<< Пред.           стр. 581 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 слившимися труппами Мольера и т-ра "Маре" в староаристократич. части
 города, Сен-Жермен-ском предместье, был создан драм. т-р "Комеди
 франсез". Этот т-р, подчинённый непосредственно королевскому двору, стал
 надолго одним из немногих привилегированных т-ров П. К нач. 80-х гг. 17
 в. окончательно сформировалась труппа т-ра "Комеди Италъенп".
  С сер. 18 в. на т. н. Больших бульварах П. (особенно на бульваре
 Тампль)- излюбленном месте прогулок и увеселений мелкой буржуазии,
 ремесленников, стали возникать т-ры, к-рые получили назв. театров
 бульваров, - т-р Ж.Б.Николе (с 1764 наз. "Т-р де гран дансёр дю руа", с
 1791- "Гете"), "Амбигю-комик" (в 1769), "Варьете амюзант" (в 1778; см.
 "Забавное варьете"), "Порт-Сен-Мартен" (в 1781), "Де-ласман-комик" (в
 1785). Эти т-ры сделались наряду с привилегированными т-рами средоточием
 театр. жизни столицы. В 1782 открылся т-р "Шатле" (до наст. времени -
 самый большой театр. зал в П.), в 1783 - "Одеон", в 1784 - "Поле-Рояль",
 в 1789 - "Т-р дю месье" (с 1791 наз. "Т-р Фейдо"). В годы,
 предшествовавшие франц. бурж. революции конца 18 в., кроме т-ров,
 расположенных в центре, в аристократич. кварталах города и на бульварах,
 устраивались балетные представления с фейерверком в садах П., весной
 начинали работу т-ры на ярмарках, существовал т-р китайских теней.
  Во время революции театр. жизнь столицы особенно активизировалась. В
 1789 т-р "Комеди Франсез" пост. трагедию "Карл IX" Шенье, направленную
 против деспотизма, лицемерия политиканов и служителей церкви. Этот
 спектакль . вызвал раскол труппы (см. "Нации театр"). Декрет о свободе
 театров, провозглашённый в 1791, освободил т-ры от подчинения двору и
 передал руководство ими городским властям, а затем комиссии нар.
 просвещения Конвента, этот декрет способствовал появлению мн. новых,
 хотя и недолговечных театр. коллективов. В П. было открыто 19 т-ров, в
 т. ч. Т-р Мольера (в 1791) - здесь ставились пьесы, проникнутые
 ре-волюц. патриотич. пафосом, т-р "Водевиль" (в 1792), в к-ром
 господствовали весёлые водевили с куплетами, ариеттами, пользовавшиеся
 большой популярностью среди демократич. части зрителей. Несмотря на
 материальные трудности, Конвент субсидировал т-ры, ставящие героич.,
 республиканские пьесы. Декрет о регламентации зрелищ обязывал т-ры рав в
 неделю давать бесплатные спектакли. Важной частью театр. политики
 якобинских властей была организация в П. массовых революц. празднеств,
 широко включающих элементы театрализации.
  Победа бурж. контрреволюции после 9 термидора уничтожила культурные
 завоевания якобинцев - были запрещены пьесы якобинского репертуара,
 уничтожены проекты организации массового нар. т-ра, ликвидирована
 комиссия нар. просвещения,т-ры переданы в ведение полиции. В годы Первой
 империи (1804-1814) при Наполеоне издано неск. декретов, практически
 отменивших Декрет о свободе т-ров 1791. Декретом от 1807 в П. были
 оставлены привилегированные т-ры "Комеди Франсез", "Одеон" (под назв.
 "Т-р императрицы"), Парижская Опера, "Опера комик" (осн. в 1715) и
 бульварные т-ры "Гете", "Амбигю-комик", "Варьете", "Водевиль". Т. н.
 Московский декрет Наполеона (1812) подчинил работу т-ра "Комеди Франсез"
 государственно-полицейскому контролю.
  В период Реставрации (1815-30) в П. было 22 т-ра, власти допускали.
 количественный рост бульварных т-ров, но стремились придать их
 деятельности буржуазно-охранительный характер. В 1816 был открыт театр
 "Фюнам-бюль" - наиболее демократич. бульварный т-р П., посещаемый гл.
 обр. ремесленниками и рабочими; здесь выступал Ж. Б. Г. Дебюро,
 знаменитый актёр пантомимы. В 1820 основан т-р "Жимназ", где сложился
 блестящий актёрский ансамбль, а в репертуаре утвердились жанры комедии и
 водевиля. В 1822 открылся т-р "Ателье" (под наев. "Т-р Монмартра"). Т-р
 "Порт-Сен-Мартен" стал к этому времени любимым т-ром оппозиционно
 настроенной молодёжи. Т-ры "Гете" и "Амбигю-комик" ставили "кровавые"
 мелодрамы. Т-ры "Водевиль" и "Варьете" по-прежнему привлекали
 демократич. зрителя жизнерадостной, а иногда и едкой насмешкой, высоким
 комедийным мастерством. "Комеди Франсез" продолжал оставаться
 субсидируемым "королевским" т-ром, оплотом классицистского репертуара.
  Во время революции 1830 т-ры П. с огромным энтузиазмом откликнулись
 на политич. события. В спектакле т-ра "Водевиль" "27, 28 и 29 июля"
 Дювера и Араго показывались сцены баррикадных боёв, приветствовалось
 уничтожение цензуры и т. д. Были возобновлены пост. пьес, написанных в
 годы революции 1789-94. Этапным событием в театр. жизни П. и всего
 франц. т-ра 19 в. стала пост. "Эрнани" Гюго (1830, т-р "Комеди
 Франсез"). В 1831 правительством Луи Филиппа был издан закон, к-рый
 запрещал т-рам "подстрекательство к действиям" против короля, религии и
 т. п. В 1835 были проведены т. н. "сентябрьские законы", к-рые
 восстановили строгую цензуру, карали штрафом противоправительственные
 выпады и т. п. Среди новых т-ров, открытых в 30-е гг., бульварные т-ры:
 "Эберто" (в 1830, под назв. "Батиньоль-Монсо"), "Фоли-драматик" (в
 1831), "Ренессанс" (в 1838). Ведущий жанр в бульварных т-рах этого
 времени - мелодрама, к-рая постепенно утрачивает социально-обличит.
 тенденции. После разгрома Парижского восстания под рук. Л. О. Бланки
 (1839) к власти пришли наиболее консервативные круги франц. финансовой
 буржуазии. В репертуаре 40-х гг. утверждаются пьесы, выражающие интересы
 этих кругов. В 1848 в дни вооружённой борьбы на улицах П. мн. т-ры были
 закрыты. В работавших т-рах перед началом спектакля исполнялась
 "Марсельеза". Т-р "Порт-Сен-Мартен" после утренних боёв устроил
 бесплатное представление, открывшееся пением "Марсельезы" и продолженное
 показом социальной мелодрамы "Парижский тряпичник" Пиа, в к-рой
 развращённости финансовой буржуазии противопоставляется моральная
 чистота представителей демократич. слоев. Поражение парижского
 пролетариата в июне 1848 и победа реакц. буржуазии сделали невозможными
 любые проявления революц. настроений.
  В 50-60-х гг. 19 в. в стране бурно развивались промышленность и
 торговля. П. стал мировым финансовым центром, отражавшим "золотой век"
 бурж. Франции. Во время Второй империи (1852-70) в П. возникли
 многочисл. т-ры лёгких жанров; ставились преим. водевили, оперетты,
 фарсы и т. п., устраивались разнообразные развлечения в увеселит. садах,
 кафе, кабачках. В 50-70-х гг. открыты: т-ры оперетты "Буфф-Паризьен" (в
 1855), "Т-р Дежазе" (в 1859), "Фо-либержер" (в 1872; позже стал
 мюзик-холлом), кафе-концерт и драм. т-р "Т-р Эдуарда" (в 1858),
 театр-цирк "Шато-д'о" (в 1866; с 1883 работал под раал. назв., с 1903
 наз. "Альгамб-ра"). Наиболее популярным т-ром оперетты в П. стал во 2-й
 пол. 19 в. т-р "Фоли-драматик". В 1862 было построено здание оперного
 т-ра, где были осуществлены триумфальные пост. опер "Травиата",
 "Риголетто"; в 1898 этот т-р был приобретён Сарой Бернар и назван её
 именем. В 1871 "Королевская академия музыки" была переименована в Нац.
 т-р оперы, к-рый с 1875 наз. "Гранд-Опера".
  В дни Парижской Коммуны 1871 правительство приступило к перестройке
 т-ра, стремясь превратить иск-во в средство обществ, воспитания. Но в
 короткий срок существования Коммуны не удалось внести значит, изменений
 в характер театр. жизни П. В дни Коммуны т-ры, ненавидевшие рабочее
 правительство (в т. ч. "Водевиль", "Комеди Франсез"), перестали
 работать. Лишь отдельные актёры (Агар, Борда) участвовали в концертах
 для народа и армии.
  В конце 19 в. в П. были организованы А. Антуаном "Свободный театр" (в
 1887) и Т-р Антуана (в 1897, см.Антуа-на театр), деятельность к-рых
 противостояла коммерч.т-рам, не заинтересованным в художеств. ценности
 спектакля. Кризис бурж. т-ра на рубеже 19-20 вв. сказался в художеств.
 практике парижских т-ров- "Театра сГ ар" под рук. П. Фора (открыт в
 1890) и "Эвр" под рук. О. М. Люнье-По (открыт в 1893). В нач. 20 в. в П.
 открылся "Т-р д'ар", в к-ром эстетские спектакли ставил реж. Ж. Руше.
 Своеобразный протест против пошлости, господствовавшей на сцене т-ров
 П., проявился в деятельности т-ра "Въё коломбье", основанного Ж. Копо (в
 1913). В 1913 открылся "Т-р Елисейских полей" (см. "Елисейских полей
 театр"), где выступала рус. балетная труппа под рук. С. П. Дягилева,
 проходили гастроли Ф. И. Шаляпина. Накануне 1-й мировой войны П.
 становится, по выражению Р. Роллана, "ярмаркой на площади".
 Дельцы-предприниматели организовывали пышные мюзик-холльные ревю,
 выступления разл. "звёзд".
  В 1920 р П. начал работу Национальный народный театр под рук. Ф.
 Жемье. В 1922 с приходом реж. Ш. Дюллена активизировалась деятельность
 т-ра "Ателье". В здании Т-ра Елисейских полей с нач. 20-х гг. выступали
 наиболее значит. труппы 1-й пол. 20 в.- Ж. Питоева, Л. Жуве. Наиболее
 популярным бульварным т-ром П. стал "Жимназ". В 1930 получил известность
 т-р "Монпарнас" (существовал с 1772), к-рый возглавил реж.Г. Бати.В 30-е
 гг. во время борьбы Нар. фронта в П. возник Нар. т-р под рук. А.
 Лесюэра, был организован Дом культуры, в работе к-рого принимали участие
 театр. деятели.
  Во время 2-й мировой войны и фашистской оккупации мн. актёры
 парижских т-ров приняли участие в Движении Сопротивления (в т. ч. Б.
 Бретти, Ж. Йоннель). Среди пост. этого периода: "Мухи" Сартра (1943,
 Гор. т-р) - памфлет, направленный против фашистской диктатуры,
 "Антигона" Ануя (1943)-спектакль, проникнутый тираноборч. пафосом. В
 1940 во главе т-ра "Ателье", развивающего прогрессивные принципы Ш.
 Дюллена, стал А. Барсак. В 1946 начали работать "Т-р де пош" и труппа М.
 Рено - Ж. Л. Барро (в наст. время выступает в здании т-ра "Одеон").
  В П. ок, 60 т-ров, в т. ч. гос. т-ры "Гранд-Опера", "Опера комик",
 "Комеди Франсез", Нац. нар. т-р (помещается во дворце Шайо), Обширную
 группу т-ров П. составляют частные т-ры "Амбигю", "Жимназ",
 "Пале-Рояль", "Порт-Сен-Мартен", "Нувоте","Варьете","Капюсин" и др.Все
 драм.т-ры, кроме "Комеди Франсез" и Нац. нар. т-ра, имеют временные 1
 труппы, создающиеся для пост. одной пьесы. В большинстве т-ров
 господствует развлекат. репертуар, сближающийся с программами многочисл.
 кабаре ("Мулен руж" и др.), театров-варьете, мюзик-холлов ("Казино де
 Пари", "Фоли бержер", "Лидо"). Большую часть репертуара театров П.
 составляют также пьесы на мистико-религиозные и мелодраматические
 сюжеты, драматургия т. н. "театра абсурда".
  Работают т-р пантомимы М. Марсо, цирки "Сирк д*ивер" (осн. в 1852),
 "Медрано" (осн. в 1875). В Т-ре Сары Бернар проходят Междунар. фестивали
 драм. иск-ва, во время к-рых выступают театр. коллективы всего мира. В
 П. находится между нар. центр Международного ин-та т-ра.
  Среди высших учебных заведений П.- Консерватория (осн. в 1795) и
 Схола канторум (осн. в 1894).
  В П. издаются театр. журналы: "Театр" ("Theatre"), "Ревю де л'истуар
 дю театр" ("Revue de histoire du theatre"), "Пари театр" ("Paris
 theatre"), "Авансен" ("Avant-scene") и др.
  ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА - см. "Гранд-Опера". ПАРИК в т е а т р е (от итал.
 parrucca)-одно из выразительных средств грима. Применяется гл. обр. в
 тех случаях, когда собственные волосы актёра не дают возможности сделать
 необходимую для данной роли причёску. П. способствует значит, изменению
 внешности актёра (так, напр., с помощью П. и различных волосяных наклеек
 можно изменить овал лица). П. изготовляется из человеческих волос,
 шерсти буйвола и ангорских коз, синтетич. нитей (капрона, нейлона),
 прикреплённых к матерчатой основе - монтюру, сшитому из тюля, газа и др.
 тонких тканей. Правильно подобранный П. (общий силуэт, цвет волос,
 причёска), иногда дополненный волосяными наклейками (борода, усы, баки),
 позволяет подчеркнуть эпоху, в к-рую разыгрывается действие спектакля,
 социальное положение, национальность и возраст героя, а также отдельные
 присущие ему личные качества (напр., аккуратность или небрежность,
 равнодушие к своей внешности или преувеличенное внимание к ней, вкус или
 вульгарность и т. д.). Характер П., как и грима в целом, зависит от
 особенностей пьесы и её образов, от стиля художеств. оформления
 спектакля и от актёрского и режиссёрского замыслов. Большое
 распространение в т-ре имеют историч. П., типичные для определённой
 эпохи, напр. т. н. "моль-еровские" пудреные П., парики 18 в. с "косой" и
 буклями, гладкие женские П. 19 в. с локонами, ниспадающими с висков, и
 т. д. Иногда П. придаётся утрированный, даже гротесковый характер.
 Широко используются П. комедийного, сатирич. характера, а также П.
 возрастные. В спектаклях на совр. тематику применение П. связано с
 необходимостью привести внешность актёра в соответствие с индивидуальной
 характеристикой героя. А. К а ж.
  ПАРЛИЧ (РагИс), Дмитрий (р. 19.X.1919) - югосл. артист балета и
 балетмейстер. Учился у Т. Гзовской, О. И. Преображенской и др. В 1938
 дебютировал в Белградском оперном т-ре, с 1941 был первым танцовщиком
 т-ра. Выступал в балетных труппах разл. оперных т-ров (Берлин, 1942-43;
 Вена, 1943-44;
  Загреб, 1945-46, и др.). В 1947, вернувшись в Белград, начал работу
 как балетмейстер, пост. балеты: "Коппелия" (1948), "Ромео и Джульетта"
 (1949), в к-ром исполнил партию Ромео. В 1958-62 П.- гл. балетмейстер
 Венской гос. оперы, в 1962-63 - римского т-ра "Опера". П.-один из
 ведущих балетмейстеров Югославии. Помимо сюжетных балетов, ставит совр.
 бессюжетные балеты, на симф. музыку. Его иск-во отражает влияние
 творчества балетм. Дж. Баланчина.
  Пост.: "Петя и Волк" на муз. Прокофьева (1951, Белград), "Любовь и
 колдовство" на муз. де Фальи (1954, там же), "Чудесный мандарин" Бартока
 (1957, там же), "Мечты" на муз. Берга (1958, Эдинбург), танцы в опере
 "Проданная невеста" (1959, Милан), "Битва" на муз. Банфильда ("Поединок
 Танкреда и Клоринды", 1962, Белград) и др.
  Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
  ПАРМСКИЙ ТЕАТР - см. Фарнезе театр.
  ПАРНАКЭС (наст. имя и фам.- Макар Т е р-Саркисян) (1855-1912) - арм.
 драматург. Был учителем, актёром-любителем. Писал одноактные комедии и
 водевили, ставившиеся в дореволюц. арм. т-ре:
  "Поэт", "Литературный вечер", "Холера", "Лекция", "200 ООО", "Ниссия"
 и др. Пьесы П. отличаются мягким юмором, живым, выразительным языком,
 метко характеризуют совр. писателю нравы. В. Т.
  ПАРНЭ (наст. фам. - Васильев), Георгий Васильевич (1901-1.V.1937) -
 чуваш, сов. актёр, режиссёр. Засл. арт. Чуваш. АССР (1933). Будучи в
 рядах Красной Армии, участвовал в спектаклях чуваш. передвижного т-ра
 при Казанском политотделе Зап. армии (1920). В 1921-22 - актёр и
 режиссёр Ци-вильского чуваш, нар. т-ра, с 1923-Чуваш, гос. т-ра. Играл
 роли героев-Сетнер ("Айдар" Осипова) и др. В 1925-28 - актёр и ассистент
 реж. студии "Чуваш-кино". В 1932 окончил ВГИК. В 1932-37 - гл. реж.
 Чуваш, гос. т-ра.
  Роли: Громов ("Аристократы" Погодина), Ахмет ("В огне" Айзмана),
 Шакман ("Садур и Илем" Максимова-Кошкин-ского).
  Пост.: "В деревне" Павлова (1932), "Айдар" Осипова, "Аристократы"
 (1934), "Платон Кречет" (1935), "Свои люди- сочтёмся" (1935).
  Спектакли П., отличавшиеся глубиной мысли, социальной заострённостью,
 способствовали становлению чуваш, т-ра. ф. р.
  ПАРОД (itdtpoSoc) - 1) В др.-греч. т-ре - открытый проход на орхестру
 между амфитеатром и зданием скены. Через П. перед началом спектакля
 входила часть зрителей, во время спектакля - хор. В 1 в. н. э., когда по
 рим. образцу были перестроены греч. т-ры, П. были наглухо заделаны.
 Проход актёров через П. имел условный смысл: через западный (правый от
 зрителей) П. вступал хор, якобы приходивший из Афин (актёр - через зап.
 дверь, ведшую на проскений), через вост. (левый) П.- хор, приходивший из
 чужой страны.
  2) В др.-греч. трагедии и древней аттич. комедии - первая вступит,
 песнь хора. Исполнялась под звуки маршевой музыки и сопровождалась
 танцами. Часто П. был соединением лирич. партии хора с монологом или
 диалогом актёров (напр., в "Прометее" Эсхила). Пение чередовалось с
 речитативом, декламацией. П. следовал обычно сразу за прологом. Две из
 дошедших до нас трагедий Эсхила ("Просительницы", "Персы") начинались с
 П.
  Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940. См. также
 лит. к ст. Древнегреческая драматургия и Древнегреческий театр. Над. М.
  ПАРОДИЯ (греч. TCaptpSia, от пара - против, вопреки и ?5ij - деснь,
 букв.- песнь наизнанку) -лит. жанр; произв., представляющее собой комич.
 или сатирич. переосмысление к.-н. явления иск-ва. Темой П. может быть
 также определённое общественно-политич., бытовое или др. событие. П.-
 своеобразное ответвление комедии, сатиры. Осмеивая то или иное явление,
 П. вызывает иронич., критич. либо отрицательное отношение к нему. Основа
 П. строится обычно на подчёркнутом противопоставлении, контрастирова-нии
 формы и содержания; используя характерные отличия внешней формы
 пародируемого оригинала, создатели П. облекают в эту форму новое, не
 соответствующее ей содержание. Происходит неизбежное смещение
 первоначальных представлений и образов другими. Эта контрастность даёт
 определённый комедийный эффект.
  П.- одно из острых средств художеств. полемики и критики - всегда
 использовалась в драматургии и т-ре. Ещё в Др. Греции к П. обращался
 Аристофан ("Облака" - П. на софистов и Сократа;
  "Женщины на празднике Фесмофорий", "Лягушки" - П. на трагедии
 Еврипида). В Англии 17-18 вв. в жанре П. были написаны пьесы "Рыцарь
 пламенеющего пестика" Бомонта и Флетчера (1607) на пьесу Т. Хейвуда
 "Четыре лондонских подмастерья";
  "Репетиция" Дж. Бекингема (Дж. Вилье, герцога Бекингемского, 1671) -
 П. на героич. драму Дж. Драйдена; "Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть
 Великого мальчика-с-пальчика" Филдинга (1730) и "Критик" Шеридана (1779)
 - П. на нек-рые явления драматургии тех лет. Во Франции многочисленные
 П. созданы в парижском т-ре "Комеди Итальенн" и в ярмарочных т-рах, в т.
 ч.: "Глупая ссора или Критика "Андромахи"" Скобинни (1668), "Эдип
 наизнанку" (1718), "Болус" (1731) Пирона - П. на трагедии "Эдип" и
 "Брут" Вольтера, "Роковая вилка" (1826), "Романтический Эдип" (1829)
 Платена-П., высмеивавшие "трагедию рока".
  С П., в частности, связано возникновение оперетты - пародийные
 оперетты Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха (50-е гг. 19 в.).
  В России П. восходит к драматургии А. П. Сумарокова. В комедии
 "Тресотиниус" (1750) автор осмеивал поэта В. К. Тредиаковского. К П.
 относятся "Трумф" (1800) И. А. Крылова - П. на классицистскую трагедию,
 "Урок кокеткам, или Липецкие воды" Загоскина (1815)-П. на
 сентименталистское направление в лит-ре. В 20 в. жанр П. развивали т-ры
 "Кривое зеркало" и "Летучая мышь" ("Вампука" - П. на оперные штампы,
 "Ревизор"-на совр. режиссуру), а в сов. время - "Синяя блуза", т-р Дома
 печати, Моск. и Ле-нингр. т-ры миниатюр.
  Особой популярностью пользуется П. в цирке, в кукольном т-ре, на
 эстраде: с П. выступают Карандаш (M. H. Румянцев), Олег Попов, С. В.
 Образцов, А.-И. Райкин, Л. О. Утёсов и мн. др.
  Лит.: Бегак Б."Кравцов H., Морозов А." Русская литературная пародия,
 М.-Л., 1930; Б е р-к о в П. H., Из истории русской пародии XVIII-XX
 веков, в сб.: Вопросы сов. литературы, т. V, М.-Л., 1957; К у з не-ц о в
 Ев г., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 293-98; Delepierre
 (О.), La parodie, L., 1871;
  Um lauft Fr., Das Buch der Parodien und Travestien aus alter und
 neuer Zeit, 2. Aufl., W., 1909; L i n d s а у F.W., Dramatic parody by
 marionettes in Eighteenth century Paris, N. Y., 1946. Л. Шн,
  ПАРОНЯН, Акоп Ованесович [2(14).XI.1843, Адрианополь,-27 .V.1891,
 Константинополь] - арм. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в
 сер. 60-х гг. 19 в. комедией "Слуга двух хозяев". В 1868 в
 Константинополе написал комедию ".Восточный дантист", в 1870 - "Льстец".
 Редактировал газеты "Татрон" (1874-77) и др., где
  ---------- печатал литературоведч. и театральные статьи, переводы с
 франц., греч., был основоположником реалистич. направления в зап.-арм.
 литературе и драматургии. Творчество П. открывает новый период развития
 зап.-арм. литературы, начало утверждения реализма. Высмеивая мелодрамы и

<< Пред.           стр. 581 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу