапом на пути
 к осуществлению реформы оперного т-ра. Были пост.: "Царская невеста" (на
 открытии), "Богема" (1927), "Майская ночь" (1928) (все пост.
 Станиславским). Пост. "Царской невестьг" была направлена против оперной
 рутины в трагедийном муз. спектакле. В пост. "Богемы" Станиславский
 показал героев Пуччини как обыкновенных людей из низших классов. В этом
 спектакле он проявил своё "умение извлекать действие из музыки"
 (Кристи). Замечат. вок.-сценич. ансамбля, высокой художеств. правды
 добился Станиславский в "Майское ночи". Эти спектакли, утверждавшие
 систему Станиславского в муз. т-ре, явились важным вкладом в развитие
 сов. оперного т-ра. Худ. рук. студии-театра был К. С. Станиславский,
 входивший в состав правления и Худ. совета. В Худ. совете были: Ф. Д.
 Остроградский, П. И. Румянцев, Ф. Н. Петров, Л. В. Собинов, М. И.
 Прудкин и др. Зав. муз. частью и гл. дирижёром был В. И. Сук,
 руководители вок. части - Е. И. Збруева, В. Р. Петров, М. Г. Гукова.
 Дирижёры-К. Ф. Бауэр, М. Н. Жуков, режиссёры - 3. С. Соколова, В. С.
 Алексеев, М. Л. Мельтцер, В. В. За-лесская, хорм.-К. П. Виноградов,
 худ.-В. А. Симов. .В труппу входили: Е. IL Бельская,В. Ф. Виноградов, М.
 С. Гольдина, К. А. Малькова, А. А. Росницкая, М. И. Степанова, Д. Я.
 Андгуладзе, П. Н. Белугин, Г. М. Бушуев, В. Ф. Донец, И. И. Маныпавин,
 Н. Д. Панчехин, А. В. Полянский, Ю. П. Юницкий, В. И. Якушейко и др. В
 1928 О. с.-т. преобразована в Оперный театр имени К. С. Станиславского.
  Лит.: Беляев В.М., Государственная оперная студия-театр имени
 народного артиста республики К. С. Станиславского, М., 1928; Кристи Г.,
 Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 131-51; К. С.
 Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955 (Театральное
 наследство, т. 1), с. 268-332. А Ив
  ОПЕРНО-ДРАМАТЙЧЕСКАЯ СТУДИЯ имени К. С. Станиславского. Создана
 осенью 1935. Первым директором и худ. рук. студии был К. С.
 Станиславский. По мысли Станиславского, О.-д. с. должна была явиться
 подготовит, этапом к созданию театр. академии, воспитывающей
 актёров-мастеров драмы и оперы. В соответствии с этим студийцы делились
 на актёров и аспирантов-преподавателей. Первый состав О.-д. с.
 формировался по конкурсу из участников художеств. самодеятельности,
 молодых актёров и режиссёров. Помощником Станиславского по руководству
 группой педагогов и режиссёров была 3. С. Соколова. Зам. директора- В.
 3. Радомысленский, муз. рук.- В. П. Ширин-ский, затем Н. С. Голованов
 (он же - рук. оперного отделения). После смерти Станиславского худ. рук.
 студии и рук. драм. отделения стал М. Н. Кедров. Муз. и драм. педагогами
 в студии работали А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Л. Я. Шор-Плотни-кова,
 С. И. Мигай, М. П. Максакова, В. Э. Мейерхольд, Л. М. Леонидов, М. П.
 Лилина; дирижёрами были А. М. Ковалёв, Ю. В. Муромцев, И. Б. Байн, Л. В.
 Ху долей; режиссёрами - В. А. Орлов, В. О.Топорков, О. Н. Андровская, Б.
 Н. Флягин, Г. В. Кристи. В подготовке спектаклей "Чио-Чио-сан" (1938);
  "Виндзорские кумушки" Николаи (1939) принимал участие Станиславский.
 Среди пост. - оперы "Таня" (1943) и "Княжна Мери" (1944) Дехтерёва,
 "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (1944) и др., оперетты "Клодина" и
 "Похождения Флористана" Оффен-баха (1944). В 1946 О.-д. с. была
 преобразована в Оперно-драматический театр имени К. С. Станиславского, а
 в 1948 оперная часть т-ра влилась в Музыкальный театр именг. К. С.
 Станиславского и Вл. Я. Немировича-Данченко. См. также Московский
 драматический театр имени К. С. Станиславского.
  Лит.: К. С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма, М.. 1953, с.
 326-31 и др.; К р и с т и Г., Работа Станиславского в оперном театре,
 М., 1952, с. 213-40; Прокофьев В., На последних репетициях К. С.
 Станиславского, "Театр", 1948, .ј 1, с. 49-56; Варшавский Я., Студия
 Станиславского, "Новости иск-ва", 1937, ј 4, с. 8-9;
  Ремезов И., Школа художественной правды, "Сов. иск-во". 1938, 2
 февр., ј 13(419). А. Ив.
  ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА, "Опера Зимина",- рус. частный т-р в Москве.
 Осн. С. И. Зиминым. Открылся в 1904 оперой "Майская ночь" в помещении
 т-ра "Аквариум" (затем работал в др. помещениях). С 1908 спектакли шли в
 помещении Т-ра Солодовнико-ва (ныне Моск. т-р оперетты). В 1917 стал
 гос. т-ром и получил наименование Т-ра Совета рабочих депутатов, в
 1919-20 наз. Малая гос. опера. В 1922-24 работал как товарищество и наз.
 "Свободная опера Зимина".
  Продолжая традиции Московской частной русской оперы, О. т. 3. уделял
 большое внимание произв. рус. композиторов. В этом т-ре впервые была
 пост. опера "Золотой петушок" (1909), состоялись моск. премьеры оперы
 "Хованщина" (1910), оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова (1913). В
 1904-17 т-р пост. все оперы Чайковского. Здесь же впервые в России были
 пост. "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1909) и "Риен-ци" (1923) Вагнера,
 мн. оперы Пуччини и др. В т-ре работали в разные годы артисты М. В.
 Бочаров, В. П.
  Дамаев, С. И. Друзякина, Н. С. Ермоленко-Южина, О. И. Камионский, Ю.
 С. Кипоренко-Даманский, Н. П. Кошиц, К. М. Лебедев, В. В. Люце, А. М.
 Матвеев, В. В. Осипов, В. Н. Петрова-Званцева, В. Р. Пикок, Н. Г.
 Райский, Н. И. Сперанский, В. Н.Тру-бин, В. Г. Ухов, Е. Я. Цветкова, П.
 И. Цесевич, Н.А.Шевелёв, С. П. Юдин и др.; дирижёры М. М. Багриновский,
 М. М. Ипполитов-Иванов, Э. А. Купер, А. И. Орлов, А. М. Пазовский, И. О.
 Палицын, ‚. Е. Плотников; режиссёры А. В. Ивановский, Ф. Ф.
 Ко-миссаржевский (в 1915-19 - гл. реж.), П. С. Оленин (в 1907-15-гл.
 реж.), П. М. Штробиндер. В оформлении спектаклй принимали участие
 художники И. Я. Билибин, А. М. Васнецов, П. П. Кончаловский, А. И.
 Материн, В. Д. Поленов, Ф. Ф. Федоровский, И. С. Федотов, К. Ф. Юон. В
 качестве певцов-гастролёров в О. т. 3. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В.
 Собинов, М. Баттистини и др. При т-ре имелась студия молодых певцов (с
 1916), где были пост. оперы-миниатюры "Ведьма" Яновского и "Хирургия"
 Острогла-зова по Чехову, "Флорентийская трагедия" Яновского (все в
 1916), дуэт "Ромео и Джульетта" Чайковского.
  Т-р впервые пост. оперы сов. композиторов: "Князь Серебряный"
 Триедина (1923), "Трильби" Юрасов-ского (1923). "Плач Рахили" Дудкевича
 (1924). В сов. время в т-ре начали артистич. деятельность певцы Г. В.
 Жуковская, А. С. Пирогов, В.Р.Сливинскийидр.
  Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М., 50 лет русской музыки в моих
 воспоминаниях, М., 1934, с. 109-110;
  Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 143-47; Зимин
 С., История оперного т-ра С. И. Зимина (рукопись, Центральный
 театральный музей им. А. А. Бахрушина). А. Ш,
  ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВ СКОГО (Оперный театр имени
 народного артиста СССР К. С.Станиславского) - оперный т-р в Москве.
 Создан в 1928 путём преобразования Оперной студии-театра им. Стани'
 славского в оперный т-р. В основу работы т-ра были положены реалистич.
 принципы Станиславского в области оперного иск-ва - борьба с оперной
 рутиной и штампами, органич. слияние в спектакле муз., вок. и сценич.
 начал. Т-р пост. оперы: "Борис Годунов" (1929), в к-рой с драматич.
 силой был раскрыт образ народа, "Пиковая дама" (1930), "Лёд и сталь"
 Дешевова (1931), "Золотой петушок" (1932), "Севильский цирюльник"
 (1933), "Кармен" (1935), "Риголетто" (1939) и др. В лучших из этих
 спектаклей Станиславский нашёл точное соответствие сценического действия
 музыкальному содержанию, реализм сценической формы, правдивость и
 яркость актёрской игры и вновь показал неистощимую изобретательность
 мизансцен. После смерти Станиславского театр завершил начатую работу над
 оперой "Бал-маскарад" Верди (1941) и произведениями советских
 композиторов: "Дарвазское ущелье" Степанова
  (1939), "Станционный смотритель" В. Крюкова
  (1940), "Семён Котко" Прокофьева (1940). В реформаторской
 деятельности Станиславского как оперного режиссёра принимали ближайшее
 участие его сестра и брат - 3. С. Соколова и В. С. Алексеев, артисты
 Большого т-ра СССР: А. В. Богданович, М. Г. Гукова, Е. И. Збруева, В. Р.
 Петров, Л. В. Собинов. Муз. часть т-ра возглавляли: Н. С. Голованов, В.
 И. Сук, позднее - Б. Э. Хайкин, М. Н. Жуков и др. В 1941 т-р был
 объединён с Музыкальным театром имени В. И. Немировича-Данченко. См.
 Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В л. И.
 Немировича-Данченко.
  Лит.: Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с.
 152-212; О Станиславском, М., 1948;
  Бахрушин Ю. [сост.]. Государственный оперный театр им. народного
 артиста Республики К. С. Станиславского, М.. 1936; Черноморскому флоту
 Государственный оперный театр им. народного артиста Союза ССР К. С.
 Станиславского, М., 1937.
  ОПИД (Opitz), Мартин (23.XII.1597-20.VIII. 1639) - нем. поэт,
 драматург. Основоположник нем. придворного классицизма, основатель т. н.
 первой сплезской поэтич. школы. Учился в ун-тах Франк-фурта-на-Одере
 (1618) и Гейдельберга (1619). Был на дппломатич. службе (1625-30). В
 труде "Книга о немецкой поэзии" (1624) О. обосновывает теорию нем.
 классицизма, выступая последователем Ф. Малерба, Ж. С. Скалигера и П.
 Ронсара и предшественником Буалонанем. почве. Автор либретто оперы
 "Дафна" - первой нем. оперы (обработка одноимённой итал. оперы, музыка
 Г. Шютца, пост. в 1627 в Торгау), трагедии "Юдифь" (1635- вольный
 перевод либретто одно-им. итал. оперы, пост. в 1646 в Торне). О.
 переработал трагедию Сенеки "Троянки" (1625), перевёл трагедию Софокла
 "Антигона" (1636), внеся в неё дидактическую тенденцию (наказание вины).
 Сочинения О. явились новым этапом в развитии немецкой драматургии, они
 знакомили немецкое общество с неизвестными ещё античными образцами.
 Влияние О. сохранялось в Германии в течение всего 17 в. (до выступления
 Гот-шеда). Ham. В.
  "ОПРИЧНИК" - опера П. И. Чайковского, его же либр. по о. п. И. И.
 Лажечникова. Соч. 1870-72, пост. 12 апр. 1874, Мариинский т-р (дирижёр
 Направник; Жемчужный- Васильев 1-й, Наталья - Рааб, Митьков - Соболев,
 Морозова - Крутикова, Андрей - Орлов, Басманов - Васильев 2-й,
 Вязьминский - Мельников, Захарьевна - Шредер). 4 мая 1875, Большой т-р
 (дирижёр Мертен; Жемчужный - Демидов, Наталья - Смельская, Морозова -
 Кад-мина, Андрей - Додонов, Вязьминский - Радонежский, Басманов
 -Аристова). 1897, Т-р Солодовникова, в пост. Моск. частной рус. оперы
 (Митьков - Шевелёв, Андрей - Секар-Рожанский, Вязьминскпй - Шаметин).
 1897, возобн. в Ма-риинском т-ре (дирижёр Направник, реж. Кондратьев,
 худ. Яковлев, Шишков, балетм. Иванов; Жемчужный - Серебряков, Наталья -
 Куза, Морозова - Славина, Андрей - Ершов). 1899, Большой т-р (дирижёр
 Альтани; Наталья - Маркова, Морозова - Крутикова, Андрей - Кошиц и
 Фигнер). 1904, там же (дирижёр Рахманинов; Жемчужный - Трезвинский,
 Наталья - Салина). 1911, Оперный т-р Зимина, Москва (дирижёр Палицын,
 реж. Оленин, худ. Маторин; Андрей - Дамаев, Наталья - Ми-лова, Морозова
 - Остроградская, Жемчужный - Трубин). Др пост.: Киев (1874, 1915),
 Казань (1878), Харьков (1880), Рига (1903), Хельсинки (1908).
  На сов. сцене впервые пост. 2 марта 1924, Киев (дирижёр Л.
 Штейнберг). 1940, Свердловский т-р оперы и балета (дирижёр Маргулян,
 реж. Колосов, хорм. Преображенский, балетм. Кононович, худ. Н. Коровин;
 Наташа - Колодуб, Андрей - Аграновский, Морозова- Белоусова,
 БасмановЛубенцова, Вязьминский - Щадин, Митьков - Столяров, Жемчужный -
 Юшков, Захарьевна - Летемипа). Пост. в др. городах Советского Союза:
 Горький, Фрунзе (1957), Харьков (1958).
  Издания: "О.", партитура, СПБ, Бессель, 11896]; акад. изд.- Полное
 собр. соч., т. За и б, М., Музгиз, 1959; клавир СПБ, Бессель, [1874];
 акад. изд.-Полное собр. соч., т. 34, М., Музгиз, 1959. Я. Г р.
  "ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ" (варианты первонач. названий - "Гимн
 матросам", "Триумфальная Трагедия" И др.) -пьеса в 3 актах В. В.
 Вишневского поев. автором 15-й годовщине Октябрьской революции. Соч.
 1932 (1-й вариант), 1933 (2-й вар.). Пост. (в 1-й ред.) - в 1933 в
 Киевском рус. т-ре (реж. Нелли-Влад, худ. Вишне-вецкая и Фрадкина;
 Комиссар - Добржанская, Сиплый - Светловидов); 18 дек. 1933 (во 2-й
 ред.)-моск. Камерный т-р (реж. Таиров, худ. Рындин, комп. Книппер;
 Ведущие - Александров и Чаплыгин, Комиссар - Коонен, Вайнонен -
 Новлянский, Рябой -Хмельницкий, Алексей - Жаров, Вожак - Ценин, Командир
 - Яниковский, Сиплый -Кла-ров, Боцман - Аркадии, Главарь группы
 анархистов - Дорофеев). В 1955 "О-т." была в новом сценич. варианте
 пост. в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (реж. Товстоногов, худ.
 Босулаев, комп. К. Караев; Комиссар - Лебзак, Вайнонен- Ян, Алексей -
 Горбачёв, Вожак - Толубеев, Сиплый - А. Соколов; Товстоногов и Толубеев
 были удостоены Ленинской пр., 1958).
  Всего в СССР "О. т." ставило св. 120 т-ров, среди них:
  Бакинский рабочий т-р (1934), Орловский т-р (1934, 1939),
 симферопольский Крымгостеатр, Т-р им. Грибоедова, Хабаровский (все в
 1935), Архангельский (1936, 1941, 1959), Казанский т-р. Куйбышевский
 ТРАМ (оба в 1936), Омский т-р (1936, 1956), Ростовский-на-Дону т-р
 (1936. 1958). Свердловский ТРАМ, Уфимский рус. т-р (оба в 1936),
 Калужский т-р (1937. 1956), Костромской (1938), Рус. т-р, Махач-Кала,
  Рус. т-р, Харьков (оба в 1937 и 1957), Ярославский (1937),
 Майкопский, Пермский т-ры (оба в 1938), т-р Комсомольска-на-Амуре (1939,
 1956), Польский т-р БССР, Белосток (1940), Владивостокский (1940, 1953,
 1956), Магнитогорский (1940, 1961), Мурманский, Новокузнецкий и
 Рязанский,(все в 1940, 1956), Краснодарский. Нижне-Тагильский, Томский
 (все в 1941), Ногинский (1941, 1956), Черновицкий им. Шевченко (1946),
 Кустанайский т-р (1947), т-р в Улан-Удэ. Сев.-Осет. т-р (оба в 1948),
 Псковский т-р (1952), Ульяновский т-р (1953), Курский, т-р
 Туркестанского Военного округа. Тюменский т-р (все в 1954), Иркутский
 ТЮЗ (1955), Моск. т-р драмы и комедии. Челябинский, Читинский т-ры (все
 в 1956), Астраханский, Горьковский, Запорожский им. Щорса,
 Карагандинский т-ры. Минский русский т-р. Николаевский и Одесский ТЮЗы,
 Новосибирский т-р "Красный факел" Саратовский т-р (все в 1957),
 Севастопольский т-р, Т-р им. Руставели (оба в 1958), Алма-Атинский рус.
 театр, Барнаульский, Оренбургский, Тамбовский театры (все в 1959),
 Ереванский русский театр (1960), Театр им. Франко (1961),
 Петропавловский-на-Камчатке театр (1962) и мн. др.
  За рубежом "О. т." ставили: Оломоуцкий (Чехословакия) (1935), Нац.
 т-р, Прага (1935, 1957), Т-р "Искусство и Пропаганда" в Мадридском т-ре
 "Сарсуэла" (1937), берлинский Дом культуры Сов. Союза (1948),
 "Независимый т-р", Париж (1950), Нар. т-р, София, Белградский т-р
 (1957), Арадский т-р (Румыния), Венгерский т-р им. Петёфи, Т-р им.
 Будевской (Болгария), Галацкий т-р (Румыния), Дрезденский и Клужский
 т-ры (все в 1958), "Берлине? ансамбль" (1958, 1961), Нац. т-р, Бухарест,
 т-р Наций, Париж (оба в 1959), Пльзеньский т-р (Чехословакия, 1961) и
 мн. др.
  Издания: Первая публикация - "Новый мир", М., 1933, кн. 2 (первая
 ред.); Вишневский Вс., Собр. соч., т. 1. Пьесы, М., 1954.
  Лит.: Альтман И., Избранные статьи, М., 1957;
  Головашенко Ю., Героика гражданской войны в советской драматургии.
 Л., 1957, с. 190-210; Вишневский Вс., Статьи, дневники, письма о
 литературе и искусстве, М., 1961. 4 Шн
  ОПЫТНО-ГЕРОИЧЕСКИЙ ТЕАТР - рус. сов. т-р; работал в Москве в 1921-23.
 Во главе т-ра стояли актёр, художник и режиссёр Б. А. Фердинандов и поэт
 и драматург В. Г. Шершеневич. Т-р декларировал необходимость создания
 "героического иск-ва", созвучного революции. Однако его творч. поиски
 сводились к надуманным схоластич. теориям, основой творчества актёра и
 режиссёра провозглашался "метро-ритм". А. В. Луначарский отрицательно
 отзывался об опытах т-ра.О.-г. т. ставил спектакли нерегулярно. Наиболее
 активно т-р работал в сезоне 1921-22, когда были пост. "Эдип-царь"
 Софокла; "Гроза"; "Женитьба", "Страшная месть" (по Гоголю), "Дама в
 чёрной перчатке" Шершеневича и др. В 1922-23 был подготовлен один
 спектакль - "Одна сплошная нелепость" Шершеневича. В 1922 О.-г. т.
 входил в состав ГИТИСа на правах вольной мастерской (Мастерская ј 3). В
 1923 т-р прекратил спектакли. В О.-г. т. работали: художник Б. Р.
 Эрдман, драматург Н. Р. Эрдман, режиссёр и комп. Е. П. Павлов, комп. Ю.
 С. Милютин (зав. муз. частью).
  Лит.: Фердинандов Б. А., Театр сегодня, в сб.:
  "О театре"', Тверь, 1922. М. Люб.
  ОРАНСКИЙ (наст. фам.-Г е р ш о в), Виктор Александрович
 [4(16).V.1899-27.IX.1953] - рус. сов. композитор. В 1915-18 учился в
 Моск. консерватории. Заведовал муз. частью 2-й студии МХАТа (19231925),
 Т-ра ВЦСПС (1932-36), Т-ра им. Ермоловой (1947-50) и др. Автор балетов
 "Футболисты" (1930, Большой т-р), "Три толстяка" по о. п. Ю. Олеши
 (1935, там же), "Виндзорские проказницы" (1942, Моск. муз. т-р им.
 Станиславского и Немировича-Данченко) и др., оперы "Бронепоезд 14-69" по
 о. п. Вс. Иванова (не оконч.), детской оперы "Звезда радости" (1919,
 Моск. детдом), оперетты "Ночные пауки" (1929, Моск. т-р оперетты) и др.
 соч. О. прекрасно знал сцену и писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.
 "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, 2-я студия МХАТа), "12 месяцев"
 (1947, МТЮЗ), "Старые друзья" Малюгина (1945, Т-р им. Ермоловой),

<< Пред.           стр. 567 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу