<< Пред.           стр. 574 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ("Коварство и любовь"), Нинкович ("Госпожа министерша" Нушича), Иван
 Иванович ("Баня"), Граф Альмавива ("Женитьба Фигаро"), Болингброк
 ("Стакан воды" Скриба), Дорн ("Чайка") и др. Г. Я.-Я.
  ОТС, Георг Карлович (р. 21.III.1920) - эст. сов. артист оперы и
 оперетты (баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с
 1946. Сын К. X. Отса. В 1951 окончил Таллинскую консерваторию по классу
 Т. Куузика. С 1945 - артист хора, с 1951 - солист т-ра оперы и балета
 "Эстония" (Таллин). Обладает мягким лирич. голосом. Муз.-сценич. образы
 О. отличаются гар-монич. сочетанием интеллектуальности и
 эмоциональности, психологич. тонкостью и обаянием.
  Партии: Тоомас, Петров ("Рука об руку", первый исполнитель, 1955, и
 "Берег бурь" Эрнесакса), Меэлик ("Лембиту" Каппа), Онегин, Демон; Олег
 ("Молодая гвардия" Мейтуса), Дон Жуан, Фигаро ("Дон Жуан", "Свадьба
 Фигаро" Моцарта), Эскамильо;
  Ренат о ("Бал-маскарад" Верди), Марсель ("Богема") и др. С успехом
 выступает в оперетте. Роли: Румму Юри (о. п. Арро и Нормета), Марко
 ("Вольный ветер" Дунаевского), Леван ("Кето и Котэ" Долидзе), Дани-ло
 ("Весёлая вдова" Легара), Тассилио, мистер Икс ("Мари-па", "Принцесса
 цирка" Кальмана) и др.
  Снимается в кино, в т. ч. в муз. фильмах "Мистер Икс" (1958), "Друг
 песни" (1961). Выступает с концертами, исполняет эст. и рус. нар. песни,
 песни сов. композиторов, оперные арии, романсы и др. Гастролировал во
 мн. городах Сов. Союза и за границей (Финляндия, Швеция, ГДР,
 Чехословакия). Гос. пр. СССР (1950, 1952).
  Лит.: О я к я э р В., Георг Отс, "Сов. музыка", 1957, ј3; Курбатова
 Е., Георг Отс, "Театральная жизнь" 1961, JSft 23; Стрельников Б.,Георг
 Отс, Л.-М., 1962;
  "Сов. музыка", 1965, ,ј 6, с. 39-43; Eesti Noukogude Tea-ter.
 Almanahh V, Tallinn, 1962, 1k. 145-155.
  ОТС, Каарель (Карл) Хансович (18. IX.1882-4.II. 1961) - эст. сов.
 артист оперы (тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1957). В 1918 окончил Петрогр.
 нар. консерваторию; совершенствовался в Италии. С 1920 - артист хора,
 затем солист т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин). Исполнял вначале
 баритоновые партии (Валентин - "Фауст", Фигаро - "Севильский
 цирюльник"), с 1922 - теноровые. Особенно удавались О. партии,
 насыщенные драматизмом, героикой.
  Партии: Юло ("Викинги" Лава, 1-я пост. 1928), Сааре Юхан ("Берег
 бурь" Эрнесакса, 1- я пост.1949), Каупо (о. п. Ведро), Герман, Радамес,
 Лоэнгрин и др.
  ОТСУС, Велда Михкеловна (р. 24.VIII.1913) - эст. сов. актриса. Засл.
 арт. Эст. ССР (1955). Училась в студии танца Т. Каппер. В 1932-61 -
 балерина и драматич. актриса т-ра "Ванемуйне". С 1961 - актриса Т-ра им.
 В. Кингисеппа. Синтетич. иск-во О. близко традициям "Ванемуйне". О.
 исполняет роли в драматич. спектаклях и опереттах, партии в балетах. С
 1950 выступает преим. в драме. Сценич. образы О. характеризуются
 многогранным показом внутр. мира героев, тонкими психологич. деталями,
 отточенной внешней формой.
  Партии в балетах: Эсмеральда, Джульетта (1946), Жизель (1949). Роли:
 Машенька (о. п. Афиногенова, 1952), Нора (1954); Ийге ("Железный дом"
 Таммлаана, 1954), Лилли Эллерт ("Неуловимое чудо" Вильде, 1952), Любовь
 Яровая (1957); Юлия Джули ("Тень" Шварца, 1958), Лиза ("Потерянный сын"
 Арбузова, 1961), в оперетте -Биби ("Только мечта" Кырвера, 1955) и др.
 Леа Г.
  OTTO (Otto), Ганс (10.VIII.1900-24.XI.1933) - нем. актёр. Коммунист.
 В 1921 дебютировал в роли Фердинанда ("Коварство и любовь") в т-ре во
 Франкфурте-на-Майне. В 1925 и 1927-29 работал в гамбургском т-ре
 "Каммершпиле". Известность получил как исполнитель трагедийных и
 лирико-героич. ролей в классич. репертуаре - Макс Пикколомини
 ("Валлен-штейн" Шиллера), маркиз Поза ("Дон Карлос"), Войцек (о. п.
 Бюхнера), принц Фридрих Гомбургский (о.п. Клейста). Одной из крупнейших
 работ О. была роль Эгмонта (о. п. Гёте). О. выступал и в характерных
 ролях: Эдуард II ("Жизнь Эдуарда II" Брехта и Фейхтвангера), Амфитрион
 (о. п. Клейста). В 1929 О. работал в "Театр ам Штреземанштрасе"
 (Берлин), в 1930-в "Штаатстеатер" (Берлин). Одновременно вёл большую
 работу в профсоюзе нем. сценич. деятелей. В нач. 30-х гг. после
 установления в Германии гитлеровской диктатуры был уволен из т-ра.
 Организовывал нелегальные театр. рабочие коллективы, писал
 антифашистские листовки, обращённые к деятелям иск-ва, был арестован
 гестапо и погиб. В 1947 в ГДР была установлена стипендия им. О., к-рая
 ежегодно присуждается представителям творч. молодёжи во всех областях
 иск-в.
  Лит.: Hans Otto. Gedenkbuch fur einen Schauspieler und Kampfer, B.,
 1948. Я. Я.
  ОТУЭЙ, Отвей (Otway), Томас (3.III.1652- 14.IV.1685) - англ. поэт и
 драматург. Род. в семье пастора, образование получил и Винчестерском
 колледже и Оксфордском ун-те. Т-ром увлекался с юности. В 1670 после
 неудачного дебюта на сцене т-ра "Линкольне Инн Филдс" (Лондон) обратился
 к драматургии. Его первые пьесы - стихотворные трагедии "Алкивиад"
 (1675, т-р "Дорсет Гарден", Лондон), "Дон Карлос" (по Сен-Реалю, 1676,
 там же) - имели значит, успех. Среди др'. произведений О.- комедия
 "Модная дружба" (1678, т-р "Дорсет Гарден"), "История и падение Каюса
 Мариуса" (1679, там же), "Счастье солдата" (1680, там же), "Атеист"
 (1683, "Друри-Лейн"). Лучшие трагедии О.- "Сирота, или Несчастное
 замужество" (1680, т-р "Дорсет Гарден"), рассказывающая о роковой
 страсти братьев-близнецов, и "Спасённая Венеция, или Раскрытый заговор"
 (1681, там же), поев. проблеме любви и долга (в пьесе содержится намёк
 на антипапский заговор 1679). Трагедии О., написанные отличным белым
 стихом, имели большой успех и долгое время сохранялись в репертуаре
 англ. т-ров. Тонко разработанные характеры героев, патетич., полные
 страсти монологи привлекали внимание к пьесам О. мн. выдающихся актёров
 - Э. Барри, X. Притчард, С. Сиддонс. В 18 и нач. 19 вв. значение
 творчества О. преувеличивалось, его называли "великим гением трагедии".
 Трагедии О. ставились и в 20 в. ("Спасённая Венеция, или Раскрытый
 заговор", 1904, "Лессинг-театр", Берлин, в обр. Г. Гоф-мансталя, пост.
 О. Брама и Г. Крэга; 1953, т-р "Лирик", Лондон, пост. П. Брука).
  Соч.: The works of mister Otway, L., 1692, 1712;
  Complete works, v. 1-3, L., [1927J.
  Лит.: Langbaine G., An account of the English dramatic poets, Oxf.,
 1691; Thornton Т., The works of Th. Otway, with notes... and a life of
 the author, L., 1813;
  SchumacherE., Th. Otway, Bern, 1924; N i с о 1 1 A., A history of
 Restoration drama. 1660-1700, Cambr., 1928;
  Nettleton G. H., English drama of the Restoration and Eighteenth
 century (1642-1780), N. Y., 1923; D о b r e e В., Restoration tragedy.
 1660-1720, Oxf., 1929. В. Ю.
  ОУЯН ЮЙ-ЦЯНЬ (псевд.; наст. имя - Л и
  Юань; 1889 - 21.IX.1962) - кит. театр. деятель, драматург, актёр,
 режиссёр. Один из зачинателей движения "разговорной драмы" (близкой
 европ. т-р у), создатель новой школы в традиц. т-ре. Род. в
 аристо-кратич. семье. Учился в Японии, где в 1907 выступал в труппе кит.
 студентов "Весенняя ива", впервые осуществившей пост. "разговорной
 драмы". Играл женские роли в европ. драмах. В 1912 О. Ю.-ц. вернулся на
 родину, где принимал участие в создании "Товарищества новой драмы"
 (Шанхай), для к-рого написал пьесу "Движущая сила" - о крестьянском
 бунте против богачей-скупщиков (после двух представлений была
 запрещена). Был одним из ведущих актёров традиционного т-ра цинцзюй, для
 которого написал ряд пьес по мотивам классического романа "Сон в красном
 тереме": "Дай-юй хоронит цветы", "Дай-юй жжёт рукописи", "Цин-вэнь чинит
 шубу", "Меч любви" и др. Исполнял в этих пьесах роли молодых героинь.
  В 1919-22 О. Ю.-ц. впервые в Китае организовал театр. уч-ще в
 Наньтуне. В 20-е гг. вновь обратился к "разговорной драме", принимал
 участие в создании "Об-ва нар. т-ра" и "Шанхайской театр. ассоциации".
 Под рук. О. Ю.-ц. были осуществлены пост. европ. реалистич. драм (Г.
 Ибсен, Б. Шоу, Р. Роллан и др.). В 1929-32 руководил "Исследовательским
 ин-том т-ра" (провинция Гуандун), издавал журнал "Театр", был членом
 "Лиги левых театр. деятелей". Автор пьес "Семья рикши", "За ширмой",
 "Торг".
  В 1933 посетил СССР. В 1939 организовал "Т-р провинции Гуанси", к-рый
 возглавлял до 1946, был директором Центр, театр. ин-та (с 1953 Ин-т
 "разговорной драмы"). Автор воспоминаний "С тех пор, как я выступаю на
 сцене. 1907-1928" (3 изд., Пекин, 1959).
  Соч.: Избр. произведения, Пекин, 1959; Избр. пьесы, Пекин, 1956 (на
 кит. яз.). Ал. Ж.
  ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ - организация всех внешних средств сценич.
 выразительности, придающих спектаклю определённую форму. В О. с. входят:
 декорация (см. Декорационное искусство}, костюм театральный, грим,
 бутафория, световое (см. Свет на сцене) и шумовое оформление; в драм.
 спектакле и муз. оформление (см. Музыка в драматическом театре). О. с.
 способствует раскрытию идейного содержания спектакля, усиливает
 воздей-ствие его на зрителя, определяет стиль постановки.
  ОФРЕН (Aufresne) (наст. имя - ЖанРиваль, Rival; 1728-4. VI 1.1804) -
 франц. актёр. Актёрскую деятельность начал в провинции. В 1765
 дебютировал в т-ре "Комеди Франсез" (в роли Августа - "Цинна" П. Корн
 еля), был зачислен в труппу как "сосъетер но через год ушёл, разойдясь с
 творч. принципами этого т-ра. Играл в т-рах Женевы, Берлина. Умный,
 тонко анализировавший свои роли актёр, О. поражал зрителей простотой,
 естественностью, правдивыми, убедит, деталями разработки роли. Высокую
 оценку, О. дал Гёте, видевший в нём актёра, к-рый "объявил войну всему
 неестественному и старался выразить в своей трагической игре высшую
 правду". Актёр на амплуа "королей", "благородных отцов", резоне' ров, О.
 играл ,в трагедиях, мещанских драмах, "высоких" комедиях: Зопир,
 Полифонт ("Магомет", "Me-ропа" Вольтера), Джарвис ("Беверлей" Седена),
 Отец семейства (о. п. Дидро), Альцест ("Мизантроп" Мольера), Митридат
 (о. п. Расина) и др.
  По приглашению Екатерины II О. приехал в Россию, где остался до конца
 жизни; с 1785 играл в пе-терб. франц. придворной труппе, обучал сценич.
 иск-ву воспитанников сухопутного Шляхетного кор-пуса и ставил спектакли
 с их участием.
  Лит.: Lyonnet H., Dictionnaire des comediens francais (ceux d'hier),
 v. 1, P., 1912. E. Ф.
  ОФФЕНБАХ (Offenbach), Жак (Якоб) (20.VL 1819, Кёльн,- 4.X.1880,
 Париж) - франц. композитор. Один из основоположников классич. оперетты.
 Род. в семье евр. музыканта. С детства с успехом выступал как
 виолончелист. В 1833 учился в Парижской консерватории. Играл в оркестре
 т-ра "Опера комик"; в 1839 дебютировал как театр. композитор в т-ре
 "Пале-Рояль". Брал уроки композиции у Ж. Ф. Галеви. С 1849 работал
 дирижёром и композитором в т-ре "Комеди Франсез". В 1855 О. открыл т-р
 "Буфф-Паризьен, к-рым руководил до 1861. В этом т-ре он начал работу в
 области оперетты: муз.-сценич. пародии "Свадьба при фонарях" (1857),
 "Песенка Фор-тунио" (1861). Широкую известность О. принесла оперетта
 "Орфей в аду" (1858, т-р "Буфф-Паризьен"; нов. ред. 1874, т-р "Гете",
 Париж). Последующие произв. (гл. обр. на тексты А. Мельяката. Л. Г
 алеви)-"Прекрасная Еленам (1864, т-р "Варьете", Париж), "Синяя борода"
 (1866, там же), "Парижская жизнь" (1866, т-р "Пале-Рояль"), "Герцогиня
 Герольштейнская" (1867, т-р "Варьете"), "Перикола" (1868, там же),
 "Разбойники" (1869, там же), "Трапезундская принцесса" (1869,
 Баден-Ба-ден)-утвердили имя О. как выдающегося мастера оперетты. Со
 своим т-ром О. выступал в Вене; созданный им жанр оказал заметное
 влияние на формирование венской оперетты. В 1873- 1875 держал антрепризу
 в т-ре "Гете", но потерпел крах. Пост. оперетт "Мадам Фавар" (1878, т-р
 "Фоли драматик", Париж) и "Дочь тамбурмажора" (1879, там же) вернула О.
 признание парижской публики.
  О. написал 102 муз.-сценич. произв., гл. обр. оперетты, в к-рых
 соединил сценич. традиции и муз. формы франц. комич. оперы и
 кафе-концертной эстрады того времени. В своих лучших опереттах он
 сатирически изображал бурж.-аристократич. общество эпохи Второй империи.
 Осмеивая совр. ему бурж. нравы, О. остроумно применял приёмы буффонады,
 пародировал античные мифологич. сюжеты ("Орфей в аду", "Прекрасная
 Елена"), легенды ("Синяя борода"), экзотические ("Перикола") и совр. ему
 сюжеты ("Парижская жизнь", "Герцогиня Геролыптейнская"). Р опереттах О.
 фривольные положения сочетаются с злободневными политич. остротами,
 едкой сатирой на ничтожество и лицемерие "высшего света", нравы католич.
 церкви. О. были свойственны меткая наблюдательность, знание законов
 сцены, он обладал неистощимым мелодич. даром; музыка О. богата живыми
 ритмами и изящно оркестрована. В ней широко использованы разл. танц. и
 песенные формы, развитые вок. номера.
  Лирич. сторона дарования О., ярко сказавшаяся в нек-рых его опереттах
 (напр., в "Периколе"), наиболее полно выражена в романтич. опере "Сказки
 Гофмана" (пост. посмертно в 1881 на сцене т-ра "Опера комик" в ред. Э.
 Гиро, завершившего также её инструментовку). См. также ст. Оперетта и
 лит. к ней. Лит.: Соллертинский И., Жак Оффенбах, Л., 1933; Martinet A.,
 Offenbach. Sa vie et son oeuvre. P.,
  1887; Schneider L.. Offenbach, P., 1923; Rieger E., Offenbach und
 seine Wiener Schule, W., 1923; GroissetF La vie parisienne au theatre.
 P., 1929; H e n s e 1 e r A., Jakob Offenbach, В., [1930]; Brancour R.,
 Offenbach, P., 1929; Krakauer S., J.Offenbach, ou le secret du Second
 Empire, P., 1957.
  ОХЙТИНА, Александра Алексеевна (р. 1905) - рус. сов. актриса. Засл.
 арт. РСФСР (1939). Ещё ученицей Детской художеств. студии начала в 1923
 выступать в Ленингр. ТЮЗе; работала в этом т-ре до
  1960. M. исполнила св. 70 ролей. Создала жизнерадостные, искрящиеся
 юмором образы озорных, весёлых мальчишек, трогательных и смешных,
 мальчишески задорных девчонок: Салли и Том ("Похождения Тома Сойера" по
 Твену), Фанни ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу), Птаха ("Клад" Шварца),
 Яша ("Ти-мошкин рудник" Макарьева). Среди лучших ролей О. также -
 Женечка ("Так было" Бруштейн), Дорина ("Тартюф"), Мария Антоновна
 ("Ревизор").
  Лит.: Ром С., "Искусство и жизнь", [Л.], 1940, JST" 2;
  Бруштейн А., Амплуа, рождённое заново, "Театр",
  1961. ј 3. с Др
  ОХЛОПКОВ, Николай Павлович (р. 15.V.1900)- рус. сов. актёр и
 режиссёр. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил
 кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества,
 одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. В 1917
 поступил- в Иркутский т-р как мебельщик-декоратор, в 1918 стал актёром.
 В 1921 О. пост. на гор. площади Иркутска "массовое действо" в честь 1
 Мая с участием войск. В 1922 в иркутском Молодом т-ре пост.
 "Мисте-рию-Буфф" Маяковского, после чего был послан учиться в Москву. С
 1923 О.- актёр Т-ра им. Вс. Мейерхольда, одновременно занимался в
 ГЭКТЕМАСе. В 1930-37 возглавлял Реалистический театр. В 1938-43 -
 режиссёр и актёр Т-ра им. Вахтангова. С 1943- гл. режиссёр Моск. т-ра
 Революции (ныне Т-р им. Маяковского).
  О.- яркий представитель поэтич., образного мышления в режиссуре,
 утверждающий т-р монументального публицистич. звучания. Своеобразие его
 поэтики в том, что монументализм его стиля не отвлечён, не риторичен, а
 жизнен, реалистичен. Образность и условность театр. средств, к-рыми
 пользуется режиссёр, определяют яркую театральность его пост. Ощущение
 нар. природы театр. иск-ва проявилось уже в первых самостоятельных
 работах О. в Реали-стич. т-ре: "Разбег" Ставского (1932), "Мать" по
 Горькому, "Железный поток" по Серафимовичу (1933), "Аристократы"
 Погодина (1935).
  Героико-патетич. направленность, публицистичность и эмоциональность
 иск-ва О. проявились с особой силой в спектаклях периода Отечеств,
 войны:
  "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва, "Сирано де Бер-жерак" Ростана (Т-р
 им. Вахтангова), "Сыновья трёх рек" Гусева (Моск. т-р драмы). Выдающаяся
 работа О.- спектакль "Молодая гвардия" (1947, инсц. Охлопковым одноим.
 романа Фадеева, Гос. пр. СССР, 1947); принцип поэтич. раскрытия
 содержания произв. нашёл здесь выражение во всём образном строе
 постановки. С живыми характерами героев здесь органично слит образ алого
 знамени, выражающий героич. духовную силу человека. Важным этапом в
 развитии дарования О. был спе-ктакль "Гамлет" (1954), в к-ром режиссёр
 раскрыл философскую суть театра Шекспира. "Гамлет" трактован О. как
 героич. трагедия. Пафос спектакля - моральная победа гамлетовского
 мятежа над косностью "мира-тюрьмы".
  Стилистика режиссёра носит эмоционально-поэтический характер.
 Углубление трактовки характеров и действий свойственно и другим крупным
 работам О. конца 50-х гг., особенно спектаклям "Гостиница "Астория""
 Штейна (1956) и "Иркутская история" Арбузова (1960), где О. усиливает
 трагедийные конфликты:
  Огромное значение О. придаёт синтетич. выразительности театр. иск-ва:
 музыка, пластичность мизансцен, принцип пространственной выразительности
 усиливают эмоциональное воздействие постановок О.; в "Медее" Еврипида
 (1961) игра актёров, хор, симфо-нич. оркестр создают целостное
 трагедийно напряжённое действие. О. стремится к воспитанию актёров
 героич. т-ра. Одновременно О. продолжает создавать т-р, в к-ром
 творчество актёра сливается с творчеством зрителя. Отсюда особая форма
 построения действия в его спектаклях, идущих на открытой сцене, в зрит.
 зале, с применением "дороги цветов".
  Для актёрского иск-ва О. характерно сочетание органичности
 переживания с заразительной, экспрессивной выразительностью сценич.
 образа. В 20-е гг. О. работал в кино как сценарист и режиссёр, позднее -
 как актёр (Василий Буслай -"Александр Невский", Василий - "Ленин в
 Октябре" и "Ленин в 1918 году", Батманов-"Далеко от Москвы"). О. ставит
 также спектакли в муз. т-ре ("Мать" Хренникова и "Декабристы" Шапорина в
 Большом т-ре, "Молодая гвардия" Мейтуса в Ленингр. Малом оперном т-ре).
 Выступает в печати по вопросам театр. иск-ва (режиссура, актёрское
 иск-во, архитектура театр. зданий). Занимается педагогич. деятельностью;
 руководит курсом мастерства режиссуры в ГИТИСе. Гос. пр. СССР 1941, 1949
 (две), 1951 (две).
  Соч.: Творческие проблемы театра, "Сов. театр", 1936, .Ne 1;
 Художественный образ спектакля, в сб.: Мастерство режиссёра, М., 1956; О
 сценических площадках, "Театр", 1959, ј 1; Об условности, там же, 1959,
 .ј 11; Всем молодым, М., 1961.
  Лит.: Вишневский В., О критике "Разбега", "Советское иск-во", 1932, 9
 апр., ј17; Велехова Н., Образ Охлопковского спектакля, "Театр", 1954,
 .NTs 6; её же, Все ли пути изведаны?, там же, 1957, "N" 4; её ж е, В
 спорах о стиле, М., 1963; Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр, М.,
 1964, с. 53-66; Штейн А., Повесть о том, как возникают сюжеты, "Знамя",
 1964, .Ns 8. Ц, Вел.
  ОХОТИНА, Елена Алексеевна [р. 21. II 1(3. IV).' 1914] - морд. сов.
 артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Морд. АССР (1948). В 1932-37 -
 артистка хора Самарской передвижной оперы (с 1935 т-р работал в
 Алма-Ате), в 1937-48 - солистка Морд. муз.-драм. т-ра (Саранск). С 1948
 ведёт концертную деятельность. Одна из первых исполнительниц партии
 Эргани в первой морд. опере "Несмеян и Ламзурь" Кирюкова (1944).
  Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ольга,
 Любовь, Полина ("Евгений Онегин", "Мазепа", "Пиковая дама"), Любаша
 ("Царская невеста"), Кармен, Амнерис; Косова ("В бурю" Хренникова),
 Старуха'("Севасто-польцы" Коваля) и др. А. Ив.

<< Пред.           стр. 574 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу