<< Пред. стр. 581 (из 913) След. >>
слившимися труппами Мольера и т-ра "Маре" в староаристократич. частигорода, Сен-Жермен-ском предместье, был создан драм. т-р "Комеди
франсез". Этот т-р, подчинённый непосредственно королевскому двору, стал
надолго одним из немногих привилегированных т-ров П. К нач. 80-х гг. 17
в. окончательно сформировалась труппа т-ра "Комеди Италъенп".
С сер. 18 в. на т. н. Больших бульварах П. (особенно на бульваре
Тампль)- излюбленном месте прогулок и увеселений мелкой буржуазии,
ремесленников, стали возникать т-ры, к-рые получили назв. театров
бульваров, - т-р Ж.Б.Николе (с 1764 наз. "Т-р де гран дансёр дю руа", с
1791- "Гете"), "Амбигю-комик" (в 1769), "Варьете амюзант" (в 1778; см.
"Забавное варьете"), "Порт-Сен-Мартен" (в 1781), "Де-ласман-комик" (в
1785). Эти т-ры сделались наряду с привилегированными т-рами средоточием
театр. жизни столицы. В 1782 открылся т-р "Шатле" (до наст. времени -
самый большой театр. зал в П.), в 1783 - "Одеон", в 1784 - "Поле-Рояль",
в 1789 - "Т-р дю месье" (с 1791 наз. "Т-р Фейдо"). В годы,
предшествовавшие франц. бурж. революции конца 18 в., кроме т-ров,
расположенных в центре, в аристократич. кварталах города и на бульварах,
устраивались балетные представления с фейерверком в садах П., весной
начинали работу т-ры на ярмарках, существовал т-р китайских теней.
Во время революции театр. жизнь столицы особенно активизировалась. В
1789 т-р "Комеди Франсез" пост. трагедию "Карл IX" Шенье, направленную
против деспотизма, лицемерия политиканов и служителей церкви. Этот
спектакль . вызвал раскол труппы (см. "Нации театр"). Декрет о свободе
театров, провозглашённый в 1791, освободил т-ры от подчинения двору и
передал руководство ими городским властям, а затем комиссии нар.
просвещения Конвента, этот декрет способствовал появлению мн. новых,
хотя и недолговечных театр. коллективов. В П. было открыто 19 т-ров, в
т. ч. Т-р Мольера (в 1791) - здесь ставились пьесы, проникнутые
ре-волюц. патриотич. пафосом, т-р "Водевиль" (в 1792), в к-ром
господствовали весёлые водевили с куплетами, ариеттами, пользовавшиеся
большой популярностью среди демократич. части зрителей. Несмотря на
материальные трудности, Конвент субсидировал т-ры, ставящие героич.,
республиканские пьесы. Декрет о регламентации зрелищ обязывал т-ры рав в
неделю давать бесплатные спектакли. Важной частью театр. политики
якобинских властей была организация в П. массовых революц. празднеств,
широко включающих элементы театрализации.
Победа бурж. контрреволюции после 9 термидора уничтожила культурные
завоевания якобинцев - были запрещены пьесы якобинского репертуара,
уничтожены проекты организации массового нар. т-ра, ликвидирована
комиссия нар. просвещения,т-ры переданы в ведение полиции. В годы Первой
империи (1804-1814) при Наполеоне издано неск. декретов, практически
отменивших Декрет о свободе т-ров 1791. Декретом от 1807 в П. были
оставлены привилегированные т-ры "Комеди Франсез", "Одеон" (под назв.
"Т-р императрицы"), Парижская Опера, "Опера комик" (осн. в 1715) и
бульварные т-ры "Гете", "Амбигю-комик", "Варьете", "Водевиль". Т. н.
Московский декрет Наполеона (1812) подчинил работу т-ра "Комеди Франсез"
государственно-полицейскому контролю.
В период Реставрации (1815-30) в П. было 22 т-ра, власти допускали.
количественный рост бульварных т-ров, но стремились придать их
деятельности буржуазно-охранительный характер. В 1816 был открыт театр
"Фюнам-бюль" - наиболее демократич. бульварный т-р П., посещаемый гл.
обр. ремесленниками и рабочими; здесь выступал Ж. Б. Г. Дебюро,
знаменитый актёр пантомимы. В 1820 основан т-р "Жимназ", где сложился
блестящий актёрский ансамбль, а в репертуаре утвердились жанры комедии и
водевиля. В 1822 открылся т-р "Ателье" (под наев. "Т-р Монмартра"). Т-р
"Порт-Сен-Мартен" стал к этому времени любимым т-ром оппозиционно
настроенной молодёжи. Т-ры "Гете" и "Амбигю-комик" ставили "кровавые"
мелодрамы. Т-ры "Водевиль" и "Варьете" по-прежнему привлекали
демократич. зрителя жизнерадостной, а иногда и едкой насмешкой, высоким
комедийным мастерством. "Комеди Франсез" продолжал оставаться
субсидируемым "королевским" т-ром, оплотом классицистского репертуара.
Во время революции 1830 т-ры П. с огромным энтузиазмом откликнулись
на политич. события. В спектакле т-ра "Водевиль" "27, 28 и 29 июля"
Дювера и Араго показывались сцены баррикадных боёв, приветствовалось
уничтожение цензуры и т. д. Были возобновлены пост. пьес, написанных в
годы революции 1789-94. Этапным событием в театр. жизни П. и всего
франц. т-ра 19 в. стала пост. "Эрнани" Гюго (1830, т-р "Комеди
Франсез"). В 1831 правительством Луи Филиппа был издан закон, к-рый
запрещал т-рам "подстрекательство к действиям" против короля, религии и
т. п. В 1835 были проведены т. н. "сентябрьские законы", к-рые
восстановили строгую цензуру, карали штрафом противоправительственные
выпады и т. п. Среди новых т-ров, открытых в 30-е гг., бульварные т-ры:
"Эберто" (в 1830, под назв. "Батиньоль-Монсо"), "Фоли-драматик" (в
1831), "Ренессанс" (в 1838). Ведущий жанр в бульварных т-рах этого
времени - мелодрама, к-рая постепенно утрачивает социально-обличит.
тенденции. После разгрома Парижского восстания под рук. Л. О. Бланки
(1839) к власти пришли наиболее консервативные круги франц. финансовой
буржуазии. В репертуаре 40-х гг. утверждаются пьесы, выражающие интересы
этих кругов. В 1848 в дни вооружённой борьбы на улицах П. мн. т-ры были
закрыты. В работавших т-рах перед началом спектакля исполнялась
"Марсельеза". Т-р "Порт-Сен-Мартен" после утренних боёв устроил
бесплатное представление, открывшееся пением "Марсельезы" и продолженное
показом социальной мелодрамы "Парижский тряпичник" Пиа, в к-рой
развращённости финансовой буржуазии противопоставляется моральная
чистота представителей демократич. слоев. Поражение парижского
пролетариата в июне 1848 и победа реакц. буржуазии сделали невозможными
любые проявления революц. настроений.
В 50-60-х гг. 19 в. в стране бурно развивались промышленность и
торговля. П. стал мировым финансовым центром, отражавшим "золотой век"
бурж. Франции. Во время Второй империи (1852-70) в П. возникли
многочисл. т-ры лёгких жанров; ставились преим. водевили, оперетты,
фарсы и т. п., устраивались разнообразные развлечения в увеселит. садах,
кафе, кабачках. В 50-70-х гг. открыты: т-ры оперетты "Буфф-Паризьен" (в
1855), "Т-р Дежазе" (в 1859), "Фо-либержер" (в 1872; позже стал
мюзик-холлом), кафе-концерт и драм. т-р "Т-р Эдуарда" (в 1858),
театр-цирк "Шато-д'о" (в 1866; с 1883 работал под раал. назв., с 1903
наз. "Альгамб-ра"). Наиболее популярным т-ром оперетты в П. стал во 2-й
пол. 19 в. т-р "Фоли-драматик". В 1862 было построено здание оперного
т-ра, где были осуществлены триумфальные пост. опер "Травиата",
"Риголетто"; в 1898 этот т-р был приобретён Сарой Бернар и назван её
именем. В 1871 "Королевская академия музыки" была переименована в Нац.
т-р оперы, к-рый с 1875 наз. "Гранд-Опера".
В дни Парижской Коммуны 1871 правительство приступило к перестройке
т-ра, стремясь превратить иск-во в средство обществ, воспитания. Но в
короткий срок существования Коммуны не удалось внести значит, изменений
в характер театр. жизни П. В дни Коммуны т-ры, ненавидевшие рабочее
правительство (в т. ч. "Водевиль", "Комеди Франсез"), перестали
работать. Лишь отдельные актёры (Агар, Борда) участвовали в концертах
для народа и армии.
В конце 19 в. в П. были организованы А. Антуаном "Свободный театр" (в
1887) и Т-р Антуана (в 1897, см.Антуа-на театр), деятельность к-рых
противостояла коммерч.т-рам, не заинтересованным в художеств. ценности
спектакля. Кризис бурж. т-ра на рубеже 19-20 вв. сказался в художеств.
практике парижских т-ров- "Театра сГ ар" под рук. П. Фора (открыт в
1890) и "Эвр" под рук. О. М. Люнье-По (открыт в 1893). В нач. 20 в. в П.
открылся "Т-р д'ар", в к-ром эстетские спектакли ставил реж. Ж. Руше.
Своеобразный протест против пошлости, господствовавшей на сцене т-ров
П., проявился в деятельности т-ра "Въё коломбье", основанного Ж. Копо (в
1913). В 1913 открылся "Т-р Елисейских полей" (см. "Елисейских полей
театр"), где выступала рус. балетная труппа под рук. С. П. Дягилева,
проходили гастроли Ф. И. Шаляпина. Накануне 1-й мировой войны П.
становится, по выражению Р. Роллана, "ярмаркой на площади".
Дельцы-предприниматели организовывали пышные мюзик-холльные ревю,
выступления разл. "звёзд".
В 1920 р П. начал работу Национальный народный театр под рук. Ф.
Жемье. В 1922 с приходом реж. Ш. Дюллена активизировалась деятельность
т-ра "Ателье". В здании Т-ра Елисейских полей с нач. 20-х гг. выступали
наиболее значит. труппы 1-й пол. 20 в.- Ж. Питоева, Л. Жуве. Наиболее
популярным бульварным т-ром П. стал "Жимназ". В 1930 получил известность
т-р "Монпарнас" (существовал с 1772), к-рый возглавил реж.Г. Бати.В 30-е
гг. во время борьбы Нар. фронта в П. возник Нар. т-р под рук. А.
Лесюэра, был организован Дом культуры, в работе к-рого принимали участие
театр. деятели.
Во время 2-й мировой войны и фашистской оккупации мн. актёры
парижских т-ров приняли участие в Движении Сопротивления (в т. ч. Б.
Бретти, Ж. Йоннель). Среди пост. этого периода: "Мухи" Сартра (1943,
Гор. т-р) - памфлет, направленный против фашистской диктатуры,
"Антигона" Ануя (1943)-спектакль, проникнутый тираноборч. пафосом. В
1940 во главе т-ра "Ателье", развивающего прогрессивные принципы Ш.
Дюллена, стал А. Барсак. В 1946 начали работать "Т-р де пош" и труппа М.
Рено - Ж. Л. Барро (в наст. время выступает в здании т-ра "Одеон").
В П. ок, 60 т-ров, в т. ч. гос. т-ры "Гранд-Опера", "Опера комик",
"Комеди Франсез", Нац. нар. т-р (помещается во дворце Шайо), Обширную
группу т-ров П. составляют частные т-ры "Амбигю", "Жимназ",
"Пале-Рояль", "Порт-Сен-Мартен", "Нувоте","Варьете","Капюсин" и др.Все
драм.т-ры, кроме "Комеди Франсез" и Нац. нар. т-ра, имеют временные 1
труппы, создающиеся для пост. одной пьесы. В большинстве т-ров
господствует развлекат. репертуар, сближающийся с программами многочисл.
кабаре ("Мулен руж" и др.), театров-варьете, мюзик-холлов ("Казино де
Пари", "Фоли бержер", "Лидо"). Большую часть репертуара театров П.
составляют также пьесы на мистико-религиозные и мелодраматические
сюжеты, драматургия т. н. "театра абсурда".
Работают т-р пантомимы М. Марсо, цирки "Сирк д*ивер" (осн. в 1852),
"Медрано" (осн. в 1875). В Т-ре Сары Бернар проходят Междунар. фестивали
драм. иск-ва, во время к-рых выступают театр. коллективы всего мира. В
П. находится между нар. центр Международного ин-та т-ра.
Среди высших учебных заведений П.- Консерватория (осн. в 1795) и
Схола канторум (осн. в 1894).
В П. издаются театр. журналы: "Театр" ("Theatre"), "Ревю де л'истуар
дю театр" ("Revue de histoire du theatre"), "Пари театр" ("Paris
theatre"), "Авансен" ("Avant-scene") и др.
ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА - см. "Гранд-Опера". ПАРИК в т е а т р е (от итал.
parrucca)-одно из выразительных средств грима. Применяется гл. обр. в
тех случаях, когда собственные волосы актёра не дают возможности сделать
необходимую для данной роли причёску. П. способствует значит, изменению
внешности актёра (так, напр., с помощью П. и различных волосяных наклеек
можно изменить овал лица). П. изготовляется из человеческих волос,
шерсти буйвола и ангорских коз, синтетич. нитей (капрона, нейлона),
прикреплённых к матерчатой основе - монтюру, сшитому из тюля, газа и др.
тонких тканей. Правильно подобранный П. (общий силуэт, цвет волос,
причёска), иногда дополненный волосяными наклейками (борода, усы, баки),
позволяет подчеркнуть эпоху, в к-рую разыгрывается действие спектакля,
социальное положение, национальность и возраст героя, а также отдельные
присущие ему личные качества (напр., аккуратность или небрежность,
равнодушие к своей внешности или преувеличенное внимание к ней, вкус или
вульгарность и т. д.). Характер П., как и грима в целом, зависит от
особенностей пьесы и её образов, от стиля художеств. оформления
спектакля и от актёрского и режиссёрского замыслов. Большое
распространение в т-ре имеют историч. П., типичные для определённой
эпохи, напр. т. н. "моль-еровские" пудреные П., парики 18 в. с "косой" и
буклями, гладкие женские П. 19 в. с локонами, ниспадающими с висков, и
т. д. Иногда П. придаётся утрированный, даже гротесковый характер.
Широко используются П. комедийного, сатирич. характера, а также П.
возрастные. В спектаклях на совр. тематику применение П. связано с
необходимостью привести внешность актёра в соответствие с индивидуальной
характеристикой героя. А. К а ж.
ПАРЛИЧ (РагИс), Дмитрий (р. 19.X.1919) - югосл. артист балета и
балетмейстер. Учился у Т. Гзовской, О. И. Преображенской и др. В 1938
дебютировал в Белградском оперном т-ре, с 1941 был первым танцовщиком
т-ра. Выступал в балетных труппах разл. оперных т-ров (Берлин, 1942-43;
Вена, 1943-44;
Загреб, 1945-46, и др.). В 1947, вернувшись в Белград, начал работу
как балетмейстер, пост. балеты: "Коппелия" (1948), "Ромео и Джульетта"
(1949), в к-ром исполнил партию Ромео. В 1958-62 П.- гл. балетмейстер
Венской гос. оперы, в 1962-63 - римского т-ра "Опера". П.-один из
ведущих балетмейстеров Югославии. Помимо сюжетных балетов, ставит совр.
бессюжетные балеты, на симф. музыку. Его иск-во отражает влияние
творчества балетм. Дж. Баланчина.
Пост.: "Петя и Волк" на муз. Прокофьева (1951, Белград), "Любовь и
колдовство" на муз. де Фальи (1954, там же), "Чудесный мандарин" Бартока
(1957, там же), "Мечты" на муз. Берга (1958, Эдинбург), танцы в опере
"Проданная невеста" (1959, Милан), "Битва" на муз. Банфильда ("Поединок
Танкреда и Клоринды", 1962, Белград) и др.
Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
ПАРМСКИЙ ТЕАТР - см. Фарнезе театр.
ПАРНАКЭС (наст. имя и фам.- Макар Т е р-Саркисян) (1855-1912) - арм.
драматург. Был учителем, актёром-любителем. Писал одноактные комедии и
водевили, ставившиеся в дореволюц. арм. т-ре:
"Поэт", "Литературный вечер", "Холера", "Лекция", "200 ООО", "Ниссия"
и др. Пьесы П. отличаются мягким юмором, живым, выразительным языком,
метко характеризуют совр. писателю нравы. В. Т.
ПАРНЭ (наст. фам. - Васильев), Георгий Васильевич (1901-1.V.1937) -
чуваш, сов. актёр, режиссёр. Засл. арт. Чуваш. АССР (1933). Будучи в
рядах Красной Армии, участвовал в спектаклях чуваш. передвижного т-ра
при Казанском политотделе Зап. армии (1920). В 1921-22 - актёр и
режиссёр Ци-вильского чуваш, нар. т-ра, с 1923-Чуваш, гос. т-ра. Играл
роли героев-Сетнер ("Айдар" Осипова) и др. В 1925-28 - актёр и ассистент
реж. студии "Чуваш-кино". В 1932 окончил ВГИК. В 1932-37 - гл. реж.
Чуваш, гос. т-ра.
Роли: Громов ("Аристократы" Погодина), Ахмет ("В огне" Айзмана),
Шакман ("Садур и Илем" Максимова-Кошкин-ского).
Пост.: "В деревне" Павлова (1932), "Айдар" Осипова, "Аристократы"
(1934), "Платон Кречет" (1935), "Свои люди- сочтёмся" (1935).
Спектакли П., отличавшиеся глубиной мысли, социальной заострённостью,
способствовали становлению чуваш, т-ра. ф. р.
ПАРОД (itdtpoSoc) - 1) В др.-греч. т-ре - открытый проход на орхестру
между амфитеатром и зданием скены. Через П. перед началом спектакля
входила часть зрителей, во время спектакля - хор. В 1 в. н. э., когда по
рим. образцу были перестроены греч. т-ры, П. были наглухо заделаны.
Проход актёров через П. имел условный смысл: через западный (правый от
зрителей) П. вступал хор, якобы приходивший из Афин (актёр - через зап.
дверь, ведшую на проскений), через вост. (левый) П.- хор, приходивший из
чужой страны.
2) В др.-греч. трагедии и древней аттич. комедии - первая вступит,
песнь хора. Исполнялась под звуки маршевой музыки и сопровождалась
танцами. Часто П. был соединением лирич. партии хора с монологом или
диалогом актёров (напр., в "Прометее" Эсхила). Пение чередовалось с
речитативом, декламацией. П. следовал обычно сразу за прологом. Две из
дошедших до нас трагедий Эсхила ("Просительницы", "Персы") начинались с
П.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940. См. также
лит. к ст. Древнегреческая драматургия и Древнегреческий театр. Над. М.
ПАРОДИЯ (греч. TCaptpSia, от пара - против, вопреки и ?5ij - деснь,
букв.- песнь наизнанку) -лит. жанр; произв., представляющее собой комич.
или сатирич. переосмысление к.-н. явления иск-ва. Темой П. может быть
также определённое общественно-политич., бытовое или др. событие. П.-
своеобразное ответвление комедии, сатиры. Осмеивая то или иное явление,
П. вызывает иронич., критич. либо отрицательное отношение к нему. Основа
П. строится обычно на подчёркнутом противопоставлении, контрастирова-нии
формы и содержания; используя характерные отличия внешней формы
пародируемого оригинала, создатели П. облекают в эту форму новое, не
соответствующее ей содержание. Происходит неизбежное смещение
первоначальных представлений и образов другими. Эта контрастность даёт
определённый комедийный эффект.
П.- одно из острых средств художеств. полемики и критики - всегда
использовалась в драматургии и т-ре. Ещё в Др. Греции к П. обращался
Аристофан ("Облака" - П. на софистов и Сократа;
"Женщины на празднике Фесмофорий", "Лягушки" - П. на трагедии
Еврипида). В Англии 17-18 вв. в жанре П. были написаны пьесы "Рыцарь
пламенеющего пестика" Бомонта и Флетчера (1607) на пьесу Т. Хейвуда
"Четыре лондонских подмастерья";
"Репетиция" Дж. Бекингема (Дж. Вилье, герцога Бекингемского, 1671) -
П. на героич. драму Дж. Драйдена; "Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть
Великого мальчика-с-пальчика" Филдинга (1730) и "Критик" Шеридана (1779)
- П. на нек-рые явления драматургии тех лет. Во Франции многочисленные
П. созданы в парижском т-ре "Комеди Итальенн" и в ярмарочных т-рах, в т.
ч.: "Глупая ссора или Критика "Андромахи"" Скобинни (1668), "Эдип
наизнанку" (1718), "Болус" (1731) Пирона - П. на трагедии "Эдип" и
"Брут" Вольтера, "Роковая вилка" (1826), "Романтический Эдип" (1829)
Платена-П., высмеивавшие "трагедию рока".
С П., в частности, связано возникновение оперетты - пародийные
оперетты Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха (50-е гг. 19 в.).
В России П. восходит к драматургии А. П. Сумарокова. В комедии
"Тресотиниус" (1750) автор осмеивал поэта В. К. Тредиаковского. К П.
относятся "Трумф" (1800) И. А. Крылова - П. на классицистскую трагедию,
"Урок кокеткам, или Липецкие воды" Загоскина (1815)-П. на
сентименталистское направление в лит-ре. В 20 в. жанр П. развивали т-ры
"Кривое зеркало" и "Летучая мышь" ("Вампука" - П. на оперные штампы,
"Ревизор"-на совр. режиссуру), а в сов. время - "Синяя блуза", т-р Дома
печати, Моск. и Ле-нингр. т-ры миниатюр.
Особой популярностью пользуется П. в цирке, в кукольном т-ре, на
эстраде: с П. выступают Карандаш (M. H. Румянцев), Олег Попов, С. В.
Образцов, А.-И. Райкин, Л. О. Утёсов и мн. др.
Лит.: Бегак Б."Кравцов H., Морозов А." Русская литературная пародия,
М.-Л., 1930; Б е р-к о в П. H., Из истории русской пародии XVIII-XX
веков, в сб.: Вопросы сов. литературы, т. V, М.-Л., 1957; К у з не-ц о в
Ев г., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 293-98; Delepierre
(О.), La parodie, L., 1871;
Um lauft Fr., Das Buch der Parodien und Travestien aus alter und
neuer Zeit, 2. Aufl., W., 1909; L i n d s а у F.W., Dramatic parody by
marionettes in Eighteenth century Paris, N. Y., 1946. Л. Шн,
ПАРОНЯН, Акоп Ованесович [2(14).XI.1843, Адрианополь,-27 .V.1891,
Константинополь] - арм. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в
сер. 60-х гг. 19 в. комедией "Слуга двух хозяев". В 1868 в
Константинополе написал комедию ".Восточный дантист", в 1870 - "Льстец".
Редактировал газеты "Татрон" (1874-77) и др., где
---------- печатал литературоведч. и театральные статьи, переводы с
франц., греч., был основоположником реалистич. направления в зап.-арм.
литературе и драматургии. Творчество П. открывает новый период развития
зап.-арм. литературы, начало утверждения реализма. Высмеивая мелодрамы и