<< Пред.           стр. 579 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 творчестве Ж. Л. Барро, М. Марсо, Л. Фиалки и др.).
  В последней трети 19 в. европ. П. развивалась преим. на сценах
 мюзик-холлов. Во Франции сформировалась т. н. марсельская школа во главе
 с Л. Руф-фом. В Англии в эти же годы выступали Д. Лейно и Л. Тич. В
 труппе Ф. Карно начал творч. деятельность Ч. Чаплин. В Германии в нач.
 20 в. в творчестве мн. режиссёров и балетмейстеров П. отводилось значит,
 место (Г. Фукс, М. Рейнхардт, Э. Жак-Далькроз, М. Вигман и др.).
  В России П. входила в состав мн. нар. игр (святочных, масленичных и
 др.) и обрядов (сватовство, свадьба и др-). В 19 в. П. занимала видное
 место в балаганных театрах и цирках. В 10-х гг. 20 в. возникает форма
 драматич. П., её разрабатывали режиссёры К. А Марджанишвили (Марджанов)
 ("Слезы"), Н- Н. Евреинов ("Суму рун", "4 мертвеца Фиаметты" и др., т-р
 "Кривое зеркало"), В. Э. Мейерхольд ("Шарф Коломбины" по А. Шницлеру,
 1910), А. Я. Таиров ("Покрывало Пьеретты" Шницлера на муз. Донаньи,
 1913; "Духов день в Толедо" Кузмина" 1915; "Ящик с игрушками" на муз.
 Дебюсси, 1917). В нек-рых спектаклях (напр., спектакли Камерного т-ра с
 участием А. Г. Коонен, H. M. Церетели и др.) наметились осн. особенности
 рус., позднее сов. школ П., стилизация и условность, характерная для
 зап. школы, уступили в них место стремлению выразить человеч. чувства,
 показать разл. психологич. детали через точную пластич. характеристику
 образа.
  П., так же как лит-ра и т-р, имеет разл. жанры и виды: трагедия,
 драма, бытовая новелла, памфлет, фельетон, сказка, миф, поэма, лирич.
 стихотворение и др. П. может иметь форму эстрадной миниатюры,
 исполняемой одним актёром, и многоактного спектакля с развитым
 законченным драматургич. сюжетом, бо.лыпим числом участников и др. Как
 законченный эпизод П. встречается в драме, опере,особенно часто в балете
 и цирке. В П. актёр, возбуждая фантазию зрителей и вызывая
 соответствующие ассоциации, может не только передать определённую
 сценич. ситуацию, но и достичь философских обобщений ("Лошадь" Барро, "В
 мастерской масок" Марсо, "Жизнь человека" Фиалки, "Идея" Р. Лигера,
 "Олени и охотник" и "Жемчужина" в пост. А. А. Румнева и др.). В П. актёр
 может исполнять неск. ролей, разыгрывать целую пьесу (напр., "Давид и
 Голиаф" Марсо, "Слон и удав" инд. танцовщика Кунджу Курупа и др.).
 Пользуясь средствами пластич. выразительности, актёр в П. может
 изображать растение (инд. танцовщик Гопи-натх), дерево ("Жизнь дерева",
 чеш. актёр Фиалка), птицу, животное ("Лошадь", франц. актёр Барро;
  "Хирургия" по Чехову, пост. Румнева др.), создать иллюзию ветра,
 дождя, бури и др. ("Против ветра" Марсо) и др.
  Иногда П. сопровождается музыкой, ритмич. аккомпанементом, пением и
 даже декламацией. Такой вид П. получил распространение в странах Азии -
  Индии, Индонезии, Китае, Японии и др. С древнейших времён в этих
 странах П. является осн. видом театр. представлений. Исполнители обычно
 подчинялись строго регламентированной системе жестов и телодвижений
 (мудра и др.). Традиции древних П. сохранились в странах Азии до наст.
 времени. Однако с 50-х гг. в нек-рых странах Азии наблюдается тенденция
 отражения в П. современности ("Триумф мира"- Цейлон, "Ритм Жизни", "Люди
 и машины" - Индия).
  Совр. иск-во П. различает два вида П.: иск-во т. н. "мима"
 (теоретически и практически разработан во Франции Э. Декру совм. с Барро
 и Марсо), в к-ром действует только один актёр, и второй вид П. -
 представление со всеми аксессуарами театр. спектакля (много участников,
 музыка, декорации и др.). Актёры Л. Фиалка и Г. Томашевский (Польша) в
 своих т-рах используют оба вида П. В Сов. Союзе наибольшее развитие
 получила П.-спектакль с развитой драматургией. Это роднит П. с
 реалистич. традициями рус. т-ра.
  Лит.: Мейерхольд В., О театре, СПБ, 1912; Т а и-р о в А., Записки
 режиссера, [M.], 1921; Н о в е p p Ж. Ж. Письма о танце, пер. с франц..
 Л., 1927; Саду л ь Ж. Жизнь Чарли, Гпер. с франц.], M., 1955; БояджиевГ.
 Театральный Париж сегодня, M., 1960; Славский Р., Искусство пантомимы,
 M., 1962; Б а рроЖ. Л., Размышления о театре, пер. с франц., M., 1963;
 Балвант Гарги, Театр и танец Индии, пер. с инд., M., 1963; P у м н е в
 А., О пантомиме, М., 1964; Kalvadova-Sis VaniS., Schuler des
 Birngartens, Praha, 1956; D о г с у I., A la rencontre de la mime....
 P., 1958; Barranet J.-L., De l'art du geste, [P.], 1962; Н а х С h.. Le
 geste, [P.], [1961]; D е с-rou E., Paroles sur la mime. P., 1964. А.
 Рим.
  ПАНТОМИМА цирковая - назв. тематич. сюжетного представления. В
 цирковых П., наряду с мимич. сценами, используется текст (диалоги,
 монологи), представление насыщается цирковыми трюками, феерич.
 эффектами. На арене лондонского цирка Аст-лея в конце 18 в. и особенно
 парижского цирка Фран-кони в нач. 19 в. развитие получает постановочная,
 батальная, романтич. П., в к-рой гл. внимание уделяется конным сценам и
 феерич. эффектам. В период утверждения диктатуры Наполеона I в цирке
 Фран-кони ставятся романтич. П., возвеличивающие сильную личность
 ("Смерть капитана Кука", "Фра-Дья-воло", "Мазепа" и др.). Особенный
 успех имели П., прославляющие Францию и ведущиеся ею войны ("Победа
 Виллара", "Конде, или Победа при Рокруа" и др.). Йостепенно в П.
 включались и разговорные сцены. В 30-е гг. 19 в. прославление Франции и
 гл. обр. Наполеона в цирковой П. усиливается, в то же время П.
 приобретает мелодраматич. направленность ("Аустерлиц",
 "Республика,империя и сто дней", "Египетские пирамиды" и др.). Наличие в
 представлениях большого количества разговорных сцен привело к тому, что
 действие часто переносилось с арены на сцену (на арене шли только
 батальные конные эпизоды).
  С'конца 19 в. ставились детские П. В 1873 в цирке Э. Ренца в Берлине,
 в 1875 в цирке Г. Чинизелли в Петербурге шла П.-балет "Золушка", все
 роли в к-рой исполняли дети, в 1882 у Чинизелли - "Тысяча и одна ночь".
 Ставились также П.-дивертисменты, включающие танцы: "Русская свадьба"
 (1884), "Парижская жизнь" (1897) - в Петерб. цирке Чинизелли и др. При
 пост. цирковой П. арена заполнялась водой (в 1886 в Париже был открыт
 цирк со спец. устройством для пост. представлений на воде). В нач. 19 в.
 "обстановочные" П. шли в берлинском цирке П. Буша. Мн. из них
 пропагандировали колониальные империалистич. устремления крупной нем.
 буржуазии ("В Юго-Восточной Африке", "Сибирь" и др.). В конце 19 в. в
 США в цирках Буффало Билла ставились П. из жизни пионеров освоения амер.
 материка, при этом индейцы изображались жестокими и вероломными, а белые
 завоеватели смелыми и благородными. П., пропагандировавшие
 империалистич. устремления рус. буржуазии, шли в 1914-17 в моск. цирке
 Никитиных: "Русские герои на Карпатах..." и др.
  Иную направленность и широкое развитие получила П. в сов. цирке.Уже в
 20-е гг. на аренах моск., петрогр. и др. цирков шли агитационные П. В
 Москве была пост. П. "Чёрный пират" (1929, реж. Э. М. и В.Ж.Тру-цци) о
 борьбе франц.крестьян с угнетателями-феодалами, затем "Махновщина"
 (1929, сценарий В. 3. Масс, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б. Краснянский) о
 борьбе Красной Армии с контрреволюц. бандитами. В 1930 пост. П.-феерия
 "Москва горит" Маяковского, рисующая эпизоды революции 1905. Среди П.
 30-х гг.- "В огне восстаний" Г. С. Венецианова и А. А. Жарова (1931,
 Москва, реж. Н. М. Горчаков) о борьбе инд. народа против колонизаторов,
 "Бунтарь Кармелюк" (1931, Киев, пост. Г. П. Юры) о герое укр. народа. В
 1936 ленингр. цирк пост. "Шамиль" Кузнецова (реж. В. В. Максимов).
  Во время Великой Отечеств, войны пост. П.: "Трое наших" (1942,
 Москва, сценарий А. Н. Афиногенова и М. И. Бурского, пост. Н. М.
 Горчакова и А. Н. Ши-рая), "На подступах Москвы" (1943, Ташкент),
 "Народ-вые мстители" (1943, Иванове и др.). В 50-х гг. пост. "Песня
 докеров" (1950, Казань, сценарий и пост. М. С. Местечкина), "Маленький
 Пьер" (1951, Москва, сценарий В. А. Никулина,пост. М. С. Местечкина),
 "Приключение поводыря с медведем" (1953, Ленинград, сценарий Н. Р.
 Эрдмана, пост. Н. Н. Зиновьева), "Карнавал на Кубе" (1962, Москва,
 сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Местечкина, Ю. В. Никулина, пост. М.
 С. Местечкина), "Бахчисарайская легенда" (1963, пост. Н. Н. Зиновьева,
 Минск).
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М.,
 1953; его же. Советский цирк, М., 1963. Я). Д.
  ПАНФ‚РОВ, Фёдор Иванович [ 20. IX (2. X). 1896- 10.IX.1960] - рус.
 сов. писатель, драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1926. Деп. Верх.
 Сов. СССР 2-4-го созывов.Начал печататься в 1920. Автор романов "Бруски"
 (1928-37) и др. В 1934-36 был гл. ред. журнала "Колхозный театр". В 20-е
 гг. П. написал ряд пьес для деревенского т-ра, рисующих ломку сознания
 крестьян, устремления середняцко-бедняцких слоев сов. деревни к единению
 с городом, с рабочими,- "Пахом", "Дети земли" (1922), "Мужики", "Урод"
 (1924), "Бунт земли", "Стальной конь" (1926). Роман "Бруски"
 неоднократно инсценировался. В 1928 по мотивам первой книги "Брусков" П.
 написал пьесу "Развал". В 1929 Первый рабочий т-р Пролеткульта пост.
 "Бруски" (инсц. автора и В. Ф. Плетнёва, реж. B.C. Смышляев), в 1935 в
 моск. Современном т-ре УМЗП шла пьеса "30-й год" (по 3-й части
 "Брусков"). В 1939 П. написал пьесу "Жизнь" по мотивам 1-го и 2-го тт.
 "Брусков" (Малый т-р). Гос. пр. СССР (1948, 1949).
  Др. пьесы: "Твёрдой поступью" (1934, МРХТ), "Варя Курбатова" (1959.
 Драм. т-р, Вологда), "Когда мы красивы" (1952).
  Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1958-59. Лит.: Гречишников В.,
 Творчество Панферова, М 1934; А л пер с Б., Страна Муравия, "Театр",
 1939, .Ne 11-12; Левин М., Реабилитация "Жизни", там же, 1940, ј 6. С.
 Г.
  ПАНЧ (англ. Punch, сокращ. от Puncinello)- персонаж англ. нар. т-ра
 кукол. Впервые появился в Англии в 1662 в представлениях итал.
 марионеточни-ков. Со временем стал постоянной маской шута в кукольных
 представлениях. П.- горбун в остроконечном колпаке, с длинным
 крючковатым носом, гуляка, плут, весельчак, драчун. Собрат Пульчинеллы,
 Полишинеля, Петрушки. С конца 18 в. П.- ручная (перчаточная) кукла,
 становится центр, фигурой спектакля. П. - воплощение анархич. бунта
 "низов" против феодально-бурж. устоев, права, религии; он избивает и
 убивает всех, кто стоит у него на пути, даже чёрта. Стычки П. с судьёй,
 констеблем и др. "власть имущими" создали ему особую популярность у
 массового зрителя.
  Лит.: Collier J. P., Punch and Judy, 6 ed L 1873; The tragical comedy
 or Comical tragedy of Punch and Judy, L., 1928; Stead P. J., Mr. Punch,
 L., [1950]-S p e a i g h t G." The history of the English puppet
 theatre, N Y., [1955]; "Ceskoslovensky loutkar", 1962, c 11, s. 243; J.
 М., Pametni deska Punchovi, там же, 1962, c. 6. И.'Б.
  ПАНЧЕХИН, Николай Дмитриевич [ р. 11 (24). III. 1901] - рус. сов.
 артист оперы (бас-кантанте). Засл. арт. РСФСР (1940). Музыке учился в
 Чите и Владивостоке. В 1924 -26- артист Театра-студии им. Шаляпина,
 1926-28 - Оперной студии-театра, 1928-41 - Оперного т-ра им.
 Станиславского в Москве. В 1941- 1959-солист Моск. муз. т-ра им.
 Станиславского и Немировича-Данченко. Обладал голосом суховатого тембра,
 ровно звучавшим во всех регистрах, высокой спенич. культурой. Лучшие
 партии: Суворов (о. п. Василенко, 1942, первый исполнитель), Борис
 Годунов.
  Партии: Николай Болконский ("Война и мир"), Тка ченко ("Семён Котко"
 Прокофьева); Писарь, Сальери'("Майская ночь", "Моцарт и Сальери"
 Римского-Корсакова) Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Дон Базилио и др.
  Лит.: Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952;
 Театр, М., ВТО, 1944, с. 12426;
  Станиславский К. С., Материалы. Письма. Иссле дования, М., 1955
 (Театр. наследие, I), с. 291, 293 683
  ПАНЬКЙВСКИЙ, Северин Фёдорович [12(24). IV. 1872-23.IV.1941] - укр.
 актёр, режиссёр. Род. в Галиции в семье священника. В 1897-99 работал в
 труппе М. Л. Кропивницкого, в 1899-1900- в труппе М. П. Старицкого, в
 1900 - в объединённой труппе корифеев укр. т-ра, в 1905-06 - в т-ре
 об-ва "Руська бесща". С 1906 - актёр т-ра Н. К. Садовского, где впервые
 выступил как режиссёр. В 1917 П. вместе с Л. Курбасом издавал первый
 укр. театр. журн. "Теа-тральш в1сти". Затем работал в разл. укр.т-рах
 (укр. нар. т-ре - 1918-19, Первом гос. драм. т-ре им.
 Шевченко-191920).П.-мастер эпизодич. ролей.Успешно выступал в комедийном
 репертуаре: Свидетель ("По ревизии" Кропивницкого), Пеньонжка, Стёпочка
 Кра-марюк ("Мартын Боруля", "Житейское море" Карпен-ко-Карого); играл
 роли резонёров-Максим ("Пока солнце взойдёт..."), Осип ("Ревизор"), и
 драм. роли - Микола ("Украденное счастье" Франко). П. обладал красивым
 тенором, выступал в вокальных партиях (Меркурий - "Энеида" Лысенко и
 др.). Выступал как режиссёр-педагог (с 1908), пропагандировал на укр.
 сцене систему К. С. Станиславского. С. Б.
  ПАНЬОЛЬ (Pagnol), Марсель (р.28.II.1895)-франц. драматург, сценарист,
 кинорежиссёр. Чл. Франц. академии (с 1946). Драматургич. деятельность
 начал комедией "Жозеф хочет остаться честным" (совм. с П. Нивуа; 1923,
 т-р "Варьете", Марсель). Комедии "Продавцы славы" (совм. с Нивуа, 1925,
 "Т-р де ла Мадлен", Париж) и "Топаз" (1928, т-р "Варьете", там же)
 определили значение П. в истории франц. драматургии и т-ра.
 Мещански-развлекат. пьесам П. противопоставил социальную комедию
 характеров. С яз вительным сарказмом он рассказал о катастрофич. падении
 морали, представлений о любви, чести, совести в бурж. мире, где царит
 дух авантюрных спекуляций, шантажа. Иной мир изображает П. в комедиях
 "Мариус" (1929, "Т-р де Пари"), "Фанни" (1931, там же), "Сезар" (1946,
 "Т-р де варьете", Париж). Герои этих комедий - марсельские мастеровые,
 мелкие чиновники, торговцы; их переживания неглубоки, ссоры и размолвки
 нелепы, но отношения между этими людьми отличаются искренностью,
 доброжелательностью. Характерам, созданным П., иногда присуща
 мелодраматичность, но чаще - чисто галльская искристость, жизнелюбие.
 Резко отличается от др. произв. П. пьеса "Иуда" (1955, "Т-р де Пари"), в
 к-рой он оправдывает предательство.
  В Сов. Союзе ставились пьесы "Продавцы славы" (Большой драм. т-р,
 1925, МХАТ, 1926, Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина, 1956, под
 назв. "Торговцы славой") и "Топаз" [под назв. "Болото";
  Ленингр. т-р "Комедия", Моск. драматический т-р (б. Корш), оба в
 1929, Ярославский т-р им. Волкова, 1933].
  С оч : Theatre complet, P., 1949; Oeuvres dramatiques..., P., 1954; в
 рус. пер. - Торговцы славой, М., 1926; Мариус, Фанни, М., 1960; Топаз, в
 кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960.
  Лит.: Lаlou R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1961. В. Бал.
  ПАПАДАКИ (ПатсаЬах), Елени (окт. 1908-21.XII. 1944) - греч. актриса.
 Училась в греч. консерватории в Афинах. Творч. деятельность начала в
 1925 в труппе "Т-ра иск-в" (рук. С. Мелас), затем работала в др.
 труппах. С 1932 выступала на сцене Нац. т-ра (Афины). Актриса большого и
 разностороннего дарования, П. обладала высоким сценич. мастерством,
 большой культурой речи" Её образы отличались изяществом внешнего
 рисунка, глубоким раскрытием психологии сценич. персонажа.
  Вершиной творчества П. было сценич. воплощение героинь др.-греч.
 трагедии. Актриса создавала образы, исполненные душевной красоты и
 нравств. силы (Антигона, Ифигения, Геку-ба и др.).
  Роли: Дездемона; Порция ("Венецианский купец"), Се-лимена
 ("Мизантроп" Мольера), Нина ("Чайка"), Падчерица ("Шесть персонажей JB
 поисках автора" Пиранделло) и др.
  Лит.: Г Х т] v о и Г.,2рес OXT]VT,I. Bt(3Xiov 2-o'Arvai 1961
  ' Д- 'С. ПАПАЗЯН, Арусяк (1841-1907) - арм. актриса. Первая женщина
 среди проф. арм. театр. деятелей. Род. в Стамбуле (Константинополь).
 Нек-рое время работала учительницей, затем посвятила всю жизнь сцене. В
 1857-59 играла в труппе драматурга С. Эки-мяна, с 1861 стала ведущей
 актрисой первого арм. проф. т-ра "АреЕелян татрон" (Константинополь),
 играла в драмах Гюго, Вольтера, комедиях Мольера. П. обладала ярким
 актёрским темпераментом, богатой и выразительной мимикой. Для её иск-ва
 характерны глубина психологич. характеристик, мастерство декламации,
 романтич. пафос. Актриса насыщала образы женщин, протестующих против
 тирании, гражд. пафосом и пользовалась огромным успехом у арм. молодёжи,
 угнетаемой султанской властью. М. Налбандян и др. передовые арм. деятели
 высоко ценили иск-во П. После закрытия т-ра "Аревелян татрон" султанским
 правительством П. выступала в др. арм. труппах, а с нач. 80-х гг. 19 в.,
 когда все арм. спектакли в Турции были запрещены, вела нищенское
 существование и заболела психически.
  Роли: Роксана ("Аршак II" Пешикташляна), Сандухт ("Дева Сандухт"
 Терзяна), Франческа ("Франческа да Ри-мини" Пеллико), Бланш ("Король
 веселится" Гюго), Люсинда ("Лекарь поневоле" Мольера), Эльмира
 ("Тартюф"), Элиза ("Скупой").
  Вместе с Арусяк П. на сцену "Аревелян татрон" вступила её сестра А х
 а в н и П. (1844-1913). Она обладала хорошими сценич. данными, выступала
 в ролях амплуа субреток и инженю (Белина-"Мнимый больной" и др.).
  Лит.: Степанян Г., Арусяк Папазян, Ереван, 1955; его же. Очерк
 истории западно-арм. т-ра, т. 1, Ереван, 1962 (обе на арм. яз.). /\
 Т.-С.
  ПАПАЗЯН, Ваграм Камерович (р.6.1.1888, Стамбул) - арм. сов. актёр.
 Нар. арт. СССР (1956). Учился в Стамбуле (Константинополь) и Венеции,
 затем - в Миланской академии художеств (1908-1911). Совершенствовался в
 Париже. Сценич. деятельность начал в Стамбуле в 1902. В 1913-15 выступал
 в Баку и Тифлисе в арм. труппах. Затем играл вновь в Стамбуле.
 Участвовал в спектаклях (в Италии и за её пределами) трупп Э. Дузе, Э.
 Цаккони, Д. Грассо, Э. Новелли. В 1922 переехал в Сов. Армению.
 Гастролировал в разл. городах СССР. В 1932 в парижском т-ре "Одеон"
 играл роли Отелло и Гамлета. В 1934-35 П. было присвоено звание нар.
 арт. Армении, Грузии и Азербайджана. В 30-40-х гг. выступал эпизодически
 в т-рах Закавказья, Украины, РСФСР. В 1941-44 - актёр Ленинградских
 театров им. Горького и им. Пушкина, с 1954 - актёр Театра им. Сундукяна.
  Унаследовав богатейшие традиции европ., в частности итал., актёрского
 иск-ва 19 в., П. в то же время развивал традиции нац. арм. трагедийного
 театра. Был последователем Адамяна и оказал огромное влияние на др. арм.
 трагиков. П. создал образы в клас-сич. драматургии:
  Отелло (1908), Ромео (1908), Гамлет (1912), Макбет (1927), Лир
 (1941); 'Дон-Жуан (Мольера, 1913); Освальд (1920), Арбенин ("Маскарад",
 1917), Протасов ("Живой труп", 1952). В арм. репертуаре П. играл:
  Сейрана ("Намус" Ширванзаде, 1915), Вардана ("Васак" Де-мирчяна,
 1917), Кара ("Капказ-Тамаша" Ча-ренца, 1926), Жоржа ("Кум Моргана"
 Ширванзаде, 1927) и др.
  Коронная роль П.- Отелло. Ещё в первый период работы над ролью Отелло
 П. раскрывал в своём исполнении драматич. тему расового конфликта. В
 условиях деспотия, султанского режима подобная трактовка выражала
 протест против националистич. политики. Отточенная техника, блестящий
 артистизм, дар монументальных обобщений сочетаются у П. с аналитич. умом
 актёра-исследователя. П. выражает на сцене человеческие страсти, не
 страшась подчас их чрезмерности, гиперболизации. Актёр-гастролёр, П.
 стремился подчинить себе сценический ансамбль, возродить
 спектакль-монодраму. П. - автор двухтомных мемуаров, исследования, поев.
 исполнению Отелло, и др.
  Соч.: По театрам мира, Л.-М., 1937; на арм. яз.- Взгляд в прошлое, т.
 1-2, Ереван, 1956-57; Долг сердца, Ереван, 1959; Мой Отелло, Ереван,
 1964.
  Лит. на арм. яз.: Ваграм Папазян, Ереван, 1959. р. 3.
  ПАПАЗЯН, Вртанес (13.IV.1866-26.IV.1920) - арм. писатель, драматург.
 В 90-х гг. 19 в. написал комедию "Портной Маркое", в Тегеране была пост.
 его драма "На заре". В 1903 написал пьесу "Поток" "из жизни арм.
 интеллигенции. Автор ряда историч. пьес: "За родину" (1911), "Мать
 отступника" и др. Драма П. "Утёс" (1905) отразила передовые идеи первой
 рус. революции 1905-07. В этой пьесе П. разоблачал ростовщиков, сельских

<< Пред.           стр. 579 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу