<< Пред.           стр. 573 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ОСТРОУМОВ, Сергей Михайлович [13(25). II. 1888-3. V.I 943] - рус.
 сов. артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1935). Окончил юридич. ф-т
 Моск. ун-та. Брал уроки пения у С. И. Гарденина и А. М. Додонова. В
 1919-20 в Москве пел в Малой гос. опере, в 1921-22 - в т-ре Музыкальной
 драмы, в 1922-24-в Свободной опере Зимина, в 1924-25 и с 1935 -- в
 Большом т-ре. В 1925-35 работал в Муз. студии МХАТа (позднее - Муз. т-р
 им. Немировича-Данченко), где исполнял партии: Хозе ("Карменсита и
 солдат" на муз. Бизе), Макса ("Джонни наигрывает" Кшенека), Сергея
 ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Горояна ("Северный ветер" Книппера);
 роли: Анж Питу ("Дочь Анго" Лекока), Вильера ("Кор-невильские колокола"
 Планкета) и др. О. обладал большим актёрским мастерством, в совершенстве
 владел муз. фразировкой. Его сценич. образы отличались глубоким
 драматизмом, обаянием. Вёл педагогич. работу в калмыцкой студии ГИТИСа и
 на казах. оперном отделении Моск. консерватории.
  Др. роли и партии: Трике ("Евгений Онегин"), Дьяк ("Черевички"
 Чайковского), Попович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Котэ ("Кето и
 Котэ" Долидзе), Эдвин ("Сильва" Кальмана), Синяя борода (о. п.
 Оффенбаха).
  ОСТРЧИЛ (Ostrcil), Отакар (25.II.1879-20.VIII. 1935) - чеш.
 композитор и дирижёр. Ученик 3. Фи-биха. Как дирижёр выступил в 1906,
 исполнив в Нац. т-ре (Прага) свою музыку к драме "Сирота" Квапила. С
 1908 - дирижёр Оркестрового товарищества, в 1914-19 - дирижёр Т-ра на
 Виноградах в Праге, где под его рук. исполнялись оперы В. А. Моцарта, К.
 М. Вебера, Ф. Галеви, Г. Берлиоза, Б. Фёрстера" В 1920 сменил К.
 Коваржовица на посту гл. дирижёра пражского Нац. т-ра. Здесь О.
 дирижировал циклами опер Сметаны (1924, 1927, 1934), Фибиха (1925),
 Дворжака (1929) и Моцарта (1931), операми Л. Яначека, Б. Фёрстера, О.
 Еремиаша, Р. Штрауса, А. Русселя, М. Равеля, К. Шимановского, А. Берга.
 Интерпретации О. отличались особой точностью и тщательностью. При О.
 Нац. т-р приобрёл европ. значение. Как оперный композитор О. примыкал к
 направлению Б. Сметаны и 3. Фибиха. Его оперы написаны на сказочные и
 легендарные сюжеты: "Ян Згорженицкий" (1898, не пост.), "Бутон" (соч.
 1901), "Конец Власты" (1904, Нац. т-р), "Очи Куналы" (1908, там же),
 "Эринская легенда" (1921), "Ивануш-кино царство" (1934, обе - Брно).
 Почти все оперы О. вошли в репертуар чеш. т-ров. О. писал симф., хоровые
 и др. соч.
  Лит.: Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики.
 М.-Л., 1951; В а г t о s J., О. OstrCil, Praha, 1936; N е j е d 1 у Z.,
 0. Ostrcil..., Praha, 1935;
  Va lek J., Vznika vyznam Ostrcilovy орегу "Honzovo kralovstvi",
 Praha, 1952. Ал. М. и Н. Дубр.
  ОСТУЖЕВ (наст. фам. - Пожаров), Александр Алексеевич
 [16(28).IV.1874-1.III.1953] - рус. сов. актёр. Нар. арт. СССР (1937).
 Род. в семье ж.-д. машиниста. Сценич. деятельность начал в 1895 в
 воронежской антрепризе А. М. Медведева. В 1896 О. поступил на Драматич.
 курсы Моск. театр. уч-ща (ученик А. П. Ленского). С 1898 О.- актёр
 Малого т-ра, (сезон 1901-02 играл в Т-ре Корша).
  Первая значит, роль О. в Малом т-ре - Ромео ("Ромео и Джульетта",
 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм иск-ва О. В период работы в
 Т-ре Корша О. с выдающимся успехом сыграл роль Алёши ("Дети Ванюшина"),
 раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеч.
 семьёй. Внутренне близким Ромео в исполнении О. был Чацкий (1902). В
 ранних ролях О. отчётливо выявились осн. особенности его творчества. Уже
 в эти годы актёр много работал над своим удивительно красивым от природы
 голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф. И. Шаляпина. Наиболее
 близким творчеству О. было героич. иск-во M. H. Ермоловой. Идеи борьбы
 за справедливость и правду воодушевляли О. как человека и артиста. Играя
 Жадова (1907), О. выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в
 исполнении О. выступал в защиту человеч. прав. В этом образе звучал
 протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную
 трагедию раскрывал О. в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях О.
 подчёркивал героич. начало. Его герои - чистые, внутренне прекрасные
 люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане,
 стяжательстве. Понимание задач актёрского искусства как высокого долга
 служения народу помогло О. продолжать играть на сцене, несмотря на
 надвигающуюся глухоту (к 1910 О. потерял слух). Труд актёра превратился
 для него в подвижничество; О. выработал систему приёмов, которые давали
 ему возможность работать в театре.
  Октябрьская революция внесла новое содержание в яонимание О.
 героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего
 зрителя. Образы О. были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.),
 Вершинами творчества О. в сов. время стали трагедийные образы Отелло
 (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло,
 созданного О., было противоречие между благородной, чистой, полной любви
 и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на
 социальной несправедливости и нац. неравенстве. Спектакль Малого т-ра
 благодаря игре О. стал этапом в истории сов. т-ра. Как борца за высокие
 идеалы гуманизма, за свободу человеч. мысли трактовал О. и Уриэля
 Акосту.
  Героич. образы О., исполненные пафоса гражданского идеала, всегда
 были подлинно человечными. Всё своё внимание О. сосредоточивал на
 выражении внутр. духовного мира своих героев, их высокого интеллекта,
 благородства, чистоты, искренности в любви к людям. "Основной темой
 своих героических образов я всегда считал идею добра", - писал О.
 Поэтому ему и не удавались отрицательные роли.
  Идейные позиции О., борца за иск-во героич. и гуманное, определяют
 собой и художеств. форму его образов. О. была свойственна романтич.
 приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его
 иск-ве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный
 строй героев О. находил выражение и в приподнятости интонационного
 звучания голоса, и в пластич. решении роли, отличавшемся обобщённостью,
 законченностью ху- дожеств. лаконизмом. Все эти особенности героич.
 иск-ва О. делают его наследником романтич. школы рус. актёрского иск-ва.
 Гос. пр. СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актёрского
 иск-ва.
  Др. роли: Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега 1917) Бассанио
 ("Венецианский купец", 1923), Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира,
 1924), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" по Гюго, 1926), Барон
 ("Скупой рыцарь", 1937).
  Лит.: Старейшие мастера Малого театра. Автобиографии..., М.. 1949;
 Александр Алексеевич Остужев, в кн.:
  Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588;
  "Уриэль Акоста", трагедия К. Гуцкова.Спектакль Гос. ордена Ленина
 Акад. Малого театра, М., 1940; Ходорков-ская Л.,Клинчин А., Остужев -
 актёр Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М., 1958; Филиппов
 В. А., А. А. Остужев, М.-Л., 1945. JJ Ход.
  ОСТЭРВА (Osterwa), Юлиуш (23. VI. 1885-10. V. 1947) - польский актёр,
 режиссёр, театр. деятель. Начал выступать на сцене в 1904 в "Т-ре
 Людовы"; с 1905 - в лит.-сатирич. кабаре "Зелёный шарик" (Краков).
 Одновременно играл в Краковском т-ре (наиболее значит, роли: паж Хена -
 "Иола" Жу-лавского; Эдзио - "Женщина без изъяна" Заполь-ской; Поэт -
 "Человек из суфлёрской будки" Рит-нера; Герцог -- "Двенадцатая ночь";
 герцог Рейхш-тадский -"Орлёнок" Ростана и др.). В 1906-15 работал в
 т-рах гг. Познани, Вильно, Варшавы. В 1915 был интернирован как австр.
 подданный в центр. Россию; работал актёром и режиссёром в польских
 театр. коллективах Самары и Москвы, пост. ряд крупнейших произв.
 польской драматургии: "Болеслав Смелый" и "Свадьба" Выспянского
 (выступал в роли Жениха), "Легкомысленная сестра" Пежиньского (роль
 Топольского), исполнил также роли: Фантазий и Сляз (о. п. и "Лилла
 Венеда" Словацкого), ксёндз Пётр ("Дзяды" Мицкевича, фрагмент). С 1916
 работал в польской труппе под рук. Ф. Рыхловского в Киеве (пост. "Месть"
 и "Девичьи обеты" Фредро, "Стойкий принц" Кальдерона, пер. Словацкого,
 "Горштын-ский" Словацкого). В эти годы О. познакомился с иск-вом МХТ,
 учением его руководителя К. С. Станиславского, что оказало воздействие
 на дальнейшее творчество О. В 1918 вернулся в Варшаву, где организовал
 передовой экспериментальный т-р "Редута" (руководил до 1939), положив в
 основу его деятельности принципы, близкиетворч. программе M XT
 (установка на высокоидейный, художественно полноценный репертуар,
 подчинение всех компонентов спектакля единому замыслу, создание
 ансамбля, воспитание актёра в духе высоких гражданских и этич.
 требований). В этом т-ре исполнил роли:
  Дон Фернандо ("Стойкий принц"), Кордиан (о. п. Словацкого), Конрад
 ("Освобождение" Выспянского) и др. Одновременно О. работал в др. театрах
 (1923-25), рук. т-ром "Розмаитости", позднее
  "Т-р Народовы" в Варшаве, в 1932-35-Краковским т-ром. В годы
 гитлеровской оккупации О. был связан с подпольными театр. коллективами
 Кракова. После освобождения Польши принял активное участие в
 строительстве нового, нар. т-ра, с 1946 руководил объединением городских
 т-ров Кракова, в том же году пост. "Лиллу Венеду" ("Т-р
 Польски",Варшава),выступая одновременно как актёр, организовал в Кракове
 раматич. школу и был её директором. В своём режиссёрском и актёрском
 творчестве О. утверждал правду чувств, глубокое проникновение в духовную
 жизнь героя. Обаяние, изящество и артистичность исполнительского иск-ва
 О. были неразрывно связаны с высокой интеллектуальностью, глубиной,
 человечностью и благородной сдержанностью сценич. рисунка роли. Лит.:
 История Польши, т. 3, M., 1958 (статья Б. Ростоцкого); Hennelowa J.,
 Szaniawski J.. Juliusz Osterwa, Warsz., 1956. Б. Рос,
  ОТАВА (Otava), Зденек (p.11.III.1902) - чехословацкий артист оперы
 (баритон). Нар. арт. ЧССР (1958). В детстве пел в церковном хоре; его
 голос был отмечен композитором Л. Яначеком. Пению учился у известного
 чеш. оперного певца Б. Бенони. Дебютировал с успехом в 1925 на сцене
 Словацкого Нац. т-ра (Братислава). В 1925-29 О.- солист Нац. т-ра в
 Брно, с 1929 - пражского Нац. т-ра. Обладает красивым голосом широкого
 диапазона и большой силы, богатыми муз. и сценич. данными.
  Партии: король Владислав, Х руд ос, Томше ("Далибор", "Тайна",
 "Поцелуй" Сметаны), Йемен ("Армида" Дворжака), Ламингер ("Псоглавцы"
 Коваржовица), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Риголетто; Яго ("Отелло"
 Верди), Тонио ("Паяцы"), Эскамильо н др.
  Выступает в концертах, известен как замечат. исполнитель чеш. нар.
 песен. Ведёт педагогич. деятельность. Л. Ф. Л.
  "ОТЕЛЛО" ("Othello")- трагедия в 5 д. У.Шекспира. Соч.
 предположительно 1604. Пост. в окт. 1604 в т-ре "Глобус" Лондон- (Отелло
 - Р. Бёрбедж). В 17-18 вв. и 1-й пол 19 в шла в переделках и обработках
 Давенпорта, Д.Гар-рика, Ж. Ф. Дюси. Ф. Л. Шредера и др. Среди много-числ
 т-ров, ставивших "О.", лондонские т-ры: "Корт" (1612, 1636), т-р "Ройял"
 (1660), т-р "Друри-Лейн" (1709, Отелло - Б Бутс; 1745, Отелло - Гаррик;
 1784. Отелло - Дж. Кембл;
  1814 Отелло - Э. Кин; 1832. Отелло - Э. Кии, Яго - Макрели),
 "Куинс-тиэтр" (1710, Отелло - Беттертон), т-р "Хеймаркет" (1747, Яго -
 Маклин), "Ройялти тиэтр" (1826, Отелло - Олдридж), т-р "Ковент-Гарден"
 (1833, Отелло - Э. Кин, Яго - Ч. Кин; 1844, Отелло - Фелпс), т-в
 "Лицеум" (1870, Отелло - Ирвинг; 1881. Ирвинг и E Бутс - Отелло и Яго,
 попеременно); т-р "Лирик" (1902;
  1906, Яго - Ирвинг), т-р "Олд Вик" (1938. Оливье и Ричард-сон -
 Отелло и Яго, попеременно). Др. англ. т-ры - т-р "Сент-Джеймс" (1951,
 Отелло - О. Уэллес); шекспировский
  "Мемориальный т-р", Стратфорд-он-Эйвон (1930, 1956; 1959 Отелло - П.
 Робсон; 1961 - О. Гилгуд). Нью-йоркский т-р "Гилд" (1943. Отелло - П.
 Робсон) и др. "О." ставили также: труппа К. Т. Дёббелина (1775, Отелло
 -Дёббелин) Королевский нац. т-р, Берлин (1788, Отелло - Флекк) "Театр
 Республики", Париж (1791, Отелло - Тальма)* "Комеди Франсез" (1880,
 Отелло - Муне-Сюлли; 1899' Яго - П. Муне). труппа под рук. Г. Модены,
 Милан (1843', Отелло - Модена); т-р в Виченце (1856, Отелло -
 Сальви-ни); Нем. т-р, Берлин (1910. реж. Рейнхардт; Отелло - Бассерман,
 Яго - Вегенер; 1918; 1953, Отелло - Клейнау, Яго - Э. Буш), "Фольксбюне"
 и "Шиллер-театр", Берлин (оба в 1918), Гос. т-р, Берлин (1921, реж.
 Йеснер; Отелло -Кортнер), "Бургтеатр", Вена (1814, Отелло и Яго -
 Оксенхеймер), "Слеза и смех", София (1897, Отелло - Кир-ков), Нац. т-р,
 Прага (1916, Отелло - Воян; 1951). японские труппы (1903, 1910, 1960),
 Королевский т-р, Стокгольм (1917), т-р "Элизео", Рим (1940. Отелло -
 Черви), труппа под рук В. Гасмана (1956, Отелло - Гасман), Нац. т-р,
 Будапешт (1949; 1954, реж. Майор и Надашди; Отелло-Бешшеньеи Яго -
 Майор); т-р "Габима", Израиль (1950), Нац. консерватория, Анкара (1960),
 Македонский т-р в Скопье, Югославия (1960) и мн. др.
  Первая пост. "О." в России: 3 нояб. 1806 - Александрийский т-р
 (пер.-переделка Вельяминова, с франц. пер.-переделка Дюси, Отелло -
 Яковлев), 31 янв. 1808 - Московский имп. т-р (Отелло - С. Ф. Мочалов).
 Последующие до-революц. пост.: Малый т-р, 1828, 1837 (пер. И. И.
 Панаева. Отелло - П. С. Мочалов), 1851; 1862; 1888 (пер. П. И.
 Вейн-берга, Отелло - А. П. Ленский, Яго - Южин, Дездемона-Ермолова,
 Эмилия - Федотова), 1900 (Отелло - Сальвини, играл на итал. яз.; рус.
 пер. Вейнберга), 1907 (Отелло - Южин); Александрийский т-р: 1836 (пер.
 Панаева; Отелло - В. Каратыгин. Яго - Брянский), 1844; 1859; 1882; 1899
 (Отелло - Дальский, Яго - Ге). В 1896 "О." был пост. Моск. об-вом иск-ва
 и лит-ры на сцене Охотничьего клуба (реж. и исполнитель роли Отелло -
 Станиславский). Из про-винц. т-ров: Воронежский т-р (1840, Отелло - П.
 С. Мочалов. гастроли). Казанский (1885, Отелло - Иванов-Козель-ский;
 1895. Отелло - Шувалов), Арм. труппа в Тифлисе (1884, пер. и исполнитель
 роли Отелло - Г. Чмшкян), арм. гастрольная труппа (1885. Отелло - П.
 Адамян), Ораниенбаумский т-р (1890, Отелло - М. Дарский), бакинская
 азерб. труппа (1910, Отелло - Араблинский).
  "О." на сов. сцене пост. св. 200 т-ров, в т. ч. петрогр. Большой
 Драматич. т-р (19'20, Отелло - Юрьев, Яго - Монахов, Дездемона -
 Андреева), Малый т-р (1922, Отелло-Южин), Т-р им. Сундукяна (1923; 1940,
 Отеллв - Г. Нер-сесян, Г. Джанибекян, В. Папазян), т-р "Эстония" (1924,
 реж. и исполнитель гл. роли - Лаутер, Яго - Лаур; 1949, Отелло - Карм).
 Т-р им. Заньковецкой (1926), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1927, реж.
 Радлов; Отелло - Юрьев, Певцов), МХАТ (1930, реж. Станиславский,
 Судаков; Отелло-Леонидов. Яго-Синицын, Дездемона-Тарасова), Т-р им.
 Азизбекова, Баку (1932. 1949, Отелло - Алекперов. Яго - Афганлы).
  Крупнейшим театр. событием явилось исполнение роли Отелло А. А.
 Остужевым в Малом т-ре (193S). В последующие годы "О." ставили: Башк.
 т-р драмы, Уфа (1935;
  1954), Воронежский т-р (1936, Отелло - Поляков; 1950), моск.
 Реалистический т-р (1936, реж. Охлопков; Отелло- Абрикосов, Кистов), Т-р
 им. Руставели (1937, 1947, 1960, Отелло - Хорава, Яго-Васадзе).
 Казанский рус. т-р (1938);
  Бурятский т-р, Улан-Удэ (1838, Отелло - Цыдынжапов);
  Душанбинский т-р (1939, Отелло - Касымов, Яго-А. Бур-ханов), Т-р им.
 Моссовета (1944, реж. Завадский; Отелло - Мордвинов, Яго - Оленин),
 Туркм. т-р, Ашхабад (1940, 1954, 1960, Отелло - Кульмамедов), Сев.-Осет.
 т-р, Орджоникидзе (1940, 1950, 1951, 1954, Отелло-Тхапсаев), Т-р им.
 Хамзы, Ташкент (1941, Отелло- Хидоятов, Дездемона- Ишантураева), Минский
 рус. т-р (1947), Кирг. драм. т-р, Фрунзе (1950, Отелло - Рыскулов). Т-р
 драмы Латв. ССР, Рига (1952, реж. Балюна, Отелло-Катлап); Т-р им.
 Шевченко, Харьков (1952), Т-р им. Камала, Казань (1953), Хакасский т-р
 (1963) и мн. др.
  И здания: Первая публикация "О." - кварто, L., 1622, вторая - фолио,
 L., 1623; Первый рус. пер.-переделка:
  Ив. Вельяминов, СПБ, 1808; Из позднейших-пер. П. И. Вейнберга,
 "Библиотека для чтения". СПБ, 1864; JSft 4 и 5;
  Шекспир У., Полное собр. соч., пер. с англ. Б. Пастернака, т. 6., М.,
 1960.
  Лит.: Мастера театра в образах Шекспира, М., 1939;
  СтаниславскийК.С., Режиссёрский план "Отелло". М.-Л., 1945; Отелло.
 Венецианский мавр. В. Шекспира. Материалы и исследования, М., 1946; H e
 л ь с С. М., Шекспир на еоветской сцене, М., 1960. Л. Шн.
  "ОТЕЛЛО" ("Otello") - опера Дж. Верди, либр. А. Бойто по трагедии У.
 Шекспира. Пост. 5 февр. 1887, Милан, т-р "Ла Скала" (дирижёр Фаччо;
 Отелло - Таманьо, Дездемона - Панталеони, Яго - Мореяь, Кассио - Пароли,
 Эмилия - Петрович, Родериго - Форнари, Лодови-ко - Наваррини, Монтано -
 Лимонта). Опера ставилась во всех крупных городах Италии и на оперных
 сценах всего мира.
  В России впервые пост. 26 нояб. 1887. Мариинский т-р (дирижер
 Направник, художники Шишко. Андреев и Иванов; Отелло Фигнер, Дездемона -
 Павловская, Яго - Чернов, Кассио - Дувиклер, Эмилия - Левицкая,
 Лодовико- Фрей, Родериго - Васильев 2-й, Монтано - Муратов). 15 янв.
 1891 - Большой т-р, Москва (пер. Н. Спасского, дирижёр Альтани; Отелло -
 Преображенский, Дездемона- Фострем, Яго - Корсов, Эмилия - Павленкова,
 Кассио - Украинцев, Родериго - Чаров, Лодовико - Трезвинский, Монтано -
 Трубин). 1905 - Петербург, Новая опера (дирижёр Сук; Отелло - Фигнер,
 Дездемона - Брун, Яго - Камионский, Монтано - Сибиряков, Кассио -
 Большаков). 1914 Оперный т-р Зимина, Москва (дирижёр Плотников, реж.
 Оленин, худ. Маторин; Отелло - Дамаев, Дездемона - Друзякина, Яго -
 Бочаров, Кассио - Пикок).
  На сов. сцене пост. 14 июня 1929, Ленингр. т-р оперы и балета
 (дирижёр Дранишников, реж. Раппопорт, худ. Щу-ко; Отелло - Ершов,
 Дездемона - Изгур, Яго - Боло-тин Кассио - Комарович). 1932 - Большой
 т-р (дирижёр Мелик-Пашаев, реж. Н. Смолич, худ. Соколов; Отелло -
 Озеров, Ханаев и др.). 1938 - Т-р оперы и балета им. Кирова (дирижёр
 Ельцин, реж. Печковский, худ. Мельников; Отелло - Печковский, Дездемона
 - Розен, Яго - Ульянов). В 1962 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром
 (дирижёр Найденов, реж. Соковнин, худ. Соломко; Отелло - Волков,
 Дездемона - Богданова, Яго - Сутягин).
  Пост в др. городах Сов. Союза-.Киев (1940),Ереван (1942), Одесса,
 Ташкент (1950), Свердловск (1945,1961), Баку (1955), Таллин (1956), Рига
 (1951, 1958), Харьков (1961), Уфа (1962), Минск (1963), Кишинёв (1964),
 Москва, Нар.т-р ЦДКЖ( 1965).
  Издания: "О." - партитура, Milano, G. Ricordi, [1913]; клавир, там
 же, [б. г. ];клавир с русским текстом, М., Юргенсон [1889]; поел. изд.,
 М., Музгиз, 1958. Я. Г р.
  ОТ‚СКУ (Otescu), Ион Нонна (3.XII.1888-25.III. 1950) - рум.
 композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Композицию изучал в
 Бухарестской консерватории у А. Кастальди, совершенствовался в Париже у
 В. д'Энди. С 1911 - проф. композиции Бухарестской консерватории, в
 1919-20 и с 1931 - её директор. О.- один из основателей Рум. оперы в
 Бухаресте (1919), её первый дирижёр и директор. Большую роль в
 подготовке деятелей рум. му. т-ра сыграла осн. О. частная муз. школа в
 Бухаресте, в к-рой учились В. Максимилиан, Т. Буландра, Н. Леонард и др.
 Автор комич. оперы "Цитата из Матфея" (1928-38, неоконч.; завершена
 композитором А. Стройе), балетов "Иляна Косынзяна" (соч. 1918),
 "Чудесный рубин" (соч. 1918) и др. соч.
  Лит ' Alexandrescu A., I. N. Otescu, "Muzica", Вис., 1955, ј.ј 3, 9.
 Л. Ив.
  ОТРАДИНСКИЙ, Владимир Владимирович [ р. 9(22). II 1.1904] - рус. сов.
 актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1956). В 1925 окончил театр. студию в
 Тбилиси. В том же году начал проф. сценич. деятельность (Тбилиси).
 Работал в т-рах Магнитогорска, Свердловска. С 1934 - актёр Бакинского
 рус. т-ра им. С. Вургуна.
  Роли: Вагиф (о. п. Вургуна), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Вурм

<< Пред.           стр. 573 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу