<< Пред.           стр. 575 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ОЦХЕЛИ, Пётр Григорьевич [25. IX (8. X ). 1907- 1937] - груз. сов.
 театр. художник. С 1925 учился в Тбилисской Академии художеств. В 1927
 оформил спектакль "Поджигатели" Луначарского в Тбилисском рабочем т-ре.
 С 1928 - художник-декоратор Второго гос. т-ра в Кутаиси (ныне - Т-р им.
 Марджанишвили). Здесь оформил пост.: "В самое сердце" Дадиани (1928),
 "Уриэль Акоста" (1929); "Беатриче Ченчи" Шелли (1930), "Хатидже" Каладзе
 (1930), "Поэма о топоре" Погодина (1931), "Сломанный мост" по И.
 Чавчавадзе (1935). В Груз. ТЮЗе (Тбилиси):
  "Сурамская крепость" по Д. Чонкадзе (1934); в Москве оформил в Т-ре
 б. Корш спектакль "Строитель Сольнес" Ибсена (1931), пост. К.
 Марджанишвили. Работал в Малом т-ре. Творчество О. характеризовалось
 изобретательностью, яркой характерностью костюмов, выразит,
 использованием сценич. пространств. Н.Э.
  ОШВАТ (Osvath), Юлия (р. 15.11. 1908) - венг. артистка оперы
 (сопрано). Нар. арт. ВНР (1953). С 1935- солистка т-ра "Операхаз"
 (Будапешт). Выступает гл. обр. в итал. и нем. оперном репертуаре. Особый
 успех имеет в произв. Моцарта: П амии а ("Волшебная флейта"), Донна Анна
 ("Дон Жуан"), Графиня ("Свадьба Фигаро"), Констанца ("Похищение из
 сераля"), Фьордилиджи ("Так поступают все"). Создала яркий образ Мелинды
 в нац. опере "Банк-бан" Эркеля. Гастролировала в СССР (1949,1959). Пр.
 им. Кошута (1949).
  Лит.: Szenthegyi I.. Osvath Julia, "Muzsika", Bdp., 1960, .Ne 4. А.
 Ив. ОШСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. М. КИРОВА - узбекский музыкально-драматический
 театр. Обслуживает спектаклями узбекских зрителей юга Киргизии. Создан в
 1929 на основе самодеятельного кружка. Труппа была сформирована из одних
 муж-чин; первые артистки, ломая вековые обычаи и религиозные запреты,
 пришли на сцену т-ра только в нач. 30-х гг. (Т. Хасанова, Р. Муминова,
 Л. Маидова). Вначале репертуар состоял из узбекских музыкальных драм:
 "Гульсара" Яшена, "Фархад и Ширин" Хуршида. С сер. 30-х гг. театр стал
 ставить и драматические спектакли: "Женитьба" Гоголя, "Принцесса
 Турандот" Гоцци, "Любовь Яровая"; "Два коммуниста" Яшена, "Жизнь вместо
 смерти" Турусбекова и др.
  Наиболее значит, спектакли т-ра: опера "Бурон" Ашрафи и Василенко
 (1940), "Тахир и Зухра" Аб-дуллы (1940), "Нурхон" Яшена (1943), "Бай и
 батрак" (1939) и "Проделки Майсары" (1940) Хамзы Хаким Заде, "Шёлковое
 сюзане" Каххара (1953), "Именем революции" Шатрова (1959), "Диларом"
 Яшена, Мухамедова и Ашрафи (1961), "Дочь Ганга" по Тагору (1957),
 "Адолят" Акрамова, "Алтын-куль" Уйгуна, "На высокой земле" Маликова.
  В труппе т-ра (1963): нар. арт. Кирг. ССР Л. Маидова, Р. Муминова, Т.
 Хасанова, засл. арт. Г. Бо-таев, С. Каримов, Т. Салиева, гл. реж. (с
 1951) - Ф. А. Литвинская. Я. Л.
  ОЮН (марал оюну - оленья игра) - азербайджанское народное
 представление фарсового характера. Так же как и ряд других игр азерб.
 народа ("Кафтар кес", "Кеса вэ гялин" и др.) способствовало формированию
 комедийных традиций нац. театр. иск-ва.
  ОЮУН, Эрденибат (р. 12.XII.1918) - монг. драматург, режиссёр. Нар.
 арт. МНР (1942). Чл. МНРП с 1943. В 1937 написала первую пьесу "Новый
 человек". Режиссёрскую деятельность начала в 40-е гг., поставив пьесу
 "Ханша Мандухай" Цэдэнжава и Баста в Гос. муз.-драм. т-ре. С 1939 О. -
 режиссёр Гос. муз.-драм, т-ра (позднее - Гос. драм. т-р); с 1963- гл.
 режиссёр этого т-ра. Автор пьес: "Дэнсма" (1940, Гос. муз.-драм. т-р),
 "Встреча друзей" (1944, там же), "Братья" (1945, там же, Гос. пр. 1946),
 "Я не уйду отсюда" (совм. с Ниджибадгор; 1958, там же) и др. О.- автор
 переводов пьес: "Ревизор" (1936), "Проделки Скапена" (1939), "Король
 Лир" (1949), "Платон Кречет" (1943) и др. Г. У. ПА (франц. pas,
 букв.шаг, от лат. passus) - 1) Танц. шаг (франц. pas de danse), a также
 танц. ход (франц. passage de pas). Представляет собой ритмич. движение с
 определённой постановкой ног, основанной на меньшей (в бальном танце)
 или большей (в балете) супинации (выворотности) бедра. Большинство П.
 заимствовано из танцев разл. народов. 2) Сочетание танц. шагов,
 распределённых на известное количество тактов куплета танц. песни,
 мелодию нар. танца, а также на весь танц. номер в балете. В этом
 значении термин "П." (франц. enchainement des pas, букв. - сцепление
 шагов) вошёл в балетную практику как составная часть названия балетного
 танца, исполняемого одним, двумя или тремя танцовщиками*- па-сёль,
 па-де-де па-де-труа также па даксъон и др. Из балета термин перешёл в
 бальный танец (название танцев - па-де-патинер, па-де-катр, па-де-грас,
 na-д'эспань и др.). 3) В бытовом понимании - обозначение всякого танц.
 движения. А. И.
  ПА Д'АКСЬОН (франц. pas d'action, букв.- действенный танец, от pas -
 шаг, танец и action - действие) - танец, органически связанный с
 развитием сюжета в балете, раскрывающий драматич. содержание балетной
 сцены. П. д'а. является одной из осн. форм построения муз.-танц.
 действия. Понятие "действенный танец" (danse en action) впервые
 теоретич. обосновано в статье о танце в "Энциклопедии" Дидро (1754), а
 затем разработано практически франц. ба-летм. Ж. Ж. Новером (1727-1810),
 обобщившим опыт демократич. ярмарочного т-ра и муз.-танц. представлений
 разл. стран. Ведущая роль в создании развёрнутой муз.-танц. формы П.
 д'а. принадлежит рус. балету. Классич. образцами муз.-танц. драматургии
 являются П. д'а. в балетах Чайковского ("Лебединое езеро", "Спящая
 красавица") и Глазунова ("Раймонда"). В балете 19 - нач. 20 вв.
 построение П. д'а. обычно представляет собой па-де-де или па-де-труа
 расширенное введением танцев, исполняемых ансамблем артистов. Эта форма
 получила творч. развитие в сов. балете, утйерждающем значение танца в
 балетном иск-ве как осн. средства раскрытия сценич.
  ПА Д'АНСАМБЛЬ - см. Гран па,
  ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (Алексеев) (1898 - 25.III.1963) - рус. сов. артист
 цирка и эстрады. Вы-отупал в разных жанрах, с особым успехом - как
 ко-мич. акробат с партнёршей (псевдоним-"Макс и Макс-ли"). В 1932,
 работая в Ленингр. цирке, создал новую маску клоуна у ковра: почти
 бытовую фигуру человека, подходящего с точки зрения житейского опыта к
 цирковому представлению и поэтому попадающего впросак. В 1936 перешёл на
 ленингр. эстраду; выступал преим. как клоун-конферансье и муз.
 эксцентрик в концертах для детей. Во время Отечеств, войны работал во
 фронтовом цирке под рук. Е. П. Гершуни. Лит.: Дмитриев Ю.. Советский
 цирк, М., 1963. Ю. Д.
  ПАВЕРМАН, Арнольд Израилевич (р.10.IX.1918)- рус. сов. режиссёр.
 Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил
 Одесское театр. уч-ще (1941)и курсы усовершенствования режиссёров при
 ГИТИСе (1952). В 1950-54 - реж. Свердловского, с 1954-гл. реж. Омского
 т-ров муз. комедии.
  Пост.: "Голубая мазурка" Рахманова (1953), "Акулина" Ковнера (1954),
 "Белая акация" Дунаевского (1957) "Рассвет над Иртышом" Родыгина (1960),
 "Цирк зажигает огни" Милютина (1961), "Севастопольский вальс" Листова
 (1962), "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (196\), "Фиалка Монмартра"
 Кальмана (1954), "Корневильские колокола" Планкета (1955), "Где-то на
 юге" Кеменя (1959), "Продавец птиц" Ыеллера (1960) и др. М. Лифш.
  ПАВИЛЬОН (франц. pavillon, от лат. papilio - шатёр) - театр.
 декорация на рамах, изображающая интерьер, т. е. внутренность комнаты,
 дома, избы и т. п. П. впервые был применён в 1794 нем. актёром и
 режиссёром Ф. Л. Шредером. Особое распространение получил в связи с
 развитием т. н. бытовой и психоло-гич. драмы, требовавшей для своего
 изображения интимной комнатной обстановки. См. также ст. Декорация.
  ПАВЛЕНКОВ, Евгений Фёдорович (1866-1920)- рус. сов. актёр. В 1884
 поступил в труппу Агатова в Борисоглебске, затем играл в т-рах Костромы,
 Вологды, Ковно, Минска, Харькова, Саратова, Казани, Одессы, с 1918 - в
 т-ре Ростова-на-Дону.
  Лучшие роли: Шейлок; Филипп II ("Дон Карлос"), Мет-терних ("Орлёнок"
 Ростана), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Яков
 Биглер ("Каменотёсы" Зудермана), Ванюшин-отец ("Дети Ванюшина"
 Найдёнова), Прибытков, Кнуров ("Последняя жертва", "Бесприданница"),
 Старый студент ("Гаудеамус" Андреева). Е. Ген.
  ПАВЛИКОВСКИЙ (Pawlikowski), Тадеуш (9. XI. 1862-28.IX.1915) -
 польский режиссёр и театр. деятель. Учился в консерватории в Лейпциге (у
 Э. Ган-слика и Ф. Листа). В 1893-99 и 1913-15 - директор Краковского
 драм. т-ра, в 1900-06 - т-ра во Львове. Изучал иск-во мейнингенцев,
 "свободных театров" О. Брама и А. Антуана. Широко образованный и тонкий
 художник, П. развивал традиции С. Козъмяна. П. ввёл в репертуар
 польского т-ра ряд значит, произв. совр. ему драматургии (С.
 Выспян-ского, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др.), ставил польскую
 драматургию: "Барские конфедераты", 1893, "Дзяды", 1898, Мицкевича
 (фрагменты), "Балладина" Словацкого, 1896, "Месть" Фредро и др.,
 зарубежную классику ("Гамлет", 1894, "Ревизор", 1898, и др.). Важной
 заслугой П. была пост. пьес М. Горького ("Мещане", "На дне", обе в
 1903). Среди др. пост.:
  "Каська Кариатида" Запольской (1896), "Легкомысленная сестра"
 Пежиньского (1904), "Жизнь Человека" Андреева (1909), "Бесплодные усилия
 любви" Шекспира (1913). В области режиссуры П. утверждал принцип
 идейно-художеств. единства спектакля, стремился к углублённой
 психология, разработке образов, к созданию актёрского ансамбля, к
 историч. и бытовой точности; большое значение придавал цветовой и
 звуковой партитуре спектакля. В то же время в творчестве П. сказались
 влияния модернистских течений, наиболее отчётливо проявившиеся в период
 его работы в львов-ском т-ре (пост. пьес С. Пшибышевского, М.
 Мете-рлинка и др.). П. ставил также оперы ( напр., "Тоска" Пуччини,
 "Летучий голландец", "Валькирия" Вагнера).
  Лит.: Сельский Л., Воспоминания, М., 1961 (см. вступительную ст. Б.
 Ростоцкого). Б. Рос.
  ПАВЛОВ, Фёдор Павлович [1(13).IX.1892- 2.VI.1931] - чуваш, сов.
 драматург и композитор. Окончив Симбирскую чуваш. учительскую школу,
 начал преподавать музыку и пение. В 1917 организовал самодеят. чуваш.
 т-р в Акулево, к-рый выступал и для бойцов Красной Армии, работал под
 назв. передвижной художеств. труппы (существовала до нач. 20-х гг.). П.
 написал первую чуваш. комедию "На суде" (1918), рисующую жизнь чуваш,
 крестьянства, бюрократизм судопроизводства накануне революции. Пьеса "В
 деревне" (1922), действие к-рой происходит в годы 1-й мировой войны,
 показывает нарастание ненависти к царскому строю среди чуваш, народа.
 Пьесы П., следующие традициям критич. реализма, отличаются сценичностью,
 сочным нар. языком, ярким нац. колоритом. Автор песен и др. муз. соч.,
 лит. работ.
  Соч.: Сутра. Пёр сыпклй комети, "Шурам-пус" 1919 .N's 5; Ялта. Трама,
 Шупашкар, 1922.
  Лит.: Васянка Н.,Ф.П. Павлов, "Илемлё литература", 1941, ј 6, с. 179;
 С и р о т к и н М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы,
 Чебоксары 1956 с. 58-61. ф р
  ПАВЛОВА, Анна Леонтьевна [р. 27.Х(8.XI).1893]- рус. сов. актриса. В
 1912 окончила в Петербурге школу сценич. иск-ва под рук. Ф. П.
 Петровского и А. А. Санина. До революции работала в т-рах Харькова и
 Киева. Играла роли Василисы Мелентьевой (о. п. Островского и С.
 Гедеонова), Елизаветы ("Мария Стюарт") и др. В 1917 руководила т-ром
 Пролеткульта в Рыбинске. В 1921-25 - актриса Т-ра б. Корш, с 1925
 работала в т-рах Сибири (в Иркутске, Красноярске, Томске, Омске и
 Новосибирске); с сер. 40-х гг.-в Калужском т-ре. Исполняла роли: Любовь
 Яровая; Мария Тюдор (о. п. Гюго)- в Томске и Омске спектакли ставились
 на арене цирков; Эльмира ("Тартюф"), Тереза Ракен (о. п. Золя), мадам
 Ксидиас ("Интервенция" Славина) и др. Юр. К.
  ПАВЛОВА, Анна Павловна (Матвеевна) [31 I (12.II).1881,
 Петербург,23.1.1931, Гаага] - рус. артистка балета. Дочь солдата и
 прачки. В 1891 принята на балетное отделение Петерб. театр. уч-ща, где
 занималась у А. А. Облакова, Е. О. Вазем и П. А. Гердта. По окончании, с
 1899,танцовщица Мариинского т-ра. С мая 1906 переведена в разряд
 балерин. Весной 1910 перешла на положение гастролёрши. В 1913 выступила
 в последний раз на сцене Мариинского т-ра в балете "Баядерка".
  На отечеств, сцене сформировались основные черты иск-ва П.,
 выдающейся классич. танцовщицы, утвердившей далеко за пределами родины
 мировую славу рус. балета. Её творчество связано с развитием русского
 балетного театра нач. 20 в. и во многом определило его дальнейший рост.
 В пост. М. И. Петипаи Л. И. Иванова определилось многообразие
 возможностей П.: музыкальность и психологическая содержательность танца,
 эмоциональная действенность актёрской игры, широта жанрового диапазона.
 В этих спектаклях хореогра-фич. образы П. отличались новизной трактовки.
 Выступая в "Баядерке" (1902), она истолковывала образ Никни в плане вы
 сокой трагедии. В поэ тически просветлённом образе Жизели (1903)
 усиливалась психологич. глубина. П. исполняла и партии, сочетавшие
 принципы классич. танца с нац. характерным колоритом. Зажигательный,
 бравурный танец испанок - Пахиты (о. п. Дельдевеза), Китри ("Дон Кихот"
 Минкуса) и др.- был высоким образцом исполнительского мастерства и
 тонкости стиля. П. обращалась и к характерным танцам, пользовалась
 огромным успехом в стремительно-пылком панадеросе ("Раймонда"),
 уральской пляске ("Конёк-Горбунок" Пуни), в исп. танце ("Щелкунчик"), в
 партии Вакханки ("Времена года" Глазунова).
  С новаторскими поисками хореографа А. А. Горского, .стремившегося к
 драматизации балетного действия, связано исполнение П. партии Китри
 ("Дон Кихот") и Бинт Анты ("Дочь фараона" Пуни, 1906, Большой т-р;
 позднее партии Аспиччи в том же балете, пост. в Петербурге).
  Творчество П. способствовало утверждению реформ М. М. Фокина. Она
 исполняла центральные партии в поставленных им балетах: "Виноградная
 лоза" А. Рубинштейна, "Евника" Щербачёва, "Шопе-ниана", "Павильон
 Армиды" Н. Черепнина, "Египетские ночи" Аренского. В них одухотворённый
 психологизм и музыкальность исполнительницы обогащали изобразительную
 хореографию, близкую стилистике "Мира искусства". Результатом совм.
 деятельности П. и Фокина явились хореографич. произведения, где танец
 был подчинён задаче раскрытия психологич. сущности образов: "Шопениана";
 "Лебедь" на муз. Сен-Санса (1907; позднее наз. "Умирающий лебедь") стали
 поэтическим символом рус. хореографии этой эпохи. Отдавая дань
 новаторству Фокина, П. хранила преданность заветам и принципам рус.
 классич. балета. С 1908 П. гастролировала за рубежом. С 1909 участвовала
 в "Русских сезонах" в Париже, положивших начало её мировой славе. В 1910
 она создала собственную труппу, с к-рой гастролировала по всем странам
 (в 1913-14 в России) с огромным успехом.
  В гастрольном репертуаре П. сохраняла балеты Чайковского и Глазунова,
 "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др., а
 также концертные номера. В её труппе работали рус. балетмейстеры и рус.
 танцовщики. С участием П. создавались новые хореографич. миниатюры
 "Ночь" и "Вальс-каприз" А. Рубинштейна, "Стрекоза" Крейс-лера, "Рондино"
 Бетховена-Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского.
  В зарубежных поездках П. развивала традиции отечеств, иск-ва. Её
 иск-во, получившее мировую известность, пробудило интерес к хореографии
 и способствовало возрождению зарубежного балетного т-ра.
  Соч.: Несколько страничек из моей жизни, "Солнце России", 1912, JSft
 23.
  Лит.: Д а н д р е В.? Анна Павлова, Берлин, 1933 Анна Павлова.
 1881-1931, ред.-сост. А. Г. Франке, пер с англ. Предисл. и примеч. Е. Я.
 Суриц, М., 1956; К р а-с о в с к а я В., Анна Павлова, Л., 1964; S t i е
 г Т., With Pavlova round the world, L., 1927; Н у d e n W., Pavlova, L.,
 1931; 0 1 i v е г о f f A., plight of the swan, N. Y., 1932; M a g г i e
 1 P., Pavlova, N. Y., 1947; A 1 g e r a-n о f f H., My years with
 Pavlova, L.-[a. o.], 1957. В. Kp
  ПАВЛОВА, Валентина Михайловна [р. 26. VII(8. VIII).1909] - рус. сов.
 актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1956), засл. арт. РСФСР (1957). Чл.
 Коммуни-стич. партии с 1962. Окончив в 1926 Тюменскую балетную студию,
 поступила в Шадринский драм. т-р, затем работала в т-рах Красноярска,
 Якутска, Благовещенска и др. С 1948 - актриса Казанского рус. т-р.
 П.актриса героич. темы, обладает сильным драматич. темпераментом.
  Лучшие роли: Параша ("Горячее сердце"), Катерина ("Гроза"), Юлия
 Тугина ("Последняя жертва"), Анна Каренина;
  Татьяна ("Враги"), Маша ("Три сестры"), Екатерина Топи-лина ("Сердце
 не прощает" Софронова), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова).
  Играет также остро характерные и комедийные рели. Сатирич. зарисовки
 П. всегда остроумны и изящны:
  Мария Антоновна ("Ревизор"), Лушка ("Левониха на орбите" Макаёнка),
 Нинка ("Аристократы") и др. И. И.
  ПАВЛОВА (наст. фам.- 3 е и т м а н), Татьяна Павловна (р.10.XII.1893)
 - рус. и итал. актриса, режиссёр. В 1907-10 выступала в труппе П. Н.
 Ор-ленева, затем работала в разл. моск. и провинциальных т-рах. Роли:
 Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), фрекен Юлия (о. п.
 Стринд-берга), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В
 1921 эмигрировала в Италию, где организовала (в 1923) собств. труппу и
 работала в ней как актриса и режиссёр.
  П. пропагандировала рус. драматургию, принципы психологич. реализма в
 актёрском иск-ве и режиссуре, сложившиеся в МХАТе. Пост. (на итал. яз.):
 "Бес-ириданницу" (1926), "Воскресение" (1929), "Живой труп" (1941); "На
 дне" (1927), "Фальшивую монету" Горького (1929), "Квадратуру круга"
 (1931), "Дорогу цветов" (1947) Катаева, пьесы Л. Н. Андреева, Ю. Д.
 Беляева, Г. Г. Ге, О. И. Дымова и др. В 1932 В. И. Немирович-Данченко по
 приглашению П. пост. в руководимом ею т-ре свою пьесу "Цена жизни". В
 Италии П. играла роли в пьесах рус., а также итал. и др. западноевроп.
 авторов. С 1953 работает как режиссёр гл. обр. в оперном т-ре; пост.:
 "Борис Годунов" (1953, 1956, 1960, "Ла Скала"), "Пиковая дама" (1953,
 "Комунале"), "Война и мир" Прокофьева (1953, Флоренция), "Сказание о
 невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова (1960, Рим) и др. В
 1935-38 преподавала в Нац. академии драм. иск-ва (Рим). Снималась в
 кино. Ал. А.
  ПАВЛОВ-АРБЕНИН, Александр Васильевич (1871-22.VI.1941) - рус. сов.
 дирижёр и муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Дирижёрскую
 деятельность начал в 1897 в Петербурге. Работал в провинц. оперных
 труппах, затем вновь в Петербурге, в оперной труппе Нар. дома (1905-06),
 в т-ре Муз. драмы (с 1913). После 1917 дирижировал спектаклями Гос.
 Большого оперного т-ра в Петрограде, оперных т-ров в Баку, Казани,
 Самаре, Тифлисе, Свердловске. С 1934 - дирижёр и муз. рук. Т-ра оперы и
 балета им. Чернышевского в Саратове.
  Пост.: "Кармен", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" (все в 1901,
 Харьков), "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Тангейзер" (все в
 1902, Иркутск), "Князь Игорь", "Русалка" (с участием Ф. И. Шаляпина),
 "Фауст" (обе в 1905, Петербург), "Снегурочка"; "Парсифаль" Вагнера (обе
 в 1913, Петербург), "Шахсенем" Глиэра (1927, Баку), "За серп и ЛЬлот"(на
 муз. оперы "Иван Сусанин") и др. Выступал и как сивпУ7 дирижёр.
  Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957, с. 232-234:
 Левин С. Ю.,Записки оперного певца, М.. 1955, с. 594-97.
  ПАВЛОВСКАЯ (наст. фам.- Орлова), Валентина Константиновна [23.11(6.
 III). 1888-10. IV. 1947]- рус. сов. артистка оперы (лирико-драматич.
 сопрано) и оперетты. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). В 1915 окончила
 Петерб. консерваторию. В 1919-24 работала в оперных т-рах
 Ростова-на-Дону, Москвы ("Свободная опера С. И. Зимина"), Харькова. С
 1924- солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Выступала также в Моск.
 т-ре оперетты, Свердловском т-ре оперы и балета.
  Партии: Ярославна, Купава; Мария ("Мазепа"), Фата Моргана ("Любовь к
 трём апельсинам" Прокофьева), Аида (о. п. Верди), Ортруда ("Лоэнгрин"),
 Саломея(о. п. Р. Штрауса, первая исполнительница в СССР), Мари("Вопцек"
 А. Берга) и др.

<< Пред.           стр. 575 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу